Боги какие силы природы и занятия они отражали: Какие силы природы отражали Боги древней Греции и покровителей каких занятий они считались: Посейдон, Зевс,…

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 28

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

Проверьте себя

1. Почему греки называли своих главных богов олимпийскими?

Греки считали, что боги живут большой семьей на горе Олимп. Поэтому эти боги и получили название олимпийские.

2. Кого из богов и богинь греков вы помните? Что рассказывали греки о каждом из них?

  • Зевс – верховный бог олимпийцев. Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Отец богов и людей. Зевс распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Он был одним из сыновей титана Кроноса, которого он вместе с братьями свергли.
  • Посейдон – брат Зевса. Верховный морской бог. Своим трезубцем он вызывал бури, разбивал скалы, ударял по земле, что приводило к образованию родников. Основная черта, отличающая Посейдона в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием.
  • Аид – брат Зевса. Бог подземного царства мертвых.
  • Персефона – богиня плодородия и царства мертвых, жена Аида. Была похищена Аидом и унесена в царство мертвых. Зевс принял решение, что Персефона будет две трети года проводить на Олимпе, а одну треть – в царстве Аида.
  • Гера – богиня брака, покровительница матерей во время родов, сестра и жена Зевса. Согласно мифам, Гера отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом. Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью.
    Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.
  • Афина – богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, повелительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Считается, что когда Зевс проглотил свою первую жену Метиду, то после этого он породил воительницу Афину из своей головы. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.
  • Артемида – юная богиня охоты, дочь Зевса, сестра-близнец Аполлона. Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы.
  • Афродита – богиня красоты и любви, вечной весны и жизни. По преданию она родилась из пены морской, которая образовалась от крови Урана. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и, позднее, Ареса.
  • Аполлон — покровитель искусств, предсказатель будущего, бог-врачеватель, сын Зевса, брат-близнец Артемиды. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев.
  • Деметра – богиня плодородия и земледелия, мать Персефоны. Когда дочь Деметры живет на Олимпе, мать радуется (земля плодоносит), а когда Персефона уходит в подземный мир – Деметра грустит (наступает зима).
  • Дионис – младший из олимпийцев, бог растительности, виноделия, вдохновения и театра. Сын Зевса. Гера вселила в Диониса безумие, и он долгое время бродил по землям Египта, Сирии, Индии, Малой Азии и др. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие.
  • Гефест – бог огня, самый искусный кузнец, покровитель кузнечного ремесла и изобретений, строитель всех зданий на Олимпе, изготовитель молний Зевса. Сын Зевса и Геры. Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приёмной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и о преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу.
  • Гермес – бог торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрел числа, азбуку и обучил людей. Главный атрибут Гермеса – крылатые сандали и жезл вестника.
  • Арес – бог войны, сын Зевса и Геры. В отличие от Афины — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную и кровавую, войну ради самой войны. Изображался Арес обычно в виде могучего и зрелого воина в доспехах с мечом в руке и шлемом на голове.

3. Как поделили между собой власть над миром три бога — три брата? Как их звали?

Трех братьев-богов звали Посейдон, Зевс и Аид. Посейдону досталась власть на море, Зевс стал господствовать в небе, а Аид — в царстве мертвых.

Опишите рисунок «Прометей и Атлант…» (см. с. 137).

Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея? Что держит на плечах великан Атлант?

Прометей был одним из титанов, двоюродным братом Зевса. Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице Гефеста и принес его людям, скрыв искру в полом стебле тростника, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде). Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Когда таким образом Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.

Атлант, изображенный на рисунке слева, держит на своих плечах небо. Атлант был титаном и сражался против олимпийцев. После победы олимпийцев Зевс пощадил Атланта, но обрек его вечно держать небесный свод на своих могучих плечах.

Подготовьте сообщение

Подготовьте сообщение о герое древнегреческих мифов Геракле. Выскажите своё отношение к поступкам Геракла.

Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Жена Зевса очень разозлилась измене мужа и прямо перед рождением Геракла заставила Зевса поклясться, что первый новорожденный из рода Персея будет верховным царем. Поскольку Геракл был из рода Персея и должен был вот-вот родиться, Зевс дал такое обещание. Однако Гера обманула его, задержав рождение Геракла и ускорив рождение его кузена Эврисфея, который родился первым, и Геракл должен был ему подчиняться. Тогда Зевс заключил договор с Герой, что Геракл не будет всю жизнь находиться в подчинении Эврисфея, но совершив 12 подвигов по поручению царя, освободится от его власти.

Младенчество Геракла сразу началось с подвига. Гера подослала к его кроватке двух змей, чтобы они убили ребенка. Но маленький Геракл задушил их. Когда Геракл вырос, женился и завел детей, Гера послала на него безумие, и в приступе безумия Геракл убил свою семью.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.

  1. Удушение Немейского льва
  2. Убийство Лернейской гидры (не засчитан из-за помощи Иолая)
  3. Истребление Стимфалийских птиц
  4. Поимка Керинейской лани
  5. Укрощение Эриманфского вепря
  6. Очистка Авгиевых конюшен (не засчитан из-за требования платы)
  7. Укрощение Критского быка
  8. Похищение Коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
  9. Похищение Пояса Ипполиты, царицы амазонок
  10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
  11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид.
  12. Укрощение стража Аида — пса Цербера.

Много еще подвигов совершил Геракл. В конце своего жизненного пути Геракл убивает из лука смоченной в яде лернейской гидры стрелой кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить её. Умирающий Несс обманывает Деяниру, сказав, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собирает немного его отравленной крови.

Затем Геракл берет в плен Иолу. Деянира, приревновав к ней, посылает мужу одежду, смоченную кровью Несса, чтобы возвратить его любовь. Кровь кентавра причиняет Гераклу ужасные мучения, и он бросается в огонь. Геракл умирает и возносится на небо. Он был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

В древнегреческой мифологии Геракл был великим героем. Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека, руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. В каждом подвиге Геракла есть особый смысл, раскрывающий определенные качества или черты характера.

Подумайте

Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гор, см. рис. на с. 52—55) и у греков (см. рис. на с. 135)?

Боги египтян представлялись полулюдьми-полуживотными, поскольку изначально египтяне поклонялись животным, видя в них силу природы и стихий. С изменением общественных отношений божества приобрели антропоморфный облик с частями тела животного, чаще всего — с головой.

Боги Древней Греции были во всем похожи на людей — и обликом, и своим внутренним миром. Они точно так же как и люди спорили, любили, ненавидели, воевали, строили козни друг другу и дружили. Отличие же от людей заключалось в том, что древние греки наделяли богов сверхъестественными способностями, которые были не под силам простым смертным. Боги бессмертны, боги повелевают судьбами людей.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль играло море в жизни древних греков? Какую — горы?

Море окружало Грецию практически со всех сторон, существенная часть населения Греции также проживала на многочисленных островах в Ионическом и Эгейском морях. Поэтому море играло огромную роль в жизни древних греков. Все мифы и легенды древних греков так или иначе связаны с морем. Греки плавают по морю, торгуют по морю, идут на войну по морю. Все греки были отличными мореходами.

Горы также играли большую роль в жизни греков. Во-первых, горы были естественными границами, разделяющими земли Греции, а также защитой от врагов. Во-вторых, в горных долинах греки занимались скотоводством и земледелием, на склонах гор выращивали виноград и маслины. Вино и оливковое масло до сих пор является главными продуктами экспорта Греции. В-третьих, горы были естественным хранилищем различными рудными полезными ископаемыми, поэтому греки были искусны в обработке металлов и ремесленничестве. В-четвертых, горы давали богатство и разнообразие растительного (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и прочие) и животного мира (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы).

Как называются две знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции? Каково содержание поэм? Что известно об их авторе?

Самые знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции — «Илиада» и «Одиссея». В них Гомер описал один из заключительных этапов Троянской войны и увлекательное путешествие героя войны, царя Итаки Одиссея во время его возвращения из Трои домой на Итаку. В поэмах Гомера мы можем увидеть изобилие различных героев Древней Греции, описание их подвигов, а также уловить взаимосвязь с древнегреческой мифологией. По сути, Гомеру удалось удачно переплести существовавшие на момент написания поэм мифы и исторический факт Троянской войны. Об авторе Гомере не известно практически ничего. Даже сами греки не знали, кто был этот человек, где он родился, как выглядел. Семь городов спорили между собой за честь называться родиной Гомера. Существовала легенда, что этот поэт был слепым. Сегодня ученые уверены, что поэмы Гомера были созданы в VIII веке до н.э.

Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

Действиями богов греки объясняли различные природные явления: дождь, засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи и болезни. Все основные занятия греков имели своих богов-покровителей: земледелие — Деметра, охота — Артемида, виноделие — Дионис, ремесленничество — Гефест, торговля — Гермес, искусства — Аполлон и т. д. Греки приносили жертвы богам и возводили в их честь храмы, создавали различные сказания.

«Боги Древнего Египта» доклад 5 класс

Доклад на тему «Боги Древнего Египта» кратко расскажет о системе верования древних египтян и поможет подготовиться к занятию.

В Древнем Египте был свой пантеон многочисленных богов (около 5 тысяч), которые управляли миром и жизнью самих древних египтян. Всех их изображали в виде людей, у которых были головы животных. И все, что касается их жизни, обросло множеством мифов. 

Главные боги Древнего Египта (какие силы природы и занятия они отражали):

  • Ра (Амон) – бог Солнца.
  • Апис – бог плодородия, обычно изображавшийся в виде быка с солнечным диском.
  • Астарта – богиня любви и плодородия.
  • Анубис – бог и покровитель мертвых, которого изображали в виде дикой черной собаки
  • Геб – бог земли.
  • Исида – богиня мать, повелительница жизни и судьбы, защищала новорожденных и умерших.
  • Осирис – бог плодородия, поэтому именно его особо почитал простой народ Египта.
  • Сехмет – богиня войны, дочь Ра.
  • Птах – бог искусств и ремесел.

Во времена Раннего царства в каждом городе был свой пантеон богов, который называется эннеада. А на всей территории Египта было 9 основных существ, из которых и начался пантеон главенствующих богов в стране:

  1. Ра

Первый из них Ра — бог солнца в Древнем Египте. Его изображали как человека с соколиной головой и Солнцем над ней. В разных городах его имя звучало как Хнум-Ра, Амон-Ра. Он является творцом окружающего мира, поэтому управляет им. Центром культа был Гелиополь.  Бог Ра в Древнем Египте был отождествлен с более давним местным солнечным божеством – Атумом. Ему были посвящены следующие воплощения: бык Мневис,  птица Феникс и обелиск Бен-Бен.

Главные боги Египта пытались обрести силу Ра и узнать его. Тот раскрыл секрет лишь в глубокой старости, за что, поплатившись, ушел на небеса в ярости. С того времени бог солнца на лодке Атет ежедневно движется по небосводу. На его голове зияет золотой круг. В полдень он пересаживается в другой челнок и плывет в подземное царство. Здесь Ра сражается с Апопом, гигантским чудовищем, которое олицетворяет сумрак. Ра всегда побеждает, однако, на следующий день Апоп вновь готовый к сражению со светом. Так происходит и по сей день.

2.Геб

Бог земли у египтян  — Геб. Он был внуком великом великого Ра и является добрым богом. Древние египтяне верили, что он помогает людям в земной жизни выращивать растения и собирать урожай, возводить дома. А также оберегает их от змей. Вместе с тем, Геб был тесно связан с миром мертвых. Здесь все логично, ведь мертвых египтяне предавали земле. Поэтому Геб был одним из богов, которые судили умерших. Также он пользовался авторитетом среди богов загробного мира.

3.Анубис

Еще один бог загробного мира в Древнем Египте – Анубис, который изображался как человек с головой животного. Значение его имени переводится как «шакал на высокой подставке». Центром почитания Анубиса был египетский ном Кинопль, а его культ распространился на всю страну. Стоит отметить, что в Древнем Египте было много ритуалов, связанных с захоронениями фараонов, которые отличались техникой бальзамирования. Согласно правилам погребения, жрицы, которые подготавливали умершего к погребению, носили глиняные маски с изображением Анубиса. Также бог Анубис в Древнем Египте считался специалистом в области лекарств, хранителем ядов и покровителем кладбищ и некрополей.

4.Бастет

Боги Древнего Египта Бастет является самой грациозной и  женственной богиней, которая олицетворяла солнечный и лунный свет. Бастет почиталась египтянами как хранительница домашнего очага, семьи и детей. По всему миру она известна как покровительница кошек, поэтому ее изображали в виде грациозной, красивой женщины с кошачьей головой (в раннем царстве с головой львицы). Важен также тот факт, что Бастет была дочерью главного бога – Ра. Она считалась всевидящей и занимала место в страже отца. 

5.Шу

Бог Шу в Древнем Египте – бог воздуха, который разделял небо и землю, сын Ра, супруг и брат богини влаги Тефнут,  а также отец Геб и Нут.  Египтяне изображали его как человека, стоящего с поднятыми руками на одном колене. На голове бога красуется перо – иероглиф, означающее «воздух». Он несет ответственность за то, что день постоянно сменяет ночь. Также Шу является одним из судей над умершими в загробном царстве. 

6.Тот

Тот или Джехути бог мудрости в Древнем Египте. Также он олицетворял луну, мудрость, был покровителем наук, писцом, создателем календаря и священных книг. Его жена Маат считалась богиней порядка и истины. Он создал интеллектуальную жизнь Древнего Египта и разделил время на годы, месяцы и дни. Тот вел летописи, записывал дни рождения и смерти людей, научил людей математике, медицине, счету и другим наукам. Его изображали позади главного бога Ра, так как слыл ночным заместителем солнечного бога. Кроме того, Тот также принимал участие в погребальном ритуале всех египтян и провожал душу в царство мертвых.

Как изображали богов в Древнем Египте?

Среди богов было много таких, которые имели антропоморфный вид, то есть сочетали в себе черты животного и человека.

Надеемся, что доклад про богов Древнего Египта помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации

месопотамских божеств | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Месопотамская цивилизация существовала более 3000 лет, с момента образования первых городов в конце четвертого тысячелетия до н.э. до первых лет существования Римской империи. В этот период религия была основным фактором, влияющим на поведение, принятие политических решений и материальную культуру.

В отличие от некоторых более поздних монотеистических религий, в месопотамской мифологии не существовало систематического богословского трактата о природе божеств. Изучение древних мифов, легенд, ритуальных текстов и изображений показывает, что большинство богов воспринимались людьми. Они имели человеческие или человекоподобные формы, были мужчинами или женщинами, участвовали в половом акте и реагировали на стимулы как разумно, так и эмоционально. Будучи похожими на людей, они считались непредсказуемыми и часто капризными. Их потребность в еде и питье, жилище и уходе была такой же, как и у людей. Однако, в отличие от людей, они были бессмертны и, подобно царям и святым храмам, обладали великолепием, называемым меламму . Меламму — это сияние или аура, гламур, воплощенный богом. Это может быть пугающим или вызывающим благоговейный трепет. В храмах также было меламму . Если бог спускался в Преисподнюю, он терял свои меламму . За исключением богини Инанны (Иштар на аккадском языке), главные боги были мужского пола и имели по крайней мере одну супругу. У богов тоже были семьи.

Обладая силой большей, чем у людей, многие боги были связаны с астральными явлениями, такими как солнце, луна и звезды, другие с силами природы, такими как ветер, пресная и океанская вода, третьи с реальными животными — львами, быками. , диких быков и воображаемых существ, таких как огнедышащие драконы. В шумерском гимне «Энлиль в Э-Куре» бог Энлиль описывается как контролирующий и оживляющий природу:

Без Великой Горы Энлиль . . . карп не будет. . . поднимутся [?] прямо с моря, они не будут метаться. Море не принесло бы все свое тяжелое сокровище, никакая пресноводная рыба не отложила бы икру в зарослях тростника, ни одна птица небесная не стала бы строить гнезда на обширных землях; в небе густые тучи не разевали пасти; на полях пестрое зерно не заполняло бы пашни, растительность не росла бы пышно на равнине; в садах раскидистые деревья горы не приносили плодов.

Как высшие фигуры, боги были трансцендентны и ужасны, но, в отличие от большинства современных представлений о божественном, они были далеки. Великих богов, которых скорее боялись и восхищались, чем любили, почитали и восхваляли как хозяев. Они могли проявлять доброту, но также были непостоянны и временами, как объясняется в мифологии, плохо принимали решения, что объясняет, почему люди страдают от таких трудностей в жизни.

Вообще говоря, боги жили в праздности и сне. В то время как люди были обречены на тяжелую жизнь, часто на маргинальное существование, небесные боги не работали. Человечество было создано, чтобы облегчить их бремя и обеспечить их ежедневной заботой и пищей. Таким образом, люди, а не животные, служили богам. Часто отчужденные, боги могут хорошо реагировать на подношения, но в любой момент могут также разозлиться и напасть на людей с местью, которая может привести к болезни, потере средств к существованию или смерти.

Клинописные таблички уже в третьем тысячелетии указывают на то, что боги были связаны с городами. Каждая община поклонялась божеству-покровителю своего города в главном храме. В Уруке поклонялись богу неба Ану и его дочери Инанне; Энлиль, бог земли, в Ниппуре; и Энки, владыка подземных пресных вод, в Эриду. Эта связь города с божеством прославлялась как в ритуалах, так и в мифах. Политическая сила города могла быть измерена выдающимся положением его божества в иерархии богов. Вавилон, второстепенный город в третьем тысячелетии, к древневавилонскому периоду стал важным военным центром, а его божество-покровитель, отмеченное в тексте середины третьего тысячелетия от Абу-Салабиха как занимающее почти последнее место среди богов, поднялось до стать главой пантеона, когда Вавилон достиг военного превосходства в конце второго тысячелетия.

Политические события повлияли на состав пантеона. С падением шумерской гегемонии в конце третьего тысячелетия вавилонская культура и политический контроль распространились по всей южной Месопотамии. В конце третьего тысячелетия до нашей эры шумерские тексты перечисляют примерно 3600 божеств. С падением шумерского политического могущества и возвышением династий амореев в конце третьего и начале второго тысячелетий религиозные традиции начали сливаться. Древние шумерские божества были поглощены пантеоном семитоязычных народов. Некоторые были понижены до подчиненного статуса, в то время как новые боги приобрели характеристики старых божеств. Шумерский бог Ан стал семитским Ану, а Энки стал Эа, Инанна стал Иштар, а Уту стал Шамашем. Поскольку у Энлиля, верховного шумерского бога, не было аналога в семитском пантеоне, его имя осталось неизменным. Большинство меньших шумерских божеств теперь сошли со сцены. В конце второго тысячелетия вавилонская история сотворения  Энума Элиш относится только к 300 небесным богам. В этом процессе связывания семитских богов с политическим превосходством Мардук превзошел Энлиля в качестве главы богов, и, согласно Энума Элиш , Энлиль дал Мардуку свое собственное имя, так что теперь Мардук стал «Владыкой мира». Точно так же Эа, бог подземных пресных вод, говорит о Мардуке в том же мифе: «Его имя, как и мое, будет Эа. Он обеспечит процедуры для всех моих офисов. Он возьмет на себя все мои команды.

Начиная со второго тысячелетия до нашей эры, вавилонские богословы классифицировали своих главных богов в иерархическом числовом порядке. Ану был представлен числом 60, Энлиль — 50, Эа — 40, Син, бог луны, — 30, Шамаш — 20, Иштар — 15, а Адад, бог бурь, — 6.

В то время как великим богам пантеона поклонялись жрецы на ритуалах в культовых центрах, простые люди не имели прямого контакта с этими божествами. В своих домах они поклонялись личным богам, которые считались божественными родителями и считались божествами, которые могли ходатайствовать за них, чтобы обеспечить здоровье и защиту их семей.

Демоны считались либо добрыми, либо злыми. Злые демоны считались агентами богов, посланными для выполнения божественных приказов, часто в качестве наказания за грехи. Они могли напасть в любой момент, принеся болезни, нужду или смерть. Lamastu — демоны были связаны со смертью новорожденных младенцев; гала — демоны могут входить в сны. Демоны могли включать злых призраков мертвых или духов, связанных со штормами. Некоторые боги играли благотворную роль в защите от демонических напастей. Считалось, что божество, изображенное с телом льва, головой и руками бородатого мужчины, отражает атаки демонов-львов. Пазузу, бог демонического вида с собачьим лицом и чешуйчатым телом, обладающий когтями и крыльями, мог принести зло, но мог также действовать как защитник от злых ветров или атак ламасту -демоны. Ритуалы и магия использовались для отражения как настоящих, так и будущих демонических атак и противодействия несчастьям. Демоны также были представлены как гибридные существа человека и животного, некоторые с птицеподобными характеристиками.

Хотя боги считались бессмертными, некоторые из них, павшие в божественной битве, должны были жить в Подземном мире вместе с демонами. «Земля невозврата» должна была быть найдена под землей и под пресноводным океаном. Там духи умерших ( gidim ) жили в полной темноте, не имея ничего, кроме пыли, и не имея воды для питья. Подземным миром правили Эреш-кигаль, его королева, и ее муж Нергал вместе со своим домом рабочих и администраторов.

Примерно с середины третьего тысячелетия до н.э. многие божества стали изображаться в человеческом обличии, отличавшимися от смертных размерами и наличием рогатых головных уборов. Статуи богов в основном делались из дерева, покрывались золотым листом и украшались украшенными одеяниями. Богиня Инанна носила ожерелье из лазурита и, согласно мифу «Сошествие Иштар в преисподнюю», была украшена изысканными украшениями. В текстах упоминаются сундуки, собственность бога, наполненные золотыми кольцами, подвесками, розетками, звездами и другими видами украшений, которые могли украшать их одежду. Статуи не считались настоящими богами, но считались пронизанными божественным присутствием. Будучи похожими на людей, их мыли, одевали, кормили и поили, а также снабжали богато украшенной спальней.

Божества также могли быть представлены символами или эмблемами. Некоторые божественные символы, такие как кинжал бога Ашура или сеть Энлиля, использовались при присяге для подтверждения заявления. Божественные символы появляются на стелах и нару (пограничных камнях), представляющих богов и богинь. Мардук, например, божество-покровитель Вавилона, символизировался лопатой с треугольным наконечником; Набу, покровитель письменности, клинописью; Грех, бог луны, имел своим символом полумесяц; а Иштар, богиня неба, изображалась в виде розетки, звезды или льва.


Цитата

Спар, Ира. «Месопотамские божества». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/deit/hd_deit.htm (апрель 2009 г.)

Дополнительное чтение

Блэк, Джереми и Энтони Грин. Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь . Лондон: издательство Британского музея, 19.92.

Коллон, Доминик. Первые впечатления: цилиндрические печати на древнем Ближнем Востоке . Лондон: Публикации Британского музея, 1987.

.

Финкель, Ирвинг Л. и Маркхэм Дж. Геллер, ред. Шумерские боги и их изображения . Гронибнген: STYX Publications, 1997.

.

Оппенгейм, А. Лео. Древняя Месопотамия: портрет мертвой цивилизации . Изд. ред. Эрика Райнер. Чикаго: University of Chicago Press, 1977.

.
Дополнительные эссе Иры Спар
  • Спар, Ира. «Месопотамские мифы о сотворении мира». (апрель 2009 г.)
  • Спар, Ира. «Истории наводнения». (апрель 2009 г.)
  • Спар, Ира. «Гильгамеш». (апрель 2009 г.)
  • Спар, Ира. «Боги и богини Ханаана». (апрель 2009 г.)
  • Спар, Ира. «Истоки письменности». (октябрь 2004 г.)

Боги и богини Ханаана | Эссе | Метрополитен-музей

В 1928 году фермер, копавший землю на своем поле на северо-западе Сирии, случайно обнаружил древнюю гробницу. Гробница была частью кладбища, расположенного в районе древнего города Угарит, центра богатства и торговли примерно с 1450 по 1180 год до н. э. Французские археологи, работавшие на этом месте, обнаружили остатки двух храмов, дворца и частных домов, а также две библиотеки древних глиняных табличек, написанных в основном на угаритском алфавите, основном языке города. Другие тексты были написаны на шумерском, аккадском и хурритском языках. Переводы угаритских литературных текстов дали первое представление о религии хананеев, известной прежде в основном со страниц Библии.

Угаритские мифологические таблички описывают деятельность главных богов и богинь ханаанского пантеона. Хотя единой государственной теологии не существовало, главные боги отражают местные географические заботы о плодородии земли и важности воды, а также об отношениях с небом и подземным миром. Считалось, что вселенной правят в тандеме старший бог Эль и главный бог-воин Ваал, окруженные советом божеств и более низким уровнем сопутствующих богов. В божественный совет входило старшее поколение бога Эль и его жена Афират, известная в Библии как Ашера, а также более молодая группа фигур, в которую входили бог войны Ваал и богини войны Анат и Астарта. Среди сил разрушения были Ямм, бог моря (также известный как Нахар, река), и Мот, бог смерти, а также горения (Решеф) и мора (Дебер), бог, описанный в Библии (Аввакум 3). ). Всего в угаритских текстах записано более 234 божеств, и считалось, что эти боги, в отличие от людей, имеют вечную жизнь.

Бог Эль считался старшим, «седобородым» верховным божеством. Он был богом-творцом, отцом богов и человечества и богом мудрости. Его считали добродушным, благодетельным существом. Несмотря на то, что он описывается как создатель, в угаритской литературе нет истории сотворения библейского типа. Обитель Эль находится на краю мира, у «истока двух рек», в месте, где встречаются воды неба и земли.

Эль часто ассоциируется с эпитетом «бык», указывающим на силу и, возможно, достоинство. Его культу не посвящен ни один храм, и его изображение не может быть четко идентифицировано среди раскопанных рельефов и статуй. Маленькие человеческие фигуры в тяжелых одеждах, сидящие на стульях с высокой спинкой и одетые либо в головные уборы, похожие на кепки, либо в высокие конические короны, часто идентифицируются как Эль. Недавние археологические находки показывают, что это изображение может представлять либо неизвестного в настоящее время бога, либо обожествленного царя.

В стране, зависящей от поддерживающего жизнь дождя, Баал был одновременно богом-воином и богом бури, приносящим плодородие. Ваал восседал на горе Цафон, отождествляемой с Джебель-Акрой, самой высокой горой в Сирии, расположенной в 25–30 милях к северу от Угарита. Активное, могущественное божество Ваал изображен на стеле из белого известняка высотой 1,42 метра, которая сейчас находится в Лувре. Бог Ваал, возвышающийся над стелой, изображен в профиль с правой ногой, поставленной впереди левой. Он носит рогатый шлем, символ власти и силы. В классической египетской позе поражения его правая рука поднята над головой с булавой в руке, как будто он собирается ударить врага. В левой руке он держит и твердо втыкает в землю большое копье с растительной формой, выходящей из вершины оружия. Копье символизирует контроль божества над силами природы. Под землей волнообразные линии представляют море, врага Ваала. На пьедестале стоит небольшая фигурка, изображающая царя в одежде жреца. Фигура и ее пьедестал покоятся чуть ниже кинжала бога в ножнах, подвешенного к его поясу. Стела иллюстрирует ханаанскую концепцию божественного царствования, согласно которой бог-воин защищает человечество от разрушительных сил природы.

Найденная в Угарите история о завоевании Ваалом моря описана в эпическом цикле из шести табличек. После довольно неясного открытия бог Ямм (Море) посылает сообщение божественному собранию, требуя, чтобы Ваал сдался. Эль, стареющее главное божество, соглашается на просьбу. Он требует, чтобы Ваал сдался посланникам Ямма. Но Баал сопротивляется. При поддержке и помощи Котар-ва-Хасиса, бога-ремесленника, Баал вступает в битву с Морем. Он бьет Ямма своей булавой и побеждает его.

После победы Анат, дочь Эль, которую также называют сестрой Баала, впадает в ярость и убивает врагов-людей, предположительно объединившихся против Баала. После этого Ваал продолжает строительство великолепного царского дворца на своей священной горе. Ремесленник Котар-ва-Хасис предполагает, что во дворце есть окна, но Баал не соглашается, так что Ямм/Нахар не может войти незаметно. Кедры привозят из Ливана вместе с серебром, золотом и драгоценными камнями, чтобы украсить дворец. Когда строительство закончено, все божества празднуют большой пир. После этого Баал побеждает всех своих врагов на прилегающих территориях, чтобы сформировать для себя империю. Теперь, полный победы, Ваал посылает гонца к Моту, сыну Эль и правителю подземного мира, чтобы объявить о своем царстве. Но Мот в своем ответе переворачивает столы против своего противника и приглашает его прийти в Преисподнюю. Когда Ваал принимает и спускается, он попадает в тиски смерти, что приводит к прекращению дождя. Анат, сестра Баала и богиня охоты и войны, отправляется на его поиски. Найдя его в царстве мертвых, она противостоит Моту, нападает на него с ножом и вилкой и сжигает его тело, которое затем съедают птицы. Теперь спасенный, Баал снова занимает свое место на царском троне. Но Мот оживает, и два небесных гиганта сражаются. Наконец, Мот капитулирует и объявляет Баала законным правителем космоса.

Миф, повествующий о победе Ваала над его космическими врагами, одновременно прославляет институт божественного человеческого царствования и объясняет, что правление царя-воина необходимо для наведения порядка как на земле, так и в небесной обители. Он также дает мифологическое объяснение смены времен года от урожая до зимы, времени, когда Ваал спускается в Подземный мир и плодородие прекращается.


Цитата

Спар, Ира. «Боги и богини Ханаана». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cana/hd_cana.htm (апрель 2009 г.)

Дополнительное чтение

Корнелиус, Изак. Иконография ханаанских богов Решефа и Баала: периоды поздней бронзы и железного века I (ок. 1500–1000 гг. до н. э.) . Фрибург: University Press, 1994.

. День

, Джон. Яхве, боги и богини Ханаана . Шеффилд: Sheffield Academic Press, 2000.

Смит, Марк С. Угаритский цикл Ваала, том. 1, Введение с текстом, переводом и комментариями КТУ 1.1–1.2. . Лейден: Брилл, 1994.

.

Смит, Марк, С. Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000.

.

Торн, Карел ван дер, Боб Бекинг и Питер ван дер Хорст, ред. Словарь божеств и демонов в Библии . Лейден: Брилл, 19 лет.95.

Дополнительные эссе Айры Спар
  • Спар, Ира. «Месопотамские мифы о сотворении мира». (апрель 2009 г.)
  • Спар, Ира. «Истории наводнения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *