Что это план маршалла: План Маршалла: дружеская помощь или инструмент холодной войны против СССР

Содержание

75 лет Плану Маршалла. Почему это важно в украинском контексте?

На фоне трагических новостей с фронтов российско-украинской войны 75-летняя годовщина Плана Маршалла почти что остается незамеченной. План Маршалла – вероятно, единственная программа экономической помощи в мировой истории, которая благодаря политическим обстоятельствам ее успеха приобрела нарицательную популярность и известна даже неспециалистам.

6 апреля Германский фонд Маршалла (German Marshall Fund) собрал на своей интернет-площадке представителей крупного бизнеса из США, Германии и Италии, чтобы обсудить его актуальность. Сегодня «трансатлантическим партнерам крайне важно использовать инструменты, которыми располагают как государственный, так и частный секторы, для решения основных глобальных проблем, – констатировали эксперты. – План Маршалла инвестировал миллиарды долларов в разрушенную войной экономику Западной Европы, чтобы ускорить послевоенное восстановление. Когда мы смотрим в будущее, на послевоенную Украину и постоянно меняющийся геополитический ландшафт в сфере безопасности, мы задаемся вопросом, как мы можем укрепить сегодня экономические системы североатлантического партнерства и построить сильные демократические институты».

План Маршалла официально назывался Программой восстановления Европы (Marshall Plan; The European Recovery Program, ERP), а свое крылатое имя получил в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла (George Marshall, 1880–1959), который его выдвинул. План предусматривал предоставление Европе помощи со стороны США на гигантскую сумму в 13.325 миллиардов долларов (сегодняшний эквивалент – примерно 169.5 миллиардов). Всего полтора миллиарда из этой суммы были кредиты, остальное – почти 90% – гранты.

Целями плана были «восстановление разрушенных войной регионов, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности, повышение благосостояния Европы и предотвращение распространения коммунизма». Характерно, что как и сегодняшняя помощь Украине, план получил в США широкую двухпартийную поддержку: как президента-демократа Гарри Трумэна, так и Конгресса, где большинство тогда составляли республиканцы.

Послевоенное восстановление Европы начиналось медленно. Несколько большие успехи демонстрировали Великобритания, Франция и Нидерланды, но в целом, очевидно, требовался свежий подход. В Западной Европе в результате бомбардировок было разрушено 5 миллионов жилых домов, скопилось 12 миллионов беженцев. Возникает невольная аналогия с сегодняшней ситуацией, возникшей на Украине всего за месяц российского вторжения, где по оценкам ООН число беженцев уже достигло 4,2 миллиона, и внутренне перемещенных – перевалило за 7 миллионов.

Еще одна аналогия – продовольственная безопасность. Эксперты напомнили: Украина является одним из основных мировых экспортеров зерновых. Накануне принятия Плана Маршалла ситуация в Европе с продовольствие также была тяжелой: в 1946–1948 годах производилось лишь две трети довоенных объемов продуктов питания.

Для своего времени План Маршалла стал знаком нового мышления, отмечают эксперты: он «требовал снижения межгосударственных барьеров и отмены многих устаревших нормативных актов, а также поощрения повышения производительности, внедрения современных бизнес-процедур».

Если раньше победители предпочитали грабить побежденные страны, обкладывать их контрибуциями, что, конечно надолго замедляло их восстановление – и это считалось экономически выгодным для победителей – то Маршаллом и Трумэном впервые была предложена противоположная концепция: быстрое восстановление разрушенных войной стран вне зависимости от стороны, на которой они воевали, будет выгодно всем и предоставит гарантии стабильности нового мира. Не даром план, сменивший в 1951 году план Маршалла, назывался уже Законом о взаимной безопасности (Mutual Security Act).

Программа восстановления Европы была разработана на совещании участвующих европейских государств, и 5 июня 1947 года госсекретарь анонсировал ее в своей знаменитой речи в Гарвардском университете. 3 апреля следующего года ее подписал президент.

Помощь получили 18 стран: не только союзники, но и нейтральные государства, а также бывшие враги: Западная Германия (12% всех средств), а позже отдельно – и Япония. Не все помнят, что помощь была предложена и Советскому Союзу. Представители администрации Трумэна встретились с Вячеславом Молотовым, чтобы составить совместный отчет о промышленных предприятиях, товарах и инфраструктуре Германии, вывезенных СССР из оккупационной зоны. Молотов уклонился от предоставления отчетов. После шести недель переговоров советская делегация отклонила все американские предложения и даже отказалась включить в план помощи советскую оккупационную зону Германии, как и другие страны: Польшу, Румынию. .. Единственной страной соцлагеря, получившей западную помощь, стала Югославия – благодаря позиции Иосипа Броз Тито. Правда, формально это произошло уже за рамками Плана Маршалла, но все равно навсегда стоило стране клейма «полуотщепенцев» со стороны СССР: многие льготы, положенные соцстранам от Союза, на Югославию не распространялись – вплоть до ограничения туризма.

Таким образом, «новое мышление» с туманными, на его взгляд, выгодами в будущем, тем более – восстановление разрушенной Германии, Сталина не интересовали: Кремль предпочел подход в виде не помощи, а «наказания» – Советский Союз живо интересовали главным образом территориальные приобретения и взимание с проигравших стран контрибуций, в том числе в натуральной форме: станками, пароходами… Правда, СССР попытался создать альтернативную программу, назвав ее «планом Молотова», но экономические результаты двух блоков через 25 – 30 лет очевидно продемонстрировали эффективность каждого из планов.

Сегодня эксперты вспоминают План Маршалла не столько в его буквальном значении, сколько как провидческий пример нового мышления и новаторского подхода к экономике, продемонстрированного Джорджем Маршаллом и Гарри Трумэном. Это именно то, что потребуется Европе после российско-украинской войны, наложившейся к тому же на пост-ковидные явления в не до конца восстановившейся экономике.

Доктор Фридерика Келер-Гейб (Friederike Köhler-Geib), главный экономист немецкой банковской группы KfW, говорит: «Новые подходы действительно могут дать толчок идеям развития цифровой экономики и перехода к климатической нейтральности – зелёной энергии. Мы вступаем в этот период трансформации в сложных обстоятельствах войны в Украине и незавершившейся пандемии COVID. Многие малые и средние предприятия обеспокоены перспективами своей экономической деятельности. В этих условиях они неохотно инвестируют в будущее. Им нужны субсидии, налоговые льготы для исследований и разработок, а когда мы затем перейдем к внедрению на рынок – действительно понадобятся кредиты». Фридерика Келер-Гейб приводит пример: «В 2011 году мы субсидировали оффшорные парки ветряных электростанций в Северном море: на тот момент они были непригодны для классического финансирования, но KfW их поддерживал. Сегодня они являются высокорентабельными».

Саймон Мори (Simone Mori), глава европейского отделения энергетической компании Enel Group, работающей в двадцати странах, отметил: «Энергетика находится в центре экономической трансформации и играет очень важную роль в бизнесе, политике и общественных процессах, особенно если ее начинают использовать, как сейчас в украинском кризисе – в качестве инструмента угнетения. Декарбонизация экономики приносит огромное количество инвестиций, мы создаем новые рабочие места, закладываем основы нового конкурентоспособного роста экономик, которые станут пионерами преобразований. Мы переходим к новой модели, которая становится все более и более децентрализованной, в которой гораздо больше игроков». Таким образом, уроки, полученные миром и Европой в результате истории с «Северным потоком», газовым шантажом России и связанной с этим войной – могут стать катализатором образования новой экономической реальности.

Айша Миллер (Aishah Miller), старший вице-президент по стратегии развития бизнеса американского банка Wells Fargo, называет План Маршалла «величайшим дипломатическим подвигом своего времени». Миллер считает, что новая концепция энергетической безопасности Европы и мира потребует сопоставимого масштаба мышления, поэтому она говорит о «Плане Маршалла 2.0». Говоря об «инклюзивном характере» такого плана, Айша Миллер подчеркивает: он должен стать максимально универсальным и стратегическим: «это разговор о наших долгосрочных ценностях, а не о краткосрочной прибыли». Оглядываясь на военный и геополитический контекст, Миллер обобщает: «Речь ведь сегодня идет о нашей надежде и о человеческой свободе».

5 июня 1947 года госсекретарь США предложил «план Маршалла» послевоенной Европе

Информация о материале
Опубликовано: 05 июня 2022
Просмотров: 9131

5 июня 1947 года, Кембридж (штат Массачусетс). Государственный секретарь США Джордж Маршалл перед получением почетной степени доктора юридических наук Гарвардского университета (© AP Images)

5 июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл предложил Западной Европе американскую помощь. В своей речи он заявил, что в течение ближайших 3–5 лет Америка должна оказать странам Европы радикальную помощь.

Однако перед этим между странами Европы должно быть заключено соглашение, определяющее размеры помощи, необходимой для каждой страны. Он также добавил, что «отныне любое правительство, любая политическая партия, которые в своих политических и иных интересах будут пытаться продлить страдания человечества, встретят со стороны Америки решительное противодействие». Вскоре последовало разъяснение Государственного департамента, будто «план Маршалла непосредственно не связан с доктриной Трумэна».

12 июля открылась конференция по восстановлению Европы, которая должна была решить вопрос об условиях принятия «плана Маршалла». В конференции приняло участие только 16 западноевропейских стран. Советский Союз и страны Восточной Европы, кроме Чехословакии, ответили на приглашение отказом.

В конце июля «план Маршалла», который был принят западноевропейскими странами и отвергнут Советским Союзом и странами Восточной Европы, был одобрен во время англо-американских переговоров в Вашингтоне. В августе в число стран, получающих помощь сто «плану Маршалла», была включена Западная Германия.

Непосредственная реализация «плана Маршалла» началась в июне 1948 года.

В ответ на объявление «холодной войны» представители коммунистических и рабочих партий СССР, стран Восточной Европы, Франции и Италии провели в сентябре 1947 года в Варшаве совещание партий 9 стран, на котором приняли резолюцию по докладу Жданова. В докладе Жданова подчёркивалось, что «“план Маршалла” является лишь частью осуществляемого Америкой плана всемирной политической экспансии в применении к Европе», поэтому «надо приложить все силы к тому, чтобы воспрепятствовать его осуществлению». Совещание приняло решение учредить в столице Югославии Белграде Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ).

В ноябре лидеры американского Конгресса производственных профсоюзов предложили Всемирной федерации профсоюзов выступить в поддержку «плана Маршалла».

К этому предложению присоединилось руководство Конгресса британских тред-юнионов, что привело к обострению противоречий внутри Всемирной федерации профсоюзов.

В январе 1949 года представитель Британского конгресса тред-юнионов внёс на рассмотрение исполкома ВФП резолюцию, требовавшую прекращения на год деятельности Всемирной федерации профсоюзов, в которой господствуют коммунисты. Большинством голосов эта резолюция была отвергнута. Тогда представители Америки (КПП), Англии (БКТ) и Голландии заявили о своём выходе из ВФП и с июня 1949 года совместно с Американской федерацией труда стали развивать активную деятельность по созданию так называемой Международной конфедерации свободных профсоюзов, провозгласившей лозунги антикоммунизма. Так произошёл раскол Всемирной федерации профсоюзов.

«План Маршалла» прекратил своё действие в конце 1951 года. После этого Америка перешла к оказанию военной помощи в соответствии с соглашениями о взаимном обеспечении безопасности.

За три с половиной года действия «плана Маршалла» Европе было предоставлено 11,4 миллиарда долларов. В результате этой помощи промышленный уровень Европы превысил довоенный примерно на 37 процентов, однако надо отметить, что при этом главный упор делался на развитие военных отраслей производства, причём главное внимание было обращено на Рурский бассейн. В результате в западноевропейских странах были резко увеличены военные ассигнования. Так, например, Англия получила от Америки 2,7 миллиарда долларов, а израсходовала на военные нужды 11 миллиардов долларов, Франция соответственно — 500 миллиардов франков и 2 триллиона франков. В этот же период резко увеличился выпуск государственных займов. В Англии сумма займов превысила довоенную (1938) в 3,5 раза, во Франции — в 11,3 раза, в Италии — в 23 раза. Резко усилилась экономическая зависимость маршаллизованных стран от Америки.

«План Маршалла» не принёс желаемых результатов и американской экономике. Экспорт Америки в страны Европы сократился. В результате Америка вновь пошла по пути экономического кризиса.

Текст: Дарья Денисова

При подготовке использовались материалы:
The «Marshall Plan» speech at Harvard University, 5 June 1947 // OESD (https://www.oecd.org/general/themarshallplanspeechatharvarduniversity5june1947.htm)
История войны на Тихом океане (в пяти томах). М.: Издательство Иностранной литературы, 1957, 1958.

  • День в истории
  • 5 июня

План Маршалла 1947-2017 #Marshall70NL — Посольство и консульство США в Нидерландах

Соединенные Штаты протянули руку помощи для восстановления Европы: через Атлантику поток денег и оборудования. Длинная вереница тракторов создает обнадеживающее зрелище. Фото: OECD

«Слова Черчилля выиграли войну, слова Маршалла выиграли мир».


Дирк Стиккер, министр иностранных дел Нидерландов, 1948-1952 гг.

Необходимость

Европа была опустошена многолетним конфликтом во время Второй мировой войны. Миллионы людей были убиты или ранены. Промышленные и жилые центры в Англии, Франции, Германии, Италии, Польше, Бельгии и других странах лежали в руинах. Большая часть Европы была на грани голода, поскольку сельскохозяйственное производство было нарушено войной. Транспортная инфраструктура пришла в упадок. Единственной крупной державой в мире, которая существенно не пострадала, были Соединенные Штаты.

Помощь Европе

С 1945 по 1947 год Соединенные Штаты уже оказывали помощь в восстановлении европейской экономики прямой финансовой помощью. Оказывалась военная помощь Греции и Турции. Недавно созданная Организация Объединенных Наций оказывала гуманитарную помощь. В январе 1947 года президент США Гарри Трумэн назначил Джорджа Маршалла, архитектора победы во время Второй мировой войны, государственным секретарем. 8 января 1947 года Трумэн написал в своем дневнике: «Маршалл — величайший человек Второй мировой войны. Ему удалось поладить с Рузвельтом, Конгрессом, Черчиллем, военно-морским флотом и Объединенным комитетом начальников штабов, и он добился большого успеха в Китае. Когда я попросил его [быть] моим специальным посланником в Китае, он просто сказал: «Да, господин президент, я поеду». Никаких аргументов, только патриотические действия. И если кто-то и имел право упираться и просить об отдыхе, так это он. Теперь у нас будет настоящий Государственный департамент».

Всего за несколько месяцев руководство Государственного департамента под руководством Маршалла с помощью опыта Джорджа Кеннана, Уильяма Клейтона и других разработало концепцию плана Маршалла, которой Джордж Маршалл поделился с миром в речи 5 июня 1947 года в Гарварде. План Маршалла, официально известный как Программа восстановления Европы (ERP), был предназначен, в первую очередь, для восстановления экономики и духа Западной Европы. Маршалл был убежден, что ключом к восстановлению политической стабильности является оживление национальных экономик. Кроме того, он видел в политической стабильности в Западной Европе ключ к сдерживанию продвижения коммунизма в этом регионе.

Программа восстановления Европы

Шестнадцать стран, включая Германию, стали участниками программы и определили необходимую им помощь от штата к штату с помощью административной и технической помощи, предоставляемой через Администрацию экономического сотрудничества (ECA) Соединенных Штатов. Европейские страны получили почти 13 миллиардов долларов помощи, которая сначала привела к поставкам продуктов питания, основных продуктов питания, топлива и оборудования из Соединенных Штатов, а затем к инвестициям в промышленные мощности в Европе. Финансирование плана Маршалла закончилось в 1951.

Результаты

Странам Плана Маршалла была оказана большая помощь в восстановлении их экономики. С 1948 по 1952 год европейская экономика росла беспрецедентными темпами. Торговые отношения привели к образованию Североатлантического союза. Экономическое процветание благодаря угольной и сталелитейной промышленности помогло сформировать то, что мы сейчас знаем как Европейский Союз.

Источник: Фонд Джорджа К. Маршалла

Нидерланды и план Маршалла

Нидерланды получили 1,127 миллиарда долларов в Marshall Aid. С $ 109  на душу населения , Нидерланды принадлежали к группе стран Западной Европы, которые получили наибольшую помощь Маршалла.

План Маршалла позволил странам-получателям импортировать товары. Наибольший вклад в промышленность поступил в пищевую промышленность (например, мукомольные фабрики Koopmans в Леувардене), текстильную (TenCate в Нижвердале, Spanjaard в Борне и Van Heek в Энсхеде) и авиационную промышленность (KLM, Fokker). Производитель стали Hoogovens в Эймейдене может приобрести специальное оборудование. В Гертруденберге, Северный Брабант, была построена новая Амерская электростанция для снабжения страны энергией. ENCI (Eerste Nederlandse Cement Industrie) в Маастрихте смогла расшириться, чтобы не отставать от растущих требований в строительной отрасли. Всего в цементную промышленность было вложено полмиллиона долларов. Таким образом, уровень производства может подняться на 70 %. Голландские государственные рудники получили возможность расширить свою химическую промышленность. Электрификация голландской железнодорожной системы может быстро расти.

Плакат голландского художника Иса Сприкместера (1914-2000): Флаги европейских стран образуют лопасти ветряной мельницы, а американский флаг — хвост.

Средства Маршалла были использованы для реконструкции домов в Лимбурге, Валхерене, де Бетуве, Арнеме, Неймегене и Роттердаме (400 миллионов гульденов). План Маршалла также финансировал большое количество более мелких проектов, например, ремонт порта Роттердам, строительство туннеля Вельсер и другие инфраструктурные работы, а также расширение Технического училища Делфта (ныне Университет), Bouwcentrum Rotterdam и отель «Краснапольский» в Амстердаме. Кроме того, с помощью Marshall Aid был отремонтирован поврежденный Гранд-отель в Схевенингене. В общей сложности около 4100 преимущественно небольших компаний воспользовались планом Маршалла.

План Маршалла также оказал большое влияние на голландское сельское хозяйство . В первые годы план Маршалла был необходим для закупки пшеницы и сельскохозяйственного оборудования. Средства Маршалла были потрачены на ремонт сельскохозяйственных угодий, мелиорацию земель в Эйсселмере, механизацию и рационализацию сельского хозяйства. Демонстрационные деревни Роттеваль (Фрисландия) и Керховен-Ойстервейк (Северный Брабант) были модернизированы с помощью Маршалла.

Для стимуляции туризм в Нидерланды, отели были отремонтированы с помощью Marshall Aid, например, четыре отеля в Арнеме и Grand Hotel Krasnapolsky в Амстердаме, который открылся в 1952 году. Хотя в финансовом отношении это не так много, деятельность, направленная на повышение производительности труда в Нидерландах, имела большое значение в долгосрочной перспективе. В центре голландских действий по повышению производительности стояла «Contactgroup Opvoering Productiviteit» (COP), сотрудничество между работодателями, работниками, правительством Нидерландов и специализированными консультативными и исследовательскими организациями. COP координировал и стимулировал действия по повышению производительности в Нидерландах. В рамках этой программы более 150 делегаций Нидерландов, в которых приняли участие более 1200 представителей различных слоев общества, совершили ознакомительные поездки в Соединенные Штаты.

Исследования варьировались от изучения организации компании, методов упаковки и супермаркетов до технического образования, улучшения производства фруктов и искусственного осеменения крупного рогатого скота. Более 100 отчетов об исследованиях дали информацию для тех, кто остался дома. На основе этих исследований были организованы последующие мероприятия, такие как конференции, курсы и создание центров производительности для различных отраслей промышленности. Многие американские консультанты также посетили Нидерланды. Это привело к развитию нового промышленного менталитета в 1950-е годы Нидерланды, основанные на повышении производительности, эффективности и управления.

Хорошим примером «Плана Маршалла в действии» являются Пит и Рейнир Доббельманн из компании по производству мыла и зубной пасты в Неймегене, которые совершили учебную поездку в США в 1948 году. Находясь в США, они с энтузиазмом относились к американским машинам, которые они приобрели с помощью Плана Маршалла. Это привело к огромному увеличению производительности.

Источник: De Marshall-hulp: Studiebrief 25 van de Atlantische Commissie, 19 января97; Het Marshallplan – Специальный информационный бюллетень NAIL, 1997 г. – перевод: Посольство США, Гаага

Премьер-министр Виллем Дрис писал в 1954 г.: «В истории редко случалось, чтобы совершенно новый эксперимент в области международных отношений имел такой очевидный успех. как план Маршалла…
«Давайте не будем забывать о плане Маршалла, потому что это символ того, каким может быть эффект реального сотрудничества в мирных целях во всем мире».

План Маршалла и послевоенное восстановление экономики | Национальный музей Второй мировой войны

Статья

План Маршалла был массовым обязательством по восстановлению Европы после Второй мировой войны, которое в значительной степени поддержали американцы.

Верхнее изображение: логотип Плана Маршалла, любезно предоставленный Фондом Джорджа Маршалла.


8 мая 1947 года заместитель госсекретаря Дин Ачесон стоял перед советом фермеров и бизнесменов, собравшихся в маленьком городке посреди дельты Миссисипи, готовых обнародовать план одного из самых значительных стратегических действий США. Ранняя холодная война: план Маршалла. Ачесон отправился в Государственный университет Дельты в Кливленде, штат Миссисипи, чтобы принять участие в ежегодном собрании Совета Дельты, на которое ежегодно с 19 года съезжаются представители.35 из дальних уголков Дельты, чтобы обсудить урожай, финансы и социальную деятельность.

Но люди из Совета Дельты в костюмах из поплина и сирсакера должны были получить описание амбициозного экономического плана, призванного помочь европейцам в восстановлении экономики после разрушений Второй мировой войны. В своем выступлении Ачесон подчеркнул, что «окончательное восстановление Европы и Азии зависит от восстановления Германии и Японии», «великих мастерских» их соответствующих континентов, которым потребуется международная помощь для восстановления довоенного уровня экономической стабильности.

Ачесон, однако, подчеркнул, что эта форма «экстренной помощи» будет предназначена не только для восстановления Германии и Японии — которые вскоре станут союзниками США в новом порядке холодной войны, в котором доминируют Соединенные Штаты и Советский Союз, — но и для « в построении мировой политической и экономической стабильности, в продвижении свободы человека и демократических институтов, в поощрении либеральной торговой политики и в укреплении авторитета Соединенных Штатов». И ему нужна была поддержка всех американцев, в том числе местных фермеров и бизнесменов дельты Миссисипи, чтобы усилить роль Америки в обеспечении мира и процветания во все более небезопасном мире.

В следующем месяце во время вступительной речи, произнесенной перед выпускниками Гарвардского университета, тогдашний госсекретарь и бывший начальник штаба сухопутных войск Джордж Маршалл раскрыл примерный план предложения Ачесона Совета «Дельта». Маршалл упомянул о необходимости для Соединенных Штатов разработать программу восстановления европейской экономики «насколько это может быть целесообразно для нас» и сделать ее совместными усилиями Соединенных Штатов и европейских стран.

Маршалл или другие американские лидеры почти не отрицали, что Европа пытается восстановиться, а экономическая ситуация за рубежом ухудшается.

В то время как объем промышленного производства восстанавливался до довоенного уровня (особенно в Западной Германии), это не привело к быстрому экономическому росту в Европе, поскольку большая часть восстановления происходила за счет заимствований под акции и иностранные активы, а торговля состояла в основном из импорта продовольствия для голодные люди. В Европе также рос дефицит доллара, что, как объяснил Ачесон Совету Дельты, также негативно влияло на американскую экономику: без достаточного количества долларов для оплаты импорта европейским странам будет запрещено торговать с Соединенными Штатами, создавая финансовые трудности для фермеры и бизнесмены.

Джордж К. Маршалл (третий слева в первом ряду) получает почетную степень в Гарвардском университете, 5 июня 1947 года, любезно предоставлено Центром исследований в области безопасности им. Джорджа К. Маршалла.

Экономическая угроза также была индикатором назревающих стратегических проблем для Соединенных Штатов. В первые годы холодной войны страх того, что экономическая борьба может привести к политической нестабильности и открыть двери для коммунистического и советского влияния в Европе, характеризовал новый подход к международным делам. Напряженность между Соединенными Штатами и Советским Союзом из-за послевоенного геополитического влияния в Европе сигнализировала о нарастающем конфликте между двумя сверхдержавами.

Американские лидеры, особенно Ачесон, дипломат и директор по планированию политики Государственного департамента Джордж Кеннан, Маршалл и президент Гарри Трумэн опасались, что партии и организации, поддерживаемые Советским Союзом, могут прийти к власти в уязвимых европейских странах. Это позволило бы Советам закрепиться, что создало бы проблемы для американских экономических и политических интересов во все более поляризующейся Европе.

Трумэн и его советники указали на нестабильность в Греции и Турции после войны как на доказательство необходимости американского вмешательства. Гражданская война в Греции между поддерживаемым коммунистами Фронтом национального освобождения и поддерживаемой Великобританией греческой монархией поставила под вопрос и без того напряженную способность Великобритании поддерживать антикоммунистические силы, пытаясь восстановиться после войны.

Советское давление на Турцию с целью предоставления СССР особых привилегий для использования Турецких проливов в торговых целях также ограничивало возможности Великобритании по военной поддержке Турции. Британцы официально потребовали, чтобы Соединенные Штаты взяли на себя поддержку Турции и Греции в феврале 1947 года, что побудило Трумэна призвать к разработке плана экономической и военной помощи для «поддержки свободных народов, сопротивляющихся попыткам порабощения вооруженными меньшинствами или внешним давлением». Это стало известно как доктрина Трумэна.

В ответ Конгресс утвердил помощь Греции и Турции в размере 400 миллионов долларов при широкой поддержке американской общественности, за которой последовал успех в подавлении коммунистических сил в Греции. Но доктрина Трумэна представляла собой сильную риторику для постоянной помощи в борьбе с коммунизмом, а не политику, которая устанавливала четкие ориентиры для того, что будет дальше. С июля 1945 года по декабрь 1947 года 400 миллионов долларов, выделенные на поддержку антикоммунистических сил в соответствии с доктриной Трумэна, были частью примерно 11 миллиардов долларов помощи Европе, большая часть которой предназначалась для более непосредственной гуманитарной помощи от социальных, экономических и политических вызовы Европе, а не долгосрочные планы стабильности.

Поскольку экономическая ситуация в Европе продолжала стагнировать, а страх перед коммунистическим политическим проникновением усилился, многие в администрации Трумэна осознали необходимость в более структурированном плане, который непосредственно устранил бы основное условие — экономическую нестабильность. В идеале более всеобъемлющий план также предусматривал бы совместное сотрудничество между Соединенными Штатами и европейскими странами в решении экономических проблем, а не просто вливание помощи со стороны Соединенных Штатов. Эти идеи легли в основу Европейской программы восстановления (ERP) или плана Маршалла.

Хотя Маршалл является человеком, связанным с ERP в результате его речи на церемонии вручения дипломов в Гарварде, историки отмечают, что многие в администрации Трумэна внесли свой вклад в достижение общих целей плана. Маршалл и Кеннан критиковали Трумэна за то, что он полагался на поверхностную риторику, а не на четкие, расширенные экономические планы восстановления Европы, что побудило обоих исследовать, какие формы помощи будут лучшими.

Ачесон также осознал необходимость в более всеобъемлющем и подробном плане восстановления и в результате поручил Кеннану подготовить отчет в начале 19 века.47, в котором четко обозначены трудности с торговлей, импортом и восстановлением в Европе. Но позже в своих мемуарах Ачесон объяснил, что именно заместитель госсекретаря Трумэна по экономическим вопросам Уильям Клейтон оказал наибольшее влияние на окончательную версию плана Маршалла.

Родившийся в Тупело, штат Миссисипи, Клейтон был партнером в успешной хлопковой фирме в Оклахоме, прежде чем поступить на государственную службу. Во время Первой мировой войны он работал в Комитете по распределению хлопка Совета военной промышленности и продолжал консультировать президентов Рузвельта и Трумэна по экономическим вопросам во время войны, прежде чем получил должность заместителя министра, которую он занимал с 19С 46 по 1947 год. В этой роли он путешествовал по Европе в послевоенный период и своими глазами видел борьбу континента за преодоление военной разрухи и экономической нестабильности.

Как бизнесмен, Клейтон был обеспокоен торговыми отношениями между Соединенными Штатами и европейскими странами, но также предупреждал о политических опасностях и угрозах коммунизма, которые можно было найти на руинах Второй мировой войны. В марте 1947 года Клейтон написал Трумэну служебную записку, в которой выразил беспокойство по поводу экономических условий в Европе. Он рассмотрел неспособность Британии сохранить экономическую поддержку Греции и Турции и призвал своих коллег серьезно отнестись к его опасениям по поводу того, что это означает для политического будущего Европы и мира:

«Бразды мирового лидерства быстро ускользают из компетентных, но уже очень слабых рук Британии. Эти бразды правления поднимут либо США, либо Россия. Если со стороны России, то почти наверняка в следующем десятилетии или около того будет война, и шансы против нас. Если Соединенными Штатами война почти наверняка может быть предотвращена».

После посещения Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций в Женеве в мае 1947 года Клейтон представил отчет «Европейский кризис» непосредственно Маршаллу. Клейтон утверждал, что экономическая ситуация намного хуже, чем можно было себе представить, и что «без дальнейшей оперативной и существенной помощи со стороны Соединенных Штатов экономический, социальный и политический распад захлестнет Европу».

Присутствие Маршалла на Московской конференции в апреле 1947 года еще больше укрепило опасения Клейтона, а также уверенность Маршалла в том, что Советскому Союзу нельзя доверить сотрудничество с Соединенными Штатами или другими европейскими странами в разработке плана восстановления экономики. Конференция собрала «Большую четверку» (министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин, Маршалл, министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Франции Жорж Бидо) для обсуждения официального мирного договора после войны между Советами, Германией и Австрией и восстановления Германии. Маршалл не только обвинил Советы в затягивании мирных переговоров, но и рассказал позже в интервью, что именно в этот момент он понял, что отчеты Клейтона звучат правдоподобно:0003

План Маршалла был результатом разочарования Московской конференцией, которая убедительно доказала, что Советский Союз недобросовестно вел переговоры и не мог быть побужден к сотрудничеству в достижении восстановления Европы.

Позже Маршалл использовал свою вступительную речь в Гарварде, чтобы представить участникам и, в конечном счете, публике широкое предложение, а не программу:

«Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все возможное, чтобы помочь вернуть миру нормальное экономическое здоровье, без которого не может быть ни политической стабильности, ни гарантированного мира. Наша политика направлена ​​не против какой-либо страны, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Любое правительство, готовое помочь в восстановлении, найдет полное сотрудничество со стороны Соединенных Штатов. Его целью должно быть возрождение работающей экономики в мире, чтобы создать политические и социальные условия, в которых могут существовать свободные институты».

Речь Маршалла призвала европейские страны работать друг с другом и с Соединенными Штатами над восстановлением экономики, а не просто получать финансовую помощь для восстановления Европы. Взамен считалось, что демократия, а также мир и процветание будут процветать во всем мире. Маршалл не хотел полностью исключать Советский Союз, но хотел создать дух открытого сотрудничества для общего блага, одновременно признавая растущую международную, антикоммунистическую роль Америки в новом мировом порядке времен холодной войны.

Установив общие цели, Маршалл и другие представители администрации Трумэна приступили к работе над выяснением того, чем этот план будет отличаться от предыдущих форм послевоенной помощи. Группа решила, что для того, чтобы план был успешным, участвующие европейские страны должны помочь в разработке плана восстановления, который, как указал Маршалл, «предоставил бы лекарство, а не просто паллиативное средство» от экономического бедствия, который способствовал бы длительным срок экономического роста. Кроме того, Маршалл и Трумэн хотели, чтобы план был одобрен при двухпартийной поддержке Конгресса и широком одобрении американской общественности.

Слева направо: президент Гарри С. Трумэн, генерал Джордж Маршалл, Пол Хоффман и Аверелл Гарриман в Овальном кабинете обсуждают план Маршалла, 29 ноября 1948 года, любезно предоставлено Национальным управлением архивов и документации.

12 июля 1947 года представители 16 европейских стран встретились в Париже, чтобы обсудить экономические проблемы, с которыми они столкнулись, а также возможные решения — необходимая форма самодостаточности для получения помощи в соответствии с предложенным планом. На этой встрече возник Комитет европейского экономического сотрудничества (CEEC), совместная группа участвующих членов, которые согласились создать четырехлетнюю программу, которая будет решать проблемы в области производства и экономической стабильности в своих странах и за их пределами. Маршалл не исключал присоединения к группе каких-либо европейских стран, включая Советский Союз.

Однако СССР и его сателлиты отвергли условия плана, опасаясь ограничений своего экономического суверенитета, что еще раз подтвердило убеждения Маршалла в отсутствии интереса к сотрудничеству между Советами и вызвало обеспокоенность по поводу мотивов СССР в Европе и за ее пределами. . После того как ЦВЕ представила Маршаллу свой самостоятельный план, Трумэн и его администрация начали тесно сотрудничать с Конгрессом, а также с различными федеральными агентствами, включая Совет экономических консультантов. Последнее произвело исследование воздействия спроса на экспорт в соответствии с предложенным планом на производство и поставки.

К началу 1948 года администрация Трумэна разработала многоэтапный план восстановления экономики; теперь ему нужно было обратиться в Конгресс. Но Трумэн и его администрация также знали, что будут проблемы. В то время как американцы подавляющим большинством поддержали помощь в рамках доктрины Трумэна, было больше нерешительности поддержать почти 13 миллиардов долларов из денег налогоплательщиков для расширенной программы помощи иностранным государствам в мирное время, что является беспрецедентным в американской истории.

Поскольку конгрессом руководят республиканцы, президент и его сторонники-демократы столкнулись с трудностями в получении одобрения предложенной программы, особенно в год выборов в 1948. Некоторые в Конгрессе утверждали, что План Маршалла был не борьбой с коммунизмом, а самим «социалистическим проектом», угрожающим растратой денег на другие страны, а не укреплением собственной обороны Соединенных Штатов. Стоимость поддержки Европы также будет зависеть от инфляции и более высоких налогов.

Вместо того, чтобы обеспечить экономическое процветание для всех, член Палаты представителей Чарльз У. Вурселл утверждал, что план Маршалла «подорвет финансовую платежеспособность этого правительства, погрузив нацию в нищету и хаос». И избиратели, которых они представляли, также не были полностью убеждены в необходимости увеличения европейских расходов. Позже Маршалл вспоминал, что его «самым большим опасением» при принятии этого плана была «негативная реакция со Среднего Запада [так в оригинале]» и его жителей, которые представляли «среднего» американца из Хартленда.

Хотя Маршалл объяснил, что «продажа ERP американскому народу была сложной задачей» и что он «так много путешествовал в этом отношении, что почти казалось, что я баллотируюсь на выборах», к декабрю 1947 года американцы широко поддержали план благодаря усилиям по связям с общественностью членов администрации и различных членов комитетов Конгресса.

Бывший военный министр Генри Стимсон возглавил популярный Гражданский комитет по плану Маршалла, состоящий из почти 300 известных американцев из промышленности, политики и вооруженных сил, которые объехали всю страну, выступая с речами в поддержку плана Маршалла. Организация распространяла петиции и оказывала финансовую поддержку низовым женским группам, которые заручались поддержкой домохозяек из пригородов для восстановления европейской экономики, объясняя, что это лучший способ продвигать демократию и защищать Америку и мир от экономических потрясений, которые могут привести к новой войне.

Более раннее обсуждение Ачесоном плана экономического восстановления Европы во время заседания Совета Дельты было предвестником того типа поддержки, которая потребуется для такой программы. Благодаря связям Уилла Клейтона в Миссисипи и представительному характеру Совета Ачесон признал, что крайне важно заручиться поддержкой американских бизнесменов и фермеров, утверждая, что план увеличит продажи за счет экспорта и торговли.

Но этот план не остался без критики.

Некоторые все еще цеплялись за представление о том, что это слишком большая поддержка нестабильных стран, которые Соединенные Штаты только что спасли из лап фашизма. Другие, такие как бывший вице-президент Генри Уоллес, утверждали, что режимы, которые будут поддерживаться средствами плана Маршалла, сами по себе довольно авторитарны, и такие радикальные экономические меры еще больше поляризуют земной шар.

Тем не менее, благодаря двухпартийной поддержке Конгресса и сотрудничеству между исполнительной и законодательной ветвями власти (и небольшой политической свинине, чтобы убедить представителей и сенаторов с фермерами и промышленниками в качестве избирателей, что это принесет им пользу) Конгресс принял план 13 марта 1948, выделив почти 13 миллиардов долларов иностранной помощи в течение четырехлетнего периода.

К тому времени, когда в июне 1952 года срок действия помощи по Плану Маршалла истек, программа в значительной степени достигла своих целей по созданию некоторой экономической самодостаточности среди 16 участвующих европейских стран. Управляемая США Администрация экономического сотрудничества (ECA) и управляемая Европой Организация европейского экономического сотрудничества (OEEC) контролировали реализацию помощи, выделенной в соответствии с планом Маршалла.

OEEC гарантировала, что все страны-участницы выполнят свою часть сделки, проводя политику, которая будет стимулировать торговлю, промышленное и сельскохозяйственное производство, в то время как ECA предоставляла финансовую помощь странам для покупки продуктов питания, топлива и оборудования в Соединенных Штатах и также разрабатывать и завершать инфраструктурные программы, включая автомобильные и железные дороги. Помощь не всегда распределялась равномерно между народами и не решала всех политических или экономических проблем.

Ученые часто предполагают, что план Маршалла лишь еще больше усилил напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а также отмечают, что пять процентов помощи по плану Маршалла пошли недавно созданному Центральному разведывательному управлению для сбора разведывательной информации за границей. Однако многие историки согласны с тем, что План был успешным в восстановлении сельскохозяйственного и промышленного производства и определенного уровня самодостаточности в европейских странах, а также в предотвращении введения разрушительных мер жесткой экономии для противодействия ухудшению экономических условий.

Восстановление в Германии, около 1948 года. Надпись на стене гласит: «Берлинская чрезвычайная программа с помощью плана Маршалла», любезно предоставлено Национальным управлением архивов и документации.

План Маршалла, начиная с его первого открытия в Кливленде, штат Миссисипи, и заканчивая амбициозной программой экономической помощи для поддержки Европы, знаменовал собой новую эру глобальной ответственности Соединенных Штатов и новый зарождающийся послевоенный порядок.

Автор

Стефани Хиннершитц, доктор философии

Стефани Хиннершитц — историк истории США двадцатого века, специализирующаяся на тылу и отношениях между гражданскими и военными во время Второй мировой войны.

Узнать больше

Темы

Европейский театр военных действий

Гражданские

  • Артикул Тип

    Артикул

    Взводы черной добровольческой пехоты во Второй мировой войне

    Многие историки писали о знаменитых «солдатах-буйволах» 92-й полностью черной пехотной дивизии, которые отличились во время Второй мировой войны.

  • Тип статьи

    Статья

    Кассеринский перевал: немецкое наступление, американская победа

    На Аркадийской конференции, проходившей в Вашингтоне, округ Колумбия, с 24 по 19 декабря.С 41 по 14 января 1942 года западные союзники согласились с политикой «Германия прежде всего» для управления глобальной стратегией, но вопрос, где и когда вступать в бой с Германией, оставался нерешенным.

  • Тип статьи

    Статья

    Пять основных вопросов для ветеранов исследований: куда обратиться и что нужно знать

    Ниже приведены пять основных вопросов для ветеранов исследований, где можно найти дополнительные ресурсы и как начать поиск.

  • Тип изделия

    Артикул

    Доблесть вопреки всему: подполковник Джордж Маршалл и операция «РЕЗЕРВИСТ»

    Кампания в Северной Африке началась с дерзкого англо-американского диверсионного рейда под кодовым названием «Операция РЕЗЕРВИСТ».

  • Тип статьи

    Статья

    Прелюдия к освобождению: генезис американского морского десанта в ETO

    Победа союзников над Осью была долгим путешествием, которое на самом деле заняло гораздо больше времени, чем сама война.

  • Тип изделия

    Артикул

    «Черный четверг» 14 октября 1943 года: Второй бомбардировочный налет на Швайнфурт

    Комбинированное бомбардировочное наступление (CBO) на Европейском театре военных действий было одной из самых кровавых кампаний Америки.

  • Тип статьи

    Статья

    Упражнение в разврате: создание Варшавского гетто

    Крупнейшее из гетто, в котором восточноевропейские евреи сначала содержались, а затем были депортированы нацистами в лагеря смерти, было создано в Варшаве, Польша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *