Карта сайта
- Размер:
- A
- A
- A
- Цвет:
- C
- C
- C
- Изображения
- Вкл.
- Выкл.
|
|
Мифологические модели мира реферат по искусству и культуре | Сочинения Изобразительное искусство
Скачай Мифологические модели мира реферат по искусству и культуре и еще Сочинения в формате PDF Изобразительное искусство только на Docsity! Содержание Введение 3 1. Общее понятие мифа и мифологии 5 2. Мировое древо, как модель древней вселенной 9 2.1 Понятие модель мира 9 2.2 Древняя модель мира 9 3. Мифологическая модель мира 15 3.1 Римская космогония15 3.2 Структура мира 16 3.3 Римская эсхатология 19 4. Пространственная модель мира в германо-скандинавской мифологии 22 Список использованной литературы 24 Введение Мифы это античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев — поэтические, наивные, нередко причудливые. Модель мира в мифологии — описание взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека (коллектива) в мифологизированном космосе. Универсально распространенный способ описания мира в архаических традициях — система фундаментальных противопоставлений: пространственных (верх и низ, левый и правый, восток и запад небо и земля, дом и лес и т. д.), временных (день — ночь, лето — зима и т. д. ), абстрактных (чет — нечет) и др., в конечном итоге воплощающих благоприятные и неблагоприятные для коллектива явления: жизнь — смерть, счастье — несчастье, добро и зле. космос и хаос. В диахроническом аспекте Модель мира описывает переход от хаоса к космосу и от времени мифического, эпохи первотворения, к времени историческому. Взаимодействие диахронических и синхронических описаний порождало сложные классификационные Модели мира: примером может служить китайская мифология, в которой пять мифических государей воплощали центр и 4 стороны света. Божеством центра и созвездий центральной части неба считался Хуан- ди, его помощник — бог земли Хоу-ту, цвет — желтый; Хуан-ди — покровитель храма солнца; божество востока (и восточной части неба) — Тай-хао (Фуси), его помощник — зеленый дух дерева Гоу-ман, ему подвластны громовержец Лвй-гун и дух ветра Фэн-бо, его цвет — зеленый, бог юга — Янь-ди, его помощник — красный дух огня Чжу-жун; бог запада — Шао-хао, его помощник — белый дух Жу-Шоу; бог севера — Нжуапъ- фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами — пожирателями людей, космос — мировым древом или живым Великаном, родоплеменные предки — существами двойной — зооморфной и антропоморфной — природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями. В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения. Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической модели мира. Мифическое время есть время «начальное», «раннее», «первое», это «правремя», время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, «время сновидений» (по терминологии некоторых австралийских племён» то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий. Реальные достижения культуры, формирование социальных отношений в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводятся к однократным актам творения. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герой одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны — как бы теоретическую и практическую — того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника. Категория мифического времени особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный «золотой век» или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации. В принципе, миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос. Впоследствии, в эпических памятниках мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т. п. В мифологиях, связанных с высшими религиями, мифическое время преобразуется в эпоху жизни и деятельности обожествлённых пророков, основателей религиозной системы и общины. Наряду с временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, о конце мира (эсхатологические мифы). Возникают «биографии» богов и героев, описывается их жизненный цикл и главные подвиги и т. п. Однако мифическое время остаётся основной категорией мифа, также как мифы творения и мифы объяснительные (этиологические) являются важнейшим, наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами. С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования.2. 2 Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский — М.:’Советская энциклопедия’, 1990 г.- с. 634-635 Рис. 2. Горизонтальная проекция мира древнего человека Рис. 3. Мандала – индо- тибетская модель мира Вместе с тем, две зоны древнего Космоса, выше и ниже зоны жизнеобитания человека, не были ему доступны. Он не мог подняться в небо, к солнцу и не мог спуститься под землю, в загадочную тьму. Поэтому верхнюю, светлую зону мира, древний человек населил высшими, справедливыми богами, а нижнюю, темную, в которую уходили его предки, он отдал богам Преисподней, Царству мертвых. Но вся эта пространственная ориентация могла осуществляться только при наличии Священного центра обжитого человеком Космоса, через который и проходила вертикальная ось мировой модели, соединяя собой все три священные зоны и кратчайшим путем связывая человека с Небом и Творцом. Например, в священной книге древнеиранцев-зороастрийцев Авесте верховный бог Ахура Мазда велел первочеловеку Йиме построить квадратный загон – Вару – как жилье для людей и животных, а внутри Вары, по кругу, развести пылающий огонь. Тем же Ахуро Маздой была построена страна — Варена, имеющая четырехугольную форму с кругом в центре, ставшая впоследствии родиной Траэтоны, первого героя древнеиранского мира, зафиксированного у скифов как Таргитай. Аналогом иранской «квадратной Вары» выступает Асгард, город асов, светлых богов скандинавской мифологии, т.е. место обитания сил блага и относительного бессмертия. Асгард, по преданию, будет утрачен в конце золотого века, как исчезнет и Вара, город асуров, к которым принадлежал Йема, но они возродятся с окончательной гибелью мирового зла . В знаменитом древнеиндийском трактате о политике, так называемой «Артхашастре» Каутильи, боги отделяют упорядоченную территорию, находящуюся под их покровительством, от внешнего мира, где властвуют силы Хаоса (противники богов и противники царя). Пространство воспринимается как неоднородное и внутри государственных границ – наиболее сакральным является Центр (столица), а в столице – царский дворец. Согласно тем же предписаниям, город, как правило, представляет квадрат, четко ориентированный по сторонам света. Примечательно, что и древний Рим носил название «Roma guadrata», с обозначенным круглым центром – «mundus», что говорит о протоиндоевропейском истоке этой мироустроительной идеи (рис. 3, а). Рис. 3a. Архаическая горизонтальная проекция мира отображенная в христианской культуре: раннесредневековая карта мира, изображение Христа, план христианского храма Подтверждение этой (общей для индоевропейцев) мироустроительной структуры мы находим и в кочевом скифском мире. По утверждению древнегреческого историка Геродота, территория Скифии воспринимается как четырехугольник, а ее священное место – Эксампей, куда упали золотопылающие дары богов (ср. с пылающим очагом Йимы), находилось, по версии Геродота, в центре этого четырехугольника. Далекие параметры древнего мироустройства воспроизвела и осетинская народная традиция, причем в реальном пространстве горного селения Лац (Северная Осетия). Здесь зафиксировано предание о том, что по повелению эпических нартов, первопоселенцев Лаца, вертикально стоящие с четырех сторон вокруг селения камни-цырты были принесены и установлены великанами-уаигами (символ Хаоса). Камни обозначали границы селения, которые уаигам было запрещено переступать. Подчиняясь нартам, силы Хаоса организовали для человека защищенное, обитаемое пространство – Космос, за границы которого жителям Лаца не рекомендовалось выходить без охранительной магии, чтобы не попасть к великанам. При этом, если дополнить пространственные параметры осетинского селения (квадрат) расположенным в нем общественным центром — Ныхас (круг), представлявшимся народному сознанию как священное круглое соборное пространство, то мы получим в существующей топографической реальности древнейшую индоевропейскую модель организованного Космоса (рис. 4, а, б). Рис. 4. Киргизский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму Рис. 4а. Осетинский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму Рис. 4б. Дагестанский традиционный орнамент представляющий собой древнюю космограмму Эти космоустроительные категории помогали древнему человеку воспринимать и свой земной дом, и могилу, и дворец правителя, и храм, и город, и государство – как, в принципе, однотипные структуры, ведь каждая из них воспроизводила в тех или иных размерах и формах уже знакомую нам древнюю модель мироздания. Но чтобы перевести геометрический символ в понятный образ, древний человек привел параметры своей модели мира в соответствие с понятными ему образами мира – горы, дерева, тела человека или животного. Эти символические объекты продолжали отражать в своей структуре космосвязь Неба и Земли и, главное, с их помощью легко можно было продемонстрировать единообразие троичной модели мира в «зонах сущностью. Во всех мифологиях оно рассматривалось как «ось мира», связывавшая три уровня его модели. Со временем воплощением «мирового центра» становятся храмы, посвящённые римским божествам, а ещё позже эту роль приобретает сам город Рим. Не случайно Рим основан на семи холмах. Холм, или гора—это также «мировая ось», мистический характер которой выражен сакральным числом «семь». 3.2 Структура мира Как и в других мифологических системах, мир римской мифологии имеет «трёхъярусное» устройство. Он включает земной мир (центром которого был сам Рим), мир небесный и подземное царство (или царство мертвых). Важное место в системе мифа принадлежит его центру. Таким местом был римский храм, возводившийся на месте пересечения божественного (верхнего), наземного (человеческого) и подземного миров. Центром или «осью» мира был сам город Рим. Когда готовились к его строительству, проводили вокруг будущего города борозду (лат. mundus). Такая борозда также считалась местом соединения трёх миров. Об этом пишет Варрон: «Когда mundus открыт, значит, печальным божествам из преисподней ворота открыты». Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей. Иерархия богов венчалась царём — Юпитером. Наиболее почитаемые боги именовались «отцами», имели своих «слуг» и «весталок», обслуживавших их очаг. Боги делились на небесных, богов людей и подземного мира. При этом одни и те же боги, (например, Юпитер, Диана, Меркурий) могли действовать во всех трёх мирах. Миры богов, людей и мёртвых были разграничены. Существовали понятия, выражавшие особые права богов (fas), отличные от прав людей (ius) и властителей царства мёртвых. Так, маны, его обитатели, впускались в мир живых людей лишь три раза в году. Вместе с тем, между этими тремя мирами существовала устойчивая связь. Так, люди не начинали не одного важного дела, не узнав, как к этому отнесутся боги. С этим была связана сложная наука предсказаний, которой занимались авгуры и гаруспики, читавшие волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, ударам молнии. Мистическое значение придавалось всевозможным необычным событиям, например, рождению у людей или животных уродцев, появлению в городе волков, на небе—комет, на статуях богов влаги и т. п. Большую роль в определении воли богов играли связанные с культом аполлона Сивиллины книги. По преданию, царь Тарквиний Гордый купил за большие деньги у пророчицы Сивиллы тексты, содержавшие стихотворные туманные изречения. Эти тексты были переданы на хранение специальной жреческой коллегии. Непосвящённые не имели к ним доступа. В случае особых знамений жрецы по специальному постановлению сената обращались к этим текстом, ища в них указаний, как надлежит действовать. Боги не только обитали на небе, но присутствовали среди людей. Считалось, что богов противника с помощью специальной формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. Таким путём Римский пантеон пополнился за счёт богов соседних италийских племен, с которыми римляне постоянно воевали. Очень древний пласт римской мифологии был связан с сакрализацией природы, поскольку считалось, что боги незримо присутствуют в её явлениях, либо сами растения и животные таинственно связаны с миром богов. Здесь нашли своё «убежище» архаические фетишистские, тотемистические и анимистические представления. Почитание деревьев и рощ играло значительную роль в римской мифологии. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались жертвоприношения. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались следующие: смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу — оружие и доспехи убитого им царя. С лесом связаны Фавн и Сильван – древнейшие персонажи римской мифологии. С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий. Характерными в этом отношении являются образы Фонса и Ютурны. Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах – орле, дятле и волке. Волку был посвящён ритуал луперкалий, о котором речь пойдёт позже. Первоначально луперкалии представляли собой «волчьи праздники». Волкам в Риме приписывались чудесные свойства, магическая сила. Римляне верили в возможность взаимного превращения людей и волков. К древнейшей основе восходят мифы и легенды о «культурных героях». В римской мифологии это, как правило, цари. Сами культурные герои появляются на свет в результате «сакральных браков». Так по легенде от брака бога Марса и весталки Реи Сильвии родился Ромул – основатель Рима. Подобным образом родился Сервий Тулий и другие персонажи. В римской мифологии существовала иерархия культов божеств, отражавшая иерархию современного общественного устройства. Своих богов имели отдельные сословия (Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), профессии (Меркурий у торговцев, Минерва у художников, писателей, учителей). С богами был неразрывно связан любой коллектив. Каждый член фамилии должен был участвовать в её культе, переходя в другую фамилию (например, в результате брака) он принимал новый культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим встал во главе Латинского союза, он принял культы его города — 23 сентября — стала рассматриваться как отправная точка той Вселенной, чьё существование Август спас и лик которой полностью изменил. Позже была высказана мысль о том, что Рим будет обновляться регулярно, существуя вечно. Таковы особенности римской эсхатологии, составляющей важнейшую часть той символической картины мира, центром которой был сам город Рим. 4. Пространственная модель мира в германо-скандинавской мифологии Пространственная «модель мира» скандинавской эддической мифологической системы включает «горизонтальную» и «вертикальную» проекции (переход от одной к другой предполагает некоторые трансформации). Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Етунхейм), населённой великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану, где живёт чудовище Ермунганд (его второе имя — змей Мидгарда — указывает на то, что змей был первоначально элементом позитивной системы — опорой земли). Это противопоставление раскрывается как оппозиция центра и периферии, внутреннего и внешнего (особенно Мидгард и Утгард), «своего» и «чужого», «культуры» и «природы». Кроме того, страна великанов маркирована как находящаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизирован (как и во многих других мифологиях, в частности у финнов и народов Сибири), на севере также локализуется царство мёртвых — Хель (которое, впрочем, отчётливей и ярче выступает в вертикальной космической проекции). К обеим проекциям относится мотив четырёх карликов-цвергов, носящих имена четырёх стран света (Аустри, Вест-ри, Нордри, Судри), поддерживающих небо по углам. Основу вертикальной космической проекции составляет Мировое Древо — ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный «рай» для павших воинов — Вальхалла, а главное — с подземным миром, где находится царство мёртвых — Хель («низ» и «север», как сказано, отождествляются) и разнообразные водные источники. Можно даже сказать, что Хель является тем центром, в точке которого совпадают горизонтальная и вертикальная картины мира. Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство мёртвых для избранных (Вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соответственно — небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн — две категории богинь судьбы. В первой песни «Старшей Эдды» «Прорицание вёльвы» вёльва (провидица) вспоминает «девять миров» (девять — условное постоянное число в скандинавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней (так что можно даже предположить, что речь идёт о множестве мифических дерев), но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инеистым великанам (хримтурсам) и Хель. В более поздней редакции «Младшей Эдды» чёткость вертикальной проекции смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великанами — ётунами, живущими на краю земли. В вертикальной схеме с различными уровнями «древесной» космической модели сопоставлена «зооморфная» серия. Орёл на верхушке, змей Нидхёгг у корней, четыре оленя (возможно, ранее соотносимые с частями света), поедающие листья ясеня Иггдрасиля,— на среднем уровне. Нидхёгг в известном смысле эквивалентен Ермунганду (в горизонтальной проекции), так же как подземные источники и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на Вальхалле, ствол дерева и источники у корней объединены в вертикальной схеме циркулированием священного мёда, как источника жизненного обновления и магических сил. Белка, снующая по дереву, является своеобразным посредником между «верхом» и «низом». Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом Мирового Древа.
Греческая мифология | Боги, рассказы и история
Exekias: греческая амфора с изображением Ахиллеса, убивающего Пентесилею
Просмотреть все медиа
- Похожие темы:
- нимфа Эгей Алкмена Ахиллесова пята Акрисий
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кто является одним из главных персонажей греческой мифологии?
Греческий миф принимает множество форм, от мифов религиозного происхождения до народных сказок и легенд о героях. Что касается богов, греческий пантеон состоит из 12 божеств, которые, как говорят, проживали на горе Олимп: Зевс, Гера, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Деметра, Дионис, Гефест, Гермес и Посейдон. (В этот список иногда также входят Аид или Гестия). Другие главные фигуры греческого мифа включают героев Одиссея, Орфея и Геракла; Титаны; и девять муз.
Греческая религия
Узнайте больше о древнегреческой религии, которая отличается от греческой мифологии, но тесно связана с ней.Какие основные произведения греческой мифологии?
Одними из наиболее важных и известных произведений греческой мифологии являются эпические поэмы Гомера: Илиада и Одиссея . В них изложены многие характеристики олимпийских богов и известных героев. Наиболее полным и важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода, включающая также народные сказки и этиологические мифы. Гесиод также написал « трудов и дней », эпическую поэму о сельскохозяйственных искусствах, включающую элементы мифа.
Подробнее ниже: Источники мифов: литературные и археологические
Гомер
Подробнее о Гомере.Когда зародилась греческая мифология?
Трудно сказать, когда зародилась греческая мифология, поскольку считается, что она восходит к многовековой устной традиции. Вполне вероятно, что греческие мифы произошли от историй, рассказанных в минойской цивилизации Крита, которая процветала примерно с 3000 по 1100 год до нашей эры.
Подробнее читайте ниже: Источники мифов: литературные и археологические
Минойская цивилизация
Подробнее о минойской цивилизации.Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Греческая мифология , свод историй о богах, героях и ритуалах древних греков. То, что мифы содержали значительный элемент вымысла, признавали наиболее критично настроенные греки, такие как философ Платон в V–IV веках до н. э. В целом, однако, в народном благочестии греков мифы рассматривались как правдивые рассказы. Греческая мифология впоследствии оказала большое влияние на искусство и литературу западной цивилизации, которая унаследовала большую часть греческой культуры.
Откройте для себя мифологию, легенды и сказки Древней Греции
Посмотрите все видео к этой статьеХотя люди всех стран, эпох и этапов цивилизации создали мифы, объясняющие существование и действие природных явлений, рассказывают о деяниях богов или героев, или стремятся оправдать социальные или политические институты, мифы греков остались непревзойденными в западном мире как источники творческих и привлекательных идей. Поэты и художники с древних времен до наших дней черпали вдохновение в греческой мифологии и обнаруживали современное значение и актуальность классических мифологических тем.
Источники мифов: литературные и археологические
Греческий историк V века до н. э. Геродот заметил, что Гомер и Гесиод придали олимпийским богам их знакомые черты. Мало кто сегодня воспримет это буквально. В первой книге «Илиады» сын Зевса и Лето (Аполлон, строка 9) так же легко идентифицируется греческим читателем по отчеству, как и сыновья Атрея (Агамемнон и Менелай, строка 16). В обоих случаях ожидается, что аудитория будет знать мифы, предшествовавшие их литературному воплощению. Мало что известно о том, что греки относились к Гомеру или любому другому источнику греческих мифов просто как к развлечению, в то время как есть выдающиеся греки от Пиндара до поздней Стои, для которых мифы, и в частности гомеровские, настолько серьезны, что требуют боудлеризации или аллегоризации.
Наиболее полным и важным источником мифов о происхождении богов является Теогония Гесиода (ок. 700 г. до н.э.). Упомянутые выше сложные генеалогии сопровождаются сказками и этиологическими мифами. В «Трудах и днях » некоторые из них представлены в контексте календаря фермера и обширных разглагольствований на тему справедливости, адресованных, возможно, вымышленному брату Гесиода Персею. Ортодоксальный взгляд рассматривает эти два стихотворения как совершенно разные по теме и трактует Труды и дни как теодицея (естественная теология). Однако можно рассматривать эти два стихотворения как диптих, где каждая часть зависит от другой. Теогония провозглашает личности и союзы богов, в то время как Труды и дни дают советы о том, как лучше всего преуспеть в опасном мире, а Гесиод настаивает на том, что самый надежный, хотя и не верный, путь — это быть справедливым.
Прочие литературные произведения
Фрагментарные постгомеровские эпосы разной даты и автора заполнили пробелы в описаниях Троянской войны, записанных в Илиада и Одиссея ; так называемые гомеровские гимны (более короткие сохранившиеся стихотворения) являются источником нескольких важных религиозных мифов. Многие лирики сохранили различные мифы, но особенно богаты мифами и легендами оды Пиндара Фивского (расцвет 6—5 вв. до н. э.). Произведения трех трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида, все V в. до н. э., — отличаются разнообразием сохраняемых ими традиций.
В эллинистические времена (323–30 гг. до н. э.) Каллимах, поэт и ученый из Александрии, живший в III веке до н. э., записал множество малоизвестных мифов; его современник, мифограф Евгемер, предположил, что боги изначально были людьми, и эта точка зрения известна как эвгемеризм. Аполлоний Родосский, другой ученый III века до н. э., сохранил наиболее полный отчет об аргонавтах в поисках Золотого руна.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В период Римской империи География Страбона (1 век до н.э.), Библиотека псевдо-Аполлодора (приписывается ученому 2 века н.э.), Греческий биограф Плутарх и работы Павсания, историка 2-го века н. э., а также латинских генеалогий Гигина, мифографа 2-го века н.э., предоставили ценные источники на латыни более поздней греческой мифологии.
Археологические открытия
Открытие микенской цивилизации Генрихом Шлиманом, немецким археологом-любителем 19-го века, и открытие минойской цивилизации на Крите (от которой в конечном итоге произошла микенская) сэром Артуром Эвансом, археологом 20-го века английского археолога, необходимы для понимания развития мифов и ритуалов в греческом мире в 21 веке. Такие открытия пролили свет на аспекты минойской культуры примерно с 2200 по 1450 г. до н.э. и микенской культуры примерно с 1600 по 1200 г. до н.э.; за этими эпохами последовали темные века, которые длились примерно до 800 г. до н. э. К сожалению, свидетельства о мифах и ритуалах в микенских и минойских поселениях совершенно монументальны, потому что линейное письмо Б (древняя форма греческого письма, встречающаяся как на Крите, так и в Греции) в основном использовалось для инвентаризации.
Геометрические рисунки на глиняной посуде 8 века до н.э. изображают сцены из троянского цикла, а также приключения Геракла. Однако крайняя формальность стиля значительно затрудняет идентификацию, и нет никаких надписей, сопровождающих рисунки, чтобы помочь ученым в идентификации и интерпретации. В последующие архаический (ок. 750–500 гг. до н. э.), классический (ок. 480–323 гг. до н. э.) и эллинистический периоды гомеровские и различные другие мифологические сцены, по-видимому, дополняют существующие литературные свидетельства.
Мифы и легенды Руководство для курсовой работы
Студенческий ресурс
Вдохновитесь мифами и легендами или создайте свои собственные!
Парвиз Танаволи
Тейт
© Парвиз Танаволи
На протяжении сотен лет художники вдохновлялись мифами и легендами при создании произведений искусства. Они изображали сцены из древнегреческой мифологии, исследовали мрачные народные сказки в кровавых подробностях и даже создали свой собственный набор персонажей!
Классическая мифология
Вы когда-нибудь ходили по художественной галерее или музею и видели стены и стены старых темных картин, изображающих застывшие сцены из классической мифологии? Не позволяйте им оттолкнуть вас! Истории — а также герои, боги и монстры — из древнегреческой и римской мифологии могут дать богатые и захватывающие идеи для искусства.
Драма и рассказывание историй
J.M.W. Тернер рисует атмосферные пейзажи для историй из классической мифологии. Впечатляющие горы и драматические небеса создают фон для сражений между героями и монстрами.
Франк Ауэрбах сделал наброски картины итальянского мастера Тициана под названием
Тициан Вакх и Ариадна 1522–23 Национальная галерея, Лондон
Ауэрбах превращает фигуры, деревья и облака оригинальной картины в серию выразительных линий и жестов. Они передают движение и энергию картины Тициана, а также страсть истории.
Хелен Чедвик
Труды VIII (1986)
Тейт
© Поместье Хелен Чедвик
Хелен Чедвик
Труды I (1986)
Тейт
© Поместье Хелен Чедвик
Художница Хелен Чедвик использовала миф о «Двенадцати подвигах Геракла» в качестве вдохновения для своей серии фотографий Подвиги 1986. В классической мифологии Геракл (более известный под своим двенадцать сложных заданий в наказание за убийство жены и сына. (Изначально было десять заданий, но позже были добавлены еще два.) Задания — или труды — включали в себя такие вещи, как убийство девятиголовых монстров. «Работы» Хелен Чедвик — это десять фотографий, представляющих десять ключевых этапов ее развития от рождения до тридцати лет (когда она создала работу). Этапы ее жизни представлены десятью геометрическими скульптурами. Они основаны на повседневных предметах, которые были лично значимы для нее. На фотографиях Чедвик взаимодействует со скульптурами, иногда поднимая их, а иногда баюкая.
Боги, герои и чудовища
Помимо историй из классической мифологии, ее боги, герои и чудовища могут стать богатым источником вдохновения.
Фрэнсис Бэкон черпал вдохновение из греческой мифологии для создания некоторых искривленных и истерзанных монстроподобных форм на своих картинах. В «Три фигуры» и «Портрет» 1975 г. птичья форма на переднем плане с рычащим человеческим ртом связана с Фуриями — грозными существами из греческой мифологии.
Взгляните на другие монстры и персонажи из классической мифологии в искусстве и на самые разные способы их изображения художниками.
Минотавр
Ричард Паттерсон
Раскрашенный минотавр (1996–1997)
Тейт
© Ричард Паттерсон
В греческой мифологии Минотавр — существо с телом человека, головой и хвостом быка. Он жил в центре лабиринта (сложная лабиринтная конструкция).
Нарцисс
Сальвадор Дали
Метаморфозы Нарцисса (1937)
Тейт
© Сальвадор Дали, Фонд Гала-Сальвадор Дали/DACS, Лондон, 2022
Мэт Коллишоу
Нарцисс (1990)
Взято из частной коллекции 2000
© Мэт Коллишоу / Bridgeman Images 2022
Люсьен Фрейд
Нарцисс (1948)
Тейт
© Архив Люсьена Фрейда / Bridgeman Images 2022
Нарцисс был охотником и был известен своей красивой внешностью. Он также был горд тем, что был таким красивым. Он презирал и жестоко отвергал людей, которые влюблялись в него, оставляя их с разбитым сердцем и заставляя некоторых из них покончить с собой. Но Нарцисс был наказан за свое тщеславие. На охоте он выпил воды из лужи, увидел свое отражение и глубоко влюбился – в себя. Когда он понял, что его любовь не может быть возвращена (отражением), он растаял от огня страсти внутри него.
Венера / Афродита
Дэвид Джонс
Афродита в Авлиде (1940–1941)
Тейт
© Поместье Дэвида Джонса / Bridgeman Images
Микеланджело Пистолетто
Венера в лохмотьях (1967, 1974)
Тейт
© Микеланджело Пистолетто
Венера — римская богиня любви, секса и желания. (Афродита — греческая версия богини любви.)
Исследуйте другие произведения искусства о классических существах и монстрах
Исследуйте другие произведения искусства о классических богах и героях
Легенды и народные сказки
Существуют всевозможные мифы, легенды и народные сказки. Часто они являются частью фактов, а частью выдумкой. В каждой культуре есть свои легенды и фольклор. Некоторые художники также создали свои собственные легенды и персонажей, чтобы рассказывать истории.
Легенды о короле Артуре
Художники-прерафаэлиты, такие как Эдвард Бёрн-Джонс и Данте Габриэль Россетти, были очарованы средневековой жизнью, искусством и культурой. Они чувствовали, что искусство эпохи Возрождения и интерес к классической культуре подавили творческий потенциал и чувства более ранних стилей искусства. Они обратились к средневековому искусству за вдохновением, а к средневековой литературе и легендам — за предметами. В их произведениях фигурируют легенды о короле Артуре и его рыцарях.
Сказки
Сказки — это разновидность легенд. Хотя обычно кто-то их записывает (Большинство известных сказок написали Ганс Христиан Андерсен и братья Гримм), они часто основаны на традиционных сказках или фольклоре. Они содержат элементы правды и, как правило, моральное послание. У них, как правило, счастливый конец. (Злодеи обычно получают по заслугам!)
Джоан Джонас
Можжевельник (1976 г., реконструирован в 1994 г.)
Тейт
© Джоан Джонас
Художница Джоан Джонас увлечена мифами и легендами. Ее инсталляция Можжевельник вдохновлена сказкой братьев Гримм. Но она не изображает сцены из рассказа:
Когда я начал использовать истории с Можжевеловое дерево , которая является историей братьев Гримм, был непрерывный голос, рассказывающий историю, и я работал против него. Я не иллюстрирую истории, но я представляю их и реагирую на них — нахожу способы сделать свой собственный язык по отношению к истории.
Джоан Джонас
В инсталляцию включены реквизит, реликвии, видеопроекции, картины и рисунки, а также предметы одежды и конструкции, использовавшиеся в последней версии спектакля.
Паула Рего
Он (1996)
Тейт
© Паула Рего
Паула Рего
Потоп (1996)
Тейт
© Паула Рего
Паула Рего очарована народными сказками и сказками и часто ссылается на португальские сказки и фольклор в своих работах. Она также сделала серию гравюр, основанных на историях о ведьмах Пендл, а также серию картин, основанных на португальских сказках.
Узнайте больше о интерпретациях сказок в печатном портфолио «Дом сказок».
Мифы и легенды со всего мира
Французский художник-постимпрессионист Поль Гоген переехал из Франции на Таити в 1895 году. Он хотел сбежать из современной жизни в Европе и жить в культуре, которую он считал более простой. Вдохновленный пейзажем и образом жизни, он часто включал в свои картины богов и истории из полинезийской мифологии.
Художник Марк Шагал использует мифологию и русский фольклор в качестве темы для многих своих красочных, сказочных работ.
Парвиз Танаволи
Лев и Меч (2009)
Тейт
© Парвиз Танаволи
Парвиз Танаволи
Поэт и птица (1974)
Тейт
© Парвиз Танаволи
Парвиз Танаволи разработал визуальный язык, основанный на иранской традиционной культуре и ее символах. В серии скриншотов он прославляет персидские мифы. Он сочетает мотивы и символы народного творчества, такие как клетка, лев, замок и птица, с геометрическими абстрактными формами.
Сэр Сидни Нолан
1. Нед Келли (1970–1971)
Тейт
© Сидни Нолан Траст. Все права защищены, 2020 / Bridgeman Images
Легенды не обязательно должны быть древними. Художник Сидни Нолан создал серию картин и гравюр, посвященных историям, связанным с австралийским преступником и народным героем Недом Келли. Келли был лидером банды грабителей банков, которые, подобно Робин Гуду, часто раздавали деньги беднякам. Его смелые приключения стали легендами. Странный квадратный шлем, который Келли носит на картинах Нолана, отсылает к самодельным металлическим бронежилетам, которые носила банда.
Бриджит Райли
Натараджа (1993)
Тейт
© Бриджит Райли, 2020. Все права защищены.
Абстрактные картины оп-художницы Бриджит Райли часто были вдохновлены ее знакомством с разными культурами во время ее путешествий по миру. Натараджа — термин из индуистской мифологии, означающий «Владыка танца». Это относится к индуистскому богу Шиве в его образе космического танцора, которого обычно изображают с множеством рук. На ее картине Nataraja , вертикальные цветные полосы пересекаются диагоналями, создавая ощущение динамичного движения и намекая на ритм танца.
Мифотворчество
Художник и поэт Уильям Блейк создал свою собственную мифологию, населенную множеством существ, которые он сам либо изобрел, либо переосмыслил. В своей книге Иерусалим Блейк написал:
Я должен создать систему, иначе буду порабощен чужой. Не буду рассуждать и сравнивать: мое дело творить.
Итак, в то время как другие поэты и художники использовали персонажей из греческой и римской мифологии, Блейк создал своего собственного.
Познакомьтесь с дальновидным искусством Блейка на его крупнейшей выставке поколения
Вдохновленный легендами и фольклором, художник Алан Дэви разработал язык символов, форм и знаков. Он использовал их для создания абстрактных произведений искусства, которые, кажется, относятся к таинственным и мистическим другим мирам.
Больше, чем мифы
Легенды, мифы и народные сказки обычно представляют собой сочетание правды и фантазии. Они часто включают или относятся к реальным людям и событиям. Художники Эллен Галлахер и Ансельм Кифер использовали легенды в своих работах, чтобы исследовать и комментировать важные и ужасающие исторические события.
Эллен Галлахер
Птица в руке (2006)
Тейт
© Эллен Галлахер
Bird in Hand отражает интерес Эллен Галлахер к рассказам о работорговле. В нескольких произведениях искусства Галлахер образно исследовал Срединный проход. Это был самый опасный участок пути работорговли между Африкой и Северной Америкой. Птица в руке показывает подводную сцену, которая, кажется, относится к мифической Дрексии или Черной Атлантиде. Это вымышленный подводный мир, населенный морскими существами, происходящими от утонувших рабов. Центральная фигура картины – моряк или пират с ногой-колышкой. Его персонаж загадочен, но Галлахер предполагает, что он злое существо:
Я думаю об этой картине как о своего рода мифе о происхождении, в центре которого находится своего рода злой доктор, возможно, связанный с доктором Моро или Франкенштейном.
Ансельм Кифер использует германскую мифологию, чтобы исследовать неспокойное прошлое Германии. Это одна из серии картин Кифера, созданных между 1980 и 1983 годами, в которых пересматриваются образы монументальной архитектуры Гитлера. Используя старые фотографии и архитектурные планы, Кифер превратил символы нацистской власти в заброшенные строительные площадки.
В этой работе сводчатое сооружение содержит невидимое присутствие трех фигур из скандинавской мифологии (норны), которые представляют прошлое, настоящее и будущее. Их имена выцарапаны на потолке. Эти «судьбы» традиционно изображаются в зале, прядут нити судьбы. На этой картине об их присутствии свидетельствуют нитевидные нити, свисающие с их имен. Ниже пылающий огонь предполагает надежду Кифера на спасение и возрождение. Работа отражает попытки Кифера примирить историю своей страны через мифы германских легенд.
Предметы духовные и ритуальные
Наряду с изображением мифов и легенд, художники часто используют ритуальные предметы для их наведения.
Йозеф Бойс
Войлочный костюм (1970)
Тейт
© ДАКС, 2022
Йозеф Бойс
Fat Chair (1964–85)
КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии
© ДАКС, 2022
Художник Йозеф Бойс создал свою личную мифологию. Он был летчиком во время ВОВ и был сбит над Крымом. Из этого инцидента Бойс развил миф о том, что его спасло кочевое племя. Он бы умер, если бы они не обернули его изломанное тело жиром и войлоком (чтобы согреть его) и не вылечили его. Бойс часто использовал в своих работах жир и войлок. Эти скромные вещества стали мощными символами исцеления и жизни.
Богатые пигменты, используемые скульптором Анишем Капуром, придают его скульптурным формам ощущение ритуала или церемонии. Его вдохновило использование пигмента в индуистских церемониях. Название Как будто в честь открытия горы, цветущей красными цветами относится к индуистскому мифу о Богине, родившейся из огненной горы. Гора состояла из тел мужских богов. Капура интересовала эта идея о том, что одна сила уступает или трансформируется в энергию и субстанцию другой.
Давай!
Переосмысление мифологии
Франк Ауэрбах использовал картину Тициана Вакх и Ариадна в качестве отправной точки для абстрактной картины. Попробуйте ремастеринг старого мастера!
- Исследования мифологических сцен. Посетите музей или изучите их в Интернете.
- Сделайте наброски этих картин. Вы можете сделать набросок всей картины или выбрать небольшую деталь. Не копируйте картины в точности — постарайтесь уловить формы, движение, цвет и настроение картины.
- Используйте эти наброски как отправную точку для совершенно нового взгляда на мифологию!
Боги и монстры обновлены
Мэт Коллишоу
Нарцисс (1990)
Взято из частной коллекции 2000
© Мэт Коллишоу / Bridgeman Images 2022
Современные художники Мэтт Коллишоу и Ричард Паттерсон создали обновленные версии богов и монстров из классической мифологии.