Чему учил мономах: Чему учит » Поучение » Владимира Мономаха

Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

История создания

Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению».  Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.

Жанр

Жанром «Поучения Владимира Мономаха» есть автобиографическое сказания, послание, поучения. О произведение относится к древнерусской литературы XI-XII веков. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени.

Сюжет

Владимир Мономах изначально пишет, что уже «на санях» (то есть говорит, что скоро уйдет на покой) он хочет оставить поучительные наставления своим детям. После этого Мономах переходит собственно к поучения детям. В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. Он дает детям установки. Князья не должны все обязанности отдавать подчиненным, нужно самостоятельно все делать и проверять. Всегда ходить с оружием. При походах за данью, не допускать издевательств над людьми со стороны подчиненных. Относиться с уважением и к нищим, и к богатым. Большим злом, как учит автор, является лень, которые губят человека. Вообще князь должен быть олицетворением справедливости и всех добродетелей.

Тема и проблематика

Собственно проблематики нет в тексте, поскольку написан он как послание, а не как художественное произведение. Но в первой части послания можно выделить следующие основные тематические блоки:

— обращение к Богу и следование всем Божьим установкам;

— всегда надо надеяться на Бога и Его милость;

— нужно соблюдать все Божьи заповеди и чаще обращаться к Псалтири;

— нужно остерегаться лукавого (диавола), против него есть три дела;

— нужно благодарить Бога за те блага, которые Он дает;

— всегда нужно соблюдать клятвы и никогда не врать.

Вторая часть произведения содержит сведения о:

— начало и изменения в княжении Владимира Мономаха;

— многочисленные походы и взятие городов;

— споры с родственниками по престола;

— войны и мир с половцами.

Герои

В произведении автор не выделяет главных героев, ведь весь рассказ это наставления потомкам.

Композиция

Композиционно «Поучение» делится на две части: первая — собственно послание потомкам с многочисленными включениями из Псалтири; вторая — сказания о жизни князя Владимира Мономаха представлено от его же имени. В своем «Поучении» Мономах изобразил идеальный образ мудрого и справедливого князя, которым хотел видеть не только своих сыновей, но и князей-вассалов. В условиях постоянных княжеских распрей и междоусобиц обращения Мономаха было злободневным, но цели своей не достигло. Ни во времена Мономаха, ни после них Русь не имела такого идеально-справедливого правителя.

Рассуждение 7 класс

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.

Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.

Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.

Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.

К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.

Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.

Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.

Другие сочинения:

← Чему учит сказка Снежная королева Андерсена?↑ ДругиеАнализ романа Защита Лужина Набокова →

Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Несколько интересных сочинений

Анализ Поучения Владимира Мономаха 7 класс

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере.

И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

← Критика о Слове о полку Игореве ← Чему учит сказка Андерсена «Снежная королева»?↑ ДругиеАнализ рассказа Платонова Корова → Анализ произведения Платонова Третий сын →

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Ум с сердцем не в ладу

    Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.

  • Сочинение Пермь — мой любимый город

    В то время, как многие люди восхищаются более величественными и крупными городами, мои душа и сердце навеки принадлежат иному населенному пункту. Возможно, так происходит потому, что именно здесь, в Перми

  • Анализ Повести о капитане Копейкине Гоголя

    Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия

  • Главные герои романа Герой нашего времени характеристика

    «Герой нашего времени» — легендарное произведение уникального человека – Лермонтова. В повести огромное количество образов, которые хочется узнавать и о которых хочется говорить.

  • Характеристики главных героев произведения Антоновские яблоки Бунина

    Рассказ И.А. Бунина – художественный текст, в котором главная роль отведена рассказчику.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Велика польза от книг

«Велика польза от книг. Они — источник мудрости», — обратился русский царь Владимир Мономах к своему народу. Мог ли этот великий летописец даже предположить, что через тысячу лет мы все еще будем читать его «Назидания»?

Одна из задач Международной выставочной компании MVK — сохранить и возродить прекрасные традиции прошлого. MVK инициирует оригинальные и нестандартные проекты, такие как «Передвижной полярный музей», «Еще выше, выше и выше» и проект, посвященный 70-летию полета Валерия Чкалова.

15 февраля MVK представила еще один необычный проект: «Международную выставку каллиграфии». Эта выставка положит основу для дальнейших выставок, ведь каллиграфия объединяет многие виды искусства: живопись, архитектуру, скульптуру, танец, фотографию, кино и дизайн; это также сродни ораторскому искусству и искусству общения, которые сегодня становятся очень важными для бизнеса. Ведение бизнеса невозможно без общения, красноречия и надежных партнеров, пользующихся популярностью у коллег и сотрудников.

В Китае говорят: «Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты». Почерк – это своего рода кардиограмма души человека. Он отражает характер, интеллект и отношение к работе. Грамотные люди, умеющие писать аккуратным и четким почерком, всегда пользовались уважением. Давным-давно люди начали писать исторические хроники. Первые записи о прошлом появились в Китае в I веке нашей эры. Изготовление иероглифов тогда считалось изобразительным искусством. К человеку, способному на это, относились как к художнику. В средние века каллиграфические шрифты покрывали архитектурные модели, картины и предметы декоративно-прикладного искусства. Хорошо образованный человек должен был хорошо разбираться в каллиграфии. Так, помимо азов наук детей обучали поэзии, музыке, рисованию и каллиграфии.

Что касается России, то первыми русскими каллиграфами были монахи, писавшие летописи и важные исторические документы. Благодаря их усилиям сегодня мы можем читать «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Назидания Владимира Мономаха» и другие. Рукописный шрифт в России был источником искусства. Книги были написаны на пергаменте, и каждая буква была отделена от другой. Совместное письмо впервые появилось в 15 веке вместе с первыми печатными станками. Но изобретенное в Китае искусство точного и красивого письма существовало до сих пор. Каждая историческая эпоха характеризуется своим стилем письма и компоновкой.

Этот проект MVK направлен на популяризацию грамотности и уважения к русской истории. Каллиграфия, искусство искусного письма и оформления текста, искусство ораторского письма призваны связать разные эпохи и национальные культуры с современностью. Хотелось бы, чтобы в мире высоких технологий и передовых производств к теме каллиграфии относились иначе. Я хочу, чтобы юные россияне научились ценить красоту каллиграфии на своих уроках.

«Цените все хорошее, что вы можете сделать, и то, что вы не можете сделать, учитесь», — советовал Владимир Мономах своим современникам, а также нам, ныне живущим.

Источник: Ирина Горская

История России.

Мультимедийный курс — Поучение Владимира Мономаха
Сумка Владимира Мономаха

Поучение Владимира Мономаха

Я, несчастный человек, наречен Василием при крещении моим благочестивым и славным дедом Ярославом, но общеизвестный моим русским именем Владимиром, и прозванный Мономахом моими любимыми отцом и матерью и ради людей христианских, ибо я много раз спасался от всякой беды его милостью и молитвами отца моего.

Сидя на санях, я задумался в сердце своем и прославил Бога, Который ведет меня, грешного, до сих пор. Пусть ни мои сыновья, ни кто-либо другой, кто прочитает это краткое выступление, не смеются над его содержанием. Но пусть кто из сыновей моих примет слова мои близко к сердцу и не склонен к лени, поступит по моему совету. Во-первых, ради Бога и своих душ сохраняйте в сердцах страх Божий и щедро давайте милостыню, ибо такая щедрость есть корень всех благ. Если кому этот документ не нравится, пусть не сердится, а пусть думает, что я на старости лет говорил вздор, сидя на своих санях. Ибо встретили меня на Волге послы от родства моего с вестью: «Соединись скорее с нами, чтобы мы могли прогнать сыновей Ростислава и захватить их владения. вы можете вести себя так, как считаете нужным». Я ответил: «Рискуя вашим гневом, я не могу пойти с вами или нарушить свою клятву».

Отпустив посланцев, я в печали взялся за Псалтирь, когда раскрыл ее, бросилось в глаза это место: «Что ты падаешь, душа? Что смущаешь меня?» и т. д. (Пс. XLIII, 5). Я собрал эти драгоценные слова, расположил их по порядку и переписал. Если последний отрывок вас не устраивает, то соглашайтесь на первый. «Что же ты печалишься, душа? Что ты смущаешь меня? Надейся на Бога, ибо я признаюсь ему

Именно так Василий, собрав вместе юношей, чистых сердцем и незапятнанных телом, внушил им беседу краткую и кроткую, и слово Божие в меру, Он научил их есть и пить без лишнего шума, молчать в присутствии старцев, слушать с пользой мудрых, смиряться перед своими со старшими; жить в любви с равными и низшими; говорить без лукавства, много понимать; не быть неумеренным в своем языке и не оскорблять других в разговоре; не слишком смеяться; уважать стариков; воздерживаться. от общения с бесстыдными женщинами, обращать взоры свои вниз, а души свои вверх, и ходить, а не прыгать. Он научил их уважать все установленные авторитеты, которые почитаются всеми мужчинами. Если один из вас может оказать услугу другому, пусть ждет своего перекомпиляции смысл от Бога, и таким образом он будет наслаждаться вечным благословением. О суверенная Богородица! Удали гордыню и самонадеянность из бедного сердца моего, дабы не возвысился я в этой суетной жизни суетой мира сего. Пусть верные учатся подвизаться с благочестивым усилием. По слову евангельскому, научись управлять очами твоими, обуздывать язык, умерять гнев, смирять тело, сдерживать гнев свой; и лелеять чистые помыслы, усердствуя в добрых делах ради Господа. Когда ограбят, не мсти; когда тебя ненавидят или преследуют, терпи; когда оскорблены, молись. Уничтожь грех, воздай правосудие сироте, защити вдову. «Придите, рассудим, говорит Господь; если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю» (Ис. I, 18).0005

Воссияет рассвет поста, а также свет покаяния. Очистим себя, братия мои, от всякого телесного и духовного порока и, призывая Творца нашего, скажем: «Слава Тебе, Человеколюбец!» Воистину, дети мои, поймите, как милостив, да, как в высшей степени милостив Бог, человеколюбец. Будучи родом человеческим, мы настолько грешны и смертны, что, когда кто-либо делает нам зло, мы желаем погубить и поскорее пролить его кровь. Но Господь наш, владыка жизни и смерти, допускает, чтобы наши грехи были выше наших голов, и тем не менее он любит нас всю нашу жизнь, как отец любит своего сына, которого он наказывает, а затем снова призывает в объятия.

Так Господь наш обещал нам победу над врагами тремя средствами их победы и преодоления: покаянием, слезами и милостыней. Дети мои, заповедь Божья победить ваши грехи этими тремя средствами не сурова. Но умоляю вас ради Бога, не ленитесь и не забывайте эти три средства. Ибо они не труднодостижимы. Не уединением, ни подвижнической жизнью, ни таким постом, какой терпят иные благочестивые люди, но легкими подвигами да стяжаете милость Божию. ..

Читая эти слова, сыны мои, славьте Бога, Который явил нам Свою милость и увещевал вас посредством моего слабоумия. Внемлите мне и примите половину моих указаний, если вы не склонны принять все. Когда Бог умягчит ваши сердца, прольет слезы о ваших грехах и помолится: «Как ты пожалел прелюбодейку, разбойницу и мытаря, помилуй и нас, грешных», и произноси сии слова и в церкви, и пред собою уйти на отдых. Если возможно, ни за одну ночь не преклони колени перед землей трижды, если ты не можешь делать это чаще. Не забывайте и не пренебрегайте этим соблюдением, ибо своим ночным поклонением и пением человек побеждает диавола и этим искупает грехи, совершенные им днем. Когда вы едете верхом на своем коне, если вы не имеете особого предмета для разговора с товарищем и не можете произнести какой-либо другой молитвы, то восклицайте не переставая: «Kyrie eleison!» внутри себя. Это лучшая молитва из всех, и бесконечно лучшая, чем дурные мысли. Прежде всего не забывай бедных, но поддержи их по мере своих возможностей. Дайте сироте, защитите вдову и не позволяйте сильному погубить человека. Не отнимай жизни у праведного или несправедливого и не позволяй убить его. Не уничтожайте ни одной христианской души, даже если она виновна в убийстве.

Когда говоришь добро или зло, не клянись именем Бога и не крестись, ибо в этом нет необходимости. Всякий раз, когда будешь целовать Крест в подтверждение клятвы, данной братии или другому человеку, прежде испытай сердце твое, можешь ли ты соблюдать свое слово, потом лобызаешь Крест, и, однажды дав клятву, соблюдай ее, чтобы вы не погубили ваши души его нарушением. Прими с любовью благословение епископов, священников и настоятелей, и не избегай их, но, по возможности, люби их и помогай им, чтобы получить от них их заступничество в присутствии Божием. Прежде всего, не допускайте гордыни в своих сердцах и умах, но говорите: «Мы всего лишь смертные; сегодня мы живем, а завтра будем в могиле. Все, что ты дал нам, не наше, а твое, и ты но одолжил его нам на несколько дней». Не копите сокровищ земных, ибо в этом великий грех. Почитай старика, как отца, и юношу, как брата.

Не ослабляйте домашнюю дисциплину, а лучше сами занимайтесь всеми делами. Не надейся на управителя твоего и на раба твоего, чтобы пришедшие не осмеяли дом твой или стол твой. Отправляясь на войну, не бездействуйте, не полагайтесь на своих командиров и не тратьте время на питье, еду или сон. Сами ставьте часовых и отдыхайте только после того, как вы расставите их ночью в каждом важном месте вокруг ваших войск; отдыхай, но вставай рано. Не откладывай свое снаряжение, не оглянувшись быстро вокруг себя, ибо так человек может внезапно погибнуть из-за своей небрежности. Остерегайся лжи, пьянства и порока, ибо в них погибнут душа и тело. Путешествуя куда-либо по дороге через свои владения, не позволяйте вашим последователям или чужой компании совершать насилие над деревнями или жилищами, чтобы люди не поносили вас. Куда бы вы ни пошли, как только остановитесь, давайте нищему есть и пить. Кроме того, почтите странника если не подарком, то хотя бы едой и питьем, откуда бы он ни пришел к вам, будь он простым, или знатным, или послом. Ибо путешественники дают человеку всеобщую репутацию щедрого или скупого.

Посещайте больных и сопровождайте умерших, ибо все мы смертны. Не проходите мимо человека без приветствия; сказать ему ласковое слово. Любите своих жен, но не давайте им власти над вами. Это конец всего: страх Божий превыше всего. Если вы забудете все мои наставления, почаще читайте этот совет. Тогда я буду без позора, и вы получите пользу от этого.

Не забывайте, какими полезными знаниями вы обладаете, и приобретайте то, с чем вы не знакомы, так же, как мой отец, хотя и оставался дома в своей стране, все же понимал пять языков. Ибо таким образом приобретается честь в других странах. Лень — мать всего зла; что человек знает, то забывает, а чего не знает, тому не учится. В практике добрых дел нельзя пренебрегать ни одним из пунктов хорошего поведения.

Прежде всего сходите в церковь; пусть восходящее солнце не застанет тебя в твоей постели. Ибо это было привычкой моего отца, а также привычкой всех хороших и совершенных людей. Воздав хвалу Богу на утрени, воззрев на восходящее солнце, еще раз вознеси хвалу Богу с веселием, говоря: «Просветил еси очи мои, Христе Боже мой, дал мне свет Твой светлый. Господи, в грядущие годы, чтобы, раскаявшись в своих грехах и устроив свою жизнь праведно, я мог продолжать восхвалять Бога». Тогда садитесь и совещайтесь со своими слугами, или вершите правосудие над людьми, или отправляйтесь на охоту или для удовольствия, или же лягте спать. Сон установлен Богом для полуденного отдыха, так как тогда птицы, звери и люди отдыхают от трудов.

Рассказываю вам, сыновья мои, об усталости, которую я испытывал в путешествиях и на охоте пятьдесят три года. Сначала я поехал в Ростов через вятичей, куда послал меня отец, а сам отправился в Курск. (1073) Во-вторых, в Смоленск со Ставко, сыном Скордиата; он тогда поехал с Изяславом в Брест, а меня послал в Смоленск. Из Смоленска я поехал во Владимир. В ту же зиму послали меня братья мои в Брест на место, которое они сожгли, и там я наблюдал за их городом. Потом я поехал к отцу в Переяславль, а после Пасхи из Переяславля во Владимир мириться с поляками в Сутейске. Оттуда снова во Владимир летом. Потом Святослав послал меня в Польшу; выйдя за Глогау в Чешский лес, я путешествовал по этой стране четыре месяца. (1076) В этом году родился мой старший ребенок в Новгороде. Оттуда я поехал в Туров, весной опять в Переяславль, а потом обратно в Туров. Святослав тогда умер, а я опять поехал в Смоленск, а оттуда той же зимой в Новгород, а весной на помощь Глебу. Летом я ездил с отцом в Полоцк, и во вторую зиму перед Полоцком город сгорел. Затем он отправился в Новгород, а я, поддержанный половцами, двинулся на Одреск, ведя постоянную войну, и оттуда отправился в Чернигов. (1077) Потом, вернувшись из Смоленска, я вторично присоединился к отцу в Чернигове.

Потом Олег приехал из Владимира, и я пригласил его на обед с моим отцом в Красный Дворец в Чернигове, и дал отцу триста гривен золота. Выйдя из Смоленска, я пробился сквозь половецкое войско и прибыл в Переяславль, где нашел только что прибывшего из похода отца. Потом поехал я с отцом и Изяславом в Чернигов на битву с Борисом, и победили мы Бориса и Олега. (1078) Потом мы поехали в Переяславль, а остались в Оброве. Всеслав в этот момент обстрелял Смоленск. Я выступил с черниговцами и двумя лошадьми, но Всеслава под Смоленском мы не поймали. В этой погоне за Всеславом я сжег округу и разорил до Лукамля и Логожска, затем напал на Дрютеск и вернулся в Чернигов.

Зимой того же года половцы опустошили весь Стародуб. Пошел я с черниговцами на половцев. У Десны мы схватили князей Асадука и Саука и убили их сторонников. На другой день за Новгородом мы рассеяли могучую силу Белкатгина и взяли их мечи и всю их добычу. Ходили мы тогда на две зимы к вятичам на Ходоту и его сына. Первую зиму я отправился в Корден, а потом в Микулен в погоне за сыновьями Изяслава, которых мы не поймали. Той весной мы соединились с Ярополком в Бродах.

Следующим летом мы преследовали половцев за Хоролом, после того как они взяли Горошин. Осенью вместе с черниговцами, а также половцами и читеевичами мы захватили город и не оставили в нем ни рабов, ни скота. (1084) Той зимой мы поехали в Броды к Ярополку и заключили важный договор о дружбе. В ту зиму отец поставил меня княжить в Переяславле, и мы перешли Супой.

Пока мы шли в город Прилук, мы неожиданно встретили половецких атаманов с восемью тысячами человек. Мы были готовы и хотели сразиться с ними, но мы отправили свое снаряжение вперед с обозом, и поэтому мы вошли в город. Таким образом, они захватили в живых только Семцию и несколько крестьян. Наши люди, с другой стороны, убили или взяли в плен большое количество из них. Они даже не осмелились увести своих лошадей и ночью бежали к Суле. На следующий день, то есть в воскресенье, мы прибыли в Белую Вежу. С помощью Божией и Пресвятой Богородицы наше войско перебило девятьсот половцев и взяло в плен двух князей Асина и Сакзу, братьев Багубаров, и только два человека из их отряда спаслись. Затем мы преследовали половцев до Святославля, оттуда до Торчески и еще дальше до Юрьева. (1086) Затем опять на восточном берегу Днепра мы еще раз разбили половцев у Красного. Вместе с Ростиславом мы впоследствии захватили их лагерь в Варине. Я тогда пошел во Владимир и поставил князем Ярополка, но он вскоре умер.

1093 После смерти моего отца мы со Святополком вместе воевали до вечера с половцами на Суле в окрестностях Халепа, а потом заключили мир с Тугортканом и другими половецкими вождями. Мы забрали у сторонников Глеба все их войска. (1094) Олег впоследствии напал на меня в Чернигове при половецкой поддержке; мои войска сражались с ним восемь дней у небольшого окопа и не пускали его внутрь форта. Я сжалился над душами наших христианских подданных, над сожженными селениями и монастырями и сказал: «Не хвастаться язычникам». Поэтому я уступил место моего отца моему родственнику, а сам удалился в отцовские владения Переяславля. Мы выехали из Чернигова в день святого Бориса и проехали через половцев в компании не больше сотни вместе с женщинами и детьми. Половцы оскалили на нас зубы, так как стояли, как волки, у бродов и в горах. Но Бог и святой Борис не предали нас им в добычу, так что до Переяславля мы добрались целыми и невредимыми.

Пробыл я в Переяславле три лета и зимы со своими дружинами и претерпел большие бедствия от войны и голода. Мы напали на половцев за Римовым, и Бог стоял за нас, так что мы победили их и взяли много пленных. Мы опрокинули войска Итлара и, пройдя за Голтав, захватили их лагерь. Напали мы теперь на Олега у Стародуба, потому что он заодно с половцами. В погоне за Боняком мы двинулись к Бугу, а затем за Рось вместе со Святославом. (1095) Добравшись до Смоленска, мы помирились с Давидом.

Второй раз вышли из Вороницы. В это время торки и читеевичи пришли из половцев напасть на нас, так что мы двинулись против них к Суле. Потом мы снова вернулись в Ростов на зимовку, а через три зимы я вернулся в Смоленск. Оттуда я поехал в Ростов.

Во второй раз мы со Святополком погнались за Боняком, но кочевники убежали и мы их не поймали. После этого мы снова последовали за Боняком за Рос, но не догнали его. Зимой ездил в Смоленск, но уехал оттуда на Пасху. Мать Джорджа умерла. Летом я поехал в Переяславль и собрал своих родственников. Боняк со всем отрядом половцев подошел к Коснятину, а мы выступили из Переяславля навстречу им до Сулы. С божьей помощью мы смогли помириться с Аепой и, взяв в заложники его дочь, проследовали в Смоленск. Отсюда мы отправились в Ростов. Отправляясь оттуда, я опять напал на половцев под предводительством Урусобы в компании со Святополком, и помог нам Бог. Затем я снова напал на Боняка под Лубно, и Бог снова удостоил нас своей помощи. В сопровождении Святополка я еще раз отправился в поход. Со Святополком и Давидом я потом дошел до Дона, и Бог даровал нам свою помощь.

Айепа и Боняк подошли к Выреву с намерением захватить его. Я с Олегом и сыновьями двинулся им навстречу до Ромнов. Когда кочевники узнали о нашем приходе, они бежали. Потом мы пошли на Глеба на Смоленск, потому что он взял в плен нашу дружину. (1116) Бог помог нам, и мы достигли своей цели. Тогда мы пошли на Владимира, сына Святополка, нападать на Ярослава, так как не располагали более терпеть его злобы. (1117) Однажды я скакал во весь опор за один день из Чернигова к отцу в Киев. Среди всех моих походов восемьдесят три длинных, а мелкие приключения я не считаю.

Я заключил девятнадцать мирных договоров с половцами с помощью отца или без него, и раздал много скота и одежды. Я освободил из плена лучших половецких князей, в том числе двух братьев Шарукана, трех братьев Багубаров, четырех братьев Овчина и сто их предводителей. Из других атаманов, которых Бог живым отдал в мои руки, я взял в плен, убил и бросил в реку Славлию Коксуса и сына его, Аклана, Бурчевича, Азгулуйского князя Тарева, и еще пятнадцать молодых атаманов, и в то же время не менее двухсот лучших заключенных были также убиты и брошены в ту же реку.

Я много сил отдавал охоте, пока княжил в Чернигове и совершал экскурсии из этого города. В самом деле, до нынешнего года я без труда употреблял все свои силы на охоту, не говоря уже о других охотничьих экспедициях вокруг Турова, так как привык в обществе отца гонять всякую дичь.

В Чернигове я даже диких лошадей связывал голыми руками или захватывал арканом десять или двадцать живых лошадей, а кроме того, проезжая по Роси, я ловил этих самых диких лошадей голыми руками. Два бизона закинули меня и мою лошадь на свои рога, олень однажды забодал меня, один лось наступил на меня, а другой забодал меня, один раз кабан вырвал у меня меч из бедра, один раз медведь укусил меня за коленную чашечку, а другой дикий зверь прыгнул мне на бок и бросил мою лошадь вместе со мной. Но Бог сохранил меня невредимым.

Я часто падал с лошади, дважды проломил себе череп, а в юности повредил себе руки и ноги, когда не думал о своей жизни и не жалел головы. На войне и на охоте, ночью и днем, в зной и в холод, я делал все, что должен был делать мой слуга, и не давал себе покоя. Не полагаясь ни на лейтенантов, ни на посыльных, я сделал все, что было необходимо; Я посмотрел на все расположение в моем доме. На охоте я расставлял охотников и присматривал за конюшнями, соколами и ястребами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *