Детство — Бунин. Полный текст стихотворения — Детство
Литература
Каталог стихотворений
Иван Бунин — стихи
Иван Бунин
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
1906 г.
О природе
Для детей
О детстве
Серебряный век
Стихи Ивана Бунина – О природе
Стихи Ивана Бунина – Для детей
Стихи Ивана Бунина – О детстве
Стихи Ивана Бунина – Серебряный век
Другие стихи этого автора
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Для детей
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
О природе
Одиночество
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Серебряный век
Матери
Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
Для детей
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Серебряный век
Родина
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
Для детей
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Погост, часовенка над склепом (Портрет) · Бунин · анализ стихотворения
Портрет Tr En Im
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампадки, образа
И в раме, перевитой крепом —
№4 Большие ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
«Зачем я в склепе, в полдень, летом?» —
№8 Незримый кто-то говорит.
Кокетливо-проста прическа,
И пелеринка на плечах…
А тут повсюду — капли воска
№12 И банты крепа на свечах,
Венки, лампадки, пахнет тленьем…
И только этот милый взор
Глядит с веселым изумленьем
№16 На этот погребальный вздор.
Pogost, chasovenka nad sklepom,
Venki, lampadki, obraza
I v rame, perevitoy krepom —
Bolshiye yasnye glaza.
Skvoz pyl na steklakh, zharkim svetom
Vnutri chasovenka gorit.
«Zachem ya v sklepe, v polden, letom?» —
Nezrimy kto-to govorit.
Koketlivo-prosta pricheska,
I pelerinka na plechakh…
A tut povsyudu — kapli voska
I banty krepa na svechakh,
Venki, lampadki, pakhnet tlenyem…
I tolko etot mily vzor
Glyadit s veselym izumlenyem
Na etot pogrebalny vzdor.
Portret
Gjujcn, xfcjdtyrf yfl crktgjv,
Dtyrb, kfvgflrb, j,hfpf
B d hfvt, gthtdbnjq rhtgjv —
,jkmibt zcyst ukfpf/
Crdjpm gskm yf cntrkf[, ;fhrbv cdtnjv
Dyenhb xfcjdtyrf ujhbn/
«Pfxtv z d crktgt, d gjkltym, ktnjv?» —
Ytphbvsq rnj-nj ujdjhbn/
Rjrtnkbdj-ghjcnf ghbxtcrf,
B gtkthbyrf yf gktxf[///
F nen gjdc/le — rfgkb djcrf
B ,fyns rhtgf yf cdtxf[,
Dtyrb, kfvgflrb, gf[ytn nktymtv///
B njkmrj ‘njn vbksq dpjh
Ukzlbn c dtctksv bpevktymtv
Yf ‘njn gjuht,fkmysq dpljh/
Gjhnhtn
Песенка для поднятия настроения 😉
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Анализ стихотворения
Символов | 454 |
Символов без пробелов | 383 |
Слов | 67 |
Уникальных слов | 53 |
Значимых слов | 29 |
Стоп-слов | 20 |
Строк | 16 |
Строф | 2 |
Водность | 56,7 % |
Классическая тошнота | 1,41 |
Академическая тошнота | 9,5 % |
Строфы
Строки | Рифмы | Рифмовка |
4 строки, четверостишие | склепом-образа-крепом-глаза | ABAB (перекрёстная) |
12 строк, многоостишие | светом-горит-летом-говорит | ABAB CDCD EFEF |
Семантическое ядро
Слово | Кол-во | Частота |
венок | 2 | 2,99 % |
креп | 2 | 2,99 % |
лампадка | 2 | 2,99 % |
склеп | 2 | 2,99 % |
часовенка | 2 | 2,99 % |
Комментарии
Разбор стихотворения Бунина «Я помню
Для использования предпросмотра презентаций создайте учетную запись (аккаунт) Google и войдите: https://accounts. google.com
Подписи к слайдам:
Словарь: Сумерки — бедные Освещение, почти тьма Лампада — масляная лампада перед иконой Жара — жар Граница — граница, полоса между полями Внимание — слушала Обвеяла — окружила Забыть — заснуть Сны — светлые сны, сны
Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырка Елецкого уезда Орловской губернии. «Здесь, в глубочайшей тишине поля, летом среди хлебов, приближавшихся к нашим самых порогов, и зимой среди сугробов прошло мое детство, полное грустной и своеобразной поэзии», — писал позднее Бунин (1870—1953)
В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премия — международная премия имени их основателя, шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждаемая за выдающиеся работы в различных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета нобелевского лауреата. И. Бунин.
Давайте посмотрим на отдельные строки. Я помню — долгий зимний вечер… Забудь, что вьюга воет… Вспомни тихий шепот леса… Как назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В этих строчках противопоставлены слова, а как же картинки? Зимний — летний пейзаж. Как этот прием называется в литературе? Антитеза — противопоставление образов, картинок, слов, понятий.
Картины. Зимняя ночь, мрак, тучи, долгий вечер, свет зимнего фонаря — сумерки-тишина-буря Возникает чувство страха, тревоги, настороженности. Глаголы: помни, льется, плачет буря. Воспоминания детства свежи.
Мама Душевное спокойствие. Защита, забота. Чего хочет мама? Ребенок задремал. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, тревоги. Забудь, что вьюга воет… Забудь, что ты со мной… Перевод из реальности
Летний «шепот ветра» — убаюкивает; «полуденный летний зной», «шум берез», «золотые колосья ржи» — метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство тревоги и страха. Глагол — внимал -. Из настоящего уход в прошлое, опытное, более спокойное, безмятежное время. Мечтать.
О чем это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладких воспоминаниях о маме. Воспоминания приносят умиротворение, вызывают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж – это тревожное и беспокойное состояние ребенка от увиденного и услышанного. Летний пейзаж – это легкое движение, нежный шепот, от этого становится легко и радостно на душе, приходят умиротворение и умиротворение. контраст
Выразительное чтение стихов И. Бунина. Спасибо вам за вашу работу. Спасибо вам за вашу работу.
На тему: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы «Капризы матушки Зимы» (А. С. Пушкин «Зимнее утро»).
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, изобразительного искусства и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением «Зимнее утро». Вспомните, что такое композиция, из…
Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С. Пушкин и в музыке.
Второе занятие, проведенное в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие А.С. Лирика Пушкина….
Иван Алексеевич Бунин
Я помню долгий зимний вечер
Сумерки и тишина;
Свет лампы тускло льется,
Гроза плачет у окна.
«Милый мой,» шепчет мама,
Если хочешь вздремнуть
Быть бодрым и веселым
Завтра утром снова быть, —
Забудь, что ты со мной
Вспомни тихий шепот леса
И полуденный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, на границе,
Иди медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И совет знакомый
Я доверчиво слушал
И наполнен мечтами
Я стал забывать.
Вместе с тихим сном слились
Убаюкивающие сны —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез. ..
Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он писал стихи с раннего детства и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно он будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора являются образцом очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства только в прозе.
Стихотворение «Я помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году, относится к раннему периоду творчества этого автора. Он посвящен детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, оказавшись в родительском доме. С первых строк произведения становится понятно, что за окном бушует ненастье. «Свет лампы тускло льется, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и родного человека дарит удивительное чувство радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть, что за окном воет метель. «Вспомни тихий шепот леса и полуденный зной лета», — советует женщина сынишке. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но душу малыша они греют. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, а на поле, которое находится за сельской окраиной, «медленно и плавно движутся золотые волны ржи».
Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «хлесткий мечтами, стал забывать себя». Отправляясь в восхитительное путешествие по царству Морфея, маленький мальчик вместо завывания метели услышал «шепот поспевающих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти детские воспоминания так ярко врезались в память Бунина, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он каждый раз мысленно возвращался в самое беззаботное время своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло навсегда.
Стихотворение было написано в форме колыбельной, которая впоследствии была положена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась большой популярностью как в России, так и за рубежом.
Я помню долгий зимний вечер
Сумерки и тишина;
Свет лампы тускло льется,
Гроза плачет у окна.
«Милый мой,» шепчет мама,
Если хочешь вздремнуть
Быть бодрым и веселым
Завтра утром снова быть, —
Забудь, что вьюга воет
Забудь, что ты со мной
Вспомни тихий шёпот леса
И полуденный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, на границе,
Иди медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И совет знакомый
Я доверчиво слушал
И наполнен мечтами
Я стал забывать.
Вместе с тихим сном слились
Убаюкивающие сны —
Шепот поспевающих колосьев
И невнятный шум берез…
(Пока оценок нет)
Еще стихи:
- Я помню тот день, когда впервые — На третьем курсе — Я услышал полковые трубы В осеннем городском саду.
- Вечер. На крапиве блестит роса. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. Большой свет луны Прямо на нашей крыше. Где-то песню соловья слышу вдали. Хорошо и…
- Помню, помню гений дня, и были радости, волненья, что без любви не было бы меня, а без любви уходит вдохновение….
- Нива, мое поле, золотая Нива! Ты зреешь на солнце, Обливая колос, На тебе от ветра, — Как будто в синем море, — Волны так идут, Идут в просторе. Над тобой…
- Тихая чернота снега Выжгла из тумана два глаза, И остался дым на лету Горящее золото фонтана. Знаю — пламенный дракон, Весь пушистым снегом засыпанный, Сейчас сломится с мятежным бегом Заколдованного…
- «Побледнела тусклая луна, Ночное небо синеет, В последний раз пропел петух, И холоднее дует ветер. Бог дает свет! Мороз прячется. Дорога через деревню лежит. Утренний дым из избы Над крышей…
- Как живы в памяти Мои детские годы, Когда вдали от шума мира Я рос среди полей, Среди высоких лесов и гор, И широких и полноводных рек , Когда в невинной.
..
- Я помню чудный миг: Ты явился предо мною, Как мимолетное видение, Как гений чистой красоты. В томлении безысходной печали, В тревогах шумной суеты, Голос нежный мне давно звучал И снилось мне…
- Я не помню такого зловещего лета, — Гробы уплывают один за другим. Там первая женщина — мука поэта, Последняя женщина — насмешка судьбы. А с первым — первая книга сгорела, С…
- Немного стемнело, девка поет, Платочком машет, хоровод водит; Ленты и бусы проходят через грудь. Ребята торопятся! Какие трусы! Как будто в первый раз узнали Эти очи зари огней, Словно смотрели на…
- Я не забыл мечты, которые таила душа моя, Средь грозных ужасов и дикой красоты На берегах сумрачного Байкала. Я живо их помню: Они провожают унылого певца везде — И в…
- А. А. Коринфскому В деревне, как только рассветает, Молодежь играет, сплетаясь в хороводе, Звучит гармошка, и песня слышно Так грустно, что берёт сердце. Но грусть стала сродни крестьянской…
Вы сейчас читаете стих Я помню — Долгий зимний вечер, поэт Бунин Иван Алексеевич
«Я помню — долгий зимний вечер» Иван Бунин
Я помню долгий зимний вечер
Сумерки и тишина;
Свет лампы тускло льется,
Гроза плачет у окна.«Милый мой,» шепчет мама,
Если хочешь вздремнуть
Быть бодрым и веселым
Завтра утром снова быть, —Забудь, что вьюга воет
Забудь, что ты со мной
Запомни тихий шепот леса
И полуденный летний зной;Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, на границе,
Иди медленно и плавно
Золотые волны ржи!»И знакомый совет
Я доверчиво слушал
И мечтами наполнялся
Я стал забывать.Вместе с тихим сном слились
Убаюкивающие сны —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…
Анализ стихотворения Бунина «Я помню — долгий зимний вечер»
Покорение литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а со стихов. Он писал стихи с раннего детства и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно он будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора являются образцом очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства только в прозе.

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «хлесткий мечтами, стал забывать себя». Отправляясь в восхитительное путешествие по царству Морфея, маленький мальчик вместо завывания метели услышал «шепот поспевающих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти детские воспоминания так ярко врезались в память Бунина, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он каждый раз мысленно возвращался в самое беззаботное время своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло навсегда.
Одной из сложных тем является анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники знакомятся с произведениями И. А. Бунина.
Схема урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина «Дубы»; А. И. Куинджи «Березовая роща»; Б. Щербаков «Подмосковье»; Н. Ромадин «Зимняя луна».
И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какую книгу этого автора мы читали?
(Напомним, что И. А. Бунин, русский писатель, жил в 1870 — 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году он написал рассказ «Косатели». И. А. Бунин более 30 лет прожил за границей, в ссылке. В разлуке с родными местами писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).
Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина «Листопад» и прозой «Косатели». Чем лирическое произведение отличается от прозаического?
(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это главное в стихотворении).
Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общее настроение в классе. Предлагаю детям прослушать стихотворение «Я помню — долгий зимний вечер» и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, сны .
Лампада — небольшой сосуд с фитилем, наполненный особым маслом, который зажигают перед иконой богини.
сны — светлые сны, а также призрачные видения, сны.
После прочтения задаю учащимся вопрос: какие мысли возникли после прочтения произведения? Чувства?
С чьей точки зрения рассказывается история? В какой форме написано стихотворение?
Давайте посмотрим на отдельные строки:
вспомните долгий зимний вечер…
забудь что вьюга воет…
Запомнить тихий шепот леса…
Как мы называем подчеркнутые слова? (антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).
Приходим к выводу, что в этих строках противопоставлены слова, а как же картинки?
(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний — летний пейзаж).
Как этот метод называется в литературе? (Антитеза – это противопоставление образов, картинок, слов, понятий).
Какие слова в стихотворении непонятны, какие из них вы встретили впервые?
Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найдите метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?
(Зимой — в доме: тускло льется свет лампы . Темно, мрачно, тревожно. Плачет буря, воет метель . Тревожное и беспокойное состояние ребенка от увиденного и услышанного) .
Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найдите эпитеты, метафоры.
(Тихий шепот леса, шелестят березы, шагают медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж — легкое движение, нежный шепот, от этого становится легко и радостно на душе, мир и покой приезжайте.)
Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что нам дарят картины природы? Какова роль олицетворения?
(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы отгоняет страх. Вспоминая лето, рисуя лето, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).
Попробуем представить картину лета. Какими красками вы бы изобразили летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.
Летний зной — оранжевый, желтый.
Золотые волны ржи — цвет золотистый, желтый.
Лес зеленый.
Березы пестрые, черно-белые.
А теперь представьте себе зимний пейзаж. Какие цвета помогут вам изобразить зиму?
Синий, белый, серый — холодные тона и цвета.
Посмотрим на картины русских художников, сравним с нашими ответами. Мы действительно убеждены, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дарит нам самые легкие, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но прекрасна в своем ледяном сне, она как застывшая красавица. На зиму приятно смотреть, но она не греет, не ласкает.
Мы подошли к заключительной части нашего урока. Делимся впечатлениями и наблюдениями. Какое ваше любимое время года? Почему? К какому времени года вы бы обратились, если бы ваше сердце тревожилось?
Выпускная письменная работа. Учащимся необходимо закончить предложения.
Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…
Стихотворение разделено на … части. Мы видим в нем краски…
Лирический герой этого стихотворения кажется мне…
Я хотел (не хотел) выучить это стихотворение.
Легенда полиции и кино Ford Crown Victoria уходит на пенсию
Код на дорогие автомобили. Коды гта сан андреас. Коды на деньги
Разбор стихотворения Бунина о матери
«Матери» Иван Бунин
Я помню спальню и лампу
Игрушки, теплую постель
И твой милый, кроткий голос:
«Ангел-хранитель над тобой!»Раньше няня раздевалась
И ругает шепотом,
И сладкий сон, туманные очи,
Прислонив меня к своему плечу.
Ты перекрестись, поцелуй,
Напомни мне, что он со мною
И верой в счастье ты очаруешь…
Я помню, я помню твой голос!
Я помню ночь, тепло постели,
Лампадка в сумраке угла
И тени от ламповых цепей...
Разве ты не был ангелом?
Анализ стихотворения Бунина «Матери»
Иван Бунин в 17 лет покинул родовое поместье, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что уже может позаботиться о себе самостоятельно . Этот поступок был продиктован и возникшими противоречиями с родителями, которые хотели видеть сына ученым. Конечно, будущий писатель затаил обиду на самых близких своей душе людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать детские годы и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.
В 1906 году он сделал черновик стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано только в 1911 году. В этом произведении автор снова вспоминает свое детство, в которое хочется возвращаться снова и снова. Все дело в том, что самостоятельная жизнь требовала от Бунина ответственности, которую он еще не был готов взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт не решился жениться.
Вспоминая прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампу, игрушки, детскую лампу». Эти простые, но очень дорогие образы становятся для Бунина путеводной звездой, не позволяющей ему сбиться с жизненного пути. Безмятежность детства не вернуть, и это огорчает юного пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.
Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Перекрестишься, поцелуешься… Я помню, я помню твой голос!».
Каждое мгновение этой счастливой и полной открытий жизни имеет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло постели, лампу в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы со временем тускнеют и становятся настолько размытыми, что автор уже не может понять, где правда, а где вымысел. является. — Разве ты не был ангелом? он обращается к матери, но знает, что уже не сможет получить ответ на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, полные тепла, нежности, тихой радости и легкой грусти. Действительно, к прошлому нет возврата, а будущее кажется Бунину хотя и очень привлекательным, но довольно хаотичным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.
Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и возникшими противоречиями с родителями, которые хотели видеть сына ученым. Конечно, будущий писатель затаил обиду на самых близких своей душе людей. Однако это не мешало ему с теплотой вспоминать свои детские годы и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.
В 1906 году он сделал черновик стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано только в 1911 году. В этом произведении автор снова вспоминает свое детство, в которое хочется возвращаться снова и снова. Все дело в том, что самостоятельная жизнь требовала от Бунина ответственности, которую он еще не был готов взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт не решился жениться.
Вспоминая прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампу, игрушки, детскую лампу». Эти простые, но очень дорогие образы становятся для Бунина путеводной звездой, не позволяющей ему сбиться с жизненного пути. Безмятежность детства не вернуть, и это огорчает юного пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.
Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Перекрестишься, поцелуешься… Я помню, я помню твой голос!».
Каждое мгновение этой счастливой и полной открытий жизни имеет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло постели, лампу в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы со временем тускнеют и становятся настолько размытыми, что автор уже не может понять, где правда, а где вымысел. является. — Разве ты не был ангелом? он обращается к матери, но знает, что уже не сможет получить ответ на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, полные тепла, нежности, тихой радости и легкой грусти. Действительно, к прошлому нет возврата, а будущее кажется Бунину хотя и очень привлекательным, но довольно хаотичным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.
Анализ других стихотворений
- Подготовка к чтению.
- Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажженный перед иконами.
- Кроткий голос покорный, смиренный.
- Ангел-хранитель — в религиозной мифологии посланник Бога, покровительствующий человеку.
- Полушепот — тихая речь.
- Туман в глазах — засыпание
- Captivate — произведите неотразимое впечатление.
- Сумерки — полумрак, неполная тьма.
Я помню спальню и лампу
Игрушки, теплую постель
И твой милый, кроткий голос:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, няня раздевает
И шепотом ругает,
И сладкий сон, туманные очи,
Прислонив меня к своему плечу.
Ты перекрестись, поцелуй,
Напомни мне, что он со мною
И верой в счастье ты очаруешь…
Я помню, я помню твой голос!
Я помню ночь, тепло постели,
Лампадка в сумраке угла
И тени от ламповых цепей…
Разве ты не был ангелом?
- Анализ работы
8. Физкультура минутка
Помогаем маме вместе
вытянулись
Остановились.
10.
- Нет друга нежнее матери.
11.Отражение деятельности
- После занятий захотелось…
- Сегодня мне удалось…
12. Подведение итогов
Мама — это человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры — фильмы, поэты — стихи, а композиторы — песни.
Не случайно поэтому, что пока женщина живет в мире, столько же будет существовать и мир, ведь женщина – это, прежде всего, мать, начало жизни.
Навсегда: нигде и никогда
Не заставляй маму плакать.
13. Домашнее задание.
Ссылки.
Посмотреть содержание документа
«Урок литературного чтения: «Матери» Иван Бунин»
Урок литературного чтения 2 «а» класс
Тема: Бунин И. «Матери»
Подготовлено и проведено
Учитель начальных классов
Козменкова В.Н.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Учитель Козьменкова Валентина Николаевна.
2014 год
Урок чтения во 2 «а» классе
Тема: Стихотворение «Мать» И.А. Бунин.
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание работы; читать стихи с выражением; найти в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; задать вопросы по стихотворению.
Оборудование : портрет И. Бунина, выставка книг, текст для разминки речи, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.
Образовательная: Ознакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающая: Способствовать развитию способности рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
Образовательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Во время занятий
1 Самоопределение к деятельности
2.Проверка задания
Выразительное чтение стихотворений.
3. Обновление знаний
Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на эти картинки. Подумайте, что у них общего?
Да, мы видим образ женщины-матери.
Что вы можете сказать о взаимопонимании матери и дочери?
Любят друг друга, нежно относятся друг к другу.
4. Постановка целей урока.
Ответим на вопрос.
Для чего нужна мать?
5. Создание проекта по выходу из проблемной ситуации.
— Мама, она все поймет и простит.
Она принимает тебя таким, какой ты есть.
Она любит тебя за то, что ты есть.
Потому что она дала мне жизнь.
— Это самый родной человек.
Что самое святое в нашем сердце? Вам действительно не нужно думать или гадать…
Есть самое простое в мире слово
и самое возвышенное — МАТЬ!
Древняя, как музыка морей, и живая, как свет весны,
Слово «МАМА» — нет ничего добрее, ласковее и роднее.
6. Постановка целей урока
Каковы цели урока?
(Ознакомление с творчеством И. Бунина, развитие навыков беглого чтения, работа над пословицами)
7. Работа по теме урока
Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Отец поэта был щедрым и жизнерадостным человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с рождения отличается от других детей. Она знала, что он будет «особенным». Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины переехали из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Он вспомнил, как мечтал взобраться на облако и плыть на нем на страшной высоте. Когда мать его укачивала, Ваня попросил разрешения поиграть со звездой, которую он видел со своей кровати. Этот детский эпизод Бунин пронес через всю свою жизнь, отразив его в стихотворении «Матери», с которым мы сегодня познакомимся.
Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажженный перед иконами.
Ангел-хранитель — в религиозной мифологии посланник Бога, покровительствующий человеку.
Полушепот — тихая речь.
Туман в глазах — засыпание
Очаровывать — произвести неотразимое впечатление.
Сумерки — полумрак, неполная тьма.
Я помню спальню и лампу
игрушки, теплую постель
И твой милый, кроткий голос:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, няня раздевает
И шепотом ругает,
И сладкий сон, туманные очи,
Прислонив меня к своему плечу.
Ты перекрестись, поцелуй,
Напомни мне, что он со мною
И верой в счастье ты очаруешь…
Я помню, я помню твой голос!
Я помню ночь, тепло постели,
Лампадка в сумраке угла
И тени от ламповых цепей…
Разве ты не был ангелом?
Вам понравилось это стихотворение? Как?
Для кого написано стихотворение? (от имени автора)
Какие чувства передает нам поэт в своем стихотворении? (чувства любви к матери)
Так кем же была мать для поэта? (ангел-хранитель)
Найдите и прочитайте слова, которые вызывают детские воспоминания.
2. Составление фотоплана.
Рисуйте картинки, которые приходят вам в голову ясно.
Какие картинки вы себе представляли?
3. Составление партитуры чувств.
Какие чувства они у вас вызывают?
8. Физкультура минутка
Помогаем маме вместе
Мы сами стираем, (Наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре (наклоны в стороны)
Вытянулись
Остановились.
Что ж, мы постарались! (погладить себя по головке)
9. Продолжение работы по теме урока
Прочитать стихотворение на стр.116
Что вы запомнили при чтении этого стихотворения?
Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос классу.
Прочтите стихотворение вслух.
10. Включение новых знаний в систему
На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Макияж, мириться.
Какая пословица, на Ваш взгляд, больше соответствует стихотворению И. Бунина?
Нет друга нежнее матери.
Когда солнышко греет, и когда маме хорошо.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнскую молитву достает со дна морского.
11.Отражение деятельности
Выберите и продолжите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Сегодня мне удалось…
12. Подведение итогов
Мама – это человек, которому художники посвящают свои картины, кинорежиссеры посвящают свои фильмы, поэты посвящают свои стихи, а композиторы посвящают свои песни.
Поэтому не случайно, что пока женщина живет на свете, столько же будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего, мать, начало жизни.
Чтоб жизнь не сжигала тебя годами,
Чтоб не плакать от покаяния,
Навсегда: нигде и никогда
Не заставляй маму плакать.
Как вы понимаете эти строки из стихотворения?
Как твоя мама заботится о тебе?
13. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение о маме или бабушке.
Ссылки.
Климанов Л.Ф., учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006
С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, Урок развития по Литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006
Игнатьева Т.В., Зайцева Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010
Журнал «Начальная школа» №1, 2012
Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011 г.
«Деятельностный подход к обучению», И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина
http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html
http://dino.disneyjazz.net/dr0.html
http://dic.academic.ru /dic.nsf/enc_pictures/
http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/
покидая родовое гнездо в 17 лет, И.А. Бунин хотел доказать родным, что литература — не шутовство. Родители хотели, чтобы поэт стал ученым. Он обижался на близких из-за этого. Тем не менее детские годы он вспоминает с нежностью и любовью.
Поэма долго редактировалась, была опубликована через пять лет после создания. Поэту снова захотелось вернуться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обыденные вещи «игрушки, детский фонарик». После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, она далась поэту нелегко. В стихотворении он мысленно перенесен в свою постель, в то время, когда ни о чем не нужно было думать, время безмятежности, сопровождавшее его до 17 лет.
Очень любил маму, вспоминает «перекрестишься, поцелуй…». Мать поэта заботилась о нем и защищала его. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мать всегда говорила ему, что за ним стоит ангел-хранитель. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает, где правда, а где вымысел. Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, может быть, потому, что так трудно жить настоящим. Поэт счастлив, что воспоминания не покидают его. Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей его жизни.
Счастье всегда ассоциировалось с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была поддержка на мамином плече, он мог расслабиться и жить в мире своих беспокойных фантазий. Только эти детские воспоминания перенесли его в атмосферу тепла и уюта настоящего дома.
Мать для поэта была божественным творением и идеалом женщины. Может быть, поэтому он так и не решился жениться на Варваре Пащенко. Бунин не имел с ней отношений. Он так и не смог взять на себя ответственность, которую требовала от него самостоятельная взрослая жизнь.
Поэт сравнивал всех женщин со своей матерью, но его детские воспоминания были непревзойденными. Бунин всегда чувствовал, что его ангел-хранитель рядом «напоминает, что он со мной…». Видимо, поэту пришлось нелегко, но в своих воспоминаниях он думает об отдыхе «и о сладком сне, затуманившем глаза…». В нашей памяти детство навсегда останется беззаботной порой безграничного счастья.
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мать»
И. А. Бунин поздно покинул родительский дом. До 17 лет жил с родителями. Большое значение имела мать поэта. Он считал ее идеалом. Может быть, из-за этого ему было сложно решиться на женитьбу. В стихотворении «Мать» автор в образе матери олицетворяет защитницу от всех невзгод. Возможно, И.А. Сам Бунин нуждался в такой защите.
После ухода из дома ему было трудно жить одному. Его родители мечтали о его карьере ученого. Поэт хотел доказать, что литература – это не просто хобби. В этом произведении он показывает силу матери, которая может бодрствовать по ночам ради своего ребенка «И, положив ребенка себе на плечо, все пела и шла…». Сравнивая страшную бурю и дрожащую усталую мать, поэт показывает невероятную силу женщины. Вероятно, автор считал мать своим ангелом, он таким произведением возвышает мать до уровня божества.
Горящая свеча символизирует жизнь, она замерцала из-за непогоды и мать оберегает этот огонь. «Она прикрыла мерцающую свечу старой книгой…». Я. У Бунина была трудная самостоятельная жизнь. Он так и не решился жениться на Варваре Пащенко.
Идеалом женщины для него была мать, с ней он сравнивал всех женщин. Непогода и буря символизируют жизненные невзгоды, которые случаются с каждым человеком. Скорее всего, автор в образе ребенка вообще не показывает младенца. Таким образом поэт показывает, что для матери ее ребенок всегда останется маленьким и беззащитным. Она также не будет спать ночь рядом со взрослым и охранять его сон. И ночь тянулась без конца.
Автор говорит, что матери тоже тяжело, она устала и держится изо всех сил. Ночь кажется ей бесконечной, и буря никогда не кончится. Да и сама она как будто сдается, слезы на глазах. И только взгляд маленького сына придает ей силы. Сама боится. Ветер так свирепствовал, что дом едва уцелел. Мать напугана, но она не покидает своего поста и охраняет сон своего ребенка. Женщина готова на все, она могла бы даже бороться с пургой.
И.А. Бунин, испытывая трудности, ожидал, что его защитят так же, как его мать в поэме. Он сам чувствовал бушующие метели судьбы и шум злой метели. Поэт очень любил свою мать и не посвятил ей ни одного стихотворения.
Образ Богородицы в поэме И.А. Бунина «Мать»
Портретные образы в произведениях И.А. Бунина являются не столько описанием внешности, которая так или иначе характеризует героя, это не только отражение его внутреннего мира, это прежде всего результат работы над внутренним миром. Это запечатленная духовная динамика. Столь активное использование иконографических образов и сюжетов в творчестве И.А. Бунин вполне логичен (стихи: «Мать», «Новый храм», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Саваоф», «Михаил», «Бегство в Египет», «Купальский вечер»; рассказы: «Святитель», «Ночь отречения», «Преображение», «Прекраснейшее солнце» и др.). Образ Богородицы в этом списке занимает особую нишу: И.А. Бунин прямо или косвенно, используя ассоциативный ряд, вводит образ покровительницы, Матери всего мира, подарившей человечеству Спасителя и спасение, мудрость и надежду. Поэт верит в Божественное сострадание к Человеку на его бесконечно сложном жизненном пути.
И.А. Бунин не дидактичен в создании иконографических образов, и часто они не объявляются библейскими ни в названии, ни в сюжете произведения. Однако автор воплощает их так, что становится очевидным: художественное содержание имеет прямое отношение к Священному Писанию. Так, в стихотворении «Мать» (1893) читателю представлена ночная картина метели, затерянного в степи хутора, мертвого дома, образ матери, качающей на руках ребенка.
И дни и ночи до утра
Бушевали бури в степи,
И версты засыпало снегом,
И занесли хутора.
Ворвались в мёртвый дом —
И стекла в рамах зазвенели,
Кружатся в ночных сумерках.
Но был костер — не угасший,
И мать шла туда всю ночь,
Глаза не сомкнуть до рассвета.
Она мерцающая свеча
Накрыта старой книгой
И прислонив ребенка к плечу,
Все пели и гуляли…
Бытовая, на первый взгляд, зарисовка, обрастая символическими деталями, в контексте стихотворения превращается в обобщенно-философскую картину мироздания, в которой материнское сострадание к своему чаду передается как заступничество Божией Матери за весь человеческий род, застигнутый в бесконечной буре жизни.
Когда буря в диком порыве
Внезапно налетел шквал, —
Ей показалось, что дом дрожит,
На помощь звали в степи.
Описание метели, мертвого дома, плачущей матери с ребенком на руках, пытающейся удержать огонь свечи и старая книга — все эти мотивы объединены в драматическом сюжете, максимально обобщенном, передающем картину мира и определения места человека в нем. В поэзии И.А. Бунин («Мать» (1893), «Купальская ночь» (1903), «Бегство в Египет» (1915) и др.). Используя полотна евангельских сюжетов, а иногда иконописный образ, автор тем самым не столько отражает эпохальные апокалиптические настроения, сколько подчеркивает веру в спасение, в божественную защиту. Бунин последовательно подчеркивает, что Богородица, оберегая и спасая Младенца, спасает Мир.
Особо отметим роль анафоры и точки, которые вместе с многочисленными глаголами несовершенного вида («бушевал», «метал», «нес», «лопнул» и т. д.) создают в произведении неограниченное временное пространство: как бесконечна смена дня и ночи («и дней и ночей»), так бесконечна и буря жизни, так верна, хрупка и в то же время абсолютно надежна в ней «мерцающая свеча», дающая веру и надежду на защиту и покровительство в этом сумрачном мире. Показательно, что в тексте один-единственный глагол употреблен в совершенном виде, и это глагол «экранировать». Таким образом, И.А. Бунин подчеркивает подлинное, несомненное, безусловное заступничество Божией Матери. Отсюда и интонационное противопоставление: нарочитая анафора первой строфы (подчеркивающая и как бы повторяющая завывание ветра) вдруг обрывает состязательный союз «но» и почти библейскую фразу «а был огонь — не угасающий…» ( Сравните с текстом Евангелия: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5)).
Как видим, особое значение для понимания текста имеют изображения дома, книг и свечей. Конечно, свеча – это символ веры, «старая книга» имеет достаточно прозрачную аллюзию на Книгу Книг, а образ дома связан с понятием души человека; и только «мерцающая свеча» может спасти этот дом — вера в Божественное сострадание.
Строфическое оформление текста несет особую эмоциональную нагрузку. Стихотворение состоит из 3-х строф: в первых двух строфах по 8 строк, в последней — по 13. В заключительной строфе между двумя рифмованными четверостишиями пятистишная строка, в которой конкретное разрастается до размеров общечеловеческого, приобретает максимальное философское обобщение и перерастает в кульминацию произведения.
Когда буря в диком порыве
Нарос внезапный шквал, —
Ей показалось, что дом дрожит,
Что чей-то слабый, далёкий крик
На помощь звал в степь.
Драматическая динамика стихотворения, переданная через описание пейзажа, внутреннее движение сюжета, направленное на создание поэтического иконописного образа. Сам образ дают последние 4 строки (как развязку сюжета), в которых становится очевидным образ Богородицы с младенцем. В связи с этим название поэмы приобретает особое обобщенно-символическое значение. Мать как заступница за всех попавших в бурю жизни и нуждающихся в сострадании. Иконографический образ, подготовленный динамикой и драматизмом сюжета, дан не только как вывод произведения, не только как живописное подтверждение сказанного, не только как схваченный драматический сюжет, но и как откровение. , как прозрение для заблудившихся в буре жизни, как духовный маяк, необходимый для спасения. Динамика стихотворения неожиданно сменяется лаконичным описанием портрета матери с ребенком на руках. Причем образ передан двумя штрихами, а именно: взгляды матери и ребенка внезапно обращаются к читателю. Этого оказывается достаточно, чтобы портрет превратился в иконописный лик в контексте стихотворения:
И до утра не раз со слезами
Ее усталые глаза сияли
И вздрогнул мальчик, посмотрел
Большие темные глаза… символических деталей и образов, особых интонационно-синтаксических конструкций и оборотов, оказывается средством создания не просто конкретно намеченного портрета героини, а служит воссозданию и как бы «оживлению» иконописного образа передаваемые в движении, динамические.
Так, в стихотворении «Мать» И.А. Бунин раскрывает не только тему Апокалипсиса и заступничества Богоматери за род человеческий, но, превращая драматический лирический сюжет в живописно-портретный образ, воссоздает иконический сюжет, а тем самым конкретный лирический образ женщины превращает в образ Божией Матери — Заступницы всех страждущих, Матери мира, всем внимающей и плачущей о всех заблудших.