Образ и характеристика Чацкого из комедии в стихах «Горе от ума»
Александр Андреевич Чацкий — не только главный герой комедии А. Грибоедова, но и «герой своего времени» (первой четверти XIX в.). Характеристика образа Чацкого помогает понять особенности той эпохи.
Содержание
Эпоха Чацкого
Пьеса была закончена автором в 1824 г. Но он начал работать над ней где-то между 1816–1821 гг. (точная дата исследователями не установлена). Что это было за время?
Победоносно закончилась Отечественная война 1812 г. Ожидалось, что героизм народа будет поощрён отменой крепостного права, но этого не произошло. Появились первые признаки зреющего недовольства внутренней политикой государства. В 1816 г. была создана первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения», и её создание стало первым шагом на пути ограничения авторитарной власти абсолютной монархии в России. В 1818 г. на Европейском сейме прозвучало требование ограничить самодержавие, введя его в рамки закона и конституции, но император Александр I, присутствовавший на нём, страшно боялся проникновения в страну «французской заразы», т. е. революционных идей. На Европейском сейме он поддержал эти требования, но в стране их не реализовывал.
В комедии «Горе от ума» только Чацкий говорит о новой морали, новых идеях и стремлениях к духовной и политической свободе. Именно он несёт в себе «дух времени». Но за его трёхлетнее отсутствие в России утихла радость по поводу победы над Наполеоном, проза жизни с её насущными проблемами захватила общество. В Москве жизнь вошла в обычную колею, и лишь вернувшийся Чацкий всё ещё не расстался с иллюзиями близких перемен. В то время передовые люди не стремились к революционным преобразованиям, к свержению монархии и т. п. Они мечтали об исполнении своего долга перед Отечеством, который заключался в честной службе ему. Поэтому Чацкий отправился в Петербург, но скоро понял, что государству не нужны честные патриоты, ему нужно прислуживание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». И он возвращается в Москву. Но тут он встречает ещё более рьяных противников каких-либо преобразований — «фамусовское общество».
Итак, эпоха Чацкого отличалась непримиримой враждой между защитниками старого мировоззрения и представителями нового мышления.
Происхождение Чацкого и его предшествующая биография
Чацкий — дворянин, помещик. У него 300–400 душ крепостных крестьян. Он член Английского клуба, в который входили богатые и знатные дворяне. Чацкий не женат.
Отца и мать он потерял ещё в детстве и воспитывался в семье Фамусова, друга отца, и с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно Софья больше всех делает замечаний о его характере и особенностях личности.
Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Три года он провёл в путешествиях.
Софья говорит о Чацком, что он умён и красноречив, а Фамусов при этом добавляет, что он «славно пишет, переводит» … Его остроумие не всегда воспринимают правильно даже те, кто знает молодого человека с детства. Например, Софья за эту способность называет его «змеёй», но сам он не соглашается с такой оценкой и удивляется: «… ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?.
А вот Лиза восхищается тем, что Чацкий «весел и остёр».
По словам той же Софьи, герой невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей. А Фамусов добавляет, что он слишком гордый, к тому же франт и сорванец.
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
Свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность», Чацкий не может быть понят в фамусовском обществе. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!..», «Да он властей не признает!..» и т. д.
На пути преобразований, о которых мечтает Чацкий, плотной стеной стоит этот фамусовский мир с преобладанием тех нравов, против которых он всей душой восстаёт. К ним относятся: услужливость, подхалимство, кумовство, погоня за чинами, взяточничество, родственные связи при получении должности и т. д. Но отсутствовавший три года герой не понимает, что за это время появился новый тип людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий видит пока только его ничтожность и не воспринимает человека такого типа как опасность для общества, хотя она реально существует.
Молчалин не только счастливый соперник Чацкого, но и личность безнравственная, беспринципная, хитрая, изворотливая. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, расчётливо набирает силу и в дальнейшем не потерпит на своём пути таких людей, как Чацкий. В дальнейшем писатель М. Салтыков-Щедрин указывал на то, что укоренившиеся в русской жизни молчалины станут самыми страшными фигурами русской жизни.
Итак, Чацкий нигде не служит, т. к. не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого сложно сделать карьеру. Но он считает, что можно найти себя в творчестве или науке. Его страстность, пылкость и чувствительность являются свидетельством творческой натуры и художественного вкуса. Он имеет собственное мнение обо всем и не читает глупых книг, которые пользуются успехом в обществе: «Я глупостей не чтец, //А пуще образцовых…»
Он возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде принимаются только заграничные модные тенденции: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Китайцы, по его мнению, поступают мудро, когда не увлекаются всем иностранным: «Ах! если рождены мы всё перенимать, //Хоть у китайцев бы нам несколько занять //Премудрого у них незнанья иноземцев».
О «сумасшествии» Чацкого
В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов. Но первой эту мысль в общество вбросила Софья, а затем её подхватили другие. Слухи о сумасшествии героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все начали его сторониться и в его словах находить признаки безумия, предполагая разные причины этого, в том числе пьянство. Но Фамусов причиной сумасшествия Чацкого считает его образование: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче, пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Чацкий и фамусовское общество живут как будто в разных измерениях, они не совместимы. Представители старого московского дворянства считают себя вполне разумными и нормальными. Те же, кто им противостоит, не согласен с их жизненными установками, вполне подходят под определение сумасшедших. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не желает понимать.
Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. Но он разочаровывается в ней, когда узнаёт, что она влюблена в Молчалина и что именно она распустила слух о его сумасшествии. Больше в Москве его уже ничего не держит: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».
Горе от ума: умён ли был Чацкий?
Впервые этот вопрос поставил Пушкин и в письме к П. Вяземскому ответил на него отрицательно: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…». Пушкин считал, что главный герой комедии «благородный и добрый малый», но непростительно то, что все свои умные речи он направляет недостойным людям: Фамусову, Скалозубу и т.д. А первым признаком умного человека, по мнению Пушкина, является понимание того, с кем имеешь дело, чтобы «не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».
Этой оценки образа Чацкого придерживались и другие современники Грибоедова и Пушкина: П. Вяземский, Н. Надеждин. Некоторые высказывались ещё резче: Чацкий жалок и смешон своей глупой влюблённостью в Софью, вовсе не достойной его любви и не имеющей женской прелести. Обвиняют этого героя и в том, что он желчен и раздражителен, но неясно, чего бы он хотел, а в его обличениях низкопоклонства, господства французского языка в русском обществе нет ничего нового. Оригинального же в воззрениях Чацкого нет ничего.
Можно соглашаться или не соглашаться с такими оценками образа Чацкого, но знать о них надо.
Значение образа Чацкого
Образ Чацкого с первых дней появления «Горя от ума» вызвал больше всего споров. Это новый тип человека в русском обществе. И его столкновение с миром фамусовых — не частное явление, это потребность в изменении общества.
Но в сложившейся ситуации он бессилен что-либо изменить, отсюда его раздражительность и некоторая несдержанность. Чацкий — первый «лишний человек» и в русской литературе, и в русском обществе. И дальнейшая его судьба непредсказуема: он или станет декабристом и выйдет на Сенатскую площадь в 1825 г., или разочаруется в «мерзостях русской жизни» и навсегда покинет Россию, став эмигрантом.
Характеристика образа Чацкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Характеристика Александра Чацкого в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Автор: Guru ·
(392 слова) Александр Андреевич Чацкий — дворянин, яркий представитель передового поколения декабристской эпохи 1820-х годов.
Чацкий — герой «нового типа», которого автор ввел в канву повествования для того, чтобы подчеркнуть несостоятельность взглядов на жизнь представителей «века минувшего» и побудить молодежь «века нынешнего» к действиям, направленным на изменение общественного строя. Александр Андреевич выражает свои мысли о губительном воздействии крепостного права на слуг, находящихся в подчинении у помещиков, постепенном омертвлении душ высокопоставленных чинов, ведь главной целью их жизни является достижение богатства, постепенном исчезновении патриотизма, на смену которому приходит слепое подражание французским стандартам в моде и языке.
Чацкий довольно вспыльчив, что хорошо прослеживается в эпизоде, где он нелестно высказывается в адрес Молчалина, которого находит рядом с Софьей в день своего приезда в Москву после долгих странствий. Не найдя ответов на вопросы в сторону Софьи, Александр начинает разговаривать с Молчалиным, намекая, что тот наверняка уже поднялся по карьерной лестнице, «ведь нынче любят бессловесных». Эти колкие слова говорят о том, что Чацкий «остер на язык». Даже сама Софья замечает это, называя его про себя «не человек! змея!»
О своевольном характере героя свидетельствует его ответ на слова Фамусова о том, что необходимо «послужить». Молодой человек заявляет, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». С этого момента у главы поместья начинают зарождаться мысли о том, что речи Чацкого слишком «вольнолюбивы».
Заметив, что у Софьи есть чувства к Молчалину, когда тот сваливается с лошади, Александр Андреевич беседует с ними по очереди и решительно понимает, что влюбиться в человека, преклоняющегося перед властью девушка просто не могла, ведь Чацкому неприятны люди, которые добились успеха лишь благодаря чужой помощи. Это стало отправной точной к развитию слухов в Фамусовском обществе (благодаря Софье) о безумии дворянина, столь остроумно высказывающегося в адрес людей, заимствующих французскую культуру, вместо того, чтобы защищать свою, проявляя патриотизм.
Несомненно, Чацкий умен, что доказывают его смелые рассуждения по поводу ценности образования, сохранения нравственности, культуры родного края, однако А. С. Пушкин имеет несколько другое мнение по этому поводу. Он считает, что «умное действующее лицо в пьесе — это А.С. Грибоедов. Главный герой, по мнению Пушкина, умен и несколько глуп одновременно, так как разговаривает с теми, кто не сможет понять его слов, поэтому «метать бисер перед свиньями» бессмысленно — все эти умные речи ударятся об стену недоверия и осуждения.
Чацкий остается непонятым, «лишним человеком» в Фамусовском обществе потому что, проповедуя свою идеологию в одиночку, очень трудно добиться того, чтобы общество начало меняться благодаря словам одного человека, пытающегося воздействовать на него.
Автор: Анастасия Кутковецкая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Читайте также:
Adblock
detector
Композиция Чацкого и Фамеля (сравнительная характеристика). Грибоедов, горе от души
В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь самый лучший, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — это дворянство, или века минувшие, они одной веры. Как раз об идеалах Фамовского общества мы и поговорим, рассматривая как нравственные, так и жизненные их идеалы.
Чтобы понять, какие идеалы существуют в Обществе Фамоу, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных вельмож Москвы, которые именуют себя асами, они же представители Общества Фамоу.
Жизненные идеалы Журнального Общества
Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, знатных дворян, так сказать, скрепу столицы. Все они из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и Орден. Это люди, не славящиеся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы кошелек у жениха был основательный и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, рассказывающий об идеалах человека, так говорит, худо, а если ливень из тысячи двух дженериков, то и жених будет проверен. Так вот, рокозуб был хорошим кандидатом в женихи, ибо генералы метрят, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамисс отнесется к нему с презрением. О крепости можно не говорить и вовсе, потому что их вообще не считают, называя чумбанами и каучуками. Опять же, чтобы бомондмент пошел, нужен состоятельный. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что богатые балы устраивают.
Нравственные идеалы Журнального Общества
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в Фамовском обществе, то здесь для Фамусова идеал своего дяди, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто пожертвовал ее затылком, его шея просто умоляла в поклонах. Что самое страшное, многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же чип не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто служил в приюте, а после того как такой выдающийся пернатый получил медаль, теперь ожидает генерал Чин.
Идеал Общества Фамов точно не просветление, потому что просветление и учение для них как приятель. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусеев считает, что образование только вредит, поэтому было бы все книги просто сожжены. А сами они даже газет не читают.
Магнитовское окружение тоже ложнопатриотично. Они только о патриотизме говорят, сами для страны ничего не делают. Звания хоть и есть, но не заслужены при исполнении военного или гражданского долга. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, завершившаяся война 1812 года потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения общественной жизни. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба двух групп дворянства обозначена в пьесе как столкновение «века настоящего» с «веком прошлым». В комедии «Гора с ума» Чацкий и Фармус — главные противники.
Проблема разума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии 25 дураков на одного толкового человека». Под «разумным человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что дураком Фамомова не назовешь. Поскольку в образ Чацкого Грибоедов вложил собственные мысли и идеалы, автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамемова есть своя правда, которую защищает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамемова различаются по качеству.
Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого места от всего нового. Новая неприязнь к старому образу жизни эсминцев, потому что это угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Магазов.
Чацкий — обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, главными ценностями которого будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросам, касающимся образа жизни дворянина. Чацкий — сторонник образования, просвещения, сам Остер, умный, красноречивый», «красиво пишет, переводит. Фамусов и его общество, напротив, считают чрезмерную «ученость» вредной для общества и очень боятся таких людей в своем окружении, как Чацкий. у купца».
Спор Чацкого и Фамамова разгорелся и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Рад бы служить — болеть». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Застряв и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: несколько раз падал специально, чтобы переделать публику и императрицу Екатерину. Такое умение «слушать» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «смирения и страха», зажимающих человеческую свободу. Сравнение героя «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ибо теперь «всякий дышит и не торопится влезть в убежище».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит из-за несовпадения их взглядов на семейные ценности. Фамуз считает, что при создании семьи совершенно не важно наличие любви. «Кто беден, вам не пара», — говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье деньги ставят во главу угла. Богатство для Famow Society — это то же самое, что и счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Плохо, но если душ тысяч двух дженериков проверит, оба жениха».
Чацкий является сторонником живого смысла, факта и страшного для Журнала Москва. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамомова выявляет всю подлость и безнравственность Фамомова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, которое описано в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя его сумасшедшим.
Столкновение Фамусова и Чацкого — спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чартского и Фамусова в комедии «Гора от ума»»
Тест по работе
Реферат 9 класс. Две системы жизненных ценностей: Монологи Чацкого и Фамомова
Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных противостояниях: Чацкий с Софьей, Чацкий с молчаливым, Чацкий с Магазовым. Но последнее противостояние — это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения Это гораздо больше, потому что оба героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества и общества косого.
Чацкий предстает в спектакле уже знакомым нам человеком. Первый отзыв о нем мы слышим от служанки Лизы:
Кто такой чуткий, и веселый, и Остер,
Как Александр Андреич Чацкий.
Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ждать ответа недолго: совсем скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой имеет к себе.
С другой стороны, Фармус. Поначалу он не производит впечатления ни отталкивающего, ни притягательного. Причем реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить уму картовской глупости Фаммова? А ответ очень прост: не вздор, а уют, даже, можно сказать, несчастье взглядов противопоставляется разуму. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказал Чаткому в этом достоинстве, назвав единственным умным лицом самого Грибоедова.
Итак, Фармус. Человек солидного возраста, а, значит, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Лучше всего оценить Фамилова позволяют его собственные реплики. Вот, к примеру, типичный фамовский постулат:
Но память оставить намеревается
Жить похвально, вот пример:
Мертвец был почтенной палатой
С ключом, и мой сын умел доставить ключ
Богатый и был женат на богатом, гонялся за детьми, внуком,
Умер, о нем все жалели.
Как ярко раскрываются в этих строках жизненные устремления героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак, приумножить состояние. Еще ярче рассказ Фомусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем в нужный момент попасть в начальство, и явном восхищении этим умением. В ответ на призыв Фамусова следовать примеру отцов Чацких соответствует язвенное и беспощадное описание жизни старшего поколения:
Как он славился тем, у кого чаще шею гнул,
Как не на войне, а на свете лоб брали,
По полу стучали, не щадя!
Прямых было вех и страха,
Всех под усердием усердием к царю.
С этого момента начинается прямое и незавершенное столкновение двух героев. Магазов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Он родился, вырос и жил в этом первичном обществе, не представляя себе иной жизни. И как он может ее себе представить, если все книги для него «Блаз» и он награждает их лучшими. Ему неинтересно знать что-то, что стоит за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: противоположный, стремящийся к знаниям, отовсюду увлекает их и ненавидит невежество.
Конфликт двух героев с каждым действием оборачивается все больше и больше. Фармус, как человек ограниченный, в своих спорах все говорило вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Обо всем говорит одно и то же: «Об отце и сыне чести», «на всей Москве особый отпечаток». Что Чацкий, раздражая все больше и больше (он заложен в этой слабости), говорит о Москве: «Дома новых, а предрассудки старых людей». Это, впрочем, можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не боясь ошибиться.
Безумно вы меня хором прославили!
Ты прав: из огня выйдет невредимым
Кто останется с тобой на день
Поднимет воздух один
И в нем разум разрушит.
А теперь вспомним, что он говорит вслед ушедшим Фамусам: Ах! Боже мой! Что скажет княгиня Марья Алексшна! Это все дыни. Ему важно, что он никому не скажет, кому нужна принцесса. Он даже не понял, как высокого полета человек приютился в своем доме и ослабил безумца. Наверное, поэтому никогда не бывает двух этих антиподов — Чацкого и Магазова, ибо один из них — личность, а другой — ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающем болоте.
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Гора от ума» было бессмертным, оно остается актуальным с годами. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов Очень четко и точно передал в своем творчестве противостояние двух общин. Главные герои, отображающие все общество в целом, — Чацкий и Магазов.
Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамузы и Чацкий, в какой-то мере правы. Ум у них живет и развивается, только у каждого он по-своему. Каждая отдельная личность.
Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его стандартам и понятиям, для него дико и не привычно.
Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится узнать и что-то новое. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и предпочтения в первую очередь человеческими качествами, деньги, положение в обществе для него — второстепенный план.
Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамомова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но и здесь противоречия Чацкого идут и к знанию, он на стороне просвещения, Фамуз наоборот отрицает все, что связано с просвещением и образованием.
Фамусы боятся, что давно устоявшиеся правила вдруг ускользнут. Чацкий действует так, чтобы изменить установленные стандарты на новые.
Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор между двумя главными героями. Суть спора в том, что ситуация в обществе не должна влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и личность доставляет только трудовая деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить материи, не будучи выше других. Такая позиция будет толкать Чацкого, соответственно фармус это отрицает.
Мы уже видели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?
Фамусеов считает, что чувства в отношениях вещь лишняя и не нужная. Ему важны не личные качества человека, а положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке, с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.
Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А семьи без любви и чувств не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.
Вариант 2.
Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе есть и будет конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать этого просто невозможно. В чем дело, ведь, как и старому поколению, нельзя уступать дорогу молодым новаторским идеям, которые как бы устоялись в стабильности консервативной жизни и молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хочет отказываемся от старых консервативных законов, и так получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, выход из которой пока не найден. Отличным примером описания этой проблемы послужит произведение Грибоедова «Горе от ума».
В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не напрямую, а через тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В нем автор рассказывает нам историю молодого человека — Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении консерватору — Фамовову, а тот, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает его и окружающих людей. Фамомов, так как они являются олицетворением консерваторов И господствующих мужчин. Таким образом, мы видим конфликт фамусовских обществ и чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и поколение старого, фамусовское.
Чацкий и Фармус, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения сильно отличаются. Если Чацкий полагает, что всеобщее просвещение, научное развитие и развитие себя и интеллекта в частности, то Фармус, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, несет на себе невзгоды и проблемы, которые Мижсов в своем возрасте не хочет видеть. Также Маговьев придерживается этого мнения, потому что просто боится потерять под стремительным прогрессом обновки то, что у него уже есть, и то, что он так долго искал. Чацкий пытается убедить его в этом, приводя в аргументы все преимущества нового ощущения жизни, но Магижов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимает только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами. из этих людей.
У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и согревают душу с годами. Одним из таких мест, несомненно, является Малая Родина
Главный конфликт комедии — противоречие между «веком нынешним и веком прошлым» — отраженное в спорах представителей этих «веков» с их разными противоположными взглядами убеждения. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Маговьев, аргументированно рассуждают о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже проникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Гора от ума» — образ человека, близкого по своим убеждениям и взглядам будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
В первую очередь сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; Он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над окюрой и невежеством московского Бария. Он сожалеет об утрате русскими национального самосознания и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В той комнате легкая встреча…» (Грибоедов употребил именно такую форму слова, хотя теперь пишем «незначительный»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Так что интеллигентные, веселые люди
Хотя я не считал нас языком за немцев.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служил бы рад, чтобы болеть». Значит, не будет он ради карьеры лести, пожалуйста, унижать. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не хочет искать развлечений, если занят делом.
В стане его оппонентов иные мнения: Молчанин мечтает «и наградно взять, и повеселиться», рокозоб бросается в генералы, а Фамовов «то есть что то не… подписано, так что с собой плечи». О собственной занятости Важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, навеки ты с обновкой…», когда записывала предстоящее в ближайшее время дело. Там перечислены обеды, похороны, крестины, самые важные дела на ближайшую неделю, но не упоминаются какие-то столичные или государственные вызовы.
Фамус и его сторонники едины в борьбе с Чацким, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор-разбойник дворянин» припаял к детям крепостных актеров, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражает тяга к знаниям, образованности, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чаткому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Все книги ковырять было бы больно!»
Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и впечатлен, является менеджером госучреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусы — фигура важная, личность авторитетная, солидная, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного движения по служебной лестнице нужно добиваться любыми путями: прогибаться в оковах перед начальством или представителями власти, льстить, если нужно, в роли шута, как пришел его дядя , Максим Петрович, добившийся расположения ферзя простым падением на скользком паркете. Маговьев много говорит о пространстве во втором действии:
Вот то, что вы все гордость!
Спросили бы, как поживали отцы?
Узнали бы мы на старцев глядя:
Мы, например, или покойник…
Отношение к службе у Фамусова такое же, как у дяди, то есть высокий подбородок должен приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна чтобы хорошо жилось, а родственники чтобы покровительствовали:
Со мной сотрудники очень редко;
Все больше и больше кормящих, ведущих малышей.
Значит, награды или денежное вознаграждение получат и они:
Как представишь на крещение, в городок,
Ну как не угодить родному человечку!
В беседах с Чацким Фамой раскрывает свои принципы и суждения о жизни и человеке. Человека, как и других московских господ, ценят за богатство, знания и чин. Он выбрал бы того жениха, который выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и знаки генералам», или имеет «тысячелетний душ».
А.С. Грибоедов отводит особую роль в развитии комедийного конфликта. Это «двигатель» действий в произведении, т.к. постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого желание поспорить, так как у них во всем противоположные мнения, следовательно, конфликт между «прошлым веком» и «век» обостряется. Маговубов не только рассказывает молодым, но и судит Чацкого за его «недостаток»: за нежелание приносить пользу по службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредные страстные науки («Часы — чума…») . И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольности. В этом важном господин поддерживает всех представителей светского общества, приехавших к нему в гости.
Фамусов — один из тех судей, о которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?» Где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамузы, уверенные в собственной непогрешимости и строго осуждающие Чацкого или других молодых людей, нарушают законы, как и многие его сторонники. Система вседозволенности чиновников, безнаказанность, циркулярный порядок дали Фамусову возможность почувствовать себя хозяином в Москве.
Созданный Грибоедовым образ московской барины позволяет увидеть типичность этой натуры для дворянского общества в современном авторе России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамус также является антиподом Чаткомы и движущей силой в развитии комедийного конфликта.
Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее. Однако обличительных речей этого героя, гости Фомамова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свое мнение перед людьми, не желавшими думать ни о каких реформах. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляя об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права .