23 января 1295 г. — Папа римский Бонифаций VIII был коронован кардиналом Маттео Орсини Россо
День в истории
Бонифаций VIII, в миру — Бенедетто Каэтани — папа римский с 24 декабря 1294 года. Это последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской. Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами — Францией и Англией.
Бенедетто родился около 1235 года в Ананьи, в 50 км к юго-востоку от Рима. Он был младшим сыном малозначительной дворянской семьи Каэтани или Гаэтани. Свои первые шаги в духовной карьере он сделал, когда был отправлен в францисканский монастырь в Веллетри, где он был помещен под опеку своего дяди, Фра Леонардо Патрассо. Вскоре он стал каноником собора в Ананьи. В 1252 году, когда его дядя Пьетро Каэтани стал епископом Тоди, Бенедетто отправился к нему и начал там юридическое образование. Бенедетто никогда не забывал о своих корнях в Тоди, позже описывая этот город как «обитель ранней юности», город, который «воспитал его». В 1260 году Бенедетто стал каноником в Тоди. Позже в жизни он неоднократно выражал свою благодарность Ананьи, Тоди и своей семье.
В 1264 году Бенедетто стал сановником Римской курии, где он служил в качестве секретаря кардинала Симона де Бриона, будущего папы Мартина IV. Кроме того, он сопровождал кардинала Оттобоне Фиески, будущего папу Адриана V, в Англию в 1265—1268 годах для подавления восстания баронов против короля Генриха III. В Англии он стал ректором церкви Святого Лаврентия в Нортгемптоншире. По возвращении Бенедетто из Англии на ближайшие восемь лет о нём ничего не известно, затем он был отправлен во Францию, чтобы контролировать сбор десятины в 1276 году, а затем стал папским нотариусом в конце 1270 года. В течение этого времени Бенедетто накопил семнадцать бенефициев, в 1281 году он получил сан кардинала-диакона, а десять лет спустя — кардинала-священника.
Целестин V отрекся от престола 13 декабря 1294 года в Неаполе, где он находился под патронажем короля Карла II Сицилийского. Существует легенда, что Бенедетто Каэтани был ответственен за отречение Целестина, убедив его, что ни один человек на земле не может пройти по жизни без греха. Современник, Варфоломей Луккский, присутствовавший в Неаполе в декабре 1294 года, заявил, что Бенедетто Каэтани был лишь одним из нескольких кардиналов, которые убеждали Целестина уйти в отставку. В любом случае, Целестин V освободил трон, и Бенедетто Каэтани был избран на его место как папа Бонифаций VIII.
Конклав начался 23 декабря 1294 года, через десять дней после отставки Целестина, в строгом соответствии с правилами, установленными папой Григорием X на втором Лионском соборе в 1274 году. Бенедетто Каэтани был избран в канун Рождества, 24 декабря, и был освящен епископом Рима 23 января 1295 года.
Папа Бонифаций VIII и его конфликт с Филиппом Красивым
ВКонтакте
За благочестивым, но слабым и неспособным отшельником из Мурроне Целестином V, отрекшимся от папского престола, последовал Бенедикт Гаэтани, из древнего семейства латинских графов, известный в истории как Бонифаций VIII.
К моменту избрания ему было почти восемьдесят лет [Drumann, p. 4, Gregorovius, etc. Финке (p. 3 sq.), отвергая свидетельство современника, Феррета из Виченцы, на том основании, что «человек с талантами Бонифация просто не мог занимать менее значительное положение» в 60 лет, когда он был сделан кардиналом, заявляет, что Бонифацию было на пятнадцать лет меньше, когда он стал папой.], но, как и Григорий IX, он был еще полон сил, обладал мощными интеллектом и волей. Если Целестин имел репутацию святого, то Бонифаций был политиком — властным, беспощадным, лишенным духовных идеалов, ведомым слепой и неутолимой жаждой власти.
Рожденный в Ананьи, Бонифаций, вероятно, изучал в Риме каноническое право, знатоком которого он и был [А не в Париже, как утверждает Булей без достаточных оснований. См. Finke, p. 6.]. Он стал кардиналом в 1281 г. и представлял папский престол во Франции и в Англии в качестве легата. На соборе в Париже, созванном для организации нового крестового похода, Бонифаций обратился к нищенствующим монахам с напоминанием, что и он, и они призваны не к придворной известности или учености, а к спасению своих душ [Финке обнаружил этот документ и приводит его (pp. iii-vii).].
Избрание Бонифация папой состоялось в Кастель Нуово, близ Неаполя, 24 декабря 1294 г. Конклав был созван за день до того. Бонифаций не был популярен в народе, и когда несколько дней спустя в Неаполе распространился слух, что Бонифаций умер, то народ отпраздновал это событие с великим ликованием. По пути в Рим понтифика сопровождал Карл II Неаполитанский [Нет сомнений, что народ радовался, когда пошел слух о смерти папы. Finke, p. 45. А когда объявили о его избрании, то, говорят, люди восклицали: «Бонифаций — еретик, грешник, в нем нет ничего от христианина!».].
Интронизация сопровождалась празднествами, которые отличались небывалым великолепием. В Латеранский дворец Бонифаций ехал на белом коне, с венцом на голове, в одеянии понтифика. Рядом с ним ехали два правителя, короли Неаполя и Венгрии. За ними следовали Орсини, Колонна, Савелли, Конти и представители других благородных римских семейств. Шествию трудно было прокладывать путь через толпы коленопреклоненных зрителей. Но, как зловещее предзнаменование будущих неудач нового папы, в ходе торжеств над городом разразилась яростная буря, которая погасила все светильники и факелы в церкви. На следующий день папа отобедал в Латеранском дворце, а два короля прислуживали ему.
Пока проходили эти пышные церемонии, Петр из Мурроне почел за лучшее исчезнуть. Не желая рисковать и опасаясь возможного соперничества антипапы, Бонифаций заключил своего несчастного предшественника в темницу, где тот вскоре умер. Причина его смерти не установлена. Партия Целестина обвиняла в ней Бонифация и показывала гвоздь, который, по их словам, бессовестный папа велел вбить Целестину в голову.
С Бонифация VIII начался упадок папства. Когда Бонифаций стал папой, папство находилось на вершине развития. Когда он умер, оно было унижено и подчинено Франции. Бонифаций старался править гордо, во властном духе Григория VII и Иннокентия III, но высокомерие в нем не подкреплялось силой, дерзость — мудростью, притязания — умением распознавать знамения века [Gregorovius (V. 597) называет Бонифация «неудачным напоминанием» о великих папах.] . Времена изменились. Бонифаций не принял во внимание новый национальный дух, который сформировался в ходе крестовых походов на Востоке и вступил в конфликт со старым теократическим идеалом Рима. Франция, которая теперь владела оставшимися землями графов Тулузских, не собиралась слушаться заальпийских диктаторов. Стремясь сохранить фиктивную теорию папских прав и сражаясь против духа нового времени, Бонифаций утратил престиж, которым апостольский престол пользовался в течение двух столетий, и умер, уязвленный недостойным отношением к себе во Франции.
Французские враги даже обвиняли Бонифация в неверии и отрицании бессмертия души. Конечно, такие обвинения были хулой, но они показывают, насколько упало доверие к папскому сану. Данте, посетивший Рим в период понтификата Бонифация, яростно клеймит его во всех частях своей Божественной комедии. Он объявляет Бонифация «первоначальником новых фарисеев», узурпатором, который превратил Ватиканский холм в рассадник разврата. Поэт выделил этому папе место рядом с Николаем III и Климентом V среди симонистов в самой скорбной тени, одном из низших кругов ада [«Туда, где Симон волхв казнится, пленный; И будет вглубь Аланец оттеснен». — Рай, XXX. 147 sq. {Здесь и далее «Божественная комедия» цитируется в переводе М. Лозинского (М.,1982). Здесь и далее примечания редактора русского издания помещаются в фигурные скобки или же сопровождаются добавлением «Прим. ред.».)]. Там в земле были прорыты ямы, куда были засунуты головы пап.
…Кто так ногами плакал, в яме
сжатый…[Inferno, xix. 45 sq. 118.] «Кто б ни был ты,
поверженный во тьму Вниз головой и
вкопанный, как свая,
Ответь, коль можешь», — молвил я ему…
***
Он, совестью иль гневом уязвленный,
Не унимал лягающихся пят.
Современники так описывали понтификат Бонифация: «Он пришел как лис, правил как лев и умер как пес» intravit ut vulpes, regnavit ut leo, mortuus est sicut canis.
Его попытка контролировать дела европейских государств была скорее неудачной, чем успешной, и в этом он похож на Филиппа Красивого Французского. На Сицилии он не смог осуществить план передачи королевства от Арагонского дома королю Неаполя. В Риме он навлек на себя пылкую вражду гордого и могущественного семейства Колонна, попытавшись диктовать им, как распоряжаться фамильными угодьями. Двое из Колонна, Иаков и Петр, кардиналы, были лучшими друзьями Целестина, и вокруг них собирались сторонники этого папы. К их числу принадлежал Якопоне из Тоди, автор Stabat Mater, написавший ряд сатирических произведений против Бонифация. Колонна, возмущенные вмешательством папы в их личные дела, выпустили петицию, где отречение Целестина и избрание Бонифация объявлялось незаконным [Dupuy, рр. 225-227.]. В ней изобличалось высокомерие Бонифация. Он был представлен похваляющимся, что он выше королей и королевств даже в светских вопросах и что для него не существует закона, кроме его собственной воли [Super reges et regna in temporalibus etiam presidere se glorians, etc. (Scholz, p. 338).]. Документ распространяли в церквях. Один экземпляр оставили в соборе Св. Петра. В 1297 г. Бонифаций лишил Колонна их сана, отлучил их от церкви и объявил крестовый поход против них. Два кардинала обратились к собору (средство, к которому в последующие века прибегали многие несогласные с папскими планами). Но плацдармы этого семейства пали один за другим. Судьба последнего из них, Палестрины, была печальной. Два кардинала, с веревками на шее, бросились к ногам папы и выпросили у него прощение, но их имения были конфискованы и отданы племянникам папы и Орсини.
Семейство Колонна со временем оправилось от удара и жестоко отомстило своему алчному врагу.
Бонифацию удалось склонить к повиновению немецкого императора Альбрехта. Немецкие посланники были приняты верховным понтификом. Он восседал на престоле с венцом на голове и мечом в руке и восклицал: «Я, я император!» Альбрехт принял свою корону в дар и признал, что папа передал империю от греков германцам и что электоры обязаны уступить право избрания апостольскому престолу.
В Англии Бонифаций столкнулся с яростным сопротивлением. Трон занимал Эдуард I [1272 — 1307]. Папа попытался забрать у него корону Шотландии, утверждая, что эта земля является папским леном с глубокой древности [Tytler, Hist. of Scotland, I. 70 sqq.]. Однако английский парламент [1301] быстро и остроумно ответил на это. И английский король не считал нужным отчитываться перед папским престолом за свои мирские деяния [Эдуард перенес из Скоуна в Вестминстер священный камень, на котором посвящались шотландские короли. По преданию, он был тем самым камнем, на котором спал Иаков в Вефиле.]. На этом спор закончился. А вот конфликт между Бонифацием и Францией заслуживает более детального рассмотрения.
Важным и живописным событием понтификата Бонифация был святой год, отмечавшийся в 1300 г. Это была удачная выдумка, привлекавшая в Рим толпы паломников и пополнявшая папскую казну. Говорят, даже один старик в возрасте 107 лет проделал путь от Савойи до Рима и рассказал, как его отец брал его на святой год в 1200 г. и велел ему посетить это событие век спустя. История интересная, но, похоже, 1300 г. был первым событием подобного рода [Так утверждает Hefele (VI. 315) и другие католические историки.]. Булла Бонифация, объявляющая о нем, обещала полное отпущение грехов всем кающимся и исповедующимся, кто посетит собор Св. Петра в течение 1300 г. [Potthast, 24917. Булла воспроизведена в Mirbt, Quellen, p. 147 sq. Фраза об индульгенции гласит: non solum plenam sed largiorem immo plenissimam omnium suorum veniam peccatorum concedimus. Villani (VIII. 36) говорит о ней как о «полном и абсолютном отпущении грехов, освобождении от вины и наказания”.] Итальянцы должны были оставаться в городе 30 дней, а для иностранцев было достаточно 15 дней. Позже папа распространил действие индульгенции и на тех, кто отправился паломником в Святой город, но умер по пути. Благодатное предложение не касалось только семейства Колонна, Фридриха Сицилийского и христиан, торгующих с сарацинами. Город выглядел празднично. На всеобщее обозрение был выставлен плат святой Вероники, носящий на себе отпечаток лика Спасителя. Собрались невероятные толпы народа. Историк из Флоренции Джованни Виллани, современник событий, свидетельствует на основании личных наблюдений, что в городе постоянно находилось 200 тыс. паломников и что каждый день туда приходило и оттуда уходило по 30 тыс. человек. Пожертвований делалось столько, что два клирика день и ночь находились у алтаря святого Петра, сгребая монеты граблями.
Такой зрелищный и выгодный праздник не мог остаться простым воспоминанием. «Святой год» вошел в традицию. Второе его празднование было назначено Климентом VI на 1350 г. Урбан VI, принимая в расчет краткость человеческой жизни и продолжительность земного служения Господа, постановил, чтобы святой год отмечали раз в 33 года. Павел II в 1470 г. сократил этот интервал до 25 лет. Двадцатый раз святой год отмечали в 1900 г. при Льве XIII [Булла Льва от 11 мая 1899 г. предлагала индульгенцию паломникам, посетившим базилики Св. Петра, Латеранского дворца и Санта-Мария-Мадджоре. Фрагмент этого документа гласит: «Иисус Христос, Спаситель мира, избрал один лишь город, Рим, превыше всех остальных городов для достойной и более чем гуманной цели и посвятил его Себе”. «Святой год” начинался с торжественной церемонии открытия porta santa, “святых дверей”, ведущих в собор Св. Петра, которые обычно запирают наглухо по окончании праздника. Соответствующая случаю церемония была установлена при Александре VI в 1500 г. Лев провел эту церемонию лично, трижды ударив по двери молотом и произнесши: Aperite mihi (“Откройся для меня”).
Дверь символизирует Христа, открывающего путь для получения духовных благ.]. Лев распространил блага празднования и на тех, кто имел желание, но не имел возможности совершить путешествие в Рим.
Бонифаций легко нашел применение сборам святого года и другим средствам папской казны. Они позволили ему вести войны против Сицилии и семейства Колонна, а также обогатить своих родственников. Его главным фаворитом был племянник Петр, второй сын его брата Лоффреда, графа Казерты. К владениям этого любимчика добавлялось одно поместье за другим, и за четыре года Лев потратил на него громадную сумму, эквивалентную более чем пяти миллионам долларов [См. Gregorovius (V. 299, 584), который приводит подробный список имений, переданных Бонифацием семейству Гаэтани. Адам из Уска (Chronicon, 1377 — 1421, 2d ed., London, 1904, p. 259) пишет, что “даже постоянно алчущий лис все равно остается худым, вот и Бонифаций, безостановочно объедавшийся симонией, так и не насытился ею до самой смерти”.]. Непотизм был одним из преступлений, в которых обвиняли Бонифация его современники.
БОНИФАЦИЙ VIII И ФИЛИПП КРАСИВЫЙ
Одним из основных событий понтификата Бонифация был его губительный конфликт с Филиппом IV Французским, или Филиппом Красивым. Этот монарх, внук Людовика IX, был абсолютно лишен возвышенных духовных качеств, которыми отличался его предок. Он был способным, но вероломным и совершенно не стеснялся в выборе средств для достижения цели. Однако, сколь бы непривлекательным он ни был, с его правления начинается история современной Франции. В конфликте с Бонифацием он одержал решающую победу. Этот конфликт был повторением конфликта между Григорием VII и Генрихом IV, но в меньшем масштабе и с другим финалом. В обоих случаях папа находился в почтенном возрасте, а монарх был молод и целиком руководствовался эгоистическими побуждениями. Генрих прибег к избранию антипапы, Филипп же полагался на своих советников и на дух новой французской нации.
Наследник теократии Гильдебранда продолжал говорить языком Гильдебранда, но не обладал его моральными качествами. Он претендовал на высшую власть папы в светских и духовных вопросах. В обращении к кардиналам против семьи Колонна он воскликнул: «Как можем мы судить королей и князей, если побоимся выступить против червя! Пусть они погибнут навеки, чтобы они поняли: имя римского понтифика известно по всей земле, и он один владычествует над князьями» [Quomodo presumimus judicare reges et principes orbis terrarum et vermiculum aggredi non audemus, etc. (Denifle, Archiv, etc., V. 521). Эти и другие цитаты см. в Finke, Aus den Tagen Bon., etc., p. 152 sqq.]. Колонна, в одной из прокламаций, обвиняли Бонифация, что он хвалится своей властью над всеми князьями и царствами в мирских вопросах и возможностью поступать как ему угодно вследствие полноты этой власти [plenitudo potestatis]. В официальном признании императора Альбрехта Бонифаций заявил, что, «как луна не имеет света, кроме того, который она получает от солнца, так и мирские власти получают все, что имеют, от властей церковных». Еще больше претензий Бонифаций предъявил в буллах, выпущенных из-за конфликта с Францией.
Папский двор поощрял эти высокомерные заявления. Испанец Арнольд де Вилланова, служивший врачом Бонифация, называет его в своих записках господом господствующих [deus deorum].
С другой стороны, Филипп Красивый был воплощением государственной независимости. За ним стоял единый народ, его окружали способные государственные деятели и публицисты, отстаивавшие его точку зрения [Авторы того времени противопоставляли новый, современный им французский народ народу предыдущего периода. Так делает автор трактата 1308 г. в защиту Бонифация VIII (Finke, p. lxxxvi). Он пишет: «Короли современного французского народа уже не следуют по стопам своих предшественников» (reges moderni gentis Francorum, etc.). Тот же автор сравнивает Филиппа с Навуходоносором, бунтовавшим против высших сил.].
Конфликт между Бонифацием и Филиппом прошел три стадии: 1) короткую стычку, которая вызвала к жизни буллу Clericis laicos; 2) решающее сражение [1301 — 1303], закончившееся унижением Бонифация в Ананьи; 3) яростную борьбу Филиппа против памяти папы, которая закончилась собором во Вьенне [См. Scholz, Publizistik, VIII, p. 3 sqq.].
ВКонтакте
Страница 1 из 212»
Бонифаций VIII | Факты, наследие и Унам Санктам
Бонифаций VIII
Смотреть все СМИ
- Родился:
- около 1235 г. Ананьи Италия
- Умер:
- 11 октября 1303 г. Рим Италия
- Должность/Офис:
- папа (1294-1303)
- Предметы изучения:
- Юбилейный год власть папство
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Бонифаций VIII , настоящее имя Бенедетто Каэтани , (род. ок. 1235 — умер 11 октября 1303, Рим [Италия]), папа с 1294 по 1303 год, власть которого решительно оспаривалась эмерджентные могущественные монархи Западной Европы, особенно Филипп IV Франции. Среди прочных достижений его понтификата была публикация третьей части Corpus juris canonici , Liber sextus и установление Юбилея 1300 года, первого Священного года.
Молодость и избрание на папство
Бенедетто Каэтани родился в старинной и влиятельной римской семье. Он изучал право в Болонье, а затем в течение многих лет занимал все более важные должности в папском правительстве. Мартин IV сделал его кардиналом-диаконом св. Николая в Карсере Туллиано в 1281 г., а при Николае IV он стал кардиналом-священником св. Мартина в Монтибусе в 129 г.1. В качестве папского легата на церковном соборе в Париже с 1290 по 1291 год ему удалось отсрочить начало новой войны между Францией и Англией и установить мир между Францией и Арагоном. Именно кардинал Бенедетто Каэтани утвердил несчастного папу Целестина V в его желании уйти в отставку, а затем, после того как он сменил его на посту Бонифация VIII, счел целесообразным интернировать старика в замке Фумоне, где он вскоре умер. Хотя Целестина умерла естественной смертью, ее смерть вызывала подозрения и клевету со стороны врагов Бонифация. Среди тех, кто вел пропаганду и противодействие Бонифацию, были многие францисканские «духовники» (члены ордена, основанного святым Франциском Ассизским, которые буквально соблюдали его правило бедности), в том числе поэт Якопоне да Тоди, некоторые из стихов которого были написаны во время заключения Бонифаций.
С начала понтификата Бонифация существовали два главных международных конфликта: конфликт между Францией и Англией из-за Гиенны и Фландрии и конфликт между Неаполитанским и Арагонским королевствами из-за острова Сицилия, который после многочисленных провокаций откололся от неаполитанский король, игнорирующий папское феодальное господство. Наконец Бонифаций, хотя и неохотно, признал независимость островного королевства при Фридрихе Арагонском. Однако его попытки остановить военные действия между Эдуардом I Английским и Филиппом IV Французским столкнулись с другой важной проблемой: растущей тенденцией этих враждующих монархов облагать налогом духовенство без согласия папы. Хотя желание позднесредневековых правителей облагать налогом богатство своего духовенства было защищено и, возможно, может быть понято, эта практика, несомненно, противоречила каноническому праву (церковному праву) того времени. То, что Бонифаций отказывался бездеятельно смотреть на то, как борьба между Францией и Англией, которую он пытался прекратить, финансировалась за счет и в ущерб церкви и папству, неудивительно.
Конфликты с Филиппом IV Французским
Филипп IV противопоставил или даже предотвратил публикацию Clericis laicos приказом, запрещающим всякий вывоз денег и ценностей из Франции и изгнанием иностранных купцов. Хотя эти меры представляли серьезную угрозу для папских доходов, они сами по себе, вероятно, не заставили бы Бонифация пойти на далеко идущие уступки, которые он должен был сделать французскому королю в течение года, уступки, которые почти равнялись отмене Священнослужители . Необходимость прийти к соглашению была в первую очередь результатом восстания против Бонифация части семьи Колонна, могущественной антипапской римской семьи, в которую входили два кардинала, кульминацией которой стало вооруженное ограбление большого количества папских сокровищ в мае 1297 г. Затем последовал год военных действий против Колонны, закончившихся их безоговорочной капитуляцией. Они были освобождены от отлучения от церкви, но не были восстановлены в своих должностях и владениях. Поэтому они снова восстали и бежали; некоторые из них пошли к Филиппу, с которым они вступили в сговор, быть может, еще до исхода
За первым конфликтом Бонифация с французским королем последовало видимое примирение, которое было подчеркнуто канонизацией папой святого предка Филиппа Людовика IX. Второй конфликт, вспыхнувший в 1301 г. вокруг сфабрикованных обвинений против южнофранцузского епископа Бернара Сэссе из Памьера, а также суммарного судебного разбирательства и тюремного заключения, оказался непримиримым. Теперь король угрожал и намеревался разрушить одно из самых фундаментальных завоеваний, которое папство сделало и удержало в великой борьбе последних двух столетий: папский, а не светский контроль над духовенством. Папа не мог пойти на компромисс здесь, и в булле Ausculta fili («Слушай, сын») он резко упрекнул Филиппа и потребовал возмещения ущерба, особенно освобождения епископа, обратившегося в Рим. Вместо этого королевскому канцлеру Пьеру Флотту было позволено распространить искаженный отрывок из буллы и, таким образом, подготовить общественное мнение к большому собранию Генеральных штатов (законодательный орган Франции) в апреле 1302 г., на котором дворяне и горожане с энтузиазмом , и духовенство неохотно поддержало короля.
Тем не менее у Бонифация были веские основания надеяться на благополучное окончание конфликта, поскольку армия Филиппа вскоре после этого потерпела сокрушительное поражение от союза фламандских горожан, а германский король и предполагаемый император Альберт I Габсбургский был готов отказаться от своего союза с Францией, если папа признает оспариваемую легитимность его правления. Это признание было предоставлено в начале 1303 года в условиях, которые превозносили идеальные и традиционные, хотя и редко реализуемые, гармоничные отношения между папством и Священной Римской империей. Теперь папа сказал, что эта империя обладает — в соответствии с абсолютным папским превосходством — господством над всеми другими королевствами, включая Францию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В ноябре 1302 г. Бонифаций издал еще более фундаментальную декларацию о положении папства в христианском мире, буллу Unam Santam («Единосвятый»), ставшую наиболее широко известной из всех папских документов Средней Азии. Века из-за его якобы радикальной и крайней формулировки содержания папского канцелярии. Бык в целом действительно является сильным, но не новым призывом к превосходству духовного над мирской властью. Тем не менее, старое геласианское учение о том, что обе власти различны и обе исходят от Бога, ясно сформулировано, и в последнем догматическом предложении папа говорит не о светской власти, а о человеческом существе как объекте папской полноты власти, подчинении что, как говорят, необходимо для спасения.
Тем временем во Франции советник Филиппа IV Гийом де Ногаре занял место Флотты в качестве лидера активной антипапской королевской политики. В этой политике Филиппа поддерживали другие враги папы, в том числе легат, которого Бонифаций отправил во Францию в эти критические месяцы и который предал своего господина, французского кардинала Жана Лемуана (Иоганн Монахус). Много необоснованных обвинений против Бонифация, от незаконного проникновения на папский пост до ереси, было выдвинуто против него на тайном собрании короля и его советников, проходившем в Лувре в Париже; эти обвинения должны были быть рассмотрены и уточнены позже во время посмертного судебного процесса над папой, преследуемым Филиппом IV. Вскоре после встречи в Лувре, на которой Ногаре потребовал осуждения папы общим церковным советом, Ногаре отправился в Италию, чтобы поднять, если возможно, восстание против папы.
Папа Бонифаций VIII | Encyclopedia.com
Итальянский прелат Бенедетто Каэтани (1235?-1303) правил как Поне Бонифаций VIII с 1294 по 1303 год.
Во время своего понтификата он издал новое дополнение к каноническому праву, участвовал в политической и династической борьбе Италии и выступал против Король Франции Филипп IV.
Бенедетто Каэтани, сын Роффредо и Эмилии Каэтани, родился в Ананьи. У его семьи были важные политические и церковные связи, и в 1250-х годах Бенедетто был отправлен жить к своему дяде, епископу Тоди. Там он, вероятно, начал изучение права, которое продолжил в Сполето, а между 1263 и 1274 годами — в Болонье, центре юридических исследований в христианском мире. В 1264 году Бенедетто получил свое первое церковное назначение, должность младшего секретаря в миссии кардинала Симона Бри (впоследствии папы Мартина IV) во Франции. В 1265 г. Бенедетто присоединился к другой миссии во главе с кардиналом Оттобони Фиески (впоследствии папой Адрианом V) в Англию, где он оставался, вероятно, до 1268 г.
В 1276 году старый наставник Бенедетто Оттобони, ставший теперь папой, поручил ему собирать доходы от крестовых походов во Франции. С этого дня Бенедетто получил постоянную и все более ответственную работу в огромной административной и дипломатической бюрократии папства конца 13 века. В 1281 году, еще не будучи священником, Бенедетто стал кардиналом-диаконом св. Николая в Карсере Туллиано; в 1290 году он стал папским легатом во Франции. В 1291 году он был окончательно рукоположен в священники и в том же году стал кардиналом святого Мартина в Монтибусе.
Выборы папы
После того, как 6-месячный понтификат папы-отшельника Селестины V закончился его отставкой в декабре 1294 года, Бенедетто Каэтани был избран папой 24 декабря и принял имя Бонифаций VIII. Кратковременный понтификат Селестины и уникальные обстоятельства его отставки создали хаос в мире церковного управления. Бонифаций сначала должен был навести порядок в системе папского правления и обосновать законность отставки своего предшественника и, как следствие, легитимность своего избрания. Как администратор и легат, современник описал его как «человека глубокого совета, человека доверия, секретного, трудолюбивого, осмотрительного».
Бонифаций должен был защищаться от нападок внутри церкви со стороны недовольных кардиналов, особенно членов могущественной семьи Колонна, и тех церковных групп, которые считали папу Селестину V святым и обвиняли Бонифация в том, что он обманом заставил старого папу уйти в отставку. Бонифаций нашел сторонников в своей пропагандистской войне с кардиналами Колонна, и в 1298 году он обнародовал свой великий свод законов, Liber sextus, , в котором, среди прочего, признавал законность отставки папы.
Конфликт с Филиппом IV
Однако в 1296 году возникла другая проблема, затрагивавшая самый центр папской и светской власти: вопрос о налогах. Церковь уже давно санкционировала в некоторых случаях взимание налогов с церковных доходов и имущества светскими властями. Сама церковь также собирала налоги, и к концу 13 века эти первые случаи налогообложения стали прибыльной необходимостью как для королей, так и для церковных властей, которые их собирали. Налоги начинались как субсидии крестового похода, но они стали частью финансовой трансформации политических и церковных организаций 13-го века. Требование нового налога на церковные доходы королем Франции Филиппом IV вызвало у Бонифация VIII буллу (письмо) Clericis laicos, в которой Папа не только запрещал взимание налогов с духовенства мирянами, но и отрицал власть французского короля. над духовенством в пределах своего царства.
Филипп IV в ответ запретил вывоз всех денег из Франции, а в 1297 году Бонифаций пришел к соглашению с Филиппом, признав формальность, известную как «необходимость государства», как причину чрезвычайного налогообложения, даже духовенства, находящимся под угрозой светским правительством. . Позиция Франции в конфликте Бонифация с кардиналами Колонны и их союзниками, духовными францисканцами, также способствовала урегулированию конфликта между Бонифаций и Филиппом IV.
К 1300 году Бонифаций настолько успешно восстановил авторитет папы, что провозгласил первый юбилейный год. Толпы, стекавшиеся в Рим за индульгенциями
это сопровождало папское благословение, должно быть, создавалось впечатление, что церковь и папство действительно находились на пике своего могущества в истории.
В 1301 году начался очередной этап ссоры Бонифация и Филиппа IV. Филипп арестовал епископа Памье по обвинению в ереси и государственной измене и потребовал от папы признать законность его поступка. В ответ Бонифаций осудил поступок Филиппа, созвал совет, который должен был собраться в 1302 году для рассмотрения состояния церкви во Франции, и обратился к Филиппу со вторым предостерегающим письмом, Ausculta fili, , в котором он изложил традиционное превосходство пап над королями. и императоры. В 1302 году Филипп созвал собрание всех слоев французского общества в Париже, первое в истории собрание представителя Генеральных штатов, на котором его сторонники представили искаженную версию письма Бонифация и призвали королевские власти к дальнейшим действиям против Папы.
В 1302 году, когда его совет по обсуждению религии во Франции потерпел неудачу, Бонифаций издал Unam Santam, , возможно, самое известное папское письмо из когда-либо написанных. В этом документе Бонифаций представил традиционный церковный взгляд на папскую власть в Церкви и в мире: «Поэтому, если земная власть заблуждается, она будет судима по духовной власти, если меньшая духовная власть заблуждается, она будет судима по своей выше, но если высшая духовная сила заблуждается, то ее может судить только Бог, а не человек, как свидетельствует апостол: «Духовный человек судит о всем, а о нем не судит никто». 0003
В 1303 году министр Филиппа Гийом де Ногаре встретил Бонифация в Ананьи; там он держал папу в плену, оскорблял и оскорблял его. Освобожденный местными жителями, Бонифаций проследовал в Рим, где через несколько недель умер.
Оценка жизни Бонифация
Бонифаций был объектом многочисленных оскорблений как в Церкви, так и за ее пределами. Его враги изображали его еретиком, колдуном, содомитом и нарушителем веры. Его действия против города Флоренции принесли ему место в 9 Данте.0099 Inferno, и между 1303 и 1311 годами Филипп IV угрожал судом над Бонифаций и возможным отказом церкви от его понтификата через головы более слабых преемников Бонифация.
Конфликт Бонифация с Филиппом IV привел к публичному унижению Папы, резкому падению престижа папы и первому серьезному оскорблению концепции папской монархии конца 13 века. Бонифаций был описан как доведший средневековую теорию папской власти до ее высшей точки, и в то же время был осужден за опрометчивый отказ от духовной и мирской ответственности в том, что по сути было политическим аргументом.