Чем характеризовалось внешнеполитическое положение ссср при брежневе: Чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе?

Брежнев – внешняя политика — Русская историческая библиотека

Содержание:

Отношения между СССР и США при Брежневе

Брежнев и Вьетнамская война

Китайско-советские отношения при Брежневе

Брежнев и вторжение в Афганистан

Политика Брежнева в Восточной Европе

Лучший анализ итогов брежневского правления дан в статье А. И. Солженицына «Коммунизм к брежневскому концу». Читайте также статью Брежнев Леонид Ильич – биография 

Отношения между СССР и США при Брежневе

Во время 18-летнего правления Брежнева главным новшеством советской внешней политики была разрядка. Впрочем, она не так уж сильно отличалась от внутренней «оттепели» и смягчения международного курса, начатых Никитой Хрущевым. Ряд историков видят в брежневской разрядке лишь продолжение внешней политики Хрущева. Несмотря на некоторые трения, отношения между Востоком и Западом, в целом, улучшились, о чем свидетельствуют Договор о частичном запрете ядерных испытаний (был подписан в 1963, ещё при Хрущёве), Хельсинкские соглашения и установление горячей телефонной линии между Белым домом и Кремлем.

Брежневская разрядка отличалась от внешней политики Хрущева двумя особенностями. Во-первых, она была более всеобъемлющей и широкой по целям, сопровождалась подписанием соглашений по контролю над вооружениями, предотвращению кризисов, торговле между Востоком и Западом, по европейской безопасности и правам человека. Во-вторых, Брежнев в своей внешней политике всегда исходил из необходимости выравнивания военных сил США и Советского Союза. Расходы на оборону между 1965 и 1970 увеличились на 40%. Их ежегодный рост продолжался и после этого. В год смерти Брежнева (1982) 15% валового национального продукта СССР тратилось на военные нужды.

Л. И. Брежнев и президент США Джеральд Форд подписывают коммюнике по договору ОСВ, 24 ноября 1974, Владивосток

 

К середине 1970-х годов стало ясно, что поддерживаемая Генри Киссинджером политика разрядки по отношению к Советскому Союзу потерпела провал. Идея разрядки основывалась на предположении, что конфликты между СССР и Америкой со временем будут всё более сглаживаться. США надеялись, что подписание договора ОСВ-1 и рост торговли с советами остановит агрессивный рост коммунизма в странах третьего мира. Но этого не произошло. Советский Союз начал финансировать коммунистических партизан, которые сражались против США во время Вьетнамской войны. В этой войне США зашли в тупик и должны были уступить коммунистам Камбоджу, Лаос и Вьетнам. После того как Джеральд Форд проиграл президентские выборы Джимми Картеру, американская внешняя политика стала более враждебной к Советскому Союзу и коммунистическому миру, хотя и делались попытки отказаться от финансирования некоторых поддерживаемых США репрессивных антикоммунистических правительств. Поначалу Картер ратовал за сокращение всех американских оборонных инициатив, но в последние годы его президентства военные расходы стали расти.

В 1970-х годах, Советский Союз достиг пика своей политической и стратегической мощи по отношению к США. Договор ОСВ-1 (1972) установил прочный ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Хельсинкский Договор 1975 узаконил советскую гегемонию над Восточной Европой. Поражение США во Вьетнаме и Уотергейтский скандал подорвали внешнеполитический престиж Америки. Брежнев и Никсон также договорились принять договор по противоракетной обороне, который запрещал обеим странам разрабатывать системы перехвата направленных против них ракет – так чтобы ни у США, ни у СССР не было соблазна ударить по противнику без страха возмездия. Советский Союз расширял своё дипломатическое и политическое влияние на Ближнем Востоке и в Африке.

 

Брежнев и Вьетнамская война

Никита Хрущев поначалу поддерживал Северный Вьетнам из «братской солидарности». Но когда война стала принимать широкие масштабы, он призвал северовьетнамское руководство отказаться от плана «освободить» Южный Вьетнам. Хрущёв отверг просьбу о помощи со стороны Северного Вьетнама, и вместо этого предложил ему вступить в переговоры в Совете Безопасности ООН. После свержения Хрущева Брежнев возобновил помощь коммунистическому сопротивлению во Вьетнаме. В феврале 1965 года Косыгин ездил в Ханой с десятком советских авиационных генералов и экономических экспертов. Во время этого советского визита президент Линдон Джонсон предписал начать американские бомбардировки Северного Вьетнама в отместку за недавнюю атаку Вьетконга.

Джонсон частным образом предложил, что Америка гарантирует конец враждебности Южного Вьетнама к Северному, если Брежнев гарантирует то же со стороны Северного Вьетнама. Брежнев поначалу заинтересовался этим предложением, но после того как Андрей Громыко сообщил ему, что правительство Северного Вьетнама не заинтересовано в дипломатическом урегулировании, отклонил американскую внешнеполитическую инициативу. Администрация Джонсона ответила на этот отказ расширением американского присутствия во Вьетнаме, но затем пригласила СССР договориться о контроле над вооружениями. СССР просто не ответил, так как вначале Брежнев и Косыгин боролись за то, кто из них двоих будет представлять СССР за границей, а потом – из-за эскалации «грязной войны» во Вьетнаме. В начале 1967 года Джонсон предложил сделку с Хо Ши Мином, говоря, что он готов прекратить американские бомбардировки Северного Вьетнама, если партизаны Хо прекратят проникать на Юг. Бомбардировки США и вправду приостановились на несколько дней. Косыгин публично объявил о своей поддержке этого предложения. Но северовьетнамские власти медлили с ответом, и из-за этого США возобновили рейды на их страну. Брежневское руководство сделало отсюда вывод, что поиск дипломатических решений непрекращающейся Вьетнамской войны безнадежен. Позже, в 1968, Джонсон пригласил Косыгина в США, чтобы обсудить текущие проблемы во Вьетнаме и гонку вооружений. Саммит был отмечен довольно дружественной атмосферой, но ни одна из сторон не выдвинула прорывных инициатив.

В период после советско-китайского пограничного конфликта китайцы по-прежнему помогали режиму Северного Вьетнама. Но со смертью Хо Ши Мина в 1969, прочная внешнеполитическая связь Китая с вьетнамцами нарушилась. Между тем, президентом Соединенных Штатов был избран Ричард Никсон. Ранее он был известен своей антикоммунистической риторикой, однако, учитывая ослабевший интерес Мао к Вьетнаму, заявил в 1971, что США «должны иметь отношения с коммунистическим Китаем». Никсон вырабатывал план медленного вывода американских войск из Вьетнама, но мечтал сохранить при этом у власти южновьетнамское правительство. Он полагал, что это будет возможным лишь после улучшения отношений с коммунистическим Китаем и с СССР. Никсон вначале совершил визит в Китай (февраль 1972), а потом в Москву (май 1972). В Москве прошли консультации о договоре по контролю над вооружениями и о Вьетнамской войне, но по Вьетнаму не было достигнуто никаких соглашений. Никсон и Брежнев подписали в Москве договор ОСВ-1, положив этим начало «разрядке», которая провозглашалась «новой эрой мирного сосуществования», долженствующей сменить прежнюю враждебность холодной войны.

Брежнев и Никсон. Фото сделано во время визита Брежнева в США, 19 июня 1973

 

Китайско-советские отношения при Брежневе

Отношения между СССР и Китайской Народной Республикой стали быстро ухудшаться после попыток Хрущева достичь сближения с Западом и с более либеральными государствами Восточной Европы, вроде Югославии. Брежнев в 1960-х годах укрепил свою власть, а Китай погрузился в кризис из-за культурной революции Мао Цзэдуна, которая привела к истреблению или отрешению от власти многих вождей компартии и китайского правительства. Брежневское руководство, приверженное идее «стабилизации», не могло понять, зачем Мао начал такую «самоубийственную» кампанию и почему он считал, что она «закончит социалистическую революцию».

И у Брежнева были собственные проблемы. Руководство Чехословакии тоже уклонилось от советской модели. После вторжения в Чехословакию 1968, советское руководство провозгласило «доктрину Брежнева», где говорилось, что СССР имеет право вмешаться в дела любого братского коммунистического государства, если в нём возникнет угроза социализму (т. е. если оно перестанет следовать советским образцам). Эта внешнеполитическая доктрина увеличила напряженность не только с вассалами Восточного блока, но и с азиатскими коммунистическими государствами. К 1969 году отношения СССР с другими коммунистическими странами ухудшились до такой степени, что Брежнев смог собрать лишь пять из четырнадцати правящих компартий для участия в международном совещании в Москве. После этого неудавшегося совещания был сделан вывод: ведущего центра международного коммунистического движения не существует.

В 1969 году китайские войска развязали конфликт на советской границе. Китайско-советский раскол страшно огорчал премьера Алексея Косыгина, который поначалу отказывался верить, что он продлится долго. Косыгин посетил Пекин в 1969 году с коротким визитом, пытаясь снять напряженность между СССР и Китаем. В начале 1980-х годов как китайцы и Советский Союз опубликовали заявления с призывами к нормализации взаимных отношений. Китайцы требовали при этом сокращения советского военного присутствия на китайской границе, вывода войск СССР из Афганистана и Монголии, прекращения поддержки вьетнамского вторжения в Камбоджу. Брежнев ответил в своем мартовском выступлении 1982 в Ташкенте, где поддержал идею нормализации отношений. Но её реализация заняла потом годы, до правления последнего советского лидера Михаила Горбачева.

 

Брежнев и вторжение в Афганистан

После коммунистической революции в Афганистане (1978) насилия захватившего там власть режима привели к гражданской войне. Народное сопротивление коммунистам возглавили моджахеды. Руководители советской внешней политики были обеспокоены возможностью ослабления влияния СССР в Центральной Азии. После доклада КГБ о том, что Афганистан можно занять в течение нескольких недель, Брежнев и узкий круг из нескольких высокопоставленных партийных сановников согласились на полномасштабную интервенцию в эту страну.

Афганские моджахеды

Источник фото

 

Значительная часть советского военного руководства была против активного присутствия в Афганистане, считая, что СССР должен предоставить эту страну самой себе. Президент США Картер, следуя совету своего советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, осудил ввод войск в Афганистан и охарактеризовал его как «самую серьезную опасность для мира с 1945 года». США приостановили все поставки зерна в СССР и бойкотировали летнюю Олимпиаду 1980 в Москве. Советский Союз ответил бойкотом летних Олимпийских игр 1984 в Лос-Анджелесе.

 

Политика Брежнева в Восточной Европе

Серьёзным вызовом для внешней политики Брежнева стала попытка (1968) коммунистического руководства Чехословакии во главе Александром Дубчеком провести либерализацию коммунистической системы (так называемая «Пражская весна»). В июле 1968 Брежнев публично раскритиковал чехословацких вождей как «ревизионистов» и «антисоветчиков», а в августе организовал вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию и свержение Дубчека. Вторжение привело к публичным протестам диссидентов в различных странах Восточного блока. Утверждение о том, что Советский Союз во имя «защиты социализма» имеет право вмешиваться во внутренние дела своих сателлитов, стало известно под именем Доктрины Брежнева, хотя на самом деле она лишь следовала прежней советской политике, осуществлённой и Хрущевым в Венгрии в 1956. Вскоре после ввода войск в Чехословакию Брежнев, выступая на V съезде Польской объединенной рабочей партии 13 ноября 1968, сформулировал свой внешнеполитический подход:

 

«Когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».

 

Когда ситуация в Чехословакии обсуждалась на Политбюро, Брежнев не был одинок в своём решении применить военную силу. Напротив, если бы он воздержался или голосовал против советской интервенции, то, возможно, столкнулся с сопротивлением других вождей – как в СССР, так и в странах Восточного блока. Некоторые архивные данные склоняют к мысли, что Брежнев был одним из тех немногих, кто в решающий момент искал временный компромисс с реформаторами из чехословацкого правительства. В те годы среди советских вождей были и такие, кто ратовал за возвращение к режиму сталинского типа. Есть сведения, что после военного вмешательства 1968 года Брежнев встречался с чехословацким реформатором Богумилом Симоном, членом Политбюро Коммунистической партии Чехословакии, и сказал ему: «Если бы я не голосовал за советскую вооруженную помощь Чехословакии, то не сидел бы здесь сегодня. Вполне возможно, что меня бы вообще уже не было».

Советские танки, окружённые толпой демонстрантов на улице Праги, 1968 год

Источник фото

 

В 1980 году разразился политический кризис в Польше, где возникло массовое народное движение под названием Солидарность. К концу октября, в Солидарности было 3 миллионов членов, а в декабре уже 9 миллионов. Согласно опросу общественного мнения, организованному польским правительством, 89% респондентов поддерживали Солидарность. В польском руководстве существовал раскол по вопросу о том, что делать. Войцех Ярузельский предлагал ввести военное положение, но большинство не хотело этого. Советский Союз и Восточный блок колебались, но вождь Восточной Германии Эрих Хонеккер настаивал на военной акции. В официальном письме Брежневу Хонеккер предлагал совместные военные меры с целью подавить польские волнения. Отчет ЦРУ сообщал, что советские войска уже были мобилизованы для вторжения.

В том же 1980 году лидеры Восточного блока встретились в Кремле для обсуждения польской ситуации. Брежнев в конце концов решил: пока будет лучше прямо не касаться внутренних дел Польши. Он заверил польских делегатов, что СССР вмешивается, лишь если его об этом попросят. Когда польские волнения усилились, Войцех Ярузельский 12 декабря 1981 ввел военное положение, не приглашая в страну иностранных войск.

 

Тест по истории Внешняя политика 9 класс

14.11.2020 Главная Тесты по истории 9 класс

Тест по истории Внешняя политика 9 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.

Вариант 1

А1. Внешнеполитическое положение СССР в 1945-1953 гг. характеризовалось

1) ослаблением международной напряженности
2) усилением влияния СССР на коммунистические и рабочие партии
3) ослаблением военной мощи СССР
4) снижением авторитета СССР в мире

А2. Какое внешнеполитическое событие произошло в СССР во второй половине 1940-х гг.?

1) участие в Тегеранской конференции
2) отказ от создания военных блоков
3) разрыв дипломатических отношений с Югославией
4) вступление СССР в Лигу Наций

А3. Какое название получила глобальная экономическая и идеологическая конфронтация между США и их союзниками, с одной стороны, и Советским Союзом и его союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х гг.?

1) «доктрина сдерживания»
2) «холодная война»
3) «система коллективной безопасности»
4) «триумфальное шествие советской власти»

А4. Какое название получила межправительственная экономическая организация социалистических стран?

1) СЭВ
2) ООН
3) ОВД
4) НАТО

В1. В каком году произошло событие, о котором рассказывается в воспоминаниях?

Сразу же после взрыва отец и Курчатов обнялись и расцеловались… Я смотрел на отца и понимал, какой ценой и ему, и людям, которые не один год с ним вместе работали, достался этот успех. Как пишут сейчас, «это был триумф Берия»… Но это был триумф Советского Союза, советской науки.

Вариант 2

А1. Внешнеполитический курс СССР в первые послевоенные годы заключался в

1) развитии курса на мирное сосуществование
2) ослаблении гонки вооружений
3) участии в международных гуманитарных акциях
4) стремлении насадить сталинскую модель социализма в восточноевропейских странах

А2. Какое внешнеполитическое событие произошло в СССР во второй половине 1940-х гг.?

1) участие в Генуэзской конференции
2) начало советско-финляндской войны
3) отказ от применения ядерного оружия
4) образование Совета экономической взаимопомощи

А3. Какое событие относится к понятию «холодная война»?

1) подписание Антикоминтерновского пакта
2) политическая конфронтация СССР и США
3) советско-югославский конфликт 1948-1949 гг.
4) открытое вооруженное столкновение стран социализма и капитализма

А4. Какое название получил военный союз европейских социалистических государств при ведущей роли СССР?

1) СЭВ
2) ОВД
3) ООН
4) НАТО

В1. В каком году была произнесена цитируемая речь?

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, железный занавес протянулся поперек континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы… Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль.

Ответы на тест по истории Внешняя политика 9 класс
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
В1. 1949 г.
Вариант 2
А1-4
А2-4
А3-2
А4-2
В1. 1946 г.

PDF версия
Тест Внешняя политика 9 класс
(172 Кб)

Опубликовано: 14.11.2020 Обновлено: 14.11.2020

Поделиться

Найти:

Дуайт Д. Эйзенхауэр: Foreign Affairs

Дуайт Д. Эйзенхауэр привнес «новый взгляд» в политику национальной безопасности США в 1953 году. Основными элементами «нового взгляда» были: (1) поддержание жизнеспособности экономики США при одновременном строительстве достаточная сила для ведения холодной войны; (2) опора на ядерное оружие для сдерживания коммунистической агрессии или, если необходимо, для ведения войны; (3) использование Центрального разведывательного управления (ЦРУ) для проведения секретных или тайных операций против правительств или лидеров, «прямо или косвенно реагирующих на советский контроль»; и (4) укрепление союзников и завоевание дружбы неприсоединившихся правительств. Оборонная политика Эйзенхауэра, направленная на обеспечение «большей отдачи от затраченных средств», сокращала расходы на обычные вооруженные силы при одновременном увеличении бюджета ВВС и ядерного оружия.
Несмотря на то, что расходы на национальную безопасность оставались высокими — они никогда не опускались ниже 50 процентов бюджета во время президентства Эйзенхауэра — Эйзенхауэр сбалансировал три из восьми федеральных бюджетов, пока он был в Белом доме.

«Эйзенхауэр сбалансировал три из восьми федеральных бюджетов, пока он был в Белом доме»

Ядерная дипломатия

Ядерное оружие сыграло неоднозначную роль в некоторых дипломатических инициативах Эйзенхауэра, включая усилия президента по прекращению войны в Корее. Как и было обещано, Эйзенхауэр отправился в Корею после своего избрания, но до инаугурации. Поездка не дала ему четкого решения о прекращении войны. Но весной 1953 января официальные лица США попытались косвенно намекнуть китайскому правительству, что Эйзенхауэр может распространить войну на Китай или даже применить ядерное оружие. Некоторые историки считают, что эти завуалированные угрозы могли побудить китайцев прийти к соглашению.

Усиление обычного военного давления США весной 1953 года, возможно, оказало большее влияние на готовность Китая и Северной Кореи вести переговоры об урегулировании. Имеются также достоверные свидетельства того, что советские руководители, пришедшие к власти после смерти Сталина 19 марта53 обеспокоен эскалацией США и настаивал на прекращении войны. Обе стороны пошли на уступки в вопросе о репатриации военнопленных, и в июле 1953 года вступило в силу перемирие. Корея оставалась разделенной по 38-й параллели, примерно по той же границе, что и в начале войны в 1950 году.

Один из Наследие Корейской войны заключалось в том, что американо-китайские отношения оставались враждебными и напряженными. Как и Трумэн, Эйзенхауэр отказался признать Китайскую Народную Республику (КНР). Вместо этого он продолжал поддерживать националистическое китайское правительство Цзян Цзеши (Чан Кайши) на Тайване. После того, как орудия КНР начали обстрел националистически настроенных китайских островов Цзиньмэнь (Кемой) и Мадзу (Мацу) в сентябре 1954 Конгресс предоставил Эйзенхауэру право использовать военную мощь США в Тайваньском проливе.

Президент знал, что эти клочки территории не имели реальной стратегической ценности, но имели символическое значение, поскольку и КНР, и националисты претендовали на роль единственного законного правителя всего Китая. Кризис обострился, когда Эйзенхауэр заявил на пресс-конференции, что в случае войны в Восточной Азии он разрешит применение тактического ядерного оружия против военных целей «точно так же, как вы бы использовали пулю». Эйзенхауэр про себя сожалел об упрямстве Цзяна, но его собственные действия способствовали кризису, который казался все более опасным. Окончательно обстрел прекратился 19 апреля.54, хотя ни в коем случае нельзя быть уверенным, что ядерные предупреждения Эйзенхауэра объясняют решение КНР положить конец кризису. Мао Цзэдун часто ставил под сомнение достоверность угроз США и настаивал на том, что китайцы могут выдержать любые потери, связанные с ядерной атакой. Представители США и КНР периодически встречались на переговорах, но в 1958 году произошел второй кризис в Тайваньском проливе.
Преемники Сталина начали призывать к переговорам, чтобы урегулировать разногласия между Востоком и Западом и обуздать гонку вооружений. Никита Хрущев, зарекомендовавший себя главным руководителем в Кремле в 1955, назвал свою политику «мирным сосуществованием», однако Эйзенхауэр по-прежнему скептически относился к советской риторике. Он использовал сексистскую метафору, чтобы объяснить свои мысли премьер-министру Уинстону Черчиллю: «Россия была… уличной женщиной, и было ли ее платье новым или просто залатанным, под ним была та же самая шлюха». Президент настаивал на том, чтобы дела соответствовали словам, и в 1955 году Советы изменили свою позицию и вышли из затянувшегося тупика в переговорах по мирному договору с Австрией. Затем Эйзенхауэр согласился на встречу на высшем уровне советских и западных лидеров в Женеве, Швейцария, 19 июля.55, первая такая встреча после Потсдамской конференции 1945 года.

Мировые лидеры на саммите в Женеве 1955 года. Слева направо: премьер-министр СССР Николай Александрович Булганин, президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр, премьер-министр Франции Эдгар Фор и премьер-министр Великобритании Энтони Иден. Самолет-разведчик У-2 совершил свой первый полет над СССР 4 июля 1956 года. Модифицированная версия самолета до сих пор используется вооруженными силами США.

«Дух Женевы» ослабил напряженность в отношениях между Советами и Соединенными Штатами, даже несмотря на то, что на конференции не удалось прийти к соглашению по контролю над вооружениями или другим важным международным вопросам. Хрущев отклонил предложение Эйзенхауэра о программе «Открытое небо», которая позволила бы обеим сторонам использовать воздушную разведку для сбора информации о военных возможностях друг друга. Президента вряд ли удивило решение Хрущева; Эйзенхауэр сделал советскому лидеру предложение, которое было бы трудно принять, зная, что это предложение, какой бы ни была реакция Советского Союза, произведет благоприятное впечатление на международное общественное мнение. Год спустя президент уполномочил Центральное разведывательное управление начать сверхсекретные разведывательные полеты над Советским Союзом с использованием новейших высотных разведывательных самолетов У-2.

«Мирное сосуществование» не распространялось на Восточную Европу. В ноябре 1956 года советские танки безжалостно подавили попытки Венгрии следовать независимому курсу, свободному от советского господства. Чиновники администрации выступали за освобождение советских спутников, а пропагандистские агентства, такие как «Радио Свободная Европа» и «Голос Америки», призывали жителей Восточной Европы к сопротивлению. Однако Эйзенхауэр решил не предпринимать никаких действий, чтобы помочь венгерским борцам за свободу, поскольку любое вмешательство могло привести к началу американо-советской войны, которая могла привести к обмену ядерными ударами. После советского вторжения в Венгрию администрация смягчила свою риторику об освобождении и вместо этого подчеркнула надежду на постепенное и мирное продвижение к свободе.

В последние годы своего пребывания в должности Эйзенхауэр надеялся добиться разрядки напряженности в отношениях с Советским Союзом, которая могла бы привести к заключению договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и океанах. Надежды возникли после того, как Хрущев посетил Соединенные Штаты в сентябре 1959 года и встретился с Эйзенхауэром в резиденции президента в горах Мэриленда. Этот саммит не привел к соглашению о контроле над вооружениями, но привел к доброй воле и оптимизму, известным как «дух Кэмп-Дэвида». Эйзенхауэр и Хрущев договорились вновь встретиться вместе с лидерами Франции и Великобритании в Париже 19 мая.60.

Однако саммит провалился из-за ожесточения и ожесточения спора по поводу инцидента с U-2. По мере приближения встречи с Хрущевым Эйзенхауэр санкционировал еще один полет U-2 над советской территорией. Поврежденный ракетой класса «земля-воздух», американский самолет разбился 1 мая 1960 года во время советского празднования Первомая. Не зная, что Советский Союз захватил пилота, Государственный департамент и Белый дом выпустили серию прикрытий, которые Кремль разоблачил как ложь. Несмотря на свое смущение, Эйзенхауэр взял на себя ответственность за неудавшуюся миссию U-2 и заявил, что полеты были необходимы для защиты национальной безопасности. Хрущев попытался использовать инцидент с U-2 для максимальной пропагандистской ценности и потребовал от президента извинений, когда они встретились в Париже. Эйзенхауэр отказался, Хрущев покинул встречу, а наметившаяся разрядка превратилась в усиление холодной войны. Эйзенхауэр был настолько растерян, что даже поговаривал об отставке.

Секретные операции

Эйзенхауэр энергично преследовал «холодную войну», хотя и надеялся улучшить советско-американские отношения. Он часто полагался на тайные действия, чтобы избежать публичной ответственности за спорные вмешательства. Он считал, что ЦРУ, созданное в 1947 году, было эффективным инструментом противодействия коммунистической экспансии и оказания помощи дружественным правительствам. Тактика ЦРУ иногда была сомнительной, поскольку включала взятки, подрывную деятельность и даже попытки убийства. Но Эйзенхауэр санкционировал эти действия, даже несмотря на то, что он поддерживал правдоподобное отрицание, то есть тщательно скрывал все доказательства причастности США, чтобы он мог отрицать любую ответственность за то, что произошло.

В течение первого года своего пребывания в должности Эйзенхауэр уполномочил ЦРУ заняться проблемой в Иране, возникшей во время президентства Трумэна. В 1951 году иранский парламент национализировал Anglo-Iranian Oil Company, британскую корпорацию, которая контролировала нефтяную промышленность страны. Британия ответила экономическим давлением, которое привело к хаосу в финансах Ирана, но премьер-министр Мохаммед Мосаддык отказался уступить. Эйзенхауэра беспокоила готовность Моссадыка сотрудничать с иранскими коммунистами; он также опасался, что Мосаддык в конечном итоге подорвет власть шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, убежденного антикоммунистического партнера. 19 августа53 года ЦРУ помогло свергнуть правительство Мосаддыка и восстановить власть шаха. После этой тайной операции новые договоренности предоставили корпорациям США равную долю с британской в ​​иранской нефтяной промышленности.

Год спустя ЦРУ помогло свергнуть избранное правительство Гватемалы. Эйзенхауэр и его главные советники были обеспокоены тем, что президент Хакобо Арбенс Гусман был слишком готов сотрудничать с местными коммунистами, хотя их роль в его правительстве была лишь ограниченной. Недавние исследования показали, что Арбенс был марксистом, хотя он раскрывал свои политические убеждения лишь нескольким доверенным лицам. Арбенс также считал, что Гватемала из-за низкого уровня экономического развития нуждается в значительных реформах, прежде чем она будет готова к коммунизму. Программа земельной реформы Арбенса была шагом к модернизации Гватемалы, а также к созданию условий для будущего марксистского государства. Однако земельная реформа вызвала сильную оппозицию, поскольку она включала конфискацию больших участков у United Fruit Company и их перераспределение среди безземельных крестьян, которые составляли большинство населения Гватемалы. Опасения американцев достигли новых высот, когда Арбенс купил оружие у коммунистической Чехословакии после того, как администрация отрезала Гватемале доступ к американским военным поставкам. Эйзенхауэр не был готов рисковать безопасностью или авторитетом Америки в регионе, где Соединенные Штаты долгое время были доминирующей державой. ЦРУ помогло контрреволюционерам отстранить Арбенса от власти 19 июня.54. Гватемала безуспешно обращалась в Организацию Объединенных Наций, а представители администрации отрицали, что Соединенные Штаты имеют какое-либо отношение к смене правительства в Гватемале. Новый президент Карлос Кастильо Армас отменил земельную реформу и подавил коммунистов, а также ограничил избирательные права и урезал гражданские свободы до того, как в 1957 году его убил убийца. планировалось, но не было выполнено до ухода с должности. Эйзенхауэр решил, что Фидель Кастро, пришедший к власти на Кубе в 1959, был «сумасшедшим», которого пришлось свергнуть. В 1960 году ЦРУ начало подготовку в Гватемале антикастровских изгнанников, которые должны были вторгнуться на Кубу. ЦРУ надеялось на успех, аналогичный гватемальской интервенции 1954 года. Вместо этого вскоре после того, как Джон Ф. Кеннеди стал президентом, они получили катастрофическое вторжение в залив Свиней в апреле 1961 года. соперничество на Ближнем Востоке привело Эйзенхауэра к конфронтации с его самыми важными союзниками, Великобританией и Францией. Истоки Суэцкого кризиса 1956 заключались в трудностях западных держав в отношениях с Гамалем Абдель Насером, националистически настроенным президентом Египта, который следовал независимому и провокационному курсу в своих отношениях с крупными державами. Насер покупал оружие у коммунистической Чехословакии и искал экономической помощи у Соединенных Штатов для строительства Асуанской плотины на Ниле. Администрация Эйзенхауэра была готова оказать помощь, но в ходе переговоров Насер предоставил дипломатическое признание Китайской Народной Республике. Администрация Эйзенхауэра, уже уставшая от игры египетского лидера в «Восток против Запада путем шантажа обоих», прекратила переговоры о помощи. В ответ Насер национализировал Суэцкий канал.

Британцы, французы и израильтяне решили начать военные действия. Британцы особенно считали канал жизненно важным водным путем, спасательным кругом для своих колоний в Азии. И британцам, и французам не нравилась подстрекательская антиколониальная риторика Насера. У израильтян, столкнувшихся с постоянными стычками на границе из-за отказа Египта признать право их нации на существование, были веские причины присоединиться к заговору. Три страны не консультировались и даже не информировали Эйзенхауэра до того, как 29 октября израильтяне нанесли первые удары по Синайскому полуострову., 1956.

Эйзенхауэр был возмущен. Он думал, что атаки только усилят Насера, позволив египетскому лидеру стать чемпионом арабского мира, противостоящим агрессорам. Эйзенхауэр быстро осудил нападения и использовал дипломатическую и экономическую мощь США, чтобы заставить все три страны вывести свои войска. Престиж США на Ближнем Востоке вырос. Но Эйзенхауэр едва ли воспользовался этим преимуществом, объявив о новой программе, известной как доктрина Эйзенхауэра, по оказанию экономической и военной помощи странам Ближнего Востока, столкнувшимся с коммунистической агрессией. И все же именно национализм, а не коммунизм, безусловно, был доминирующей силой в регионе.

Трудности с Насером также повлияли на решение Эйзенхауэра два года спустя отправить морских пехотинцев в Ливан. В течение нескольких месяцев внутренняя политическая борьба делала Ливан нестабильным. Затем, в июле 1958 года, власть в Ираке захватили пронасеровские силы. Чтобы защитить Ливан от подобной угрозы — скорее воображаемой, чем реальной, — Эйзенхауэр послал туда морскую пехоту. Войска пробыли всего три месяца и потерпели только один смертельный исход. Американские дипломаты, вероятно, внесли более важный вклад, участвуя в переговорах, которые позволили ливанским группировкам разрешить свои политические конфликты.

Интервенция в Индокитае

В Юго-Восточную Азию Эйзенхауэр отправил американское оружие и доллары вместо войск. Как и Трумэн, Эйзенхауэр оказывал военную помощь французам, которые в 1946 году начали войну, чтобы восстановить контроль над своими колониальными владениями Индокитая, в который входили нынешние страны Камбоджа, Лаос и Вьетнам. К 1954 году администрация Эйзенхауэра оплачивала более 75 процентов военных расходов Франции. Однако французы не смогли победить Вьетминь, националистическую силу под руководством коммуниста Хо Ши Мина.

Кризис произошел в начале 1954 года, когда силы Вьетминя окружили французский гарнизон в отдаленном районе Дьенбьенфу. Французы просили не только оружия: они говорили о воздушном ударе США, даже с применением тактического ядерного оружия, чтобы спасти свои войска. Эйзенхауэр рассматривал возможность военных действий; действительно, он, казалось, был готов санкционировать это при правильных обстоятельствах. Однако лидеры Конгресса не окажут поддержки, если только какие-либо военные действия США не будут частью многосторонних усилий. Однако госсекретарь Джон Фостер Даллес не смог убедить британцев или любого другого крупного союзника принять участие в том, что он назвал «Объединенными действиями в Индокитае». Президент отказался от воздушного удара, и французский гарнизон сдался после нескольких недель жестокой осады. На международной конференции в Женеве французское правительство предоставило независимость Вьетнаму, Лаосу и Камбодже.

Эйзенхауэр надеялся спасти частичную победу, не позволив Хо Ши Мину установить коммунистическое правительство во всем Вьетнаме. В 1954-1955 годах помощь и поддержка США помогли Нго Динь Зьему установить некоммунистическое правительство в том, что стало Южным Вьетнамом. Эйзенхауэр считал создание Южного Вьетнама значительным успехом в холодной войне, однако его решение использовать престиж и власть США в Южном Вьетнаме создало долгосрочные опасности, с которыми его преемникам придется столкнуться.

Памятное прощание

В своей прощальной речи Эйзенхауэр сосредоточился не на угрозах, с которыми он столкнулся за границей, а на опасностях холодной войны дома. Он сказал своим согражданам с осторожностью относиться к «военно-промышленному комплексу», который он описал как мощную комбинацию «огромного военного ведомства и крупной военной промышленности». Оборона была средством для достижения цели, и американский народ должен был быть осторожен, чтобы не позволить особым интересам поглотить постоянно растущую долю национального богатства или «поставить под угрозу наши свободы или демократические процессы».

Временами Эйзенхауэру было трудно найти баланс между средствами и целями защиты национальной безопасности. Он санкционировал тайное вмешательство во внутренние дела других наций и оказывал помощь диктаторам в интересах защиты «свободного мира». Он тратил половину или больше федерального бюджета на вооруженные силы, хотя и заявлял, что «каждое произведенное орудие, каждый спущенный на воду военный корабль, каждая выпущенная ракета» были «воровством у тех, кто голоден и недоедает, у тех, кто холодный и не одетый». Тем не менее Эйзенхауэр знал, что настоящая безопасность означает сохранение фундаментальных ценностей. В его прощальной речи были обобщены принципы, которыми он руководствовался на протяжении всей жизни служения своей стране.

Аудиозаписи прощальной речи Эйзенхауэра 1961 года, в которой он, как известно, предупреждал об опасностях «военно-промышленного комплекса».

Генри Киссинджер и американская внешняя политика

Генри Киссинджер — одна из самых неоднозначных фигур, появившихся в годы холодной войны. Как солдат, ученый и государственный деятель он участвовал во многих наиболее значительных политических дебатах того периода. Он действовал как интеллектуал, дипломат и чиновник Белого дома, осуществляя одни из самых устойчивых сдвигов в международных делах. Прежде всего, Генри Киссинджер появился в мировых СМИ как гений, злодей и непревзойденный манипулятор, обладавший властью в самые важные моменты новейшей истории. Разнообразный опыт Киссинджера и различное его общественное восприятие отразили многие противоречия, лежавшие в основе холодной войны. Он остается влиятельным и печально известным в начале двадцать первого века, потому что эти противоречия времен холодной войны по-прежнему характерны для американских дискуссий о внешней политике, от Ирака и Афганистана до Израиля и Китая.

Жизнь Киссинджера в Соединенных Штатах началась в качестве беженца, прибывшего в Нью-Йорк вместе со своими родителями и младшим братом в возрасте 15 лет. Семья бежала из нацистской Германии всего за несколько недель до еврейского погрома Хрустальной ночи года. Киссинджеры были ортодоксальными евреями из Баварии, потомками местных раввинов и торговцев скотом. Они считали себя патриотическими немцами, гордившимися достижениями своей страны, но страдавшими от крайностей фашистского антисемитизма. Вскоре после того, как они бежали из Германии, толпы нацистов напали на бабушку и дедушку Генри Киссинджера по материнской линии. Они оба погибли от рук нацистов, как и многие другие члены семьи Киссинджеров, которым не удалось сбежать из Европы.

Генри Киссинджер никогда не сможет стереть свои воспоминания о Холокосте. Как и в случае со многими другими беженцами, Соединенные Штаты были страной-спасителем для тех, кто страдал от крайней ненависти той эпохи. Нью-Йорк в конце 1930-х был наполнен предрассудками и напряженностью между этническими группами, но немецкие еврейские беженцы, такие как Киссинджеры, могли, по крайней мере, обрести новые корни и начать новую жизнь для себя. Подростком Киссинджер посещал среднюю школу Джорджа Вашингтона, а затем вечернюю школу в Городском колледже — учебном заведении, в котором обучалось много бедных иммигрантов. Чтобы прокормить семью, Киссинджер днем ​​работал на фабрике по производству щеток. Жизнь в Соединенных Штатах накануне Второй мировой войны была трудной, но приемлемой для семьи, которой грозила верная смерть в родном доме.

Через несколько недель после нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года Генри Киссинджер поступил на службу в армию США, где началась его внешнеполитическая карьера. Киссинджер работал в контрразведке, ему было поручено помогать американским солдатам понимать немецкое общество, выявлять нацистских деятелей в Европе и, в конечном итоге, управлять послевоенным немецким обществом. Владение Киссинджером немецким языком, его сообразительность и еврейское происхождение сделали его идеальным кандидатом на эту работу. Он понимал немецкое общество, он мог справиться с невероятным объемом работы, и было мало шансов (из-за его еврейского происхождения), что он будет симпатизировать нацистским лидерам, которых Соединенные Штаты стремились захватить. Как вспоминает Киссинджер, его время в армии было периодом, когда он впервые почувствовал себя «американцем» и сыграл особую роль в помощи своему новообретенному обществу. Киссинджер помогал защищать человечество и цивилизацию, как он считал, от самых серьезных угроз.

Это было первое противоречие карьеры Киссинджера и холодной войны: Соединенные Штаты зарекомендовали себя в конце Второй мировой войны как защитник человечества и цивилизации, используя подавляющую военную силу. Как никогда раньше, американские солдаты, такие как Киссинджер, были развернуты по всему миру для обеспечения свободы, порядка и демократии, поскольку Соединенные Штаты создали крупные постоянные вооруженные силы мирного времени для охраны отдаленных земель. Киссинджер был пионером этого явления, помогая принести американскую военную мощь в Европу, восстановить Германию под американским руководством и создать новые разведывательные возможности для Соединенных Штатов. Такие американцы, как Киссинджер, продвигали американские идеалы с беспрецедентной силой. В то время это казалось необходимым, но позже многие задавались вопросом, уместен ли такой подход в таких местах, как Корея, Вьетнам и Ирак после окончания холодной войны.

Вернувшись со службы в армии в Германии, Киссинджер поступил в Гарвардский университет как последний студент. Он быстро прошел обучение в бакалавриате и аспирантуре, получив докторскую степень в области государственного управления. Киссинджер опирался на свои военные и политические связи времен Второй мировой войны и быстро зарекомендовал себя как ведущий «интеллектуал времен холодной войны». Это было вторым противоречием того периода: как никогда прежде, самые передовые исследования в американских университетах были напрямую связаны с внешнеполитическими интересами. Федеральное правительство финансировало исследования по научным и гуманитарным предметам, которые могли внести свой вклад в борьбу с советской властью. Одной из наиболее важных областей исследований, спонсируемых государством, были международные отношения. Молодые ученые-эмигранты, в том числе Киссинджер, получили помощь и поддержку в изучении двух насущных политических вопросов: во-первых, как Соединенные Штаты могли заручиться поддержкой других обществ, особенно европейских обществ, для антикоммунистического дела? Во-вторых, как Соединенные Штаты могут использовать новое оружие, особенно ядерное, для повышения своей безопасности?

По происхождению, опыту и обучению Киссинджер хорошо подходил для решения обоих этих вопросов. Он стал частью новой группы «экспертов» времен холодной войны, которые использовали свои знания и доступ для влияния на политику. Они были двухпартийными политическими советниками, которые помогли сформировать консенсус в американском обществе времен холодной войны по многим из основных, но беспрецедентных обязательств Америки по иностранному вмешательству, особенно в Европе и Азии. Они были неизбранными фигурами, которые подчеркивали стабильность и американскую мощь как балласты для мира, который, как они опасались, может вернуться к ужасам Второй мировой войны, особенно если сталинская Россия продолжит расширяться. Это было третье и, возможно, самое сложное противоречие холодной войны: Киссинджер и его коллеги-интеллектуалы времен холодной войны защищали демократию за границей, ограничивая демократию дома. Их не избирали на должности, они не подвергали свои предположения открытому публичному обсуждению и не поощряли альтернативные точки зрения. Они верили в демократию, но подчеркивали сильное лидерство, консенсус и последовательность в противостоянии коммунизму.

Происхождение Киссинджера и его опыт повлияли на содержание его политики, когда он стал специальным помощником Ричарда Никсона и Джеральда Форда по вопросам национальной безопасности, а затем государственным секретарем с 1969 по 1977 год. Прежде всего, Киссинджер подчеркивал централизованное использование американской власти. для защиты национальных интересов. Он считал, что в средние десятилетия холодной войны Соединенные Штаты злоупотребляли своей мощью. Вместо того, чтобы преследовать расплывчатые идеи «развития» или вступать в союз со слабыми режимами, такими как Южный Вьетнам, Киссинджер призвал Соединенные Штаты сосредоточиться на безопасности и переговорах с крупнейшими государствами. Он хотел усилить американское влияние, более тщательно выбирая американские сражения и более разумно используя американские ресурсы. Он надеялся ограничить внутреннюю неприязнь после протестов конца XIX века.60-х годов и сосредоточиться на американских интересах за рубежом, даже если они нарушают принципы прав человека, за которые выступали многие граждане. Киссинджер в этом смысле верил в классическую Realpolitik . Для Киссинджера моральная ценность заключалась в защите национальных интересов, а не в абстрактных принципах справедливости и прав.

Киссинджеровская Realpolitik стала наиболее очевидной во Вьетнаме. Долгая американская война в Юго-Восточной Азии вызвала широкое недовольство внутри Соединенных Штатов и среди их союзников. С 1965, Соединенные Штаты усилили свое военное вмешательство в защиту слабого, коррумпированного и непопулярного южновьетнамского режима. Президент Линдон Джонсон и другие американские лидеры в 1960-х годах чувствовали себя обязанными продолжать и расширять интервенцию Вашингтона ради оправдания прошлых обязательств.

Президенты Ричард Никсон и Генри Киссинджер были полны решимости избавиться от американской запутанности в Южном Вьетнаме. Они также были полны решимости сохранить доверие к американской мощи, доказав, что Соединенные Штаты могут уйти, не проявляя слабости по отношению к противникам в регионе и во всем мире. Это означало смешение деэскалации с демонстративными свидетельствами продолжения применения силы. Это означало вести переговоры с вьетнамскими коммунистами о сохранении репутации условий ухода американцев, одновременно угрожая бомбардировками и другими нападениями, если переговоры не приведут к желаемым компромиссам. Эта политика продолжала конфликт во Вьетнаме до 1973 — к серьезному ужасу противников войны — но это позволило американским солдатам покинуть регион, по крайней мере, с изображением «приличного интервала» до наступления коммунистов. Ценой очень больших жизней и денег Никсону и Киссинджеру действительно удалось положить конец войне во Вьетнаме, сохранив при этом могущество Америки и ее имидж за рубежом.

Этот американский Realpolitik перенесен в отношения с Китаем. В 1971 году Генри Киссинджер начал тайные переговоры с правительством Мао Цзэдуна в Пекине, несмотря на более чем двадцатилетнюю политику Америки, отрицавшую легитимность коммунистических властей и осуждавшую их агрессивное поведение. И Никсон, и Киссинджер признавали, что Китай является крупной державой в Азии и что США выиграют от переговоров с режимом Мао. Они также признали, что напряженность Китая в отношениях с Советским Союзом создала для Вашингтона возможность противопоставить одно коммунистическое правительство другому в интересах Америки. Знаменитый визит президента Никсона в Пекин 19 февраля.72 ошеломил мир успехом этой политики, предоставив Соединенным Штатам обновленный образ силы в Азии и новые рычаги воздействия на региональные события. Никсон и Киссинджер одержали большую победу в интересах Америки, сознательно пойдя на компромисс в отношении давних антикоммунистических принципов.

Переговоры с Советским Союзом шли в том же направлении, отчасти из-за давления, которое теперь испытывала Москва из-за американских инициатив в отношении Китая. Советы не хотели оказаться в окружении враждебных действий Китая и Америки. Генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев и его советники стремились сорвать попытки Киссинджера обратиться к Пекину, предложив Вашингтону собственные уступки. Между 1972 и 1977 г. Соединенные Штаты и Советский Союз вступили в период замечательного сотрудничества, известного в то время как «разрядка», в ходе которого были заключены важные соглашения по контролю над ядерными вооружениями (ОСВ-1 и Договор по ПРО), основным принципам международной стабильности ( Соглашение об основных принципах) и даже права человека (Хельсинкские соглашения). Разрядка поощряла стабильность, взаимную безопасность и сотрудничество. Он подчеркивал общие национальные интересы и избегал идеологических споров. Усилия Киссинджера в этот период стабилизировали холодную войну, уменьшив ужасающую угрозу третьей мировой войны. Усилия Киссинджера также побудили американцев и их союзников признать те самые коммунистические державы, которых они давно осуждали, в качестве новых партнеров. Это был не простой переход.

Переход был особенно трудным, потому что он применялся неравномерно — четвертое противоречие американской политики времен холодной войны. Киссинджер по-прежнему придерживался сильных идеологических предположений против переговоров с социалистическими и коммунистическими режимами в Латинской Америке и Африке. Отчасти это отражало расистское суждение о том, что люди в этих обществах более восприимчивы к коммунистической пропаганде и менее способны к самоуправлению. Это также выросло из его незнания этих регионов. Энергичные усилия Киссинджера по преследованию американских национальных интересов часто закрывали ему глаза на очень негативные последствия его политики в обществах «третьего мира», которые питали недоверие и враждебность к долгой истории иностранного империализма.

Эта динамика была наиболее заметна в Чили. Несмотря на движение к разрядке в отношениях Америки с Советским Союзом и Китаем, Киссинджер по-прежнему был глубоко обеспокоен тем, что он считал распространением коммунистического влияния к югу от американской границы. Когда в 1971 году чилийский социалист Сальвадор Альенде получил большинство голосов на президентских выборах в своей стране, Киссинджер быстро принял меры, чтобы подорвать его правление. Первоначально это включало спонсирование оппозиционных партий и СМИ, а также санкции против чилийской экономики. К 1973 действия американцев включали поддержку кровавого военного переворота против Альенде. Правительство, пришедшее на смену Сальвадору Альенде, при поддержке Америки предприняло программу организованного террора, чтобы заключить в тюрьму и убить всех оппозиционеров, включая некоммунистических деятелей. Возмущение во всем регионе и в Европе по поводу американской поддержки такой жестокости подорвало международный авторитет Америки. Это сделало Киссинджера мишенью для обвинений в военных преступлениях, которые сохраняются в двадцать первом веке.

Споры вокруг Генри Киссинджера являются ключевыми спорами вокруг американской внешней политики в период холодной войны и в последующие десятилетия. Каковы уместные применения американской силы? Как Соединенным Штатам следует сбалансировать стремление к справедливости и демократии с потребностями безопасности и национальными интересами? Какую роль должны играть неизбираемые эксперты в формировании политики? Каковы уместные ожидания лояльности американской политике? Каковы подходящие пути для несогласия?

Ответы на эти вопросы были сложными и противоречивыми во время холодной войны. Сила Генри Киссинджера заключалась в его способности использовать свое прошлое, опыт и таланты, чтобы предлагать убедительные рекомендации в критические моменты. Слабые стороны Киссинджера отражали ограниченность его прошлого, опыта и талантов. Ни один лидер или страна не совершенны в своих суждениях. Холодная война сильно подняла ставки для Соединенных Штатов и их самых способных деятелей. Блестящие успехи смешивались с мрачными неудачами, но последние всегда вызывали наибольшую критику.

Действия в качестве сверхдержавы иногда приводили к провалу. Американское лидерство в холодной войне внушало как гордость, так и сожаление. То же самое относится и к историческому наследию Генри Киссинджера.


Джереми Сури занимает почетную кафедру глобального лидерства Мака Брауна в Техасском университете в Остине. Он является автором пяти основных книг по современной политике и внешней политике, в том числе «Американские международные отношения с 1898 года».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *