Болотников смутное время: Краткий курс истории. Разгром Болотникова

Час истины. Герои Смутного времени. Иван Болотников. Смотреть онлайн. История России.

Передача из цикла «Час истины», посвящённая Ивану Болотникову.

Участники:
Игорь Андреев, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МГПУ
Александр Широкорад, военный историк, писатель

Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.

Иван Исаевич Болотников (XVI век — 18 октября 1608) — военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607.

Предположительно, Иван Болотников происходил из обнищавших боярских детей. Продался в холопы князю Андрею Телятевскому, служил в его вооружённой свите как боевой холоп. Затем бежал от господина, нашёл прибежище на вольных казацких окраинах.

По некоторым сведениям, был атаманом донских казаков. Попал в плен к татарам и был продан в рабство туркам. В качестве гребца-невольника участвовал в ряде морских сражений. Был освобождён из плена итальянцами. Возвращаясь в Россию, Болотников побывал в Германии и Польше. Слухи о спасении царевича Дмитрия привлекли его в Самбор, где у жены Юрия Мнишека Ядвиги скрывался Михаил Молчанов, сподвижник Лжедмитрия I, представившийся Болотникову царем, спасшимся после майского восстания в Москве. Молчанов долго беседовал с Болотниковым, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы».

Болотников организовал собственную армию в южных районах России, под Москвой, Калугой, Тулой. Он начал боевые действия против правительства Василия Шуйского, именуясь «воеводой царевича Дмитрия». Его активно поддерживали казаки, служилые люди (дворяне) под руководством Прокопия Ляпунова, стрельцы во главе с Истомой Пашковым, а также холопы и крепостные крестьяне; в советской историографии восстание Болотникова рассматривалось как крестьянская война, в одном ряду с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

Под Кромами войско Болотникова было разбито армией воеводы Михаила Нагого (сентябрь 1606). Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 года посад Коломны был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась в селе Коломенское под Москвой.

В октябре 1606 войско Болотникова осадило Москву, но 2 декабря потерпело поражение и отошло к Калуге. В мае 1607 восставшим удалось разбить царские войска под Калугой, после чего они отошли к Туле. 12 июня на реке Вороньей войско под предводительством Болотникова было разбито и отброшено к Туле. В течение июня—октября 1607 Болотников руководил обороной Тульского кремля, осаждённой войсками Василия Шуйского. Шуйский приказал построить на реке Упе, протекающей рядом с кремлём, плотину, которая подтопила часть помещений кремля, в том числе, те, в которых находились запасы продовольствия.

10 октября 1607 оборонявшиеся сдались в обмен на обещеннное Шуйским помилование, однако царь не сдержал своего слова.

После победы войск Шуйского в октябре 1607 года, Болотников был сослан в Каргополь, ослеплён и утоплен.

Смотрите все серии Цикл передач «Час истины» про Смутное время


Просмотров: 10083

statehistory.ru в ЖЖ:


почему восстание Ивана Болотникова закончилось провалом — РТ на русском

415 лет назад завершилось восстание Ивана Болотникова — один из крупнейших военных конфликтов Смутного времени в России. Повстанцы выдали царю Василию Шуйскому своих лидеров. По словам историков, несмотря на то что восстание провалилось, Смутное время на этом не закончилось, а будущее страны оставалось туманным ещё несколько лет. Об одном из самых сложных и неоднозначных событий в истории России — в материале RT.

20 октября 1607 года завершился один из самых масштабных вооружённых конфликтов Смутного времени в России — восстание Ивана Болотникова. У историков нет единого мнения относительного сути и роли этого события в истории страны. Также практически ничего достоверно не известно о том, кем на самом деле были предводители повстанцев.

Предпосылки к восстанию

Большинство историков сходятся во мнении, что восстание Ивана Болотникова следует рассматривать как производную от Смуты, охватившей русские земли на рубеже XVI—XVII веков. Московская ветвь Рюриковичей к этому времени пресеклась, элиты не могли найти устраивавшего всех претендента на престол, а из-за последствий тяжёлых войн и эпидемий экономическое положение в Русском государстве было крайне тяжёлым, что, в свою очередь, привело к росту социальной напряжённости.

В 1603 году некий человек (которого большинство исследователей сегодня считают монахом-расстригой Григорием Отрепьевым), находясь в Речи Посполитой, объявил себя выжившим сыном Ивана IV и законным претендентом на русский престол — царевичем Дмитрием. Его притязания поддержал влиятельный сандомирский воевода Юрий Мнишек, добившийся широкого содействия Лжедмитрию со стороны польско-литовских элит.

Также по теме

Реформатор или тиран: почему Иван Грозный считается одной из самых противоречивых фигур в истории России

490 лет назад родился государь, великий князь московский и всея Руси Иван IV, известный как Иван Грозный. Эксперты называют его одной…

В конце 1604 года Лжедмитрий и его покровители двинулись в поход в русские земли. Самозванец щедро раздавал обещания о введении различных свобод и ловко пользовался недовольством значительной части населения политикой, которую проводили правившие в то время страной Годуновы. Обратившись к москвичам, Лжедмитрий спровоцировал в столице восстание против Фёдора Годунова, захватил власть в стране и 31 июля 1605 года был венчан на царство.

Лжедмитрий пытался проводить в стране реформы и добивался компромисса между старыми боярскими элитами и своим окружением. Но, по словам историков, принципиального улучшения социально-экономической ситуации в Русском государстве он добиться не смог.

При этом оплата услуг наёмников и различных царских торжеств обходились казне недёшево, что тоже вызывало определённое недовольство. Ситуация максимально обострилась весной 1606 года, когда Лжедмитрий ввёл новые налоги для финансирования своих военных замыслов и содержания двора.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало грубое поведение иностранных гостей, приехавших на бракосочетание Лжедмитрия с Мариной Мнишек. В итоге 27 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрия убили, его тело сожгли, а золой выстрелили из пушки.

Одним из ключевых организаторов заговора против Лжедмитрия стал представитель рода Рюриковичей — князь Василий Шуйский, который после смерти Отрепьева был объявлен новым царём. Но его воцарение не стабилизировало ситуацию в стране. По словам историков, социально-экономическое положение в Русском государстве оставалось крайне напряжённым, а в южных регионах страны, где Лжедмитрий был достаточно популярен, стали распространяться слухи о его вероятном «спасении».

Всё это стало предпосылками к серии вооружённых выступлений, известных под обобщающим названием «восстание Болотникова».

  • Василий Шуйский
  • © Wikimedia Commons/Public Domain

«Дворяне почуяли опасность»

У историков нет единой версии о происхождении Ивана Болотникова и изначальных обстоятельствах, при которых начались восстания, которые он на определённом этапе возглавил.

«Сведений о происхождении Болотникова крайне мало. Он некоторое время был то ли холопом, то ли боевым холопом князя Андрея Телятевского. По одной из версий, он происходил из обедневшей дворянской семьи и нанялся на службу к высокопоставленному князю», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.

Также по теме

«Результат компромисса придворных группировок»: какую роль в истории России сыграл Василий Шуйский

415 лет назад состоялась коронация Василия Шуйского — последнего представителя рода Рюриковичей на российском престоле. По словам…

Позднее Болотников якобы бежал к казакам, но через некоторое время попал в плен к крымским татарам и был продан рабом на галеры. Во время боя османов с христианским кораблём он был освобождён и добрался до Венеции, а затем решил вернуться в Русское государство.

По словам Захарова, по пути домой на территории Речи Посполитой Болотников встретился с представителями семьи Мнишеков и одним из самозванцев, выдававших себя за «выжившего» Лжедмитрия. Исследователи не исключают, что это был Михаил Молчанов, входивший в число приближённых к Лжедмитрию и захвативший при бегстве из Москвы царские вещи, в частности печать.

«Болотников попытался воспользоваться ситуацией для личного возвышения и выдал себя за человека, якобы имевшего большие связи в России. Мнишеки ему поверили и уполномочили его действовать в России в качестве эмиссара очередного Лжедмитрия», — рассказал Виталий Захаров.

Как отметил историк, Болотников прибыл в Путивль, где воеводой был недовольный Шуйским и присягнувший ранее на верность Лжедмитрию князь Григорий Шаховской. Заручившись поддержкой воеводы, Болотников начал готовить поход на Москву.

  • Иван Болотников
  • Gettyimages.ru
  • © Fine Art Images/Heritage Images

Болотников и Шаховской объединили свои силы с участниками других восстаний против Шуйского, которые в это время начались в Русском государстве. В частности, к ним присоединились казаки под руководством Илейки Муромца, который выдавал себя за мифического «царевича Петра» — никогда не существовавшего сына царя Фёдора Иоанновича. Поддержал восстание также сотенный голова в Епифани Истома Пашков.

В конце 1606 — первой половине 1607 года восстанием была охвачена практически вся территория Русского государства к югу от Оки. Правительственные войска отступали. К Москве двинулись две повстанческие армии: одна — под командованием самого Болотникова, другая — под командованием Пашкова.

Под их влиянием восстание начало распространяться на центральные районы страны.

«Значительная часть населения Русского государства не признавала Шуйского царём, считая его самозванцем. Болотникову оказывали помощь около 70 городов. В его армию массово вливались казаки, холопы и крестьяне», — отметил в разговоре с RT ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Андрей Богданов.

  • Восстание Болотникова
  • Legion-Media
  • © World History Archive

Осенью 1606 года отряды Болотникова и Пашкова одержали ряд побед над царскими войсками и вышли к Москве. Численность их войска вызывает споры среди историков, но чаще всего его оценивают в 25—30 тыс. человек, что по меркам того времени было достаточно мощной армией.

«Болотников оказался аккумулятором для всех недовольных правлением Василия Шуйского», — подчеркнул Виталий Захаров.

Несмотря на наличие общего врага, во время стояния под Москвой повстанческое войско оказалось охвачено борьбой за лидерство и сословными противоречиями.

«Войско Болотникова просто не могло не расколоться — в его состав входили люди, имевшие принципиально разные цели. Холопы и крестьяне мечтали жить без бояр и дворян. В свою очередь, массово воевавшие под началом Пашкова дворяне, глядя на происходящее, почуяли опасность», — отметил Андрей Богданов.

По словам историков, входившие в состав отрядов Пашкова служилые люди и раньше старались не допускать грабежей, казней знати и расправ над представителями правительственных сил. А подчинённые Болотникова вели себя совсем иначе, и Пашков не мог на них повлиять.

  • Ивановские ворота и башня Кремля в Туле
  • © A.Savin/Wikimedia Commons/FAL

Когда Болотников настоял на своём единоличном командовании войском, Пашков вступил в тайные переговоры с правительством и в решающий момент перешёл на сторону царя вместе с верными ему войсками. Это предопределило поражение повстанцев под Москвой. Пашков после этого был приближен к центральной власти. В дальнейшем его род играл видную роль среди московской знати.

После перехода Пашкова в стан царя инициатива в боевых действиях перешла к правительственным силам, взятых в плен повстанцев казнили. В ответ на это сторонники Болотникова жестоко расправлялись с взятыми в заложники сторонниками Шуйского.

В начале 1607 года царским войскам удалось вернуть себе контроль над значительными территориями страны. Часть повстанцев укрылись от подчинявшихся Шуйскому войск в Калуге, Туле и других пока ещё подконтрольным им городах.

В районе Калуги войска Болотникова смогли нанести серьёзные потери царским войскам, но голод и нехватка боеприпасов заставили их покинуть город и отойти в Тулу, по пути обратив в бегство отряд правительственных сил.

  • Болотников сдаётся Шуйскому
  • © Wikimedia Commons/Public Domain

В мае 1607 года Шуйский провёл мобилизацию военных и материальных сил и двинулся в поход на Тулу. Численность правительственных войск достигала, по разным оценкам, от 50 до 100 тыс. человек. В боях на реках Восьма и Воронья отборные царские силы разгромили отряды повстанцев.

В июне правительственные войска развернулись под Тулой и заблокировали все коммуникации города. Осенью на реке Упе была возведена плотина, из-за которой во время дождей город начало затапливать. В рядах повстанцев зрел раскол. 20 октября они выдали царским войскам Болотникова и других лидеров восстания, находившихся в городе, завершив тем самым вооружённую борьбу. При этом Шуйский решил не проводить массовых расправ и отпустил всех повстанцев, кроме их руководителей. Участников похода царь щедро наградил.

По словам историков, существует легенда, что Шуйский пообещал «не проливать крови» никого из повстанцев, поэтому «царевич Пётр» был повешен, а Болотников — утоплен.

«В советской историографии было принято рассматривать восстание Болотникова как крестьянскую войну, но, по моему мнению, оно не подходит под такое определение. Повстанцы состояли из разношёрстных социальных групп, каждая из которых продвигала свои интересы. Классовой сути у восстания не было. Оно стало крупным эпизодом гражданской войны, которой всё Русское государство было охвачено в Смутное время», — заявил в разговоре с RT историк Евгений Спицын.

По словам Виталия Захарова, хотя Шуйский и одержал победу в военном противостоянии, сам факт настолько масштабного восстания показал слабость его позиций. Стали появляться новые самозванцы, претендующие на престол. В 1610 году Шуйский был свергнут с трона членами Государева двора и Боярской думы.

Как отметил Андрей Богданов, подавление восстания Болотникова и его убийство не остановили гражданское противостояние и существенно не повлияли на ситуацию в стране.

«Принципиально новую страну, великую Россию, создало уже народное ополчение под командованием Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина», — подытожил Андрей Богданов.

Глубоко в болотах археологи выясняют, как беглые рабы сохраняли свою свободу | История

Когда-то 2000 квадратных миль в Вирджинии и Северной Каролине, болота сегодня, возможно, составляют одну десятую этого размера. Эллисон Шелли

Чем хуже становится, пока я бреду и спотыкаюсь через Великое Мрачное Болото, тем лучше я понимаю его историю как убежища. Каждый разрывающий шип и засасывающая грязь делают его чище. Именно густая, запутанная враждебность болота и его огромные размеры позволили сотням, а может быть, и тысячам беглых рабов жить здесь на свободе.

Мы мало что о них знаем, но благодаря археологу, прорубившемуся передо мной через болото, мы знаем, что они были здесь, существовали в скрытых сообществах и почти ничего не использовали из внешнего мира до 19 века. Мрачное Болото покрывало огромные пространства юго-востока Вирджинии и северо-востока Северной Каролины, и его растительность была слишком густой для лошадей или каноэ. В начале 1600-х годов здесь нашли убежище коренные американцы, бежавшие от колониальной границы, и вскоре к ним присоединились беглые рабы и, вероятно, некоторые белые, спасающиеся от кабального рабства или скрывающиеся от закона. Примерно с 1680 года до гражданской войны в болотных общинах преобладали африканцы и афроамериканцы.

По бедро в мутной воде, в левисах и походных ботинках, а не в водонепроницаемых вейдерсах, как я, Дэн Сэйерс останавливается, чтобы закурить. Он исторический археолог и заведующий кафедрой антропологии в Американском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, но больше похож на кантри-певца, находящегося вне закона. Длинноволосый и бородатый, 43 года, он обычно носит потрепанную соломенную ковбойскую шляпу и солнцезащитные очки в стиле Уэйлона Дженнингса. Сэйерс — марксист и веган, который выкуривает почти две пачки в день и подпитывается напитками Monster Energy, пока не придет время выпить пива.

«Я был таким тупицей, — говорит он. «Я искал холмы, кочки, возвышенности, потому что я читал в документах: «Беглые рабы, живущие на холмах…» Я никогда прежде не ступал на болото. Я потерял так много времени. Наконец, кто-то спросил меня, был ли я на островах в Северной Каролине. острова! Это было слово, которого мне не хватало».

Великое Мрачное Болото, которое в настоящее время сократилось за счет осушения и развития, находится под управлением федерального заповедника дикой природы. Некогда печально известные пантеры исчезли, но медведи, птицы, олени и амфибии по-прежнему в изобилии. Как и ядовитые змеи и кусачие насекомые. Сэйерс уверяет меня, что в ужасную летнюю жару и влажность болота кишат водяными мокасинами и гремучими змеями. Комары становятся настолько густыми, что могут смазать очертания человека, стоящего на расстоянии 12 футов.

В начале 2004 года один из биологов убежища надел свои кулики и привел Сэйерса к месту, куда мы направляемся, — остров площадью 20 акров, время от времени посещаемый охотниками, но совершенно неизвестный историкам и археологам. До Сейерса археологические раскопки внутри болота не проводились, в основном из-за очень сложных условий. Одна исследовательская группа терялась так много раз, что сдалась.

Когда вы с трудом продираетесь через сосущую тину, с подводными корнями и ветвями, цепляющимися за ваши лодыжки, сухая твердая земля кажется почти чудом. Мы выходим на берег большого, плоского, залитого солнцем острова, покрытого опавшими листьями. Подойдя к его центру, подлесок исчезает, и мы выходим на парковую поляну, затененную несколькими лиственными деревьями и соснами.

«Я никогда не забуду, как впервые увидел это место, — вспоминает Сэйерс. «Это был один из величайших моментов в моей жизни. Я никогда не мечтал найти остров площадью 20 акров, и я сразу понял, что он пригоден для жизни. Конечно же, вы не можете положить лопату в землю где-нибудь на этом острове, чтобы ничего не найти.

Он назвал районы своих раскопок — Грот, Гребень, Северное плато и т. д. — но не назвал сам остров. В своих научных статьях и книге 2014 года : Пустынное место для дерзких людей Сэйерс называет его «безымянным сайтом». «Я не хочу использовать вымышленное имя, — объясняет он. — Я надеюсь узнать, как люди, жившие здесь, называли это место. Когда он просеивает землю, по которой они шли, находя в земле следы их хижин и крошечные фрагменты их инструментов, оружия и труб из белой глины, он испытывает к ним глубокое восхищение, и это отчасти проистекает из его марксизма.

«Эти люди подвергли критике жестокую капиталистическую систему порабощения и полностью отвергли ее. Они рисковали всем, чтобы жить более справедливо и равноправно, и добились успеха на протяжении десяти поколений. Один из них, мужчина по имени Чарли, позже дал интервью в Канаде. Он сказал, что здесь весь труд был коллективным. Вот как это было бы в африканской деревне».

За более чем десять лет полевых раскопок археолог Дэн Сейерс обнаружил 3604 артефакта на острове, расположенном глубоко внутри болота. Эллисон Шелли

**********

Везде, где африканцы были порабощены в мире, всегда находились беглецы, которые бежали навсегда и жили в свободных независимых поселениях. Эти люди и их потомки известны как «мароны». Термин, вероятно, происходит от испанского cimarrón , означающего дикий скот, беглого раба или что-то дикое и дерзкое.

Брак, процесс освобождения от рабства, имел место по всей Латинской Америке и Карибскому бассейну, на невольничьих островах Индийского океана, в Анголе и других частях Африки. Но до недавнего времени идея о том, что мароны существовали и в Северной Америке, отвергалась большинством историков.

«В 2004 году, когда я начал говорить о больших постоянных поселениях бордовых в Большом мрачном болоте, большинство ученых подумали, что я сошел с ума, — говорит Сейерс. «Они думали о беглецах, которые могли какое-то время прятаться в лесах или болотах, пока их не поймают, или могли выбраться на свободу по Подземной железной дороге с помощью квакеров и аболиционистов».

Преуменьшая значение американского бракосочетания и превознося участие белых в Подземной железной дороге, историки продемонстрировали расовую предвзятость, по мнению Сэйерса, нежелание признать силу сопротивления и инициативы черных. Они выявили и недостатки своих методов: «Историки ограничены первичными документами. Когда дело доходит до темно-бордовых, на бумаге их не так много. Но это не значит, что их историю следует игнорировать или игнорировать. Как археологи, мы можем прочитать это в земле».

Сэйерс впервые услышал о бордах Мрачного болота от одного из своих профессоров в Колледже Уильяма и Мэри в Вильямсбурге, штат Вирджиния. В конце 2001 года они курили сигареты после уроков. Сэйерс предложил написать диссертацию по археологии сельского хозяйства XIX века. Сдерживая зевоту, профессор Марли Браун III спросил его, что он знает о марунах Великого Мрачного Болота, и предположил, что это сделает диссертацию более интересной. «Это звучало великолепно, — говорит Сэйерс. «Я понятия не имел, во что ввязываюсь».

Он начал проводить архивные исследования Великого Мрачного Болота. Он нашел разрозненные упоминания о темно-бордовом цвете, относящиеся к началу 1700-х годов. В первых отчетах описывались беглые рабы и коренные американцы, совершавшие набеги на фермы и плантации, а затем исчезавшие обратно в болото с украденным скотом. В 1714 году Александр Спотсвуд, колониальный лейтенант-губернатор Вирджинии, описал Мрачное болото как «ничью землю», куда «ежедневно стекаются распущенные и беспорядочные люди». Поскольку африканцы и афроамериканцы не упоминались как «люди» в записях Вирджинии 18-го века, это говорит о том, что белые бедняки также присоединялись к болотным сообществам.

В 1728 году Уильям Берд II возглавил первое исследование Большого Мрачного Болота, чтобы определить границу Вирджинии и Северной Каролины. Он столкнулся с семьей темнокожих, назвав их «мулатами», и прекрасно знал, что другие наблюдают и прячутся: «Несомненно, многие рабы укрываются в этой малоизвестной части мира…» Берд, аристократ из Вирджинии. , ненавидел свое время в болоте. «Никогда ром, этот сердечный напиток жизни, не был так необходим, как в этом грязном месте».

С 1760-х до Гражданской войны в газетах Вирджинии и Северной Каролины в объявлениях о беглых рабах часто упоминалось Мрачное Болото как вероятное место назначения, и постоянно шли разговоры о постоянных поселениях темно-бордовых в болотах. Британский путешественник Дж.Ф.Д. Смит, писавший в 1784 году, почерпнул такое описание: «Беглые негры проживали в этих местах двенадцать, двадцать или тридцать лет и более, питаясь в болоте кукурузой, свиньями и птицей… [На возвышенности] они построили жилища и расчистили вокруг себя небольшие поля».

Мартин Сандерс

Самой всеобъемлющей работой, которую нашел Сэйерс, была диссертация 1979 года чудаковатого историка по имени Хьюго Проспер Лиминг. Он был белым министром-унитарианцем и борцом за гражданские права, которому удалось попасть в черный мусульманский храм в Чикаго, и он носил феску со своими унитарными мантиями. Лиминг изучил местные и государственные записи, связанные с Мрачным болотом, и просмотрел неопубликованные местные истории, мемуары и романы в поисках ссылок на маронов. В своей диссертации, позже опубликованной в виде книги, он представляет подробный отчет об истории бордовых на болотах со списком выдающихся вождей и яркими описаниями африканизированных религиозных обрядов.

«Его интерпретации растянуты, но мне нравится книга, и она оказалась полезной для изучения истории», — говорит Сейерс. «Когда дело дошло до археологии, у меня ничего не было. Я не знал, где искать, что искать. Поэтому я решил обследовать болото, найти возвышенность и копать там».

Самой полезной картой было цифровое представление растительности болот. На нем были показаны группы видов деревьев, которые обычно растут на более высокой и сухой земле. Чтобы помочь ему проникнуть в эти области, Сэйерс нанял молодых энергичных помощников и вооружил их мачете и сучкорезами. «Я особенно помню один день, — говорит он. «Нас было четверо, и мы шли на это со всем, что у нас было, просто потея пулями. За восемь часов мы прошли 200 футов. Кусты были такими густыми, что нам понадобилась бы неделя, чтобы добраться туда, поэтому мы сдались».

На краю болота, где участки были более доступны, Сэйерс нашел несколько артефактов, которые явно напоминали темно-бордовые. Но только когда он увидел остров, он почувствовал прилив большого открытия. Он вернулся к своим профессорам с расписанием. За 12 недель он определит ключевые участки, завершит испытания лопатой и проведет раскопки. Тогда он был бы готов написать диссертацию.

«Вероятно, это была самая большая недооценка в истории археологии, — говорит он. «Вместо 12 недель ушло три восьмимесячных занятия. Затем я провел еще пять летних раскопок со своими учениками в полевых школах».

Все участки раскопок на безымянном участке теперь засыпаны и закрыты. Кроме нескольких водосборных ям с огнеупорным полом, он мало что может мне показать. Но Сэйерс красноречиво говорит и жестикулирует, и когда он водит меня по острову, он вызывает в воображении группы бревенчатых хижин, некоторые с фальшполом и крыльцом. Он указывает на невидимые поля и сады на среднем расстоянии, играющих детей, людей, ловящих рыбу, небольшие группы на охоте. Чарли, бывший темнокожий, у которого брали интервью в Канаде, описал людей, делающих мебель и музыкальные инструменты.

«Тяжелости и лишения были, конечно», — говорит он. — Но ни один надзиратель не собирался хлестать их здесь. Никто не собирался работать с ними на хлопковом поле от восхода до заката или продавать их жен и детей. Они были свободны. Они освободились».

«Сегодня в густом лесу болота, — говорит Сейерс, — находится не менее 200 пригодных для жизни островов. Здесь могли быть тысячи маронов. Эллисон Шелли

**********

На внешней стене офиса Дэна Сэйерса в Американском университете висит большая фотография Карла Маркса и листовка пива Great Dismal Black IPA. Внутри офис уютный, мужественный, обжитой. На стене висит старый пробковый шлем, постер «Челюстей» и первая полоса газеты, объявляющая об избрании Обамы. На книжных полках стоят целые произведения Карла Маркса.

Я спрашиваю его, как его марксизм влияет на его археологию. «Я думаю, что капитализм неверен с точки зрения социального идеала, и нам нужно его изменить», — говорит он. «Археология — это мой активизм. Вместо того, чтобы идти в Вашингтонский торговый центр и держать знак протеста, я предпочитаю копаться в Великом Мрачном Болоте. Раскрывая историю сопротивления, вы надеетесь, что она проникнет в головы людей».

Когда идеологическая страсть движет исследованиями в области археологии или чего-либо еще, она может генерировать огромную энергию и важные прорывы. Это также может привести к замалчиванию неудобных данных и необъективным результатам. Сэйерс пришел к выводу, что в Великом Мрачном Болоте существовали большие, постоянные, непокорные «сообщества сопротивления» маронов. Есть ли опасность, что он переоценил улики?

«Историческая археология требует интерпретации», — говорит он. «Но я всегда представляю себе, что мой худший критик собирается сказать или хочет в качестве доказательства, и я проделал достаточно приличную работу, чтобы убедить в этом своих академических коллег. Есть те, кто не покупает. Историки-покажи-мне-деньги не видят больших денег».

Он ведет меня по коридору в свою лабораторию, где образцы почвы сложены в полиэтиленовые пакеты на высоких полках, а сотни артефактов упакованы, пронумерованы и хранятся в металлических шкафах. Прошу посмотреть самые важные и захватывающие находки. «В каком-то смысле это был самый разочаровывающий археологический проект, который только можно себе представить», — говорит он. «Мы не нашли много, и все маленькое. С другой стороны, это увлекательно: эти почвы совершенно нетронуты. Вы царапаете поверхность неизведанного мира».

Чтобы датировать эти почвы и оставшиеся в них следы деятельности человека, Сэйерс использовал комбинацию методов. Одним из них был закон суперпозиции: слои нетронутой почвы стареют по мере того, как вы копаете глубже. Кроме того, найденные в них артефакты, наконечники стрел, глиняная посуда и изготовленные изделия, такие как гвозди, могут быть датированы с помощью коллективных знаний исторических археологов на основе стиля и атрибутов предметов. Третьим методом была оптически стимулированная люминесценция или OSL.

«Мы собрали образцы почвы, не подвергая их воздействию солнечного света, и отправили их в лабораторию, — объясняет он. «Они могут измерить, когда эти песчинки в последний раз видели солнечный свет. Обычно в исторических археологических проектах не требуется использовать OSL, потому что есть документы и артефакты массового производства. Это свидетельство того, насколько уникальными были эти сообщества в том, что они избегали внешнего мира».

До 1660 года большинство людей в безымянном месте были коренными американцами. Первые мароны появились там через несколько лет после прибытия африканских рабов в соседний Джеймстаун в 1619 году.. После 1680 г. материалы коренных американцев становятся дефицитными; то, что он идентифицирует как бордовые артефакты, начинает доминировать.

Довоенный машинный гвоздь из болотного сообщества был сплавлен ржавчиной с двухконусным железно-медным украшением, таким как бусина. Джейсон Пьетра Древний наконечник стрелы возрастом от 6000 до 6500 лет был переработан обитателями болот в 17 или 18 веке в лезвие ножа. Джейсон Пьетра Археологические находки из болота, некоторые из которых будут постоянно экспонироваться в Национальном музее афроамериканской истории и культуры, включают глину, которой заполняли щели между бревнами или ветвями давно исчезнувшей деревянной хижины. Джейсон Пьетра Полевыми экскаваторами также был найден обломок глиняной курительной трубки, слева, XVIII или начала XIX в.го века и небольшая свинцовая дробь, вероятно, 1700-х гг. Джейсон Пьетра Используя метод датирования, называемый оптически стимулированной люминесценцией, Сэйерс смог определить, что хижина была построена в конце 17 или начале 18 века. Эллисон Шелли Сэйерс выходит из Великого мрачного болота рядом с одним из его бывших исследовательских центров. Эллисон Шелли

Сэйерс вытаскивает каменный наконечник стрелы длиной около дюйма, одна сторона которого отколота, образуя крошечный изогнутый нож или скребок. «Внутри болота был только один источник камня», — говорит он. «Инструменты, оставленные коренными американцами. Мароны находили их, модифицировали и продолжали использовать до тех пор, пока они не превратились в крошечные кусочки».

Нет ничего более захватывающего, чем найти следы семи хижин на безымянном участке в диапазоне 1660-1860 годов. «Из документов мы знаем, что тогда на болоте жили мароны. Сведений о том, что кто-то еще там живет, нет. Это определенно не то место, в котором вы бы решили жить, если бы вам не нужно было прятаться».

Он вытаскивает круг простой глиняной посуды коренных американцев цвета земли, размером с большое печенье. «Мароны находили подобную керамику и втыкали ее в отверстия для столбов своих хижин, чтобы укрепить их. Это, наверное, самый большой предмет, который мы нашли». Затем он показывает мне крошечную ржавую медную бусину, которую, возможно, носили как украшение, и еще одну бусину, приваренную к гвоздю. Артефакты становятся все меньше: чешуйки трубочной глины, частицы ружейного кремня начала 19 века, когда внешний мир толкал в болото.

«Все, что мы нашли, поместилось бы в одну обувную коробку», — говорит он. «И это имеет смысл. Они использовали органические материалы из болота. За исключением больших вещей, таких как хижины, они разлагаются, не оставляя следов».

В семи милях от Американского университета, в новом Национальном музее афроамериканской истории и культуры, запланирована выставка, посвященная маронам Великого мрачного болота. Для куратора Нэнси Берко это был необычный вызов. «Идея здесь в том, что предметы должны говорить сами за себя», — говорит она за чашкой кофе в своем офисе. «Дэн Сэйерс щедро дал нам десять предметов. Это переработанные камешки, прокладки для отверстий для столбов, крошечные осколки камня с безымянного острова. Некоторые из них похожи на песчинки».

Артефакт 1 — фрагмент курительной трубки из белой глины длиной 12 миллиметров. Есть небольшой кусок обожженной глины, пятимиллиметровый кусок сплющенной свинцовой дроби, кварцевая чешуя, британская кремневая щепка (около 1790 г. ), осколок стекла, шляпка гвоздя с частичным стержнем.

Другими словами, это не те предметы, которые бросаются в глаза или говорят сами за себя. Ее решение состояло в том, чтобы поместить некоторые из них в шкатулки для драгоценностей, как бесценные сокровища.

Выставка находится в галерее «Рабство и свобода» площадью 17 000 квадратных футов, в разделе о свободных цветных сообществах. «Традиционно мы изучали институт рабства, а не порабощение в том виде, в каком оно существовало», — говорит она. «Как только вы начинаете смотреть на нашу историю через призму афроамериканцев, это действительно меняет фокус. Мароны становятся гораздо более значимыми».

Самая большая община американских маронов жила в Большом Мрачном Болоте, но были и другие в болотах за пределами Нового Орлеана, в Алабаме и других местах Каролины, а также во Флориде. Все эти памятники исследуются археологами.

«В других темно-бордовых обществах было больше подвижности, — говорит Беркоу. «Люди соскальзывали по водным путям, но обычно поддерживали некоторый контакт. Мароны Мрачного Болота нашли способ полностью удалиться из Соединенных Штатов, в глубинах их географии».

**********

Исторический указатель указывает, где рабы вырыли большой ров для Джорджа Вашингтона в 1763 году, чтобы помочь осушить болото и вырубить лес. Эллисон Шелли

Прохладным пасмурным утром на Большом Мрачном Болоте Сэйерс паркует свой автомобиль у длинной прямой канавы, полной черной воды. Он делает глоток из «Монстра» и вдыхает пламя в сигарету. Канава прорывается через мрачное болото к исчезающей точке вдалеке.

«Это Вашингтон Дитч, несколько уникальный памятник жестокости и предприимчивости», — говорит он. Джордж Вашингтон был первым, кто увидел экономические возможности в огромном прибрежном болоте к югу от Норфолка, штат Вирджиния. В 1763 году он создал компанию с другими инвесторами, чтобы осушить болото, использовать его лесные ресурсы и рыть каналы для транспортировки. Это первый канал, построенный в конце 1760-х годов и вырытый рабами.

«Представьте себе, — говорит Сейерс. «Копать, рубить, вычерпывать грязь, работать в воде по грудь. Сто градусов летом, полно водяных мокасин, безбожных комаров. Морозный мороз зимой. Побои, порки. Смертность была довольно частым явлением».

Канал, ныне известный как Вашингтонский Канав, был первым значительным вторжением в Великое Мрачное Болото. Были вырыты дополнительные каналы. Лесозаготовительные компании вырубили тысячи акров атлантического белого кедра, известного в местном масштабе как можжевельник, и превратили его в бочковые клепки, корабельные мачты и черепицу для домов.

Для маронов стало опаснее, потому что каналы позволяли ловцам рабов проникать в болото. Но были и новые экономические возможности. Мароны могли резать черепицу для лесозаготовительных компаний, которые закрывали глаза. Фредерик Лоу Олмстед, путешествовавший по Югу в качестве журналиста до того, как занялся ландшафтной архитектурой, писал о марунах в 1856 году. воровали с ферм, плантаций и неосторожных путешественников.

Олмстед спросил, стреляли ли когда-нибудь местные жители в маронов. — О да, — последовал ответ. — Но некоторых из них скорее расстреляют, чем схватят, сэр. Понятно, что было два разных способа высадиться на болоте. Те, кто жил на краю болота или у каналов, гораздо больше взаимодействовали с внешним миром. В отдаленных внутренних районах, на безымянном участке и других островах, все еще жили мароны, которые жили в изоляции, рыбачили, занимались сельским хозяйством и ловили диких свиней в глубокой болотной жиже. Мы знаем это из раскопок Дэна Сэйерса и от Чарли, бывшего бордового. Он описал целые семьи, которые никогда не видели белого человека и были бы до смерти напуганы, увидев его.

Белые жители Норфолка и других поселений вблизи болота были в ужасе от нападения болотных маронов. Вместо этого они получили восстание Ната Тернера в 1831 году — восстание рабов и свободных черных, в ходе которого было убито более 50 белых, а затем в отместку было убито не менее 200 черных. Тернер планировал спрятаться в Мрачном болоте со своими последователями, завербовать маронов и других рабов, а затем выйти, чтобы свергнуть правление белых. Но его восстание было подавлено через два дня, а Тернер после двух месяцев скрывания был схвачен и повешен.

Что стало с темнокожими Мрачными Болотами? Олмстед думал, что к 1850-м годам их осталось очень мало, но он оставался возле каналов и не заходил внутрь. У Сэйерса есть свидетельства существования процветающего сообщества на безымянном участке вплоть до Гражданской войны. «Вот тогда они и вышли, — говорит он. «После Гражданской войны мы почти ничего не нашли. Вероятно, они вернулись в общество свободными людьми».

В начале своего исследования он начал брать интервью у афроамериканцев, живущих рядом с болотом, в надежде услышать семейные истории о марунах. Но он отказался от побочного проекта. «Еще столько археологической работы предстоит сделать», — говорит он. «Мы раскопали только 1 процент одного острова».

После Гражданской войны болото вскрыли опалубкой (на фото магазин 1873 г. , обслуживал лесозаготовителей). Сэйерс не смог найти рассказы об уходе из этого чистилища: «Пока мы не услышим от их потомков или не найдем письменное сообщение, мы никогда не узнаем подробностей об исходе». Изображения Януса

**********

У него закончились монстры и мало сигарет. Пришло время покинуть Великое Мрачное Болото и найти ближайший магазин. По поднятой гравийной дороге мы проходим через обугленный простор леса, охваченный молнией. Мы огибаем берега озера Драммонд, идеального голубого озера в центре болота, и едем через заболоченные кипарисы и участки, где дорога с обеих сторон окружена колючими кустарниками. «Мне было очень комфортно в болоте. ,» он говорит. «Медведи смотрели, как я копаю. Я столкнулся с огромными водными мокасинами и гремучими змеями толщиной с мое бедро. Но ничего страшнее, чем царапины, укусы насекомых и потеря снаряжения в грязи, не произошло». Однажды он пробирался к безымянному участку с группой студентов. Молодая женщина шагнула в подводную яму и исчезла. Но через мгновение она всплыла, не причинив никакого вреда. Во многих случаях студенты и другие посетители настолько запутывались в колючках, что их приходилось высвобождать. «Ничто не происходит быстро или легко, — говорит он. «Болото — обманщик, а лето действительно тяжелое. Но я люблю это. Грозы — это нечто. Звуки лягушек, насекомых и птиц, точно так же, как его слышали темнокожие. Я люблю то, что болото сделало для меня, и я люблю то, что оно сделало для них».

Пустынное место для дерзких людей

Рекомендуемые видео

Болото | Национальное географическое общество

Болото — это участок земли, постоянно насыщенный или заполненный водой. Многие болота даже покрыты водой. Существует два основных типа болот: пресноводные болота и болота с морской водой.

На болотах преобладают деревья. Их часто называют в честь типа деревьев, которые в них растут, например, кипарисовые болота или лиственные болота. Пресноводные болота обычно встречаются внутри суши, а соленые болота обычно встречаются вдоль прибрежных районов. Болота являются переходной зоной. Они не являются ни полностью сушей, ни полностью водой.

Болота существуют во многих климатических условиях и на всех континентах, кроме Антарктиды. Они различаются по размеру от изолированных выбоин прерий до огромных прибрежных солончаков. Некоторые болота представляют собой затопленные редколесья. Некоторые из них представляют собой бывшие озера или пруды, заросшие деревьями и кустарниками.

Пресноводные болота

Пресноводные болота образуются вокруг озер и ручьев. Дожди и сезонные наводнения вызывают колебания уровня воды. На влажной почве растет влагостойкая растительность, которая помогает поддерживать влажное болотистое состояние.

Во многих пресноводных болотах на юго-востоке США растут кипарисы и тупело. Испанский мох может свисать с ветвей, а крошечные растения, называемые ряской, могут покрывать поверхность воды. Под деревьями могут расти кустарники и кустарники. Иногда на высоте 4 метров (13 футов) над водой торчат угловатые выступы, называемые кипарисовыми коленями. Они являются отростками корневой системы деревьев.

В этих болотах живут аллигаторы, лягушки и многие другие животные. Эти животные приспособлены к колебаниям уровня воды. Тенистая корневая система деревьев и выступы кипариса обеспечивают богатую защищенную среду обитания для гнездящихся птиц, а также рыб, земноводных и рептилий.

Пресноводные болота между реками Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке настолько богаты биоразнообразием, что этот район называют «Плодородным полумесяцем». Обильная дикая природа, возможности для сельского хозяйства и способность к общению и торговле способствовали технологическому развитию человека. Плодородный полумесяц признан местом зарождения цивилизации и местом первых городов. Вокруг этих болот возникла самая ранняя зарегистрированная письменность и первое зарегистрированное использование колеса.

Эверглейдс во Флориде — один из крупнейших болотных комплексов в Соединенных Штатах. Названное «Рекой травы», это пресноводное болото на самом деле представляет собой широкую, медленно текущую реку, текущую от реки Киссимми недалеко от Орландо до Флоридского пролива. Эверглейдс имеет ширину 97 километров (60 миль) и длину 160 километров (100 миль). Это пресноводное болото является домом для богатой коллекции диких животных, от аллигаторов до пантер.

Морские болота

Морские болота образуются на тропических побережьях. Формирование этих болот начинается с голых илистых и песчаных отмелей, тонко покрытых морской водой во время приливов. Растения, способные переносить приливные наводнения, такие как мангровые деревья, начинают расти и вскоре образуют заросли корней и ветвей. Мангровые деревья часто растут на высоких тонких корнях. Корни закрепляют песок и другие отложения. Рост и загнивание корней увеличивают накопление почвы.

Среди этих мангровых зарослей живут животные, которые питаются опавшими листьями и другим материалом. Крабы, раковины и другие моллюски изобилуют мангровыми болотами. Болота также являются домом для огромного количества птиц, чей помет помогает удобрять болото.

Поскольку детеныши многих морских животных находят пищу и убежище в соленых болотах, эти водно-болотные угодья иногда называют питомниками океана. Многие морские виды проникают в прибрежные водно-болотные угодья для нереста. Рыба заплывает в солончаки, чтобы отложить икру. Когда яйца вылупляются, детеныши находят много еды и некоторую защиту в болотных травах или среди корней деревьев. Другие виды нерестятся в океане, а детеныши уплывают в заболоченные места и живут там, пока не созреют.

Люди и болота

Болота — одна из самых ценных экосистем на Земле. Они действуют как гигантские губки или резервуары. Когда проливные дожди вызывают наводнения, болота и другие водно-болотные угодья поглощают избыток воды, смягчая последствия наводнений. Болота также защищают прибрежные районы от штормовых нагонов, которые могут смыть хрупкую береговую линию. Болота с морской водой и приливные солончаки помогают закреплять прибрежную почву и песок.

Болотная экосистема также действует как станция очистки воды, фильтруя отходы и очищая воду естественным путем. Когда избыток азота и других химикатов смывается в болота, растения там поглощают и используют эти химикаты. Многие из этих химических веществ поступают в результате деятельности человека, такой как сельское хозяйство, где в качестве удобрений используются азот и фосфор. Заводы, водоочистные сооружения и дома также способствуют стоку. Химические вещества, не поглощенные растениями, медленно оседают на дно и погребаются в песке и отложениях.

На протяжении большей части истории водно-болотные угодья считались пустошами и домом для насекомых-вредителей, таких как комары. (Болота являются домом для самых разных насекомых, которые питаются самыми разными растениями.) Люди считали болота зловещими и неприступными.

В США заполнение или осушение болот было общепринятой практикой. Почти половина водно-болотных угодий США была уничтожена до того, как в 1970-х годах были приняты меры по охране окружающей среды. Большая часть Эверглейдс была превращена в сельскохозяйственные угодья, в основном сахарные плантации. Осушение болот также привело к созданию ценной недвижимости в районе залива Сан-Франциско в Калифорнии.

Федеральные власти и власти штата осушили большую часть водно-болотных угодий в дельте реки Миссисипи в Луизиане в рамках крупной системы управления рекой. Когда в 2005 году из Мексиканского залива обрушился ураган Катрина, губчатое болото, которое традиционно защищало город Новый Орлеан от разрушительных погодных условий, уменьшилось. На город обрушился ураган 3-й категории.

Искоренение болот также угрожает экономической деятельности. Две трети рыбы и моллюсков, вылавливаемых в коммерческих целях во всем мире, связаны с водно-болотными угодьями. От бразильских varzeas, или пресноводных болот, окружающих реку Амазонку, до соленых болот возле Флорида-Кис, коммерчески ценные виды рыб, зависящие от водно-болотных угодий, находятся под угрозой исчезновения.

В начале 1970-х годов правительства начали принимать законы, признающие огромную ценность болот и других водно-болотных угодий. В некоторых частях Соединенных Штатов в настоящее время запрещено законом изменять или уничтожать болота. С помощью планов управления и более строгих законов люди пытаются защитить оставшиеся болота и воссоздать их в районах, где они были уничтожены.

Краткий факт

Уголь из болот
Древние болота являются источником ископаемого угля. Уголь образуется из растений, которые погибли миллионы лет назад. Растительное вещество оседало слоями на дне болот, где отсутствие кислорода не позволяло ему полностью разлагаться. Со временем давление накапливающихся слоев привело к тому, что растительность затвердела или превратилась в каменный уголь. На протяжении веков уголь сжигали и использовали в качестве топлива. Месторождения этого ископаемого топлива можно найти на каждом континенте.

Краткий факт

Болото Окефеноки
Окефеноки — это индейское слово, означающее «дрожащая земля».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *