7 знаменитых произведений Михаила Булгакова
Многие книги Булгакова были опубликованы лишь после смерти писателя в 1940 году / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы — родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.
Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились — советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.
В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.
«Дьяволиада» (повесть, 1923)
В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.
«Роковые яйца» (повесть, 1924)
1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы — организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.
После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются — сметая все на своем пути, они движутся к Москве.
Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.
По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.
В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» — кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский.
«Собачье сердце» (повесть, 1925)
Впервые повесть была опубликована в 1968 году во Франкфурте и Лондоне. В СССР распространялась в самиздате, официальная публикация состоялась лишь в 1987 году.
1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.
Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.
Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.
В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.
В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала культовую картину Владимира Бортко 1988 года.
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)
Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.
Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.
Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.
Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном — найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.
В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.
По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».
При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные Юрием Любимовым и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и Владимира Бортко.
«Театральный роман» («Записки покойника») (1936—1937)
Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.
Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.
Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.
«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.
Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» — в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.
При жизни автора не ставилась и не публиковалась — вплоть до 1965 года. В 1973 году Леонид Гайдай снял по мотивам пьесы знаменитый фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Михаил Булгаков – все книги, биография, отзывы, цитаты
АзбукаИностранкаКоЛибриМахаонКниги
Закладки
Каталог
Художественная литература
Литература для детей
Non-fiction
Комиксы
Наши авторыСерии
Ничего не найдено
Попробуйте изменить запрос
Главная
Авторы
Михаил Булгаков
Об авторе
- война
- смерть
- перелом эпох
- вишневый сад
- революция
- сны
- семья
- русская классика
- советская классика
- Булгаков
- Гражданская война
- Киев
- белогвардейцы
- Украина
- интеллигенция
- Петлюра
- большевики
- офицеры
- пьеса
- жернова истории
- драматургия
- тоска по родине
- автобиография
- дневники
- редкие произведения
- эссе
- восприятие
Книги
Белая гвардия
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940) — один из наиболее значительных русских писателей ХХ века. Е…
Подробнее
Мастер и Маргарита
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — самое удивительное и загадочное произведение ХХ века. Опублик…
Подробнее
Мастер и Маргарита
Мягкая обложка
Многообразное и удивительное творчество Михаила Булгакова давно получило всемирное признание. Его чи…
Подробнее
Бег
Мягкая обложка
«Бег» — одно из самых ярких произведений М. А. Булгакова, которое, как и многие другие произведения,…
Подробнее
Цитаты из книг
Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете.
Белая гвардияМеч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле.
Белая гвардияРеволюционная езда. Час едешь — два стоишь.
Белая гвардия
Связанные статьи
Михаил Булгаков: «Мне нужно видеть свет…»
18.03.2021
Книги
Статьи и подборки
Авторы
Новым авторам
Серии
Архив
О нас
Контакты
Где купить книги
Сертификация
VK
VK: Комиксы
VK: Книги для детей
Азбука. Книгоголики
Азбука. Комиксы. Манга. Фантастика
Youtube
Youtube: Комиксы. Манга
ЯНДЕКС ДЗЕН
Подписаться на рассылку
Нажимая на кнопку , я соглашаюсь на обработку и хранение моих персональных данных
© 2008 – 2023 ООО «Издательская Группа Азбука-Аттикус»
Разработано в AIR Production
Михаил Булгаков | Русский автор
Михаил Булгаков
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 15 мая 1891 г. Киев Украина
- Умер:
- 10 марта 1940 г. (48 лет) Москва Россия
- Известные работы:
- «Мольер» «Собачье сердце» «Мастер и Маргарита» «Белая гвардия»
Просмотреть все связанные материалы →
Михаил Булгаков , полностью Михаил Афанасьевич Булгаков , (род. 15 мая [3 мая по старому стилю] 1891, Киев, Украина, Российская империя — умер 10 марта 1940, Москва, Россия , СССР), советский драматург, прозаик и автор рассказов, наиболее известный своим юмором и проницательной сатирой.
Начав свою сознательную жизнь врачом, Булгаков бросил медицину ради писательства. Его первым крупным произведением стал роман Белая гвардия
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
Благодаря своему реализму и юмору произведения Булгакова пользовались большой популярностью, но их острая критика советских нравов становилась все более неприемлемой для властей. К 1930 ему фактически запретили публиковаться. Его просьба о разрешении на эмиграцию была отклонена Иосифом Сталиным. В последующий период литературного остракизма, продолжавшегося до самой смерти, Булгаков создавал свои шедевры. В 1932 году в качестве литературного консультанта коллектива МХАТа написал трагедию на смерть Мольера, Мольер . Переработанная версия была наконец поставлена в 1936 году и шла семь вечеров, прежде чем была запрещена из-за плохо замаскированных нападок на Сталина и Коммунистическую партию.
В 1930-е годы Булгаков создал еще два шедевра. Первым был его незаконченный
Произведения Булгакова медленно извлекали выгоду из ограниченной «оттепели», которая характеризовала советскую литературную среду после смерти Сталина. Его посмертная реабилитация медленно началась в конце 1950-х годов, а начиная с 1962 года было опубликовано несколько томов его произведений, включая пьесы, романы, рассказы и его биографию Мольера. Однако три кульминационных шедевра этого художника не были изданы в Советском Союзе при его жизни.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Эриком Грегерсеном.
Михаил Булгаков | Исследовано баз данных
Михаил Булгаков | Исследованные базы данных | ГейлМихаил Афанасьевич Булгаков считается одним из выдающихся сатириков послереволюционной России, Булгаков наиболее известен своим романом Мастер и Маргарита ( Мастер и Маргарита ), который признан одним из величайших русских романов века. Многие работы Булгакова касаются приспособления российского интеллектуального класса к жизни при коммунистическом правлении. Находясь под сильным влиянием Николая Гоголя, он сочетал фантазию, реализм и сатиру, чтобы высмеять современное прогрессивное общество в целом и советскую систему в частности. Его работы прославляют нонконформистов и часто изображают художника или ученого, находящегося в конфликте с обществом. Из-за официальной цензуры его рукописей при жизни лучшие произведения Булгакова оставались неопубликованными до самой его смерти.
БИОГРАФИЯ Булгаков родился в 1891 году в русской интеллигентной семье в украинском городе Киеве. Музыка, литература и театр были важны в семейной жизни молодого Булгакова, как и религия. Отец, профессор Киевской духовной академии, привил сыну веру в Бога и интерес к духовным вещам, которые он сохранил на всю жизнь. Булгаков учился в самой престижной средней школе Киева, где прославился розыгрышами и сочинением историй. Он продолжил свое образование в качестве студента-медика в Киевском университете, который окончил с отличием в 1916. Призванный на небоевую службу в русской армии во время Первой мировой войны, Булгаков несколько месяцев работал в прифронтовых военных госпиталях, пока его не перевели в отдаленную деревню, где он служил единственным врачом на весь район. Его испытания как неопытного врача, работавшего в примитивных условиях, и трудности, с которыми он столкнулся как образованный человек среди невежественных, суеверных крестьян, отражены в автобиографических рассказах
В 1919 году Булгаков опубликовал свой первый рассказ, а в следующем году он оставил медицину, чтобы посвятить себя написанию фельетонов для местных газет и пьес для местных театров кавказского города Владикавказа. В 1921 года он переехал в Москву, где изо всех сил пытался прокормить себя и свою первую жену, редактируя и пишу для различных газет, задача, которую он описал как «поток безнадежной серой скуки, непрекращающийся и неумолимый». С частичной публикацией в 1925 году Белая гвардия в журнале Россия, Булгаков приобрел достаточное уважение и популярность как автор, чтобы отказаться от газетной работы. Хотя его последующая инсценировка романа как Дней Турбиных ( Дни Турбиных ) подверглась резкой критике со стороны ортодоксальных коммунистов за сочувственное изображение офицерского сословия Белой армии, она сразу же стала популярной у зрителей и стала одной из самых любимых пьес в Советской России. Сам Иосиф Сталин пятнадцать раз посещал постановку, считая пьесу в конечном итоге благоприятной для большевиков. В письме 1929 г. он писал: «Если даже такие люди, как Турбиные, вынуждены сложить оружие и подчиниться воле народа, потому что понимают, что их дело окончательно проиграно, то большевики должны быть непобедимы и есть с этим ничего не поделаешь». с 19С 25 по 1928 год Булгаков работал в тесном сотрудничестве с МХТ как писатель, режиссер и иногда как актер. Все его пьесы были хорошо приняты публикой, но осуждены партийной критикой, а в 1929 году его произведения были запрещены за идеологическое несоответствие. В течение следующих двух лет Булгаков не мог зарабатывать на жизнь, и в 1930 году, разочарованный, подавленный и без гроша в кармане, он написал советскому правительству письмо с просьбой разрешить ему работать или эмигрировать. Через три недели Сталин лично позвонил Булгакову и договорился о его назначении в Художественный театр режиссером. В 1932, как сообщается, по очередной просьбе Сталина,
Считается, что Булгаков написал тридцать шесть пьес, одиннадцать из которых сохранились. В отличие от его основных прозаических произведений, драмы Булгакова имеют тенденцию к реалистичности и часто основаны на исторических событиях или личностях. В прямом противоречии с советскими условностями Булгаков отказывался изображать своих персонажей как полностью положительных или отрицательных; скорее, они нарисованы как люди с человеческими сильными и слабыми сторонами. Тема приспособления к новому советскому образу жизни доминирует в его пьесах XIX века.20 с. Его самая известная драма «
Бег ( Рейс ), пьеса, которую некоторые критики считают лучшей из произведений Булгакова, не допускалась к постановке в Советском Союзе до 1957 года. названы «мечтами», чтобы изобразить тяжелое положение группы побежденных белых генералов и нескольких гражданских лиц, которые решили эмигрировать, а не жить при коммунизме. Критики хвалили Flight за тщательное построение, развитие персонажей и язык, а также за мастерское использование сценических эффектов. В Заговор лицемеров, основанный на жизни Мольера, Булгаков обратился к проблеме художника в репрессивном обществе, теме, к которой он должен был вернуться в более поздних работах. Пьеса основана на одном из булгаковских литературных героев (Булгаков однажды сказал своей жене, что Мольер был первым человеком, которого он увидит в загробной жизни), но это не только вымысел, но и факт, в нем акцент делается скорее на творчестве и творческом акте. чем историческая достоверность. Кабала лицемеров был принят МХТ в 1931, но не ставилась до 1936 года, после пяти лет проволочек и разногласий между Булгаковым и известным основателем и директором Художественного театра Константином Станиславским по поводу постановки пьесы. Булгаков отказался переписывать важные сцены, а Станиславский попытался внести существенные изменения в характер Мольера вопреки протестам Булгакова. Кабала лицемеров , наконец, вышла на сцену после почти трехсот репетиций, но закрылась после семи выступлений из-за враждебной критики. «Правда » подвергла критике «неправильное» толкование истории Булгаковым и осудила его «реакционный взгляд на художественное творчество как на «чистое» искусство». Разгневанный и расстроенный, Булгаков в знак протеста ушел из Художественного театра. Поскольку его следующая пьеса, Иван Васильевич, , была официально запрещена до премьеры, Заговор лицемеров стала последней из драм Булгакова, поставленной при его жизни.
Помимо драм, Булгаков написал множество рассказов и романов. Его первый опубликованный сборник рассказов, 9 0033 Дьяволиада ( Дьяволиада, и Другие рассказы ), испытал сильное влияние Гоголя: реализм растворяется в фантастике и абсурде, а легкая комическая сатира прорывается во внезапную жестокость. Включен его самый известный рассказ «Роковые яйца» («Роковые яйца»), в котором благонамеренный ученый обнаруживает красный луч, стимулирующий рост. Скат используется бюрократом для увеличения куриного поголовья в стране, но из-за путаницы вместо этого появляется урожай гигантских рептилий, которые опустошают сельскую местность. Критики восприняли эту историю как сатирическую трактовку русской революции или, менее конкретно, как комментарий к прогрессу и отказу от революции в пользу эволюции. «Роковые яйца» также представляют другую излюбленную тему Булгакова: последствия власти в руках невежд. Хотя написано в тот же период, что и Дьяволиада, Булгаков Записные книжки сельского врача коренным образом отличается от этих рассказов, а также от большинства его более длинных произведений своим строгим реализмом и исключением фантастического и гротескного. Еще одно раннее произведение, «Собачье сердце » (« Собачье сердце »), входит в число самых важных произведений Булгакова. Произведение, считающееся одной из лучших сатирических новелл советской России, изображает превращение ученым собаки в человека. Существо развивает предосудительные человеческие качества, и ученый превращает его обратно в добродушного пса, которым он когда-то был. Рассказ, имеющий очевидные тематические параллели с «Роковыми яйцами», никогда не публиковался в Советском Союзе из-за его контрреволюционного содержания. Критические чтения были аналогичны «Роковым яйцам»: одни критики считают его откровенной политической сатирой, приравнивая операцию к революции, другие подчеркивают морально-философскую интерпретацию конфликта между ученым-интеллектуалом и необразованными массами. и о катастрофических результатах вмешательства в естественный процесс. Отношения Булгакова с МХТ, в частности конфликты из-за постановки Кабала лицемеров, , послужил источником для его романа Театральный роман ( Черный снег: Театральный роман ). В этом юмористическом романе, ключе московского театрального мира, Булгаков изобразил уважаемого Станиславского мелким тираном, а актеров Художественного театра — группой враждующих, интригующих эгоманьяков. Прекрасный образец зрелой прозы Булгакова, « Черный снег », к сожалению, остался незаконченным после его смерти.
Признанный шедевр Булгакова, Мастер и Маргарита, разрабатывался в течение двенадцати лет посредством составления восьми отдельных версий. По словам биографов, Булгаков знал, что роман станет его шедевром, и в последние годы болезни отложил все другие проекты, чтобы закончить его перед смертью, диктуя жене последние исправления после того, как он ослеп, и добавляя эпилог после того, как рукопись была переплетена. Копии он передал жене и другу на хранение, и они оставались в строжайшем секрете до реабилитации Булгакова во время Никиты Хрущевской культурной оттепели конца XIX века.50-е и начало 1960-х, период, когда культ Сталина был отвергнут, и Советы начали противостоять некоторым излишествам его правления. «Мастер и Маргарита » был, наконец, опубликован в подвергнутой жесткой цензуре форме в двух выпусках в журнале «Москва » в 1966 и 1967 годах. Он сразу же произвел фурор и с тех пор привлек огромное внимание критиков. Роман, представляющий собой смесь сатиры, реализма и фэнтези, нелегко классифицировать или свести к единой интерпретации. Большинство критиков согласны с тем, что Мастер и Маргарита состоит из трех повествовательных нитей. Первый касается дьявола (по имени Воланд) и его сообщников, которые посещают современную Москву и творят хаос в жизни глупцов, интриганов и скупцов. Вторая повествует о преследуемом романисте (Мастер) и его любовнице (Маргарита), которая торгуется с Воландом ради возлюбленной. Третий уровень книги — это роман Учителя, пересказ истории Пилата и Христа, который включает в себя огромное количество исследований истории Иерусалима и раннехристианской мысли. Как мало негативной критики было написано на Мастер и Маргарита сосредоточился на отсутствии связности между этими тремя уровнями повествования. Природа добра и зла составляет основную философскую проблему в романе, и много критического внимания уделено природе булгаковского дьявола, который предстает не как злое существо, противостоящее Богу, а как его аналог, чья задача состоит в том, чтобы наказывать коррумпированный. Его отношения с Мастером считались фаустовским договором; действительно, ссылки на книгу Иоганна Вольфганга фон Гёте Фауст проникают в роман. Как и булгаковская характеристика дьявола, портрет Иисуса в Мастере и Маргарите столь же неортодоксален; хотя его персонаж утверждает основные верования ортодоксального христианства, он жалуется, что все, что написано о нем его единственным учеником Матфеем, является неточным. Рассказом о Мастере Булгаков возвращается к теме художника в обществе. Он пишет, что «рукописи не горят», утверждая свою веру в то, что искусство переживет превратности политических репрессий из-за своей вечной природы, существующей вне преходящего мира политической власти. Точно так же важная тема, параллельная конфликту между художником и обществом, развивается в конфликте между духовным и материальным мирами, конфликте, который, по мнению Булгакова, в конечном итоге приводит к триумфу духовного.
Как и в других крупных произведениях Булгакова, герои Мастера и Маргариты независимые духи, которые существуют вне своего общества, а самая острая сатира Булгакова предназначена для тех, кто руководствуется корыстью. Существуют две английские версии романа: одна Мирры Гинзбург, основанная на цензурированном издании, напечатанном в Москва, , в котором исключена большая часть антисоветской сатиры в творчестве Булгакова, а другая Майкла Гленни, основанная на полном тексте. Хотя были некоторые разногласия относительно их относительных достоинств как переводов, оба считаются ценными для понимания англоязычным читателем шедевра Булгакова, который сейчас считается одним из величайших произведений русской литературы двадцатого века.
От: «Михаил Афанасьевич Булгаков». Литература Гейла: современные авторы , Гейл, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ- Дальнейшее чтение
КНИГИ
- Хабер, Эдит С. , Михаил Булгаков: Ранние годы , издательство Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс), 1998.
- Ханнс, Дерек Дж., Апокалиптическая критика литературы Булгакова, E. Mellen Press (Льюистон, Нью-Йорк), 1996.
- Милн, Лесли, редактор, Булгаков: Романист-драматург, Харвуд (Люксембург), 1995.
- Милн, Лесли, Михаил Булгаков: критическая биография , Cambridge University Press, 1990.
- Натов, Надин, Михаил Булгаков , Туэйн, 1985
- Справочник по мировой литературе, второе издание, St. James Press, 19.95.
- Литературная критика двадцатого века, Том 2, Гейл, 1979 г., Том 16, Гейл, 1985 г.
- Писатели-фантасты двадцатого века, , третье издание, St. James Press, 1991.
- Воздвиженский, Вячеслав, составитель, Михаил Булгаков и его время: воспоминания, письма , перевод Лив Тудж, Издательство «Прогресс» (Москва, Россия), 1990.
- Уикс, Лаура Д., Мастер и Маргарита: критический компаньон, Издательство Северо-Западного университета (Эванстон, Иллинойс), 1996.
- Райт, Энтони Колин, Михаил Булгаков, Жизнь и интерпретации , University of Toronto Press (Торонто, Онтарио), 1978.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Canadian American Slavic Studies, лето-осень, 1981, стр. 151-66.
- Canadian Slavic Papers, vol. XIV, нет. 1, 1972, стр. 76-86.
- Canadian Slavic Studies, зима, 1969 г., стр. 615–28.
- Экономист, 1 июня 1991 г., с. 87.
- International Fiction Review, , январь 1974 г., стр. 27-31.
- Journal of European Studies, , март/июнь 1983 г., стр. 56–74.
- Исследования современной фантастики, , лето 1973 г., стр. 169–78.
- Нью-Йорк, , 28 мая 1990 г., с. 74.
- Житель Нью-Йорка, , 21 декабря 1992 г.