Человек по аристотелю: Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Содержание

Аристотель о душе, о человеке, о разуме

Аристотель – один из самых влиятельных философов античности и средневековья, ученик Платона. Величайшей заслугой Аристотеля считается создание всесторонней системы философии.

Структура наук по Аристотелю

Аристотель делит науку на теоретическую, практическую и поэтическую.

  • Теоретическая наука – это наука, которой занимаются ради нее самой, то есть никакой внешней пользы она не приносит. Первая философия занимается началами всего сущего. Ее главным вопросом является «Что такое сущее?» . Вторая философия занимается физикой и изучением души.

  • Практическая наука занимается принципами, поступками, деятельностью человека. Целью деятельности является достижение благополучия, счастья. Таким образом, человек практический понимает, в чем состоит его собственное благо и в чем благо для человека вообще. Способами и целями проявления человеческой деятеьности являются этика и политика.

  • Поэтическая наука рассматривает искусство как принципы. Цель этой науки – создание произведения, которое носило бы поэтический смысл. Принцип оформления словесного материала и логоса как главной характеристики человека. Риторика.

Замечание 1

Физика – первая философия, она же – метафизика

Аристотель утверждал, что самые высокие формы знаний невозможны без низких. Опыт невозможен без памяти. Он является знанием единичного. Искусство – это знание общего.

Эпистема занимается принципами сущего как сущего или сущего как такового. Наивысшей формой эпистемы является мудрость. Целью искусства является достижение блага. Всякое искусство существует ради того, чем оно само по себе не является. Благо лежит за пределами самого искусства.

Знание причин сущего как сущего достигается ради него самого. Сущее существует только ради себя самого, оно свободно и лишено всякой утилитарности. Искусство не свободно.

Оно служит цели. Эпистема же свободна, поскольку существует только ради себя. Эпистема о причинах называется мудростью. Соответственно, тот, кто ее занимается, — мудрецом.

Замечание 2

Подлинное знание – это знание начал и знание причин. Аристотель задается вопросом о возможности существования эпистемы о подвижном сущем.

Вся греческая философия занимается природой. У Аристотеля физика может получить статус науки, если определить, что есть начало подвижного сущего.

Аристотель обращает внимание на изменчивый мир. Философ рассматривает все виды движения, включая возникновение и уничтожение. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Аристотель считает, что одной платоновской идеи недостаточно. Для всех вещей общим является то, что каждое сущее есть «вот это вот». И это сущее является подлежащим познанию. Никакой человек не является идеей человека. Через каждого идея человека лишь проявляется. Если мы будем ориентироваться лишь на идею и совершенство и идею, то не сможем познать разнообразия мира.

Таким образом, сущее в идее не постижимо. Есть форма, и есть движение.

Замечание 3

Сущее нужно охватить так, чтобы форма и движение были тождественны. То состояние, в котором мы можем ухватить в единстве форму и движение, есть состояние покоя.

Человек

Человек в учении Аристотеля представлялся политическим животным, то есть общественным существом, обладающий нравственными качествами.

Так как человек рождается существом политическим, то изначально имеет в себе инстинкт к общественному существованию.

Таким образом, у человека выявлялась два начала – общественное и биологическое.

Аристотель так же внёс значительный вклад в концепцию прав человека. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного.

Душа

Душу у Аристотеля изучает физика. Душа является формой движущегося тела. В отрыве от своего тела формы не существует.

Аристотель разделяет $3$ вида души:

  • Растительная душа (питательная), присуща растениям
  • Животная (вожделеющая), присуща животным
  • Разумная – присуща только человеку. Она способна созерцать сущее в его существе, она включает в себя и растительную и животную душу.

Учение Аристотеля о человеке

Человека принято считать высшим разумным существом и самым лучшим творением природы, которое преобладает над всеми остальными созданиями. Однако Аристотель бы с нами не согласился. Главная идея его учения о человеке заключается в том, что, по Аристотелю, человек – это общественное и политическое животное. Прямоходящее и мыслящее, но все же животное.

От кого произошел человек

Аристотель о происхождении человека говорил как и о происхождении всех существ, разделяя их лишь на два вида: бескровных и имеющих кровь. Человек относится ко вторым, тем, кто имеет кровь. Рассматривая людей как животных, свои представления о происхождении человека Аристотель сводил к тому, что родоначальником человечества является обезьяна.

Почему общественное?

По Аристотелю, человек — это политическое, но еще и общественное существо. С самого первого дня жизни он не принадлежит себе, он служит обществу, семье и государству. По своей природе, человек должен жить в гармонии с другими людьми. Лишь существуя и развиваясь в группах, люди способны достичь высокого уровня как нравственности, так и качества жизни в целом. Самое главное, что занимало Аристотеля, если говорить о личностных качествах, — добродетель, в высших ее проявлениях, которая должна быть направлена на пользу общества. Человек, будучи единственным существом, которое может быть добродетельным, обязан отдать свой долг обществу. Большое значение отдается справедливости, которую один человек может проявить лишь по отношению к другому. По такому принципу создается цепочка, которая складывается из заботы об одном человеке в заботу об обществе в целом.

Человек имеет оружие, которое ему дала природа, — силу интеллекта и морали, но он может использовать это оружие и в другую сторону, поэтому человек без нравственных принципов является низшим и диким существом, которым движут лишь животные и вкусовые инстинкты

Почему политическое?

Учение Аристотеля о человеке напрямую связано и с рассуждениями о политике и государстве. Цель разбора политических вопросов и человеческой сущности — возвести на государственную службу не столько человека, сколько высоконравственную личность. Вне зависимости от сословий, каждый человек рождается заведомо политическим существом, с врожденными личностными качествами и инстинктом «сожительства с другими существами». Каждый человек должен принимать участие в строении государства. Поэтому, по Аристотелю, человек — это политическое животное.

В чем сходство с обычным животным и отличие от него?

Если мы с вами можем привести множество очевидных и преимущественных различий, то, по мнению Аристотеля, человек отличается от животного лишь наличием интеллекта. Под интеллектом подразумевается нравственная сторона личности, которая помогает придерживаться правил и законов общества. Человек тем и отличается от животного, что может видеть, где добро, а где зло. Видеть разницу между справедливостью и несправедливостью.Человек, постигший высшую степень совершенства, выше любого из животных. Но он становится ниже каждого существа, если живет вопреки законам и справедливости. На самом деле нет ничего хуже несправедливости, оснащенной оружием.

Что касается сходства, то оно является биологическим. Что человек, что животное в равной степени стремятся удовлетворить свои низменные биологические потребности. К ним относится необходимость спать, есть и продолжать свой род.

Одна из важных характеристик человека – добродетель

Имея такую позицию, он все же и ее делил на два вида – интеллектуальную и волевую. К волевым относятся качества характера, то, что в большинстве случаев заложено природой и редко изменяется. Свое предпочтение Аристотель отдавал именно первой, интеллектуальной добродетели. Под интеллектуальной добродетелью он подразумевал приобретенную мудрость, рациональную деятельность и благоразумие.

Однако наличие интеллекта не говорит о том, что каждому человеку эта добродетель присуща. Свойственна она лишь тем людям, которые действуют. Причем деятельность не в любом своем проявлении, а исключительно познавательная. Добродетельным не может быть тот, кто получает удовольствие от материальных благ, ищет похвалы, выгоды или стремится достичь определенных целей. Достичь добродетели можно, лишь получая истинное наслаждение от процесса познавательной и теоретической деятельности.

Много говорить и рассуждать о добродетели— не показатель того, что человек добродетельный. То же самое и с думами, которые о справедливости — это еще не означает, что человек на деле будет справедливым.

Какая главная цель человека?

Главная цель существования человека – благо. Наивысшее благо – это ощущение счастья и полного блаженства. Но благо не должно быть для каждого человека индивидуальным, оно напрямую зависит от блага общественного. Поэтому для достижения своих целей человеку просто необходимо объединение с другими «общественными животными». А чтобы осуществлять это объединение, люди и создают государство. Именно государство является связующим звеном в человеческом общении и взаимодействии.

Какова роль государства для человека?

Нельзя воспринимать государство как инструмент для достижения хозяйственных благ. Первоначальная и основная цель возникновения государства – создавать взаимоотношения в обществе ради общего блага. Получается замкнутый круг: государство невозможно создать без человека, а человек, в свою очередь, не может существовать за пределами государства, ведь по Аристотелю, человек — это политическое существо.

Также Аристотель прекрасно понимал, что невозможно каждого человека считать равным, даже если все преследуют одну цель – достижение общественного блага. Он разделял людей на три главных категории: чрезмерно богатые, бедные и средние между ними. Одинаково плохо он относился к первым двум категориям. Идеальная модель положения человека – средняя. В любых своих стремлениях человек должен идти к цели – найти золотую середину. Это касается как материальных благ, так и нравственных и добродетельных качеств.

Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь, в подходящее время.

Свое положение в обществе человек определяет при помощи собственности. Это нередко становится предметом ссор и недовольства. Однако каждый человек должен отстаивать свое право на собственность, развивая которую он способен бороться с социальными устоями ради прогресса. При этом Аристотель призывает общество не забывать о милосердии и щедрости, помогая тем, кто в этом нуждается. Проявления солидарности и дружеских отношений является высшим проявлением политической и общественной добродетели.

Человек как социальное животное

12 марта 2012 г. 19:47 IST

Обновлено: 12 марта 2012 г. 19:47 IST

Социология – это наука об обществе с различными областями специализации. Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.

Социология – это наука об обществе с различными областями специализации. Исследования в этой дисциплине в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях.

Существует распространенное заблуждение, что исследования ограничиваются наукой и технологиями. Даже студенты, изучающие гуманитарные науки, часто не знают о богатых возможностях для исследований в выбранной ими дисциплине. У нас есть несколько институтов, которые предлагают возможности для исследований в области социальных наук.

Легендарный греческий философ Аристотель сказал: «Человек по своей природе является общественным животным; индивидуум, асоциальный по своей природе, а не случайно, либо недостоин нашего внимания, либо более чем человек. Общество есть то, что предшествует личности».

Человек не может жить один. Он должен удовлетворять определенные естественные основные потребности, чтобы выжить. Он должен вступать в отношения со своими ближними, чтобы жить жизнью. Ни один человек не может разорвать оковы взаимной зависимости. Это начинается, возможно, между эмбрионом и матерью и продолжается до его последнего вздоха. Потребность эмбриона может быть больше физической, чем умственной, но потребность матери — наоборот.

«Общество дружбы и любви/Божественно дарованные человеку», – пел Уильям Каупер, изображая муки одиночества Александра Селкирка, который долгие годы был выброшен на необитаемый остров.

Что такое социология?

Социология — наука об обществе. Джон Стюарт Милль предложил слово «этология». Герберт Спенсер разработал свое систематическое исследование общества и принял слово «социология». Огюст Комет (1798-1857), французский мыслитель-позитивист, считающийся отцом-основателем социологии, определяет ее как науку о социальных явлениях, «подчиненных естественным и неизменным законам, открытие которых является предметом исследования». Социологию по-разному определяют как науку о социальных институтах, науку о социальных отношениях, науку о социальных явлениях, изучение систем социального действия и их взаимосвязей и так далее.

Независимо от того, какое определение мы примем, социология использует разнообразные инструменты исследования и систематического анализа, сосредотачиваясь на социальной деятельности на микро- и макроуровнях. Используемые методы могут быть количественными, качественными или и теми, и другими. Конечной целью таких исследований часто является применение принципов обеспечения благосостояния людей. Расслоение общества, раса, класс, каста, религия, пол, культура, язык, условности, нормы, девиантность (поведение, нарушающее социальные нормы), преступление и наказание, здоровье, бедность, структура семьи и социальная мобильность — вот некоторые из проблем. социологии.

Существуют различные области специализации и исследования в социологии, такие как социальные изменения, социальная стратификация, социальные движения, межэтнические отношения, социология образования, отсталые классы, кастовая система, расовые отношения, борьба с бедностью, клиническая социология, социология коммуникации , социология девиантности, преступности несовершеннолетних, промышленная социология, социальная психология, социология права, социология здоровья, экологическая социология, военная социология, социология миграции, жестокое обращение с супругом, жестокое обращение с детьми, инвалидность и общество, наркомания, алкоголизм и семейная жизнь, гендерное неравенство, право и управление, кризис идентичности, политика и общество, международная социальная политика и демография.

Подходы

Исследования в этой области в основном основаны на опыте или экспериментах, а не на теориях. Другими словами, исследования основаны на эмпирических данных. Они могут проверить и подтвердить соответствующие теории. У нас может быть обоснованное предположение о возможных отношениях. Должен быть обширный сбор данных, подкрепленный тщательным наблюдением.

Могут проводиться подробные опросы с использованием письменных анкет или серии устных интервью. В некоторых случаях также можно использовать изучение соответствующих записей или статистических данных, подготовленных государственными ведомствами или надежными частными агентствами. Эксперименты с последующим статистическим анализом данных необходимы для оценки степени социальных изменений и установления корреляций. Меры социальной коррекции могут быть разработаны на основе результатов таких исследований и оценок. Достоверность и надежность результатов, естественно, будут зависеть от добросовестного сбора данных. В отличие от исследований в области естественных наук, могут быть неэтичные попытки со стороны корыстных интересов повлиять на манипулирование данными и сделать искаженные выводы. Настоящие исследователи должны опасаться этой ловушки, которая может дискредитировать их самоотверженные усилия по поиску истины.

Социальная работа

Социология и социальная работа отличаются друг от друга, хотя есть области, в которых они пересекаются. Они являются отдельными полями сами по себе. Мы видели разные определения социологии. Социальная работа связана с облегчением проблем людей в обществе. Социолога будет интересовать не только судьба бедняка, но и то, как бедность влияет на общество в целом. Социальная работа направлена ​​на помощь отдельным лицам, группам или сообществам. Он также может попытаться внести изменения в политику, направленную на благосостояние общества.

Социальная работа будет включать приложения различных дисциплин, таких как социология, экономика, психология, образование, общественное здравоохранение, развитие, криминология и так далее. Один ученый однажды лаконично сформулировал разницу так: «Социолог спрашивает: «Почему эти люди бедны?», а социальный работник спрашивает: «Что я могу сделать с этой бедностью прямо сейчас?».

В нашем обществе есть государственные учреждения, а также благотворительные организации, занимающиеся социальной работой. Они предлагают карьерные возможности для тех, кто с состраданием и приверженности. Находить возможности для помощи престарелым, больным, обездоленным и беспомощным в рамках своей работы — это вопрос прекрасного удовлетворения от работы.

Аристотель о человеке | Повседневная философия

Для Аристотеля счастье связано с функцией . У всего во Вселенной есть функция, и счастливая человеческая жизнь та, в которой мы выполняем эту функцию. Цель людей состоит в том, чтобы проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом.

Мы видели, что древний философ Аристотель считал счастье величайшим благом для человека. Но какое это счастье? Съесть печенье уже счастье? Счастье ли смотреть телевизор? Встречаюсь с друзьями? Иметь ребенка? Выиграть в лотерею? Жертвовать собой ради политического дела? В чем, по Аристотелю, сущность человека?

Для Аристотеля счастье связано с функцией . У всего во Вселенной есть функция, и счастливая человеческая жизнь та, в которой мы выполняем эту функцию.

Но какова наша функция как человеческих существ? Какова цель быть человеком?

Рекомендуется для вас:
Человеческое достоинство и свобода

Эрих Фромм и Ричард Тейлор об опасностях капитализма.

Аристотель объясняет: все во Вселенной хорошо по-своему. Ручка хороша, если она хорошо пишет. Автомобиль хорош, если он выполняет свое предназначение, доставляя меня туда, куда я хочу, быстро и безопасно. Конечно, если я хочу использовать машину для перевозки пианино, то «хорошей» будет другая машина: может быть, медленная, но в которой пианино можно перевозить. Является ли что-то «хорошим», зависит от нашей цели. Таким образом, «хороший» означает «соответствующий цели».

То же самое и с людьми. Когда флейтист «хорош»? Когда он хорошо играет на флейте. Когда вообще «хорошо»? Когда он выиграет войну. Когда сапожник хорош? Когда он делает лучшее из кожи, которая у него есть, и делает хорошую обувь.

А как же люди вообще? Когда человек хорош? Что такое хороший человек? Если бы это работало так же, нам нужно было бы знать, какова цель человека, чтобы мы могли увидеть, хорошо ли человек выполняет эту цель. Для Аристотеля все имеет цель. Люди тоже.

Цель людей — проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом. Другими словами, использовать свой разум, чтобы действовать морально правильно.

Быть «хорошим» для Аристотеля — то же самое, что быть счастливым. Человек счастлив, если его жизнь складывается хорошо. Если в нем все «хорошо». Если человек выполняет свою глубочайшую цель как человека. Это источник истинного счастья.

Цель людей — проявлять свои добродетели в соответствии со своим разумом.

Делает ли печенье счастливым? Нет, сказал бы Аристотель. Поедание печенья не имеет ничего общего с выполнением своего предназначения как человека. Это не способствует добродетельному и разумному поступку. это не связано с

вообще действует как , поскольку мы просто пассивно что-то потребляем. То же самое с просмотром телевизора или выигрышем в лотерею. Эти вещи могут доставлять некоторое удовольствие, но истинное счастье приходит только от осознания того, что человек активен и работает на самом высоком уровне своих человеческих возможностей.

Вспомните еще раз флейтиста. Что делает его счастливым? Игра на флейте. А теперь представьте, что мы даем ему автоматизированную компьютеризированную флейту, которая играет сама по себе при нажатии кнопки. Предположим, что компьютер внутри флейты играет идеально, намного лучше, чем когда-либо мог играть флейтист. Станет ли он теперь более счастливым флейтистом? Нажмет ли он кнопку на флейте и насладится истинным счастьем?

Рекомендуется для вас:
Аристотель о нравственном развитии

У Аристотеля нравственное развитие человека проходит три стадии: от акрата до энкрата, до софрона или мудреца.

Вероятно, нет, говорит Аристотель. Он может какое-то время наслаждаться прекрасной музыкой, но слушать то, что может сделать флейта, — это не то же самое, что самому играть на флейте! Играть на флейте, создавать искусство самому — это удовольствие, которое невозможно получить, просто нажимая кнопку воспроизведения на автоматической флейте, какой бы сладкой ни была музыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *