Алигьери Данте — Божественная комедия читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …159
Данте Алигьери
Божественная комедия
Предисловие
(К. ДЕРЖАВИН)
«Божественная Комедия» возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих – близких и далеких – поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох Энгельс писал: «Конец феодального средневековья, начало современной капталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт новою времени» {К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 22, изд. 2-е, с. 382.}.
«Суровый Дант» – так назвал творца «Божественной Комедии» Пушкин – совершил свой великий поэтический труд в горькие годы изгнания и странствий, на которые осудила его восторжествовавшая в 1301 году в буржуазно-демократической Флоренции партия «черных» – сторонников папы и представителей интересов дворянско-буржуазной верхушки богатой республики. Во Флоренции – этом крупнейшем центре итальянской экономической и культурной жизни средневековья – Данте Алигьери родился, вырос и возмужал в атмосфере, раскаленной жаждой богатства и власти, раздираемой политическими страстями и волнуемой жестокими междоусобиями. Здесь, в этом муравейнике торговли, городе ремесленников и знатных купцов, банкиров и надменных феодальных грандов, в городе-государстве, гордом своим достатком и давней независимостью, своими древними цеховыми правами и своей демократической конституцией – «Установлениями правосудия» (1293 г.), рано образуется один из крупнейших центров того мощного общественно-культурного движения, которое составило идейное содержание эпохи, определяемой Энгельсом как «…величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..» {К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2-е, с. 346.}.
Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, «…которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» {Там же. }. Творец «Божественной Комедии» был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой культуры.
Отпрыск старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и аптекарей, в состав которого входили лица различных интеллигентных профессий, Данте Алигьери (1265-1321) выступает в своей жизни как типичный для его времени и для развитого городского уклада его родины представитель всесторонне образованной, деятельной, крепко связанной с местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции.
Юность Данте протекает в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы «нового сладостного стиля» (doice stil nuovo), возглавляемой его другом Гвидо Кавальканти, и в общении с выдающимся политическим деятелем и одним из ранних флорентийских гуманистов – Брунетто Латини. Зрелые годы автор «Божественной Комедии» проводит на службе республики, участвуя в ее войнах, выполняя ее дипломатические поручения и, наконец (1300 г. ), состоя одним из членов правительствующего совета приоров в дни политического господства буржуазно-демократической партии «белых».
К 1302 году – году своего изгнания и заочного осуждения на смерть захватившими власть во Флоренции дворянско-буржуазными верхами (партией «черных») – Данте был уже первостепенной литературной величиной.
Поэтическое становление Данте происходит в условиях переломных и переходных от литературного средневековья к новым творческим устремлениям. Сам поэт в этом сложном и противоречивом процессе занимает одно из определяющих и высоких мест. Его поэтическое сознание в полной мере предвосхищает «высочайшее развитие искусства» в эпоху, «…которая разбила границы старого orbis и впервые, собственно говоря, открыла Землю» {К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2-е, с. 508.}. Как последний поэт средневековья Данте вместе с тем завершает и обобщает предшествующую философскую и поэтическую эпоху, схоластическому миротолкованию которой он дал столь грандиозное в своих творческих масштабах художественное претворение.
По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари – юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим документом этой любви осталась автобиографическая исповедь «Новая Жизнь» («Vita nuova»), написанная у свежей могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290 году. Входящие в состав «Новой Жизни» два десятка сонетов, несколько канцон и баллада содержат в себе утонченное философское толкование пережитого и пламенеющего чувства, благостного образа любимой. Стихи перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание и связывающей отдельные звенья поэтических признаний и размышлений в последовательный автобиографический рассказ, в дневник взволнованного сердца и анализирующего ума – первый литературный дневник личной любви и философических чувствований в новой европейской литературе.
В «Новой Жизни» поэтические переживания Данте облекаются в формулы «сладостного стиля» поэзии его друзей и литературных наставников – Гвидо Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и всего того круга молодых тосканских поэтов, которые в изысканных словах и утонченных формах философской лирики славят великие очарования вдохновенной, приобщенной к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств. И все же – в этом состоит немеркнущее значение «Новой Жизни» – поэтическая формула не заслоняет ее ясной устремленности к реально значимым, пластическим, осязаемым и действительно чувствуемым жизненным ценностям. Сквозь мерные строфы сонетов с их усложненной философской образностью, за метафизическими выкладками изощренной, схоластической мысли и особенно в прозаическом рассказе об обстоятельствах своей любви Данте раскрывает перед читателем свое живое и жизненное мироощущение, если не подчиняющее себе книжно-поэтическую премудрость «сладостного стиля», то уже свидетельствующее о новых направлениях лирики и о новых, жизненных источниках лирических переживаний.
Еще в флорентийский период Данте прилежно изучал схоластическую философию. Мысль его, естественно, попала в плен тех уродливых мистических измышлений, которыми переполнены писания Фомы Аквинского, наиболее реакционного и тлетворного из всех богословских «авторитетов» эпохи. И однако, одновременно с этим, уже вступая в сферу пробуждающихся гуманистических интересов, он усваивал наследие классической литературы во главе со столь почитавшимся и в средние века Вергилием. В изгнании занятия эти, видимо, расширились и углубились. Скитаясь по разным итальянским городам, посетив даже Париж – центр философско-богословских занятий того времени, Данте приобрел энциклопедические знания в области схоластической науки и натурфилософии, ознакомился с некоторыми системами восточной, в частности арабской, философской мысли и всмотрелся в широкие горизонты общеитальянской национальной политической жизни, очертания и направления которой вырисовывались в соперничестве папской и светской власти, в борьбе городов-коммун с абсолютистскими притязаниями знати, в захватнических стремлениях жадных заальпийских соседей. Движение мысли Данте к овладению всей суммой знаний его времени не шло наперекор традициям средневекового мышления, склонного к энциклопедическим обобщениям, но в этом движении ясно вырисовывалась та черта, которая свидетельствовала о наступавших новых временах, – черта непокорной и взыскательной личности, утверждающей себя и свои предвосхищения будущего в окружении уже остановившейся в своем историческом развитии, формальной и застывавшей культуры.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …159
Книга: Божественная комедия — Данте Алигьери Главная страница. — КнигаГо
Божественная комедия
На сайте КнигаГо можно читать онлайн выбранную книгу: Данте Алигьери — Божественная комедия — бесплатно (ознакомительный отрывок). Жанр книги: Поэзия, Древнеевропейская литература, год издания — 1967. На странице можно прочесть аннотацию, краткое содержание и ознакомиться с комментариями и впечатлениями о выбранном произведении. Приятного чтения, и не забывайте писать отзывы о прочитанных книгах.
Название: | Божественная комедия | |
Автор: | Данте Алигьери | |
Жанр: | Поэзия, Древнеевропейская литература | |
Изадано в серии: | Поэмы | |
Издательство: | Художественная литература | |
Год издания: | 1967 | |
ISBN: | неизвестно | |
Отзывы: | Комментировать | |
Рейтинг: | ||
Поделись книгой с друзьями! |
Краткое содержание книги «Божественная комедия»
«Комедия», ставшая для потомков «божественной книгой» — одно из величайших художественных произведений, какие знает мир. Это энциклопедия знаний «моральных, естественных, философских, богословских», грандиозный синтез феодально-католического мировоззрения и столь же грандиозного прозрения развертывающейся в то время новой культуры. Огромный поэтический гений автора поставил комедию над эпохой, сделал ее достоянием веков.
Перевод и примечания Михаила Леонидовича Лозинского.
Иллюстрации Гюстова Доре.
Читаем онлайн «Божественная комедия» (ознакомительный отрывок). Главная страница.
Данте Алигьери
Божественная комедия
ДАНТЕ
Имя Данте, вместе с именами Шекспира и Рафаэля, претворилось в нашем сознании в символическое обозначение драгоценнейших и интимнейших достижений культуры нового времени. Они трое являются синтетическими образами ее, резюмируют, определяют и предсказывают ее характер, сущность и направление.
Данте Алигьери родился во Флоренции в мае 1265 года. Род свой он возводил к римским гражданам и был склонен подчеркивать его знатность, хотя фактически он принадлежал к среднему сословию. О родителях его мы почти ничего не знаем, о детстве и юности его имеем лишь отрывочные сведения. Девяти лет от роду (так рассказывает Данте в «Новой Жизни») он влюбился в девочку своих лет, и память об этой любви преобразила всю его душу и жизнь. Любовь эта определила идеальное и возвышенное единство, которое так поражает в творчестве Данте. На основании случайных упоминаний поэта можно установить, что он получил очень поверхностное и недостаточное образование, которое расширил и довел до исключительной по тем временам полноты благодаря упорной работе в зрелом возрасте. По-видимому, он и в ранние годы проявлял определенную склонность к науке и к поэзии. Двадцати четырех лет от роду он принял участив в военных операциях против соседних городов — Ареццо (битва при Кампальдино) и Пизы (осада Капроны). В 1296 году он женится, а в 1300 году осуществляет ответственные дипломатические поручения и исполняет обязанность приора. Данте играет значительную общественную роль и принимает активное участие в политике родного города.
Флоренция переживала в то время сложный политический и экономический кризис. В сущности, то была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги — гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники императорской власти) — не заключали в себе положительного содержания. В целом ряде городов возникают такие партии, и всюду борьба велась за политическое преобладание классов и приводила к изгнанию одной из враждующих сторон. В изгнании вчерашние враги, очутившиеся вне пределов родного города, объединялись, братались и сообща выступали против недавних своих единомышленников. Вся Италия разбилась на два стана: одна сторона (гибеллины) отстаивала архаическую, ушедшую в область предания эпоху и боролась за своеобразную феодально-демократическую республику, самовластную и тираническую, другая (гвельфы) стояла за новый порядок вещей и стремилась к организации республики купцов и ремесленников.
Донати усвоили методы борьбы аристократов и сумели привлечь к себе плохо понимавших политические дела мелких ремесленников и поселян. При таком положении вещей им было выгодно заручиться поддержкой папы Бонифация VIII и тем самым лишить всякого влияния более мирную, умеренную сторону — «белых». Последние опирались на крупные цехи и стремились создать для Флоренции положение, независимое от влияния аристократии и папы.
Внутренний раскол был ловко использован Бонифацием VIII. Прикрывшись предлогом умиротворения сторон, папа прислал во Флоренцию Карла Валуа, брата французского короля Филиппа Красивого, и прибытие его явилось для «черных» сигналом к репрессиям в отношении «белых».
В то время как Данте представлял интересы своих единомышленников при папском дворе (январь 1302 г.), «черные» во Флоренции предали его суду, обвинили в подкупе, взяточничестве, интригах против церкви и приговорили к изгнанию на два года, крупному штрафу и лишению права занимать публичные должности. Так как Данте не был в состоянии обжаловать
Данте Алигьери | Биография, стихи и факты
Данте
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- Флоренция Италия
- Умер:
- 13 сентября 1321 г. или 14 сентября 1321 г. Равенна Италия
- Известные работы:
- «Литература на народном языке» “Новая жизнь” «Банкет» «Божественная комедия»
- Механизм/стиль:
- Сладкий стиль нуво
- Предметы изучения:
- церковь и государство политическая философия
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Данте?
Данте считается величайшим итальянским поэтом, наиболее известным благодаря Божественной комедии , эпической поэме, которая является одним из самых важных литературных произведений в мире. Поэма, разделенная на три части, рассказывает о человеке, которого обычно считают самим Данте, когда он посещает ад, чистилище и рай.
Какими были ранние годы Данте?
Данте Алигейри родился в 1265 году во Флоренции в семье мелкого дворянина. Он начал писать стихи в молодости, а когда ему было девять лет, он встретил Беатрис, девушку, которой позже посвятил большую часть своих стихов. Мать Данте умерла до того, как ему исполнилось 14, а отец умер до 1283 года.
Как умер Данте?
Перед лицом казни во Флоренции за отказ заплатить штраф, связанный с его политической деятельностью, в 1302 году Данте странствовал, прежде чем поселиться в Равенне, Италия. Там он и умер в сентябре 1321 г., вскоре после окончания Божественная комедия . Некоторые предполагают, что он заразился малярией.
Данте , полностью Данте Алигьери , (род. ок. 21 мая — 20 июня 1265, Флоренция [Италия] — умер 13/14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, прозаик, литературовед, философ-моралист и политический мыслитель.
Данте Божественная комедия , веха в итальянской литературе и одно из величайших произведений всей средневековой европейской литературы, представляет собой глубокое христианское видение временной и вечной судьбы человечества. На самом личном уровне он опирается на собственный опыт изгнания Данте из его родного города Флоренции. На самом всеобъемлющем уровне его можно читать как аллегорию, принимающую форму путешествия через ад, чистилище и рай. Стихотворение поражает разнообразием познаний, глубоким и всесторонним анализом современных проблем, изобретательностью языка и образности. Решив написать свою поэму на итальянском языке, а не на латыни, Данте решительно повлиял на ход литературного развития. (В основном он использовал тосканский диалект, который впоследствии стал стандартным литературным итальянским языком, но его живой словарный запас широко варьировался во многих диалектах и языках.
) Он не только озвучивал зарождающуюся светскую культуру своей страны, но и итальянский язык стал литературным языком. язык в Западной Европе на протяжении нескольких столетий. В дополнение к поэзии Данте написал важные теоретические работы, начиная от рассуждений о риторике и заканчивая моральной философией и политической мыслью. Он был полностью знаком с классической традицией, опираясь в своих целях на таких писателей, как Вергилий, Цицерон и Боэций. Но, что весьма необычно для мирянина, он также обладал впечатляющим знанием новейшей схоластической философии и богословия. Его ученость и его личное участие в ожесточенных политических спорах своего времени привели его к сочинению
Сладкий новый стиль | Итальянская литература
dolce stil nuovo (итал. «сладкий новый стиль»), nuovo также пишется Novo , стиль группы итальянских поэтов 13–14 веков, в основном флорентийцев, чьи народные сонеты, канцоны, и ballate прославляют духовный и идеализированный взгляд на любовь и женственность в искренней, деликатной и музыкальной форме. Болонский поэт Гвидо Гуинизелли считается предшественником 9-го века.0045 stilnovisti («писатели нового стиля»), а самыми яркими поэтами группы были Гвидо Кавальканти и сам Данте (в его лирических произведениях). Самым известным второстепенным поэтом, связанным с группой, был Чино да Пистойя; другими были Лапо Джанни, Джанни Альфани и Дино Фрескобальди.
Несколько влияний подготовили почву для разработки dolce stil nuovo . Среди этих влияний была поэзия трубадуров Прованса, которая содержала придворную любовную традицию и использовала поэтические формы, которые превратились в итальянские сонеты и канцоны; простота и мистицизм св. Франциска Ассизского и его последователей; сицилийская школа поэтов 13-го века, которые создали сонет и канцону из провансальских форм и которые были первыми поэтами в Италии, использовавшими местный язык; и философские учения томизма, платонизма и аристотелизма, с которыми все стильновости имел контакт. Вкладом Гуинизелли был его собственный мягкий стиль поэзии, а также возвышенный взгляд на женщину и любовь, который он представил в канцоне «Al cor gentil ripara semper amore» («В нежном сердце любовь всегда укрыта»).
Итальянская литература: новый стиль
Гений Данте и Кавальканти вывел движение на полную мощность. Данте указал в Il convivio («Банкет»), что он намеренно выбрал сладкий и музыкальный язык для своей любовной поэзии, а лирика Беатрис, переплетающаяся с La vita nuova ( Новая жизнь ), убедительно доказывает его успех. Его представление о любви очень возвышенно: даже при жизни Беатриче изображалась в образе ангела, а после ее смерти Данте отвел ей роль своего божественного наставника в «Божественной комедии ».
Блаженство, которым наполнена любовь Данте к Беатриче, несколько отличается от того, что Кавальканти выражает в своей эмоционально сложной, часто мучительной любовной лирике. Но Кавальканти, поэт сложностей любви, представил одни из лучших примеров любви.0045 dolce stil nuovo, например, сонет, начинающийся словами «Кто она идет, на кого все смотрят». Кавальканти был также автором знаменитой и трудной канцоны, посвященной анализу природы любви, под названием «Donna mi prega» («Дама умоляет меня»), в которой высказывается представление о том, что любовь возникает, когда мужчина встречает женщину, соответствующую его идеалу.