«Как сами себя называли язычники до крещения Руси? » — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ИсторияРелигия+2
Алексей Головач
·
146,5 K
Ответить1УточнитьSergey Nikiforov
Кинология
3,8 K
Кинолог и язычник · 22 окт 2020
Вопросы самоопределения до сих пор будоражат умы людей. И чтобы понять как называли и называют себя разные группы людей следует разобраться зачем вообще нужно самоопределение.
Нужно оно в первую очередь для того, чтобы идентифицировать себя от других. То есть для того, чтобы дохристианские язычники могли себя как то называть нужны те самые «другие», которых до христианства не было, ведь вокруг были одни язычники. Точно так же мы сейчас в обиходе не зовём себя Homo sapiens, ведь других «homo» не осталось, мы этим названием не отделяем себя от других живущих людей.
Уже тут мы можем понять что язычникам не было необходимости как-то называть себя до прихода христианства. Представьте себе картину: «Привет Петя — ты язычник? И я язычник. И Коля язычник, и Алёша. И вообще весь наш город язычники. И соседние города и деревни тоже язычники. Здорово, что мы это сейчас обсуждаем, а то ведь мы не знали, что вокруг одни язычники». Это точно так же, как вы будете ходить и спрашивать окружающих: «Ты человек?»
В дохристианские времена самоопределение происходило по племенному признаку. Вятичи, кривичи, поляне, древляне и прочие. Это как раз даёт нужное самоопределение и отделение себя от других, в первую очередь от соседей. К тому же тогда ещё не было современной свободы выбора религии, и если ты родился у условных древлян, то и религия у тебя автоматом была тех самых древлян.
Основа самоидентификации не по племени, а по религии — нововведение уже постхристианской эпохи, когда были католики, православные, мусульмане, и карта Европы делилась в первую очередь по религиозному признаку, а уже во вторую — по политическому.
То есть в определённый момент религиозная принадлежность значила больше, чем гражданство, а в Российской Империи это было замешано в одну кучу, ведь ты не мог получить гражданство, не будучи православным (та самая «черта оседлости» для иудеев работала не по национальному, а по религиозному признаку).Но даже в те времена, вплоть до новейшего времени, прямо чуть ли не до наших дней, в России осталась самоидентификация по городскому признаку. «Псковские мы», «Муромские мы», «Костромские мы» — это всё идёт оттуда же, из самоидентификации по городам, заменившим племена.
Сейчас самоидентификация проходит в первую очередь по национальному признаку «я русский, он американец, там вон немец, а это француз и серб», и религиозная самоидентификация ушла на второй план.
Возвращаясь к язычникам и их самоназваниям — нам не известно самоназвание практически ни одного язычества территории Европы. Известно, что именно в религиозном плане греки называли себя эллинами, но, как видите, это тоже тесно связано не только с религией. С остальными известно ещё меньше.
Слово «Язычник» христианского происхождения. Так последователей дохристианского вероисповедания звали уже христиане, ведь «Язык» с древнерусского переводиться как «Народ», следовательно язычник — последователь народной, этнической религии.
В европейских языках используется слово pagan, и его вариации для разных языков (кельтские, германские языки). В русском это тоже оставило след — слово «поганый», то есть «языческий», нехороший, дремучий, враждебный. «Всяко колдовство совершати, поганыя…». В разных языках есть варианты самоназваний для язычников, но они все уже постхристианские, даже если не построены вокруг слова pagan, такие самоназвания как Our Troth (старый обычай) для германцев или Amldduwiaeth (“Политеизм” на валлийском) для кельтов. Как видите всё это попытки адаптировать какое-то слово или словосочетание под современность. Хотя какие-то из этих вариантов использовали и язычники, но тоже уже в постхристианское время.
p.s. Я здесь ничего не пишу о вариантах самоназвания современных славянских язычников. Таких вариантов много и, если нужно, я могу разобрать их все отдельным ответом.
Тут я пишу всякое про собак и людей
Перейти на t.me/znaetpes1 эксперт согласен
141,6 K
Пётр Писарев
Почему вы сказали, что «основа самоидентификации не по племени, а по религии — нововведение уже постхристианской… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Дмитрий Викторович Забиров
Религия
575
Философия, богословие, история. · 9 янв 2021
Ни как. Называли себя — древляне, поляне, мещера, весь и чудь всякая. Зачем их как то себя называть? Все в той или иной мере поклонялись «богам», местным в обязательном порядке, но если в нашем сельце больше принято с Макошью дело иметь, а в соседнее под особым покровительством например Хорса, будучи в гостях Хорсу первый пряник в жертву принесем. … Зачем им как то… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Аркадий Туман-Никифоров
Образование
192
Преподаватель истории, философии и психологии. Темы: история, философия, психология. · 27 апр 2021
Сами себя наши предки называли … Православные. Да именно так. Ведь мир для них делился на Явь, Правь и Навь и именно Правь они и славили. И Православными называли язычников до реформ Патриарха Никона 1652-1656 гг. А Христиан (не католиков) называли Правоверные. Именно Никон перенёс греческое понятие «язычники» на дохристианскую веру, а правоверных переименовал в… Читать далее
пронин пронин
24 декабря 2021
славить право и веровать в право это одно и тоже но разными совами — но проблема то в том что Любая религия… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Денис Давыдов
Социология
50
Социология, философия, юриспруденция, религиоведение, теория управления, кибернетика · 14 апр 2021
Думаю, что с религиозной точки зрения — никак. «Какому богу служишь» — второстепенный вопрос для тогдашних общественных отношений. Религиозный вопрос стал первостепенным очевидно тогда, когда он стал частью морали. А частью морали он становился тогда (на мой взгляд), когда религия становилась вопросом государственным. Как в Вавилоне, Египте или, в особенности, в Риме… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Vladimir Brusentsev
3,6 K
Преподаватель, филолог. Патриот. Интересует история и фольклор русского народа с дохрис… · 11 апр 2021
До крещения предки наши называли себя славянами и русами. И вера их была славянским вариантом ведизма. Это очень древняя вера. Не было тогда еще ни иудаизма, ни производного от него христианства. Ни у кого не повернется язык назвать ведизм древней Индии — примитивизмом дикого народа, который заслуживает презрения. Но корни славянского ведизма идут с тех же индоевропейск.
.. Читать далееFord Harri
24 апреля 2021
Беда человечества в многообразии оккультных сект, иудеи придумали иудаизм, христианство и магометанство… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Широков
354
увлекаюсь темами: космонавтики, конспирологии, уфологии,футурологии,биологии,философии. · 16 апр 2021
Слова из «Велесова книга» страница номер 43, перевод А.Асова (Да святится имя Индры! Мы-Арии, пришли из земли арийской в край иньский. Сыновья Яруны: Кий, Щек и Хорив разделились на роды и пошли на юг и запад.) От Кия пошли украинцы, от Щека-Чехи, от Хория-хорваты.Из текста понятно что они как и сейчас называли себя ариями от имени великого праславянского князя Ария Оседня.
Комментировать ответ…Комментировать…
Сергей Бочкарёв
408
поэт, рунолог, шаман · 7 нояб 2020
В древности люди самоопределение выводили из принадлежности к роду-племени. Религиозные верования выводились оттуда же. Поэтому до сих пор язычники и говорят о своих верованиях как «вера предков»… Не важно во что и как верили. Вот чужое могли идентифицировать по принципу » вера ромейская», «вера варваров» и тп… Но опять же с упором на тот факт, что тех или иных… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Анатолий—Кэнджин
1,2 K
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога, цигун, медитация, философия Востока… · 14 нояб 2020
До крещения и после крещения Киевской Руси все они были и есть славянами. Так они себя и называли. Вспомните » Вещего Олега» произведение А. С. Пушкина. Это же история. Что вы изобретаете, не понятно. С уважением.
Комментировать ответ…Комментировать…
Marianna Malinovskaya
80
Психолог, философ, богослов. .. это по образованию. По призванию — немного писатель….. · 16 нояб 2020
Прекрасное разъяснение, почему-то сама об этом не подумала. Действительно, потребность в самоидентификаци отпадает, когда нет, от кого оттолкнуться, когда есть только «мы» и нет «их». Вот когда есть «мы» и есть «они» (обязательно враги :), тогда процесс самоидентификации идет полным ходом. Но тогда у меня вопрос — если это единственный вопрос самоидентификации, тогда… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Jack Daniels
18
Я строю будущее · 17 сент 2021
Ведруссы. Язычество было навязано нам для того, чтобы от него перейти к монотеизму, но оно такое же искуственное, как и христианство. И в языческие времена Русь уже не была единою, а была поделена на княжества. И наши предки называли себя по местностям, вероисповедание тогда не было таким необычным, чтобы называть себя по религии.
Александр
30 сентября 2021
Интересный вопрос. А разве праведник может грешить? Праведник это такой уровень сознания добра и зла, который… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Как обучали детей в Древней Руси: когда открылись первые школы и чему там учили
Когда были открыты первые школы на Руси
Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:
«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».
Также эксперт отмечает, что имеются косвенные подтверждения и того, что на Руси в X веке еще до ее Крещения возникли христианские школы, целью которых было распространение христианской религии.
Первые школы на Руси кардинально отличались от современных и сначала появлялись только в крупных городах. Так, по словам эксперта, школы «книжного учения», существование которых подтверждается письменными источниками, на Руси возникли в 988 году с принятием христианства по указанию великого князя Владимира Красное Солнышко.
Тест: была ли мамой эта литературная героиня
Об этих произведениях русской литературы слышал почти каждый россиянин: они входят в школьную программу и…
11 июля 09:46
«Эти школы создавались для представителей знати. Первая школа «книжного учения» была открыта в столице Руси Киеве при Десятинной церкви. Здесь обучались в том числе и дети самого Владимира Красное Солнышко. Учителями в ней были греки, обучение велось на старославянском языке. Вторая школа «книжного учения» на Руси была открыта Ярославом Мудрым в Новгороде для обучения детей местных старост и духовенства. Затем такие же школы были созданы и в других крупных городах», – объясняет Федор Долгих.
По словам эксперта, в период правления Ярослава Мудрого в киевской школе «книжного учения» обучались дети английского короля Эдмуна Железнобокого – Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренгевальд, наследники венгерского и датского престолов. Этот факт сделал школу образовательным центром общеевропейского значения.
«В 1086 году княжной Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, при Андреевском монастыре в Киеве было основано женское училище. В нем представительницы зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В 13 веке женское училище было создано в Суздале», – объясняет Федор Долгих.
Историк упоминает, что в Древней Руси были школы и при монастырях, где учителями были монахи.
Существовали ли в те времена начальные школы? По словам эксперта, начальное образование можно было получить в платных школах у «мастеров грамоты». Также широкое распространение получила практика семейного обучения и воспитания.
«В результате обучение стало доступным не только для знати, но и для широких слоев населения. Это привело к широкому распространению грамотности, о чем свидетельствовали, например, многочисленные берестяные грамоты, написанные как мужчинами, так и женщинами, горожанами и селянами», – отмечает Долгих.
По словам историка, какую-либо специальною форму одежды обучающиеся в школе дети не носили.
close
100%
Чему обучали детей в Древней Руси
Лариса Крушанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции, рассказала, что с принятием христианства при монастырях открылись первые школы на Руси. А уже через столетие насчитывалось несколько их видов – школы «книжного учения», монастырские школы, школы элементарной грамотности, женские школы.
От Байкала до Селигера: на каких российских озерах можно отдохнуть с детьми
В этом сезоне морской отдых смогут позволить себе далеко не все желающие. Но это не значит, что…
20 июня 11:09
Многие россияне считают, что в Древней Руси были две основные «дисциплины», поэтому обучались дети того времени только грамоте и счету (азам арифметики). Однако эксперт подсказывает, что каждая школа использовала свой вариант предметной структуры.
«Но в той или иной степени «учителя» опирались на опыт византийских и болгарских школ. Чтению, счету и письму обучали во всех школах. В школах «книжного учения» и монастырских школах обязательными были греческий и латинский языки, что отражало тесные торговые связи Руси с итальянскими купцами или государственные связи с Византией. Особое внимание в этих школах уделялось богословию и философии.
Отличительная особенность древнерусского образования заключалось в том, что обучение велось на родном языке, в то время как в европейских школах обучение тем же самым предметам шло на латинском языке»,
– объясняет Крушанова.
Еще одно заблуждение, что в первых школах на Руси учебниками служили исключительно Псалтырь и Часослов. Эксперт уверяет, что учебными пособиями были не только книги религиозного содержания: «Особое место в княжеских библиотеках занимали «светские» и «ученые» книги на греческом и латинском языках, собираемые русскими князьями и повелевавшие учиться по ним».
С уроков истории российские дети знают про берестяные грамоты. Эксперт Крушанова уточняет, что эти памятники древнерусской письменности могли рассказать о жизни на Руси и о том, чему обучались дети того времени:
«В рамках изучения письма древнерусские «школьники» осваивали «деловые формулы», которые были необходимы новгородцам в повседневной жизни. Например, в берестяных грамотах широко встречающаяся «формула» «Взыскать с Дмитра должки» свидетельствует о том, что судебные споры были неотъемлемой составляющей повседневной жизни горожан».
Также, по словам доцента, в Древней Руси была еще одна разновидность образования – «кормильство»: «Это форма домашнего обучения, широко применяемая для обучения детей мужского пола феодальной знати. Для мальчиков нанимались специальные «кормильцы», способные обучить ребенка грамоте, иностранным языкам и военному делу».
На вопрос, многие ли дети имели возможность обучаться грамоте и азам арифметики или образование было доступно только мальчикам и девочкам из знатных семей, историк Лариса Крушанова отвечает так:
«Для домонгольской Руси уровень грамотности городского населения был достаточно высоким. А в Великом Новгороде грамотой владели как мужское, так и женское население. Причем важно было овладение «книжной премудростью», а не профессиональной направленностью», – объясняет эксперт.
close
100%
Как учили грамоте в Древней Руси
Многие со школьных уроков помнят такой исторический факт: на Руси ученики разучивали полные названия букв (А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро), а во время обучения грамоте пособиями могли служить Псалтырь и Часослов.
Кандидат исторических наук Федор Долгих рассказал, как строился учебный процесс:
«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали».
Историк отмечает, что большое внимание уделялось не столько получению элементарных знаний, сколько воспитанию человека в духе христианских ценностей. И хотя многие считают, что строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси, эксперт отмечает, что атмосфера, в которой протекал учебный процесс, была вполне доброжелательной.
Языческий мир: Древние религии до христианства
- Лекция (24)
- ДЕТАЛИОбзор
- Отзывы
Рейтинг 5 из 5 к MikeC123 от Удивительный и увлекательный курс Мне очень понравился этот курс. Доктор Мюллер — замечательный преподаватель, и он постоянно делает курс интересным и увлекательным. Как неоязычник, я действительно хотел понять, как практиковалась и во что верила Древняя религия, и я не был разочарован. Он никогда не проявлял снисходительности по отношению к этим людям или их убеждениям, а просто говорил о фактах и развлекал их. Временами я испытывал одновременно восхищение и отвращение, но это действительно дало мне возможность оценить эти древние культуры, от которых мы так много унаследовали. Браво, доктор Мюллер, я очень надеюсь, что в будущем вы предложите мне несколько курсов по Wondrium, которые мне понравятся.
Дата публикации: 09.03.2023
Рейтинг 5 из 5 к Бак Сэвиджвуд из Очень хорошо сделано! Информативно и занимательно. Доставка профессора (и в сторону замечания) и делает этот курс стоит времени и денег.
Дата публикации: 11. 07.2022
Оценка 3 из 5 к МтЛоган из Не совсем то, что я искал Языческий мир? Древние религии до христианства? Большой! Я имею в виду, мы так много слышим о греческих и римских богах, но в Европе были и другие системы. Литва официально была языческой еще в 14 веке. Наверняка это был мой шанс узнать кое-что о религиях, которые пришли на смену христианству, чем они отличались, как они были связаны. Вы знаете… языческий мир? Древние религии, во множественном числе, до христианства? Я не согласен с рецензентами, считающими профессора Мюллера высокомерным или снисходительным. Я думаю, что они неправильно истолковывают его кривое чувство юмора. И я не нашел его скучным. Я думал, что его лекции были очень хорошо организованы. Он брал очень сложную информацию и превращал ее в четкое, убедительное повествование. Мне особенно нравилось, как он всегда указывал на связь между древней языческой терминологией и современными английскими словами. Он хороший ученый и хороший лектор, и мне нравится его бесстрастное чувство юмора. Думаю, мне бы очень понравилось обедать с этим парнем. К несчастью для моих ожиданий, идея профессора Мюллера о языческом мире останавливается в Альпах. Если не считать прикосновения к Месопотамии и нескольких незначительных отсылок к Египту, курс был полностью греческим и римским, с сильным акцентом на римский язык. Поэтому я был бы признателен за более точное название, например, «Средиземноморские религии до христианства». Я посмотрел весь курс, и я получил некоторые новые идеи. Но многое из этого было уже давно пройдено в моем образовании, и я провел много времени за скукой. Рекомендую ли я курс? Да, если вы знаете, что получаете. Да, если у вас есть чувство юмора. Да, если вы ищете языческую религию Греции и Рима и ее влияние на общество, политику и повседневную жизнь. Нет, если вас интересует постклассический период. Нет, если британские комедии заставят вас сказать «А?» Нет, если вы надеетесь узнать что-то о славянских, финских, скандинавских, балтийских или кельтских религиях до христианства. Это не плохой курс. Нисколько. Я просто должен был более внимательно просмотреть названия лекций. Вот и все.
Дата публикации: 03.07.2022
Оценка 2 из 5 к Техас 6 из Мы возвращаемся к этому курсу. Тема, к которой мы проявляли интерес, но это очень скучная и лишенная энтузиазма презентация.
Дата публикации: 06.06.2022
Рейтинг 5 из 5 к DocD62 от Новый взгляд на классический фон В первый год старшей школы меня «учили» предмету под названием «Классический фон». Его преподавали ошеломленные учителя истории еще более ошеломленным ученикам. Большинство из нас никогда не понимало этого слова и никогда не воспринимало его всерьез. Я рад сообщить, что этот курс «Языческий мир: древние религии до христианства» изменил все это. Профессору Мюллеру удалось сжать множество информации в более удобные и понятные временные рамки, и он сделал это в легкой манере, чтобы она никогда не была слишком сухой или скучной. Например, он оживлял списки богов или цезарей анекдотами, остроумными отступлениями или завитушками на греческом и латинском языках. У него увлекательная манера, и он умело переплетает материал из разных эпох и мест простым, но не упрощенным способом. Лекции всегда казались слишком короткими и оставляли меня желать узнать больше, и, действительно, я скучаю по курсу, теперь я его закончил и, вероятно, посмотрю его снова. Я определенно узнал гораздо больше из этого краткого курса, чем когда-либо за год изучения классической истории в школе. Я также с нетерпением жду возможности посмотреть другие курсы с этим фантастическим профессором — греческий и латынь, вот и я.
Дата публикации: 05.06.2022
Рейтинг 5 из 5 к Аноним из Приветствую вас, доктор Мюллер! Развлекательный и информативный. Отпразднуйте очередной триумф, доктор Мюллер.
Дата публикации: 2022-05-29
Оценка 4 из 5 к PaganPal из Освежающая перспектива Лекции профессора Мюллера полны проницательных и вдумчивых комментариев. Масса информации о древних языческих практиках и верованиях. Его подача немного шаткая, но наберитесь терпения, и награда откроется во время лекций.
Дата публикации: 2022-04-18
Оценка 4 из 5 к DoctorJC из Очень увлекательно Доктор Мюллер весьма привлекателен и красноречив. Он легко воспринимается и излагает материал в доступной форме. Мне очень понравилось ходить на его уроки, и я бы взял еще один у него. Единственная причина, по которой я не даю ему 5 звезд, заключается в том, что, как и во многих курсах, можно было бы лучше использовать вспомогательные визуальные эффекты, а не только его лекции. Тем не менее, если у вас есть интерес к этой предметной области, я настоятельно рекомендую этот курс.
Дата публикации: 18.04.2022
Обзор
В книге «Языческий мир: Древние религии до христианства» вы познакомитесь с очаровательными древними политеистическими народами Средиземноморья и за его пределами, их богами и богинями, их общественными и частными практики поклонения, когда вы начнете лучше понимать основополагающую роль, которую религия играет в их повседневной жизни. Поскольку их религия ограничивала почти все аспекты жизни как внутри дома, так и за его пределами, она представляет собой замечательную линзу, через которую можно глубже познать их мир.
О
Ханс-Фридрих Мюллер
Латинский язык предлагает ключи к большему, чем большинство людей могут себе представить… пока они тоже не выучат латынь. Я посвятил свою жизнь тому, чтобы помочь другим получить ключи, необходимые им для открытия интеллектуальных сокровищ, которые их больше всего интересуют.
ALMA MATER
Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл
ИНСТИТУТ
Union College
Доктор Ханс-Фридрих Мюллер является профессором древней и современной литературы Томаса Б. Ламонта в Union College в Скенектади, Нью-Йорк. Он получил степень магистра латыни в Университете Флориды и докторскую степень. по классической филологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Прежде чем поступить в Юнион-колледж, он преподавал в Университете штата Флорида и Университете Флориды. Профессор Мюллер получил награду Американской филологической ассоциации за выдающиеся достижения в преподавании классики на уровне колледжа, а также две награды за выдающиеся достижения в преподавании в Университете штата Флорида. В Университете Флориды он разработал программу дистанционного обучения выпускников классике для учителей старших классов. Помимо написания многочисленных статей, профессор Мюллер является автором книги «Римская религия» в «Валерий Максимус», редактором сокращенного издания книги Гиббона «Закат и падение Римской империи» и переводчиком книги Андреаса Мела «Римская историография: введение в ее основные аспекты». и развитие. Он также является автором книги «Цезарь: отрывки из его комментариев De Bello Gallico» и соавтором книги «Цезарь: переходный читатель LEGAMUS».
Этот профессор
Прицеп
01: Ранняя языческая религия в Месопотамии
Узнайте, как древние народы Месопотамии пытались понять, поклоняться и культивировать сверхъестественные силы в окружающем их мире. Узнайте, как Энума Элиш, великий месопотамский миф о сотворении мира, отражает человеческие проблемы, с которыми мы до сих пор сталкиваемся, — борьбу за власть, гендерные проблемы, семейные разногласия — поскольку он объясняет происхождение мира, его организацию и место человечества в нем.
35 мин.
02: Ригведа и боги Древней Индии
Хотя большинство ранних религий Месопотамии, Египта, Греции и Рима со временем были вытеснены, ранние религии Индии процветают и сегодня. Исследуйте древнюю Ригведу, один из четырех священных текстов современного индуизма. Древний сборник гимнов на санскрите, он полон загадок, парадоксов и еще нерешенных доктрин, которые оставляют много места для стимулирующих размышлений.
32 мин
03: Государственная религия в Древнем Египте
Узнайте, как египетская Книга Мертвых и надпись на пирамиде раскрывают существование Атума, бога-творца, который поднялся из изначального хаоса, чтобы создать себя и еще девять богов. Но что происходит с Атумом, когда к власти приходят города Мемфис, а затем и Карнак? Узнайте, как политическая власть и религия были переплетены в Древнем Египте.
30 минут
04: От мифа к религии: олимпийские божества
В то время как современный мир часто думает о греческих богах и богинях как о мифах, они составляли основу религии в Древней Греции. Узнайте об этих отношениях между мифом и религией и исследуйте увлекательную загадку Зевса. Мог ли Зевс быть единым богом со многими «лицами», может быть, чем-то подобным единому богу христианства, существующему в трех лицах? Или было много разных богов, каждый из которых был известен как Зевс?
32 мин
05: Домашние и местные боги в Древней Греции
В повседневной жизни средней древней афинской семьи доминировали не боги, жившие на горе Олимп, а боги, охранявшие входную дверь и очаг и благословлявшие брачное ложе. Узнайте, как эти домашние боги были вплетены в ткань повседневной жизни и кто отвечал за религиозную деятельность в доме.
30 минут
06: Кормление богов: жертвенная религия
От Средиземноморья до Древней Индии жертвоприношения животных играли центральную роль в отношениях между людьми и их богами. Узнайте о необходимых элементах для надлежащего почтительного, искупительного или сакраментального жертвоприношения животных. Откройте для себя множество способов, которыми жертвоприношение принесло пользу вовлеченным народам, и то, что боги требовали от животного.
30 минут
07: Молитвы, клятвы, гадания и предзнаменования
Для этих древних народов знаки от богов существовали повсюду — от формы органов жертвенных животных и свойств дыма при их сжигании, до внезапного появления птиц в небе, снов и многого другого. Исследуйте множество способов, которыми люди и их боги общались друг с другом, и почему ни одна армия не двинулась бы вперед на поле битвы без своих прорицателей и жрецов.
27 мин
08: Дельфы и другие греческие святилища
Крупные святилища привлекали людей со всех городов и штатов и служили объединению греческого мира. Исследуйте увлекательный храм Аполлона в Дельфах и святилище Асклепия в Эпидавре. Помимо ожидаемых алтарей, вы можете быть удивлены, узнав о спортивных мероприятиях, библиотеках, больницах и даже ипподромах в этих значительных святынях.
27 мин
09: Культы и таинственные религии
Публичные богослужения, такие как ежегодный панафинейский праздник в честь богини Афины, принесли политическую пользу в объединении граждан. Но кроме того, некоторым богам поклонялись в частных культах, требующих членства и обрядов инициации. Узнайте о преимуществах такого членства как в этом мире, так и в следующем, особенно для женщин.
29 мин
10: Философская критика язычества
В то время как большинство древних греков поклонялись, приносили жертвы и праздновали в соответствии с предпочтениями государства, у других были свои собственные идеи. Исследуйте увлекательные философии пифагорейцев, орфиков, стоиков, эпикурейцев и многих других. Большинство этих небольших изолированных групп не представляли угрозы статус-кво государства. Но если государство чувствовало угрозу, оно реагировало силой, как при казни Сократа.
32 мин
11: Греческие погребальные обычаи и загробная жизнь
Древние греки считали священным религиозным долгом подготовить тела своих умерших, сжечь тела, а затем похоронить их вместе с различными бытовыми или военными предметами. Даже спустя долгое время после погребения люди продолжали приносить умершим подношения, в том числе еду и питье. Узнайте, почему эти ритуалы были важны для государства и стали мощной силой для консервативных ценностей, противостоящих инновациям.
29 мин
12: Влияние Египта на древнюю религию
Египетская религия оказала значительное влияние на религии средиземноморского мира, особенно на греческую и римскую. На основе текстов пирамид, текстов гробов и заклинаний, написанных на папирусах, узнайте, что эти древние народы верили в способность души стать бессмертной, местонахождение загробной жизни на Западе и почему мертвые нуждались в пище от живых.
28 мин
13: Поклонение древнеримским предкам
Как потомки пастухов и преступников-изгоев, основавших Рим на холмах над зараженными малярией болотами, завоевали все Средиземноморье? По словам самих римлян, их единственной величайшей силой была религия. Узнайте о cultus deorum и о том, как четкие отношения с мертвыми предками, а также с богами позволили процветать консервативной римской культуре.
31 мин
14: Боги римского дома
Римские боги были вовлечены во все аспекты повседневной жизни. Исследуйте великий пантеон богов, которые повлияли на все: от дверных петель до еды и секса. Узнайте, как религиозная деятельность женщин отражала их социальную роль в той патриархальной культуре — от участия четырех богинь и двух богов для наблюдения за заключением брака до использования терракотовых маток в качестве подношений по обету.
29 мин
15: Боги римского государства
Рим был замечателен в древности тем, что эта сексистская, классовая и рабовладельческая культура включала покоренные народы в состав римских граждан. Узнайте, как они также включили богов побежденных в практику, известную как римская интерпретация. Конечно, призыв божества из вражеского города был формальным процессом, как вы увидите в увлекательных историях Юноны и других.
31 мин
16: Жрецы и церемонии в Римской республике
В чьи обязанности входило заботиться о множестве римских богов и богинь, поддерживая соответствующие поклонения и отношения? Узнайте, какую роль четыре коллегии священников, понтификов и весталок играли в римской религии. Они сыграли решающую роль в поддержании стабильности, успокаивая божеств и удерживая их на стороне Рима. По сути, от них зависело выживание государства.
34 мин
17: Религия, политика и война в Риме
Возможно ли, что одна из величайших мировых империй была основана в значительной степени на искусстве и науке наблюдения за птицами? Абсолютно. Крики ворона и совы, модели полета орлов и грифов, стиль питания цыплят — все это было знаками богов. Исследуйте коллегию жрецов, Сибиллинских оракулов и подробные ритуалы гадания, необходимые для того, чтобы государственные чиновники могли предпринять какие-либо решительные действия.
36 мин
18: Реакция Рима на иностранные религии
Рим вобрал в себя многих богов покоренных им народов. Но оно не могло допустить, чтобы люди собирались в одиночку для богослужений без государственного надзора или сексуальной активности, которая могла бы подорвать права собственности. Изучите вакханалии и узнайте, почему Рим считал поклонников Вакха экзистенциальной угрозой государству и почему эта практика жестоко подавлялась.
35 мин.
19: Римский календарь и священные дни
Коллегия понтификов отвечала за отслеживание всех богов и их праздников; необходимые общественные праздники и времена года; а также дни, недели, месяцы и циклы Луны. Но по историческим временам календарь был полностью рассинхронизирован. Узнайте, как и почему Юлий Цезарь преобразовал календарь в версию, очень близкую к тому, что мы используем сегодня.
34 мин
20: Юлий Цезарь: поворотный момент в римской религии
Юлий Цезарь начал свою публичную религиозную карьеру еще подростком, а в начале своей политической карьеры объявил, что он происходит не только от королей, но и от богов Венеры и Марса. Узнайте, как он использовал свое священство и политический успех (отчасти основанный на пренебрежении конституционными условностями), а также военный и финансовый успех (в основном полученный от грабежа и работорговли), чтобы стать диктатором и добиться того, чтобы Сенат объявил его богом после его смерти. смерть.
34 мин
21: Поклонение императору в Риме
Обожествление Юлия Цезаря стало поворотным моментом в римской религии. Политеистический, санкционированный государством пантеон освободил место для новых богов: Цезарей. Узнайте, как и почему Октавий, приемный сын Цезаря, установил монархию, которая казалась республикой, и как поклонение его семье и его личному авторитету изменили традиционную религию.
34 мин
22: Зороастрийцы, евреи и христиане
До христианства в древнем Средиземноморье существовали две основные монотеистические религии. Исследуйте сходства и различия между иудаизмом, зороастризмом и зарождающимся христианством, а также то, как империя изначально приспосабливалась к их учениям и действиям. Вы также узнаете о недовольстве со всех сторон.
31 мин
23: Популярные религии поздней античности
В поздней античности, даже после появления христианства, большинство в Риме и Италии придерживались традиционной религии и древних богов. Исследуйте отношения между язычеством, манихейством и поклонением Изиде во времена возникновения христианства и узнайте, почему правители Рима не могли принять или терпеть христианство.
31 мин
24: Конец язычества в Римской империи
В индивидуальном порядке людям было относительно легко обратиться в христианство, потому что оно предлагало многие знакомые аспекты традиционной религии — жизнь после смерти, общественные собрания, священная трапеза и т. д. Но на государственном уровне? Узнайте множество увлекательных причин, по которым после стольких столетий успеха своей государственной религии Римская империя наконец приняла христианство в качестве официальной веры.
35 мин.
В поисках одной из древнейших религий мира
В галерее виллы Гетти стоит небольшая золотая табличка, изготовленная около 2500 лет назад.
Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчасПеред нами таинственный мужчина в профиль, на голове туго натянут капюшон, на боку кинжал с коротким мечом, в вытянутой руке держится большая связка палок. Кто он?
Доктору Джону Кертису, куратору специальных ближневосточных проектов Британского музея, ответ ясен: священник зороастрийской религии. Зороастризм, который иногда называют официальной религией древней Персии, является одной из старейших сохранившихся религий в мире, его учения старше буддизма, старше иудаизма и намного старше христианства или ислама.
Считается, что зороастризм возник «в конце второго тысячелетия до н. э. среди полукочевых скотоводов в среднеазиатских степях», — говорит доктор Дженни Роуз, религиовед. Его имя происходит от Заратуштры, которому приписываются самые ранние тексты религии (Гаты, или «песни» восхваления Ахура Мазды). Он был известен грекам как Зороастр, отсюда и имя, известное нам сегодня.
В зороастрийской мысли добро и зло строго разделены. Божество Ахура Мазда («мудрый владыка») устанавливает все доброе, тогда как Ангра-Майнью («дух-разрушитель») является источником всего зла, внося хаос в упорядоченный мир. О хаосе и беспорядке зла говорится как о «ложи», в противоположность порядку, правде и истине Ахура Мазды.
Откуда мы знаем, что золотой жрец представляет зороастрийскую традицию? Он «держит в руках барсомов — пучок веток или трав, собранных после древних религиозных церемоний или иногда жертвоприношений, — сказал доктор Кертис, — а барсом — символ зороастрийской религии».
Мемориальная доска со жрецом из сокровищницы Окса (фрагмент), 500–330 гг. до н. э., Ахемениды. Золото, 5 7/8 x 2 15/16 дюйма. Британский музей. Изображение предоставлено и © The Trustees of the British Museum (2013). Все права защищены
Проблески древнего прошлого
Короткий меч также дает подсказку. «Некоторые люди говорят, что из-за этого он не может быть священником, — сказал мне доктор Кертис, — но на самом деле долг современных зороастрийских священников — защищать огонь, самый священный символ религии. «Так что не исключено, что зороастрийский священник должен был быть вооружен мечом».
Два других объекта выставки Цилиндр Кира и Древняя Персия также указывают на присутствие зороастризма или, по крайней мере, его исторического предшественника среди древних персов. Одна из них — царская печать Дария I, преемника Кира Великого. Мы видим царя, охотящегося на львов среди пальмовой рощи, а над ним парит фигура, выходящая из крылатого диска, символизирующего божественную удачу, которую Ахура Мазда дарует правителю.
Печать Дария (с оттиском), 522–486 гг. до н. э., Ахемениды. Халцедон, 1 7/16 x 11/16 дюйма. Британский музей. Изображение предоставлено и © The Trustees of the British Museum (2013). Все права защищены
Фрагмент оттиска Цилиндр Дария с изображением крылатого символа божественной удачи, дарованного Ахура Маздой (в центре), главным зороастрийским божеством. , лев и хищная птица. Возможно также, что эти клювовидные существа вовсе не грифоны, а птица варегна , одно из воплощений зороастрийского божества Веретрагны.
Доктор Роуз предполагает, что слова Цилиндра Кира могут отражать мировоззрение, сходное с мировоззрением зороастрийских текстов. Цилиндр сообщает, что Кир «приносит «хорошую религию» в противоположность «плохой религии», которая предшествовала ему в действиях Набонида», последнего из вавилонских царей. «Это раскол между хорошей религией и плохой религией, между добром и ложью — авестийское понятие», — сказала она, имея в виду самые ранние священные тексты зороастрийской традиции. «Я вижу отражение этой дихотомии в словах Цилиндра Кира».
Наруч с изображением грифонов, 500–330 гг. до н.э., Ахемениды. Золото, 4 13/16 x 4 9/16 дюйма. Британский музей. Изображение предоставлено и © The Trustees of the British Museum (2013). Все права защищены.
Сегодня зороастризм исповедуют около 130 000 последователей по всему миру со значительными общинами в Иране, Индии, Северной Америке, Великобритании и Австралазии.