Театр Наций
Франсуа Рабле (предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.
Место и время рождения Рабле доподлинно не известны. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, большинство склоняется к тому, что он родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом его рождения считается поместье Девинье в Сёйи (англ.)русск., где сейчас расположен музей писателя.
В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.
Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье (англ.)русск. и Монпелье (англ.)русск.. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа (англ.)русск.. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (фр. François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.

Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.
Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).
В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе (англ.)русск. и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».
Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

биография, творчество и идеи :: SYL.ru
Среди туманных замков Луары, в конце 15 века, по одним источникам в 1483, по другим – в 1594 году, в семье либо мелкого дворянина, либо же состоятельного буржуа, имевшего юридическую практику, то ли в доме рядом с городком Шинон (фр. Chinon) на речке Вьенна, уже тогда славившемся своими виноделами, то ли в замке поместья Девинье в Сейе (фр. Seuilly), родился один из самых ярких и неординарных творцов наступающей уже тогда эпохи Ренассанса.
Споры о месте рождения и социальном происхождении Франсуа Рабле не утихают до сих пор, исследователи его творческого наследия и биографы буквально разошлись по баррикадам, отстаивая всеми средствами каждый свою версию детства писателя. Пока ученые умы литературоведов спорят, учебные издания публикуют оба варианта появления Рабле на свет, не вдаваясь в подробности детства и сразу же переходя к его юности и относительно достоверным фактам из жизни.
Биография
В возрасте около 10 лет Франсуа стал послушником в монастыре ордена Святого Франциска, то есть в монастыре францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Кстати, этот монастырь сейчас открыт для всех желающих его посетить, внутри есть небольшая экспозиция, посвященная известным деятелям и умам Франции, вышедшим из этих стен, предоставляется возможность осмотреть винные погреба, выстроенные еще в 13 веке.
Но большинство посетителей предпочитают фотографировать территорию и само здание, а не экспонаты.
Базовое образование
Находясь в монастырских стенах, юный Франсуа получил прекрасное образование. Кстати, по тем временам францисканские монахи предоставляли наиболее всеобъемлющие и прогрессивные знания, из их рук вышло много математиков, врачей, юристов, философов. Благодаря тому, что монахи вели строгие хроники всего абсолютно, что происходило на территории монастыря, доподлинно известно, что Рабле изучал следующие дисциплины:
- древнегреческий язык и литературу;
- латынь;
- основы римского права;
- естествознание, в те времена этот предмет включал в себя все существующие естественные науки, включая анатомию, медицину, алхимию и другие;
- филологию;
- историю;
- основы управления хозяйством, этот предмет включал в себя учет и распределение различных продуктов, основы мелиорации и бухгалтерского учета и многое другое.
И, разумеется, все духовные дисциплины, по которым он так же отлично успевал, как и по естественным и гуманитарным наукам.
Взрослея, Рабле стал уделять много времени изысканиям и опытам в области естествознания, даже напечатал ряд монографий в Германии, которые заслужили одобрение многих прогрессивных умов того времени, включая Гийома Бюде, известнейшего филолога, математика, педагога, философа и юриста. Причем Бюде был знаменит не только во Франции, но и во всей Европе, а его труды читал сам папа Климент VII.
Такая деятельность юного Рабле не шла вразрез с принятыми в ордене Святого Франциска правилами и традициями, но направленность и приоритеты образования и научной деятельности францисканского монастыря не могли дать достаточную базу знаний для самого Рабле, даже местная библиотека уже не была в состоянии обеспечить его всем нужным багажом материалов.
С ведома и разрешения Папы Климента VII, Франсуа Рабле меняет церковный орден и переезжает в монастырь в Мальезе, принадлежащий ордену Святого Бенедикта, то есть, завершает свое, так сказать, базовое образование «под крылом» бенедиктинцев.
Кстати, далеко идти Рабле не пришлось, оба аббатства были тогда и являются сейчас соседями. Бенедиктинский монастырь, в котором доучивался великий французский гуманист сегодня также доступен для всех желающих. Причем достаточно любопытен такой парадокс: как в начале 16 века бенедиктинцы были известны более светским, не консервативным подходом ко всему, включая образование, так и в наши дни – в стенах аббатства действует ресторан, небольшой отель и маленький театр, а его газоны периодически забывают подстричь.
Продолжение учебы
Закончив свое начальное образование в аббатстве Святого Бенедикта в Мельезе, Франсуа Рабле сделал выбор в пользу медицины и изучал все входящие в это понятие в то время науки в светских университетах Пуатье и Монпелье. Университет в Пуатье не устроил будущего писателя излишней консервативностью и чопорностью в преподавании медицинских наук, невозможностью свободомыслия и ведения собственных изысканий, включая анатомические, и скудно представленным материалом в области фармацевтики. То есть история повторилась, и Рабле сменил учебное заведение на не такое престижное, но более прогрессивное — на медицинский университет в Монпелье.
Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.
В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.
Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.
Начало взрослой жизни
Закончив университет в 1532 году, Рабле переезжает в Лион, открыв там практику. Выбор Лиона вряд ли был случаен, так как именно этот город в то время был культурным и прогрессивным центром всей Франции. Здесь собрались ведущие печатники, мыслители, врачи, исследователи и так далее.
Вероятно, Франсуа Рабле, биография которого содержит много противоречивых фактов, несколько наскучила медицина и естественные науки, поскольку большую часть времени он уделял не своим немногочисленным пациентам, а написанию фельетонов, сатирических памфлетов, причем как для публикации, так и для местных уличных театров. К слову сказать, этот репертуар всегда добавлял артистам зрителей. А печатные листы моментально раскупались, ведь авторство Алькофрибаса Насье – такой взял себе псевдоним Рабле, составив анаграмму от собственного имени, – означало острую сатиру, насмешки над сложившимся укладом жизни, над пафосом мелких нищих аристократов и обязательного героя-простолюдина, который обводит вокруг пальца надутых вельмож и толстых прелатов.
В то же время Рабле работает редактором и переводчиком всевозможных трудов на латыни у известного на всю Францию печатника Себастьяна Грифа, печатающего заказы для церкви, двора короля, ведущих древних родов аристократов, не разорившихся, разумеется, и для многих местных крупных буржуа, обладающих серьезным капиталом и стремящихся к внешним атрибутам респектабельности, таким, как собственные библиотеки.
В этом месте жизни Рабле биографы также расходятся. Одни объясняют работу в печатной мастерской нуждой в средствах, другие же исключительно интересом и желанием ознакомиться с этой частью жизни. Аргументы есть и у тех и у других.
Как бы там ни было, до момента своей славы, а именно до публикации в том же 1532 году первой книги – «Пантагрюэль», которую потом сам автор сделал второй частью истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, трудился он именно там.
После Лиона
В 1534 году Франсуа Рабле возвращается в университет Монпелье уже преподавателем медицины. И вновь спорный момент – некоторые биографы утверждают, что степень доктора медицины Рабле получил только в 1537 году. Однако, согласно экспозиции музея истории университета и его архивным записям, в том числе журналам посещений и книгам выплат денежного и иного довольствия, а также перечню предоставляемых квартир для преподавателей на территории университета, в 1534 Рабле преподавал на кафедре медицины, и особой популярностью пользовались его лекции по анатомии.
И в этом же 1534 издает книгу «Гаргантюа», в которой рассказывает про жизнь отца протагониста из своей предыдущей книги.
Оба произведения осуждаются на кафедрах богословия в Сорбонне и получают нелестные оценки клириков церкви. В результате чего оказываются среди запрещенных к публикации произведений.
В 1539 году Рабле оставляет кафедру в Монпелье из-за путешествия в Рим в компании друга детства, к тому времени занявшего большой пост в церковной иерархии, — Жана дю Булле. А по возвращении пользуется гостеприимством его брата, Гийома дю Булле и живет у него в Турине. В 1540 году семья дю Булле помогает Рабле в процессе юридического узаконивания рождения двух его детей — Огюста Франсуа и Жюни.
В 1545 году Рабле переезжает в Мец, славившийся своим свободомыслием культурный центр того времени, так называемый имперский вольный город, в котором он пишет третью часть серии о Гаргантюа и Пантагрюэле. Книга издается в 1546 году под настоящим именем, но так же сталкивается с осуждением и запретом.
Благодаря «дружбе» Жана дю Булле с Франциском I, Рабле получает личное разрешение монарха на продолжение публикаций. Но после смерти короля французское правительство вновь приостанавливает продажи его на тот момент четырех книг.
Работа в церкви
В 1547 году про Франсуа Рабле вспоминают церковники, и он получает простой пост викария на северо-западе Франции.
Церковь, в которой служил викарием Рабле, работает до сих пор. Ее двери открыты для прихожан. А нынешний викарий с удовольствием общается с немногочисленными туристами.
Этот момент биографии писателя также спорен. Одни его биографы расценивают работу на церковном посту как вынужденную, другие же говорят, что это своего рода «ссылка», третьи, что здоровье писателя было сильно подорвано, и это стало причиной его отъезда и приема поста викария в небольшом приходе в Сен-Кристоф-дю-Жамбе и Мёдоне.
Однако недостатка в желающих получить приход в те времена, как и сейчас, не было. Скорее всего, либо «подошла очередь», либо же сам Рабле воспользовался своими дружескими связями. Как бы там ни было, Франсуа тут же уезжает и приступает к своим новым обязанностям.
В 1552 году Рабле пишет письмо кардиналу, в котором просит освободить его от прихода по состоянию здоровья. Ему идут навстречу, и в 1553 году, в январе, писатель возвращается в свою маленькую квартиру в Париже, где и умирает в том же 1553 году, 9 апреля. Столичные лекари оказались не в состоянии ему помочь. В 1554 году, поэты Жак Таюро и Пьер де Ронсар публикуют эпитафии, посвященные Рабле.
Похоронен же писатель в Париже, в соборе Святого Павла. Во всяком случае, так принято считать, и эта версия подтверждается соборными учетными книгами, хотя многие биографы утверждают, что место захоронения неизвестно.
Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: содержание (краткое)
«Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочинённая магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции»…
Книга первая
В этой части Рабле знакомит читателей со своим главным персонажем, рассказывая историю его рождения.
После того как Грангузье женился на Гаргамелле, она понесла и проходила беременной целых 11 месяцев. Родила через левое ухо, а первым словом, которое крикнул ребенок, было – «laper», то есть дословно — «слизывать», но более точно по смыслу подходит русское «лакать». Восторженный отец высказался: «Ke grand chu et!», то есть «Ну и глотка же у тебя!»
После уморительного описания рождения писатель рассказывает, столь же сатирично, о времени обучения Гаргантюа дома, о его отъезде в Париж «за умом», встрече с королем Пикрохолом и жестокой с ним битве, ну и, что закономерно, возвращении в отчий дом.
Книга вторая
В этой части Гаргантюа повзрослел и захотел жениться. Женился он ни много ни мало на Бадбек, которая была дочерью короля Утопии. А когда Гаргантюа исполнилось 24 года, жена принесла ему сына – Пантагрюэля. Пантагрюэль был такой огромный, что его мать при родах «испустила дух».
Пантагрюэль рос-рос и вырос настолько, что Гаргантюа отправил его получать образование. Разумеется, в Париж. В Париже герой не только овладевает науками, но и находит друга, Панурга, и ввязывается в «научный спор» между Пейвино и Лижизадом, разрешив который, получает славу «великого ученого».
В это же время Гаргантюа отправляется в поездку в страну фей, а на Утопию совершается коварное нападение дипсодов. Пантагрюэль и его друзья отправляются на выручку и побеждают коварных врагов, попутно покорив столицу амавротов, находящуюся по соседству.
Книга третья
В этой части рассказывается о восстановлении полностью покоренной Дипсодии, напавшей ранее на Утопию. Для этого Пантагрюэль заселяет ее частью жителей самой Утопии.
В это же время Панург решает жениться. Но происходит что-то непонятное, и герои вынужденно обращаются к богословам, гадалкам, судьям и пророкам.
Толку от их советов нет, так как обтекаемые слова герои трактуют в разные стороны. В завершение придворный шут отправляет друзей к Оракулу Божественной Бутылки.
Книга четвертая
Панург и Пантагрюэль отправляются в морскую поездку к Оракулу Бутылки, по пути встречая разные острова — Папефигов, Макреонов, Воров и разбойников, Папоманов, Руах и многие другие. В пути с ними происходит множество приключений.
Эта часть истории очень напоминает «Одиссею» Гомера, с той разницей, что у Рабле все очень смешно.
Книга пятая
Продолжение рассказа о путешествии к острову Бутылки и испытаниях, выпадающих на долю друзей. Например, чтобы проехать через остров Звонкий, им пришлось поститься четыре дня, что было крайне трудно для героев и предельно смешно для читателей, как в то время, так и сейчас.
После того как герои миновали остров Железных Изделий, они угодили в ловушку на острове Застенок, где еле вырвались из плена населяющих его Пушистых Котов, живущих и процветающих за счет вымогательства взяток.
Предпоследней остановкой стал остров королевы Квитэссенции, Матеотехния, на котором питались исключительно абстрактными категориями.
Герои все же добрались до Оракула Божественной Бутылки. На этом острове их радушно приняли, принцесса Бамбук отвела в часовню к фонтану с Бутылкой Панурга, который исполнил там Песнь Виноградаря. В бутылке раздалось что-то наподобие «тринк!», после чего Бамбук достала из фонтана серебряную книгу, оказавшуюся той самой бутылкой, и велела Панургу ее осушить, так как «тринк» означало: «Пей!»
В самом конце повествования Бамбук передает Пантагрюэлю письмо для Гаргантюа и отправляет друзей назад, домой.
Нужно отметить, что авторство пятой части вызывает споры. Первые 16 глав этой книги увидели свет под названием «Остров Звонкий» в 1562 году, якобы она была составлена учениками и детьми Рабле из его черновиков. Никто из литературоведов не может на сегодняшний день ни опровергнуть авторство французского гуманиста, ни подтвердить его.
Франсуа Рабле: книги
Всего он опубликовал около 20 работ, согласно оценкам его биографов, в том числе и трактаты по анатомии, монографии, посвященные объяснению трудов Гиппократа, ряд публикаций в популярных тогда альманахах, касающихся влияния личности, поведения и внешнего вида врача на больного, ряд трудов по анатомии и другое. Например, в 1540 переиздается его труд, написанный в 1536 (не сохранилось), посвященный античной архитектуре и культуре, в принципе, эта книга является археологической монографией, хотя такой науки в то время и не существовало.
Сегодняшнему читателю доступны все пять книг о великанах Гаргантюа и Пантагрюэле, которые неоднократно переводились на русский язык и издавались в России начиная с 1887 года. Творчество Франсуа Рабле также стало частью школьной программы по мировой литературе.
Педагогические идеи Франсуа Рабле
Впервые о «педагогических» и иных идеях в творческом наследии Франсуа Рабле заговорили после Французской революции. Новой власти очень была нужна идеология, ведь после того, как бунт низов успокоился, грабить стало нечего, мародерство и убийства аристократии и состоятельных граждан завершились, наступило время растерянности.
И власть удержалась, не только отправив на гильотину вчерашних вождей и героев бунта, но и найдя идеологов в наследии эпохи Ренессанса. Что касается непосредственно Франсуа Рабле, педагогические идеи этого человека впервые были «обнаружены и растолкованы» в труде поэта и публициста революции Женгене «О влиянии Рабле на нынешнюю революцию и на предоставление гражданских прав духовенству», увидевшем свет в 1791 году. Таким образом, Франсуа Рабле стал «предчетей» идей и самой идеологии Французской революции.
Новаторские идеи
Однако, помимо манипуляций и «притягивания» наследия сатирика 16 века к революционным настроениям, что, кстати, продолжили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, у Рабле действительно существовал ряд идей, касаемых организации процесса обучения, образования в целом и, разумеется, подготовки врачей.
Все эти мысли были изложены в его заметках в альманахах и в монографиях. Касались они организации лекций по анатомии. Рабле настаивал на необходимости наличия при каждой кафедре не только лекций с демонстрациями, но и анатомического театра, в котором каждый студент мог бы практиковаться как в учебные часы, так и самостоятельно. Также много он писал об этике профессии – должном внешнем виде и поведении докторов по отношению к пациентам.
Рабле высказывался за организацию полностью независящего от церковных орденов светского начального образования. Считая неверным, что оно возможно либо под духовным руководством, либо в домашних условиях. По сути, он предлагал что-то наподобие традиционных британских школ–интернатов.
Также Рабле выступал против засилья Сорбонны, не считая этот университет самым передовым и престижным, утверждая, что фундаментальность сорбонского образования давно не выдерживает столкновения с реальностями жизни.
Нужно отметить, что ни борцом, ни тем более революционером Рабле не был. Подобные мысли об организации получения образования беспокоили в то время очень многих профессоров из разных университетов, так же «непререкаемость» Сорбонны вызывала недовольство многих.
Пострадал от властей Рабле только раз – при публикациях историй о Гаргантюа и Пантагрюэле. И то основное недовольство вызвала не политическая подоплека сатиры, а ее острота, даже «низменность» бытовых описаний. По сути, книги пострадали из-за ханжества критиков, они их «смутили» своим цинизмом и непристойностью в содержании, «грубостью» и простотой метафор, «простолюдинством».
Почему Рабле?
В эпоху Возрождения было множество созидательных умов, огромное количество писателей, мыслителей, поэтов… Почему же так привлекательна столько лет сатирическая гротескная история о великанах?
Ответ прост: желая того или нет, Рабле в своих книгах очень живо и остро высмеивает абсолютно все косные и реакционные моменты, вне зависимости от того, где они происходят. Осмеянию подвергаются быт, отжившие свое формы управления, как государственные, так и церковные и многое другое.
Метафоры столь очевидны, что многие писатели не раз заявляли, что нашли вдохновение для своих произведений, прочитав истории про великанов, среди них:
- Анатоль Франс с книгами «Восстание Ангелов» и «Остров Пингвинов».
- Ромен Роллан, называемый многими критиками «прямым наследником Рабле», с его книгой «Кола Брюньоне».
Проследить путь литературных приемов. Которые использовал Рабле несложно в творчестве Марка Твена (памфлеты), Салтыкова-Щедрина и многих других авторов, взявших на вооружение сатиру и гротеск.
Наследие Рабле
Так это задумывал сам автор или нет, но основным наследием Франсуа Рабле, краткая биография которого представлена в этой статье, считаются высказанные в его книгах идеи духовного и просветительского прогресса, по пути которых должен идти каждый человек, борясь со встреченными сложностями в виде косности, тугодумия, реакционности, бюрократических препон и всего остального.
Что касается способов этой борьбы, то сам автор рекомендует и использует смех как самое сильное и самое гуманное средство, несущее эмоциональную разрядку и достаточно эффективно действующее на предмет осмеяния.
Биография Франсуа Рабле. Факты, детство, семейная жизнь и достижения
(французский писатель эпохи Возрождения и врач, известный своей работой «Гаргантюа и Пантагрюэль») Французский писатель XVI века, ученый, врач и литературный деятель, придавший французскому языку его благородство.
Изображение Кредит
Изображение Кредит
Предыдущие следующие
Родились: 1494
Родился в: Чин, Франция
Краткие факты
Умер в возрасте: 59
Born: France
. Поэты
Романисты
Дата смерти: 1553
Место смерти: Париж, Франция
Известные выпускники: Университет Монпелье, Университет Пуатье
Дополнительные факты
образование: Университет Пуатье, Университет Монпелье
Рекомендуется для вас
Детство и молодость
Жизнь Рабле довольно плохо задокументирована. Большинство свидетельств о его жизни не поддаются проверке. Сам год его рождения остается предметом спекуляций. Он родился, скорее всего, в 1494 году, в долине Луары во Франции, в поместье Ла Девиньер близ Шинона, в провинции Турень.
Его отец, Антуан Рабле, был богатым юристом в королевской штаб-квартире в Шиноне. Он был видным представителем класса землевладельцев и состоял в родстве с самыми влиятельными семьями провинции.
Считается, что в какой-то момент Рабелиас находился во францисканском монастыре Ла Бометт в Анже. Однако у него едва ли был темперамент, подходящий для типичной монашеской жизни. Некоторые предполагают, что он был там только для доступа к древнегреческим текстам.
Позже он стал монахом в монастыре Пюи-Сен-Мартен в Фонтене-ле-Конт, где погрузился в греческие и другие гуманистические исследования. Однако богословы «Сорбонны», включая настоятеля его нового монастыря, относились к греческому враждебно. В 1524 году монастырь конфисковал греческие тексты, принадлежавшие ему и его близкому соратнику Пьеру Эми, францисканскому гуманисту.
Благодаря усилиям Жоффруа д’Эстиссака в Бенедиктинках де Майлезе, Рабле был выбран им личным секретарем. Он перевелся и продолжил учебу с большей свободой.
Будучи с бенедиктинцами, он подружился с ритором Жаном Буше из Пуатье и Антуаном Ардильоном, аббатом Фонтене-ле-Конте. Вскоре Рабле открыл новый захватывающий круг ученых, юристов и филологов, состоявший как из священнослужителей, так и из мирян.
В 1527 году он отказался от монашеской жизни и путешествовал по Франции, останавливаясь в нескольких известных университетских городах, таких как Орлеан, Париж и Тулуза.
Продолжить чтение ниже
Life�
В следующий раз Рабле видели в «Университете Монпелье» около 1530 года, где он изучал медицину. Через несколько недель он начал читать публичные лекции о Гиппократе и Галене на основе оригинальных греческих текстов.
В 1532 году он стал врачом в известной больнице «Отель-Дьё де Лион». Он обнаружил, что город переполнен литературной деятельностью, и познакомился с Этьеном Доле, Мелленом де Сен-Желе и Жаном Салмоном, а также переписывался с Эразмом, которого почитал как своего духовного отца.
Летом 1532 года, редактируя греческие медицинские тексты для лионского типографа, Рабелиас наткнулся на «Великие и бесценные хроники великого и огромного великана Гаргантюа», которые побудили его написать продолжение «Пантагрюэль», которое он опубликовал осенью того же года. Он также опубликовал несколько своих памфлетов и ироническую публикацию «Прогноз Пантагрюэлина». Позже в том же году он опубликовал «Гаргантюа» под защитой своего могущественного покровителя, которая впоследствии стала первой книгой в его антологии.
Рабле также был великим греческим ученым и лектором по анатомии. Между созданием томов своего великого произведения он получил докторскую степень по медицине в «Университете Монпелье» в 1537 году. Он оставался очень уважаемым врачом до конца своей жизни.
В 1543 году, после десятилетия беспокойства и беспорядков, писатель эпохи Возрождения потерял двух своих спонсоров и близких друзей. Однако ему удалось опубликовать «Третью книгу» после 11-летнего перерыва, в 1546 году. Хотя она менее пренебрежительна, чем его предыдущие две книги, она тоже была осуждена «Сорбоной»9.0003
Во время своей третьей поездки в Рим с Жаном Дю Белле он написал «Рассказ о пирах, устроенных по случаю рождения Людовика, герцога Орлеанского». (1548 г.) напечатано, которое в конечном итоге было полностью опубликовано в 1552 г. «Прославленный Пантагрюэль, король дипсодов»), опубликованная в 1532 году, была первой из пяти в серии «Гаргантюа и Пантагрюэль», комическом шедевре, который сделал Рабле литературным гигантом, которым он стал в последующие века.
‘La vie inestimable du grand Gargantua’ («Бесценная жизнь великого Гаргантюа»), опубликованная в 1534 году, была приквелом к первой книге и прародителем легенды о «Гаргантюа».
Продолжить чтение ниже
«Tiers livre des faits et dits héroïques du благородный Пантагрюэль» («Третья книга героических подвигов и слов благородного Пантагрюэля»), изданная в 1546 году, считается наиболее глубоким произведением Рабле.
Подлинность последней части «Cinquiesme et dernier livre» («Пятая и последняя книга»), опубликованной в 1564 году, всегда подвергалась сомнению. Опубликованная через десять лет после смерти Рабле, она, как полагают, основана на его утерянных черновиках. Тем не менее, многие люди описывают это как полную выдумку.
Литературное наследие
Литературное влияние Рабле неизменно присутствует в европейской литературной традиции и истории. Его литературное мастерство оказало большое влияние даже на его критиков, о чем свидетельствует издаваемая ими литература о «контркультуре». Протестантские памфлетисты часто обращались к нему за помощью, чтобы сбить с толку своих противников, используя его слова.
Немногие авторы в истории литературы оказали такое большое влияние на будущих писателей. От Джеймса Джойса до Сервантеса и Шекспира он вдохновлял практически всех авторов, пришедших после него.
«Распутники» следующего века тоже не преминули его оценить, так как он стал образцом для подражания нескольких поэтов бурлеска, таких как Сент-Аман, Сарасин и Скаррон. Мольер и Лафонтен многим обязаны ему, и Вольтер тоже благоговейно читал его произведения.
Анатоль Франс подробно читал о нем лекции. Джон Каупер Поуис, Д. Б. Уиндем-Льюис и Люсьен Февр (основатель французской исторической школы «Анналы») написали о нем книги. Михаил Бахтин, правда, заимствовал понятия «карнавал» и «гротеск» из произведений Рабле.
Оноре де Бальзак черпал вдохновение для «Les Cent Contes Drolatiques» («Сто юмористических сказок») у Рабле. Он воздал ему должное, процитировав его более чем в 20 романах и рассказах «Человеческой комедии» («Человеческая комедия»).
Рабле доминировал в речи Кензабуро Оэ на вручении ему «Нобелевской премии по литературе» в 1994 году. Жан-Мари Гюстав Ле Клезио назвал его «величайшим французским писателем» во время своей «Нобелевской» лекции 2008 года.
Милан Кундера считает его, наряду с Сервантесом, основоположником литературного приема, известного как роман.
Потомство
Место его предполагаемого рождения в современном Эндре и Луаре, в поместье Ла Девиньер, находится знаменитый «Музей Рабле» («Музей Рабле»).
Астероид «5666 Рабле» был назван в его честь в 1982 году.
Бюст Рабле находится в Медоне, где он служил священником. Ему также установлен памятник в «Жарден де Плант» в Монпелье.
Государственный университет Тура во Франции, «Университет Франсуа Рабле», назван в его честь.
Выпускники медицинского факультета Университета Монпелье могут пройти призыв, только принеся присягу под мантией Рабле. Другие традиционные дани ему в университете включают его «фалуч», студенческую шапку с четырьмя цветными полосами, исходящими из центра.
Семья и личная жизнь
Во время учебы и врачебной практики между 1530 и 1532 годами Рабле связался с неназванной овдовевшей женщиной, от которой у него было двое детей: Франсуа и Джуни. Оба ребенка получили имя отца от папы Павла IV в 1540 г.
Ничего не известно о причине или обстоятельствах его смерти. Он получил «кюре» для Сен-Мартен де Медон и Сен-Кристоф-дю-Жамбе в Сарте. Позже он имел честь свободно печатать все свои работы по рекомендации кардинала де Шатийона. Однако он отказался от обеих должностей в январе 1553 года и умер в том же году в Париже.
Как цитировать
Название статьи
— Франсуа Рабле Биография
Автор
— Editors, TheFamousPeople. com
Веб-сайт
— TheFamousPeople.com
URL-адрес
— https://www.thefamouspeople.com/profiles/franois-rabelais-8712.php
Gen3 Viewed .Club — Дом Величайших Умов
Жесты в любви несравненно привлекательнее, эффективнее и ценнее слов.
Франсуа Рабле был французским писателем эпохи Возрождения, врачом, гуманистом эпохи Возрождения, монахом и греческим ученым. Исторически он считался автором сатиры, гротеска, непристойных шуток и песен.
Из-за его литературной силы и исторической значимости западные литературные критики считают его одним из величайших писателей мировой литературы и одним из создателей современной европейской письменности. Самая известная его работа — «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Его литературное наследие таково, что слово «раблезианец» было придумано как описательное, вдохновленное его творчеством и жизнью. Merriam-Webster определяет это слово как описание кого-то или чего-то, что «отмечено грубым грубым юмором, экстравагантностью карикатуры или смелым натурализмом».
Биография
Достоверных документов о месте и дате рождения Франсуа Рабле не сохранилось. Хотя некоторые ученые относят его к 1483 году, он, вероятно, родился в ноябре 1494 года недалеко от Шинона в провинции Турень, где его отец работал юристом. В поместье Ла Девиньера в Сеуйи в современном Эндре и Луаре, предположительно родине писателя, находится музей Рабле.
Рабле стал послушником францисканского ордена, а затем монахом в Фонтене-ле-Конт в Пуату, где он изучал греческий и латынь, а также естественные науки, филологию и право, уже получив известность и уважение среди гуманистов его эпохи, включая Гийома Бюде 1467–1540 гг. Преследуемый из-за направлений своих исследований и разочарованный запретом францисканского ордена на изучение греческого языка из-за комментария Эразма к греческой версии Евангелия от Луки, Рабле обратился с петицией к Папе Клименту VII в должности 1523–1534 гг. И получил разрешение на покинуть францисканцев и вступить в орден бенедиктинцев в Майлезе в Пуату, где его приняли более тепло.
Позже он оставил монастырь, чтобы изучать медицину в Университете Пуатье и Университете Монпелье. В 1532 году он переехал в Лион, один из интеллектуальных центров эпохи Возрождения, а в 1534 году начал работать врачом в больнице Hôtel-Dieu de Lyon, за что зарабатывал 40 ливров в год. Во время своего пребывания в Лионе он редактировал латинские работы для печатника Себастьяна Грифиуса и написал известное восхищенное письмо Эразму, сопровождающее передачу греческой рукописи из типографии. Грифиус опубликовал переводы и аннотации Рабле Гиппократа, Галена и Джованни Манардо. Как врач, он использовал свое свободное время для написания и публикации юмористических брошюр, критикующих установленную власть и озабоченных образовательными и монашескими нравами того времени.
В 1532 году под псевдонимом Alcofribas Nasier, анаграммой Франсуа Рабле, он опубликовал свою первую книгу, Pantagruel King of the Dipsodes, первую из его серии Gargantua. Идея создать аллегорию на жизни великанов пришла к Рабле из фольклорной легенды о les Grandes chroniques du grand et énorme géant Gargantua, которые продавались в то время как популярная литература в виде недорогих брошюр разносчиками книг и на ярмарках. Лиона. Пантагрюэлизм — это философия «ешь, пей и веселись», которая привела его книги в немилость церкви, но одновременно принесла им популярный успех и восхищение более поздних критиков за их внимание к телу. Эта первая книга, критикующая существующую монашескую и образовательную систему, содержит первое известное употребление во французском языке слов encyclopédie, caballe, progrès и utopie, среди прочих. Несмотря на популярность книги, и она, и последующая книга-приквел 1534 г. о жизни и подвигах отца Пантагрюэля Гаргантюа были осуждены «Сорбоной» в 1543 г. и Римско-католической церковью в 1545 г.: 111–15, 128–32 Рабле преподавал медицину. в Монпелье в 1534 г. и снова в 1539 г.. В 1537 году Рабле дал урок анатомии в Лионском Hôtel-Dieu, используя труп повешенного; xvii Этьен Доле, с которым Рабле был близок в то время, писал об этих уроках анатомии в своей «Кармине».
Рабле часто ездил в Рим со своим другом и пациентом кардиналом Жаном дю Белле и недолго жил в Турине в 1540 году в составе семьи брата дю Белле, Гийома. Рабле также провел некоторое время, затаившись на дно, периодически подвергаясь угрозе быть осужденным за ересь в зависимости от здоровья его различных защитников. Только покровительство дю Белле спасло Рабле после осуждения его романа Сорбонной. В июне 1543 года Рабле стал магистром запросов.
Между 1545 и 1547 годами Франсуа Рабле жил в Меце, тогдашнем вольном имперском городе и республике, чтобы избежать осуждения Парижским университетом. В 1547 году он стал викарием церкви Сен-Кристоф-дю-Жамбе в штате Мэн и Медона под Парижем.
При поддержке членов известной семьи дю Белле Рабле получил одобрение короля Франциска I на продолжение публикации своей коллекции. Однако после смерти короля в 1547 г. академическая элита не одобряла Рабле, и французский парламент приостановил продажу его четвертой книги «Четыре жизни», опубликованной в 1552 г.
Рабле ушел с поста священника в январе 1553 года и умер в Париже в том же году.
Романы
Гаргантюа и Пантагрюэль
Гаргантюа и Пантагрюэль рассказывает о приключениях Гаргантюа и его сына Пантагрюэля. Рассказы авантюрные и эрудированные, праздничные и грубые, экуменические и редко — если вообще когда-либо — торжественные надолго. Первой книгой в хронологическом порядке был «Пантагрюэль: король дипсодов и Гаргантюа», упомянутый в прологе, относится не к собственному произведению Рабле, а к сборникам рассказов, которые продавались на лионских ярмарках в начале 1530-х гг. В самой ранней книге родословная Пантагрюэля восходит к 60 поколениям великана по имени Чалброт. Рассказчик отмахивается от скептиков того времени, которые сочли бы великана слишком большим для Ноева ковчега, заявляя, что великан Хуртали, правивший во время потопа и большой любитель супа, просто катался на ковчеге, как ребенок на лошадке-качалке, или как толстый швейцарец на пушке.
В Прологе к Гаргантюа рассказчик обращается к : «Самые прославленные пьяницы, и вы, самые драгоценные, страдающие от оспы, — ибо вам и только вам посвящены мои писания…» прежде чем обратиться к Платону «Пир». Беспрецедентная эпидемия сифилиса свирепствовала в Европе более 30 лет, когда книга была опубликована, и даже король Франции, как считалось, был заражен. Эцион был первым великаном в списке предков Пантагрюэля, заболевшим этой болезнью.
Хотя большинство глав юмористические, дико фантастические и часто абсурдные, несколько относительно серьезных отрывков прославились выражением гуманистических идеалов того времени. В частности, главы о детстве Гаргантюа и отцовское письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю представляют довольно подробное видение образования.
Телем
Во втором романе, Гаргантюа, М. Алкофрибас повествует об аббатстве Телем, построенном великаном Гаргантюа. Это заметно отличается от монастырской нормы, так как аббатство открыто как для монахов, так и для монахинь, в нем есть бассейн, услуги горничной и нет часов в поле зрения. Вход разрешен только самым красивым. Надпись на воротах аббатства сначала указывает, кто нежелателен: лицемеры, фанатики, оспенные, готы, маготы, жующие соломинку судебные клерки, ростовщики-ухмылки, старые или назойливые судьи и сжигатели еретиков. Когда участники определены положительно, текст становится более привлекательным:
Честь, похвала, отвлечение
В этом заключается вычитание
в настройке радости.
Здоровым телам, так занятым
Передайте эту реакцию:
Честь, хвала, отвлечение
Телемиты в аббатстве живут по одному правилу: ДЕЛАЙТЕ ЧТО ХОЧЕШЬ.
Третья книга
Изданная в 1546 году под его собственным именем с привилегией, предоставленной Франциском I для первого издания и Генрихом II для издания 1552 года, Третья книга была осуждена Сорбоной, как и предыдущие тома. В нем Рабле пересмотрел дискуссии, которые у него были, когда он работал секретарем у Жоффруа д’Эстиссака ранее в Пуатье, где la querelle des femmes была предметом оживленных дебатов. Недавний обмен мнениями с Маргаритой де Наваррской — возможно, по вопросу о тайном браке и Книге Товита, канонический статус которой обсуждался на Тридентском соборе, — побудил Рабле посвятить книгу ей до того, как она написала «Гептамерон». В посвящении было высказано предположение, что он побуждал ее перейти от духовной поэзии к более воплощенным историям.
В отличие от двух предыдущих хроник диалоги между персонажами развиты гораздо больше, чем сюжетные элементы в третьей книга. В частности, центральный вопрос книги, который Панург и Пантагрюэль рассматривают с разных точек зрения, является абстрактным: должен ли Панург жениться или нет. Разрываясь между желанием женщины и страхом быть рогоносцем, Панург прибегает к гадательным методам, таким как толкование снов и библиомантия. Он консультируется с авторитетами, наделенными богооткровенным знанием, такими как сивилла из Панзуста или немой Наздекабр, со светскими знакомыми, такими как теолог Гиппотадея или философ Труйоган, и даже с шутом Трибуле. Вполне вероятно, что некоторые из персонажей относятся к реальным людям: Абель Лефранк утверждает, что Иппотадея была Жаком Лефевром д’Этаплем, Рондибилис был доктором Гийомом Ронделе, эзотерическая Ее Триппа соответствует Корнелиусу Агриппе. Одной из комических особенностей рассказа являются противоречивые интерпретации, в которые впутываются Пантагрюэль и Панург, первой из которых является парадоксальный панегирик долгам в главе III. Третья книга, глубоко обязанная «Похвале глупости», содержит первое известное свидетельство слова «парадокс» во французском языке.
Более задумчивый тон показывает эволюцию персонажей по сравнению с более ранними фолиантами. Здесь Панург не так хитер, как Пантагрюэль, и упрям в своем желании обратить все знаки в свою пользу, отказываясь прислушиваться к советам, которые он сам искал. Например, когда Ее Триппа читает мрачные предзнаменования в его будущей женитьбе, Панург обвиняет его в той же слепой эгоистичной филавтии, от которой он, кажется, страдает. Его эрудиция чаще используется для педантизма, чем для того, чтобы превратиться в мудрость. Напротив, к третьей книге речь Пантагрюэля приобрела весомость, а энтузиазм молодого гиганта померк.
В конце Третьей книги главные герои решают отправиться в плавание на поиски беседы с Оракулом Божественной Бутыли. Последние главы сосредоточены на восхвалении конопли Пантагрюэлион — растения, использовавшегося в 16 веке как для веревки палача, так и в медицинских целях, — которую обильно грузили на корабли. Как натуралист, вдохновленный Плинием Старшим и Чарльзом Эстьеном, рассказчик вмешивается в историю, сначала подробно описывая растение, а затем лирически рассказывая о его различных качествах.
Четвертая книга
Первое черновое издание Четвертой книги появилось в 1548 году и содержало одиннадцать глав и множество опечаток. Небрежный характер этого первого издания сделал обстоятельства его публикации загадочными, особенно для неоднозначного автора. В то время как пролог осуждает клеветников, последующая история не вызвала никаких полемических вопросов. Он уже содержал некоторые из самых известных эпизодов, в том числе шторм на море и овец Панурга. Он был оформлен как беспорядочная одиссея, вдохновленная как аргонавтами, так и новостями о путешествии Жака Картье в Канаду.
Использование языка
Французское Возрождение было временем языковых контактов и дискуссий. Первая книга по французской, а не латинской грамматике была опубликована в 1530 году, а девять лет спустя последовал первый словарь языка. Тогда орфография была гораздо менее систематизирована. Рабле, как образованный читатель того времени, предпочитал этимологическую орфографию, сохраняющую ключи к происхождению слов, более фонетической орфографии, которая смывает эти следы.
Использование Рабле латинских, греческих, региональных и диалектных терминов, творческого калькирования, глянца, неологизма и неправильного перевода было плодом изобретения печатного станка менее ста лет назад. Врач по профессии, Рабле был активным читателем и много писал о телах и обо всем, что они выделяют или глотают. Его художественные произведения наполнены многоязычными, часто сексуальными, каламбурами, нелепыми существами, похабными песнями и списками. Слова и метафоры Рабле изобилуют современным французским языком, а некоторые слова попали в английский благодаря незаконченному труду Томаса Уркхарта «169». 3 перевод, завершенный и значительно дополненный Питером Энтони Мотто к 1708 году. Напротив, М. А. Скрич, как и Люсьен Февр до него, описывает Рабле как эразмианца. Формально Рабле был католиком, но был приверженцем ренессансного гуманизма, что означало, что он предпочитал классическую античность «варварскому» Средневековью и верил в необходимость реформ, чтобы привести науку и искусство к их классическому расцвету, а теологию и церковь — к их классическому расцвету. их первоначальная евангелическая форма, выраженная в Евангелиях. В частности, он критически относился к монашеству. Рабле критиковал то, что он считал недостоверной христианской позицией как со стороны католиков, так и протестантов, и подвергался нападкам и изображался как угроза религии или даже как атеист со стороны обоих. Например, «по просьбе католических богословов все четыре хроники Пантагрюэлина подверглись осуждению либо Сорбонны, либо парламента, либо и того, и другого». На противоположном конце спектра Джон Кальвин видел в Рабле представителя многочисленных умеренных евангельских гуманистов, которые, хотя и «критиковали современные католические институты, доктрины и поведение», не зашли достаточно далеко; кроме того, Кальвин считал явно насмешливый тон Рабле особенно опасным, поскольку его можно было легко неверно истолковать как отрицание самих священных истин.
Тимоти Хэмптон пишет, что «в степени, не имеющей себе равных в случае любого другого писателя европейского Возрождения, восприятие работ Рабле вызвало споры, критические разногласия и … научные споры. ..» В частности, как указывал Бруно Браунро, традиционный взгляд на Рабле как на гуманиста был поставлен под сомнение ранними постструктуралистскими анализами, отрицающими единое последовательное идеологическое послание его текста, и, в некоторой степени, более ранней марксистской критикой, такой как Михаил Бахтин с его акцентом на подрывных народных корнях раблезовского юмора в средневековой «карнавальной» культуре. Однако в настоящее время «любые разногласия, которые все еще окружают исследования Рабле, можно найти, прежде всего, в применении феминистских теорий к критике Рабле», поскольку его попеременно считают женоненавистником или феминисткой на основании разных эпизодов в его работах.
Со ссылкой на Жана де Лабрюйера Католическая энциклопедия 1911 года заявила, что Рабле был
.
.. революционером, напавшим на все прошлое, схоластику, монахов; его религия едва ли больше, чем у духовно настроенного язычника. Менее смелый в политических вопросах, он мало заботился о свободе; его идеалом был тиран, любящий мир. […] Его словарный запас богат и живописен, но распутен и грязен. Короче говоря, как говорит Лабрюйер: «Его книга — загадка, которую можно счесть необъяснимой. Там, где она плоха, она превосходит самое худшее; в ней есть обаяние черни; может быть изысканнейшим из блюд». В целом оказывает пагубное влияние.
В литературе
В своем романе «Тристрам Шенди» Лоуренс Стерн много цитирует Рабле.
Альфред Жарри по памяти исполнил гимны Рабле в салонах символистки Рашильды по вторникам. Жарри много лет работал над незаконченным либретто оперы Клода Терраса по мотивам Пантагрюэля.
Анатоль Франс читал о нем лекции в Аргентине. Джон Каупер Поуис, Д. Б. Уиндем-Льюис и Люсьен Февр, один из основателей французской исторической школы Анналов, написали о нем книги.
Джеймс Джойс включил намек на «мастера Франсуа некоего» в «Улиссе».
Михаил Бахтин, русский философ и критик, вывел свои представления о карнавальном и гротескном теле из мира Рабле. Он указывает на историческую утрату общинного духа после Средневековья и говорит о карнавальном смехе как о «выражении общественного сознания».
Джордж Оруэлл не был поклонником Рабле. Пишу в 1940, он назвал его «исключительно извращенным, болезненным писателем, нуждающимся в психоанализе».
Милан Кундера в статье 2007 года в The New Yorker прокомментировал список наиболее заметных произведений французской литературы, отметив с удивлением и негодованием, что Рабле ставится за военными мемуарами Шарля де Голля, и ему отказывают в «ауре фигура-основатель! Тем не менее, в глазах почти каждого великого романиста нашего времени он, наряду с Сервантесом, является основателем целого искусства, искусства романа».
Рабле считается ключевой фигурой в речи Кензабуро Оэ на вручении Нобелевской премии по литературе в 1994 году.
