Боги древних славян – таблица-список
Славянские боги
(Список славянских богов составлен по алфавиту. См. также статьи Славянская мифология, Русское язычество, Русские богатыри – список и описание. См. и наши материалы о божествах других народов: Боги Древней Греции – список, Боги Древнего Рима – список, Боги Древнего Египта – список и описание, Боги Древней Индии, Скандинавские боги, Боги древних германцев, Боги Китая.)
Боги древних славян. Иллюстрированная видеоверсия этой статьи
Белобог – божество, которое по некоторым туманным сведениям прочиталось у западных славян. Как олицетворение мирового добра Белобог противопоставлялся злому Чернобогу.
Велес (Волос) – «скотий бог» – покровитель домашних животных и земледелия, бог богатства и достатка. Как хозяин зверей олицетворялся в образе медведя. У славян существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых «Волосовой бородкой». В «Слове о полку Игореве» «Велесовым внуком» назван великий певец Боян, что может отражать связь культа Велеса с обрядовой поэзией.
Дажьбог (Даждьбог) – сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель древнерусской народности, щедрый податель благ людям. Дажьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времён года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.
Лель – упоминаемый у некоторых польских и русских писателей славянский бог любви, которого на самом деле, видимо, не существовало. Лель был выдумкой искусственно созданной «кабинетной мифологии».
Марена – почитаемая у западных славян богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай.
Мокошь – богиня, представлявшаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Из дней недели ей посвящалась пятница. Мокошь, по-видимому, близка скандинавским богиням Фригг и Фрейе: первая в северных мифах тоже «прядёт облака», а второй посвящена пятница (friday, freitag).
Перун – почитавшийся как верховное божество громовержец, близкий к другим таким же общеиндоевропейским богам (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Грозный покровитель воинов, вооружённый топорами, палицей, камнями и стрелами (олицетворения молний), Перун представлялся в образе всадника на коне или колеснице, который поражает змеевидного врага. Идолы Перуна ставились чаще всего в дубовых рощах. Ритуалы культа Перуна имели целью вызывание дождя. (См. подробнее в статье Бог Перун.)
Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века
Сварог – бог огня, первоначально связанный с солнцем. Атрибутами его были конь, копья и громадный вепрь, выходящий из моря.
Свентовит – бог западных славян, близкий к восточнославянскому Перуну. Он связан с войной и победами и имеет своими атрибутами меч, копьё и боевое знамя. Центром поклонения Свентовиту был четырёхстолпный храм в балтийском городе Аркона. Белый священный конь при этом храме каждое утро оказывался покрытым грязью: славяне верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. Идол Свентовита имел четыре головы. Оракул при храме давал пророчества на будущее.
Семаргл – божество с неясными функциями, но, по-видимому, бывшее в Древней Руси довольно важным: его идол стоял в Киеве до крещения Владимира среди семи или восьми главных богов. Имя Семаргла некоторые учёные производят от слова «Семиглав», другие же связывают его с мифической иранской птицей Сэнмурв.
Стрибог – бог, упоминаемый «Слове о полку Игореве»: здесь ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.
Триглав – могущественное трёхглавое божество балтийских славян, чьи головы символизировали власть над тремя царствами – небом, землёй и преисподней. Триглав считался предсказателем будущего. У его идолов совершались гадания, при которых вороного коня трижды водили через девять положенных на землю копий. У южных и восточных славян Триглаву, возможно, соответствовал Троян.
Троян – бог, известный из «Слова о полку Игореве». Русская земля здесь названа «землёй Трояна»; мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Выражением «века Трояна» здесь обозначается языческий период истории Древней Руси. У сербов Троян – уже не бог, а ночной демон, который навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете.
Хорс – божество света, попавшее на Русь, видимо, через сарматские и аланские влияния и неизвестное у других славян. Его имя происходит от иранского слова «свет». Хорс упоминается в «Слове о полку Игореве», однако точный смысл его культа неизвестен. Некоторые исследователи связывают Хорса с солнцем, другие – с месяцем.
Чернобог – у западных славян – злой бог, приносящий несчастье и противопоставляемый доброму Белобогу.
Ярила – бог плодородия, производительной силы. Имя происходит от корня «ярый». Праздники Ярилы, из которых самый известный – День Ивана Купала – сопровождались неистовыми плясками, играми и пирами всю ночь вокруг костров на холмах. Здесь часто сходились юноши и девушки перед свадьбами.
Другие мифические персонажи славян: низшие волшебные существа, духи, демоны
Мифические существа славян. Иллюстрированная видеоверсия этой статьи
Баба-яга – лесная ведьма, которая живёт в глубокой чаще, в «избушке на курьих ножках», летает в ступе и пожирает попавших к ней в руки людей, изжаривая их в печи. Забор вокруг избушки Бабы-яги – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Сама она изображается с одной костяной ногой, иногда слепой.
Берегини – женские персонажи славянской мифологии, чьё значение неясно. Их название вряд ли происходит от слова «беречь» – скорее, от «берег» (разновидность русалок?), от имени бога Перуна (его служительницы?) или от пръгыня («холм, поросший лесом» – духи лесов и холмов?).
Вий – злой демон, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. Название «вий» происходит от древних слов вiя, вiйка, вейка – «ресница», сохранившихся в украинском и белорусском языках. Вия изобразил в своём знаменитом рассказе Н. В. Гоголь.
Вилы (самовилы) – у южных славян – женские духи, напоминающие русских русалок. Красивые девушки с распущенными волосами и крыльями, которые дают им способность летать, но с козьими, лошадиными или ослиными ногами. Вилы прячут свои ноги под волшебными платьями, и если смертный мужчина отнимет у них это платье, вилы подчиняются ему. Вилы владеют колодцами и озёрами и могут «запирать» воды. Они часто доброжелательны к людям, но если их обидеть, могут жестоко наказать и даже убить одним своим взглядом.
Волкодлак – человек-оборотень, способный превращаться в волка. В таком облике волкодлаки часто похищают девушек-невест. Существовало поверье, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении (ср. со скандинавским мифом о солнце и месяце). Считалось, что волкодлак после смерти становился упырем, поэтому рот его мёртвому телу зажимали монетой. А. С. Пушкин первым употребил для волкодлаков название вурдалак.
Водяной – злой дух, воплощение опасности воды. Представлялся в облике мужчины, часто с лапами животного вместо рук и с рогами на голове – или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Водяным приносили в жертву чёрного козла или чёрного петуха. Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог. Водяные женятся на женских духах воды – водяницах и русалках. К образу водяного близок морской царь из былины о Садко.
Домовой – дух дома, который выглядит чаще всего как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. Различались два вида домового – доможил, обитавший обычно в углу за печью и доброжелательный к людям (он назывался также доброжилом), и дворовой – злой нечистый, часто мучивший животных. По белорусским поверьям домовой появляется из яйца, снесённого петухом. Он может превращаться в кошку, собаку, корову, змею, крысу или лягушку, иногда имеет жену (домаху, домовичиху).
Змей Горыныч – свирепый дракон с 3, 6, 9 или 12 головами, который летает по небу, имеет богатые сокровища и прячет их в реке, норе или пещере. При появлении Змей Горыныч «как гром гремит» и пышет огнём. В былинах часто рассказывается о похищении Змеем Горынычем знатных красавиц. Особенно известна былина о бое с Горынычем богатыря Добрыни Никитича, который освободил из плена у змея племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.
Кикимора – злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам она беспокоит маленьких детей, путает пряжу; может вредить домашним животным, выжить хозяев из дому. Враждебна мужчинам.
Лешие – злые воплощения враждебного человеку леса. Одетый в звериную шкуру, иногда с рогами и копытами, леший может становиться ниже травы или выше деревьев. Он перегоняет стада зверей из одного леса в другой и находится в дружбе с волками. Левая сторона его одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу. Он может пугать людей своим смехом, сбивать их с пути и заставлять плутать в чаще. Женщины-лешие (лешачихи) имеют длинные груди, закинутые за спину.
Мавки (навки) – русалки-дети. По украинским поверьям, в мавок превращаются младенцы, умершие до крещения. Спереди они имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.
Полевики – маленькие и уродливые человечки, которые живут в хлебных полях и около полудня поражают жнецов и жниц солнечным ударом. Облик полевика в представлениях жителей разных мест разный. На Рязанщине он, как леший, сидит на кочке и ковыряет лапти. На Орловщине – это старик с бородой из колосьев. На русском Севере полевик – белый человек, который дует и свистит, чтобы наслать ветер, или молодой мужик, быстро бегающий на длинных ногах, с рожками и хвостом, которым он поднимает пыль, чтобы себя скрыть. Его тело покрыто шерстью огненного цвета, и при беге он кажется искрой.
Русалки (купалки, водяницы) – злые водные девы славянской мифологии, в которых превращаются молодые утопленницы, некрещёные дети. Представлялись в виде красавиц с длинными распущенными зелёными волосами. В русальную неделю, следующую за Троицей, они выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Русалки боятся полыни, которая служит лучшим средством защиты от них. (См. подробнее в статье Русалки.)
Русалки выходят из воды перед Троицей. Картина К. Маковского, 1879
Упырь – в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка, чаще – самоубийца, колдун. Ребёнка-упыря можно узнать по двойным рядам зубов. По ночам упырь встаёт из могилы, убивает людей и животных, высасывает у них кровь, после чего жертва сама может стать упырём. Известны поверья о целых селениях упырей.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
Боги древних славян – как молились, их значение и список для сообщения или доклада кратко (4 класс, окружающий мир)
4. 2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 65.
Обновлено 27 Августа, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 65.
Обновлено 27 Августа, 2021
В древности у большинства народов боги были олицетворением явлений природы, покровителями семьи, жилища. После принятия христианства прежние боги и обычаи ушли в прошлое. Термин «языческий» появился значительно позже. Сегодня язычниками называют народности, исповедующие местные традиционные верования. Рассмотрим, какие боги были у древних славян.
Древние славяне
В I–II тысячелетиях до н. э. славяне постепенно отделялись от родственных племён и заселяли новые территории. Взаимодействие с соседями обогатило культуру народов, привнесло новые понятия. В это время сформировались религиозные взгляды древней Руси и славян, образы богов.
Боги древних славян
Вселенной и богами повелевал великий Род — высший бог. Он не рождался и не умирал. Он был всегда и везде.
Древние боги ведали природными стихиями, были покровителями людей и животных, некоторые вредили. Попробуем составить список богов древних славян:
- Боги-повелители природных явлений — Хорст и Дивия, Перун, Ситиврат, Стрибог, Семаргл, Волыня, Дана.
- Боги-покровители — Белобог, Велес, Ярило, Даждьбог, Сварог, Переплут, Мокошь, Полель, Рожаницы.
- «Злые» боги — Чернобог, Морена.
- Домашние божества — домовой, банник, овинник, кикимора.
- Божества природы — водяной, леший, русалки, Баба-Яга.
У некоторых богов несколько ролей. Перун распоряжался молниями и громом, покровительствовал мужественным воинам, давал силу, удачу. Ситиврат приносил весенние дожди, пробуждая природу, поливал летние поля.
Трудолюбивым помогал, у ленивого мог затопить или высушить поле. Рис. 1. Летняя гроза.Повелители стихий
Хорст и Дивия — близнецы, брат и сестра, дети Рода. Хорст — бог Солнца или само Солнце, Дивия — богиня Луны, царица ночи. Иногда брат и сестра встречаются на небосводе.
Волыня и Дана — богини воды. Волыня правит океанами, Дана — всеми водами.
Стрибогу подвластны ветры, ураганы, пурга. Он помощник охотников, помогает скрадывать зверей. Его брат Семаргл — бог огня, защитник посевов, весной растапливает последний снег в полях.
Боги-покровители
Особенно почитались боги-покровители, помощники в крестьянском труде. Велес — покровитель скота и скотоводства. Даждьбог считался богом плодородия у древних земледельцев. Сварог — бог-кузнец, который научил людей ковать, изготавливать плуг, вилы, подковы, оружие.
Мокошь, богиня торговли, пряла нити человеческих судеб. Хозяйки на ночь прятали пряжу, которую не успели закончить. Они опасались, что Мокошь запутает нитки и судьбу.
В старину прялки украшали резьбой, где в узорах присутствовали символы языческих богов. Розетка в виде цветка из 6–8 лепестков посвящалась Перуну.
Рис. 2. Старинная прялка.Полель охранял благополучие семьи, рожаницы помогали в родах, защищали младенцев.
Домовой оберегал домашний очаг, овинник присматривал за овином, где сушили и хранили снопы.
Рис. 3. Овин.Поклонение богам
У историков нет достоверных данных о том, как молились древние славяне своим богам. В преданиях и летописях сохранились упоминания о языческих капищах, местах поклонения вырезанным деревянным идолам, посвящённые божествам.
Там же говорится о «молении на дождь и вёдро», когда деревня выходила к полям и обращалась к Ситиврату с просьбой о смене погоды.
И в 21 веке люди задабривают домового, сжигают чучело Масленицы, пекут блины — образ солнца, колядуют.
Сейчас забылись языческие боги, их значение, но осталось восклицание «чур меня». Чур — это деревянная фигурка Чура — бога-охранителя от опасности и злых духов.
В докладе или сообщении на тему «Боги-покровители древних славян» на уроке по окружающему миру в 3–4 классах можно кратко рассказать о славянских богах.
Что мы узнали?
У древних славян были боги, к которым они обращались за помощью. Среди богов были повелители стихий (Хорст, Дивия, Стрибог, Семаргл), боги-покровители ремёсел (Сварог, Велес, Даждьбог, Ярило), домашние божества и духи (домовой банник).
Тест по теме
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Алеся Тимофеева
8/10
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 65.
А какая ваша оценка?
Топ-9 богов славянского пантеона
FacebookTwitterPinterest
Славянская мифология и религия изображают верования и мировоззрения древних славян, чье язычество и религиозные элементы восходят к периоду между 8-м и 13-м веками, когда христианизация была введена среди Южные, восточные и западные славяне.
До этого решающего исторического периода, который изменил славянскую социальную и культурную структуру, существовало сильное влияние и практика древней языческой религии, которая была в основном политеистической, т.е. славяне восхваляли и поклонялись многим богам и богиням.
Мифы и ритуальные практики до христианизации до сих пор живут в сохранившихся реликвиях древней языческой религии, присутствуют в сказках, легендах и обычаях славянской фольклорной традиции.
Хотя существует небольшое количество свидетельств или археологических находок, которые могут раскрыть больше подробностей о священной жизни древних славян, есть исторические записи, которые объединили и сохранили большое количество информации с впечатляющими находками.
Большинство историков славянских религий опирались на источники из различных дисциплин, таких как этнология, лингвистика, сравнительное религиоведение и индоевропейские исследования, в поисках дополнительных материалов, связанных с этой темой.
Их находки содержат истории о человеческих жертвоприношениях, многоголовых идолах, гаданиях на лошадях и рассказы о славянской космогонии и божествах, которые отражают общее индоевропейское прошлое с римлянами, греками и скандинавами.
Содержание
Славянская религия имела главных богов, сопровождаемых рядом меньших божеств, олицетворенных в демонах, духах и богах.
В основе древних славянских народных верований лежало представление о том, что мир представляет собой симбиоз противоположных и взаимодополняющих дуальностей, выраженных высшим Богом.
История, иллюстрирующая эту двойственность, была одной из так называемых Белого Бога («Белобог») и Черного Бога («Чернобог»), которые представляли мужское божество (также называемое земным) и женское божество (или небесное). .
Вот список главных богов славянского пантеона:
1. Род
Самым главным божеством был Род, который был началом всего и олицетворением судьбы.
Рода сопровождали невидимые женщины-предсказательницы по имени Рожаницы, которые после рождения ребенка решали его судьбу. Оба слова «розга» и «рожаницы» в славянских языках означают «рождение».
Хотя нет проверенных исторических записей о том, имел ли славянская религия организованный пантеон богов, подобный пантеонам богов римлян, греков или скандинавов, славяне из различных славянских регионов Европы поклонялись тем же богам, которые остались в мифологическом счета от Балтики до Черного моря.
Кроме того, представляем вам список 8 древнеславянских богов из славянского Пантеона:
2. Перун
Перун считается верховным богом среди многих славянских богов в Пантеоне. Этот бог считался правителем богов на небесах, и мифологические писания также описывают его как бога молнии и грома.
Как бог грома, его часто сравнивают с верховным богом Зевсом в греческой мифологии или Тором в скандинавской мифологии. Также говорят, что у Перуна есть родственник в балтийской мифологии по имени Перкунас.
Этимологически имя «Перун» происходит от праевропейского «per» или «perk», что означает «бить» или «ударять». Поэтому можно предположить, что Перун считался могущественным богом, поражающим своим громом и молнией.
В польском языке слово «гром» звучит как «piorun», происходящее от имени этого древнего бога.
Сообщается, что Перуну поклонялись на всей территории славянской Европы, но в основном он связан с восточнославянскими племенами. В ранних русских летописях есть письменное упоминание о том времени, когда князь Владимир Великий в начале своего правления в Киеве в 980 году воздвиг культовую статую Перуна вместе с другими славянскими языческими богами. серебро и золото, которое использовалось для определения черт лица.
Вообще Перун считался высшим богом среди богов славянской мифологии и даже после христианизации славяне считали его могущество равным так называемому новому богу христианской веры. Однако в 19В 88 г. после окончательного принятия христианства в княжестве Киевская Русь языческие боги и идолы были уничтожены Владимиром Великим.
Статую бога Перуна привязали к лошади, затем стащили с холма и били палками, пока она не была сильно повреждена и, наконец, не брошена в реку Днепр.
Князь Владимир приказал спустить статую вниз по течению до самого конца порогов реки. Согласно историческим хроникам, место, где идола выбросило на берег, стало называться «Отмели Перуна» (Перуния Рэн).
3. Велес
Велес — еще один чрезвычайно важный бог, почитаемый в славянской религии, стоящий плечом к плечу с богом Перуном.
Велес также известен как Волос и в русинской летописи описывается как «бог скота» или «скотов болот». В этом этикете также упоминается, что Велес был «богом богатства», учитывая, что скот символизировал богатство в определенной семье.
Кроме того, Велес был также связан с поэзией, клятвами, магией, преисподней и мертвыми.
В некоторых исторических писаниях Велес рассматривается как мифический аналог бога Перуна, что предполагает соперничество между двумя богами.
По мнению историков, эта версия изображения Велеса отражает древний индоевропейский миф, в котором два бога представлены как изначальные противоборствующие соперники, подобные богиням Варуне и Итре в индуистской мифологии.
Кроме того, этнографы и историки упоминают древние реликвии, пережившие период постхристианизации и присутствующие в сегодняшнем славянском космогоническом мифе, т.
Наиболее близкое упоминание об этом отождествлении Велеса с Дьяволом отражено в чешском фольклоре XVI века, где фраза, переведенная с чешского как «Иди за море к Велесу!» означает «Иди к черту!»
4.
ТриглавТриглав — славянский бог гадания и клятвопреступления. В некоторых версиях Триглав упоминается как местная версия и форма бога Велеса, особенно в Померании на побережье Балтийского моря.
Название «Триглав» на самом деле означает «тот, что с тремя головами». В славянской мифологии он иногда представлен как комплекс богов и как ссылка, наиболее близкая к Троице в христианстве или Тримурти в индуизме.
В некоторых версиях Триглав изображается в виде человека с тремя головами, который носит вуаль или золотые повязки на глазах.
Как сообщается, Триглав очень любил людей, поэтому, надев золотую повязку на глаза, он показал, что не видит зла, причиняемого людьми. В некоторых версиях он представлен как существо с тремя козлиными головами. Головы являются символами неба, земли и подземного мира.
На самом деле это один из самых загадочных богов в славянском пантеоне, так как триада в своей сущности представляет разные стихии по разным версиям.
Ранняя версия этого мифа включает трех богов Сварога или Неба, Перуна или Земли и Дайбога или Преисподней. В более поздней версии бог Велес или Световид заменяет Дайбога. Поэтому Триглав всегда представляет собой слияние трех богов.
В некоторых вариантах мифологии Триглав является сыном этой триады богов или объединения других меньших славянских божеств.
В книге Велеса есть предложение, доказывающее принадлежность Триглава к этой триаде, с предложением «Первому Триглаву молимся и кланяемся», после которого упоминается Сварог как бог-отец, а затем Перун и Световид.
Триглав почти никогда не появлялся рядом со смертными, а только наблюдал за ними сверху. Сегодня недалеко от города Щецин в Польше есть несколько храмов, посвященных Триглаву.
5.
СветовидСветовид, также известный как Свентовит, Свантовит и Свентовит, является одним из самых известных многоголовых славянских богов, помимо Триглава, Световиду в основном поклонялись славяне, жившие в Арконе, на острове Ругия. где для него был построен храм со статуей посередине.
По мнению историков, статуя Световида имела четыре головы и рог для питья в одной руке. Более того, у изображения Световида были волосы и усы, стилизованные под местную моду того времени.
История часто сравнивает это божество с богами Велесом и Триглавом, поскольку вокруг его храма происходило множество форм военных гаданий, включая белых лошадей, которые считались священными животными Свентовита.
Другим возможным воплощением Перуна и Свентовита был Яровит, он же Геровит. К Яровиту относились с большим уважением в районе Вольгаста в Померании и в Хафельберге, где в то время проживало полабское племя Брезани.
Средневековые христиане сравнивали Световида с Марсом, римским богом войны.
6. Сварог
В славянской мифологии Сварог представлен как бог солнца и бог огня, т.е. небесного огня. В некоторых версиях он также является богом кузнечного дела, родственником которого является греческий Гефест.
Сварог был особенно популярен в западнославянских землях, где его также называли «Сважендз» в районе Великопольши или «Шверин» в районе Мекленбург0 Передняя Померания.
7. Дажьбог
Даждьбог — сын бога Сварога и поэтому также известен в своей уменьшительно-ласкательной форме имени Сварожич. Он солнечное божество, бог священного сына домашнего очага и покровитель дома.
В славянской мифологии Даждьбог был связан с важнейшей для выживания стихией — огнем, который двигал человечество вперёд, но и был обречен своей жестокостью и разрушительной способностью.
Многие обряды, совершаемые в честь Даждьбога, по понятным причинам совершались с огненной молнией. Тем не менее, некоторые славянские племена считали Даждьбога и богом дождей.
В некоторых славянских языках, таких как словацкий, русский, чешский и польский, имя «Даждьбог» относится к «дажд», что означает дождь. В этом контексте Дажьбог, тем не менее, имел важное значение, поскольку он представлял собой необходимый элемент для сбора урожая, поэтому люди проводили ритуалы, призывающие к дождю, чтобы обеспечить плодородную землю и урожай.
8. Хорс
Хорс был богом зимнего солнца или богом солнца. Говорили, что он представлял старое солнце, которое умирает во время зимнего солнца и солнцестояния, побежденное Черным богом Чернобогом, а затем воскресает как новое солнце 23 декабря.
Древние славяне верили, что Хорс может днем передвигаться по небу, а ночью путешествовать под землей. Также он считался целителем болезней и богом, способным помочь выздоровлению.
Хорс был божеством, которому в основном поклонялись до правления князя Владимира в Киеве и христианизации.
Хорс происходит из иранской мифологии, а его название происходит от скифского и сарматского языков. В авестийском языке его называют hvarə хšаētəm, а в среднеперсидском и персидском языках его называют xvaršêt или xoršid, что означает «солнце».
9. Семаргл
Vasylina /DeviantArt.comСемаргл был богом растительности, который был связан с урожаем, плодородием и щедростью земли. Считается, что он происходит из иранской мифологии, где в некоторых версиях его называют Симургом.
Семаргл считался богом разрушения среди древнеславянских богов и обладал силой добиваться трансформации человека. Больше всего его почитали восточные славяне, которые представляли его мифическим существом в образе крылатой гончей.
В пантеоне, построенном князем Владимиром Киевской Руси, был идол Семаргла и его изображения также можно встретить на браслетах 12-13 веков.
Говорили, что он был мужем славянской богини Купальницы, богини ночи, от которой у него было двое детей, Купало и Кострома.
В мифе Семаргл обладает способностью летать, поскольку он представлен как сильное и ловкое божество. Более того, он может управлять огнем на небе и на земле.
Солнечные славянские богини Зоря, дочери бога Даждьбога, держали Семаргла в цепях рядом с Полярной звездой в созвездии Малой Медведицы, чтобы предотвратить конец света, вызванный его освобождением и уничтожением созвездия.
FacebookTwitterPinterest
Пригласите нас в свой почтовый ящик
Присоединяйтесь к 6347 другим людям, интересующимся славянской культурой. Мы не спамим и будем присылать вам по электронной почте только один или два раза в месяц последние и самые популярные статьи о славянах.