Буддизм в Древней Индии — Русская историческая библиотека
Содержание:
Жизнь Будды
Буддийские соборы
Распространение буддизма по Древней Индии
Гонение на индийских буддистов
Джайны — кратко
Читайте также статьи Будда – краткая биография, Брахманизм и буддизм
Жизнь Будды
Подробнее – см. в статье Будда – краткая биография
В Капилавасту, столице небольшого царства племени сиддхартха, на севере Древней Индии, в стране Кошала, у предгорий Гималаев, родился, вероятно, в 623 или 563 г. до Р. Х., сын царя, названный впоследствии Буддой, т. е. «пробужденным» от ночи заблуждения, или «просвещенным». Он был красив; на шестнадцатом году взял себе трех жен и сначала жил в роскоши и в удовольствиях. Но проникнувшись печалью о том, что в мире владычествуют бедствия, он на двадцать девятом году жизни отказался от короны, обрил себе голову, и, одевшись в желтое платье, тайно покинул дворец и жен. Будущий Будда удалился в пустыню размышлять о страданиях человечества и об избавлении людей от них. В легенде это мотивируется рассказом, что однажды, поехав на прогулку, он увидел старика, больного, мертвое тело и жреца. Это навело на него раздумье о старости, болезни, смерти и жреческой жизни.
Царевич Сиддхартха стал называть себя Шакьямуни, то есть пустынником из воинского рода Шакья, или Гаутамой, по другому родовому своему имени, и, питаясь милостыней, сначала странствовал по скитам отшельников Древней Индии близ города Раджагриги, учась у этих подвижников и брахманов. Поэтому древнеиндийская область Магадха считается у всех буддийских народов отчизною их религии, хотя она и не родина её основателя. Неудовлетворенный мудростью подвижников и брахманов, царевич через несколько времени удалился в полное уединение пустынного леса на берегу Наиранджары, одного из южных притоков Ганга, и прожил там шесть лет без огня, подвергая себя самым суровым лишениям и самоистязаниям, углубляясь в размышления. Наконец, после пятидесятидневной думы ум его озарился, и он познал истину, став Буддой («Просветлённым»). Тогда он явился к индийцам, как основатель религии.
Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели
Источник изображения
В сопровождении нескольких учеников Будда ходил по области Ганга, проповедуя в городах и селах свое учение, призывая людей искать избавления от страданий и печалей жизни не в аскетизме и не в мертвой формалистике обрядов, а в познании истины. Первую свою проповедь Будда произнес в Роще Газелей близ Бенареса; это была проповедь о зле и спасении от зла. Как нищие, с горшком в руке для собирания милостыни, он и его ученики ходили, проповедуя, из одной области Древней Индии в другую, из города в город. Доброжелательный, кроткий и смиренный, Будда привлекал к себе все сердца, и скоро приобрел много последователей. Совершение чудес приписывается ему лишь в поздних легендах; но быстро распространялось убеждение, что он обладает всеведением и знает обо всех людях, чем были они в прежних своих рождениях; это много помогало ему приобретать прозелитов. Даже некоторые индийские цари стали покровительствовать учению Будды – в особенности царь Магадхи могущественный Бимбисара и царь области Каушамби. Но наибольшее число последователей находил он между бедняками и людьми низших классов, искавшими у него избавления от надменности брахманов и от бремени каст. Сам Будда не нападал на кастовое устройство Древней Индии, но отрицание каст лежит в духе его учения, призывавшего всех людей к участию в спасении.
Двадцать лет ходил Будда, проповедуя; потом опять удалился в уединение, и умер восьмидесятилетним стариком близ Кушинагары, на берегу Хираньявати, в двух днях пути от города, в котором родился. Он скончался, говорит легенда, под тою же смоковницею (боддхи, «деревом познания»), под которым был озарен полным познанием истины. Год смерти Будды определяют различно; одни принимают 483 год, другие 543 год до Ρ. X. Тело его было сожжено с царским великолепием; прах его был собран в золотую урну, и впоследствии распределен между восемью древнеиндийскими городами, имевшими особенно важное значение в его жизни. Будда умер, освободившись от возрождений.
Буддийские соборы
Буддизм стал быстро распространяться по Древней Индии. Буддийские монастыри (вихары) появились во всех индийских областях, наполнившись большим числом монахов (бхикшу). Стремление буддистов соединяться для религиозных занятий ещё сильнее проявилось тем, что они ввели у себя соборы для установления догматов веры, правил нравственности и церковной дисциплины, словом для придания согласия и единства своим религиозным учреждениям. Легенда говорит, что через несколько лет после смерти Будды, Кашьяпа, бывший из всех учеников Будды самым близким к сердцу своего учителя, созвал, с согласия магадхского царя Аджаташатру, обращенного им в буддизм, «собрание благого закона», – собор влиятельнейших и добродетельнейших последователей новой религии. Считается, что Аджаташатру царствовал с 546 до 514 г. до Р. Х. На этом полном соборе, происходившем в Раджагриге, начавшемся в период дождей, продолжавшемся семь месяцев, были записаны по воспоминаниям его членов, учения и заповеди, изречения и установления Будды, и составленный таким образом сборник был признан в Древней Индии священным. Он разделяется на три части, потому называется Трипитака («Три корзины»). Первый отдел его, Сутра, заключает в себе изречения и проповеди Будды; второй, Виная, правила церковной дисциплины; третий отдел, Абхидхарма, содержит догматику или принципы философии.
Предание говорит, что этот священный закон, составленный по воспоминаниям и свидетельствам учеников и современников Будды, в следующие поколения подвергся многим нарушениям, что бхикшу начали предаваться житейским удовольствиям и нравственные правила их ослабели. Тогда человек, знаменитый добродетельной жизнью и религиозною мудростью, Ревака, созвал с согласия царя Калошоки в новую столицу магадхского царства, Паталипутру, второй вселенский собор (около 430 г. до Р. Х.) для того, чтобы вновь установить «благой закон». Этот собор, на котором присутствовало около 700 уважаемых лиц, буддийского духовенства, восстановил в первоначальной чистоте Сутру, священную каноническую книгу, отверг нововведения и отлучил от церкви тех, которые не отреклись от своих заблуждений.
После того, древнеиндийский буддизм стал распадаться на секты. В третий и последний раз священная книга закона была рецензирована на третьем торжественном соборе, который был созван около 246 года до Р. X. царем Магадхи Ашокой, ревностным покровителем и распространителем буддизма, сделавшим его государственною религией в своем царстве. Причиною созыва собора было то, что брахманы, одевшись, как бхикшу, коварно внесли разномыслие и смуту в буддийскую церковь. Судя по этому известию о коварстве брахманов, кажется, надо думать, что поначалу буддизм считали в Древней Индии одною из множества брахманских сект и лишь мало-помалу и медленно раскрылось, что он – учение существенно отличное от брахманизма. Третий собор продолжался девять месяцев. Обычай созывать соборы, освященный первобытною буддийскою церковью, остался у буддистов навсегда. Он охранил буддизм от опасности подпасть под владычество безумного умосозерцания или необузданной игры воображения, превратиться в какую-нибудь фантастическую теорию.
Храм Махабодхи (Индия, штат Бихар), основанный в III в. до Р. Х. на месте, где Будда достиг просветления
Легенды Древней Индии превозносят царя Магадхи Ашоку похвалами, подобными тем, какими возвеличивали Константина Великого христианские писатели. Но вероятно он глубже проникся духом учения Будды, нежели Константин Великий духом Евангелия. О нем рассказывают, что он отменил смертную казнь, проявлял сам и внушал всем кротость и терпимость относительно последователей других религий, кормил тысячи монахов (бхикшу), основал богадельни не только для больных и слабых людей, но и для больных и состарившихся животных, велел сажать по дорогам фруктовые деревья и целебные травы, копать колодези и ставить скамьи для отдыха. В этих известиях есть, вероятно, некоторое преувеличение, однако они показывают, что Ашока не на словах только принял учение Будды, но и стремился исполнять его заповеди, воздерживаться от грехов и пороков, быть кротким и человеколюбивым. Он ставил правилом веры мысль: «только то сказано хорошо, что сказал сам Будда». В Древней Индии тогда уже существовали приписываемые Будде апокрифические книги, и он предостерегал против них.
Четвертый буддийский собор был при Канишке, современнике римских императоров Траяна и Адриана, и был созван на севере Индии, в кашмирском монастыре Джаландаре. Южные буддисты («школа Тхеравада») не признают его. Постановлениями его начинается переход от древнего простого буддийского учения («Малой колесницы» – хинаяны, к которой ближе всего стоит школа Тхеравада) к позднейшей мистической доктрине, сложившейуся под сильным влиянием брахманизма. Основателем этой позднейшей буддийской ортодоксии («Большой колесницы» – махаяны) буддисты севера Индии считают знаменитого мудреца, Наранджану, бывшего современником Канишки.
Распространение буддизма по Древней Индии
Будда не только уничтожал индийское деление народа на касты, посвящая в сан монахов-бхикшу безразлично арийцев и шудр, свободных и рабов, извергнутых из каст и женщин. Он уничтожал и национальную исключительность, провозглашая неведомое до него на Востоке учение, что все человечество призвано слышать весть о ничтожестве всех существ, о кротости и самоотречении. Все люди всех народов страдают в своей земной жизни одинаковыми бедствиями, все одинаково угнетены всемирною скорбью, потому всем им одинаково должно быть проповедуемо учение милосердия и спокойствия. Эта высокая мысль, которую было решено применить к практике на третьем вселенском соборе, в царствование Ашоки, дала буддизму характер всемирной, общечеловеческой религии, какой другой не было в языческом мире. На третьем соборе было постановлено послать миссионеров по всем странам света, чтобы возвещено было всем народам земли учение о спасении, или, по буддийскому метафорическому выражению, «чтобы привести в движение колесо закона». И пошли миссионеры («стхавиры») в области, лежащие у Гималаев, в Кашмир и Гандхару, к Ядавам и к народам берегов Годавари, в Декан и на Цейлон, и к народам не индийским. «С того времени, – говорит легенда, – заблистали желтыми одеждами Гандхара и Кашмир и остались верны трем ветвям закона». Через несколько веков «индийцы и китайцы, малайцы и монголы подали друг другу руки в исповедании ничтожества всякого бытия». Быстроте и обширности распространения буддизма из Древней Индии содействовала пассивность и мягкость его характера: он не выступал против других религий непреклонным врагом, он гибко приспособлялся к ним, допускал разнообразие понятий и обрядов. Кроме христианства, только буддизм решил высокую задачу привести путем проповедничества и миссионерства самые непохожие друг на друга народы к единству веры, богослужения и религиозной, литературы.
Буддийская ступа в Санчи (недалеко от Бхопала) со знаменитыми резными воротами. Это основанное царём Ашокой святилище — наглядный символ «колеса дхармы»
Гонение на индийских буддистов
Распространению буддизма много содействовали гонения, которым подвергались его последователи в Древней Индии; в течение веков, было несколько периодов гонений. Многие монахи-бхикшу вынуждены были бежать от них в другие страны. В первое время брахманы, кажется, не замечали, что буддизм существенно противоположен их учению и был для него опасен. Им представлялось, что Будда один из нищенствующих философов, каких много между ними; казалось, что основной догмат его проповеди тот же самый, как в брахманизме – переселение душ, и цель проповеди та же самая – избавление от возрождений. Но с течением времени стало все яснее обнаруживаться, что учение Будды имеет иное, более высокое и более практичное направление, что оно ставит сущностью святости чистоту сердца и жизни, что оно несовместимо с педантизмом и святошеством брахманизма. Раздраженные ослаблением своего господства над умами и своих доходов, и в страхе, что новая вера совершенно ниспровергнет построенную ими с такими трудами систему верований и учреждений, брахманы сначала пытались остановить успехи буддизма хитростью, ослабить его приспособлением своего учения к буддийскому воззрению. Это им не удалось. Тогда они стали действовать на царей Древней Индии, убеждать их, что надо подавить новую веру.
И когда после смерти Ашоки власть над царством Магадха захватила (ок. 178 до Р. Х.?) новая династия Шунга, брахманы сумели склонить её основателя, Пушпамитру к жестокому преследованию буддистов. Многие из них покинули отчизну своей веры, Индию, где снова стал господствовать брахманизм, и перенесли свое учение в страны иноязычных народов. Гонением на буддизм в Магадхе объясняется то, что четвертый и последний буддийский вселенский собор происходил в чужом первоначальному буддизму царстве – в Кашмире. Но чем шире распространялся буддизм, следуя своему общечеловеческому характеру, у чужих народов, в особенности у индоскифов северо-западной Индии, тем успешнее придавали брахманы своей религии значение национальной веры, тем легче направляли и к уничтожению своих врагов врожденное индийцам презрение к другим народам. Таким образом, чистота брахманской верыи чистота национальности слились у древних и позднейших индийцев в одно могущественное понятие. И между тем как буддизм доводил до непрактичной крайности строгость своих нравственных правил и расслаблял энергию своих последователей усердною заботою о развитии в них добродетелей кротости и терпения, уменьшая тем их силу сопротивляться врагам, брахманы вели чувственный индийский народ от строгой прозаической морали буддизма назад к роскошным фантасмагориям и пышным обрядам своей религии, привлекая к ней возбуждением могущественнейших чувств человеческой природы, возбуждением сладострастия и ужаса, разжигая жажду чувственных наслаждений и все настойчивее проповедуя мрачный аскетизм, придумывая все новые его формы.
В III веке до Р. X. учение Будды было широко распространено в Древней Индии. Свидетельством того остались надписи на скалах, высеченные буддийским царем Приядаршином или, как произносилось его имя на изнеженном народном наречии надписей, Пиядаси, – то есть, Ашокой, к которому прилагался этот эпитет. В этих надписях Пиядаси убеждает своих подданных уважать друг друга, жить между собою дружелюбно, помогать друг другу, вообще убеждает их исполнять «дхарму» (заповеди буддизма), внушает им гуманные чувства и веротерпимость. Они находились в очень далеких одна от других местностях: в Аллахабаде, в Дели (древней Индрапрастхе), в Афганистане, в Гуджарате, на Инде близ Пешавара, в Бихаре, в Ориссе, в других областях Древней Индии. По известиям китайских паломников, переведенным французскими синологами, еще и через два столетия после того буддизм процветал в северной Индии. Но через несколько веков, поднялась сильная реакция: брахманам удалось возбудить своих приверженцев к свирепому гонению на буддистов. До нас дошел стих из брахманского воззвания: «от моста до снеговой горы, кто не будет убивать Бауддхов (Bauddha, буддистов), будет убит сам!» – говорит царь своим слугам.
Итак, гонение на буддистов охватило всю Индию, от Цейлона и южной оконечности Декана до Гималаев; оно происходило, как надо полагать, около 1000-го года нашей эры, или несколько раньше, и кончилось уничтожением буддизма в Индии. Буддийские монастыри были разрушены, Бхикшу убиты, высеченные в скалах буддийские храмы были посвящены брахманским богам.
Джайны – кратко
Но в индийской секте джайнов, пережившей это гонение, учение Будды сохранилось, хотя и перемешавшись с брахманскими догматами и обрядами. Джайны, одинаково с буддистами, поклоняются обоготворенным святым, отвергают Веды, имеют вихары, общежительные монастыри; их нравственное учение, одинаковое с буддийским внушает те же пассивные добродетели. Но они считают иерархию каст священным учреждением и причисляют брахманских богов – стражей мира – к своим святым. Милосердие к животным доведено у них до того, что они считают смертельным грехом убить хотя бы малейшее паразитическое насекомое. Джайны тоже подвергались большим гонениям от брахманистов, однако это религиозное течение уцелело в Индии до сих пор.
Буддизм в Индии реферат по истории | Сочинения История
Скачай Буддизм в Индии реферат по истории и еще Сочинения в формате PDF История только на Docsity! Содержание 1 Зарождение буддизма………………. ………………………………………………………………… 2 2 Образование раннебуддистской сангхи в Индии………………………………………….. 5 3 Распространение буддизма в Индии …………………………………………………………… 12 4 Упадок буддизма в Индии ………………………………………………………………………….. 15 5 Литература…………………………………………………………………………………………………. 17 1Зарождение буддизма Буддизм в Индии складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда. 2 Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного брожения. К 6 в. до н.э. политеистическое почитание обожествленных сил природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии (1500–800 до н.э.), оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами- брахманами. В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами: Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению обрядов. Позднее к идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму. Среди последователей ведийской религии находились жрецы- брахманы, полагавшие, что раз боги и все другие существа суть проявления единой высшей реальности (Брахмана), то освобождение может принести только союз с этой реальностью. Их размышления отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, 7–6 вв. до н.э). Другие учители, отвергая авторитет Вед, предлагали иные пути и методы. Одни (адживаки и джайны) делали упор на аскезу и умерщвление плоти, другие настаивали на принятии особой доктрины, следование которой должно было обеспечить духовное освобождение. Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Его суть изложена в его проповеди Поворот Колеса Доктрины (Дхаммачаккхаппаваттана). Это «срединный путь» между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыре благородные истины» и жить в соответствии с ними. I. Благородная истина о страдании. Страдание присуще самой жизни, оно заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в недостижении желаемого, короче говоря, во всем, что связано с существованием. 3 сравнительно небольшие группы странствующих аскетов (не менее шести человек), складывавшиеся вокруг завоевавших уважение и авторитет проповедников, собирались в каком либо уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали нечто вроде микрообщины. Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности (бхикшу — буквально «нищий»). Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое- кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву, посох. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню. Ходить с посудой от двери к двери и просить милостыню — это нищенствование, но нищенствование, делаемое не под угрозой и по обману. Это нищенствование человека, который верит в то, что его научат, как избавиться от всех страданий в этом мире и как найти путь к избавлению от заблуждений. Во взаимоотношениях этих групп были две тенденции. Они конкурировали друг с другом и в то же время для усиления стремились к организационному сближению. Эти тенденции в канонической литературе нашли отражение в форме рассказов о так называемых «соборах», собраниях сангхи, на которых вырабатывались основные положения догматики и уставные монашеские требования, якобы направленные против еретиков, искажавших первоначальное учение Будды. Природные условия Индии заставляли на дождливый период (июнь-сентябрь) всех монахов той или иной общины собираться вместе, так как возможность передвижения по стране в это время резко сокращалось. В остальные месяца года члены общины разбредались по городам и селам, собирая подаяния и проповедуя учение о спасении. Места, где монахи собирались в дождливый период, назывались вихарами. Они стали основой будущих монастырей. Кушать они имели право лишь до полудня, причем только вегетарианскую пищу, а затем до зари следующего дня нельзя было брать в рот ни крошки. В пещере, заброшенном строении бикшу пережидали период дождей, расходуя время на благочестивые размышления, беседы, практикуясь в искусстве сосредоточения и самоудержания (медитация) разрабатывая и совершенствуя 6 правила и теории своего учения. Близ мест их обитания умерших бикшу обычно и хоронили. В последствии в честь становившихся легендарными деятелями раннего буддизма на местах их захоронения буддистами — мирянами возродились могильные сооружения. Памятники — ступы (куполообразные строения), так возникали монастыри. Постепенно группы монахов-единомышленников росли и организационно укреплялись. В 3 веке до н.э. в них была уже строгая дисциплина и сложившаяся иерархия. Во главе групп обычно становились выходцы из богатых знатных семей. Почти всем известным ученикам Шакьямуни приписывается принадлежность к знатным и богатым родам. Именно они и руководили сангхой. Рядовые бикшу были слугами наставников, послушниками. Известно, что, понимая значение новой религии для управления обширным многоплеменным государством, Ашока принял ряд мер для поддержания авторитета и организационного усиления буддийской общины. Различные источники свидетельствуют, что в направление Ашоки в общине имели место острые разногласия по догматическим и дисциплинарным вопросам, что в разных местах империи происходили столкновения между буддистами и представителями других региональных направлений. Среди эдиктов Ашоки, посвященных утверждению буддизма, представляет особый интерес так называемый «эдикт о расколе», свидетельствующий о том, что в последний период правления Ашоки государственная власть не только контролировала деятельность сангхи, но и вмешивалась в ее внутренние дела. «Община монахов и монахинь, — говорится в эдикте, — сделана единой (samage kate) и (пусть это единство сохраняется) при моих сыновьях и внуках, пока светит солнце и месяц» /3/ Ашока организовывал собрание сангхи, на которых, обсуждались и решались вопросы ее организации для достижения единства. Одно из таких, наиболее значительных, собраний некоторые буддийские источники трактуют, «как третий Собор сангхи в Паталипутре». Есть основание считать, что в период правления Ашоки при активном содействии государственной власти, буддийская сангха впервые оформляется 7 как более или менее единая, тесно связанная с государством церковная организация- первая в истории буддизма. Организационные принципы санги были разработаны сравнительно рано, они вошли в первую часть канона, в Виная-питаку, некоторые разделы которой считаются древнейшими по времени написания во всей Типитаке (тройная корзина и переводится как «три корзины мудрости»). Правила приема в сангху новых членов строго регламентировались каноном. Особое внимание было обращено на меры предупреждения проникновения в нее ересей. В начале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения: не принимали преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей. В послушники часто шли подростки: сочувствовавшие буддизму миряне нередко посылали в монастырь сыновей. Однако полноправным членом он становился только по достижении 20 лет и после формального посвящения — упасампады, но этому предшествовал испытательный срок, во время которого изучались основы доктрины и устав общины. Вступив, в сангху бхиккху (монах) отказывался от семьи и собственности, от соблюдения предписаний касты, принимая обед целомудрия. Он принимал на себя первые пять обетов или наставлений (панча шила), не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй: Я обязуюсь не причинять никакого вреда живым существам. Я обязуюсь ничего не брать у других, если мне не дают этого добровольно. Я обязуюсь не нарушать супружескую верность. Я обязуюсь воздерживаться от лживых речей. Я обязуюсь воздерживаться от употребления опьяняющих напитков и наркотиков, чтобы не терять контроль над собой. Также сбривал волосы и облачался в желтую монашескую одежду. Членство в сангхе не было обязательным: в любой момент монах или послушник мог выйти из нее и возвратится к мирской жизни. Но если монах нарушал главные дисциплинарные правила, занимался воровством или оказывался замешанным в убийстве, он в соответствии с книгой норм сурово 8 монашеские организации. Буддийская церковь в большинстве странах стала крупным феодальным собственником, владельцем обширных земель, богатейших храмов. Монастыри превратились в главную и, по существу, единственную форму организации буддистов, не знакомых с иерархически организованной церковной структурой и не имевших влиятельной жреческой касты. Именно монастыри стали центрами буддизма, очагами его распространения, своеобразными университетами и библиотеками. В монастырских стенах ученые буддийские монахи записывали на древнеиндийских языках пали (это язык хинаянского буддизма, предполагается, что все древнейшие каноны буддизма были написаны на этом языке) и санскрите первые сутры, священные тексты, которые на рубеже нашей эры составили весьма внушительный по объему писаный буддистский канон — Трипитаку. Здесь же вновь поступившие служники и послушники обучались грамоте и чтению, изучили священные тексты, получая немалое по тому времени образование. Если вначале у Будды было всего пять спутников, с которыми он уже встречался прежде, то затем его последователи образовали монашескую общину (сангху), представляющую собой группу свободных людей, ведущих нищенский образ жизни. По мере распространения миссионерской деятельности ордена к Будде также приходят и миряне, которым разрешается следовать учению, не отрекаясь от своего положения главы семьи и хозяина дома, благодаря чему свободное сообщество начинает быстро расти. Равновесие между монашеской и мирской жизнью в сангхе было одной из главных черт миссии Будды во время его проповеднической деятельности, которая длилась сорок лет. Это был образец гармонии в социальном порядке, гармонии, преобразовавшей весь характер движения, которое постепенно превратилось во влиятельную индийскую традицию. Именно в соответствии с ней, то есть, руководствуясь буддийскими принципами, спустя века пытался управлять своим государством император Ашока. Женщинам тоже разрешалось становиться членами ордена, хотя отношение Будды к ним было неоднозначным: он принимал женщин с известной долей нежелания и предостерегал монахов, напоминая им о 11 необходимости быть осторожными в присутствии женщин. В ответ на вопрос своего ученика Ананды о том, как монахи должны вести себя в присутствии женщин, Будда, как было записано, ответил: «Не разговаривать:Проявлять постоянную бдительность». Возможно, такие наставления объяснялись его убеждением в том, что привязанность к женщине становится основным препятствием на пути к достижению нирваны. Какой бы ни была причина, эти слова должны быть положены в основу монашеского устава (Винаи), заложенного Буддой. Распространение буддизма в Индии От Гаутамы до Ашоки. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада («школа старейшин»). На «втором соборе» в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных «школ учителей». Наиболее важными были первоначальная ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, вначале лишь незначительно расходившаяся с тхеравадой в доктринальном плане; махасангхики. В конце концов между ними произошел, так сказать, территориальный раздел. Школа тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон). Сарвастивада поначалу приобрела популярность в 12 Матхуре на севере Индии, но потом распространилась к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики были вначале активны в Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии, сохранив лишь некоторое влияние на севере. Важнейшее отличие школы сарвастивада заключается в доктрине одновременного существования прошлого, настоящего и будущего. Это объясняет и ее название: сарвам-асти – «все есть». Все три вышеупомянутые школы остаются ортодоксальными по своей сути, но сарвастивадины и махасангхики, которые пользовались санскритом, а не пали, выказывали тенденцию к более свободному истолкованию смысла высказываний Будды. Что касается тхеравадинов, то они стремились сохранить в неприкосновенности древние догматы. Ашока (3 в. до н.э). Распространение буддизма получило сильнейший новый импульс, когда мирским последователем этой религии стал третий царь из древнеиндийской династии Маурьев (4–2 вв. до н.э). В одном из своих наскальных эдиктов (XIII) Ашока поведал о раскаянии за кровопролитие и страдания, которые он причинил людям в завоевательной войне в Калинге, и о своем решении следовать путем моральных завоеваний (дхарма). Это означало, что он намерен править, руководствуясь принципом праведности, внушая эту праведность и в собственном царстве, и в других странах. Ашока чтил аскетов, уважая их проповедь ненасилия и гуманные этические принципы, и требовал, чтобы его чиновники поддерживали благородные деяния, связанные с состраданием, щедростью, правдивостью, чистотой, кротостью и добротой. Сам он стремился быть примером, заботясь о благоденствии и счастье подданных, будь то индусы, адживики, джайны или буддисты. Эдикты, которые он приказывал высекать на скалах или каменных столпах в разных частях страны, увековечили принципы его правления. Великая хроника Цейлона приписывает Ашоке честь созыва «третьего собора» в Паталипутре, где в дополнение к уточнению «истинного учения» были приняты меры к рассылке буддийских миссионеров за пределы царства. 13 сакральных книг тантр (руководств). Тантризм – система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью. В тантрических ритуалах изображение бога в соитии с супругой было выражением осуществления этого религиозного идеала. В индуизме партнерши (шакти) считались супругами богов, в позднем махаянизме – супругами будд и боддхисаттв. Возвышенные элементы буддийской философии оказались в руках прежних индусских оппонентов, сам Будда стал считаться воплощением (аватарой) Вишну, одного из индусских богов. Мы рассмотрели, как стали появляться первые буддийские общины и монастыри. Какие дисциплинарные правила и ограничения, вошли в первую часть буддийского канона. И какую государственную поддержку оказал Ашока в период своего правления в Индии. Буддизм нашел распространение не только в Индии, где зародился, но и за ее пределами. 16 4Литература 1. Буддизм в… — http://buddhist.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=10 2. Кочетов А.Н. Буддизм. М., Политиздат, 1968. 3. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М., «Мысль», 1988. 4. Александр Мень. История религии. М., 1994. 5. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1986 17
Индия Буддизм — ИСТОРИИ ИСТОРИИТы — история. Мы будущее.
Основные темы
2. Убеждения: Почему люди живут так, как живут?
Буддизм
В конце арийского периода в Индии идея реинкарнации стала очень сильной среди индусов. Большинство людей верили, что после смерти вы переродитесь в другой форме, а затем переродитесь снова и снова, навсегда. Однако эта идея понравилась не всем. Некоторые не хотели, чтобы реинкарнация продолжалась вечно. Разве нельзя было остановить это, думали они, сойти с колеса реинкарнации и просто быть?
В VI веке до н. э. молодому индийскому принцу по имени Сиддхартха Гаутама пришла в голову идея. Он думал, что можно сойти с колеса реинкарнации, если ты достаточно хорош и достаточно чист. История буддизма — это история духовного пути Сиддхартхи к просветлению, а также учений и образа жизни, которые на его основе развились. После индуизма и иудаизма буддизм является третьей древнейшей религией в мире. Сегодня во всем мире насчитывается около 400 миллионов буддистов.
Brain Box: Что делает идею религией?
НАЖМИТЕ выше, чтобы узнать больше о жизни Будды.
Кем был Будда? Принц Сиддхартха Гаутама, который однажды станет известен как Будда, родился в королевской семье в древней Индии почти 2500 лет назад. Поскольку он был членом королевской семьи, он был изолирован от жизненных страданий — таких страданий, как болезни, возраст и смерть.
У принца были родители, которые любили его, много слуг, самая красивая одежда и новый дворец на каждый день в году! По мере взросления принца жизнь его становилась еще прекраснее. Всем, кто встречался с ним, он нравился. У принца было горячее сердце, два обожает родителей, которые любили его, прекрасную жену и совершенно нового мальчика, чтобы наполнить его жизнь счастьем.
Статуя выше находится в пещерах Могао, Дуньхуан, Китай. НАЖМИТЕ, чтобы узнать больше об этом священном буддийском месте.
Открытие жестокой реальности: Однажды, повзрослев, женившись и заведя ребенка, Сиддхартха вышел из королевского двора, где жил. Когда он вышел на улицу, то увидел, каждый в первый раз, старика, больного и покойника. Как вы можете себе представить, это сильно обеспокоило его. Из опыта он узнал, что возраст, болезнь и смерть были неизбежная судьба человека, судьба, которую никто не мог избежать.
Со всем своим богатством, со всеми своими сокровищами и несмотря на свою любящую семью принц обнаружил, что не может быть счастлив. Он обнаружил, что его мир полон страданий, и его расстроило то, что болезненная старость, болезни и смерть были частью жизни в этом мире. Это казалось ему несправедливым.
Почему Сиддхартха оставил свою комфортную жизнь и дом?
Медитация остается ключевым компонентом буддийских практик.
Стать святым: Во время своего путешествия за пределами королевского комплекса своей семьи Сиддхартха также видел монаха. Князь был поражен, что этот монах мог найти спокойствие и покой в мире, полном таких страданий. В тот же день он принял очень трудное решение. Он решил оставить свое богатство, комфорт, жену и новорожденного сына. Он решил, что, оставив свою защищенную царскую жизнь, он будет жить как бездомный святой человек.
Жизнь самоотречения: Чем больше странствовал Сиддхартха по миру, тем больше страданий показывал ему мир. Тем не менее, он продолжал искать способ избежать неизбежности старости, боли и смерти.Во время своих путешествий Сиддхартха встретил индийского святого, который призвал его вести жизнь, полную самоотречения и дисциплины. В дополнение к практике самоотречения Будда также практиковал медитацию, но пришел к выводу, что самих по себе высших медитативных состояний недостаточно. После шести лет практики медитации и крайнего самоотречения он все еще не был удовлетворен. Он все еще не сбежал из мира страданий.
Что такое срединный путь?
Без крайних страданий и чрезмерной роскоши срединный путь ведет к счастью.
Срединный путь: Понимая, что если он будет продолжать пребывать в состоянии такого крайнего самоотречения , то в конечном итоге станет не просто тощим, а мертвым, а не просветленным, Сиддхартха отказался от строгого образа жизни самоотречения.
Просветление: Однажды, сидя под фиговым деревом, Сиддхартха глубоко погрузился в медитацию и размышлял о своем жизненном опыте. Он был полон решимости проникнуть в ее истину. Во время медитации под этим деревом к нему пришло понимание. Понимание, которое пришло к Сиддхартхе, было способом положить конец страданию. В тот день принц Сиддхартха Гаутама начал зарабатывать новый титул — Будда, что означает «Просветленный». С тех пор дерево, под которым он сидел, называют «деревом Бодхи». Бодхи — это санскритское слово, означающее «просветленный» или, точнее, «пробуждённый».
Сначала Будда был счастлив пребывать в этом состоянии просветления, но Брахма, царь богов, от имени всего мира попросил его поделиться своим пониманием с другими.
youtube.com/embed/kMzKg6fFC38″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
Дерево Бодхи — место, где Сиддхартха достиг просветления, став Буддой. В III веке до нашей эры император Ашока Великий построил рядом с ним храм Бодхгая. НАЖМИТЕ на картинку, чтобы узнать немного больше об этом священном буддийском месте.
Учитель
Будда привел в движение колесо учения. Вместо того, чтобы поклоняться одному или нескольким богам, буддизм сосредотачивается на вневременной важности «учения» или дхармы.
Brain Box: Как 4 Благородные Истины, Восьмеричный Путь и Срединный Путь связаны друг с другом?
Учение Будды: Четыре благородные истины
Завершив путешествие Сиддхартхи в поисках смысла жизни, Будда понял, что жизнью правят Четыре благородные истины. Вот эти истины:
• Жизнь полна страданий.
• Страдания вызваны желаниями людей.
• Страданиям можно положить конец, если люди перестанут хотеть чего-то большего, например большего удовольствия или большей власти.
• Чтобы перестать чего-то хотеть, люди должны следовать восьми основным принципам, называемым Восьмеричным Путем.
Учение Будды: Восьмеричный Путь
Восьмеричный Путь – это руководство для жизни по Срединному Пути. Вкратце, это 8 основных указаний Восьмеричного Пути.
• Знать правду
• Намереваться сопротивляться злу
• Не говорить ничего обидного другим
• Уважать жизнь, собственность и нравственность
• Работать на работе, не причиняющей вреда другим
• Пытаться освободить уберечься от зла
• Владеть своими чувствами и мыслями
• Практиковать соответствующие формы сосредоточения
Учение Будды: Срединный Путь
Не делая жизнь ни слишком строгой, ни слишком легкой, Восьмеричный Путь был разработан, чтобы вести людей к просветлению. Срединный Путь — это название, которое буддисты называют жизнью, направляемой законами Восьмеричного Пути.
Остаток своей жизни Будда путешествовал по Индии и делился своим посланием со всеми. У него было много последователей, живших согласно его Четырем благородным истинам. Некоторые из его последователей стали буддистами монахи. Они отказались от всего, чем владели, и зависели от других последователей и добросердечных людей, которые давали им еду. Их послание было посланием любви.
После смерти Будды в 483 г. до н. э. буддизм быстро распространился по Южной и Восточной Азии.
Что такое сутры? Пословица – это короткое изречение, выражающее простую общепризнанную истину. Буддийские тексты называются сутры. Пример сутры можно увидеть слева. Сутры помогли распространить буддийские учения за пределы Индии, часто через древний Шелковый путь. Ниже приведены несколько пословиц Будды из древнего буддийского текста, написанного около 100 года до н. э. – более 2 000 лет назад! «Ненависть никогда не прекращается ненавистью в этом мире; она прекращается только любовью. Это древний закон.» «Счастье не в том, чтобы получать то, что ты хочешь, а в том, чтобы хотеть того, что ты получаешь». «Как твердый камень не колеблется от ветра, так и мудрый не колеблется ни от похвалы, ни от порицания.» «Нехорошо сравнивать себя с кем-то другим. Единственное верное сравнение — между собой и собой прежним.»
Учение Будды: цель
Цель буддизма — стать «величайшим человеком в мире».
Буддизм учит, что быть величайшим — это абсолютное достижение, не поддающееся сравнению.
Что это значит? Это означает, что быть величайшим — это не достижение, которого можно достичь посредством конкуренции. Вы не можете завоевать величие, но вы можете его достичь. Это означает, что каждый может быть величайшим одновременно.
Вот пример: для здорового муравья успешно переносить одно рисовое зёрнышко — большое достижение. Для здоровой лошади успешно делать то же самое не имеет большого значения. Муравей приложил все усилия к своей работе. Он выполнил свое предназначение как муравей.
Когда эта истина достигнута, муравей перестанет быть просто муравьем. Он стал самым большим муравьем в мире.
Буддизм учит, что человек успешен не потому, что он или она получил более высокий класс, или выиграл золотую медаль на Олимпийских играх, или побил других муравьев, чтобы увидеть, кто сможет унести самое большое и тяжелое рисовое зерно. Истинное достижение не приходит из конкуренции или сравнения. Баскетболисты справа могут и не победить команду профессиональных звезд, но не в этом дело. Даже со своими гандикапами изображенные игроки могут быть лучшими, чем они могут быть. Для последователя буддизма человек — или муравей, или лошадь — успешен, потому что он или она сделали все возможное. По этой причине каждый из нас может стать величайшим человеком в мире одновременно.
Почему Будда изображен смеющимся?
Смеющийся Будда
Вы когда-нибудь видели керамическую статую Будды в китайском ресторане, дома или в саду? Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Будда смеется? Смеющийся Будда напоминает нам, что для счастья нужно иметь любящее сердце. Не обижаясь, не затаив обиды, только тогда мы сможем улыбаться, как Будда, — только тогда мы сможем быть по-настоящему счастливы.
Рост буддизма
Буддизм ценит любовь, мудрость, добро, спокойствие и самообладание. Будда был живым примером этих атрибутов . Таким образом, Будда является одним из трех сокровищ буддизма. Два других сокровища — это Дхарма (учение) и Сангха (сообщество последователей буддизма). Вместе Три Сокровища помогают направлять действия.
Буддисты верят, что Будду и его учение следует чтить, что люди должны стараться положить конец страданиям, что они должны следовать Восьмеричному Пути. Следование Восьмеричному пути ведет к просветлению, и это важно, потому что это то, что отличает буддизм от других ранних индийских религий, таких как индуизм. В то время как и буддизм, и индуизм верят в реинкарнацию, индуизм полагается на кастовую систему, определяющую роль человека в обществе, и от касты никуда не деться. Буддийская вера в просветление, вера в свою способность преодолеть бесконечный цикл страданий также давала верующим надежду на то, что они смогут избежать своего назначения в низшую касту. Вначале это различие способствовало росту буддизма.
В древней Индии люди думали о буддизме как о схеме поведения, которой они могли следовать, чтобы вести себя к загробной жизни. Сегодня в мире насчитывается почти 400 миллионов буддистов, и буддизм является основной мировой религией и одной из самых быстрорастущих религий на Западе.
Активность | Знаешь? |
Индуизм и буддизм, введение – Smarthistory
Фрагмент, Кришна убивает коня-демона Кеши , период Гупта, 5 век н.э., терракота (Метрополитен-музей)
7 Кеши 7 Убийство демона Кришны , период Гупта, V век н. э., терракота (Метрополитен-музей)Происхождение индуизма
В отличие от христианства или буддизма, индуизм не возник из учений одного основателя. Более того, он имеет разнообразные традиции благодаря своей долгой истории и постоянному развитию на протяжении более 3000 лет. Термин «индус» первоначально относился к тем, кто жил по другую сторону реки Инд, а к тринадцатому веку он просто относился к тем, кто жил в Индии. Только в восемнадцатом веке термин «индус» стал конкретно относиться к индийской религии в целом.
Индусы придерживаются принципов Вед, свода санскритских текстов, датируемых 1700 годом до н. э. Однако, в отличие от христианской или исламской традиции, у которых есть Библия и Коран, индуизм не придерживается единого текста. Отсутствие единого текста, среди прочего, также делает индуизм религией, которую трудно определить.
Индуизм не является ни монотеистическим, ни политеистическим. Акцент индуизма на универсальном духе, или Брахмане, допускает существование пантеона божеств, оставаясь при этом преданным определенному богу. Именно по этой причине некоторые ученые называют индуизм генотеистической религией (вера в единого бога и поклонение ему при одновременном признании существования или возможного существования других божеств). Индуизм также можно охарактеризовать как религию, которая ценит ортопраксию, или правильную практику. Поскольку доктринальные взгляды среди индусов так сильно различаются, не существует нормы, основанной на ортодоксальности или правильной вере. Напротив, ритуальные действия одинаковы для разных индуистских групп.
Индуистские боги и поклонение богам
Шива как Повелитель Танца (Натараджа), ок. 11 век, медный сплав, период Чола, 68,3 x 56,5 см (Метрополитен-музей)
В индуистском пантеоне есть множество богов, богинь и божеств; однако одна сущность является высшей, Брахман. Брахман — Высшее Существо; Единая самосуществующая сила; Реальность, которая является источником всего бытия и всего знания. Просветление для индуса — это признание того, что все вещи едины.
Традиционно считается, что Брахман проявляется на земле как Тримутри: Брахма как бог-творец; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Брахман проявляется на земле в других богах, чтобы быть более познаваемым. При этом для индусов достижение спасения означает понимание того, что все находится в союзе. Различные имена и формы, которые может принимать бог, нематериальны, поскольку по сути они являются Брахманом.
Однако, как человеческие существа, мы жаждем защиты многих богов, в частности богов с очень специфической силой. Помимо Тримутри есть множество индуистских богов и богинь: Ганеша, бог с головой слона, и Дурга, женщина-воин. У каждого бога есть определенная сила и роль. Ганеша, например, владыка начинаний и устранитель препятствий. Именно по этой причине изображения Ганеши присутствуют в индуистских храмах вне зависимости от того, кому посвящен храм. Дурга, которую просят для защиты, в равной степени ищут женщины для плодородия.
Эти личные божества называются иштадева . Наличие иштадева не означает, что прихожанин отказывается от других богов, но это означает, что у него более личные отношения со своим божеством-покровителем.
Индуистское поклонение
Для индуистских поклонников важна концепция бхакти . Бхакти — это преданность, честь и любовь к Богу. Физические действия, которые человек предпринимает для выражения своего бхакти , могут быть выполнены разными способами, например, через даршан и пуджа .
Даршан означает благоприятное зрелище. Совершая паломничество, чтобы увидеть бога в храме или святилище, практикующий отправляется туда специально для того, чтобы получить даршан. Следует отметить, что для индусов образ бога является не просто символом или портретом их бога, но фактически является воплощением этого бога. Хотя бог не всегда пребывает в образе, он или она время от времени спускается на землю и принимает форму образа. Часто это время совпадает с особыми праздниками или определенным временем дня, особенно когда происходят ритуалы в честь богов. Именно в это время, когда присутствует бог, даршан наиболее эффективен. Чтобы поклоняться богу, практикующий должен видеть бога, а практикующий, в свою очередь, должен видеть бога.
Важность зрения и его взаимности в поклонении непосредственно отражается в создании индуистских изображений. У изображений богов большие глаза, поэтому им легче видеть практикующего, а практикующему легче установить с ними зрительный контакт. Более того, существует строгий набор параметров, которым должны следовать мастера, чтобы создать изображения богов, чтобы боги и богини вселились в тело. Боги не будут обитать в формах, которые они не считают достойными своего положения. Этот набор правил основан на математических пропорциях и называется иконометрией. Следовательно, чтобы изображение было успешным, оно должно иметь соответствующую иконографию (формы и символы), связанную с богом, а также иметь соответствующую иконометрию.
Помимо даршана , поклонение для индуса включает пуджу или подношения в качестве формы почитания. Можно совершить пуджу , покрыв изображение топленым маслом, молоком или маслом, или просто украсив изображение гирляндами цветов.
Индуистский мир
Для индусов время и пространство организованы и представляются циклическими, когда одна эпоха переходит в другую. В индуистской мифологии есть циклы космических веков от золотого века ( китри юга ) до темного века ( г.).0176 кали юга ). В настоящее время мы находимся в дегенеративном темном веке. Когда он закончится, через несколько тысячелетий вселенная будет разрушена и Брахма создаст ее заново. Подобно тому, как вселенная и время представляются цикличными, так же и развитие индивидуальной души. Для индусов душа привязана к колесу сансары. Самсара — это непрерывный цикл рождения, смерти и возрождения.
Чтобы выйти из этого цикла, нужно осознать, что все едино, все есть Брахман. Другими словами, индивидуальная душа такая же, как вселенская душа. Когда это выполнено, это называется мокша и знаменует собой конец сансарического цикла перерождений.
Все это можно понять через индуистскую Дхарму. Для индусов Дхарма объясняет, почему вещи существуют и почему они должны быть — порядок должен быть во всем, включая общество. И именно здесь идея кастовой системы находит признание в индуизме. Ранг человека в системе социальных каст зависит от его кармы, что в переводе с санскрита означает «действие». Для индусов карма изначально начиналась как чисто ритуальный акт, который представлял собой акт принесения жертвы/подношения священному огню/богам. Для индусов доступ к священному огню имеет брахман, или жреческое сословие, что прямо соответствовало их социальному рангу, находившемуся наверху. Брамины относятся к элитарной касте, в которую входят жрецы, ученые, учителя и т. д.
Буддизм и Будда
Социальная кастовая система, описанная в индуистской Дхарме, вероятно, была одним из важнейших факторов в развитии буддизма. Буддизм возник как реакция на господствовавшую в то время в Индии религию — индуизм (брахманизм). Буддизм, в отличие от индуизма, имеет одного основателя, и хотя единого текста нет, есть тексты, излагающие учения Будды как великого и образцового учителя.
Постящийся Будда Шакьямуни , 3-5 век Кушанский период, Пакистан/древняя Гандхара (Метрополитен-музей)
Буддизм был основан одним человеком, Сиддхартхой Гаутамой, где-то в 6 или 5 веке до н.э. Биография принца Сиддхартхи Гаутамы во многом стала частью фундамента буддийского учения.
Принц Сиддхартха Гаутама жил уединенной жизнью в непринужденности и изобилии. В возрасте 29 лет он встретил больного, старца, покойника и подвижника. Сиддхартха никогда раньше не видел таких неприятных сторон жизни и был глубоко тронут и сбит с толку. Он больше не мог игнорировать существование страданий в мире и жить привилегированной жизнью, зная, что старость и смерть — наша неизбежная судьба. Именно в это время он решил оставить свою защищенную жизнь, чтобы стать аскетом и найти истину во вселенной.
Срединный путь
Он навсегда снял свои драгоценности и богатые одежды, постригся, ушел в лес и стал аскетом, где учился у различных мудрецов и йогов, но их учения его не удовлетворили. Он также практиковал несколько видов самоуничижения — самое главное голодание, потому что он хотел сосредоточиться исключительно на своих духовных достижениях. Эти поиски оказались безрезультатными, и он, наконец, пришел к осознанию того, что Срединный Путь (избегание крайностей) — это путь к просветлению. Срединный путь учит приверженцев избегать крайностей. Для Сиддхартхи это не означало ни роскошной жизни принца, ни голодания.
Он отправился в город на севере Индии под названием Бодх-Гая, где сел под деревом, называемым деревом бодхи, и поклялся оставаться там, пока не достигнет просветления. После того, как он оставался в этом месте в глубокой медитации в течение 49 дней, однажды ночью он был испытан богом-демоном Марой (символ невежества — он не злой, просто заблуждающийся). Мара попытался сорвать медитацию Сиддхартхи и подослал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его. Сиддхартха оставался непоколебимым, продолжал медитировать и, таким образом, прошел это последнее испытание и обрел просветление. В момент своего просветления он стал известен как Будда, что переводится с санскрита как «просветленный».
Львиная столица, Ашоканская колонна в Сарнатхе, ок. 250 г. до н. э., полированный песчаник, 210 x 283 см, музей Сарнатха, Индия (фото: AS Mysore для Винсента Артура Смита, не защищено авторскими правами — издание княжеского государства до обретения независимости)
В учениях Будды использовалась большая часть словарного запаса индусов. Например, Дхарма для индусов объясняет, почему вещи существуют и почему они должны быть. Для буддистов Дхарма стала определяться как учение Будды. Кастовая система стала недействительной, поскольку Будда просто отрицал ее значение для достижения спасения, как его спасение отрицало существование личности.
Для индусов спасение приходит в осознании того, что все едино, все находится в союзе с Брахманом, а душа человека подобна всеобщей душе. Когда Будда учил, что «я» не существует, не было необходимости привязывать «я» к Брахману. Точно так же в индуистском контексте карма относится к ритуальным действиям — даршану и пудже, тогда как для буддистов карма всегда была этическим действием. Для буддистов карма (действие) — хорошее или плохое — заключается в намерении. Будда приуменьшил значение брахманских ритуалов, сделав карму этическим актом и сосредоточив внимание на намерении. Более того, каста браминов, имевшая прямой доступ к богам через ритуалы, больше не была привилегированным классом в буддизме. В буддизме любой, кто понял учение Будды, мог достичь спасения.
Для буддистов спасение достигается через понимание того, как обстоят дела на самом деле в соответствии с Дхармой Будды. Как только человек стал просветленным, он может достичь состояния нирваны. Нирвана описывается как угасание страдания путем выхода из непрерывного цикла перерождений, называемого сансарой. Способность человека достичь просветления и нирваны зависит от его понимания Дхармы. Вспомним, что цель как индуистов, так и буддистов — избежать сансарического цикла перерождений, но интерпретация каждой религией того, как это сделать и что значит выйти из цикла, различалась.
Учения Будды
Основные постулаты буддийской веры называются Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь. Четыре благородные истины предназначены для того, чтобы открыть глаза от пыли светского мира и показать практикующему, что:
- Жизнь — это страдание: это страдание, потому что мы несовершенны, и мир, в котором мы живем, несовершенен.
- Источником страдания является привязанность или желание: привязанность к преходящим вещам и неведение о них. Объекты привязанности также включают представление о «я», которое является иллюзией, поскольку не существует постоянного «я». То, что мы называем «я», — всего лишь воображаемая сущность, а мы всего лишь часть непрерывного становления вселенной.
- Прекращение страдания может быть достигнуто через непривязанность желания и жажды.
- Прекращение страданий достигается путем поиска срединного пути. Это средний путь между двумя крайностями чрезмерного потакания своим слабостям и чрезмерного самоуничижения, ведущий к концу цикла перерождений.
Срединного пути можно достичь, следуя Восьмеричному Пути, чтобы положить конец страданиям и начать путь к достижению нирваны. Восьмеричный путь требует, чтобы практикующий искал:
- Правильное или Совершенное Видение: это начало и конец пути, это просто означает видеть и понимать вещи такими, какие они есть на самом деле, и осознавать Четыре Благородные Истины.
- Правильное намерение: можно описать как приверженность этическому и умственному самосовершенствованию.
- Правильная речь: воздержание от использования ложных, клеветнических и вредных слов, которые причиняют боль другим.
- Правильное действие: означает воздерживаться от причинения вреда другим, воздерживаться от взятия того, что вам не дано, и избегать сексуальных домогательств.
- Правильные средства к существованию: означает, что человек должен зарабатывать себе на жизнь праведным путем и что богатство должно быть получено законным и мирным путем.
- Правильное Усилие: является предпосылкой для других принципов пути, поскольку нужна воля, чтобы действовать, иначе ничего не будет достигнуто.
- Правильная внимательность: способность активно созерцать свой разум, тело и душу.
- Правильная концентрация: способность сосредотачиваться на правильных мыслях и действиях посредством медитации.
Буддийская практика
Во времена Будды существовала только одна школа буддизма, которой учил Будда; однако со временем появились разные секты буддизма. Эти буддийские секты возникли из-за расколов в монашеском ордене. Такие трещины возникают из-за различий в практике, а не из-за веры в доктрину. Другими словами, независимо от того, о какой секте буддизма идет речь, все придерживаются учения Будды о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути. Двумя основными школами буддийской мысли являются буддизм тхеравады и буддизм махаяны.
Буддизм Тхеравады
Тхеравада переводится как «Школа Старших», поскольку некоторые считают, что она ближе к первоначальным учениям Будды. По мнению буддистов тхеравады, каждый человек несет ответственность за свое собственное просветление. Есть учителя и образцы, и Будда является образцом для подражания, но в конечном итоге каждый должен достичь просветления по собственной воле. Сегодня буддизм Тхеравады практикуется на большей части материковой части Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.
Буддизм Махаяны
Буддизм Махаяны был школой, возникшей в ок. 100 г. н. э. Слово «махаяна» буквально означает «большая колесница». Это большое транспортное средство, которое переносит все больше живых существ из цикла сансары к просветлению и нирване. Одним из краеугольных камней буддизма Махаяны является сострадание, которое визуализируется в образах бодхисаттв. Бодхисаттвы — просветленные существа-альтруисты, которые клянутся отложить свою паринирвану (окончательную нирвану) до тех пор, пока каждое живое существо не достигнет просветления. Буддизм Махаяны чаще всего практикуется в Восточной Азии и Вьетнаме.
Различия
Отличия Тхеравады и Махаяны в том, что Махаяна считает конечной целью стать бодхисаттвой.