Апоп — бог тьмы | Предания и легенды
» Познавательная информация
Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Каждое утро и каждый вечер на солнечный корабль нападает демон в виде змеи, создает опасность состоянию мира. Кровь побежденного и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет. Когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении, повторяющемся каждую ночь Ра побеждает и заставляет изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу. В этом Апоп отождествляется с врагом богов Сетом. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Многие ритуальные тексты касаются «низложения Апопа» и образуют магическую защиту, означающую «Она действительно спасает его от любого зла».
О Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп. В «Книге Мертвых» рассказывается, как «большой кот» откусил голову у змеи Апоп, которая угрожала священному дереву Персея. Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеей Апоп. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.
О боге Сете, который стоит на носу солнечной ладьи и протыкает своим копьем змею подземного царства Апоп, говорится, что у него красные глаза и красные волосы. В связи с диффамацией Сета его цвет стал также выражением всего опасного.
Среди злых сил выступает соперник бога Солнца — змея Апоп. Царство мертвых кишит демонами-змеями, которые изрыгают огонь или вооружены ножами.
каждую ночь выпивающем всю воду подземного Нила — может быть возведён к общеафриканскому мифологическому мотиву Змея-Радуги. Поражает злотворящего змея, Разрубает позвоночник его, И огонь пожирает его, — так сказано в священной книге Древнего Египта, в «Книге Мертвых».
Плавание божественной Ладьи продолжается. Все ликуют: Силен Ра — Слабы враги! Высок Ра — Низки враги! Жив Ра — Мертвы враги! Есть Ра — Нет тебя, Апоп!Египетский бог Апоп
В египетской мифологии Апоп является олицетворением всего злого, плохого, ненавистного и страшного. Согласно преданию, египетский бог Апоп каждую ночь выпивает из Нила всю воду, чтобы светлейший бог Ра застрял среди ила на своей лодке. Египтяне, дабы показать все свое отвращение к Апопу, изображали его в виде жуткой змеи, и наделяли его всеми самыми ужасными качествами, которые только существуют.
Между Апопом и Ра постоянно идет борьба, и не на жизнь, а на смерть. Поэтому так много рисунков, на которых изображены сцены битвы между этими богами. В борьбе со Злом, то есть с Апопом богу Ра помогают и другие боги.
И даже Сет, тоже считающийся богом тьмы и черноты, помогает побороть злобную змею. Египетский бог Апоп и Сет – это два мифических существа, угрожающие стабильности всего сущего, поэтому с ними в постоянной конфронтации боги Добра и Света. Но египетский бог Апоп вечен – ведь он явился из всемирного хаоса, из вечности, из ничего. Поэтому и на Земле он останется навечно, питаясь результатами своих разрушений и продолжая сеять вселенский ужас.
Чем и как люди могут помочь богам преодолеть зло? Своим примерным поведением, чтением псалмов, благочестивыми мыслями. Египетский бог Апоп появился в мифологии сравнительно недавно – уже после начала строительства пирамид.
Особенность культа Апопа в том, что египтяне не поклонялись ему, а создавали ритуалы на защиту против него. Разработанные ритуалы и магические заклинания упоминаются в Текстах пирамид, Книге мертвых, Текстах Саркофагов.
Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод до Великой Эннеады. Существовала и версия об Апопе как о старшем боге-создателе Вселенной. К концу Среднего царства, после завоевания Египта гиксосами, и в поздний период развития египетских культов змея Апопа сближали с демоническим богом Сетом.
Каждую ночь Апоп проглатывает всю воду подземного Нила, чтобы лодка Ра села на мель и не могла начать движение. Он со страшным ревом нападает на лодку. Он угрожает гибелью самому богу Ра. Каждую ночь происходит битва между этими богами. Битва не на жизнь, а на смерть. Ра побеждает своего извечного врага, заставляет изрыгнуть всю выпитую воду, а самого Апопа убивает.
Но между Апопом и Сетом есть немало общего. Апоп, как и Сет, был также связан с различными пугающими египтян природными явлениями — такими, как необъяснимая темнота, солнечное затмение, ураганы и землетрясения. Таким образом, Апоп всегда был основной угрозой для стабильности самого космоса и мироздания.
Считалось, что Апоп, существовал в начале времени в водах первобытного хаоса до создания всего сущего и его власть настолько велика, что он будет продолжать существовать бесконечно, снова и снова повторяя злонамеренные циклы атак, поражений и возрождений для новых атак на бога солнца. Апоп не нуждается питании, весь смысл его существования сводится только к одному – угрожать и нападать на бога Ра.
Молитвы и магия в помощь Ра
Люди также могут помочь богу солнца, например, пением гимнов, чтением молитв и заклинаний — пожеланиями успешного плавания лодке Ра – магическим образом слова будут превращаться в реальность. Эти заклинания о свержении Апопа и победе Ра произносились каждый день в храме Амона в Карнаке – об этом свидетельствует дошедший до нас папирус IV в. до н.э. – «Книга свержения Апопа», хранящаяся ныне в Британском музее. Подобные ритуалы совершались и в других храмах, в частности в Эдфу. Эти заклинания были признаны эффективными не только в отношении Апопа, но и против других врагов, в том числе земных противников египетского фараона.
Пока не найдено доказательств существования Апопа в древнеегипетском божественном пантеоне до Среднего царства. Похоже, что идея такого злобного, космического по масштабам, враждебного бога пришла в сознание египтян в смутное время, наступившее после эпохи строительства великих пирамид.
Большинство мифов, связанных с Апопом, разработаны были уже в основном во время Нового царства и были включены в погребальные тексты .
Апопу древние египтяне никогда не поклонялись. Однако ритуалы, направленные на охрану, защиту от этого бога , составляли важную часть их религиозных воззрений и культовой практики. Есть сведения о ритуалах, во время которых участники резали на кусочки и плавили огнем восковую модель змеи ; иногда нарисованная на папирусе змея запечатывалась в коробку, на которую все плевали, а потом сжигали ее в огне.
Источники: symbolarium.ru, mithology.ru, godsbay.ru, piramidavorever.ru, otvet.mail.ru
Рассказ о Монголии
Лучше всего о Монголии скажут сухие цифры. На каждый квадратный километр здесь живет 1,7 человека; почти половина населения проживает в столице; …
Сферические солнечные батареи
Испанская инженерно-архитектурная лаборатория Rawlemon www.rawlemon.com изобрела солнечную батарею в виде сферы. Это стеклянный шар, наполненный водой, и оптическая система, позволяющая …
Острое воспаление спинного мозга
Острое воспаление оболочек спинного мозга редко встречается, как первичное независимое заболевание. Оно может явиться как распространение воспаления оболочек головного мозга или …
Откуда появился Минотавр
МИНОТАВР — полубык, получеловек, родившийся как плод неистовой страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, который по велению Нептуна вышел из . ..
Тайное оружие инков
Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э. на …
Верховный суд США: гиганты существовали
Споры о людях-гигантах, высота которых превышала 3 метра, последние десятилетия возникал все чаще. И если вначале голос в защиту библейского …
Петр I Алексеевич Великий
Русский царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г. Младший сын царя Алексея Михайловича Романова. Провел реформы государственного управления. Использовал …
Апоп — PROZNAYKA
- Blogerman
- Мифологические существа
- Просмотров: 6423
(Голосов: 53)
Он, великий Ра,
Поражает злотворящего змея,
Разрубает позвоночник его,
И огонь пожирает его.
Книга мертвых.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Днём Ра плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу.
Подземный Нил течет по узкой долине, разделенной двенадцатью воротами на двенадцать частей. Все эти врата охраняются огнедышащими чудовищами. Охранять солнечный диск от посягательства подземных врагов великому Ра помогают его сын Гор с головой сокола, дочь Хатхор, богиня справедливых законов Маат, ибисо-головый мудрец Тот, бог-змей Нехебкау и бог-волк Упуаут, знающий магические заклинания. Все стражи ужасны, но все они — безобидные невинные создания по сравнению с Апопом.На этой картинке вы видите уже главных богов, это хороший рисунок из детской книги, на троне сидит Ра, перед ним Тот с головой ибиса, впереди Тота стоят две богини — это Хатхор, с коровьими рогами над головой и Маат — богиня правды, а на носу — Сет, который сражается с Апопом, и без него, вполне возможно, Ра не смог бы одержать победу над этими змеем.
Гигантский пестрый змей Апоп вьется кольцами, а когда вытягивается, достигает в длину 450 локтей. Это примерно 230 метров. Всеми силами Апоп пытается помешать богу Ра и его свите.
Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод ещё задолго до Великой Эннеады. Существует также версия мифа, где Апоп выступает в качестве демиурга — создателя Вселенной.
Сражение Апопа с Ра
Первоначально защитником Ра был Сет, каждую ночь побеждающий Апопа. Позже Апопа сближали с Сетом.
Существовал также миф, согласно которому Ра-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.
Апоп арт
В Книге преодоления Апофиса содержатся многочисленные заклинания, которые якобы применяли жрецы для сражения с Апопом, если же он все-таки выйдет наружу, в Египет, дабы свершить свою миссию — поглотить солнце и повергнуть Землю в вечный мрак.
#мифология
#мифологические существа
#древнеегипетская мифология
Предыдущая статья
Минотавр Следующая статья
Амат
Последнее редактирование:
Blogerman
Апофис — Энциклопедия всемирной истории
Апофис (также известный как Апеп) — Великий Змей, враг бога солнца Ра в древнеегипетской религии. Солнце было большой ладьей Ра, которая плыла по небу от рассвета до заката, а затем опускалась в подземный мир. Когда он плыл во тьме, на него напал Апофис, который хотел убить Ра и предотвратить восход солнца.
На борту великого корабля изображены разные боги и богини разных эпох, а также оправданные мертвецы, и все они помогли отбиться от змея. Древнеегипетские жрецы и миряне участвовали в ритуалах, чтобы защитить Ра и уничтожить Апофиса, и посредством этих обрядов связывали живых с мертвыми и естественным порядком, установленным богами.
Удалить рекламу
Реклама
У Апофиса никогда не было формального культа, и ему никогда не поклонялись, но он фигурирует в ряде историй, касающихся его усилий по уничтожению бога солнца и восстановлению порядка в хаосе. Апофис ассоциируется с землетрясениями, громом, тьмой, бурями и смертью, а иногда и с богом Сетом, который также ассоциируется с хаосом, беспорядком, бурями и тьмой. Однако изначально Сет был богом-защитником и несколько раз появлялся как сильнейший из богов на борту барки бога солнца, защищая корабль от Апофиса.
Хотя, вероятно, ранее в истории Египта существовали рассказы о великом вражеском змее, Апофис впервые упоминается по имени в текстах Среднего царства (2040–1782 гг. до н. э.) и признается опасной силой в Поздний период Древнего Египта (525 г. -332 г. до н.э.), особенно в период Птолемеев (323-30 г. до н.э.) и Римский Египет. Большинство текстов, в которых он упоминается, относятся к Новому царству (ок. 1570–1069 гг. до н. э.), в том числе текст, известный как . Книга свержения Апофиса 9.0014, который содержит ритуалы и заклинания для победы и уничтожения змея. Эта работа является одной из самых известных из так называемых текстов проклятий, произведений, написанных для сопровождения ритуалов, осуждающих и проклинающих человека или сущность, которые использовались на протяжении всей истории Древнего Египта.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Ра, путешествующий по подземному миру
Неизвестный художник (общественное достояние)
Апофис иногда изображается в виде свернувшегося кольцами змея, но чаще расчлененным, разрезанным на части или подвергающимся нападению. Известное изображение в этом духе происходит из Заклинания 17 Египетской Книги Мертвых , в котором великий кот Мау убивает Апофиса ножом. Мау был божественным котом, олицетворением бога солнца, который охранял Древо Жизни, хранящее секреты вечной жизни и божественного знания. Мау присутствовал при акте творения, воплощая защитный аспект Ра, и считался одним из его величайших защитников во времена Нового Царства Египта.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Египтолог Ричард Х. Уилкинсон перепечатывает изображение в своей книге Полное собрание богов и богинь Древнего Египта из гробницы Инерхау в Дейр-эль-Медине, на котором Мау защищает Древо Жизни от Апофиса, разрезая великого голову змея своим клинком. Сопроводительный текст из Заклинания 17 Книги Мертвых повествует о том, как кошка защищает Ра, а также указывает происхождение кошки в Египте; он был божественно создан в начале времен по воле богов.
Мифологическое происхождение
Согласно самому популярному мифу о сотворении, бог Атум встал на первобытный холм, среди бурлящих вод хаоса, и начал работу творения. С ним был бог Хека, олицетворение магии, и именно с помощью магии из хаоса поднялся порядок и появился первый рассвет. В одном из вариантов этого мифа богиня Нейт выходит из первобытных вод и снова вместе с Хекой инициирует творение. В обеих версиях, которые происходят от Тексты для гроба , Апофис впервые появляется в мифологии.
Удалить рекламу
Реклама
Книга мертвых папирусов
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
В истории об Атуме Апофис всегда существовал и плавал в темных водах недифференцированного хаоса до того, как из них поднялся бен-бен (изначальный холм). Как только творение было начато, Апофис разгневался из-за введения двойственности и порядка. До сотворения все было единым целым, но после появились противоположности, такие как вода и земля, свет и тьма, мужское и женское начало. Апофис стал врагом бога солнца, потому что солнце было первым знаком сотворенного мира и символизировало божественный порядок, свет, жизнь, и если бы он мог проглотить бога солнца, он мог бы вернуть мир в единство тьмы.
Версия, в которой Нейт создает упорядоченный мир, аналогична, но с существенным отличием: Апофис — сотворенное существо, которому дана жизнь в тот же момент, что и творение. Следовательно, он не равен самым ранним богам, а является их подчиненным. В этой истории Нейт выходит из хаотичных вод тьмы и выплевывает немного, когда ступает на бен-бен . Ее слюна превращается в гигантскую змею, которая затем уплывает, прежде чем ее удается поймать. Когда Нейт была частью вод тьмы, как в другой сказке, все было объединено; теперь, однако, было разнообразие. Целью Апофиса было вернуть вселенную в ее первоначальное, недифференцированное состояние.
Порядок против Хаоса
Миф об Апофисе воплощает мотив, в котором боги, силы порядка, заручаются поддержкой человечества, чтобы защитить свет от тьмы и жизнь от смерти.
Одним из самых популярных литературных мотивов Среднего царства Египта был порядок против хаоса, который можно увидеть в ряде наиболее известных произведений. Наставления Ипувера , например, противопоставляют хаос настоящего рассказчика совершенному «золотому веку» прошлого и Беседа между человеком и его душой делает то же самое на более личном уровне.
Удалить рекламу
Реклама
Поэтому неудивительно, что миф об Апофисе возникает именно в этот период, потому что он олицетворяет этот мотив. Боги, силы порядка, заручаются поддержкой человечества, чтобы защитить свет от тьмы и жизнь от смерти; по сути, поддерживать двойственность и индивидуальность против единства и коллективности.
В египетской культуре высоко ценилась личность человека. Все боги были изображены со своими персонажами, и даже меньшие божества и духи имели свои собственные личности. Автобиографии, начертанные на стелах и гробницах, должны были гарантировать, что человек, похороненный там, этот конкретный человек и его достижения никогда не будут забыты. Таким образом, Апофис олицетворял все, чего боялись египтяне: тьму, забвение и потерю личности.
Свержение Апофиса
Египтяне верили, что вся природа пропитана божественностью, в том числе, конечно, и солнце, давшее жизнь. Затмения и облачные дни вызывали беспокойство, потому что считалось, что у бога солнца были проблемы с возвращением своего корабля в небо. Причиной этих проблем всегда был Апофис, который каким-то образом одолевал богов на борту. Во второй половине эпохи Нового Царства текст, известный как Книга свержения Апофиса был взят из более ранних устных преданий, в которых, по словам египтолога Джеральдины Пинч:
Удалить рекламу
Реклама
Самые ужасающие божества египетского пантеона были вызваны, чтобы сразиться со змеем хаоса и уничтожить все аспекты его существа, такие как его тело, его имя, его тень и его магия. Жрецы разыгрывали эту бесконечную войну, рисуя изображения или создавая модели Апофиса. Их проклинали, а затем уничтожали, закалывая, вытаптывая и сжигая. (108)
Однако ритуал был проведен задолго до того, как текст был написан. Сколько бы раз Апофис ни был побежден и убит, он всегда воскресал и нападал на лодку бога солнца. Самые могущественные боги и богини побеждали змея каждую ночь, но днем, когда бог солнца медленно плыл по небу, Апофис регенерировал и к закату снова был готов возобновить войну. В тексте, известном как Книга Врат , богини Исида, Нейт и Серкет с помощью других божеств захватывают Апофиса и удерживают его в сетях, удерживаемых обезьянами, сыновьями Гора и великим богом земли Гебом. где его потом рубят на куски; однако на следующую ночь змей снова цел и ждет ладью солнца, когда она войдет в подземный мир.
Мехен
Роб Купман (CC BY-SA)
Несмотря на то, что боги были всемогущими, им нужна была вся возможная помощь, когда дело касалось Апофиса. Оправданные умершие, допущенные в рай, часто появляются на небесном корабле, помогая его защищать. Заклинание 80 из текстов для гроба позволяет умершему присоединиться к защите бога солнца и его корабля. Сет, как отмечалось ранее, одним из первых прогнал Апофиса своим копьем и дубиной. Змеиный бог Мехен также виден на борту, прыгающим к Апофису, чтобы защитить Ра. Египетская настольная игра mehen , на самом деле, считается, что он возник из-за роли Мехена на борту солнечной барки. Однако наряду с душами умерших свою роль играли и живые. Египтолог Маргарет Бансон описывает ритуал:
Египтяне собрались в храмах, чтобы сделать изображения змей из воска. Они плевали на изображения, сжигали их и искалечили. Облачные дни или бури были признаком того, что Апофис набирал силу, а солнечные затмения были особым временем ужаса для египтян, поскольку они интерпретировались как знак кончины Ра. Однако бог солнца каждый раз выходил победителем, и люди продолжали свои молитвы и гимны. (198)
Каждое утро солнце снова вставало и двигалось по небу, и, наблюдая за ним, люди знали, что они сыграли свою роль в победе богов над силами тьмы и хаоса. Первым действием жрецов в храмах по всему Египту был ритуал Зажигание Огня , воспроизводивший первый восход солнца. Это было совершено незадолго до рассвета вопреки желанию Апофиса погасить свет творения и вернуть все во тьму.
После Зажигание Огня Наступил второй по важности утренний ритуал, Вытягивание засова , в котором первосвященники отпирали и открывали двери во внутреннее святилище, где жил бог. Эти два ритуала были связаны с Апофисом: Зажигание Огня призывал свет творения, чтобы усилить Ра, и Извлечение Болта пробудил бога храма ото сна, чтобы присоединиться к защите ладьи солнца от великого змей.
Вывод
Ритуалы вокруг Апофиса продолжались в течение позднего периода, когда к ним, кажется, относились более серьезно, чем раньше, и в течение римского периода. Эти ритуалы, в которых люди вместе с богами боролись против сил тьмы, были свойственны не только Апофису. В празднествах, посвященных воскресению Осириса, принимало участие все сообщество, в котором участвовали две женщины, играя роли Исиды и Нефтиды, призывая Осириса проснуться и вернуться к жизни.
На королевском фестивале Сэд и других участники играли роли армий Гора и Сета в тренировочных битвах, воспроизводя победу Гора (порядка) над Сетом (хаосом). На празднике Хатхор людей поощряли пить до избытка, воссоздавая время беспорядка и разрушения, когда Ра послал Сехмет уничтожить человечество, но затем раскаялся. У него был большой чан с пивом, окрашенным в красный цвет, поставленный на пути Сехмет в Дендере, и она, думая, что это кровь, выпила его, напилась и потеряла сознание. Когда она проснулась, она была нежной Хатор, которая затем восстановила порядок и стала другом человечества.
Сет Побежден Гором
Момо (CC BY)
Эти ритуалы способствовали пониманию того, что люди играют важную роль в работе вселенной. Солнце было не просто безличным объектом на небе, который, казалось, всходил каждое утро и заходил каждый вечер, но был наделен характером и целью: это была ладья бога солнца, которая в течение дня обеспечивала продолжение жизни и, ночью требовал молитв и поддержки людей, чтобы убедиться, что они увидят его на следующий день.
Ритуалы, связанные со свержением Апофиса, представляли вечную борьбу между добром и злом, порядком и хаосом, светом и тьмой, и для достижения успеха полагались на ежедневное внимание и усилия людей. Таким образом, человечество было не только пассивным получателем даров богов, но и жизненно важным компонентом функционирования Вселенной.
Это понимание сохранялось, и эти ритуалы соблюдались до возникновения христианства в 4 веке нашей эры. В это время старая модель человечества как сотрудников богов была заменена новой, в которой люди были падшими созданиями, недостойными своего божества и полностью зависящими от сына своего бога и его жертвы для их спасения.
Теперь люди считались получателями дара, который они не заслужили и не заслужили, а солнце потеряло свою особую индивидуальность и предназначение стать еще одним творением христианского бога. Апофис, однако, будет жить в христианской иконографии и мифологии, слившись с другими божествами, такими как Сет и добрый змей Сата, как противник Бога, сатана, который также неустанно работал, чтобы ниспровергнуть божественный порядок и принести хаос.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Апеп | Древний Египет Вики
в: Мифология, Божество, Мужские божества, Рептильные божества
Просмотреть источникНабор копий Апепа.
Апеп, или Апофис, был египетским богом зла и тьмы, пока Сет не стал главным символом зла в более поздние века . Апоп обычно изображался в виде злого змея, который сразится с Ра и принесет тьму в мир.
Содержимое
- 1 Битвы с Ра
- 2 Поклонение
- 3 Развитие
- 4 битвы с Бастет
- 5 Поклонение
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
Сражения с Ра
Апеп получил титул Враг Ра, потому что он всегда сражался с богом солнца Ра У Апепа было много других богов, которые путешествовали с ним. Самым могущественным защитником, который был у Ра, был Сет, еще не превратившийся во зло. Так как было очевидно, что змея и солнце днем не бьются, люди полагали, что Апоп ждал Ра на закате за 9 часов.0191 Бахку, гора на западе; или прямо перед рассветом. Апепу иногда удавалось проглотить Ра, и египтяне считали, что именно это вызывает солнечные затмения. Также было сказано, что когда Ра и Апоп сразятся, это вызовет все землетрясения и грозы в мире.
Поклонение
Апепу не поклонялись, поклонялись только против него. Египтяне проводили множество суеверий и ритуалов, которые, как считалось, помогали Ра в его битве против Апепа. На ежегодной церемонии, называемой Изгнание Апопа, жрецы строили ящик, который, как считалось, содержал все зло Апопа, а затем сжигали его. Тогда люди будут спасены от влияния Апепа на один год. У египетских жрецов даже было подробное руководство о том, как победить Апепа под названием «Книги свержения Апепа», , в котором давалось постепенное и подробное описание того, как расчленить и избавиться от злой змеи. Эта книга содержала рассказы о поражении Апепа. В дополнение к историям о поражениях в книге объяснялось, как делать восковые модели или рисунки змеи, которую нужно плевать на изуродованную руду, при произнесении заклинаний в помощь Ра. Считалось, что Апеп живет в Подземном мире, поэтому египтяне считали, что мертвые нуждаются в защите. В Книга Мертвых , заклинания семь и тридцать девять — это заклинания, чтобы уничтожить Апепа, когда ты умрешь.
Развитие
Ра был Солнечным Божеством, носителем света и, таким образом, хранителем Маат. Апоп считался злейшим врагом Ра, и поэтому получил титул Враг Ра .
Как олицетворение всего зла, Апеп рассматривался как гигантская змея/змея, а иногда и как дракон в более поздние годы, что привело к таким титулам, как Змей с Нила и Злая Ящерица . В некоторых уточнениях даже говорилось, что он вытягивался на 16 ярдов в длину и имел голову из кремня. Уже на чаше из глины Накада I (ок. 4000 г. до н.э.) (сейчас в Каире) на внутреннем крае была нарисована змея в сочетании с другими пустынными и водными животными как возможный враг божества, возможно, солнечного божества, которое невидимая охота на большом весельном судне. [1]
Кроме того, враждебные змеи, сравнимые с врагами бога солнца, существовали под другими именами (в Текстах пирамид и Текстах гробов) еще до появления имени Апеп. Этимологию его имени (ꜥꜣpp), возможно, следует искать в каком-нибудь западно-семитском языке, где существовал корень слова ꜣpp, означающий «скользить». Корень глагола ꜥꜣpp во всяком случае не существует больше нигде в Древнем Египте. (Его не следует путать с глаголом ꜥpı͗/ꜥpp: «летать по небу, путешествовать»). Много позже имя Апеп было ложно этимологически связано в египетском языке с другим корнем, означающим 9.0191 (тот, кто был) выплюнул ; римляне называли Апепа этим переводом его имени. Известно, что Апофис был большой золотой змеей длиной в несколько миль. Он был настолько большим, что каждый день пытался проглотить солнце.
Со временем Сет стал богом зла и постепенно приобрел все характеристики Апопа. Следовательно, личность Апепа в конечном итоге была полностью поглощена личностью Сета. [2]
Битвы с Бастет
Рассказы о битвах Апепа против Ра были разработаны во времена Нового царства.[6] Так как всем видно, что солнце днем не подвергается нападению гигантской змеи, каждый день сказители говорили, что Апеп должен лежать чуть ниже горизонта. Это соответственно сделало его частью преступного мира. В некоторых историях Апоп ждал Ра в западной горе, называемой Баху, где садилось солнце, а в других Апоп скрывался незадолго до рассвета, в Десятой области Ночи. Широкий диапазон возможного местонахождения Апепа принес ему титул Мирового Окружающего. Считалось, что его ужасающий рев вызовет грохот в преисподней. Мифы иногда говорят, что Апоп был там в ловушке, потому что он был предыдущим главным богом, свергнутым Ра, или потому что он был злым и был заключен в тюрьму. Считалось, что в своих битвах Апеп использовал волшебный взгляд, чтобы загипнотизировать Ра и его окружение, пытаясь поглотить их, задушив своими кольцами реку, по которой они путешествовали по подземному миру. Иногда Апепу помогали другие демоны по имени Сек и Мот. Ра помогало несколько защитников, которые путешествовали с ним, самым могущественным из которых был Сет, сидевший у руля. В попытке объяснить некоторые природные явления было сказано, что иногда Апеп брал верх. Нарушение порядка вызвали грозы и землетрясения. Действительно: считалось даже, что иногда Апепу действительно удавалось днем проглотить Ра, вызывая солнечное затмение, но поскольку защитники Ра быстро отсекали его от Апепа, затмение всегда заканчивалось в течение нескольких минут. В тех случаях, когда Апеп, как говорили, был убит, он мог возвращаться каждую ночь (поскольку он уже жил в мире мертвых). Однако в других мифах именно богиня кошек Бастет, дочь Ра, однажды ночью убила Апепа в своей кошачьей форме, выследив его своим всевидящим оком.
Поклонение
Ра поклонялись, а Апоп поклонялся против. Считалось, что каждую ночь победа Ра обеспечивается молитвами египетских жрецов и прихожан в храмах. Египтяне практиковали ряд ритуалов и суеверий, которые, как считалось, отгоняли Апепа и помогали Ра продолжить свое путешествие по небу. В ходе ежегодного обряда, называемого Изгнанием Хаоса, жрецы строили чучело Апопа, которое, как считалось, содержало в себе все зло и тьму Египта, и сжигали его, чтобы защитить всех от зла Апопа еще на год, подобно современные ритуалы, такие как Зозобра. У египетских жрецов даже было подробное руководство по борьбе с Апопом, именуемое «Книги свержения Апопа» (или «Книга Апопа» по-гречески).[7] В главах описан постепенный процесс расчленения и утилизации, и они включают:
Плевать на обезьяну Осквернение Апепа левой ногой Взяв копье, чтобы поразить Апепа Сковывание Апепа Берем нож, чтобы поразить Апепа Поджигание Апепа
В дополнение к рассказам о выигрышах Ра, в этом руководстве были инструкции по изготовлению восковых моделей или небольших рисунков змея, на которого можно было плевать, калечить и сжигать, читая заклинания, убивающие Апепа. Опасаясь, что даже изображение Апепа может дать силу демону, любой рендеринг всегда будет включать другое божество, чтобы подчинить монстра.