образ и характеристика главного героя комедии в стихах «Горе от ума»
Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.
Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.
Содержание
Значение фамилии, прототипАлександр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».
Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).
Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе
Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.
Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.
3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества,
Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).
Внешность ЧацкогоГрибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.
Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).
Характеристика речи Чацкого
Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.
Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.
Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.
Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны.
Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».
Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажейАлександр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.
Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).
Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).
Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).
Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).
Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.
Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.
Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.
Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедииВ начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.
Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками
Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.
А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.
Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:
- П. А. Катенин полагал, что он слишком много и часто некстати всё бранит и проповедует.
- П. А. Вяземский согласен с этим. По его мнению, Чацкий разражается обличительными монологами очень уж часто, поэтому хотя умён, но скучен.
- М. А. Дмитриев отрицательно отозвался о главном герое комедии, считая, что он сумасброд, умничающий перед людьми, хотя и менее его образованными, но не глупыми.
- О. М. Сомов заметил, что Грибоедов вовсе не хотел показать своего героя идеальным. Чацкий сам знает о своих недостатках — заносчивости и нетерпеливости. Он понимает, что зря говорит людям об их невежестве и пороках. Но иногда его негодование от предрассудков так велико, что он разражается обличительной речью.
В более поздней критике интересны следующие мнения:
- В. Г. Белинский определил главного героя комедии как крикуна и шута. Он не считал, что умный человек — это тот, кто в глаза ругает всех дураками.
- А. П. Григорьев полагал, что Чацкий — честный деятельный борец, а не «новый Дон-Кихот», как называл его Белинский.
- Д. Л. Быков — современный литературный критик. Он обращает внимание на то, что «ум взыскует диалога», «надеясь хоть что-то доказать», надеясь на отклик. Горе героя комедии от его ума — в поиске понимания, которое он не находит в окружающих людях. Поэтому он и произносит свои монологи перед «Фамусовыми и Скалозубами».
Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.
Характеристика образа Чацкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Александр Чацкий из комедии Грибоедова Горе от ума: описание и характер героя
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Образ и характеристика Чацкого
Александр Андреевич Чацкий — главный персонаж в пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.
Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца — Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова — Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.
Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.
Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого — Алексея Степановича Молчалина — и называла бывшие отношения с Александром «детскими шалостями». Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и «Молчалин». Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.
Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.
Краткая характеристика Чацкого
Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:
- в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета,
- положительности героя, который является прирожденным максималистом,
- во всех его чувствах и действиях.
Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.
Чацкий и его история
В комедии Грибоедова отражено столкновение двух мировоззрений, а именно представителей новых людей, отраженных в образе Чацкого и консервативных представителей, представленных Фамусовым и его друзей. Одним из личностей, показывающих новые веяния, является Чацкий. Мы видим, что персонаж после долгих странствий по миру, вернулся в родные места. Он одержим мыслями о свободе личности, равенстве и братстве.
Однако, прибыв в Москву, видит, что все осталось на прежнем уровне. И его появление никак не обрадовало ни Фамусова, ни его дочь. В основном, представители этого общества всегда только и делают, что развлекаются. Чацкий даже отказался служить, потому что и в армии все друг другу льстят и прислуживаются. И в дом Фамусова то он вернулся из-за любви к Софье. Сразу же с дороги он прибывает в ее дом и признается ей в своих чувствах, что характеризует его как горячего молодого человека. Ни разлука, ни путешествия не остудили его пыл к девушке. Он свято чтит эти отношения. Узнав, что Софья выбрала Молчалина, ему становится горько и обидно. А ведь Чацкий умен, но никто не замечает этого. Только Лиза, работающая в этом доме прислугой, говорит о том, что он просвещен, находчив и честен.
Главный герой выступает против крепостного права, так как считает его источником зла и бед. Он также осуждает московских состоятельных господ, которые ценят лишь роскошь и высокие посты, боятся просвещения и правды. В споре с Фамусовым он говорит о том, что старшее поколение не умеет высказывать свое мнение, осуждая их всех, и говоря, что ему противно среди таких людей находиться.
Когда он приходит на бал, то между ним и представителями светского общества происходит конфликт. Все собравшиеся выступили против Чацкого, высмеяв его и оскорбив, Чацкий со своими веяниями оказывается одинок. Ведь среди них не было никого, кто бы придерживался такого же мнения. И поэтому он уезжает, прекращая всякую борьбу. Однако он все-таки превосходит Молчалина и ему подобных представителей. Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, самую его лучшую часть. И если он находится среди высшего света в полном одиночестве, то среди молодых людей его возраста есть единомышленники.
Биография героя
Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года, с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.
Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.
Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.
В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.
Описание Чацкого
Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.
По его мнению, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова, утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.
Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.
Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.
Интересно: краткая характеристика главных героев Горе от ума Грибоедова.
Вариант 3
Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.
В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий — это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.
Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.
Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.
На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.
Чацкий — это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам — ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.
Противоречия в характере героя
Если внимательно вчитаться в конфликт между героем картины и людьми, с которыми ему ничего не остается, как спорить, можно понять, что его характер неоднозначен. Это ярко выражено в следующих его высказываниях:
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»,
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Упражнения для определения сильных и слабых сторон
Выявление личностных характеристик всегда непростая задача. Поэтому необходимо тщательно взвесить все сильные и слабые стороны на этапе подготовки резюме, затем эта информация пригодится для собеседования. Предварительно составьте их перечень следующим образом:
- Разберите черты своего характера детально. Подумайте, что вам наиболее легко удается, а к чему приходится прилагать усилия. Запишите качества, которые требуются для выполнения этих заданий.
- Обратитесь за помощью к друзьям и родным. Они укажут на достоинства и недостатки, ведь со стороны они виднее.
- Оцените все качества, выписанные вами на листке. Рассортируйте их по принципу преимущество – недостаток. Например, вы подготовились к презентации, подобрали весь материал, оформили его, но не смогли выступить. Со стороны исполнителя вы ответственно подошли к делу, были внимательны и усидчивы. Но со стороны лидера вы не можете выступать перед публикой.
- Выделите качества соискателя на должность и запишите их.
- Сопоставьте ваши характеристики с необходимыми для требуемой вакансии.
- Оцените результат, определите свои недостатки и возможность справиться с ними.
Своеобразное мировоззрение героя
Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы, автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».
Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.
Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.
План
- Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
- Противоречия в характере Чацкого
- Своеобразие мировоззрения героя
- Чувства и особенности внутренних переживаний героя
- Значение образа Чацкого
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Краткая цитатная характеристика Чацкого
Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим. Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов, и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять. Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».
Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:
- Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»,
- Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»,
- Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».
А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».
Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» — это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.
Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще», он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.
Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, — критика «прошлого века».
Чацкий — непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.
Значение образа Чацкого
Создание образа Чацкого — это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.
Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.
По словам И. А. Гончарова , роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», — обозначил писатель.
А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров , напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Сильные и слабые стороны, относительно должности
Для каждой должности существует свои набор сторон личности, на которые обращают внимание работодатель. Очень важно соблюсти тот баланс, который сделает вас идеальным претендентом на указанную должность.
Таблицы сильных и слабых сторон для каждой профессии:
Сильные | Слабые |
Продавец | |
|
|
Руководитель | |
|
|
Менеджер | |
|
|
Бухгалтер | |
|
|
Подробнее — Что можно писать для сильных сторон в резюме?
Образ Чацкого («Горе от ума»).
Характеристика ЧацкогоКомедия «Горе от ума» — известное произведение А. С. Грибоедова. Написав ее, автор сразу встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие поспешили высказать свое мнение о достоинствах и недостатках произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого – главного героя комедии. Данная статья будет посвящена описанию этого персонажа.
Прообразы Чацкого
Современники А.С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П.Я. Чаадаев. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи видят в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. По другой версии, образ Чацкого является отражением биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый человек, только что вернувшийся из-за границы, вполне мог стать прототипом главного героя «Горя от ума».
О сходстве автора с Чацким
Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах высказывал мысли и взгляды, которых придерживался и сам Грибоедов. «Горе от ума» — комедия, ставшая личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. И многие черты характера Чацкого как бы списаны с автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был стремителен и горяч, иногда самостоятелен и резок. Взгляды Чацкого на подражание иностранцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократизм — подлинные мысли Грибоедова. Он часто выражал их в обществе. Писателя даже однажды действительно назвали сумасшедшим, когда на светской вечеринке он горячо и беспристрастно отозвался о рабском отношении россиян ко всему иностранному.
Авторская характеристика героя
В ответ на упреки своего соавтора и давнего друга П.А. Катенина о том, что характер главного героя «несостоятелен», то есть весьма непостоянен, Грибоедов пишет: «В моей комедии, на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Образ Чацкого для автора — это портрет интеллигентного и образованного юноши, оказавшегося в трудной ситуации. С одной стороны, он в «антиобщественности», потому что «чуть выше других», осознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться прежнего расположения любимой девушки, подозревает наличие противника и даже неожиданно попадает в разряд безумцев, о чем узнает о последнем. Чрезмерный пыл своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в «Горе от ума» образ Чацкого получился таким противоречивым и противоречивым. Он всем «плюнул в глаза и стал таким».
Чацкий в обработке Пушкина
Поэт подверг критике главного героя комедии. В то же время Пушкин ценил Грибоедова: ему понравилась комедия «Горе от ума». Характеристика Чацкого в трактовке великого поэта очень неприятна. Он называет Александра Андреевича обыкновенным героем-мыслителем, выразителем идей единственного разумного человека в пьесе — самого Грибоедова. Он считает, что главный герой — «добрый малый», набравшийся неординарных мыслей и острот от другого человека и начавший «метать бисер» перед Репетиловым и другими представителями Знаменитой гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого есть отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.
Характер Чацкого по Белинскому
Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отрицал главного героя пьес в практическом уме. Образ Чацкого он интерпретировал как совершенно нелепую, наивную и мечтательную фигуру и назвал его «новым Дон Кихотом». Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии «Горе от ума» в его интерпретации стала весьма положительной. Он назвал ее протестом против «позорной реальности раджасов» и считал ее «самым благородным, гуманистическим произведением». Критик не увидел реальной сложности образа Чацкого.
Образ Чацкого: интерпретация в 1860-х годах
Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только общественно значимые и общественно-политические мотивы. Например, А. И. Герцен видел в главном герое пьесы отражение «задней мысли» Грибоедова. Образ Чацкого он рассматривает как портрет декабриста-революционера. Критик А. А. Григорьев видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои «Горя от ума» — персонажи не «высокой» комедии, а «высокой» трагедии. В таких интерпретациях образ Чацкого предельно обобщен и истолкован очень однобоко.
Образ Чацкого у Гончарова
Иван Александрович в своем критическом очерке «Миллионы слез» дал наиболее проницательный и точный анализ пьесы «Горе от ума». Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна производиться с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляя произносить длинные монологи перед людьми, равнодушными к его пламенным речам. Таким образом, не принимая во внимание любовную связь, невозможно понять комический и в то же время трагичный характер образа Чацкого.
Проблемы пьесы
Герои «Печали от ума» сталкиваются у Грибоедова в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и Софья) и социально-идеологическом (ФАМУСОВО общество и главный герой). Конечно, на первый план выходят социальные вопросы произведения, но очень важна в спектакле любовная линия. После Чацкий поспешил в Москву только для встречи с Софьей. Поэтому оба конфликта — социальный, идеологический и любовный — усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношений героев комедии.
Главный герой. Конфликт любви
В системе персонажей пьесы Чацкий занимает главное место. Он соединяет две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича главным является любовный конфликт. Он прекрасно понимает, что он за человек в обществе и не намерен заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. «Нетерпение сердца» молодого человека чувствуется на протяжении всей пьесы.
Сначала «болтливость» Чацкого вызвана радостью встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки нет и следа, то начинает делать непоследовательные и смелые поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым любовником Софьи. При этом у него явно «ум с сердцем расстроен».
После того, как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софьи, он впадает в другую крайность. Вместо любовных чувств его окружают объятия и ярость. Он обвиняет девушку в том, что она «заманила ее надеждой», с гордостью заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что «отрезвляет… по полной программе», но при этом собирается излить излить «всю желчь и всю досаду» на мир.
Главный герой. Конфликт общественно-политический
Любовные переживания усиливают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироническим спокойствием: «…Я в странностях чудак / Я посмеюсь, потом забуду…» Однако, убеждаясь в равнодушии Софьи, его речь становится более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы национального самосознания, крепостничества, воспитания и просвещения, реального служения и т.д. Он говорит о серьезных вещах, но в то же время от волнения впадает в «преувеличение, почти бессилие речи», по словам И. А. Гончарова.
Мировоззрение главного героя
Образ Чацкого представляет собой портрет человека со сложившейся системой жизненных ценностей, мировоззрения и нравственности. Главным критерием оценки человека он считает стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работать на благо государства. Но он постоянно подчеркивает разницу между «служением» и «служением», чему придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, сохраняет свою независимость, что вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтаря, посягающего на самые священные ценности. С точки зрения фамусовского общества поведение Чацкого нетипично, а потому — предосудительно. Он «знаком с министрами», но никак не использует свои связи. На предложение Фамусова жить «как все» отвечает презрительным отказом.
Во многом согласен со своим героем Грибоедовым. Образ Чацкого — тип просвещенного человека, свободно высказывающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамюзианском обществе любое отклонение от обычной нормы кажется возмутительным и опасным. Немудрено, что в конце концов Александра Андреевича признали сумасшедшим. Герои «Горя от ума» только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.
Заключение
В современной жизни пьеса «Горе от ума» остается все более актуальной. Образ Чацкого в комедии – это центральная фигура, помогающая автору всему миру выражать свои мысли и взгляды. По воле Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его стремительная обличительная речь вызвана разочарованием в любви. Однако проблемы, возникающие в его монологах, — темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.
Композиция Чацкий и Фамусов (сравнительная характеристика). Грибоедов, Горе от ума
В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года Это жизнь, в которой столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовое, декабристское мировоззрение, новый взгляд на жизнь, на ее основы. Второй лагерь — дворянство, или прошлый век, они же общество Фамусов. Именно об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как их нравственные, так и жизненные идеалы.
Чтобы понять, что такое идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В ней автор, изображая минувший век, создает образы знатных вельмож Москвы, называющих себя асами, они же представители фамусовского общества.
Жизненные идеалы общества Фамус
Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, дворян, так сказать, столичный бомонд. Все они происходят из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и ордена. Это люди, не славящиеся своими заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы у жениха был кошелек потолще и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, говоря об идеалах человека, так и говорит, будь неполноценным, но если две тысячи родственных душ, то он жених. Так что Скалозуб был хорошим кандидатом в женихи, потому что целился в генералы, к тому же у него был еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамуса будет относиться к нему с презрением. О крепостных можно даже вообще не говорить, потому что их вообще за людей не считают, называя чурбанами и ломами. Опять же, чтобы вас уважала элита, вам нужно богатство. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что она устраивает богатые балы.
Нравственные идеалы общества Фамуса
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в обществе Фамуса, то здесь для Фамусова идеалом является его дядя, которого он ставит в пример всем. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, шея просто часто сгибалась в поклонах. Хуже всего то, что многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же Сколозуб ничем не лучше. По его рассказу, в 1813 году он просто отсиделся, и после такого выдающегося подвига получил медаль, а теперь ожидает генеральского чина.
Идеалом общества Фамуса точно не является просвещение, потому что просвещение и учение для них как чума. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусов считает, что образование только вредит, поэтому просто сжег бы все книги. А сами они даже газет не читают.
Окружение Фамуса тоже лжепатриоты. Они только говорят о патриотизме, а сами ничего не делают для страны. Звания хоть и есть, но при исполнении воинского или гражданского долга их не заслуживают. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.
Комедия «Горе от ума» отражает надвигающийся раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, война, закончившаяся в 1812 году, потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения взглядов на общественную жизнь… В связи с этим есть дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворянства обозначена в пьесе как столкновение «настоящего века» и «прошедшего века». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов — главные противники.
Проблема разума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии на одного здравомыслящего человека приходится 25 дураков». Под «вменяемым человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и дураком Фамусова назвать нельзя. Поскольку Грибоедов вложил в образ Чацкого собственные мысли и идеалы, автор полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова есть своя правда, которую отстаивает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого жилища от всего нового. Новое враждебно старому образу жизни крепостников-помещиков, ибо оно угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же является обладателем действенного, гибкого ума, нацеленного на построение нового мира, в котором главными ценностями будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко различаются по всем вопросам, связанным с образом жизни дворянина. Чацкий сторонник просвещения, просвещения, сам он «резок, умен, красноречив», «великолепно пишет, переводит». Фамусов и его общество, наоборот, считают чрезмерное «учение» вредным для общества и очень боятся появления в своей среде таких людей, как Чацкий. Чацкие грозят Москве Фамаса потерей привычного комфорта и возможности провести жизнь «в пиршествах и в расточительности».
Спор между Чацким и Фамусовым разгорается и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть не находит в том пользы». Главный герой комедии объясняет это так: «Я бы рад служить — служить тошно». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь ничего добиться невозможно. Чацкий хочет служить «делу, а не народу».
Но у Фамусова и его сторонников совершенно иной взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что вел себя как шут на приеме. Споткнувшись и упав, он решил повернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: он падал еще несколько раз нарочно, чтобы рассмешить зрителей и императрицу Екатерину. Эта способность «послужить одолжением» принесла Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха» человеческой свободы… Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оказывается не в пользу последнего, ибо теперь «все дышит свободнее и в полк шутов вписываться не спешит».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого также происходит из-за расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи совсем не важно наличие любви. «Бедный человек тебе не пара», — говорит он дочери. И в обществе, и в семье деньги стоят во главе угла. Богатство для общества Фамуса равнозначно счастью. Личные качества не имеют значения ни в обществе, ни в семье: «Будь плохим, но если у тебя душа двух тысяч членов семьи, он жених».
Чацкий же сторонник живого чувства, оттого и страшен для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому конфликт между Чацким и Фамусовым разгорается.
выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова раскрывает всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, описанном в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя невменяемым. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Светскую Москву напугали его выступления. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда восторжествует, так как замена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров… Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9-х классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»
Тест изделия
Композиция 9 класс. Две системы жизненных ценностей: монологи Чацкого и Фамусова
Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных контрастах: Чацкий с Софьей, Чацкий с Молчалиным, Чацкий с Фамусовым. Но последнее противостояние – это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба героя являются представителями нового и старого мира, прогрессивного общества и инертного общества.
Кто такой чуткий и веселый и острый,
Как Александр Андреевич Чацкий.
Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ответа долго ждать не приходится: очень скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой располагает к себе.
С другой стороны, Фамусов. Сначала он не производит впечатления ни отталкивающего, ни привлекательного. К тому же его реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: разуму противостоит не глупость, а медлительность, даже, можно сказать, косность взглядов. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным интеллигентным персонажем самого Грибоедова. Чацкий так же упрям, или, лучше сказать, упрям, как и Фамусов. И никто из них, сколько бы они ни твердили о своих, не переубедит другого ни на йоту. Дело в том, что у каждого из них не просто есть своя точка зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой он оценивает людей и поступки. Все это глубоко укоренено и в одном, и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их объединяет.
Но кто намерен оставить память о себе
Похвальная жизнь, вот пример:
Покойный был почтенным камергером
С ключом, и он умел доставить ключ к сыну,
Рич, а сам был женат на богатой, женат детей, внуков,
Он умер, все вспоминают его с грустью.
Как ясно раскрывают эти строки жизненные устремления героя! Уметь найти место для детей, заключить удачный брак, приумножить свое состояние. Еще ярче рассказ Фамусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем прогнуться перед начальством в нужный момент, и явном преклонении перед этим умением. На призыв Фамусова брать пример с отцов Чацкий отвечает язвительной и беспощадной характеристикой жизни старшего поколения:
Как славился тот, чья шея чаще гнулась,
Как не на войне, а в мире лбами брали,
На пол стучали без сожаленья!
Прямая была вехой послушания и страха,
Все под маской усердия к королю.
С этого момента уже начинается прямое и открытое столкновение двух героев. Фамусов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Ведь он родился, вырос и жил в этом чопорном обществе, не представляя другой жизни. Да и как он себе это представляет, если все книги для него «прихоть» и он считает за лучшее их сжечь. Ему не интересно знать что-то, что находится за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: он, наоборот, стремится к знаниям, черпает их отовсюду и ненавидит невежество.
Конфликт между двумя героями с каждым действием разгорается все сильнее. Фамусов, как человек ограниченный, в своих спорах все вращается вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Все повторяют одно и то же: «честь отцу и сыну», «все московские имеют особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь все больше и больше (он несдержан, это его слабость), говорит о Москве: «Дома новые, а предрассудки старые». Впрочем, это можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не опасаясь ошибиться.
Фамусов начинает обвинять Чацкого в каком-то несуществующем проступке, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «Кто судьи?» В самом деле, кто судит Чацкого? Кто называет его сумасшедшим? Да, то самое общество, которое ничего вокруг себя не видит, которое живет сплетнями и сплетнями, кругозор которого смехотворно узок. Какое право они имеют судить о человеке, который на голову выше их, который если не идеален, то достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого – результат путешествий, учебы, чтения книг, общения. Он свободен от рамок, сковывающих «светского» человека. Может быть, окружающие чувствуют, что Чацкий выше их и не хочет жить по этим дурацким канонам: «во вторник меня за форелью позвали…, в четверг меня позвали на погребение». Он не разделяет взглядов окружающих его людей, не лицемерит и не пытается под них подстраиваться. Во все времена и в любом обществе белые вороны презирались. Так Чацкий становится изгоем. Но, даже выходя из дома Фамусова, прославленного безумцем, он сохраняет свое достоинство:
Всем своим припевом ты меня безумно прославил!
Ты прав: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет остаться с тобой на день,
Вдохнет воздух один
И в нем уцелеет разум.
А теперь вспомним, что говорит Фамусов после ухода Чацкого: Ах! О Господи! что скажет княжна Марья Алексевна! Об этом и говорит Фамусов. Ему важно, что скажет нежеланная принцесса. Он даже не понял, какую высоколетнюю личность он приютил в своем доме и обвинил его в безумии. Наверное, поэтому никогда не сойдутся эти два антипода — Чацкий и Фамусов, потому что один из них личность, а другой ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающей его трясине.
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стало бессмертным, оно остается актуальным на протяжении многих лет. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух общин в своем творчестве. Главные герои, отражающие все общество в целом, — Чацкий и Фамусов.
Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их ум живет и развивается, только у каждого это происходит по-своему. Каждый из них является индивидуальной личностью.
Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и представлениям, является для него диким и не привычным.
Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится к знаниям и чему-то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтение, прежде всего, человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него имеют второстепенное значение.
Как видим, мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, оба они дворянского происхождения. Но и здесь есть противоречия. Чацкий стремится к знаниям, он на стороне просвещения, а Фамусов, наоборот, отрицает все, что связано с просвещением и образованием.
Фамусов боится, что давно установившиеся нормы вдруг рухнут. Чацкий же выступает за замену установленных норм новыми.
Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор двух главных героев. Суть спора в том, что положение в обществе никоим образом не должно сказываться на характере и поведении человека. Положение в обществе и роды будут определять только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставя себя выше других. Эту позицию выдвигает Чацкий, соответственно, Фамусов ее отрицает.
Мы уже видели, что у героев разные взгляды на людей и их обязанности. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?
Фамусов считает, что чувства в отношениях — вещь ненужная и совершенно ненужная. Для него важны не личные качества человека, положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.
Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А без любви и чувств семьи не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.
Вариант 2
Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе является и останется конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать ее просто невозможно. Дело в том, что так же, как и старое поколение, нельзя уступать молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшиеся устои консервативной жизни, а молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хотят уступить старым консервативным законам, и таким образом мы получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, из которой мы так и не нашли выхода. Отличным примером описания этой проблемы является произведение Грибоедова «Горе от ума».
В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не прямо, а сквозь тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В ней автор рассказывает нам историю молодого человека- Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении убежденному консерватору — Фамусову, который, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает и его, и окружающих людей. Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и устоявшихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт фамусовского и чацкого обществ, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и старое поколение, Фамусовское.
Чацкий и Фамусов, как ни странно, два совершенно противоположных человека, взгляды и убеждения которых разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просвещение, научное развитие и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, приносит с ней тяготы и проблемы, которых Фамусов в его возрасте не хочет видеть. Этого мнения придерживается и Фамусов, потому что он просто боится потерять в стремительном темпе нового то, что он уже имеет и к чему так долго стремился. Чацкий же пытается убедить его в этом, приводя в аргументах все преимущества новых жизненных устоев, но Фамусов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимается только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.
У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и греют душу долгие годы. Одним из таких мест, несомненно, является малая Родина.
Главный конфликт комедии — противоречие между «настоящим веком и прошлым» — находит отражение в спорах между представителями этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Вот почему главные герои, Чацкий и Фамусов, долго спорят о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовым народом эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» — образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества как свои собственные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями Московское дворянство.
Прежде всего сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Он очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского дворянства. Он сожалеет об утрате русской национальной идентичности и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В том зале ничтожная встреча…» (именно такую форму слова употребил Грибоедов, хотя сейчас мы пишем «незначительная «). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Чтоб наш умный веселый народ
Хотя по языку немцами нас не считали.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что «служил бы рад, служить тошно». Это значит, что он не будет льстить, пожалуйста, унижаться ради своей карьеры. Он хотел бы служить «делу, а не людям» и не хочет искать развлечений, если занят делом.
В стане его противников есть и другие мнения: Молчалин мечтает «награды брать да веселиться», Скалозуб рвется в генералы, а Фамусов «что дело, что не дело… подписал, так что пошли твои плечи». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, ты всегда с новым нарядом…», когда записывает предстоящее в ближайшее время дело. В нем перечислены званые обеды, похороны, крестины, самые важные дела на предстоящую неделю, но не упоминаются ни столичные, ни государственные задачи.
Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор благородных злодеев» продал крепостных актеров-детей, чтобы частично расплатиться с долгами. Московских дворян раздражает тяга к знаниям, образованности, способности самостоятельно мыслить, поэтому таких, как Чацкий, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Возьмите все книги и сожгите их!»
Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский мастер, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов — важная фигура, авторитетный, уважаемый человек, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по карьерной лестнице нужно добиваться любыми способами: преклоняться перед начальством или представителями власти, льстить, при необходимости выступать в роли шута, как это делал его дядя, Максим Петрович, добившийся положение ферзя простым падением на скользком паркете. Фамусов подробно рассуждает об этом во втором акте:
Вот и все, вы все гордитесь!
Вы спросите, как поступили отцы?
Учились бы, глядя на старших:
Мы, например, или покойный дядя…
Отношение Фамусова к службе такое же, как и у дяди, то есть высокое звание должно приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна для того, чтобы хорошо жить самому и покровительствовать родным:
В моем присутствии иностранные сотрудники очень редко;
Все больше и больше сестер, невестка ребенка.
Поэтому награды или денежное вознаграждение достанутся им:
Как начнешь представлять до креста, до места,
Ну как не угодить милому человечку!
В беседах с Чацким Фамусов раскрывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Он, как и другие московские господа, ценит человека за богатство, знатность и чин. Жениха своей дочери он выбрал бы именно по этим признакам: либо «золотой мешок и метит его в генералы», либо у него «душа тысячи и двух родов».
А.С. Особую роль в развитии коллизии комедии Грибоедов отводит Фамусову. Это «двигатель» действия в произведении, потому что он постоянно «подбрасывает дрова в топку», заставляя Чацкого спорить, так как у них противоположные мнения во всем, поэтому конфликт между «прошлым веком» и «нынешним веком » усугубляется. Фамусов не только учит молодежь, но и судит Чацкого за его «ошибки»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за пагубное увлечение наукой («ученость есть чума. .. «). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.
Фамусов — один из тех судей, которые упоминаются в монологе Чацкого «Кто такие судьи?» Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и сурово осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система бюрократической вседозволенности, безнаказанности и взаимного поручительства давала Фамусову возможность чувствовать себя в Москве хозяином.
Созданный Грибоедовым образ московского мастера позволяет увидеть типичность этого персонажа для дворянского общества современной России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов также является антиподом Чацкого и движущей силой развития комедийного конфликта.
Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее.