Боттичелли афродита: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

14 символов, зашифрованных в «Венере» Боттичелли

Истории

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1485

Обращение Боттичелли к языческому сюжету, да еще с обнаженной натурой, может, на первый взгляд, показаться странным: в начале 1480-х годов художник вроде бы посвятил себя христианскому искусству. В 1481–1482 годах Сандро расписывал Сикстинскую капеллу в Риме, а в 1485-м создал богородичный цикл: «Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой». Но это внешнее противоречие. Дело в том, что по мировосприятию Боттичелли был близок к флорентийским неоплатоникам — кружку, возглавляемому философом Марсилио Фичино, который стремился синтезировать античную мудрость с христианской доктриной.

Согласно представлениям неоплатоников, непостигаемый Бог все время воплощает себя в земной красоте, будь то красота телесная или духовная — одна без другой невозможна. Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, через которое спасается душа. Марсилио Фичино называл Венеру нимфой Гуманности, «рожденной от небес и более других возлюбленной Богом Всевышним. Душа ее — суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность».

Такой синтез христианства и язычества присутствует и в работе Боттичелли. «Композиция „Рождения Венеры“, — писала историк искусства Ольга Петрочук, — удивительным… образом заключает содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему „Крещения“. Явление языческой богини уподобляется таким образом возрождению души — нагая, подобно душе, выходит она из животворных вод крещения… Немалая смелость понадобилась художнику и выдумка тоже немалая, чтобы заменить фигуру Христа победительной наготой юной женщины — сменив идею спасения аскетизмом на идею всевластия Эроса… Даже библейское „Дух божий носился над водами“ здесь приравнивается ни более ни менее как к дыханию Эроса, которое воплощают летящие над морем ветры».

«Венера» Боттичелли — первое изображение полностью нагого женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (как, например, при изображении Евы). И кто знает, не будь картины отважного художника, появились бы на свет «Спящая Венера» Джорджоне (ок. 1510) или «Венера Урбинская» Тициана (1538)?

1. Венера. Согласно античному мифу, первый правитель мира — бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Капли крови Урана упали в море и образовали пену, из которой и родилась стоящая на раковине Венера. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Петрочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи — первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Она скончалась во цвете лет от чахотки.

2. Раковина — символ женского лона, из которого выходит Венера.

3. Зефир — бог западного весеннего ветра. Неоплатоники отождествляли его с Эросом — богом любви. В мифе о Венере Зефир своим дыханием направил раковину с богиней к острову Кипр, где та ступила на землю.

4. Флора — супруга Зефира, богиня цветов. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.

5. Роза — символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами.

6. Камыш — символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.

7. Ора Талло (цветущая) — одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры.

8. Василек — символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов.

9. Плющ — это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность.

10. Мирт — растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия.

11. Алая мантия — символ божественной власти, которой обладает красота над миром.

12. Маргаритка — символ невинности и чистоты.

13. Анемон — символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного, и родился анемон.

14. Апельсиновое дерево — символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин — вечнозеленое растение).

Сандро Боттичелли. Автопортрет

Художник

Сандро Боттичелли

1445 — Родился в семье дубильщика во Флоренции.
1462 — Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи.
1470 — Открыл собственную мастерскую.
1471 — Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность.
1477 — Написал картину «Весна».
1481–1482 — Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме.
1485 — Закончил работу над «Рождением Венеры». Написал богородичный цикл.
1487 — Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции.
1489 — Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции.
1494 — Закончил картину «Клевета Апеллеса».
1501 — Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб».
1505 — Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия».
1510 — Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2014

Павел Синичкин


Теги

  • Культурный код

Сегодня читают

Тест: выберите блюдо и узнайте, какая страна вам подходит

Тест: посмотрите на свою позу и узнайте, что вы сейчас чувствуете

Думать не надо: выберите место, нарисованное нейросетью, а мы расскажем о вашем тайном желании

Настал ваш звездный час: найдите иголку в стоге сена

Тест на деменцию от нейросети: найдите все лица на картинке

История одной картины: «Рождение Венеры» Боттичелли 

Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) — итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.  

«Рождение Венеры» — классическая интерпретация античного мифа о рождении богини любви, красоты и нежности Афродиты (в традиции римской мифологии ее зовут Венера). Как она рождается и появляется на сушу из пены морской. Все, кто видят ее, понимают, что любовь пришла. 
В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Оскопил Урана его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. 

Богиня возникла из морской пены. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви), апельсин (символ вечной жизни).  
Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви. 

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру. 

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса. 

Боттичелли был человеком странным. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью. 

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами. 
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». 

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца. 

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

 

 

Боттичелли «Рождение Венеры» – ItalianRenaissance.org

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», ок. 1484-86, холст, темпера

Помимо его картины Primavera , другой величайшей работой Сандро Боттичелли, выполненной для семьи Медичи, является Рождение Венеры . К сожалению, мы не знаем точно, для какого Медичи она была написана или где она первоначально была вывешена. Это работа темперой на холсте. В то время деревянные панели были популярными поверхностями для рисования, и они останутся популярными до конца шестнадцатого века. Холст, однако, начал получать признание художников. Это хорошо работало во влажных регионах, таких как Венеция, потому что деревянные панели имели тенденцию деформироваться в таком климате. Холст также стоил меньше, чем дерево, но он также считался менее формальным, что делало его более подходящим для картин, которые будут показываться в неофициальных местах (например, в загородных виллах, а не в городских дворцах).

Тема Рождения Венеры взята из произведений древнего поэта Гомера. Согласно традиционной версии, после того, как Венера родилась, она поехала на морской раковине и морской пене на остров Кифера. На картине, которую мы видим здесь, Венера заметно изображена в центре, рожденная из пены, когда она едет к берегу. Слева фигура Зефира несет нимфу Хлориду (также называемую «Аурой»), когда он дует ветер, чтобы направить Венеру.

На берегу фигура, идентифицированная как Помона или богиня Весны, ждет Венеру с мантией в руке. Мантия развевается на ветру изо рта Зефира.

Состав в некоторых отношениях аналогичен составу Primavera. Венера находится немного правее центра, и она изолирована от фона, поэтому никакие другие фигуры не перекрывают ее. У нее легкий наклон головы, и она наклоняется в неуклюжей контрапостной позе.

Боттичелли уделял большое внимание ее волосам и прическам, что отражало его интерес к тому, как женщины носили длинные волосы в конце пятнадцатого века.

Он дал Венере идеализированное лицо, на котором не было никаких пятен, и красиво заштриховал ее лицо, чтобы отличить более светлую сторону от более темной.

Очевидное значение в этой картине имеет нагота Венеры. Изображение обнаженных женщин не было чем-то, что обычно делалось в средние века, за некоторыми исключениями в определенных обстоятельствах. Для моделирования этой фигуры Боттичелли обратился к статуе Афродиты, такой как Афродита Книдская, в которой богиня пытается скромно прикрыться.

На картине Венера Боттичелли обвел контуры ее тела темной линией. Это облегчало различение ее телесных форм на фоне, а также подчеркивало цвет ее молочной кожи. Результатом всего этого является то, что Венера выглядит почти так, будто ее плоть сделана из мрамора, что подчеркивает скульптурный характер ее тела.

Сравнение Венеры Капитолийской (по Афродите Книдской) с Венерой из картины Боттичелли «Рождение Венеры».

Требованием к такому типу сцены, безусловно, был гуманизм, живший и здравствующий при дворе Лоренцо д’Медичи в 1480-х годах. Здесь гуманизм эпохи Возрождения был открыт не только для использования языческой скульптуры в качестве модели, но и для языческого повествования в качестве предмета.

Хотя «Рождение Венеры » не является произведением, в котором использовались перспективные инновации эпохи Возрождения, элегантность классического сюжета заинтриговала бы богатых флорентийцев, которые покровительствовали этому типу работ. Однако это не понравилось бы всем, как тем, кто считал мирское поведение правящей семьи Медичи коррумпированным или гнусным. К 149В 0-х годах напряженность, возникшая в результате столкновения между придворными излишествами и теми, кто хотел религиозной реформы, достигла апогея, когда проповедник Савонарола проповедовал жителям Флоренции свой крестовый поход. Одним из людей, на которых повлиял проповедник, был Боттичелли, изменение взглядов которого побудило его сжечь некоторые из его ранних картин.

Закладка.
  • О

    Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.

  • Информация для цитирования

    Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте следующую информацию:

    ItalianRenaissance.org, «Рождение Венеры Боттичелли», в ItalianRenaissance.org , 20 августа 2012 г., https:// www.italianrenaissance.org/botticelli-birth-of-venus/.

  • Меню сайта

  • Популярные сообщения

    Микеланджело вырезал ряд работ во Флоренции во время своего пребывания у Медичи, но в 1490s он покинул Флоренцию и ненадолго отправился в Венецию, … Подробнее →

    Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы — «Сотворение Адама» Микеланджело. Эта сцена расположена рядом с Сотворением Евы, которое … Подробнее →

    Давид — одна из самых узнаваемых работ Микеланджело, ставшая одной из самых узнаваемых статуй во всем мире искусства. Стоя… Подробнее →

высший идеал женской красоты и где художник черпал вдохновение

Боттичелли, «Рождение Венеры»
Сегодня я хочу поговорить с вами о «Рождении Венеры» Боттичелли, о представлении высшего идеала женской красоты и о том, откуда Боттичелли черпал свое вдохновение.
Фото предоставлено Studentessa Matta

Это небольшая деталь гораздо большей картины Боттичелли, которую я написал, когда был студентом во Флоренции. Я посещал курсы в Олтрарно, когда жил там, и моим «домашним заданием» было выбрать картину из Уффици и скопировать ее. Я выбрал картину Боттичелли, потому что меня поразили цвета, сложные детали и изящные фигуры — как эта молодая девушка, одетая в струящееся белое платье, усыпанное цветами.

Боттичелли написал «Рождение Венеры


» примерно в 1482 году.

Точно так же, как Давид Микеланджело считается каноном мужской красоты, Венера на картине Боттичелли всегда считалась идеальной идеей женской красоты в искусстве.

Микеланджело, Давид, Академия Флоренции

Давно предполагалось, что Боттичелли была заказана для написания картины семьей Медичи, особенно под влиянием Лоренцо иль Магнифико.

Лоренцо Медичи

На этой картине Боттичелли изобразил Венеру в виде молодой женщины с распущенными золотыми волосами, стоящей совершенно обнаженной на морской раковине. Имейте в виду, что для покровителей, для которых Боттичелли написал картину, нагота Венеры не предназначалась для представления или возвышения языческих ритуалов. Скорее она воплотила концепцию Humanitas, изображение духовной красоты, олицетворяющее чистоту, простоту и благородство души. Существует также параллелизм между Венерой и христианской душой, которая очищается водным крещением.

Венера Боттичелли кажется чистой и невинной — почти девственной в своей скромности. Она приближается к нам, по вздыбленной волнами глади моря, во всей своей грации и красоте… почти как древняя статуя.

Боттичелли, Рождение Венеры, Фрагмент Венеры

Фактически, Боттичелли использовал эту древнюю статую в качестве эталона… статую, которая находилась в семейной коллекции Медичи. У Боттичелли была бы возможность изучить его в свободное время.

Боттичелли, Рождение Венеры
по сравнению с древнегреческой статуей Афродиты

На картине присутствуют и другие персонажи. Венеру толкает вперед и согревает дыхание Зефира, которого обнимает женский персонаж, символизирующий телесность акта любви. Таким образом, Венера питается ветрами страсти. Возможно, женская фигура — нимфа Хлорис.

Боттичелли, Рождение Венеры, Фрагмент Зефира и Хлориды

На берегу молодая девушка, один из часов, который руководит сменой времен года, особенно весной. Она ждет, готовая облачить богиню в красивое розовое одеяние, расшитое цветами.

Botticelli, «Рождение Венеры», деталь la Primavera

Лицо Венеры, кажется, тоже было вдохновлено реальной женщиной.

Кем она была?

Боттичелли был вдохновлен не только античной статуей, но кажется, что лицо Венеры также было вдохновлено чертами реальной женщины, Симонетты Веспуччи. Она была молодой женщиной, вышедшей замуж за двоюродного брата известного исследователя Америго Веспуччи. Говорили, что ее красота не имела себе равных, и ее восхваляли флорентийские художники и поэты.

Боттичелли, Портрет Симонетты Веспуччи

Симонетта была поистине очаровательной женщиной, и ходят слухи, что Боттичелли влюбился в нее. Но у них не было истории. Вместо романа сердца у них был роман искусства, поскольку Симонетта позировала Боттичелли для многих, многих картин.

Боттичелли, Симонетта Веспуччи, Два изображения Мадонны и Венеры

На похоронах Симонетты собралась огромная толпа и ее гроб оставили открытым, чтобы все могли полюбоваться красотой, которую не омрачила смерть. Симонетта была похоронена в церкви Всех Святых, в часовне Веспуччи, расписанной фресками Гирландайо.
В той же церкви находится могила Боттичелли, который просил похоронить его у ее ног. Романтично, правда?

Церковь Оньиссанти, Капелла Веспуччи, Флоренция (Википедия) Надгробие Сандро Боттичелли (Википедия)

Прежде чем закончить, я хочу объяснить вам, как Боттичелли получил свое прозвище «Боттичелли», поскольку на самом деле его настоящее имя было

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Автопортрет Боттичелли справа, фрагмент из его
«Поклонения Мадонне»

Кажется, его старший брат, его очень


толстый старший брат, получил прозвище «botticella»
«большая бочка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *