Бой гладиаторов: Бои гладиаторов: какими они были?

Бои гладиаторов: какими они были?

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Германия в 1930-е

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Наше представление о классической древности уходит корнями в 19 век. Тогда национальная революция во Франции возродила интерес к Античности. Придворные французские художники, стремясь изобразить Древнюю Грецию и Древний Рим, создали полотна гениальные, но, к сожалению, очень далекие от исторической точности. Особенно это касается боев гладиаторов.

Картина Жан-Леона Жерома «Пальцы вниз».

(wikimedia.org)

Знаменитая картина Жан-Леона Жерома «Пальцы вниз» демонстрирует бой гладиаторов таким, каким мы привыкли его знать по школьным учебникам: торжествующий победитель посреди усыпанной менее удачливыми коллегами арены терпеливо ожидает, решит ли император казнить или миловать того из побеждённых, кто ещё дышит. Жизнь от смерти отделяет направление большого пальца.

Амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей. (pinterest.ru)

Однако этот привычный и воспетый в блокбастерах образ постепенно, пусть и неохотно, уходит в прошлое, теснимый последними исследованиями. В популярных представлениях о боях гладиаторов неверно всё, начиная с пальцев, которые никогда не демонстрировала публика, но только сами гладиаторы (по-видимому, когда хотели сдаться), о чём сообщает первоисточник Марциал.

Колизей, реконструкция Жан-Клода Гольвина. (pinterest.ru)

Римляне проводили на своих аренах (от harena — «песок») три вида зрелищ: венацио, т. е. травлю зверей (по типу современной корриды), массовую казнь преступников и бои гладиаторов. Смертоубийство творилось только в первых двух случаях. Битвы же гладиаторов велись до первой крови.

Гладиаторы стоили очень дорого: 1−2 тыс. сестерциев пришлось бы заплатить за очень хорошего гладиатора; от 3 тыс. до 15 тыс. — за первоклассного. При этом на 1 сестерций можно было купить 2 кг хлеба или 1 кг мяса. Тренировали их спецшколы по всей империи, которые вкладывали баснословные средства в обучение бойцов, и их гибель запросто приводила к разорению. В случае несчастных случаев школа получала огромную компенсацию. Поэтому смерти бойцов были редчайшим событием.

За здоровьем гладиаторов тщательно следили (исследования останков демонстрируют замечательно сросшиеся переломы и полностью зажившие раны). Известно, что легендарный врач Гален был среди тех, кто лечил бойцов (сам он утверждал, что серьёзно снизил смертность после боёв). Кормили их очень тщательно: бобовыми и злаками, чтобы вырастить на животе побольше жира, выполняющего защитную функцию.

Сражались гладиаторы нечасто, 2−3 раза в год, напоминая этим современных боксёров. Да и сами бои велись, как правило, один на один между равными по силе и числу побед участников, опять же, напоминая весовые категории современного спорта. Групповые сражения тоже бывали, но весьма редко.

Рефери между двумя гладиаторами. Античная мозаика. (wikimedia.org)

Бой подчинялся строгим правилам, за соблюдением которых следили судьи, ведь целью поединка была максимальная зрелищность при минимуме ущерба. Судьи останавливали бой, если один из сражающихся падал или терял оружие, а также устраивали перерыв на отдых, если сражение затягивалось. Гладиаторы в массе своей спокойно доживали до старости, а самые успешные из них, согласно изображениям на фресках, становились чем-то вроде нынешних популярных футболистов и, подобно всяким селебрити, рекламировали различные товары, становясь порой «лицом» того или иного торгового бренда.

Для женщин гладиаторы превращались в секс-символы, пот бойцов считался сильнейшим афродизиаком, его собирали в ёмкости и продавали фанатам за немалые деньги. Мужчины активно болели за любимых гладиаторов, не стеснялись этого делать даже сами императоры. Между болельщиками порой вспыхивали конфликты, как у нынешних футбольных фанатов (об одном таком случае в Помпеях упоминает Тацит).

«Бой гладиаторов» Хосе Апарисио, 1805. (wikimedia.org)

Однако отношение римлян к гладиатором не было однородным. Их превозносили за великую смелость перед лицом опасности и считали идеалом доблести, но презирали за то, что они развлекали толпу, что в Античности считалось до крайности дурным делом. В итоге у бойцов был статус на уровне рабов, из которых вышли многие из них, но вовсе не все: очень нередко жизнь на арене избирали вполне свободные люди, их называли «добровольцами», auctorati. Их не смущало падение на социальное дно, а ведь для древнего человека статус был всем. Выгод от своей новой жизни «добровольцы» видели больше: в их числе были слава, деньги и огромное внимание со стороны противоположного пола.

Была и другая причина неприязни древних к гладиаторам. Всё дело в том, что бойцы были на «ты» со смертью. Они всегда могли погибнуть, и первым же своим шагом на арену словно покидали наш мир, становясь живыми мертвецами. А античные люди смерть ненавидели, считая её худшим из возможных зол. Но гладиаторы также и побеждали смерть на арене. А потому заслужили восхищение и рукоплескание. Собственно, гладиаторские игры были запрещены в конечном итоге вовсе не из-за каких-то моральных дилемм, а потому, что ранним христианам вся эта сложная философия, связанная с преодолением смерти, была чужда.

Быть гладиатором оказывалось столь выгодно, что и после освобождения многие из них продолжали сражаться (таких бойцов называли рудиариями). Таким был, например, знаменитый Фламма, четырежды завоевавший свободу. Не отошёл от дел после освобождения и легендарный Спартак, на момент начала своего восстания преподававший молодёжи науку боя в одной из гладиаторских школ.

«Смерть гладиатора» Жан-Симон Бартеломью, 1775. (wikimedia.org)

Несмотря на то, что название гладиаторов происходит от «гладия» (gladius), знаменитого римского меча, вооружались они самым разным оружием, которое, как правило, было затуплено (есть свидетельства о том, что для боя с оружием острым требовалось получить спецразрешение). Всего было около 20 типов бойцов, орудовавших мечами, копьями, щитами, даже трезубцами. Броня их никогда не изображала римских легионеров, чтобы у черни не возникло дурных ассоциаций, но повторяла броню либо иностранцев (например, гладиатор типа «Фракиец» изображал, соответственно, жителя Фракии), либо напоминала низы общества.

После смерти обычных гладиаторов не выбрасывали в ямы (об этом говорит отсутствие на костях следов от каких-либо зубов хищников), а хоронили, пусть и без особых почестей. А вот для звёзд экстра-класса устраивались пышные и буйные проводы.


Сборник: Гладиаторы

Гладиаторские бои были любимым зрелищем римлян. Бойцов набирали из числа рабов, преступников и военнопленных.

  • Статьи
  • Европа
  • I век до н.э.

«Единственная справедливая война в истории»

«Единственная справедливая война в истории»

Восстание Спартака стало крупнейшим в древней истории мятежом рабов. Оно продолжалось около полутора лет и завершилось полным разгромом армии гладиатора.

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -V вв.

Бои гладиаторов: какими они были?

Бои гладиаторов: какими они были?

В популярных представлениях о них неверно всё, начиная с больших пальцев, которые никогда не демонстрировала публика.

  • Тесты
  • Европа
  • III до н.э. -V вв.

Гладиатор — метр

Гладиатор — метр

Гладиаторы – обученные сражаться рабы, которым приходилось убивать друг друга на аренах на радость публике. А много ли у тебя общего с гладиатором?

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -IV вв.

Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку

Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку

Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -V вв.

5 самых известных гладиаторов

5 самых известных гладиаторов

Древнеримская публика требовала хлеба и зрелищ. За последнее отвечали гладиаторы. На арену любил выходить даже один из императоров.

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Гладиаторы-женщины и что о них известно

Гладиаторы-женщины и что о них известно

Римский Колизей стал символом любви жителей империи к поединкам гладиаторов. Их можно было разнообразить, например, выведя на арену женщин.

  • Статьи
  • Европа
  • I век до н.э.

«Единственная справедливая война в истории»

Восстание Спартака стало крупнейшим в древней истории мятежом рабов. Оно продолжалось около полутора лет и завершилось полным разгромом армии гладиатора.

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -V вв.

Бои гладиаторов: какими они были?

В популярных представлениях о них неверно всё, начиная с больших пальцев, которые никогда не демонстрировала публика.

  • Тесты
  • Европа
  • III до н. э. -V вв.

Гладиатор — метр

Гладиаторы – обученные сражаться рабы, которым приходилось убивать друг друга на аренах на радость публике. А много ли у тебя общего с гладиатором?

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -IV вв.

Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку

Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.

  • Статьи
  • Европа
  • III до н.э. -V вв.

5 самых известных гладиаторов

Древнеримская публика требовала хлеба и зрелищ. За последнее отвечали гладиаторы. На арену любил выходить даже один из императоров.

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Гладиаторы-женщины и что о них известно

Римский Колизей стал символом любви жителей империи к поединкам гладиаторов. Их можно было разнообразить, например, выведя на арену женщин.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Особое мнение Александра Керенского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Бабий бунт

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Приключения путешественников в России 19-го века

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Елисеевское дело»

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Казачество: история вольнолюбивых войск (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

«Весна» Боттичелли

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 693298
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636876
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511945
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 188680
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 113447
Особое мнение Александра Керенского
  • 📚 Статьи
  • 👀 88247
Бабий бунт
  • 📚 Статьи
  • 👀 80178
Приключения путешественников в России 19-го века
  • 📚 Статьи
  • 👀 67596
«Елисеевское дело»
  • 📚 Статьи
  • 👀 60824
Казачество: история вольнолюбивых войск (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 44246
«Весна» Боттичелли
  • 📚 Статьи
  • 👀 693298
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 636876
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511945
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 213418
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 189307
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 188680
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 163487
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 159256
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 142248
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 133362
Была ли успешной денацификация в Германии?

история, сооружения, где и как проходили бои

Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.

Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.

Содержание

История

Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.

Первые гладиаторские бои

Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.

По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.

Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.

Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.

Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.

Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.

Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.

Почему гладиаторские бои стали популярными

Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.

До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.

Возбужденные зрители выпускали пар на трибунах, а в обычной жизни становились более спокойными, и ими было проще управлять.

Пик популярности

Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.

О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.

Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.

Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.

Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.

Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.

Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.

Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком.

Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.

Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.

Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.

Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.

Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.

Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.

Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.

Навмахии – морские сражения

Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).

46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.

Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине  — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..

Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.

Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.

Запрет боёв

Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.

Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.

В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.

Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.

В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.

Сооружения – где проходили бои?

Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.

Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.

Амфитеатр

В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).

Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.

Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций.

Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.

В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.

Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен.

Зрители

Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.

Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.

Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.

Культура

Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.

Картины

В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».

Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.

Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.

В музыке

Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.

Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.

5 лучших фильмов про гладиаторов

Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.

  1. «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000). В центре сюжета знатный воин, генерал Максимус.

    Став жертвой предательства, он оказывается на арене Колизея, где его ждет бой с давним врагом.
  2. «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010). Сериал рассказывает зрителю о малоизвестных ранних годах жизни Спартака. Показана личная трагедия главного героя, его удивительное мужество и известность.
  3. «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964). Перед зрителем предстает эпоха упадка государства. Угрозы нападения, кризисы, теряющие популярность бои гладиаторов, интриги — все вместе составляет увлекательное повествование.
  4. «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954). Невероятная история христианина, по стечению обстоятельств ставшего гладиатором. Выдержит ли его вера предстоящее испытание на арене?
  5. «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964). Неожиданное появление еще одного наследника трона ставит императора в затруднительное положение. Смертельный поединок решит, кто из них будет править.

Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.

Мысленно поднимитесь на арену Колизея, а лучше наяву купите билеты, закройте глаза. Прислушайтесь, почувствуйте себя участником событий, отзвучавших много веков назад. Слышите рев толпы, звуки шагов, музыку, заглушаемую звоном оружия? Таким был голос Вечного Города. Ave, Caesar, morituri te salutant!

Древнеримские гладиаторы — Колизей

Пожалуй, ни одна фигура из Древнего Рима не известна так, как гладиатор — воин на арене, который сражался на смерть со зверями, преступниками и другими гладиаторами для развлечения римского общества.

Гладиаторы стали сильно мифологизированными фигурами, отчасти благодаря известным художественным произведениям, таким как фильм « Гладиатор » режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли или классический «Спартак», но какими они были на самом деле?

Pollice Verso, с повернутым большим пальцем , с картины Жана-Леона Жерома.

Кто такие римские гладиаторы

Большинство римских гладиаторов де-факто были рабами, не имели прав в римском обществе и едва ли считались людьми. На каждую эпическую историю о гладиаторе, ставшем легендой арены и завоевавшем славу и свободу, тысячи других анонимно погибли на песке.

Они вели жестокую и опасную жизнь и подчинялись прихотям начальства. Некоторым удалось преодолеть эти обстоятельства и стать знаменитостями, но их было очень мало.

Типы гладиаторов

Существовало более двух десятков различных типов гладиаторов, отличавшихся друг от друга оружием, которое они использовали, доспехами, которые они носили, стилями боя, которые они использовали, и событиями, на которых они сражались. Ниже вы найдете список наиболее узнаваемых из них:

  • Мурмилло , тяжелобронированные гладиаторы, которые использовали большой продолговатый щит и меч, называемый гладиус. Их наиболее отличительной чертой был закрытый шлем, украшенный гребнем в форме рыбы.
  • Thraxes , который носил такие же доспехи, что и Murmillo, но использовал меньший прямоугольный щит и изогнутый фракийский меч. Их шлем также закрывал всю голову, но был украшен изображением грифона вместо рыбы.
  • Retiarius , знаменитые гладиаторы, вооруженные большой сетью и трезубцем. Они носили более легкие доспехи и не имели щита, и сражались, пытаясь заманить своих противников в ловушку своей сетью и пронзая их своим трехконечным копьем.
  • Essedarius , которые были конными гладиаторами. О них мало информации, кроме того, что они сражались верхом на колесницах.
  • Гопломах , что в переводе с греческого означает «вооруженный боец», были гладиаторами, которые несли метательное копье, короткий меч, небольшой круглый щит и носили шлем с перьями.
Ретиарий сражается с секутором, судьи наблюдают за поединком.

Были ли женщины-гладиаторы?

Были гладиаторы-женщины, хотя они составляли очень небольшое меньшинство, и, согласно письменным источникам того времени, они, по-видимому, рассматривались как странность и своеобразное развлечение, а не просто обычный тип гладиатора.

Тренировка гладиаторов

Гладиаторы принадлежали к классу позорной , позорной , поэтому их жизни были конфискованы и принадлежали их хозяевам. Гладиаторские школы были невероятно строгими, и обучение, которое они давали, было суровым, с некоторыми археологическими данными, свидетельствующими о том, что гладиаторов могли убить в качестве наказания за плохое поведение.

В школе гладиаторы, скорее всего, тренировались под руководством мастера, который был экспертом в их конкретном стиле боя, и все различные группы держались отдельно друг от друга, возможно, чтобы избежать конфликтов между бойцами, которые встречались на арене.

При поступлении в школу гладиаторов (тех, кто не был приговорен к ней в качестве наказания за преступление), гладиаторы подписывали контракт, в котором оговаривалось, каким бойцом они станут, сколько раз в год они будут драться, а также записывались в собственность их хозяина.

Известные гладиаторы

Большинство гладиаторов жили и умирали анонимно, но некоторые из них стали популярными знаменитостями, и их имена дошли до наших дней.

  • Крикс был галльским рабом и гладиатором, сбежавшим из плена и ставшим одним из лидеров повстанческой армии в Третьей войне рабов между рабами и Римской республикой.
  • Император Коммод , сыгранный Хоакином Фениксом в фильме «Гладиатор», был известным поклонником гладиаторских боев и сам много раз выходил на арену. Однако он был известен как жестокий боец, который использовал привилегию своего положения, чтобы устраивать бои против противников-инвалидов, у которых не было шансов дать отпор и которых он калечил и убивал в часто садистских зрелищах. Это вызвало у него большую антипатию и, как говорят, способствовало его возможному убийству.
  • Приск и Верус были парой гладиаторов, которым выпала честь сражаться друг с другом на открытии Амфитеатра Флавиев. Говорят, что после многочасовой битвы они согласились закончить бой ничьей, после чего император Тит даровал им руди , сделав их свободными людьми.
  • Спикулус был рок-звездой гладиаторского мира. Он был любимцем кровавого императора Нерона, щедро осыпавшего его подарками. Когда его свергли, Нерон призвал его, потому что хотел умереть от его рук, но Спикул не ответил на просьбу бывшего императора, и Нерон был вынужден покончить с собой.

Спартак был реальным человеком?

Спартак, без сомнения, самый известный гладиатор Римской империи, и он на самом деле был реальным человеком. Он был фракийским солдатом или наемником, которого продали в рабство, а затем он стал гладиатором. Он был одним из лидеров восстания в школе гладиаторов Капуи, которое закончилось побегом 70 учеников.

После побега и нескольких последующих стычек с римскими войсками, в которых гладиаторы выиграли, их ряды росли, пока не превратились в многотысячную армию. Спартак возглавлял эту восставшую армию рабов в так называемой Третьей войне рабов, пока его силы не были разбиты, а он предположительно был убит в 71 г. до н.э.

Tod des Spartacus, Смерть Спартака , Герман Фогель.

Гладиаторские игры

Чаще всего гладиаторы вступали в бой один на один и выступали против разных типов, которые считались взаимодополняющими. Мурмиллос часто воевал с фракийцами, а также с Гопломахом и Ретиарием. Ретиарии (владеющие сетями и трезубцами) обычно сталкивались с гладиаторами, вооруженными более обычным оружием.

Бои были тщательно организованы и контролировались судьями. Не все закончилось смертью. Часто бой заканчивался без смерти одного из бойцов — причина этого была довольно проста: обучение и содержание конюшен гладиаторов было дорого, поэтому их владельцы хотели, чтобы они выжили как можно дольше. В первые годы Колизея больше боев было на смерть, но со временем состязания стали менее смертоносными, потому что замена мертвых гладиаторов была дорогостоящей.

Были и другие виды жестоких развлечений, которые были популярны в Древнем Риме и часто были связаны с гладиаторами, но на самом деле были отделены от них.

С какими животными сражались римские гладиаторы?

Распространенное заблуждение, что гладиаторы сражались со зверями. Гладиаторские бои были строго регламентированы и организованы, и гладиаторы сражались только против других бойцов-людей. Дикие звери действительно появлялись на арене, но обычно они появлялись как часть damnatio ad bestias , что означает буквально приговор зверям , по которому преступники и военнопленные публично казнились бы от когтей и клыков диких зверей, либо в рамках имитационной охоты профессиональными охотниками. Был один тип бойца, который сражался с дикими животными, бестиарус, но он не считался гладиатором в том же смысле, что и другие.

Постановочные морские сражения, Наумахия

Наумахия, постановочные морские сражения с реальными кораблями и бойцами, вероятно, были самым зрелищным из всех римских кровавых видов спорта. В отличие от гладиаторских боев, которые довольно регулярно происходили на аренах многих крупных городов, наумахии предназначались для особых случаев, таких как ознаменование триумфа Юлия Цезаря в 46 г. до н.э. Участниками часто были военнопленные или преступники, приговоренные к смерти, а сражения были гораздо более кровавыми, чем гладиаторские бои, а уровень смертности намного выше.

Наумахии обычно проводились на специально построенных аренах, больших каналах или искусственных озерах, вырытых специально для этой цели, но в некоторых случаях они проводились в обычных римских амфитеатрах. Римский Колизей, как известно, провел два незадолго до даты его открытия.

La Naumachia , Ульпиано Чека

Боевые стили гладиаторов. Техники и пары. Самые известные типы гладиаторов0006 320-30 н.

э. Вилла Боргезе

Несмотря на то, во что Голливуд хотел бы заставить вас поверить, гладиаторам не давали случайное оружие, не отправляли на арену и не приказывали сражаться. Когда кто-то становился гладиатором, ему присваивали определенный тип и стиль боя, и он постоянно практиковал его. Определенный тип гладиатора сражался с другим определенным типом гладиатора только в соответствии с установленными правилами. Эти пары были предназначены для того, чтобы предоставить комбатантам компенсирующие сильные и слабые стороны, чтобы показать наилучшие результаты. Хотя подпольные бои могли делать что хотели, официальные «игры» (как их называли) были очень строгими с соблюдением правил.

Ниже приведены наиболее распространенные и известные типы гладиаторов и их обычное сочетание:

Цестус — Сражаются с помощью шипов, вставленных в кожаные бинты вокруг их рук. Сражались с другими цестами или иногда с безоружными ноксиями.

Мурмилло — Подобно фракам, мурмиллоны носили шлем с базовой защитой рук и ног, но несли высокий продолговатый щит, как у римских легионеров, и короткий меч-гладиус. Мурмиллоны обычно сражались с фраксами или гопломахами.

Гопломах — носил шлем с базовой защитой рук и ног, очень маленький круглый щит, гладиус и копье. Гопломах обычно сражался с фраксом или мурмиллоном.

Ноксии — Хотя ноксии и не считались гладиаторами, они все же были бойцами на арене. Состоящие из преступников и других нежелательных лиц, от которых Император и его чиновники хотели избавиться, ноксии сражались в ужасных условиях, практически не имея средств для самообороны. Ноксии сражались с животными, другие ноксии, тренировали гладиаторов в «имитационных боях» и т. д.

Ретиарий — Ретиарий не носил защиты головы или ног, а в качестве доспехов имел только руку и наплечник. Этот гладиатор нес в бой утяжеленную сеть, трезубец и кинжал. Ретиарий обычно сражался с секутором, а иногда и с мурмиллоном.

Секутор — Секутор был вооружен почти так же, как мурмилло. Единственная разница в оружии и доспехах заключается в том, что у секутора был очень плотно прилегающий гладкий шлем, чтобы сеть ретиариев не зацепилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *