Часть древнеиндийских вед: Словарь синонимов sinonim.org

Древнеиндийское учение Упанишад – сокровенное знание: VIKENT.RU

Упанишады — религиозно-философские комментарии к Ведам, которые составлялись в Древней Индии, начиная с 7 – до 3 века до н. э. и кончая 14-15 веками нашей эры.

Это учение — основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии, связанных с достижением духовного освобождения. Упанишады насчитывают – по разным данным от 200 до 300 текстов, из них классическими признаны 108.

В Упанишадах также содержится объяснение слога «Ом» как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия…

«Упанишады являются творением интуитивного сознания и озаренного откровением опыта, их содержание, композиция, стиль, система образов и динамика действия отмечены и определяются этим самобытным свойством. Высшие и всеобъемлющие истины, представления об идентичности души и всемирного божественного Существа заключены в такие лаконичные и выразительные фразы, что тут же возникают перед внутренним взором и обретают реальность и неудержимо влекут к себе, либо они предстают в стихах, полных откровения и мысли, выражающих через конечный образ все бесконечное. В Упанишадах раскрывается Он (бог) и многочисленные его аспекты, причём каждый, благодаря широкому диапазону выразительных средств, приобретает своё полное значение и каждый, как бы самопроизвольно, находит своё место и связь с другими аспектами, благодаря точности любого слова и всей фразы.

Важнейшие метафизические истины и тончайшие оттенки психологического опыта вовлекаются во вдохновенный процесс познания и становятся ясными для прозревшего ума и полными многозначительности для ищущего духа. Отдельные фразы, двустишия, отрывки содержат целую систему философских взглядов, но при этом каждый из фрагментов означает лишь одну сторону, аспект, часть бесконечного самопознания. Здесь всё исполнено смысла, но при этом отличается ясностью, немногословием и абсолютной завершённостью. Мысль такого рода не может быть следствием неповоротливого, косного, поверхностного логического мышления.

Отрывок, предложение, двустишие, строка и даже полстроки следуют друг за другом с определённым интервалом, в котором заключена невысказанная мысль и отзвук молчания; мысль высказывается в форме намёка, она всякий раз подразумевается, причём рассудку предлагается сделать угодные ему выводы; наполненные многозначительным молчанием интервалы огромны, движение мысли подобно шагам Титана, перебирающегося с камня на камень через океан бесконечности.

Композиция каждой Упанишады отличается необыкновенной целостностью, все её части гармонично связаны между собой, и разум, постигая одновременно множество истин, выбирает из исполненного смыслом молчания только необходимую. Ритмы стихотворных или прозаических Упанишад соответствуют пластике мысли и фразы. Их метрические размеры представляют собой четыре чётко выраженные полустроки, каждая строка закончена и самостоятельна по смыслу, полустроки содержаат две мысли или отчётливые части одной мысли, сочетающиеся и дополняющие друг друга; звучание построено по аналогичному принципу, каждая законченная мысль лаконична и отделена от другой явственной паузой, хранящей отзвуки ритмов, воспринимаемых внутренним слухом, каждая подобна волне океана бесконечности, доносящей его шум и рокот. Такая поэзия, преисполненная прозрения и биения пульса души, не создавалась ни до ни после Упанишад.

Образы Упанишад в значительной степени заимствованы из образной системы Вед, и хотя Упанишады, как правило, отдают предпочтение ясности и прямой поучительности образов, они нередко используют те же символы в манере, родственной по духу и методу менее формализованным образцам прежнего символизма. Именно эта часть Упанишад, уже не доступная современному образу мышления, сбивает с толку западных исследователей, давая им повод утверждать, что Упанишады представляют собой соединение изощрённых спекуляций с наивными рассуждениями инфантильного человечества.

Упанишады — это не революционный отход от сознания, мировосприятия и важнейших идей периода Вед, а их продолжение и развитие и, до известной степени, трансформация, позволяющая со всей определенностью вскрыть тайну ведических символов. Из Вед и брахман заимствуются образы и ритуалистические символы и подаются таким образом, чтобы выявить их скрытый мистический смысл, который, в свою очередь, послужит своеобразным отправным пунктом для создания самостоятельной чисто интуитивной философии более высокого уровня. В Упанишадах, особенно прозаических, есть целый ряд именно таких отрывков, в них идёт речь, в невразумительной, нечёткой и не доступной нашему пониманию манере, о подсознательном смысле идей, которыми оперирует ведическое религиозное мышление, о различии между тремя Ведами, о трёх мирах и тому подобных предметах, но, поскольку в Упанишадах эти темы связаны с открытием глубочайших духовных истин, подобные отрывки не следует считать незрелыми, лишёнными смысла и не имеющими прямого отношения к высшим идеям, которые составляют кульминацию мыслей Упанишад.

Напротив, стоит только разобраться в их символическом значении, как станет ясно, что они обладают весьма глубоким смыслом. Это обнаруживается при переходе психо-физического познания в психо-духовное, для обозначения которых мы предпочитаем употреблять сегодня более рационалистические, но менее конкретные и образные термины, но которые по-прежнему сохраняют своё значение для практикующих йогу и продолжающих открывать тайны психо-физпческого и психо-духовного существования. Типичными примерами такого рода отрывков, где в своеобразной форме выражены психические истины, являются толкования Аджаташатру природы сна и сновидений, или отрывок из «Прашна-упанишады» о категориях жизненного начала, или те места в Упанишадах, где получает развитие ведическая тема борьбы между богами и демонами, причём ей придаётся большее духовное значение, а функции и духовные силы ведических богов характеризуются более открыто, чем в «Ригведе» и «Самаведе»».

Ауробиндо Гхош, Основы индийской культуры, в Сб. : Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 356-358.

Веды. Большая российская энциклопедия

Ве́ды (Веда; санскр. वेद – знание, видение), 1) собрание древнеиндийских cвященных текстов, почитаемое как божественное откровение. В индуизме Веды рассматриваются как средоточие абсолютной истины и всеобъемлющего знания. Ведийский канон включает в себя самхиты, брахманы (рассуждения о смысле и символике ведийского ритуала), араньяки (примыкающие к брахманам «лесные книги», также разъясняющие суть ритуала) и Упанишады (наставительные тексты религиозно-философского содержания).

2) В узком смысле Веды – это лишь самхиты, четыре сборника на ведийском санскрите: Ригведа – собрание гимнов; Самаведа – собрание напевов; Яджурведа – собрание жертвенных формул; Атхарваведа – собрание заклинаний и заговоров. Самаведа и Яджурведа идейно и текстуально близки к Ригведе; Атхарваведа, отражающая заговорную и магическую практику, во многом заимствованную из неиндоевропейской аборигенной культуры, была присоединена к ведийскому канону позднее.

Исторически Веды связаны с индоиранским и, шире, индоевропейским религиозно-мифологическим наследием, носителем которого были племена ариев. Религиозные представления ариев находили отражение в мантрах. По мере расселения ариев в долине реки Ганг, перехода их к оседлости и ранним формам государственности менялись и упорядочивались как ритуально-культовая практика, так и связанные с ней собрания текстов. Традиция приписывает составление и систематизацию Вед мифическому мудрецу Вьясе. Но в реальности эта работа велась поколениями жрецов в рамках различных племенных и региональных ведийских школ. Ведийский канон сформировался примерно к 7–6 вв. до н. э. Первые упоминания о нём появляются начиная с 4 в. до н. э.

Ригведа – самая значительная и авторитетная из самхит ведийского канона, один из древнейших памятников индоевропейской словесности. Её формирование произошло около 1200 г. до н. э. на территории современного Пенджаба в среде арийских племён. В известной нам редакции Ригведа состоит из 1028 стихотворных гимнов (рич, сукта), распределённых по 10 книгам (мандалам). Гимны отражают извечную божественную истину, словесное воспроизведение которой (шрути; «слышание», или «видение») осуществлялось риши («зрящими») – поэтами-певцами из особых жреческих корпораций (видимо, внутриплеменных или фратриальных), связанных с именами риши – «прародителей». Самая древняя часть Ригведы состоит из т. н. фамильных мандал, принадлежащих родам великих риши (Гритсамада, Вишвамитра, Вамадева, Атри, Бхарадваджа, Васиштха, Канва, Ангирас). Значительная часть текста Ригведы представляют хвалебные гимны различным богам, построенные, как правило, по одной схеме. Создатель гимна, певец-риши, обращается к богу от своего лица (иногда от имени какой-то группы), перечисляя достоинства бога, его характеристики, его свойства или деяния, и просит его о ниспослании благ (даров, защиты, успеха, потомства и т. п.). Многие гимны, хотя далеко не все, были связаны с общеплеменными жертвенными ритуалами (шраута). Некоторые имели магические функции (оберег, обеспечение результата, обретение блага, устранение зла). Около 20 гимнов имеют диалогическую форму, происхождение которой остаётся предметом дискуссий. Некоторые гимны можно определить как гимны-загадки. Ими обменивались риши во время словесных поединков (брахмодья) в рамках ритуалов жреческой инициации или на праздниках Нового года, когда, как считалось, мир возрождался из состояния хаоса. Загадки связаны с сакральными для древних ариев темами: космогония, структура мира, смысл ритуала, время и пространство. Порождённая брахмодьей вопросно-ответная структура оказалась весьма продуктивной и активно использовалась на последующих этапах развития индийской литературы. Спецификой содержания и функционирования гимнов Ригведы, а также особенностями древнего ведийского языка объясняется их стиль – нарочито усложнённый, изобилующий метафорами и намёками. Мастерство певцов-риши состояло в придании священному знанию, исходящему от богов и постигаемому ими с помощью своего внутреннего взора и интуиции, изощрённой словесной формы. Они владели всеми тонкостями языка, поэтическими приёмами, набором метрических схем. Активно использовались звукопись, аллитерации, анаграммы. В гимнах часто говорится о поэтическом вдохновении, но творчество риши чаще описывается в терминах различных ремёсел – плотницкого, ткацкого или кузнечного. Уже в 10-й мандале Ригведы происходят значительные изменения в языке, стиле и содержании текстов. Появляются новые представления о космогонии и структуре мира, предпринимаются попытки нового философского их осмысления – это обозначает постепенный переход к следующей стадии древнеиндийской религии – к брахманизму. Некоторые мифологические образы и сюжеты Ригведы используются индийской литературой вплоть до настоящего времени.

Самаведа почти целиком повторяет тексты гимнов Ригведы, но с обозначением напевов (саманов), которые использовались во время их исполнения.

Яджурведа целиком связана с ритуалом. Она состоит из жертвенных формул (яджусов) и молитв-мантр, которые частично заимствованы из Ригведы. Яджурведа дошла до нас в виде двух ветвей: Белая Яджурведа, состоящая из яджусов и мантр, и Чёрная Яджурведа, содержащая, кроме того, брахманы – пояснения к ритуалу в прозе.

Атхарваведа, или Атхарвангираса (по именам мифических жрецов Атхарвана и Ангираса), стоит особняком в ведийском каноне. Это собрание магических заговоров и заклинаний, имеющих фольклорные и, вероятно, неарийские корни, отчего Атхарваведа долгое время не признавалась арийскими жрецами. Включение её в ведийский канон произошло в результате произведённого брахманами длительного отбора, обработки и определённой подгонки текстов под ведийские стандарты. Так, отдельный гимн Атхарваведы называется, как и в Ригведе, сукта, хотя по сути гимн Атхарваведы кардинально иной. Последняя из 20 книг Атхарваведы почти целиком повторяет тексты Ригведы, будучи структурированной по литургическому принципу, как Яджурведа. Существует предположение, что Атхарваведа формировалась в среде вратьев – наиболее ранних арийских пришельцев, ассимилировавшихся с местными неарийскими племенами и перенявших у них приёмы чёрной и белой магии, тексты заговоров и заклинаний против болезней, укусов животных и змей, бесплодия, порчи и прочих дурных явлений. Текст Атхарваведы дошёл до нас в двух редакциях (Шаунакия и Пайппалада), значительно отличающихся друг от друга. Различные редакции и традиции, связанные с разными брахманскими школами, имеются и у других самхит.

Веды пользуются в индуизме непререкаемым формальным авторитетом; брахманы и сейчас заучивают ведийские тексты, используют их в некоторых ритуалах, однако в целом религия и культовая практика индуизма давно от них отошли. Уже в древности возникли учения, ставившие под сомнение или отвергавшие Веды (например, буддизм). В дальнейшем все индийские религиозно-философские течения стали разделяться на признающие и не признающие авторитет Вед (Астика-настика).

Дубянский Александр Михайлович

В течение почти 2 тыс. лет передача Вед (ведийская речитация, или кантилляция) происходила в устной, «слышимой» форме (шрути). Записывать Веды стали поздно – первая рукопись Ригведы относится к 11 в. н. э. Ритмоинтонационные правила, кодифицированные главным образом в песнопениях Ригведы и Самаведы, обусловлены фонетической структурой ведийского языка. Речитация гимнов Ригведы опирается на 3 интонационные зоны: удатта (опорный тон), анудатта (низко акцентированный тон) и сварита (высоко акцентированный тон). Тексты Самаведы распеваются в рамках 7-ступенных ладов-модусов (традиция саман, или самаган). Ведийская речитация (пение) считается священной, эзотерической традицией, владение которой – привилегия касты брахманов, передаётся в канонизированной форме от учителя к ученику. Представленная разными школами (каутума, рамайянийя), традиция продолжает сохраняться практически в неизменном виде. Ведийская речитация сыграла важную роль в генезисе звуковой культуры Южной Азии. Традиция ведийской речитации, признанная одной из древнейших устных традиций человечества, включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2003, 2008).

Гороховик Елена Маратовна

Вед | Определения, Священные Писания, книги и факты

Ключевые люди:
Чарльз Роквелл Ланман Наммажвар Рамануджа
Похожие темы:
Брахман Араньяка Ригведа Яджурведа Атхарваведа

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое Веда?

Веда представляет собой сборник стихов или гимнов, составленных на архаичном санскрите индоевропейскими народами, которые жили на северо-западе Индии во 2-м тысячелетии до нашей эры. Гимны сформировали литургический корпус, который частично вырос вокруг ритуала сомы и жертвоприношения и читался или распевался во время ритуалов.

Что такое четыре Веды?

Четыре Веды – это Ригведа (Знание стихов), Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Первые три Веды — Риг, Яджур и Сама — известны как трайи-видья («тройственное знание»).

Какая Веда о заклинаниях и чарах?

Атхарваведа («Знание Жреца Огня») посвящена заклинаниям и чарам. Это собрание гимнов, магических заклинаний и заклинаний, которое включает в себя различные местные традиции и частично остается вне ведического жертвоприношения.

Как передавались Веды?

Весь корпус ведической литературы — самхиты, брахманы, араньяки и упанишады — считается шрути («то, что слышно») и хранится в устной форме. Некоторые из этих произведений, особенно три древнейшие Веды, читаются с тонкой интонацией и ритмом, которые передавались устно с первых дней ведической религии в Индии.

Веда , (санскрит: «Знание») сборник стихов или гимнов, составленных на архаическом санскрите индоевропейскими народами, которые жили на северо-западе Индии во 2-м тысячелетии до н.э. Составу Вед нельзя приписать определенную дату, но период около 1500–1200 гг. до н.э. приемлем для большинства ученых. Гимны сформировали литургический корпус, который частично вырос вокруг ритуала сомы и жертвоприношения и читался или распевался во время ритуалов. Они прославляли широкий пантеон богов, некоторые из которых олицетворяли природные и космические явления, такие как огонь (Агни), Солнце (Сурья и Савитри), заря (Ушас, богиня), бури (Рудры) и дождь (Индра). ), в то время как другие представляли абстрактные качества, такие как дружба (Митра), моральный авторитет (Варуна), царство (Индра) и речь (Вак, богиня).

Передовой сборник, или самхита, таких стихов, из которых хотри («чтец») черпал материал для своих декламаций, — это Ригведа («Знание стихов»). Священные формулы, известные как мантры, читал

адхварью , жрец, ответственный за жертвенный огонь и проведение церемонии. Эти мантры и стихи вошли в Самхиту, известную как Яджурведа («Знание жертвоприношения»). Третья группа священников во главе с udgatri («певец») исполнял мелодические декламации, связанные со стихами, почти полностью взятыми из Ригведы, но оформленными как отдельная самхита, Самаведа («Знание песнопений»). Эти три Веды — Риг, Яджур и Сама — были известны как трайи-видья («тройственное знание»). Четвертый сборник гимнов, магических заклинаний и заклинаний известен как Атхарваведа («Знание Жреца Огня»), который включает в себя различные местные традиции и частично остается вне ведического жертвоприношения.

Викторина «Британника»

Викторина «Индуистская религия и мифы»

Несколько столетий спустя, возможно, около 900 г. до н. э., брахманы были составлены в виде толкований Вед, содержащих множество мифов и объяснений ритуалов.

За брахманами последовали другие тексты, Араньяки («Лесные книги») и Упанишады, в которых философские дискуссии приняли новое направление, ссылаясь на учение о монизме и свободе ( мокша , буквально «освобождение») от цикла смерти и возрождения. (сансара).

Весь корпус ведической литературы — самхиты, брахманы, араньяки и упанишады — считается шрути («то, что слышно»), продуктом божественного откровения. Вся литература, по-видимому, сохранилась в устной форме (хотя могли существовать и ранние рукописи для облегчения памяти). По сей день некоторые из этих произведений, особенно три древнейшие Веды, читаются с тонкостью интонации и ритма, которые передавались устно с первых дней ведической религии в Индии.

Венди Донигер

Веды: основа индийской культуры — древняя культура Индии

Глава 3: Веды — основа индийской культуры

Культура Индии восходит к Ведам, особенно к Ригведа-самхите. Как правило, Веда считается религиозным писанием, и практически каждое так называемое писание в мире считается основой определенной религии.

Поэтому у людей вообще сложилось представление или мнение, что культура Индии есть преимущественно религиозная культура, и поскольку религия связана с существованием Бога, эта мысль получила дальнейшее развитие в следствие того, что индийская культура не связаны с этим миром так же, как с другим миром. Это неверное представление, полностью ошибочный взгляд на содержание Веда Самхиты.

Самхиты являются основной характеристикой или лицом Вед в целом. Каждая Веда состоит из четырех разделов: Самхита, Брахмана, Араньяка и Упанишады. Упанишады основаны на араньяках, араньяки — на брахманах, а брахманы — на самхитах. Таким образом, мантры «Веда-самхиты» являются семенем дальнейшего развития мысли, являющейся краеугольным камнем индийской культуры.

Теперь необходимо развеять ошибочное представление о том, что основа индийской культуры потусторонняя, потому что религия потусторонняя, потому что Бога нет в этом мире. Одна мысль ведет к другой мысли. Если Бога нет в этом мире, а Его нужно достичь в другом мире, тогда Бог становится потусторонней реальностью. Это тоже неправильное представление. Бог не потусторонний, удаленный от этого мира. Следовательно, религию нельзя рассматривать как нечто потустороннее; она имеет связь с этим миром. Следовательно, самхиты не являются основой потусторонней религии. Они связаны с этим очень реальным нашим существованием.

На предыдущей сессии я кратко упомянул, что Веда-самхиты имеют разное значение с разных точек зрения. Я сказал, что есть, по крайней мере, пять фаз значения Веда Самхиты. Адхьятмика — это, можно сказать, субъективный, психологический и духовный аспект.

Адхибхаутика — это объективная, материальная и внешняя фаза жизни. Адхидайвика — это трансцендентальное видение, то, что мы называем религиозным, церковным и божественно ориентированным, так называемый потусторонний аспект. Adhiyajnika — фаза нашего фактического действия, работы или встреч с этим миром; сфера деятельности адхияджна . Адхидхармика , аспект закона и порядка, регулирующий принцип жизни, является другим аспектом.

Когда мы смотрим на вещь, мы должны смотреть на нее с разных точек зрения. Все в мире имеет пятеричное отношение. Человек также имеет пятеричный смысл. Человек, подобный мне или вам, или любой другой с точки зрения физической или индивидуальной личности, является физиологическим, социологическим, психологическим, ориентированным на действие и ограниченным законом. Просто посмотрите, как один человек может быть связан с разными аспектами одновременно. Человек, хотя он и может выглядеть независимым сам по себе, является единицей человеческого общества. Поэтому человеческий индивид социологически сдержан и ограничен. Человек — это физическое тело с голодом, жаждой и другими потребностями, поэтому человек также является физическим и материальным. Человек очень активен и вынужден выполнять ту или иную работу; следовательно, ориентированным на действие является человеческая личность. Кроме того, каждый человек ограничен законом или постановлением. Будь то социально обусловленное регулирование, общественное регулирование, правительственное регулирование или моральное регулирование, существует некое регулирование, которое удерживает нас в рамках.

Мы не можем выйти за определенные пределы человеческого поведения. Теперь мы можем понять, что один человек является четырьмя вещами одновременно, а также пятой вещью в том смысле, что мы никогда ничем не удовлетворены в этом мире. Мы ищем удовлетворения в какой-то реальности, которая выше этого мира, и это
адхидайвика
аспект, работающий внутри нас. Если человеческая личность задействована пятью способами одновременно, учения, связанные с благополучием личности, также должны иметь пятеричный смысл. Поэтому не следует говорить, что индийская культура — это религия и она не имеет связи с материальным миром, не имеет связи с обязанностями в этом мире и всегда смотрит в небо.

Бхагавад-гита, если упомянуть только один пример среди многих других, является очень точным изложением этой пятичастной вовлеченности реальности и ценности, сущности, которая была изложена в Упанишадах и Ведах. В одном отрывке говорится, что Упанишады подобны корове, дающей молоко, а молоко этой коровы Упанишад есть Бхагавадгита; а Упанишады составляют суть Веда Самхиты.

Мне не нужно вдаваться в подробности относительно важности Веда Самхиты, повторяя одно и то же снова и снова. Вкратце я упомянул вам, что Веда Самхита является основой индийской культуры, но она не религиозна в том смысле, что люди неправильно понимают ее, потому что у нас всегда есть особое представление о религии как о чем-то, связанном с тем, чего нет в этом мире, что религия связана с божеством, которое наверху. Это не так.

Веда называется Шрути. Шрути — санскритское слово, означающее «то, что слышно». В древние времена Веды изучались устно. Учитель, мастер или гуру произносили ведические мантры, а ученик или студент слушали их. Мантры повторялись учителем несколько раз на разные лады, а ученик обучался искусству произношения и артикуляции мантр Вед, слушая их. Гуру разделил определенный стих или мантру на составные части. Он сказал это девять раз, и ученик повторил это девять раз. Понятно, что когда мантра повторяется девять раз, ученик овладел искусством правильной артикуляции мантры.

Если ученик скучен, то это повторяется более девяти раз.

Теперь у вас есть некоторое представление о значении Вед. Искусство и наука, технология, физиология, психология, религия, метафизика и искусство жить в этом мире — все это скрыто содержится в мантрах Веда Самхиты. Вот почему Веды считаются самым священным из писаний.

Во время предыдущей сессии я предложил одну или две книги, которые вы можете прочитать. Есть еще одна маленькая книга, которая будет очень интересна — очень маленькая книга, но очень трогательная. Название книги Ведическая религия и философия Свами Прабхавананда из Миссии Рамакришны. Вы можете прочитать это в свою пользу. Это же лицо написало «Духовное наследие Индии» . Vedic Religion and Philosophy содержит три прекрасных эссе о Ведах, Упанишадах и Бхагавадгите. Стоит прочитать, так как написано очень хорошо.

Из-за большой полноты Вед людям было нелегко изучить все одним махом; поэтому студенты приступили к изучению только определенных разделов Веды, поскольку для них было практически невозможно или невозможно приступить к изучению всех разделов одновременно. Некоторые ученики взялись за изучение только самхит, которые они заучивали наизусть, распевали и повторяли снова и снова. Они потратили не менее двенадцати лет на оттачивание произношения и интонации мантр Вед. По крайней мере двенадцать лет потребуется, чтобы научиться петь Веда-самхиты. Другие занялись изучением ритуальной стороны, делая упор на карма-канда , как это называется. ягий , хаванов , хом , ритуалов и т. д. подробно объясняются в особой школе философии, известной как миманса.

В Индии существует шесть философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Миманса — это школа философской мысли, полностью занимающаяся изложением ритуальной части Вед, в частности брахман, как их называют. Те, кто был склонен к философскому мышлению, умы, ориентированные на медитацию, занимались изучением Араньяков и Упанишад гораздо больше, чем Самхиты и Брахманы. Великие ученые по имени Саяначарьи написали комментарии к Самхитам, Брахманам, Араньякам и Упанишадам — я бы сказал, гигант науки, колосс учености. Кто мог найти время, чтобы написать комментарии ко всем Самхитам, Брахманам, Араньякам и Упанишадам, когда люди не успевали изучить хотя бы один раздел в своей жизни! Вы можете себе представить уровень учености этих великих людей, таких как Ачарья Саяна, который был братом Видьяраньи, написавшим Панчадаши, и т. д.

Пять аспектов или фаз значения, содержащегося в Ведах, привлекли внимание последующих ученых и даже риши и мудрецов, и они расширили и прокомментировали тот или иной аспект Вед. Те, кого интересовало только произношение, интонация и повторение мантр Вед, продолжили изучение в этом направлении и серьезно занялись изучением грамматики, фонетики и т. д., что привело к формированию шести частей Вед. , и эти конечности называются ведангами. Веда-анга: анга означает конечность. Шесть разделов Веды — это шесть вспомогательных вводных частей к изучению Веды. Эта работа по написанию отдельных учебников по Ведангам, как их называют, стала необходимой из-за особого внимания, уделяемого либо самхите, либо брахмане. Фонетика или аспект произношения Веда Самхиты был подробно рассмотрен в науке под названием Шикша. Панини написал этот текст под названием «Шикша» о том, как произносить «Веда-самхита». Любое неправильное произношение принесет неправильный смысл, и за этим последуют неправильные последствия. Таким образом, шикша как наука об интонации и фонетике развивалась как одна из анги или части Вед.

Грамматика языка тоже очень сложная. Веды написаны на санскрите, но это архаичный, старый тип санскрита, а не современный классический санскрит калидасы и т. д. Поэтому возникла необходимость писать грамматику, и это тоже была работа Панини, написавшего шикшу. Нам говорят, что существует девять грамматик, но самой выдающейся из них является грамматика Панини, которую в наши дни изучают во всех школах и колледжах. Таким образом, наука о фонетике и воспевании — это одна часть, а наука о понимании грамматического значения слов Веды, называемая Вьякараной, — другая часть. Вьякарана — это грамматика.

Третьей частью Веды является Чандас, или метр. Строки поэмы состоят из определенного количества слов, и вы будете удивлены, узнав, что в те самые древние времена, за тысячи лет до Рождества Христова, составители ведических мантр могли представить всю Самхиту в поэтической форме, с систематическое расположение слов в различных правильных размерах. Веда Самхита написана не одним размером; разные секции находятся в разных метрах. Что это за размер и какой эффект производит чтение мантры в данном размере? Это изучение также стало одним из разделов Веды. Он называется Чандас. Чандас — это метр.

Далее следует этимология слов Вед. Индра: Что такое Индра? Откуда возникло это слово? Каков корень этого слова? Каждое слово Веды имело корень, из которого оно возникло, и изучение корней слов Ведических мантр стало другой частью, называемой Нирукта. Нирукта — это изучение этимологии слов Веды. Итак, у нас есть Шикша, Вьякарана, Чандас и Нирукта.

Теперь, когда акцент был сделан на брахманической части Вед — ритуальной стороне Вед — стало необходимо, чтобы исполнители этих ритуалов, или yajnas , как их называют, чтобы начать представление в определенное время дня, определяемое движением звезд на небе. Как планеты и звезды влияют на все в этом мире — это наука астрономия, на которой основана астрология. Так была разработана новая наука под названием астрономия, которая называется Джйотиш. Джйотиш Шастра — астрономическая наука. Это также часть Веды, так как важно знать, при каком конкретном звездном или планетарном соединении необходимо начать яджна , или жертвоприношение. Только в благоприятные моменты мы начинаем что-то делать, но как мы узнаем, что такое благоприятный момент? Для этого мы должны знать движение планет и звезд, что является астрономической наукой, Джйотиш Шастрой. Итак, у нас есть Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта и Джйотиша.

Теперь идет шестая конечность. Всего конечностей шесть. Она называется Кальпа-сутры. Кальпа-сутры — это короткие афористические тексты, в которых подробно описывается фактическое совершение жертвоприношения. Как начать жертвоприношение? Какие вещи необходимы? Каков правильный порядок их хранения? Что нужно сделать в первую очередь? Что делать дальше? Что делать по заключению? Какова процедура всего жертвоприношения, которое будет длиться часами, а иногда и днями подряд? Все подробности об особенностях совершения жертвоприношения содержатся в Кальпа-сутрах.

Между прочим, эти сутры имеют определенные подразделения. Шраутасутра — это часть Кальпа-сутр, в которой рассматриваются только те жертвоприношения, которые связаны с брахманической частью Веды. Другой раздел — Сульбасутра, в котором подробно описаны измерения предметов, используемых при жертвоприношении. Предположим, есть дхарба травы, какой должна быть ее длина; и если есть сосуд, то какой тип сосуда следует использовать? Таковы некоторые детали, которые есть в Сульбасутре. Затем у нас есть Грихьясутра, в которой подробно описаны второстепенные ритуалы, которые человек совершает в собственном доме — не большое жертвоприношение с большим количеством людей и т. д. У каждого домохозяина есть немного пуджа , небольшой ритуал, немного времени, отведенное для поклонения. Миниатюрные поклонения и havans и т. д., которые грихастха или домохозяин совершает в собственном доме, подробно описаны в Грихьясутре. Грихья означает связанный с домом, поэтому Грихьясутра связана с действиями в доме. Другим аспектом Кальпа-сутр является Дхармасутра: что следует делать, а что нельзя делать, что правильно, а что нет. Что можно и чего нельзя делать, регулируя ритуалы каждого вида, которые есть в Дхармасутре.

Я упомянул нечто очень важное о Веда-самхитах, Брахманах, Араньяках, Упанишадах и Ведангах, которых шесть. Я вас еще немного запутаю, упомянув дополнительный пункт этих четырех Вед. Есть вспомогательные Веды, которые называются Упаведами. Вед четыре, Веданг — шесть, а вспомогательных Вед, называемых Упаведами, — четыре. Эти четыре — Аюрведа, Дханурведа, Гандхарваведа и Артха Шастра.

Так или иначе наука о здоровом образе жизни, называемая Аюрведа Шастра, была связана с Ригведой, возможно, потому, что Ригведа Самхита много говорит о науке о правильном образе жизни. Следовательно, Аюрведа Шастра развилась из Ригведы. Из Яджурведы возникла военная наука, Дханур Шастра. В те времена стрельба из лука была основным видом военной науки. В настоящее время у нас есть все виды других вещей. В те времена была стрельба из лука — луки и стрелы. Повсюду в Рамаяне и Махабхарате мы находим луки и стрелы. Военная наука о стрельбе из лука, называемая Дханурведой, связана с Яджурведой. Самаведа поется музыкально, и поэтому она связана с наукой о музыке; Гандхарведа называется. А политическая наука и искусство управления связаны с последней из Вед, а именно с Атхарваведой. Таким образом, у четырех Вед есть четыре вспомогательных Веды, а именно Аюрведа, Дханурведа, Гандхарваведа и Артха Шастра.

Итак, еще раз повторю вам на память, Вед четыре: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа; и каждая Веда состоит из четырех разделов: Самхита, Брахмана, Араньяка, Упанишада; а Веды в целом имеют шесть частей: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта, Джйотиша, Кальпа. Кальпа-сутры состоят из четырех разделов: шраутасутра, сульбасутра, грихьясутра, дхармасутра. Есть четыре Упаведы, или вспомогательные Веды: Аюрведа, Дханурведа, Гандхарваведа и Артха Шастра, которая также включает экономическую науку. Это огромный объем знаний, которые все заложены в том, что известно как Веды.

Многим из вас даже и не снилось, что Веда содержит так много всего. Вы просто знаете какое-то воспевание, сделанное ученым мужем. Он читает какую-то мантру, и вы думаете, что это все Веды, что это молитва какому-то богу. Это все, что было сказано в учебниках истории, но это не так. Книги по истории никогда не расскажут вам всех этих подробностей. Иногда говорят неправильные вещи, потому что многие историки недостаточно вооружены этими знаниями. На этом основана культура Индии. Насколько разнообразна культура Индии, вы можете узнать из этого небольшого введения.

Но возможности человеческого разума, каковы бы они ни были, не всегда могли внезапно вместить все эти знания, потому что они слишком велики для человеческого мозга. Мозг устанет даже от названий этих пестрых текстов и способов мышления. История показала, что с течением времени способность человеческого разума к пониманию становится все более и более ослабленной. Наша интеллектуальная сила как бы ослабевает с годами. Интуиция уступает место чистому мышлению, научному наблюдению и эксперименту. Прямое постижение, которое было основой ведических мантр, полностью стерто из современного ума, особенно из-за того, что он очень занят технологиями, материальными науками, социалистической жизнью и всеми видами приспособлений, связанных с внешне ориентированной жизнью.

Так что же делать, если разум человека не в состоянии работать с этим интегрированным знанием? Акцент должен быть сделан на раздельном обучении, как это происходит сегодня в школах и колледжах. Всему нельзя научиться в колледже. Мы занимаемся только одним или двумя предметами. По мере того, как мы продвигаемся дальше в наших исследованиях, это становится только одним предметом в аспирантуре. Если человек специализируется на физике, он ничего не знает об истории. Если человек специализируется на истории, он ничего не знает о других предметах. Обособленная специализация началась позже из-за скудости времени, малой продолжительности жизни человека и трудности в постижении многих вещей одновременно — проблем и проблем, и везде трудностей.

Затем началась специализация. Если во времена Вед, я должен сказать, не было специализации только в какой-то одной области и необходимо было приобрести всестороннее знание всех аспектов Вед, то со временем это стало уже невозможно. Поэтому люди будут занимать только одну сторону, один аспект. Поэтому некоторые группы людей делали упор только на повторение мантр. Сегодня у нас есть ученые мужи, которые знают Веды, но они умеют только петь их. Люди говорят, что есть пандит, который знает Веды, но что он знает? Он может читать Веды наизусть; подобно попугаю, он может повторять ее, но не знает ее смысла. Смысл того, что он поет, пандит не знает. Он поет как попугай, но все же люди считают это большим достижением. Например, если какой-нибудь пандит выучил наизусть всю Ригведу и может прочитать ее от начала до конца, десять тысяч стихов одним махом, он считается очень священным человеком, очень святым человеком. Ему поклоняются в деревне и городе почти как Богочеловеку. Но он знает только воспевание и больше ничего не знает. Он не может сделать ни хаван , хома , яджна или что-то еще; это другое дело для него. Он не знает ни ритуальной стороны этого, ни его смысла.

Вы можете удивиться, почему человека так уважают только за то, что он повторяет мантры. Это тоже очень важно знать. Мантры — это электрические силы. Чтение веда-мантры — даже простое ее повторение, не вдаваясь в смысл и т. д. — заряжает личность силой из-за того, что расположение слов веда-мантры таково, что создает вибрацию . Каждое слово – это звуковой потенциал. Под «звуковым потенциалом» я подразумеваю пакет энергии или скрытую силу в каждом слове, которая высвобождается в действии, когда оно правильно повторяется, произносится, произносится. Правильная интонация и произношение того или иного слова создают в нас внезапный стимул и заряжают нашу личность энергией, как если бы мы были заряжены небольшим электрическим током; а святость Веда-мантры — из-за ее всеохватности, из-за скрытой в ней божественности — производит особое впечатление на личность человека, который начитывает мантру. Таким образом, даже простое повторение Веда-мантры — великое дело, и человеку, обладающему такой способностью повторять Веды наизусть, поклоняются как святому, не без нужды, а с необходимостью. Даже если мантра читается без знания ее значения, она имеет эффект. Вот почему этих ученых мужей почитают и обожают.

Таким образом, с одной стороны, специализация превратилась в простое повторение мантры, а с другой стороны, была специализация на ритуальной стороне. Они знают все мелкие детали ягий , жертвоприношений, хаванов и т. д. – как воздвигнуть алтарь для жертвоприношения, как выкапывается кунда и каковы другие подробности и т. д. Это purohits , как они называются. Они специализируются на ягьях , выступлениях, ритуалах и т. д. Они могут не знать наизусть всю Веда Самхиту, но они знают наизусть те мантры, которые связаны с конкретным жертвоприношением. Это вторая специализация. Первая специализация — только воспевание. Вторая специализация – ритуалистическая.

Третья специализация – этическая и юридическая. На это мы сейчас и обратим наше внимание, на специализацию этической и правовой стороны значения Вед, известных как Смрити или Дхармашастры. Все, о чем я говорил вам до сих пор, относится к тому, что известно как Веда Раши, или, короче говоря, к Шрути. Итак, вторая специализация — это смрити, «запоминание». Смрити означает «то, что помнят». В шрути ученик слышит его только от Гуру, тогда как в смрити его помнят в том смысле, как его нужно на самом деле использовать в исполнении или поведении в собственной жизни.

Поведение или поведение, которое от нас требуется, этический мандат, является предметом Смрити. Величайшая из всех смрити — это Манусмрити, а все остальные смрити следуют линии, взятой Ману. Есть восемнадцать смрити. Нам нет нужды вдаваться в подробности всего этого. Восемнадцать риши написали восемнадцать книг о законах и порядке, этике, поведении и поведении людей — о том, как мы должны вести себя в обществе и в личной жизни. Это предмет смрити. Самая важная из них, как я уже говорил, — это Манусмрити. Следующей важной является Яджнавалкья Смрити. Третьей важной является Парашара Смрити. Обычно изучаются только эти три.

Манусмрити настолько строга в своих предписаниях, что в наш век, когда люди слабы умом и волей, и во всем, им трудно следовать. Есть четыре эпохи или временных цикла, называемые Крита Югой, Золотым Веком; Трета Юга, Серебряный век; Двапара-юга, медный век; Кали-юга, железный век. Сейчас мы находимся в Кали-юге, железном веке, а не в медном, бронзовом, серебряном или золотом. В Золотой век люди могли следовать предписаниям Манусмрити, которые были очень строгими, а в Трета-югу это стало трудно, поэтому Яджнавалкья-смрити была текстом для Трета-юги. Текст риши Санкха и Ликхита был для Двапара-юги, а для Кали-юги говорится, что Парашара-смрити — единственный, которому можно следовать.

Итак, что нам говорят эти смрити? Образ поведения и поведение, а также поддержание общего мировоззрения являются предметом этих смрити. Цели существования, цель жизни — это первый и главный вопрос, обсуждаемый в смрити. Для чего мы существуем в этом мире? Каковы наши цели и задачи? Что мы делаем с утра до вечера каждый день и с какой целью? Вы обнаружите, что все ваши цели можно свести к трем или четырем задачам. Номер один: вы очень много работаете ради материальных благ. Вам нужна зарплата, вам нужны деньги, вам нужна физическая безопасность, вам нужен дом, вам нужна одежда, вам нужна еда. Это материальные потребности человека. Эти материальные потребности называются артха на санскрите.

У вас есть много денег, у вас есть бунгало, у вас есть вкусная еда, есть вся физическая охрана, но никто вообще не узнает о вашем существовании. Никто с тобой не разговаривает. У вас нет дружбы ни с одним человеком. Вы чувствуете себя очень бесплодным в своих эмоциях. Недостаточно, если вы просто едите и ведете комфортное физическое существование; вы также требуете ласки и любви от людей. Если его убрать, ваша пища не сможет перевариваться, и ваша жизнь станет унылой, пустой тратой времени. Вы почувствуете, что живете в пустыне.

Эмоциональные потребности также важны. Эстетика, любовь к искусству, архитектуре, скульптуре, живописи и рисунку, музыке и танцам, литературе — все это способы выражения эмоций, чувств. Вам не кажется, что ваши чувства важны? Достаточно ли того, что вы просто хорошо едите и имеете хороший дом, но ваши чувства иссякают? Эмоции тоже нужно подпитывать, точно так же, как нужно подпитывать свой желудок. Вы требуете ласки и любви. Возможно, это более важное требование, чем пища и кров и т. д. Вы можете голодать без еды несколько дней, но вы не можете позволить голодать привязанности. Вы ожидаете признания, а оно вам не дается. Вы умираете от самой мысли, что вас не узнают. Вы не будете есть целыми днями вместе из-за горя: «Меня не узнают. Меня не повышают. меня не считают. Я никто». Ощущение того, что вы никто и ни от кого не испытываете привязанности, иссушает вашу личность гораздо быстрее, чем отсутствие еды целыми днями вместе.

Артха — это материальная потребность, а кама — эмоциональная потребность. Женатые люди обычно пытаются восполнить пробел, который они могут ощущать в отсутствие привязанности и любви, хотя любовь и привязанность не ограничиваются только супружеской жизнью. Это не значит, что если муж любит жену, а жена любит мужа, то это все. Хотя это и важно, в каме есть нечто большее. Вы требуете, чтобы вас любило общество, публика. Люди в целом должны вас узнавать. Хотели бы вы, чтобы все общество не одобряло вас, несмотря на то, что вы живете семейной жизнью с отношениями между мужем и женой? Социальное признание и статус также являются частью потребности в чувствах и эмоциях, помимо хорошей семейной жизни. Все это включено в требования того, что известно как кама, кроме артхи, или материальных потребностей.

Теперь вы должны помнить, что вам разрешено иметь физический комфорт и эмоциональные потребности при одном условии: вы не должны мешать другим людям, которые также нуждаются в тех же потребностях. Не стоит говорить, что вы хотите все для себя. Регулирующий принцип, который ограничивает ваши просьбы об артхе и каме, называется дхармой. Вы хотите свободы, но ваша свобода ограничена необходимостью свободы и для других людей. Если двум людям нужна свобода, ни у одного из них не может быть стопроцентной свободы, потому что, если у каждого будет стопроцентная свобода, будет две стопроцентных, а этого не может быть. Две бесконечности не могут быть. Поскольку у каждого человека есть потребность одного и того же рода и каждый хочет быть свободным, необходимо поставить предел свободе каждого человека. Этот регулирующий принцип, который ограничивает вашу свободу и предписывает, как вам следует вести себя в обществе, вместе с разрешением на то, что вы можете иметь артху и каму , — дхарма, закон и порядок. Артха, кама и дхарма — относительные ценности жизни. Но это относительные величины; это очень важно. Почему они относительные? Потому что это не абсолютные значения. Эти вещи не могут удовлетворять вас вечно, хотя они могут быть с вами. Но поскольку они относительны, то, естественно, должно быть нечто абсолютное, по сравнению с чем они относительны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *