Цель жизни онегин – Смысл жизни Евгения Онегина

Смысл жизни Евгения Онегина

В часы восстания декабристов и последующие годы, демонстрировавшие реакцию народа на те события, А.С. Пушкин окончил свой роман, посвященный одновременно и смыслу жизни, и назначению человека в тогдашнем мире. «Евгений Онегин, ключевой герой романа с одноименным названием, проходит тернистый путь самопознания, смены приоритетов и духовного развития.

Вначале Пушкин характеризует Онегина как молодого светского человека, находящегося под влиянием «чинной толпы». Несмотря на врожденную живость ума, он читает и интересуется лишь тем, чем можно блеснуть на очередном званом приеме. Его жизнь одинаково пуста, как и его душа, его стремления мизерны и ничтожны, и все жизненные умения героя заключаются лишь в совершенном познании «науки страсти нежной».

Однако, автор сделал Евгения личностью незаурядной, и вскоре бессмысленное существование ему надоедает. Герой отчаянно стремится найти смысл жизни, цель, которая бы ему не наскучила, которая бы наполняла каждый его день. Он ищет новые духовные ценности, читает и пишет книги, пытается ввести в деревне новые порядки. Но Пушкин показывает, что самосовершенствование прошло даром, ибо герой не прошел два главных экзамена жизни — любви и дружбы.

Он отталкивает Татьяну не из-за душевных противоречий, а из-за доводов рассудка. Сейчас он не способен любить, в отличии от Татьяны, которая нарушила все светские каноны ради трепетного чувства. Любовь и юные страдание помогли ей обрести себя и состояться как личности. Онегину же этого не понять. Как не понять и дружбы, которую он променял на общественное мнение. Именно оно стало причиной убийства Ленского. И опять мнения людей, которых герой презирал на протяжении большей части романа взяло верх над истинными дружескими чувствами. Лишь спустя годы, встретив Татьяну, Онегин изменился. Простыл след хладнокровного и расчетливого юноши, Евгений предстает влюбленным страдальцем.

Пушкин выдвигает две основные ценности, достойные стать смыслом человеческой жизни — любовь и дружба. Смысл жизни Евгения Онегина — следование своим истинным потребностям и глубинным желаниям. Он прошел нелегкий путь, чтобы осознать эти потребности, научиться прислушиваться к себе и отказаться от требований общества и веяний моды.

Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

krasnov.tv

Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"

В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было произведение более 150 лет назад, но до сих пор оно волнует нас. В нем находим ответы на многие вопросы, которые возникают и в нашей жизни. Прежде всего меня заинтересовали проблемы поиска смысла жизни, проблемы взаимоотношений главных героев романа,. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — один из первых социаль­ных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование че­ловека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопос­тавлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют се­бя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту свет­ской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характе­ров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние “света” с его бесплодной, пустой суетой.

Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

“Когда же черт возьмет тебя!”

Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин — образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись раз­говоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему. “Мод воспитанник пример­ный”, он становится франтом, опасаясь “судей решительных и строгих”; привык

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре.

Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь в высшем свете, ему не­обходимо было следовать тем обычаям и правилам, которые там были приняты. Мне нравится Онегин тем, что он “не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался”. Я рад, что Пушкин тоже лестно отзывается о своем герое и пока­зывает его недюжинность:

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Онегин пони­мает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и пережива­ния других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступ­ков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленско­го. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с са­мим собой.

Татьяна — “милый” и “верный” идеал нравственной чистоты — пря­мая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испы­тывая никаких чуждых влияний.

Татьяна воспитывалась в деревне среди природы, которую очень любила и находила в ней успокоение. Она увлекалась чтением, это была мечтательная и романтическая натура. Это вовсе не значит, что среда, в которой воспитывалась Татьяна, была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтиче­скому восприятию мира, она создает свой особый, поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинст­венно-прекрасная жизнь природы, романы — вот чем жила эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы на сфере чувств. Жить для нее значило чувство­вать, целью жизни была любовь к сильному, прекрасному, совершенно­му человеку, которому она “вручает свою судьбу”.

Итак, естественная потребность Татьяны любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной и сильной натуры, выливается в пламенное чувство к Онегину, чувство, в котором нет мес­та эгоизму, тщеславию, в котором нет ни капли кокетства.

Полюбив Онегина, она пишет ему письмо, искренне признаваясь в своих чувствах. Онегин же по достоин­ству оценил Татьяну, выделив ее из круга светских дам, но на письмо ответил отказом. Он не хотел связывать себя узами брака, и чувств глубоких к Татьяне у него в то время не было. Поэтому осуждать его в данном случае я не решаюсь. Мне казалось, что Онегин в любой ситуации поступит обдуманно и решительно. Но при первом же испы­тании он пасует перед окружающей средой. В роковое утро перед пое­динком он станет рабом светской условности. Достаточно вмешательства Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится “шепот, хохотня глупцов”. Вызов принят.

Непоправимое должно свершиться:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Я считаю, что этот момент в романе самый трагический. С этого момента начинаются страдания Онегина. Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство” из деревни, неприкаян­ное странствие по родной земле и растущее чувство собственной беспо­лезности:

...Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

В таком душевном состоянии наш герой вызывает сочувствие и трево­гу за дальнейшую судьбу.

Татьяна же, если раньше жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Тать­яны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испы­таний нравственно непобежденной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями эгоизму Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство обще­ства, уродующего человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Не­возможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастли­выми вместе — главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усо­вершенствование. Верил, что если все люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания уст­роить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся наконец делом, достойным человека.

И мысль эту Пушкин проводит, показывая любовь Онегина к Татья­не, которая возрождает в нем человека. Да, именно любовь к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэли Онегин, привыкший жить только для себя, отдаленный от мира стеной холодного презрения и эгоизма, поте­рял единственную духовную опору — уважение к себе. И только встре­тив Татьяну, полюбив ее, он понял, что такое истинное чувство и что та­кое возвышающее и очищающее душу страдание. Он увидел в ней пре­красное исключение из круга пустых светских красавиц, его пленила ее душевная красота и нравственная сила. Это была женщина, о которой он мечтал, достоинства которой всегда ценил, но которую не мог полюбить раньше, в бытность ее уездной барышней, ибо до гибели Ленского, вне­запно и страшно пробудившей его, все чувства Онегина находились в сонном оцепенении. В то время он просто не способен был любить.

Кроме нравственного воздействия на Онегина, Пушкин показывает огромное положительное влияние Татьяны в “свете”. В чистой нравст­венной атмосфере, окружившей ее, даже самые недалекие люди стано­вились лучше, благороднее, так как в ее салоне ценилось не богатство, не знатность, а ум и горячее сердце. Здесь почести воздавались по заслу­гам, здесь нельзя было обманывать и лицемерить.

Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучше­ния общества через естественность и красоту отношений. В этом про­явился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал “чувства добрые” в сердцах современников и потомков.

mirznanii.com

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Евгений Онегин Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Роман Пушкина «Евгений Онегин» (несмотря на присутствие там других значимых для произведения персонажей) - роман одного героя. Недаром в заглавие произведения вынесено именно его имя. Поэтому весь круг проблем, затронутых в романе (философских, психологических, общественных) связан, прежде всего, с Онегиным, его личностью и судьбой.

    На примере жизненного пути своего героя Пушкин показывает, в чем смысл человеческой жизни, каково предназначение человека на этой земле.
    Как известно, личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В ранней юности герой — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но покорно следующий за светской «чинною толпой». Единственное, в чем Онегин «истинный был гений» - «наука страсти нежной», то есть «искусство» любить не любя, имитировать чувствa и страсти, оставаясь холодным и расчетливым.
    Однако незаурядность личности героя проявляется в неудовлетворенности той жизнью и теми ценностями, которыми он жил. Онегин начинает мучительные поиски смысла жизни, он бежит от пустоты, которой было наполнено светское существование.
    Затворничество Онегина — его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй—шестой главах — только на первый взгляд кажется «причудой». Это новый этап жизни героя. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них — Автор и Ленский). В деревне он даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким».
    Поиск нового смысла жизни растянулся у героя на долгие годы и остался незавершенным. Очевиден внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин — полноправный хозяин собственной жизни. Но это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно — он так и не может преодолеть в себе душевную лень, холодный скепсис, зависимость от «общественного мненья».
    Два испытания, которые ожидали героя в деревне, — испытание любовью и испытание дружбой — показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений.
    В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Но он послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин — холодный, рассудочный человек. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
    Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь». И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах — обычная «светская злость», а дуэль — следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.
    В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.
    Таким образом, по мнению Пушкина, любовь и дружба - вот две ценности, составляющие смысл человеческой жизни. Именно ими испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин закрылся от фальшивых ценностей «света пустого», но не открыл для себя подлинных ценностей — общечеловеческих. В этом состоит его трагедия, в этом заключается его поиск. Возможно, за пределами романа герой обретен счастье, научившись дружить и любить.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Смотрите также по произведению "Евгений Онегин":


www.litra.ru

в чем жизненная цель онегина?

в чем жизненная цель онегина?

Ответы:

В часы восстания декабристов и последующие годы, демонстрировавшие реакцию народа на те события, А.С. Пушкин окончил свой роман, посвященный одновременно и смыслу жизни, и назначению человека в тогдашнем мире. «Евгений Онегин, ключевой герой романа с одноименным названием, проходит тернистый путь самопознания, смены приоритетов и духовного развития.Вначале Пушкин характеризует Онегина как молодого светского человека, находящегося под влиянием «чинной толпы». Несмотря на врожденную живость ума, он читает и интересуется лишь тем, чем можно блеснуть на очередном званом приеме. Его жизнь одинаково пуста, как и его душа, его стремления мизерны и ничтожны, и все жизненные умения героя заключаются лишь в совершенном познании «науки страсти нежной».Однако, автор сделал Евгения личностью незаурядной, и вскоре бессмысленное существование ему надоедает. Герой отчаянно стремится найти смысл жизни, цель, которая бы ему не наскучила, которая бы наполняла каждый его день. Он ищет новые духовные ценности, читает и пишет книги, пытается ввести в деревне новые порядки. Но Пушкин показывает, что самосовершенствование прошло даром, ибо герой не прошел два главных экзамена жизни — любви и дружбы.Он отталкивает Татьяну не из-за душевных противоречий, а из-за доводов рассудка. Сейчас он не способен любить, в отличии от Татьяны, которая нарушила все светские каноны ради трепетного чувства. Любовь и юные страдание помогли ей обрести себя и состояться как личности. Онегину же этого не понять. Как не понять и дружбы, которую он променял на общественное мнение. Именно оно стало причиной убийства Ленского. И опять мнения людей, которых герой презирал на протяжении большей части романа взяло верх над истинными дружескими чувствами. Лишь спустя годы, встретив Татьяну, Онегин изменился. Простыл след хладнокровного и расчетливого юноши, Евгений предстает влюбленным страдальцем.

разбивать женские сердца)

cwetochki.ru

проблемы смысла жизни, счастья, долга

Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе “Евгений Онегин”.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло. Произошла смена эпох: работа над романом начата еще при Александре I, продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравственные ориентиры резко изменились.

Прежде чем анализировать роман, надо отчетливо уяснить особенности жанра этого произведения. Жанр “Евгения Онегина” - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Лирический сюжет в романе доминирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского восстания, в сознании людей происходит кардинальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художника – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Лучшие люди пушкинского – декабристского – поколения как бы “выходят из игры”: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых условиях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, - то, которое Лермонтов назовет “толпой угрюмою и скоро позабытой” – изначально “поставлено на колени”. В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в романе течет так, что мы видим героев в динамике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах переживают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в мире, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства – важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свойственному “ветреной младости”), и к истинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

Для автора одним из важнейших критериев духовного изменения человека становится отношение к браку, к долгу. Юность не приемлет скучного постоянства:

…мы, враги Гимена,

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин…

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

…рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк “Отрывков из путешествия Онегина”:

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой…

То, что в юности казалось признаком ограниченности, духовной и умственной скудности, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в коем случае нельзя заподозрить автора в ханжестве: речь идет у мужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистекает из неумения Онегина “вовремя созреть”, из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь – “наука страсти нежной”. Истинное чувство познает он к концу романа: когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-ая глава дает резко сатирическое изображение света. Трагическая 6-ая глава заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть. И он призывает “младое вдохновенье” спасти душу поэта от гибели, не дать

…окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Образ “милых друзей”, окружающих человека в “мертвящем” “омуте света”, появляется в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала “наука страсти нежной”, так карикатурой на истинную дружбу – светское приятельство. “От делать нечего друзья” – таков приговор автора. Дружба без глубокой духовной общности – лишь временный пустой союз. Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе – потому так страшны автору эти “светские” дружбы. Для автора неумение дружить – страшный признак моральной деградации современного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не пашет и не сеет. У него нет потребности в работе. И образование Онегина, и его попытки погрузится в чтение, и его усилие писать (“зевая, за перо взялся”) автор воспринимает иронически: “Труд упорный ему был тошен”.

Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга – превыше всего. Ольга, невеста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: “младой улан ее пленил”. Для Татьяны смерть Ленского – трагедия. Она проклинает себя за то, что продолжает любить Онегина: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего”. Обостренное чувство долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны – высший нравственный выбор, смысл жизни для нее – в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета – 6-ая глава, дуэль Онегина и Ленского. Ценность жизни проверяется смертью. Трагическую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставление его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяны. Для Онегина понятие “светской чести” оказывается значительнее нравственного долга – и он платит страшную цену за допущенную смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им приятеля.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба реальнее – важно, что никакой не будет, Ленский убит. Для света, не ведающего истинного смысла жизни, сама человеческая жизнь – ничто.

botanim.ru

Смысл жизни Онегина

 Евгений Онегин – главное лицо одноименного произведения А. С. Пушкина. Описывая жизнь, быт, круг проблем, которыми окружен Евгений, автор на его примере наглядно раскрывает тему предназначения человека на бренной земле. В чем смысл его жизни, в частности и Онегина.

Его образ — это образ светского молодого человека, получившего достойное воспитание и образование в петербургской среде. По своей натуре Евгений остроумен, оригинален, но ему не присущи истинные чувства – любовь, страсть. Он научился их только имитировать, оставаясь при этом юношей с холодным сердцем и расчетливым умом. Представляя собой личность незаурядную, он не доволен своей жизнью и поэтому усиленно стремится понять смысл жизни. Эти поиски приводят его в общество деревенских помещиков. Так начинается новый этап жизни Онегина. Стремясь обрести новые духовные ценности, он много читает, пишет, общается с интересными ему людьми.

Поиск смысла жизни у пушкинского героя растянулся на продолжительный срок, не принесший ожидаемого результата. Ему скучно везде – и в деревне и в городе. Душевная лень, холодный расчет, полная зависимость от мнения общественности – не отпускают его ни на шаг. Не смог оценить он ни мужской дружбы, ни женской любви, прислушиваясь к голосу рассудка, а не сердца. В отношениях с Татьяной Онегин смог проявить больше благородства, нежели искренних чувств. Его неспособность верить в чувство настоящей любви, постоянная дисгармония, приводят в итоге к драматической, несостоявшейся любви.

Та же самая сердечная глухота, не способность жить истинными чувствами, боязнь злоязычия — все это не дает развиться дружбе Онегина и Ленского, затем приводит к дуэли, которая заканчивается трагически. После череды всех произошедших событий герой романа смог прочувствовать доселе неизвестные ему чувства и эмоции.

Последующая встреча с Татьяной в Петербурге заставляет Онегина испытать порыв чувств, которые захлестнули его, о которых он не знал раньше, почувствовать прилив настоящей любви. Но пушкинского героя ждет разочарование – теперь уже Татьяна не может ответить на его любовь. Смысл ее жизни заключается в соблюдении моральных критериев, она не может строить свое счастье, опираясь на бесчестье.

Таким образом, через весь роман «Евгений Онегин», проходит тема смысла жизни, которая заключается в таких главных для каждого человека понятиях, как любовь и дружба. Именно благодаря этим качествам можно судить о человеке в целом, о состоянии его души, что через образ своего героя А. С. Пушкин донес до читателей.

Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

krasnov.tv

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Евгений Онегин Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» явился целой вехой не только в русской литературе, но и во всей мировой культуре 19 века. До Пушкина еще никто не осмеливался соединить два жанра в одном произведении, так глубоко и легко раскрыв самые значимые для любого человека темы – смысла жизни и назначения человека.
    «Евгений Онегин» был написан в 1830 году, он повествует об эпохе начала 19 века. Это время ознаменовано восстанием декабристов и последовавшей вслед за ним реакцией. В обществе царили настроения перемен, активных поисков смысла жизни, ожидание обновления. Затем, после разгрома восстания декабристов, все сменилось апатией, разочарованием, унынием.
    Именно в это время - эпоху самого Пушкина - пришлось жить и действовать главному герою романа, молодому петербуржскому аристократу Евгению Онегину.
    Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Этот герой прошел долгий самосознания. Нашел ли он свой смысл жизни? Ответ на этот вопрос Пушкин оставляет за рамками произведения.
    Первая глава «Евгения Онегина» рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Итогом этого воспитания стали такие достоинства Онегина, как:
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно…
    Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».
    Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие.
    Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах. Балы, спектакли, званые вечера, попойки с друзьями… Каждый день одно и то же. Но у Онегина был слишком большой потенциал, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого.
    В поисках смысла жизни герой пытался писать, читать различные книги, но уже ничто не могло увлечь его по-настоящему. Попытка забыться в деревне тоже не увенчалась успехом. Онегин пытался провести крестьянские реформы, облегчить труд крепостных, но все его начинания вскоре сошли «на нет». Мне кажется, проблема Онегина была в отсутствии истинного смысла жизни. Поэтому ничто не могло принести ему удовлетворения.
    Несмотря на все это, Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека - Ленского, Татьяны.
    Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны после ее письма, а объяснился, как порядочный человек. Сам Онегин в то время был не способен испытывать глубокие чувства. Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Но герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Поэтому Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей суровую отповедь.
    Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.
    В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения.
    После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Ведь Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.
    На примере своих героев Пушкин показывает, что смысл жизни любого человека – в выполнении своего нравственного долга, в следовании своим истинным глубинным потребностям. Понять их – главная задача каждого молодого человека. Но сделать это можно, лишь прислушавшись к себе, а не следуя влиянию общества, моды, времени. Только поняв свое назначение, можно стать счастливым, в полной мере наслаждаться прекрасной жизнью. Именно к этому и призывает Пушкин в своем бессметном романе.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Смотрите также по произведению "Евгений Онегин":


www.litra.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о