Чацкий в комедии горе от ума характеристика: Характеристика Чацкого в комедии Горе от ума кратко, образ Александра Андреевича с цитатами героя для сочинения в таблице

Содержание

образ и характеристика главного героя комедии в стихах «Горе от ума»


Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

Содержание

Значение фамилии, прототип

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе


Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества,

«дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

Внешность Чацкого

Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

Характеристика речи Чацкого


Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны.

Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками


Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

  • П. А. Катенин полагал, что он слишком много и часто некстати всё бранит и проповедует.
  • П. А. Вяземский согласен с этим. По его мнению, Чацкий разражается обличительными монологами очень уж часто, поэтому хотя умён, но скучен.
  • М. А. Дмитриев отрицательно отозвался о главном герое комедии, считая, что он сумасброд, умничающий перед людьми, хотя и менее его образованными, но не глупыми.
  • О. М. Сомов заметил, что Грибоедов вовсе не хотел показать своего героя идеальным. Чацкий сам знает о своих недостатках — заносчивости и нетерпеливости. Он понимает, что зря говорит людям об их невежестве и пороках. Но иногда его негодование от предрассудков так велико, что он разражается обличительной речью.

В более поздней критике интересны следующие мнения:

  • В. Г. Белинский определил главного героя комедии как крикуна и шута. Он не считал, что умный человек — это тот, кто в глаза ругает всех дураками.
  • А. П. Григорьев полагал, что Чацкий — честный деятельный борец, а не «новый Дон-Кихот», как называл его Белинский.
  • Д. Л. Быков — современный литературный критик. Он обращает внимание на то, что «ум взыскует диалога», «надеясь хоть что-то доказать», надеясь на отклик. Горе героя комедии от его ума — в поиске понимания, которое он не находит в окружающих людях. Поэтому он и произносит свои монологи перед «Фамусовыми и Скалозубами».

Вывод


Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

Характеристика образа Чацкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Меню статьи:

  • Семья, детство и юношество героя
  • Характеристика личности
  • Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом
  • Чацкий и Соня Фамусова

Образ Александра Чацкого удачно совместил в себе черты байронического героя и лишнего человека. Он – глашатай новых порядков, человек, опережающий свое время. Именно потому его личность ярко противопоставляется в комедии всем остальным персонажам, а он является, по сути, одиноким и непонятым своим обществом.

Александр Андреевич Чацкий – потомственный дворянин, аристократ по происхождению. Он родился в Москве и с детства был вхож в так желаемый многими мир высшего общества. Родители Чацкого рано умерли, оставив своему сыну в наследство значительное поместье.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой фамусовского общества в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Братьев и сестер у Александра Андреевича нет – он единственный ребенок в семье. Скорее всего, других родственников (даже дальних) у Чацкого не было, так как после смерти его родителей, Чацкого на воспитание берет друг его отца – Павел Фамусов – чиновник и знатный человек в кругах аристократии и Московских кругах в частности.

Чацкий живет в доме Павла Афанасьевича некоторое время. Повзрослев же, он отправляется в самостоятельное плавание. Судя по всему, Фамусов был неплохим воспитателем, так как у Чацкого о нем остались приятные воспоминания. Александр Андреевич приезжает в дом Фамусова полный позитивных мыслей и с дружелюбными намерениями.

Чацкий входит в состав Английского клуба – клуба джентльменов для аристократов. Английский клуб предусматривал разнообразное изъявление социальной и политической жизни. Однако же, в целом он сводился к карточным играм и обедам. Судя по всему, Александр Андреевич не был частым его гостем. Вначале это было связанно с его возрастом, в дальнейшем, Чацкий уезжает за границу, что априори делает невозможным посещение этого клуба.

По истечению трехгодичного срока Чацкий возвращается на Родину, где и происходят основные события комедии Грибоедова.

За границей Александр Андреевич получает возможность не только впечатлиться особенностями архитектуры и культурного наследия Европы, но и узнать об особенностях взаимоотношений людей, их социальной и общественной позиции.

Характеристика личности

Как и любой другой аристократ, Чацкий получил основное образование, которое включало базовое понятие об обустройстве мира и экономике, был обучен иностранным языкам (в частности французскому, как самому распространенному из всех иностранных языков).Кроме этого, Александр Андреевич был обучен танцам и музыке – это было обыденностью для аристократии. На этом образование Чацкого не закончилось, но перешло в ипостась саморазвития. Александр Андреевич активно познает мир и занимается самостоятельным изучением и углублением своих знаний в той или иной категории. Активный и любознательный тип личности и пытливый ум позволили накопить Чацкому значительный багаж знаний, благодаря которому он стал философом не достигнув седин.

Чацкий ранее состоял на военной службе, но вскоре он разочаровался в военной карьере и подал в отставку. На гражданскую службу Александр Андреевич не приступил. Она его мало интересовала.

Свою дальнейшую жизнь он планирует посветить делам своего поместья. Однако же в глазах общественности такой поступок выглядит немыслимым действием – окружающие считают, что адекватный человек не может так поступить, ведь именно благодаря этим двум видам деятельности молодой человек может сделать себе имя и заслужить авторитет в обществе – другие виды деятельности, даже если они приносят пользу и не противоречат правилам и принципам морали не принимаются окружающими и считаются абсурдными.

Чацкий не считает недостатком высказывания свободно своей позиции – он думает, что это должно быть нормой в воспитанном обществе.

Речь его часто носит саркастический и иронический характер. Судя по всему, это связанно с его откровенной оппозицией по отношению к другим представителям социума. Он искренний человек, Чацкий считает, что необходимо говорить людям правду – он не принимает лукавства и лжи. Александр Андреевич обладает чутким и искренним нравом. Он страстный человек, поэтому ему сложно сдерживать свои эмоции.

Чацкий признает необходимость науки и искусства в жизни человека. Люди, пренебрегающие своим образованием и развитием, вызывают у Чацкого отвращение.

Он искренне любит свою Родину и переполнен стремления улучшить жизнь своего народа, не только на уровне аристократии, но и на уровне простых людей.

Жизненная позиция Чацкого и его конфликт с Фамусовским обществом

Чацкий активно противостоит так званому фамусовскому обществу – группе аристократов, объединенных личностью его воспитателя, важного чиновника – Павла Афанасьевича Фамусова. Фактически на основе этой группы аристократов показана типичная ситуация в аристократических кругах. Устами представителей фамусовского общества говорят не уникальные личности, а типичные, характерные для высшего общества. А их позиция не является исключительно их, а обыденным явлением.

На нашем сайте у вас есть возможность ознакомиться с образом Фамусова в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”.

В первую очередь отличие Чацкого и его видения от Фамусова и его прихлебателей заключается в отношении к ведению дел и особенностях продвижения по карьерной лестнице – в мире аристократии все решают взятки и круговая порука – честь и гордость давно забыты высшем обществом. Они готовы восхищаться людьми, которые прислуживаются и всячески готовы угождать своему начальнику – никто не ценит людей, хорошо выполняющих свою работу, профессионалов своего дела и это очень огорчает молодого человека. К особому изумлению Александра Андреевича, берут взятки не только свои люди, но и иностранцы, для которых это неприемлемое дело.

Следующим камнем преткновения стало отношение к видам деятельности, а также к науке и искусству. В видении аристократов достойна внимания и почета только гражданская служба или военная – остальные виды деятельности они считают второсортными и позорными для человека знатного происхождения. Особой ненависти и гонениям они подвергают служителей науки и музы. Такая позиция заключена, в первую очередь, в абсолютном пренебрежении образованием. Почти все представители фамусовского общества думают, что наука и образование не приносит никакой пользы, а только отбирает силы и время у людей. Приблизительно такого же мнения они и по поводу искусства. Людей же, готовых заниматься наукой или искусством, они считают ненормальными и всячески готовы высмеивать.

Неудовлетворительную характеристику Чацкий дает и помещикам, проанализировав их отношение к крепостным – очень часто для дворян крепостные никто – они могут быть товаром или живой игрушкой в руках аристократии. Это касается не только недобросовестно выполнявших свои обязанности людей, но и прилежно служащих своему помещику. Дворяне могут продавать своих крепостных и даже обменивать их на собак. В целом, Грибоедов ни сам лично, ни с помощью своих героев никогда не агитировал и не критиковал крепостное право в целом, как, впрочем, и не являлся его сторонником. Его критика обрушена не на само построение взаимоотношений, а на конкретные случаи жестокости и несправедливости со стороны помещиков по отношению к своим крепостным.

Чацкий и Соня Фамусова

Александр Чацкий и Соня Фамусова были давними знакомыми – они знали друг друга с детства. После смерти родителей Чацкого девушка фактически заменила ему сестру – их отношения всегда были дружескими и носили позитивный характер. По мере взросления они начали меняться, и на смену детской привязанности и дружбе пришла влюбленность. Однако полноценно развиться роману помешала поездка Чацкого и то, что он уехал от Фамусова, что Соня восприняла не как обыденность, связанную с достижением Чацкого нового этапа в жизни – самостоятельного становления, а как разочарование. По ее мнению, Чацкий покинул их дом, потому что там ему наскучила жизнь.

В свою поездку Чацкий увез не только теплые воспоминания о своем воспитателе, но и влюбленность в его дочку – Соню. По возвращению домой он надеялся возобновить их отношения и развить их. Александр Андреевич видел в образе Сони свою будущую жену. Однако сразу же после приезда он был резко осажен в своих намерениях жениться на девушке ее отцом, который считал, что на должность его зятя может претендовать исключительно богатый человек, готовый заниматься своей карьерой. Чацкий не подходил под критерии – он был обеспеченный, но недостаточно богат, а от карьеры совсем отказался, что крайне негативно воспринялось Фамусовым. С этой поры детское восхищение Фамусовым постепенно начало таять.

Александр Андреевич надеется, что чувства девушки, по отношению к нему искренни, и они смогут убедить отца в необходимости свадьбы. Соня отвечает Чацкому взаимностью, однако, со временем оказывается, что его возлюбленная ничем не лучше своего отца. Ее признательность и взаимность – это всего лишь игра на публику, на самом же деле девушка любит другого человека, а Чацкого всего лишь дурачила.

Раздосадованный Чацкий обличает девушку в недостойном поведении и искренне радуется, что не стал ее мужем, ибо это было бы сущим наказанием.

Таким образом, Александр Чацкий образ в целом гуманный и полный стремления изменить жизнь окружающих его людей к лучшему. Он искренне верит в пользу науки и искусства, а люди, уделяющие внимание своему развитию, вызывают у него интерес и восхищение. По мнению Чацкого ложь и корысть должна отойти на второй план, а ее место должно занять добро и гуманность. Люди, в его понимании, должны жить, руководствуясь законами морали, а не личной выгодой.

Автор: Виктория Давыдова

Образ Чацкого («Горе от ума»). Характеристика Чацкого

Комедия «Горе от ума» — известное произведение А. С. Грибоедова. Написав ее, автор сразу встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие поспешили высказать свое мнение о достоинствах и недостатках произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого – главного героя комедии. Данная статья будет посвящена описанию этого персонажа.

Прообразы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П.Я. Чаадаев. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи видят в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. По другой версии, образ Чацкого является отражением биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый человек, только что вернувшийся из-за границы, вполне мог стать прототипом главного героя «Горя от ума».

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах высказывал мысли и взгляды, которых придерживался и сам Грибоедов. «Горе от ума» — комедия, ставшая личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. И многие черты характера Чацкого как бы списаны с автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был стремителен и горяч, иногда самостоятелен и резок. Взгляды Чацкого на подражание иностранцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократизм — подлинные мысли Грибоедова. Он часто выражал их в обществе. Писателя даже однажды действительно назвали сумасшедшим, когда на светской вечеринке он горячо и беспристрастно отозвался о рабском отношении россиян ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на упреки своего соавтора и давнего друга П.А. Катенина о том, что характер главного героя «несостоятелен», то есть весьма непостоянен, Грибоедов пишет: «В моей комедии, на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Образ Чацкого для автора — это портрет интеллигентного и образованного юноши, оказавшегося в трудной ситуации. С одной стороны, он в «антиобщественности», потому что «чуть выше других», осознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться прежнего расположения любимой девушки, подозревает наличие противника и даже неожиданно попадает в разряд безумцев, о чем узнает о последнем. Чрезмерный пыл своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в «Горе от ума» образ Чацкого получился таким противоречивым и противоречивым. Он всем «плюнул в глаза и стал таким».

Чацкий в обработке Пушкина

Поэт подверг критике главного героя комедии. В то же время Пушкин ценил Грибоедова: ему понравилась комедия «Горе от ума». Характеристика Чацкого в трактовке великого поэта очень неприятна. Он называет Александра Андреевича обыкновенным героем-мыслителем, выразителем идей единственного разумного человека в пьесе — самого Грибоедова. Он считает, что главный герой — «добрый малый», набравшийся неординарных мыслей и острот от другого человека и начавший «метать бисер» перед Репетиловым и другими представителями Знаменитой гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого есть отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого по Белинскому

Известный критик в 1840 году, как и Пушкин, отрицал главного героя пьес в практическом уме. Образ Чацкого он интерпретировал как совершенно нелепую, наивную и мечтательную фигуру и назвал его «новым Дон Кихотом». Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии «Горе от ума» в его интерпретации стала весьма положительной. Он назвал ее протестом против «позорной реальности раджасов» и считал ее «самым благородным, гуманистическим произведением». Критик не увидел реальной сложности образа Чацкого.

Образ Чацкого: интерпретация в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только общественно значимые и общественно-политические мотивы. Например, А. И. Герцен видел в главном герое пьесы отражение «задней мысли» Грибоедова. Образ Чацкого он рассматривает как портрет декабриста-революционера. Критик А. А. Григорьев видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои «Горя от ума» — персонажи не «высокой» комедии, а «высокой» трагедии. В таких интерпретациях образ Чацкого предельно обобщен и истолкован очень однобоко.

Образ Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом очерке «Миллионы слез» дал наиболее проницательный и точный анализ пьесы «Горе от ума». Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна производиться с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляя произносить длинные монологи перед людьми, равнодушными к его пламенным речам. Таким образом, не принимая во внимание любовную связь, невозможно понять комический и в то же время трагичный характер образа Чацкого.

Проблемы пьесы

Герои «Печали от ума» сталкиваются у Грибоедова в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и Софья) и социально-идеологическом (ФАМУСОВО общество и главный герой). Конечно, на первый план выходят социальные вопросы произведения, но очень важна в спектакле любовная линия. После Чацкий поспешил в Москву только для встречи с Софьей. Поэтому оба конфликта — социальный, идеологический и любовный — усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношений героев комедии.

Главный герой. Конфликт любви

В системе персонажей пьесы Чацкий занимает главное место. Он соединяет две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича главным является любовный конфликт. Он прекрасно понимает, что он за человек в обществе и не намерен заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. «Нетерпение сердца» молодого человека чувствуется на протяжении всей пьесы.

Сначала «болтливость» Чацкого вызвана радостью встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки нет и следа, то начинает делать непоследовательные и смелые поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым любовником Софьи. При этом у него явно «ум с сердцем расстроен».

После того, как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софьи, он впадает в другую крайность. Вместо любовных чувств его окружают объятия и ярость. Он обвиняет девушку в том, что она «заманила ее надеждой», с гордостью заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что «отрезвляет… по полной программе», но при этом собирается излить излить «всю желчь и всю досаду» на мир.

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания усиливают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироническим спокойствием: «…Я чудак в странностях/ Я посмеюсь, потом забуду…» Однако, убеждаясь в равнодушии Софьи, его речь становится более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы национального самосознания, крепостничества, образования и просвещения, реального служения и т.д. Он говорит о серьезных вещах, но в то же время от волнения впадает в «преувеличение, почти бессилие речи», по словам И. А. Гончарова.

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого представляет собой портрет человека со сложившейся системой жизненных ценностей, мировоззрения и нравственности. Главным критерием оценки человека он считает стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работать на благо государства. Но он постоянно подчеркивает разницу между «служением» и «служением», чему придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, сохраняет свою независимость, что вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтаря, посягающего на самые священные ценности. С точки зрения фамусовского общества поведение Чацкого нетипично, а потому — предосудительно. Он «знаком с министрами», но никак не использует свои связи. На предложение Фамусова жить «как все» отвечает презрительным отказом.

Во многом согласен со своим героем Грибоедовым. Образ Чацкого — тип просвещенного человека, свободно высказывающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамюзианском обществе любое отклонение от обычной нормы кажется возмутительным и опасным. Немудрено, что в конце концов Александра Андреевича признали сумасшедшим. Герои «Горя от ума» только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни пьеса «Горе от ума» остается все более актуальной. Образ Чацкого в комедии – это центральная фигура, помогающая автору всему миру выражать свои мысли и взгляды. По воле Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его стремительная обличительная речь вызвана разочарованием в любви. Однако проблемы, возникающие в его монологах, — темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: действующие лица и их характеристика

События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Есть два противоположных лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян представляет Чацкий, а консерваторов — все фамильевское общество.

Конфликт

В частном конфликте отразился эпохальный конфликт. Но паблик не стал бы таким значительным, если бы не был связан с конкретными личностями, пусть и фиктивными. Умный и честный, открытый молодой человек борется с порочным веком прошлого.

В работе две сюжетные линии: любовная и социальная. Начинается комедия с любовной интригой. Пропавший без вести трехлетний Чацкий в доме Фамусова встречает дочь барина Софью. «Горе от ума» представляет собой историю любви. Чацкий влюблен и ждет от девушки взаимности. Далее любовная линия переплетается с социальной линией.

Чацкий и Фамусов олицетворяли два противоположных лагеря в обществе. Конфликт Александра Андреича с прошлым веком становится неизбежным, как только Чацкий переступает порог дома Фамусова. Он с его честными взглядами и идеями сталкивается с порочностью, затхлостью и угодничеством.

Речь героев и говорящие имена

Если говорить о речи комедийных персонажей, то она достаточно ярко характеризует их черты. Например, Скалозуб часто использует военную лексику, которая говорит о его профессии. Хлестов также использует богатую, богатую лексику. Главный герой Чацкий виртуозно говорит по-русски, чего только его монологи наполнены такой живостью и красотой («Кто судьи?»). Чацкий не только влюбленный юноша, он прежде всего ярый обличитель пороков фамусовского общества. Только словами и ничем другим он клеймит правдивого Чацкого окружающих. Многие фразы, заложенные в устах главного героя, стали крылатыми. Речь Чацкого, с одной стороны, близка к языку Радищева, с другой — была весьма своеобразна. КАК. Грибоедов принципиально отказался от комедии в монологах главного героя от книжной речи и иностранных слов.

Имена персонажей можно назвать говорящими. Мулчалин в комедии «Горе от ума» (от слова «молчаливый») — немногословный, тихий юноша. Этот список можно дополнить такими именами, как Тугоуховский, Репетилов, Скалозуб.

Скилотуб

Главной задачей комедии писатель считал изобразить образы фамусовского общества. В произведении нет лишних персонажей. Все изображения важны для характеристики как главных героев, так и всего их окружения.

Скалозуб — грубый мужлан с характерными манерами и внешностью. В речи проявляется невежество, глупость и духовное оскудение этого человека. Этот типичный представитель общества Фамуса выступает против науки и образования как таковых. Естественно, Сергей Сергеич Скалозуб — желанный гость семьи Фамусовых и ему подобных. Кроме того, именно в образе Скалозуба Грибоедов показывает тип карьериста, не гнушающегося никакими средствами при продвижении по карьерной лестнице.

Князь и княгиня Тугоуховские, Хлестова

В сатирическом ключе показаны Тугоуховские. Князь Тугоуховский — типичный подкаблучник своей жены. Он практически ничего не слышит и лишь покорно подчиняется принцессе. Князь — это Фамусов в будущем. Его жена — обычная представительница окружающего общества: глупая, невежественная, отрицательно относящаяся к воспитанию. Кроме того, оба сплетничают, как и первые распускали слухи о том, что Чацкий сошел с ума. Не зря критики разделили всех второстепенных персонажей на три группы: Фамусов, кандидат Фамусова, Фумусов-неудачник.

Хлестова — глупая хозяйка, но тоже своего мнения. По ее мнению, честность, интеллект человека напрямую зависят от социального положения и достатка.

Репетилов и Загорецкий

Репетилов — тип Фамусова-неудачника в комедии «Горе от ума». Персонаж, не имеющий абсолютно никаких положительных черт. Он достаточно глуп, неосторожен, любит выпить. Он поверхностный философ, своего рода пародия на линию Чацкого. Из Репетилова автор сделал пародию на главного героя. Он также продвигает общественные идеи, но это просто следование моде и не более того.

Еще один Фамусов-неудачник Загорецкий А.А. В характеристиках, данных ему другими героями, можно несколько раз увидеть синонимы к термину «аферист». Например, Горич говорит: «Аферист, мошенник: Антон Антоныч Загорецкий». Однако все его мошенничество и ложь в пределах окружающей жизни, в остальном он вполне законопослушный гражданин. У Загорецкого даже больше от Молчалина, нежели от Фамусова. Он нужен всем, несмотря на то, что сплетник и лжец. Не только подхватывает слух о безумии Чацкого, но и дополняет его своими фантазиями.

Горич

Персонаж, к которому Грибоедов проявлял небольшую симпатию, — Горич. «Горе от ума» выводит на сцену друга Чацкого, пришедшего на бал к Фамусову с женой. Он добрый человек, трезво оценивающий окружающую действительность. Он не включен автором ни в одну группу. Друг и соратник Чацкого раньше, теперь, слыша о его «болезни», не верит этому. Но он не без недостатков. Имея мягкий характер, Горич после женитьбы стал женой-подкаблучником и забыл свои убеждения. Его образ – это образ мужа-раба.

Другими словами, в комедии «Горе от ума» этот персонаж и ряд других олицетворяют «прошлый» век с его правилами, идеалами и привычками. Все это ограниченные в своем развитии личности, категорически выступающие против всего нового, а главное против открытой правды.

Отличие комедии от литературы XVIII века

Огромное и принципиальное отличие комедии Грибоедова от произведений XVIII века состоит в том, что практически все герои в ней не просто положительные или отрицательные типы, они изображены в много способов. В «Горе от ума» персонаж Фамусова изображен не только как человек, находящийся в духовном застое; Фамусов хороший отец своего семейства, настоящий джентльмен. Чацкий — очень пылкий и чуткий, в то же время остроумный и интеллигентный.

Чацкий в комедии «Горе от ума» уходит, разочаровавшись в предмете своей любви. На вопрос, кто он — победитель или побежденный, можно ответить так: Чацкий был сломлен количеством старой силы, но победил прошедший век качеством новой силы.

Так проявляется социальная типизация персонажей. Если здесь автор отходит от классицизма, то в любовной, наоборот, старается соблюдать законы именно этого направления. Есть героиня и двое любовников, ничего не подозревающий отец и служанка, прикрывающая свою хозяйку. Но в остальном нет сходства с классической комедией. На роль первого любовника не подходят ни Чацкий, ни Молчалин. В комедии «Горе от ведьм» нет героев-любовников из классицизма: первый — проигрывает, второй — не во всех отношениях положительный герой.

Нельзя назвать идеальной героиню и Софию. «Горе от ума» представляет нашему вниманию умную, но бездарно влюбленную девушку Молчалина. Он ей удобен. Он тот, кого можно помыкать всю жизнь. Она не хочет слушать Чацкого и первая распускает слух о его сумасшествии.

Лиза скорее резонатор, чем субрет. Помимо прочего, в комедии прослеживается вторая, комическая любовная линия и третья, связанная с отношениями Лизы, Молчалина, Петруши и Фамусова.

Наследуемые персонажи

Помимо главных и второстепенных персонажей, умелая рука писателя ввела в произведение неисчислимых персонажей. Они нужны для того, чтобы увеличить масштабы конфликта двух столетий. Эти персонажи олицетворяют и прошлое, и настоящее.

Вспомните хотя бы камергера Кузьму Петровича, который сам богат и женат на богатом человеке. Это Татьяна Юрьевна и Прасковья, недалёкие иностранцы, приехавшие в Россию работать. Эти образы и ряд других подводят читателя к мысли о широкомасштабном конфликте, представленном в пьесе «Горе от ума». Представлен и персонаж, который показывает читателю, что Чацкий не одинок, за ним стоят те, кто будет продвигать солидарные с ним идеи, причем не одним, а несколькими способами. Например, в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба из деревни, родственница княжны Тугоуховской.

Основная задача, которую выполняет писатель, изображая героев пьесы, — показать их взгляды на общество, а не раскрыть их психологические особенности. Грибоедов прежде всего писатель и просветитель, поэтому в каждом образе он ярко прорисовывает те или иные нравственные качества или их отсутствие. Он типизирует черты и качества характера и сразу индивидуализирует их.

Чацкий во всем обгонял свой возраст. Именно поэтому он стал образцом искренности и благородства, а Фамусов и Скалозуб — символом пошлости и косности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *