Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза», описание в цитатах
Кулигин. Художник С. В. Герасимов |
Кулигин является одним из второстепенных персонажей драмы «Гроза» Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза».
Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Кулигина
Кулигин является одним из жителей города Калинов. Ему около 50 лет. Кулигин — мещанин, простой человек, механик и часовщик-самоучка. Он мечтает изобрести «вечный двигатель», или перпетуум-мобиле (от лат. perpetuum mobile). Он в душе поэт, любит природу и ценит красоту окружающего мира. Кулигин читает книги, любит поговорить на разные темы и поделиться своей мудростью с другими.
Механик Кулигин — хороший и честный человек. Он готов трудиться на пользу общества и делать жизнь в городе лучше. Но его стремления никто не поддерживает. Он является носителем «новых взглядов» в пьесе. Его мировоззрение не похоже на мировоззрение большинства жителей города.
Описание Кулигина в цитатах
Кулигин — 50-летний мужчина, «старик»:
«…пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу…»
«…Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!..» (Кабаниха о Кулигине)
Кулигин принадлежит к мещанскому сословию:
«…мещанин…»
По профессии Кулигин — самоучка-механик и часовщик:
«…часовщик-самоучка…»
«…Механик, самоучка-механик…»
Кулигин — хороший человек:
«. ..Какой хороший человек!..» (Борис о Кулигине)
«…Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет…»
Кулигин — честный человек:
«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..»
Кулигин — скромный, «маленький человек»:
«…Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго…»
Кулигин — смелый человек:
«…А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь…»
Кулигин — умный человек. Он дает полезные советы другим людям:
«…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить…» (Кулигин дает совет Тихону)
Кулигин любит природу:
«. ..Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита…»
«…Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости…»
Кулигин ценит красоту окружающего мира:
«…все-таки украшение – для глаз оно приятней…»
Кулигин — поэт в душе:
«…Я было хотел все это стихами изобразить…»
Кулигин читает книги:
«…Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания…»
Кулигин любит поговорить, «рассыпать разговор»:
«…Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!..»
«…Ишь, какие рацеи* развел! Есть что послушать, уж нечего сказать!..» (*рацеи — наставления)
Кулигин — мечтатель:
«. ..Мечтает себе и счастлив…»
Самоучка Кулигин мечтает создать вечный двигатель («перпетуум-мобиле»):
«…Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! <…> Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают…»
«…Борис. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?
Кулигин. Непременно, сударь!..»
Кулигин также хочет установить солнечные часы в городе для красоты и удобства:
«…сейчас подойдете и видите, который час…»
Кулигин хочет установить громоотвод в городе для общей пользы:
«…Какие такие там у тебя громовые отводы?..»
Кулигин хочет быть полезным обществу и улучшить жизнь людей в городе:
«…я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки…»
«…ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. ..»
«…Кабы я со своим делом лез, ну, тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы…»
Кулигин готов трудиться даром на благо общества:
«…Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?
Критика об образе Кулигина
«Если искать в драме протеста против злых элементов «темного царства», то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» Островского, описание героя в цитатах из драмы.
Смотрите также: Все материалы по пьесе «Гроза»
«ПРЕКРАСНЫЙ ТИП КУЛИГИНА, ТИП НЕ ВЫМЫШЛЕННЫЙ…»
Александра Николаевича Островского по праву считают основоположником русского национального театра. Кажется, не было такого уголка русской действительности XIX века, которого бы не представил драматург своим зрителям. Его пьесы показывают и жизнь Москвы, и глубинного захолустья, нравы дворянства и чиновничества, купечества и мещанства. Они рассказывают о нелегкой доле провинциальных артистов и о ханжеской изворотливости мнимых «странников», о «блаженных» и о специфическом ремесле бойких свах… Он впервые вывел на сцену замечательный образ русского талантливого простолюдина, тянущегося к научным знаниям и мечтающего послужить людям. П. И. Мельников-Печерский в статье, посвященной драме А. Н. Островского «Гроза», обратил внимание на новый для театра «прекрасный тип Кулигина, тип не вымышленный, <…> живьем взятый из среды нашего народа, тип тех безвестных людей, которые, как ни забиты деспотизмом общественным и семейным, как ни безызвестны в тихой доле своей, все-таки составляют законную гордость России и стоят выше, несравненно выше многих, очень многих людей».
Александр Николаевич Островский. Фотография 50-х годов XIX века.
Московская губернская (первая) гимназия, где учился Островский.
Москва. Вид на Замоскворечье. Фотография начала ХХ века.
Вид на Костромской кремль. Гравюра середины XIX века.
Кострома. Из этой беседки Островский любовался открывающимися видами Волги.
Ансамбль торговой площади Костромы: слева — Большие мучные ряды (1773), справа — пожарная каланча (1823-1826).
Иван Петрович Кулибин — гениальный самоучка: механик, конструктор и изобретатель. Его также считали прототипом одного из героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» — Кулигина. Об этом говорит и близкое созвучие фамилий.
Портрет архитектора-самоучки И. С. Гагина работы неизвестного художника — экспонат Краеведческого музея города Касимова.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Собственноручный эскиз И. С. Гагина — экспонат Краеведческого музея города Касимова. На эскизе центральный корпус Торговых рядов. На фото внизу — этот же корпус (слева) и здание Краеведческого музея (ранее — дом Алянчикова).
‹
›
Открыть в полном размере
Мещанин из города Пучежа
В книге «Гроза» А. Н. Островского» (М., 1955) А. А. Ревякин приводит два имени, несомненно известных писателю и, видимо, повлиявших на создание образа Кулигина. Один из них — Павел Алексеевич Зарубин, мещанин из города Пучежа Костромской губернии. Его отец держал барки для перевозки грузов по Волге. Но заработки были случайными, и семья еле-еле сводила концы с концами. Павел с детства помогал отцу, из-за чего не мог посещать училище. Кое-как выучившись дома азам грамоты, он с увлеченной настойчивостью занялся самообразованием. Но когда скончался отец, а «кормившие семью» барки погибли во время бури, Павел стал осваивать разные ремесла: мастерил для местных обывателей нехитрую мебель, шил сапоги и рукавицы, начал чинить часы.
Но более всего его привлекала серьезная наука. Где мог, он доставал пособия по математике, физике, механике, астрономии. Овладев чертежным искусством, Зарубин в 1842 году поступил чертежником в костромскую губернскую канцелярию. Но практическая смекалка и научные знания, приобретенные им, побудили его попробовать свои силы в изобретательстве. Однако открывшийся у Зарубина дар приносил ему в провинциальной глубинке немало неприятностей. Первые конфликты начались у Павла еще в юности, с отцом. Тот, замечая, что сын, улучив свободную минуту, забивается в угол с какой-то мудреной книгой, и считая это непростительной для простолюдина блажью, нередко увесистым подзатыльником возвращал юношу из мира стройной гармонии цифр и формул к скудной действительности мещанского существования.
На службе Зарубин тоже не встретил понимания. Кулигина, предложившего в «Грозе» Островского установить в городе громоотвод, Дикой хотел потащить на расправу к городничему. А реальному Зарубину, представившему в Академию наук без ведома местного начальства придуманные им приборы для более точного измерения местности и межевого дела, пришлось почти две недели посидеть в «холодной» под арестом. Отпуская же на свободу, ему попросту пригрозили уволить, если он впредь не оставит своих изобретательских затей.
В начале 50-х годов XIX века Зарубин перевелся в Москву в канцелярию Межевого корпуса. Тогда же вышла его брошюра «Описание планиметра». Предложения Зарубина, их новаторство оценили не только в столице, но и за рубежом: Петербургская и Парижская академии удостоили его премий. Живя в Москве, Зарубин познакомился с Островским и бывал в его доме. Оказалось, что Павлу Алексеевичу не чужд и литературный талант. В 50-е годы разные газеты и журналы публиковали его очерки о русском провинциальном быте, о жизни купцов, мещан и простолюдинов. Позднее эти наблюдения составили большую книгу «Темные и светлые стороны русской жизни» (1872).
Рассуждения Кулигина в пьесе «Гроза» о «жестоких нравах» города Калинова очень сходны с повествованием Зарубина о «темном царстве» захолустной глубинки — суевериях, сплетнях, агрессивном невежестве обывателей, нищете простонародья и неуемной алчности купечества, прикрываемой религиозным ханжеством.
В «Грозе» Кулигин рассказывает, как местные богатеи, считающие себя хранителями истинного благочестия, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», и, проповедуя патриархальный культ семьи, в то же время грабят родственников, «своих домашних едят поедом». У Зарубина в очерке есть яркий образ «почтенного» хлеботорговца: голодный, неурожайный год, в который он по огромной цене сбыл гнилой, залежалый хлеб, купец называл «божьей благодатью» и усердно молился о его повторении.
Кулигин у Островского (как и реальный Зарубин) питал склонность к литературным занятиям и признавался другому герою пьесы, Борису, что хотел бы написать о всех неблагополучиях своего городка, из-за которых болит его душа. Борис откликается: «Вы бы и написали. Это было бы интересно». На что Кулигин отвечает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так за мою болтовню достается».
В то время, когда Островский заканчивал свою «Грозу», его приятель Зарубин переживал трудности на службе.
Честность в делах, выявление небрежных ошибок, а порой и заведомых махинаций межевых чиновников, непримиримое отношение к окружающей неправде и резкие слова по этому поводу привели Зарубина к отставке. В 1860 году он уехал в родной Пучеж.Герой пьесы Островского Кулигин осуждал местных купцов, властно распоряжавшихся в городе Калинове. Зарубин же в письме 1862 года к издателю А. А. Краевскому осмелился критиковать правительство и общие порядки Российской империи: «Хорошо теперь лишь бесчестным, бессовестным людям <…> Следуя примеру правительственных представителей, народ до того привык к бесчестному делу, что не может уже различать поступка честного от бесчестного».
И все же Зарубину повезло больше, чем литературному герою, для которого он послужил прототипом. Благодаря незаурядным талантам и приобретенной известности Павлу Алексеевичу не суждено было бесследно пропасть в уездной глухомани. Его пригласили в Петербург, где в 60-е годы он становится помощником директора Императорского сельскохозяйственного музея.
Первый умелец в округе
Отец Островского купил имение Щелыково под Костромой и в 1848 году повез туда всю семью. Кострома произвела на Островского большое впечатление, в дневнике он с восторгом описывал городской сад на волжском откосе, беседку, из которой открывался чудесный заречный вид. Этот пейзаж впоследствии, возможно, лег в основу ремарки первого действия «Грозы»: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид».
Недалеко от беседки, которая так полюбилась Островскому, согласно местным преданиям, в то время находились солнечные часы. Их устроил местный самородок-изобретатель Александр Васильевич Красильников. В «Грозе» Кулигин уговаривал Дикого расщедриться на устройство подобных часов на набережной: «А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение….»
Красильников — сын костромского купца третьей гильдии — в 20 лет удивил горожан необычным поступком, который многие посчитали «сумасбродством». После смерти отца он продал доставшуюся ему по наследству лавку с товарами, записался в мещане и самозабвенно занялся изучением различных наук. То, что возраст для учебы был весьма изрядный, его нисколько не смущало. Он, как и Кулигин, вдохновлялся примером Ломоносова. Вскоре он прослыл первым умельцем в округе и стал делать для нужд училищ и зажиточных горожан компасы, астролябии, гидрометры, электрические машины и многое другое.
Местные обыватели охотно пользовались часами (карманными и большими, комнатными), изготовленными Красильниковым. А неуемный самоучка искал все новых познаний и сфер деятельности. Овладев по книгам основами архитектурного искусства, он начал возводить городские здания, вполне в этом преуспев. Особенно ему удавались церковные колокольни: стройные, легкие, украшающие городские ландшафты. Красильникову приписывают одну из лучших колоколен в центре города — возле церкви Спаса в гостином дворе (дошедшую до нашего времени).
П. П. Свиньин в 1820 году опубликовал в «Отечественных записках» очерк о Красильникове, в котором с восторгом рассказывал о незаурядных дарованиях костромича, о его скромности и бескорыстном служении общественному благу. Трудно сказать, насколько мог быть знаком Островский с этой статьей, но сведения о Красильникове ему, несомненно, были известны. С Красильниковым дружил его дядя, протоиерей П. Ф. Островский, живший в Костроме.
В то время, когда драматург работал над «Грозой», его дядя писал «Исторические записки о Костроме». В них говорилось: «Красильников — замечательная для Костромы личность <…> Без особого руководите ля, одним внимательным усидчивым чтением книг он приобрел довольно основательные сведения в области науки по части механики, архитектуры, физики, химии, оптики и астрономии. Над красивым своим каменным домом Красильников устроил для себя обсерваторию, приготовив для нее своими руками почти все нужные инструменты <…> Днем Красильников не отказывал никому в своих услугах, а тишину ночи посвящал благоговейному созерцанию звездного неба в своей обсерватории».
Красильников скоропостижно скончался в 1852 году во время эпидемии холеры. Но при его жизни Островский дважды (в 1848 и 1851 годах) бывал в Костроме. По предположениям местных краеведов, П. Ф. Островский наверняка рассказывал о Красильникове своему племяннику, а может быть, и познакомил их. Возможно, именно от Красильникова перешло к Кулигину увлечение астрономией. Герой Островского то с воодушевлением цитирует Ломоносова:
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна,
то восхищается: «Комета ли идет, — не отвел бы глаз! красота! звезды-то уже пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался!»
И еще один прототип
По духовному складу и жизненному пути близок Зарубину и Красильникову мещанин Иван Сергеевич Гагин из городка Касимова на Оке. Его предки принадлежали к купеческой среде. Сам он стал владельцем маленькой посудной фабрики и занимался экспериментами по производству фарфора. Но его интересы были куда обширнее: физика и механика, история и археология… Он начал изучать древнейшие поселения, обнаруженные в окрестностях Касимова, и составил их описание, которым до сих пор пользуются специалисты. На свои разнообразные научные изыскания Гагин потратил все состояние, потерял фабрику и поступил на службу землемером.
Как и Красильников, Иван Сергеевич сам сумел постичь все тонкости непростого архитектурного дела и выстроил в городе немало самобытных, красивых зданий. Они и создали неповторимый, привлекающий ныне туристов облик Касимова.
С Кулигиным Гагина сближает мечтательный, романтический склад души. Кулигин готов бесконечно любоваться окружающей Калинов природой. Гагин же хотел сделать неповторимо прекрасным свой затерянный в мещерской глуши городок. На главной площади он задумал поставить собор Воскресения Христова, мощь и великолепие архитектурного убранства которого превзошли бы знаменитый собор Святого Петра в Риме. По проекту Гагина собор должны были окружать семь церквей-приделов (в память о семи днях творения, семи днях недели и т. д.). А вокруг главного купола двигалось бы по солнцу золоченое изображение Спасителя — символ духовного света. Разумеется, этот грандиозный проект, как и многие другие замыслы Гагина, оказался неосуществимым.
И у Гагина и у Кулигина была заветная, но совершенно фантастическая мечта, которой оба посвятили всю свою жизнь. Кулигин пытался создать «вечный двигатель», чтобы полученную за изобретение премию употребить на помощь бедствующему городскому простонародью. Гагин надеялся раздобыть средства на строительство большой светлой богадельни, чтобы обогреть в ней местную бедноту. В его бумагах сохранилось несколько планов этого здания с нарядной домовой церковью, просторными жилыми корпусами и затейливыми крылечками. Эти планы скорее напоминали загородный дворцовый ансамбль, чем приют бедняков.
Редактор журнала «Москвитянин» историк М. П. Погодин, познакомившись с Гагиным в Москве, был очарован этой бескорыстно-самоотверженной личностью. В 1846 году Погодин даже специально приезжал в Касимов, чтобы еще раз повидаться с Гагиным, но не застал его в живых. Островский, в конце 40-х годов вошедший в редакцию «Москвитянина», вполне мог слышать от Погодина об этом удивительном человеке. На такое предположение наводят ранние наброски «Грозы». Кулигин в них, как и Гагин, увлекался историческими изысканиями. И надеялся получить деньги не за изобретение «вечного двигателя», а «за историю». «За какую?» — удивленно спрашивал Борис. И Кулигин пояснял: «Историю нашего города пишу — о татарах».
Если думать, что под этим подразумевались события татаро-монгольского нашествия, то вряд ли разорение напавшими на Русь захватчиками маленького городка могло дать материал для целой «истории города». А вот у Касимова действительно была необычная историческая судьба, связанная с татарами. Древний русский Городец Мещерский в XV веке московский князь Василий II (Темный) передал в удел казанскому царевичу Касиму, перешедшему к нему на службу. С тех пор и до конца XVII столетия город оставался маленьким татарским «ханством», затерянным посреди русских просторов. В рукописях Гагина были исследования на эту тему: «Описание о водворении татарских царей в Городце Окском», «Краткая сложность о касимовских царях татарских и памятниках с их времени существовавших». После смерти Гагина часть его бумаг была передана Погодину, и тот, несомненно, знал об этих исследованиях.
Кроме того, когда в 1837 году Касимов посетил цесаревич Александр Николаевич со своим наставником В. А. Жуковским, Гагин был представлен наследнику и преподнес историко-статистическое описание своего города с десятью собственноручными рисунками. Александр отблагодарил его золотой табакеркой, а впоследствии прислал золотую медаль. Не этот ли эпизод послужил основой для чернового рассказа о Кулигине, уповавшем на награду за свое историческое разыскание? Но уникальные «татарские» страницы в истории Касимова были нетипичны для собирательного образа глубинного русского городка, и от татарской темы в окончательном варианте пьесы сохранилась лишь возмущенная реплика Дикого, раздраженного предложением Кулигина поставить в городе громоотводы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин?» Может быть, неслучайным оказалось и созвучие названий городов — Калинов и Касимов.
Погодин рассказывал, как однажды поведал о Гагине одному «бывалому русскому человеку» и тот заметил: «Точно ваш Иван Сергеевич, по всему видно, был святая душа, но такие люди у нас по городам не диковинка, много встречал я их на своем веку…» Кто был этот собеседник? Может быть, сам Островский? А может, и Мельников-Печерский, обративший особое внимание на образ Кулигина и увидевший в таких людях залог большого будущего России: «Да, велика, прекрасна будущность нашей милой родины, — и все ее величие, вся красота ее теперь, — еще как алмаз в грубой коре, кроется в нашем народе, полном нерастраченных, не промотанных еще на рынке роскоши, пустоты и тщеславия духовных сил».
Изображение кулигинского персонажа из грозы. Сочинение «Образ Кулигиной в спектакле «Гроза
» Среди героев спектакля А.О. Островского «Гроза» Кулигин — одна из ключевых фигур, хотя и не главная.
Механик-самоучка, реально смотрит на процессы, происходящие в городке. Кулигин понимает, что в жизни нужны перемены, что устои города устарели и их нужно менять, что старый мир рухнул на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Внимание на жестокость богатых людей, энтузиазм, ненависть, царящие вокруг, он еще советует смириться и как-то существовать.
Нерешительность способствует его бесстрашию и на предложение Бориса открыто разоблачить несправедливость, творящуюся в Калинове, он отвечает: «Я так-с, за свою болтовню попадаю».
В то же время он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает ему поэтические строки. О тонкостях его души говорит то, что он читает стихи, поет песни, любуется окружающей красотой. Его слова «Восторг! Чудеса, красота! Душа ликует!» может принадлежать только духовно красивому человеку. Мы не знаем о внешности его, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.
В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красотой Волги. Он любит свой город, своих жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет сырых прутьев, а частые грозы могут ему навредить, мечтает сделать солнечные часы, а также изобретает вечный двигатель и везут деньги, чтобы иметь возможность улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигиной не могут сбыться по той простой причине, что он беден, у него нет денег на все это, и никто не хочет ему помочь. Над его представлениями только глумятся, считая его странным человеком.
Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но позитивность этого образа в том, что он не относится к темной части городков городка, понимая, что грядет новое время.
Очерк о Кулигиной
Произведение «Гроза» Александра Николаевича Островского повествует о жителях местечка Калиново, в котором дворянская вседозволенность переходит границы. За этими помещиками никто не следит, и они вольны делать все, что хотят. Многие крестьяне просто терпят, а другие возмущаются их поведением, а есть и те, кто говорит это и сами дворяне.
Первый персонаж спектакля — Кулигин, слесарь-самоучка, которому более 50 лет, инициативный, но в то же время мечтательный. Сидит и любуется русской бескрайней природой, как говорят Кудряш и Шапкин. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи им восхищаются, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, причем без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, ему хочется улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к потерям и разочарованиям.
Если критик Добролюбова писал в своей критической статье, что Катерина луч света в этом темном царстве, то Кулигин может сказать, что это «Темное царство» не такое уж и мрачное. Но в то же время, несмотря на свой яркий луч, механику, как и всем, приходится терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах выступал против глуши и не хотел ему подчиняться, то Кулигин не хочет брать с него пример, он просто молчал, терпя все нападки. Он редко спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказывать свое личное мнение. Он понимает, что если он будет цепляться за драку, то все станет хуже, а если спор легко оскорбить, то его можно взять и заплакать. Но чаще всего, когда Кулигин пытается решить мировой спор, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются безуспешными.
Важно видеть, что именно он выдает, основные мысли автора и его мнение по поводу того или иного предмета. Это он говорит: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе жестокие!…». Он полностью осуждает ложь и лицемерие, эгоизм. Он не понимает, почему вельможи так жестко ко всему жестоки и не хотят помочь близким даже помочь по пустякам. Они все делают для себя и своих близких, а для своих подчиненных они и гроша не дадут. Кулигин, не является главным героем произведения, герой — драматический резонансный, но его можно считать одним из главных действующих лиц всей пьесы и драмы. Так же как и Катерина — главная героиня Драмы, он борется за честь и справедливость, за права простых крестьян. Он одновременно борется за любовь и справедливость и готов ради этого многое потерять, а сам Кулигин выдает все мысли автора.
3 вариант
В пьесе «Гроза» А.Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это, его образ интересен.
Мужчина работает слесарем. Он научился своему ремеслу самостоятельно. Он реалист и понимает, что с ними происходит в городе. Кулигин хочет изменить свою жизнь и жизнь города в целом. Он считает, что нужно идти дальше, а не стоять на месте. По его мнению, прежние устои, на которых жили жители города, давно устарели и необходимо придумать что-то новое. Он протестует против существующей системы. Его возмущала жестокость людей и ненависть, которая царит вокруг. Но все его протесты заканчивались только словами.
Он нерешительный человек. О его трусливости свидетельствует его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить несправедливость, творившуюся в городе. Но, Кулигин сказал ему, что о нем так много говорили и за это его не раз доставляли. Все это подтверждает его трусливый характер.
Мужчина был достаточно романтичен. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она была для него музой и вдохновением. Писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всеми, кто его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе Падшего большое внимание уделено раскрытию внутреннего мира Героя. В целом образ можно считать положительным.
Любит помечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, чтобы его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городе нет молотьбы. Он боится, что постоянные грозы могут навредить городу. Он хочет совершить какое-то открытие, а деньги, полученные в награду, потратить на поселки городка. Но это лишь его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает о своих идеях другим людям, они просто смеются вместе с ним. Голова человека забита только чистыми и добрыми мыслями.
В одиночку Кулигин не может изменить налаженную жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег, чтобы это сделать. На самом деле он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним одновременно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против благонамеренной системы. это положительный персонаж. Он не совершает плохих поступков и никому не причиняет зла. Кулигин мечтает о легкой пыли и ценит красоту природы.
Этим летом я ездил в лагерь. Билет отдали маме на работу. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил, что возьму пару машинок
Антону Павловичу Чехову всегда удавалось создавать необычные произведения, в которых был заложен глубокий смысл. Все зависит от человека, который открывает книгу известного писателя. Если читателю интересно узнать жизнь, ее законы
Гений. Что означает это понятие? Я думаю, это способность придумывать что-то новое, способность делать открытия. Всем известны великие ученые и художники, которые благодаря своему таланту
В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют те же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. Но островной образ Кулигиной в пьесе «Гроза» выполняет несколько иные функции. При анализе персонажей «Гроза» этому герою следует уделить особое внимание. Драматург Кулигина из «Грозы» характеристику дала более чем запоминающуюся.
Кулигин вовсе не такой простой персонаж, как может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигиной в «Грозе» немного напоминает характеристику мастера из Романа Булгакова. Это мечтательная натура, для которой конечным результатом не будет счастья. Счастье для них – путь к этому результату.
Кулигин отличается от Дикого и Кабани, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигиной в спектакле «Гроза» несколько иная.
Из определения автора в списке действующих лиц Читатель узнает, что Кулигин — механик-самоучка. То есть всему научился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозах» дополняются фразами из реплик других действующих лиц. Кулигиной 50 лет. Помимо своего азарта, механики могут смело говорить о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читает их произведения, к тому же можно говорить и о житейской мудрости: Это Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавляясь от влияния матери. В Кулигине много положительных качеств. Он добросовестный, так как проявляет желание заработать честным трудом; Его самоотверженность и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. Кстати, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин дает советы, а не приказывает. В нем есть вообще та злосчастная звериная жестокость и злость, которая есть у дикого удава. И лицемерия, как у Бориса, у Кулигина тоже нет. От Тихона Механика отличает стремление что-то делать, а от Катерины — отсутствие активного протеста.
Встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин восхищается тем, как все дышит жизнью и красотой: «Чудеса, воистину надо сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, брат ты мой, пятьдесят лет я Волгу каждый день ищу и не могу с удовольствием смотреть». фразе проскальзывает лиризм, который переполнен душой Кулигина. Но что дальше?
В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких правилах» города Калинова. Он как бы говорит экскурсоводу: «Посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, много примеров семейного произвола. Но здесь, чуть дальше, видно, как жадный купец обманывает простых людей И Грацес правит». На самом деле, если абстрагироваться от высокотехнологичных слов и выражений, Кулигин проводит что-то вроде экскурсии по жизни и порядку города.
При этом сам Кулигин ведет себя несколько опозоренно. Человек знает, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается. Кулигин не способен на активный протест, на который способна Катерина. Приспосабливаться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не умеет. Кажется, Кулигина совершенно не волнует грубость и дикая угроза. Эпизод с началом грозы яркое тому подтверждение. Кулигина вызывает непонятный страх перед обычным явлением природы, поэтому предлагает установить грубую утрату:
«Савель Прокофьич, потому что от этого ваша степень, для всех вообще людей.
Дикий Очнись! Какая польза! Кому нужна эта льгота?
Кулигин. Да хоть тебе, твоему диплому, Савел Прокофьич. »
Кулигин продолжает настаивать на своем даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить, как червя».
Какие стороны природы раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин выступает за общее благо. Обмолот будет полезен жителям города, но с другой точки зрения, позволит реализовать механикам некоторые их идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в выгодности такого строения, Кулигин Лебеситис и ведет себя так же, как и те, кто пришел просить дикие деньги.
В характеристике Кулигина из Пьезы «Гроза» важна еще одна черта: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о вечном двигателе и прочих изобретениях суждено остаться только мечтами. Кулигиной нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигиной уже 50 лет. То есть все это время, всю жизнь он самостоятельно изучал механику, но так ничего особенного и не добился. Образ Кулигиной в «Грозе» не может существовать вне связи с выдумками и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннюю оригинальность.
Оказалось, что его труды не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с обмолотом и электричеством можно смотреть иначе. Кулигин хочет принести свет в «Темное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.
Есть мнение, что в образе Кулигиной из «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX. век вынуждены жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.
Характеристика образа Кулигиной в спектакле «Гроза» |
А.Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной в 1859 году, показал жизнь и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы нравственности и недостатки этого общества, показав основные черты самотора.
В своей пьесе Островский выдал действие за пределы семейной жизни В широкую сферу гласности: на улицу города, на площадь, в сквер и окружил главных героев представителями разных слоев населения. Одним из таких «представителей» является Кулигин — мещанин, слесарь-самоучка, которому в социальном плане противопоставлены и глушь, и буббанис, ибо он не приемлет зверских нравов Калинова и, по мнению Добролюбова, Кулигин, как и Катерина, олицетворяет другого жизнь в Темном королевстве, с другими принципами. Правда, Кулигин, в отличие от Катерины, смягчает отношения между «Темным царством» и своими жертвами. Он проповедует больше терпения и смирения. Так, например, когда Кудряш дает бой с глушью, Кулигин возражает: «Лучше вычеркнуть ,» и на угрозу дикую, говорит: «Делать нечего, надо побеждать!» И Дико называет Кулигина «Червяком». и хочет опровергнуть знание дикого суеверия. Кулигин не боец, он защищает свое человеческое достоинство Робота, наивно ссылаясь на авторитет Ломоносова и Державина. Также наивно верит в Perpetm Mobile, который поможет забитым людям облегчить их судьбе. Кулигин счастлив «на общую пользу», он переживает за надоедливые страхи горожан, сам лишен всяких суеверий. Больно ему темнота и невежество Калиновцев, нравы этого города. Вестед Кулигин произносит: «Жестокие нравы, сударь, в корне жестокие!. В сетке, сударь, ничего, кроме хамства, вы не видите.
Кулигин хороший и деликатный человек, он мечтает изменить жизнь калиновского бедняка, получив награду за открытие вечного двигателя, но все его технические идеи — анахронизм для XIX века. Солнечные часы, о которых он мечтает, пришли из древности, Perpetm-Mobile — средневековая идея, порог — техническое открытие 18 века. Он часто выглядит нелепо, эксцентрично. Для Калиновцева Кулигин — что-то вроде местного юрода.
Кулигин очень чувствует природу, в этом смысле он тонкий человек. Его душа радуется необыкновенно красивым пейзажам, Он готов воспевать природу. Он, например, для придания толпе ощущения красоты и гармонии, говорит о природе словами Ломоновского6 «Ну чего ты боишься, скажи мне на пощаду! Каждая теперь трава, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точь-в-точь ваша атака!. . Северное сияние загорится — вы хотели бы полюбоваться мудростью полюбоваться: «Из полуночных стран восходит заря»! или к морю…»
Несмотря на слабый протест Кулигина против «Темного царства», смысл его реплик и монологов — идеологический комментарий происходящего, он все-таки нравственный судья диких, кабаней и всего того, что они олицетворяют собой. Недаром в последнем акте пьесы именно Кулигин сбрасывает на берег тело Катерины и произносит полные слова укрориса:
Вот ваша Катерина. Ее душ уже не твой: она теперь перед судом милостиво!
Кулигин является нравственным судьей «Темного царства», возможно, потому, что некоторые критики называли его «светлым светом».
Пьеса «Гроза» — значительное произведение А. Н. Островского. В нем он поднимает самые трепетные вопросы своего времени, выставляет на суд читателей колоритных персонажей.
Список активных лиц «Гроза» невелик. Это кабаны и обитатели их дома: семья Дикого Вани Кудряша, Шапкин, Кулигин и несколько второстепенных персонажей.
Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Однажды Кулигина сразу же приковывает к себе читательское внимание.
Кулигин мещанин, вурстер самоучка, но прекрасное чувствовать умеет, поэтичен. Глядя на Волгу, герой Юстиса восклицает: «Вид необыкновенный и Венни! Красота!», и то, что Волгу он созерцает каждый день вот уже пятьдесят лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Коули-Гина Антик, то есть редкой, неординарной личностью. Для города Калина этот герой-экшн явление исключительное. Не выгодно от многих персонажей пьесы, которую та же предласты волжского пейзажа с трудом оценивает.
Большое значение для раскрытия характера Кули-Гина имеют его монологи. Гневно рухнул Ку-Лагин на приказ Калиновского. Горечью наполнены его слова о пренебрежительном отношении к беднякам, о жест-ком обмане честных тружеников, о зерне купцов между купцами, стремящимися любыми средствами навредить конкуренту. Герой жестоко высмеивал неполноценность внутреннего мира Калиновского изворотливости, выходя на бульвар только с одной целью: «Платья напоказ». Не щадит Кулигина и Селфлова: «Еда их дома съела семья Ти-женщин». По словам Героя, главная цель жизни Калиновского себялюбца — «грабить сирот, родственников, племянников, лазить по хозяйству, дабы там что-то он там делал, не смея мучить».
У Кулигиной есть поэтический талант. Для него несомненный авторитет — Ломоносов, который вышел из простого народа И трудом и усилием облегчил путь к великим открытиям. Кулигина читают. Он может облекать свои мысли в поэтическую форму. Вот только смелости ему не хватает. «Будет съеден, живо проглочен», — говорит он.
Большой потенциал видит Кулигин в людях. Он ценит свою вздорность и жалеет, что Мю-воп «Руки есть, а работать нечем».
Герой ищет вечный двигатель, только никому в калинов, его стремления не понятны, никто его поддерживать не хочет. Кулигин страстно рисует ди, которому все блага, которые может принести его custo. Он пытается внушить тому, кто борется за последние копейки со своих рабочих, необходимость жертвовать аннониальную сумму «для общества». Герой не видит, что для диких это все «ерунда», а сам Кулигин не более чем червь, которого можно простить, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своей цели, он надеется на чудо, что в «Темном царе» осталась еще хотя бы одна «живая» душа.
При этом Кулигиной оказывается Борис, который в ответ на слова героя только вздыхает: «Жалко что-то подводить!»
Напрасно герой пытается выразить «темные» калиновцы и «изящество» гроз, и прелесть северного сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценного Би-Сержа, не понимая, что все это впустую.
Тихон, сын Кабановой, Кулигин говорит, что маменька его «крутизной больно», а Катерина «лучше всего», и что в его годы он «умом жить будет».
Кулигина доброе сердце. Расстроенный тихонько, ну, говорит, что врагов нужно простить, и, найдя Меррет Катерину, бросает ей в лицо Кабанову слова своих милостей.
По мнению Н. Добролюбова, тем не менее нельзя было воздействовать на Кулигина, верившего в воспитательный путь переустройства жизни и пытавшегося воздействовать на самомассаж. Эти люди лишь логически понимали нелепость Саморама, но были бессильны в борьбе с ним.
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский описывает жизнь небольшого провинциального городка Калинова. Главный акцент в этом произведении был сделан на определение «Темного царства», которое олицетворяет собой не превосходящих себя богатых помещиков. Это связано с горечью и невежеством в этих местах.
Прежде чем перейти к теме «Характеристика Кулигиной в пьесе «Гроза», также стоит отметить, что почти каждый житель этого городка, познав любую несправедливость, никогда не решится открыто высказать свое мнение.
«Буря». Характеристика Кулигина
Кулигин — самый первый герой, который появляется в спектакле. Он из простых бюргеров, вурстерский самоучка и изобретатель, ищущий вечный двигатель. О внешности его особых определений нет, по возрасту ему уже несколько за пятьдесят. Он пришел на набережную Волги, чтобы полюбоваться ее красотой. От восторга даже поет стихи. И тут же к нему присоединяется молодежь — Кудряш (пустыня дикая) и приморский Шапкина. Кулигин, выражая свою радость и восторг от живописных пейзажей, понимает, что они не разделяют его чувств, так как полностью погружены в свои житейские проблемы. Почти сразу заходят поговорить о «темном царстве», но Кулигин не особо поддерживает эту, по его мнению, бессмысленную болтовню.
Продолжаем развивать тему «Гроза». Характеристика Кулигина, «надо сразу заметить, что говорил он всегда только по надобности».
Реплика Кулигина о незыблемом характере богатого купца Дикого: «С него, что есть, брать пример! Лучше вычеркнуть», говорит, что он умный, неординарный и мыслящий человек. И при этом Кудряш хвалит, что не выдает себя и говорит: «Он слово, а я десять», но потом, видя, что он шел им навстречу, похудев вместе с фуражкой, Кулигин, напротив, остался на своем месте и только снял шапку.0003
Кулигин («Гроза»): Характеристика (кратко)
В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он разговаривает с Борисом Григорьевичем — порядочным образованным юношей и дикарем дикой природы. Кулигин невольно интересуется, как живет этот Борис в подчинении у своего дяди — страшного деспота и грубиана, которому невозможно спорить о его бессмысленных упреках. Борис отвечает, что ему здесь действительно трудно ужиться, как раз то, что лишнее. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что с этим ничего не поделаешь, так как хорошо знает социальные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.
Мечтатель
Итак, нас интересует характеристика Кулигиной. В пьесе «Гроза» говорится, что у этого местного изобретателя много положительных качеств. Он умеет анализировать, писать стихи, в нем есть мечта. Когда Борис предлагает ему написать жизнь в поэтической форме в Калиновке, он отказывается. Вот его нерешительность. Если главный герой в знак протеста бросился к Волге, то Кулигин на решительные и громкие протесты просто не способен.
Рассуждение на тему «Островский», «Гроза». Характеристика Кулигиной: «Мы понимаем, что любой может найти с людьми общий язык. Кулигин больше похож на того благородного мечтателя, который постоянно думает о том, как сделать общество лучше и цивилизованнее.
Изобретатель
Мечтает изобрести вечный двигатель, за который можно получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечем». Он называет себя «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей за солнечные часы, которые он хочет сделать в парке. И тут же рассказывает ему о спасительном рандоме, который тоже можно установить в городе. Но жадный и глупый помещик не хочет расставаться со своими средствами, которые любят больше Жизни. Все уговоры были бесполезны. Однако удивительны уважительность, терпение и настойчивость Кулигина в разговорах с дикой природой, до которых, однако, дозвониться ему не удалось.
Знаток красоты
В тему «Гроза». Характеристика Кулигина «Нужно отметить, что главный герой — Тонкий ценитель природной красоты. Он говорит, что «оттого, что Волга с лугами пахнет цветами и небом, какое чистое. ..», он сожалеет, что в этом городе люди почти не замечают, пожалуй, только бедная Катерина тоже это чувствует.
Далее Кулигин говорит, что бедняки день и ночь работают и спят по три часа, а богатые за запертыми воротами сидят дома и только ругаются Между собой он также пытается объяснить людям, что не стоит бояться грозы, кометы или — ими нужно любоваться и оценивать как удивительное явление природы.
Заключение
В заключение темы «Гроза». Характеристика Кулигиной «Следует отметить, что местные жители тянутся к изобретателю, и открыть ему душу может каждый, даже Тихон Кабанов. Кулигин защищает Катерину — это видно из его слов после ее самоубийства. Сказал Кабани и ее сын ,что теперь с ней могут сделать что угодно,но душа ее уже перед судьей,кто будет больше их.В конце Кулигин буквально убегает от этих людей,так как ему реально невыносимо больно и неприятно находиться с ними рядом
Snubbing God by Виктор Кулигин — Электронная книга
Электронная книга352 страницы3 часа
Рейтинг: 1 из 5 звезд
1/5
()
Об этой электронной книге руководство к хорошо прожитой жизни.
По словам его автора, Snubbing God показывает, как «библейской мудрости противостоит светский взгляд, в основе которого лежит фундаментальное непонимание или прямое пренебрежение творением Бога и тем, как Он его устроил».Некоторые из вопросов, которые Кулигин исследует в результате отказа от Бога, включают однополые браки, аборты, изменение климата, права животных и эволюцию. Указывая на слабости светской точки зрения, автор приводит убедительные аргументы в пользу того, почему жизнь по замыслу Творца ведет к богатой и сытной жизни.
«Презрение к Богу — сильное лекарство», — пишет социолог Дэвид Эйерс в своем предисловии. «Читатель найдет ее местами сложной — моральной и интеллектуальной. Мало кто согласится со всем в ней. Однако у Кулигина нет желания проповедовать только хору, хотя, безусловно, поощрение святых является частью его цели. нам остановиться, подумать, пересмотреть чудесные истины и праведные требования Библии и ее Автора к нам».
Пропустить карусель
ЯзыкАнглийский
ИздательствоLexham Press
Дата выпуска 28 августа 2018 г. Кулигин (доктор философии, Стелленбосский университет) – профессор и академический декан Библейского института Южной Африки. в пригороде Кейптауна, а также международный лектор и автор. Он и его жена Рэйчел последние 20 лет служили в Африканской внутренней миссии и пионерах в Намибии и Южной Африке, у них пятеро детей.
Пропустить карусель
Связанные категории
Пропустить карусель
Отзывы о Snubbing God
Рейтинг: 1 из 5 звезд
1/5
1 оценка 1 рейтинг 0 отзывов
8 015
Пренебрежительный Бог — Виктор Кулигин
важно.
ВВЕДЕНИЕ
Определение условий 7 7 6 дебатов0015Мы не можем пользоваться электрическим светом и радио, а в случае болезни пользоваться современными медицинскими и клиническими средствами и в то же время верить в дух и чудесный мир Нового Завета .
— РУДОЛЬФ БУЛЬТМАНН №
АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ НАШЕГО поколения первых трех глав Бытия поистине удивительна. Даже будучи христианином-евангелистом, я поражен тем, как древняя книга, написанная три с половиной тысячи лет назад, может быть так применима к двадцать первому веку. В восьмидесяти стихах затрагиваются такие горячие темы, как однополые браки, эволюционная теория, гендерное равенство и человеческая сексуальность. Многое из того, что я пишу в этой книге, взято из древних истин, записанных Моисеем за 1 500 лет до Иисуса.
Я также поражен тем, насколько невежественны некоторые христиане в отношении этой важнейшей книги Ветхого Завета. Безусловно, рассказы о Каине и Авеле, Ное, Аврааме и Иосифе хорошо известны большинству верующих, но в наши дни из них можно извлечь мало практических уроков. Ной стал не более чем милой детской сказкой, в которой есть красочные книги и яркие игрушки. Я полностью за то, чтобы библейские повествования были знакомы нашей молодежи, но когда их отправляют в детский отдел книжного магазина, все идет не так.
С другой стороны, многие люди игнорируют Писание. В конце концов, чему мы можем научиться из такого примитивного и отсталого мировоззрения? Однако я верю, что Библия — это сами слова Бога.
Моисей записывает события, произошедшие намного раньше его жизни. Возможно, он обращался к писаниям и устным преданиям первобытных людей, но есть некоторые вещи, которые он не мог получить из предыдущих человеческих историй. В начале Бог
— это то, с чего начинается Моисей, но когда Бог сотворил, никто другой не наблюдал за этим. Таким образом, единственный хоть сколько-нибудь ценный комментарий к истории творения должен исходить от самого Бога.
Скептики скажут, что Моисей переработал древние легенды, когда создавал свою собственную учетную запись сотворения мира. Они вольны верить в такие вещи. У всех нас есть свои предположения, те идеи, которые мы считаем истинными и на которых мы строим наши аргументы. Я считаю, что библейские авторы были вдохновлены Богом, когда записывали его безошибочные и безупречные слова. Я верю, что Писание неоднократно доказывало это на протяжении веков.
Это означает, что даже древняя книга, написанная о происшествиях, произошедших тысячи лет назад, не только может быть актуальна сегодня, но и должна быть актуальна. Если это Бог говорит нам, что произошло в начале,
потом надо взять на заметку. Библия не просто истина, это Божья истина. С этого все началось, и с этого начну я. ²
Предполагая достоверность и актуальность книги Бытия, я повторяю: я поражен, насколько она актуальна для двадцать первого века. Именно здесь мы находим Бога, закладывающего основы земли, формирующего мир в соответствии со своими спецификациями и помещающего в него людей.
Не случайно Бытие помещено там, где оно находится в Слове Божьем. Тот, кто не понимает Бытия, не сможет адекватно понять остальную часть Библии. Его первая глава закладывает основу для всего остального.
Культурные войны
Я много читал о так называемых культурных войнах в Америке. Хотя временами эти войны превращаются в сенсации, на самом деле христианские идеалы подвергаются нападкам. Без сомнения, серых зон предостаточно, но я вижу в западных обществах согласованные усилия, направленные на то, чтобы оттеснить христианские принципы на обочину или даже криминализировать их.
Когда христианство впервые пришло в Европу, оно обнаружило мир, пропитанный язычеством. Потребовались века, чтобы вера построила полностью христианское общество, даже если очаги язычества все еще существовали. Я говорю в общих чертах и не хочу рисовать радужную картину, но христианские идеалы господствовали в большинстве слоев европейского общества. То же самое верно и для первых десятилетий американской истории.
Сегодня Запад движется к неоязыческому мировоззрению, явно враждебному христианству. Атеизм находится на подъеме, в сочетании с учеными, которые являются агрессивными эволюционистами. Солдат-христианин , начиная с года, встречает воинствующий гомосексуальность, который переопределяет семью и брак по своему собственному образу. Битва идет, и христианство во многих отношениях проигрывает.
Безбожное мировоззрение атеиста неизбежно приведет к безбожному обществу, включающему безбожные ценности и принципы. Однако, хотя я и выступаю против атеистической позиции, она не является предметом моей книги. Атеист никогда не изменит своего взгляда, пока он не испытает радикальную перемену сердца через Святого Духа.
Меня беспокоят христиане, которые верят в светские идеалы науки, гендерных ролей, человеческой сексуальности и так далее. Они говорят, что с гомосексуализмом все в порядке, или включают эволюционную теорию в свою теологию, потому что их учили, что это хорошая наука.
Моя цель не в том, чтобы назвать и опозорить
этих христиан. Во-первых, я не обладаю исчерпывающим знанием их точки зрения; впоследствии они могли изменить свою точку зрения.
Во-вторых, есть определенный вина по ассоциации
что имеет место. Добрые христиане ошибаются в том или ином вопросе, но это не отменяет всего, что они говорят. К сожалению, рассказ о сотворении иногда используется как лакмусовая бумажка подлинной веры, и если некоторые верующие не подписываются на молодую землю или буквальное семидневное сотворение, их списывают со счетов как еретиков. Между истинными братьями и сестрами по вере ведутся хорошие, честные дебаты по этим важным вопросам.
В-третьих, несмотря на то, что у меня твердое мнение по этим вопросам, я не собираюсь принижать несогласных соверующих. Хотя, может быть, и правда, что некоторые христиане просто преклоняются перед последними научными или культурными причудами, я предполагаю, что подавляющее большинство евангелистов, которые верят, например, в теистическую эволюцию, делают это добросовестно и исходя из честного (хотя и непоследовательного) прочтения. Писания. Как христианин я должен дать им презумпцию невиновности. Они ошибаются? Несомненно. Могу ли я ошибаться? Это всегда возможно. Если эти дебаты не сопровождаются здоровой дозой смирения, они могут привести только к разногласиям.
В этой книге я буду часто ссылаться на науку
, но я не считаю научное предприятие монолитным. Есть хорошая наука и плохая наука. Первое делается с мыслью о Боге, а второе — нет. Это не означает, что атеист не может изобрести или открыть что-то, имеющее большое значение для человечества, но наука, движимая безбожным материализмом атеиста, в конечном итоге приведет к ужасным последствиям. Если я уничижительно отношусь к науке,
я имею в виду именно этот тип атеистической науки. ³ Наука, целью которой является погоня за мыслями о Боге
, всегда является благородным делом.⁴
Наконец, я отвергаю предположение, что Библия открыта для толкования, в то время как наука является неоспоримым фактом. Всякий раз, когда палеонтолог выкапывает окаменелость, эта находка открыта для интерпретации так же, как стих из книги Бытие. Оба включают в себя предположения и субъективный анализ.
Определение созданного порядка
Название моей книги, Пренебрежительное отношение к Богу: высокая цена отказа от сотворенного Богом порядка предполагает, что мы понимаем, что такое созданный заказ
. Это признание того, что Бог сотворил вещи точным образом, и игнорирование этого замысла означает работу против Божьих целей в отношении Его творения. Мы должны не только признать Бога Творцом, но и подтвердить, как и для чего Он сотворил небо и землю.
В 5 главе я расскажу о тонко настроенном Божьем творении, созданном специально для людей. Когда мы отвергаем этот принцип, мы делаем это во вред себе. Это как копать канаву клюшкой для гольфа. Вы можете получить немного пути, но в конечном итоге клуб сломается под нагрузкой. Точно так же Божье творение было упорядочено определенным образом, и игнорирование этого порядка принесет ущерб и потенциальную гибель.
Это сильно влияет на то, как мы живем. Мужские и женские роли, красота и взаимодополняющий дизайн полов, отношение человечества к окружающей среде — все спорные вопросы двадцать первого века — решаются в сотворенном порядке.
Этот порядок творения часто упоминается в Писании. Например, Павел ссылается на Божий замысел, когда говорит о браке и функции церкви (Еф. 5:31–32). На протяжении всей Библии мы видим, как суверенитет Бога мощно проявляется через творение. Часто мы представляем Бога как Спасителя и забываем, что Бог как Творец имеет не менее важное значение для нашей жизни.
Некоторые христиане говорят, что повеления Павла I века о роли женщин в церкви или половой безнравственности не имеют значения. Впоследствии те же самые люди находят истины, написанные за 1600 лет до Павла, столь же несущественными. Однако, если мы не попытаемся вернуться к Божьему замыслу, мы можем ожидать дальнейшего разрушения Его творения. ⁵
Является ли Бытие реальным историческим описанием?
Недавно подруга-евангелистка сказала мне, что ее пастор заметил с кафедры, что первые главы книги Бытия не являются реальными историческими отчетами. Его захватила теория, предполагающая, что исторического Адама не существует; Бытие — это историческая фантастика. Мы знаем, что змеи не могут говорить,
решительно заявил он, что для него закрепило аргумент. Моей подруге не понравилось это разочаровывающее заявление, поскольку она является членом церкви уже тридцать лет. Ее разум пробежался по возможностям: Неужели мой пастор действительно верит, что ослица Валаама говорила? А как же Иона и кит? И что это говорит о воскресении Иисуса?
В то утро ее основы были потрясены. ⁶
В этом нет ничего нового. Христианство на протяжении нескольких столетий подвергало сомнению историческую достоверность евангельского рассказа об Иисусе. Если мы собираемся задаться вопросом, точен ли библейский рассказ об Иисусе, мы могли бы также подвергнуть сомнению и второстепенных игроков. Многие либеральные ученые сегодня рассматривают Авраама как не более чем литературную выдумку редактора Бытия. Говорящих змей уносят прочь, их считают наравне с расступающимися морями и людьми, идущими по воде.
Забудьте об атеистах. Этим чудесным историям не доверяют самопровозглашенные христиане, люди, которые верят в существование Бога. Хотя для меня мало смысла говорить, что вы верите в Бога, но не верите, что Он может творить чудеса, тем не менее, многие либеральные христиане настроены против сверхъестественного в своем подходе к Писанию, все время заявляя, что верят в сверхъестественного Бога.
Однако все больше и больше евангельских христиан начинают заявлять такие вещи, как пастор моего друга. Это очень беспокоит. Если вы не верите в исторического первого Адама, я не вижу причин верить в исторического последнего Адама (Иисуса). ⁷ Они тесно связаны в аргументах Павла в Послании к Римлянам 5 и 1 Коринфянам 15.
Причина, по которой некоторые евангелисты отказываются от традиционного прочтения первого Адама, заключается в том, что они верят в то, что наука (особенно эволюционная наука) противоречит ему. Чтобы быть последовательными, эти евангелисты должны отвергать все чудеса на тех же антинаучных
основаниях. Библейское мировоззрение творения, смысла и цели всегда противоречило господствующему светскому или языческому контексту.
Я не сомневаюсь, что змея говорила с Евой в Эдеме. Я также не сомневаюсь, что Иона был проглочен огромной рыбой, или что Бог заключил космическое пари с сатаной о судьбе Иова, или что Иисус, Богочеловек, буквально умер и буквально воскрес из мертвых. ⁸ Поскольку связаны эти события, мне трудно поверить, что кто-то, кто сомневается, скажем, в говорящем змее, провозгласит воскресшего человека. Однако такое различение предоставлено Богу, Который в совершенстве знает сердце каждого человека.
Моим читателям важно понять, почему я верю в историчность этих рассказов, а не просто потому, что я верю, что Бог может сделать все, что пожелает. Скорее, это связано с педагогической ценностью художественной литературы (или ее отсутствием). Позволь мне объяснить.
Коллега-лектор сказал на уроке Библии, что не имеет значения, был ли библейский персонаж Иов реальным или вымышленным. Для него смысл книги Иова состоит в том, чтобы научить нас страданию, и историчность Иова не имеет значения для этого урока. Я не могу не согласиться более решительно, и, надеюсь, эта иллюстрация поможет прояснить, почему.
Предположим, вы переживаете трудный период в своей жизни. Возможно, это от смерти близкого родственника или вы боретесь с изнурительной болезнью. Подобно псалмопевцу, который чувствовал себя покинутым Богом в трудную минуту, вы чувствуете себя потерянным и дрейфующим в своих страданиях, не ощущая Божьей заботы. В этом состоянии вы просите меня дать вам мудрый совет и утешение.
Я расскажу вам историю о человеке, который построил космический корабль, чтобы отправиться на Венеру. Благодаря технологическому прорыву он смог оснастить свое судно термостойкими панелями, что сделало безопасным плавание близко к солнцу. К сожалению, по пути панели вышли из строя, и его глаза выгорели из орбит. Со всей надеждой, казалось бы, потерянной, в своем отчаянии он позвал на помощь, и Бог спас его.
Как бы вы отреагировали на мою историю? Не могли бы вы поблагодарить меня за невероятное утешение, которое я вам дал? Или вы бы посмотрели на меня испепеляющим взглядом, задаваясь вопросом, как я ожидаю, что эта глупая история поможет вам? В конце концов, нет человека, который путешествовал на Венеру.
Помогло бы мне, если бы я изложил свою историю библейским языком? И сказал Бог человеку: не может ли Творец всего вернуть тебе зрение? Разве не может тот, кто измерил океаны ладонью своей, вернуть тебе твои глаза, потерянные для солнца, которое я в равной степени сотворил?»
Этот разговор мало что даст, потому что вы знаете, что история о космическом корабле на Венеру сфабрикована.
Художественная литература мало утешает реалии жизни. Это все равно, что сказать кому-то, кто борется с финансовыми трудностями: Не волнуйся, ты выиграешь в лотерею.
Или человеку, который потерял ноги в автокатастрофе, Позвольте мне прочитать вам историю о человеке, который выпил немного сладкой воды, и его ноги выросли за одну ночь.
Настоящий Бог творения действует в реальных событиях человеческой истории. Наша христианская вера не коренится в эзотерических банальностях или эфирных пропозициональных истинах, с которыми мы соглашаемся. Наша вера коренится в конкретном опыте, когда Бог удивительным образом вторгается в историю. Если вы сомневаетесь в говорящем змее, всемирном потопе или человеке, проглоченном огромным существом из глубин, почему вы верите, что мертвый вернулся к жизни через три дня после своей кончины?
Что возвращает меня к Книге Бытия. Как только мы отвергаем предположение о том, что первые главы Бытия представляют собой реальную человеческую историю, мы лишаем ее законной ценности. Запретный плод — это настоящий фрукт, свисающий с настоящего дерева. В настоящем саду настоящий змей говорил с настоящими людьми, от которых произошло все человечество.
Любой, кто не согласен с этим простым предположением, может прекратить чтение на этом месте, потому что выводы, которые я формулирую, имеют смысл только тогда, когда представлены как подлинные исторические события. В противном случае кто-то всегда мог бы сказать, Ну, вы говорите, что брак был учрежден Богом в Эдемском саду, но мы знаем, что не было ни сада, ни настоящих «первых людей», как говорит нам Библия.
В этот момент все ставки сняты, и вы можете заставить Бытие означать все, что вы хотите, или, что еще хуже, вообще игнорировать его.
Потребность в пророческом голосе
По мере того, как наше общество отворачивается от своих иудео-христианских корней, многие христиане решили, что бороться с ним бессмысленно. Нас все равно не будут слушать, так зачем беспокоиться?
Однако пораженческий настрой служит самоисполняющимся пророчеством и гарантией реализации наших опасений. Не лучше ли выступить против тех элементов в нашем обществе, которые разрушают Божий план и цель его творения?
Ной был единственным праведником своего поколения (Быт. 6:9). Как трудно должно было быть одному человеку жить среди целого народа, который Бог объявил нечестивыми,
развращенными,
жестокими,
и злыми
(Быт. 6:5, 11–13). Тем не менее, несмотря на невероятную волну нечестия в его дни, Ной был проповедником праведности
(2 Петра 2:5).
Пророку Иеремии была поставлена невероятно трудная задача: провозгласить оракул, противоречащий здравому смыслу презумпции Израиля как заветного народа Бога, враждебный лжепророкам, проповедовавшим противоположное послание, и отвергающий монарха, видящего, что его сила угрожал. Положение в Иудее было настолько ужасным, что Бог бросил вызов Иеремии следующим образом:
Пройдитесь по улицам Иерусалима, осмотритесь и осмотритесь, обыщите его площади. Если ты сможешь найти хотя бы одного человека, который поступает честно и ищет правду, я прощу этот город. (5:1)
Израильтяне приняли ложные религии, создали бесполезных идолов и лелеяли тщетную надежду на то, что договоры с другими языческими народами спасут их от разрушения, которому угрожают вавилонские армии Навуходоносора. Все это время лжепророки проповедовали мир, но Бог сказал Иеремии, что гибель обязательно придет. Засуха, голод и меч были уделом мятежных нарушителей завета; скоро наступит день бедствия.
Это была непростая задача, и Иеремия знал это. На самом деле, он постоянно жаловался Богу, что это предприятие слишком обременительно. Послушайте плач Иеремии и посмотрите, не похоже ли это на затруднения, в которых находятся христиане сегодня:
Весь день надо мной смеются; все смеются надо мной. Всякий раз, когда я говорю, я кричу, провозглашая насилие и разрушение. И слово Господне приносило мне оскорбление и поношение весь день. (20:7b–8)
Американские христиане находятся в таком же опасном положении. Однако сейчас не время отчаиваться. Если мы не возвещаем слово Господа, то кто?
Иеремия проклял день своего рождения, обвинил Бога в том, что он обманул его, и пожелал, чтобы его убили, пока он был в утробе матери, настолько трудной была задача, поставленная перед ним Богом (20:7, 14, 17). И все же было что-то в Иеремии, несмотря на противодействие извне и смятение внутри, что побудило его провозгласить волю Господа.
Но если я скажу, Я не буду упоминать его или говорить больше от его имени,
слово его в моем сердце, как огонь, огонь, заключенный в моих костях. Я устал держать это в себе; правда, я не могу. (20:9)
Сегодня нам нужен такой же пророческий голос, который не может не провозглашать волю Бога для Его творения. Давайте немедленно развеем постмодернистский миф о том, что наше мнение самоценно. Это не так, если это неправильно. Единственное мнение, которое имеет значение, — это мнение Бога; наше мнение имеет смысл только в том случае, если оно согласуется с ним. Таким образом, мы должны провозглашать Слово Божье в мире, который становится все более враждебным ему, ибо это единственная надежда, которая есть у мира.
Путь вперед
Темы, которые я затрагиваю в этой книге, имеют определенный порядок. Я начинаю обсуждать науку и религию. Доверие многих евангелистов к Библии было подорвано тем, что они считают научными фактами, опровергающими традиционное библейское учение. В первых двух главах я утверждаю, что наука и богословие могут сосуществовать, когда науке отводится 9 место.0250 служанка богословия.
Главы 3 и 4 посвящены сотворенному порядку и его связи с эволюционной теорией. Я подчеркиваю несколько недостатков эволюционной теории и объясняю, почему христианам не следует включать ее в свою интерпретацию библейского сотворения. Как только вопрос науки будет решен, мы надеемся, что больше евангелистов снова смогут доверять Библии.
Глава 5 посвящена святости жизни и людей, созданных по образу Божьему. Глава 6, посвященная правам животных и окружающей среде, имеет смысл только после установления особого статуса человечества.
Главы с 7 по 9 посвящены гендерным ролям и сексуальной морали, одним из самых острых этических проблем нашего времени. В главе 10 рассказывается о том, что созданный порядок говорит о браке и семье. Затем я завершаю эпилог несколькими комментариями о благочестивой мудрости. К концу книги, я надеюсь, вы будете так же поражены, как и я, тем, насколько важны первые главы Бытия для нашего поколения.
____________________
¹ Рудольф Бультманн, Новый Завет и мифология (Миннеаполис: Fortress Press, 1984), 3–4.
² Библия актуальна еще и потому, что, несмотря на культурные и технологические изменения на протяжении истории, человеческая природа остается неизменной.
³ Некоторые называют это сциентизмом,
преувеличенным доверием к естествознанию как инструменту для понимания всей истины независимо от дисциплины.
⁴ Или, говоря словами астронома Иоганна Кеплера (1571–1630), 902:50 Думая о Боге после него.
⁵ Иисус ссылается на писания Моисея как на исторический факт, актуальный для его учеников, поэтому, когда некоторые христиане заявляют, что Бытие неприменимо к нашему времени, они вступают на опасную почву.
⁶ Опасения моего друга вполне обоснованы. Известный ученый-евангелист считает, что истории об Адаме и Еве, Иове и Ионе не несут того же самого исторического кольца
(Collins, The Language of God , 209). Тем не менее, он не приводит никаких грамматических доказательств этого.
⁷ В то время как либеральные христиане подвергают сомнению чудесного Иисуса из Библии из-за своего антисверхъестественного отношения, евангелисты, ставящие под сомнение исторического Адама, обычно делают это на основании эволюционных предположений, указывающих на то, что первый человек
произошел от низших приматов.
⁸ Заметки Кевина ДеЯнга, В Евангелиях мы видим, как Иисус упоминает Авеля, Ноя, Авраама, Содома и Гоморру, Исаака и Иакова, манну в пустыне, змея в пустыне, Моисея как законодателя, Давида и Соломона. , царица Савская, Илия и Елисей, вдова Сарепты, Нееман, Захария и даже Иона, никогда не подвергавшие сомнению ни одно событие, ни одно чудо, ни одно историческое утверждение. Иисус явно верил в историчность библейской истории
( Верить Богу в Его Слово , 104).
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Созданный Богом Порядок и научное предприятие:1
Вера — отличная отговорка, отличный предлог, чтобы избежать нужно думать и оценивать доказательства. Вера есть убеждение вопреки, а может быть, и благодаря недостатку доказательств .
— РИЧАРД ДОКИНЗ №
МЫ ЖИВЕМ В особое время в истории человечества. Посмотрите программу, изображающую жизнь в относительно короткое время в прошлом, где, если вам нужна была ампутация конечности, доктор давал вам глоток виски и велел прикусить палку, пока он отсекал придаток. Достижения в области медицины помогают нам жить в среднем в два раза дольше, чем люди жили два века назад. Мы занимаем привилегированное место в истории человечества, отрезок времени, который представляет не более 5% существования человечества с учетом библейской временной шкалы.
Большая часть чудес наших дней связана с технологическим прогрессом, который пронесся над нами с головокружительной скоростью. Когда родители моей жены впервые отправились на миссионерское поле в конце 1950-х годов, они сели на корабль, который добирался до места назначения три месяца. Перенесемся в сегодняшний день, когда друг вылетел из Соединенных Штатов в Южную Африку, провел четыре дня, выступая на конференции, и улетел домой как раз вовремя, чтобы его занятия возобновились после недельных весенних каникул в университете. Я могу напечатать электронное письмо, нажать кнопку «Отправить», и друг, находящийся за восемь тысяч миль, ответит мне в следующую минуту. Это продолжает меня удивлять.
Дело в том, что мои родственники не так давно уехали на миссионерское поле. Еще живы люди, как моя бабушка, живо помнящие Вторую мировую войну. Изменения в технологиях, на которые раньше уходили поколения, теперь занимают месяцы. Первый компьютер, который я помню из своего детства, Commodore 64, имел столько же памяти, сколько сегодняшнее электронное письмо с прикрепленной маленькой картинкой. Мы невероятно благословлены.
Тем не менее, у этих улучшений есть и обратная сторона: чем совершеннее наша технология, тем выше наша гордыня. Чем больше мы узнаем об окружающем нас мире, тем меньше мы чувствуем нужду в Боге. ²
Наука убрала человечество с его законного местаНекоторые читатели могут спросить: «Разве наука не убрала Бога с его законного места, а не людей?» Да, но есть оговорка. Неправильно сделанная наука устраняет Бога, но хорошей науке это не нужно. Между наукой и религией нет внутреннего конфликта.
Человечество отодвигается на все более незначительное место в безбожном материализме, который движет большей частью современной научной деятельности. Удаляя Бога из науки, человечество также удаляется. Богоцентричная теология христианства придает более высокое значение человечеству, чем человекоцентричное мировоззрение светского ученого. Когда Бог возвышается до своего законного места, человечество вступает в игру.