Богдан Хмельницкий — биография, жизнь и смерть
Фото Все
Видео Все
Богдан Хмельницкий – полководец, гетман Войска Запорожского, государственный и политический деятель. Возглавил национально-освободительное движение, результатом которого было присоединение к Русскому государству Запорожской Сечи и Левобережной Украины.
Фигура гетмана Богдана Хмельницкого достаточно противоречива. Одни видят в нем героя, другие предателя Украины. Кто прав, кто ошибается, судить историкам. Но нужно помнить о том, что еще во времена СССР было установлено четыре полководческих ордена, среди которых был и Богдана Хмельницкого. В независимой Украине тоже есть орден его имени. О нем снято множество картин, созданы музыкальные произведения, установлены десятки памятников по всей стране. Его портрет украшает купюру в пять гривен, один из областных городов носит его имя. И, тем не менее, его род бесследно исчез еще в 17-м веке, вместе с могилой самого гетмана, которую так и не нашли.
Детство
Историкам удалось выяснить, что Богдан Хмельницкий родился 27 декабря 1595 года (6 января 1596-го по новому календарю) в селе Суботове. Родители будущего гетмана принадлежали к шляхетному роду. Отец – Михаил Хмельницкий, был чигиринским старостой, мать – казачка Агафья, хотя по другой версии ее отцом был шляхтич Богдан Ружинский.
Богдан ХмельницкийВначале мальчика отдали на обучение в киевскую братскую школу. Об этом стало известно из скорописей самого Богдана. После выпуска из этой школы Хмельницкий поступил в Иезуитский коллегиум во Львове. Основное внимание уделялось изучению польского языка, латыни, риторики и сочинения. Твердость духа и несгибаемость характера помогли ему не подчиниться новым веяниям, и остаться православным.
Спустя много лет гетман скажет, что иезуиты не смогли затронуть потаенных струн его души. Хмельницкий признается, что верность православной вере далась ему нелегко.
Служение королю
С началом польско-турецкой войны в 1620-м году, изменилась и биография Богдана Хмельницкого. Он отправился воевать. В бою под Цецорой убили его отца, а сам гетман попал в плен. Ему пришлось терпеть рабство целых два года, но он не сидел без дела. В совершенстве овладел турецким и татарским языками, а родственники в это время собирали выкуп. Вернувшись домой, Хмельницкий продолжил службу в реестровом казачестве.
Прошло немного времени, и Богдан стал участником морских походов по турецким городам. В 1629-м гетман и его войско захватили предместье Константинополя. Сразу после удачного похода он вернулся в Чигирин, где и получил новую должность – сотник чигиринский.
Война под предводительством Богдана ХмельницкогоПосле того, как на польском престоле оказался Владислав IV, разгорелась война между Речью Посполитой и Московским государством. Богдан повел свое войско на Смоленск, где принимал самое непосредственное участие в осаде этого города. В 1635-м гетман помог польскому королю сбежать из плена, и был за это удостоен престижной награды – золотой сабли.
С тех самых пор он завоевал уважение королевского двора. Когда польский король решил ввязаться в войну с Османской империей, первым в его планы был посвящен именно Хмельницкий. Правитель настолько ему доверял, что посвятил в свои планы. Богдан же в свою очередь пытался защитить простой народ, рассказывал Владиславу IV о том, как унижают казаков.
До наших дней дошло мало достоверной информации о военных действиях тех лет, поэтому часто приходится оперировать неоднозначными сведениями. Существует мнение, что Богдан Хмельницкий принимал участие войне между Францией и Испанией, что он стоял во главе двухтысячного отряда воинов и устроил осаду крепости Дюнкерк. По мнению посла де Брежи, Хмельницкий обладал невероятным полководческим талантом.
Однако есть и другое мнение, высказанное историками Владимиром Голобуцким и Збигневом Вуйциком , которые считают, что в осаде Дюнкерка участвовали польские наемники под предводительством полковников Пшиемского, де Сиро и Кабре. Каждая из сторон оспаривает свою точку зрения, и споры длятся уже очень много времени. Согласно историческим документам видно, что переговоры с французами велись при непосредственном присутствии гетмана, а вот участвовал ли он в осаде, никто точно не знает.
Польский король принял решение воевать с Османской империей, однако за поддержкой обратился не к сейму, а к казацким старшинам, в частности и к Хмельницкому. Именно они должны были начать военную кампанию против Турции. Богдану вручили королевскую грамоту, восстанавливающую в правах казаков. Теперь они пользовались теми же привилегиями, что и раньше.
Переяславская радаДо сейма дошли сведения о ведущихся с казаками переговорах, и все члены польского парламента выказали свое негативное отношение к этому соглашению. Король был вынужден отказаться от своей задумки. Однако казацкому старшине Барабашу удалось сохранить грамоту, выданную казакам. Спустя некоторое время Хмельницкий хитростью выманил у него этот документ. Одна из версий гласит, что грамота была подделана самим Богданом Михайловичем.
Войны
Хмельницкий был участником многих военных баталий, однако стал легендарной личностью после национально-освободительной войны. Восстание спровоцировано насильственным захватом земель, деспотизмом со стороны польских магнатов.
Официальная версия гласит, что 24 января 1648 года, в Сечи Богдана Михайловича признали гетманом. Хмельницкий стал во главе небольшого войска, расправившегося с польским гарнизоном. Эта победа прибавила уверенности казакам, ряды его войска чуть ли не ежедневно пополняли новобранцы.
Богдан Хмельницкий в боюТем, кто только влился в войско, предлагали пройти так называемые подготовительные курсы. Новички учились военной тактике, фехтованию, стрельбе, рукопашному бою. Богдан сожалел только о том, что у него не было конницы, однако и эту проблему удалось решить, благодаря содействию крымского хана.
О восстании казаков узнали очень скоро, поэтому против Хмельницкого и его войска выступили польские шляхтичи под руководством сына Николая Потоцкого. Первое сражение случилось близ Желтых Вод, и поляки проиграли битву. Однако это был еще не конец войны.
Далее пришла очередь Корсуни. Первыми туда попали поляки, которые кинулись грабить казну и убивать местное население. На расстоянии в несколько километров от города Хмельницкий организовал засаду. Это было начало Корсунской битвы. Численность польского войска составляла 12 000 человек, однако одолеть казацко-татарскую армию им не удалось.
В результате национально-освободительной войны в Украине началась борьба с евреями и поляками. Однако вскоре стало понятно, что Хмельницкий уже не контролирует восставшие массы, и не имеет никакого влияния на казаков.
Смерть польского короля Владислава IV показала, что воевать дальше просто бессмысленно. Хмельницкий решил просить помощи и покровительства у российского царя. Он вел бесконечные переговоры, причем, не только с поляками и русскими, но и со шведами, однако желаемого результата нем достиг.
Богдан Хмельницкий в сраженииВторой этап военных действий начался в мае 1649 года. Польские войска первыми пошли на нарушение заключенных ранее договоренностей. Хмельницкий всегда отличался умением стратегически просчитывать все действия, поэтому вскоре польские военные оказались в окружении. При этом войско казаков совершало бесконечные набеги на них. Власти согласились на подписание Зборовского мира.
1650-й стал годом начала третьего этапа военных действий. Казаки постепенно теряли былую мощь, и начали терпеть первые фиаско. Пришлось идти на заключение с поляками Белоцерковского мира, хотя это соглашение абсолютно противоречило подписанному ранее Зборовскому миру. Несмотря на имеющееся соглашение, в 1652-м казаки снова начинают войну, хотя никаких шансов на победу у них не было. Хмельницкий понял, что война практически проиграна, и что своими силами из нее не выбраться. Поэтому он решается на мировое соглашение с государством Русским. Именно он привел казаков к присяге царю Алексею Михайловичу.
Личная жизнь
В официальной биографии гетмана есть сведения, что он был трижды женат. Его супругами стали Анна Сомко, Елена Чаплинская и Анна Золотаренко. В общей сложности у Хмельницкого родилось восемь детей – четыре сына и четыре дочери. Одна из дочерей – Степанида, стала женой полковника Ивана Нечая. Попала в российский плен, а потом вместе с мужем этапирована в сибирскую ссылку. Вторая дочь Хмельницкого – Екатерина, стала женой Данилы Выговского. После того, как его казнили, вышла замуж за Павла Тетерю.
Данных о третьей дочери Богдана – Марии, историкам найти не удалось. Судя по одним документам, ее мужем стал корсунский сотник Близкий, в других источниках сказано, что она связала свою личную жизнь с Лукьяном Мовчаном. О четвертой дочери – Елене, тоже нет достоверных данных, говорят, что она вообще приемный ребенок.
Богдан Хмельницкий и Елена ЧаплинскаяСыновья гетмана оставили еще меньший след в истории. Тимофей умер в 21 год, Григорий скончался младенцем, Юрий трагически погиб в 43 года. По поводу сына Остапа тоже непроверенная информация, согласно которой он умер в результате побоев в десятилетнем возрасте.
О том, как выглядел гетман Богдан Хмельницкий, можно узнать из рукописных портретов, дошедших до наших дней.
Смерть
Здоровье гетмана пошатнулось в 1657 году. В то время он как раз решал невероятно сложную задачу, с кем заключать союз, с русскими или шведами. Хмельницкий чувствовал, что дни его сочтены, поэтому решил передать власть преемнику. Он собрал в Чигирине Раду и назвал своим преемником шестнадцатилетнего сына Юрия.
Достаточно долго историки не знали, когда же умер Богдан Хмельницкий. Должно было пройти много времени, пока выяснилось, что гетмана не стало 6 августа 1657 года. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг (инсульт).
Памятник Богдану ХмельницкомуМестом упокоения прославленного украинского гетмана стало село Суботово. Об этом он сам просил своих приближенных накануне смерти. Его похоронили в Ильинской церкви, которую гетман сам и построил, рядом с сыном Тимошем. Однако сейчас точное местоположение останков Хмельницкого неизвестно. Спустя семь лет после погребения гетмана, в 1664 году, по распоряжению поляка Стефана Чарнецкого село сожгли, прах отца и сына Хмельницких выкопали и выбросили из могилы на поругание.
Имя Богдана Хмельницкого хорошо знакомо украинцам, россиянам, белорусам. Им названы не только города и райцентры, но и площади, улицы и проспекты. Память о нем хранится в многочисленных художественных и документальных проектах.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография Хмельницкого. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси
Биография Хмельницкого. Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-РусиВикиЧтение
Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси
Дикий Андрей
Содержание
Биография Хмельницкого
Прежде чем перейти к описанию дальнейших событий, необходимо сказать несколько слов о самом Богдане Хмельницком, возглавлявшем восстание и руководившем событиями.
О Богдане Хмельницком существует множество легенд, дум и сказаний, но точные биографические данные об этом выдающемся сыне Украины весьма скудны.
С достоверностью известно, что он происходит из мелкой украинской православной шляхты, так как имел свой фамильный герб. Его отец, Михаил Хмельницкий, служил у богатого польского шляхтича-магната Жолкевского, а потом у его зятя Даниловского, с отрядом которого принимал участие в войне Польши с Турцией и погиб в битве под Цецорой в Молдавии (в 1620 г.). С ним вместе был и его сын Богдан-Зиновий, который попал в плен и только через два года был выкуплен матерью из турецкой неволи.
Для своего времени Хмельницкий получил хорошее образование. Учился он в одной из иезуитских школ. В какой точно – неизвестно. Вероятнее всего, во Львове, Это утверждение основывается на сохранившихся в архивах данных, что поляки во время переговоров с Хмельницким в посольство включили львовского ксендза-иезуита Мокриского, который, как говорит хроника, в свое время преподавал Хмельницкому «поэтику и риторику».
Риторика же преподавалась в 8-м классе иезуитских коллегий. Следовательно, Хмельницкий прошел полный восьмилетний курс коллегии. Дальнейшее обучение в коллегии было уже чисто богословское, и люди, не избиравшие духовной карьеры, обычно заканчивали свое образование «риторикой», т. е. 8-м классом. Для того времени это образование было не малым. Хмельницкий владел татарским и турецким языками, которые выучил, будучи в плену в Константинополе. Кроме того, польским и латинским, на котором велось преподавание в коллегии.По-русски, то есть на тогдашнем «книжном языке» (общем для русских и для украинцев, с известными, правда, диалектическими отклонениями) Хмельницкий говорил и писал, что видно из его сохранившихся писем.
Какие должности занимал Хмельницкий в казачьем войске в начале своей карьеры – неизвестно. Неизвестно также, принимал ли он участие в восстаниях 20-х и 30-х годов, хотя легенды и приписывают ему активное участие в этих восстаниях.
В первый раз мы встречаем имя Хмельницкого в числе четырех послов к королю после подавления восстания 1638 года. Надо полагать, что он занимал видное положение (по некоторым данным, войскового писаря), раз попал в посольство к королю. Несколько позднее имеются сведения о назначении его сотником Чигиринским. Тот факт, что Хмельницкий был назначен на эту должность поляками, а не выбран казаками, свидетельствует, что поляки считали его лояльным, и ставит под сомнение утверждения легенды о его активном участии в предыдущих восстаниях. Если бы это действительно имело место, то поляки бы, конечно, об этом знали и не согласились на его назначение.
Хмельницкий был женат на сестре нежинского полковника Сомка, Анне, и имел несколько детей. Точные сведения есть о трех сыновьях и двух дочерях. Из сыновей один погиб от избиения Чаплинским, второй (старший), Тимофей, был убит в бою, а третий, Юрий, после смерти Хмельницкого был провозглашен гетманом.
К моменту восстания Хмельницкий был вдовцом, и похищенная Чаплинским его жена (а по некоторым данным сожительница) являлась его второй женой и мачехой его детей от первой жены.
Непосредственным поводом к поднятию Хмельницким восстания было, как указано выше, совершенное над Хмельницким и оставшееся безнаказанным насилие. Но причины лежали, конечно, не в личном оскорблении и насилии над Хмельницким, а в насилиях, оскорблениях и унижениях, которые испытывала Украина-Русь в результате социальных, религиозных и национальных угнетений Речи Посполитой.
В предыдущем изложении описано, в чем именно состояли эти угнетения и как они все время усиливались, делая жизнь невыносимой, а потому повторять их нет надобности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого
Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого Два важных вопроса волновали Малороссию по смерти Богдана Хмельницкого: один политический, другой социальный. Первый возбужден был московским правительством, второй ошибками самого Хмельницкого в первые годы восстания против
Восстание Богдана Хмельницкого
Восстание Богдана Хмельницкого Невыносимые социальные, религиозные и национальные условия, в которых в период «золотого покоя» (1638-48г.г.) находилось население Украины-Руси создало все предпосылки для вспышки народного гнева и начала освободительной борьбы.Она не
Орден Богдана Хмельницкого
Орден Богдана Хмельницкого В период массового изгнания фашистских захватчиков с территории Украины правительство Украинской Советской Социалистической Республики обратилось в Государственный Комитет Обороны с ходатайством об учреждении боевой награды имениОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО В период массового изгнания фашистских захватчиков с территории Украины правительство Украинской Советской Социалистической Республики обратилось в Государственный Комитет Обороны с ходатайством об учреждении боевой награды имени
ПРАВКА в МАКЕТЕ ВТОРОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ «ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН, КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ» ИНСТИТУТ МАРКСА — ЭНГЕЛЬСА — ЛЕНИНА при ЦК ВКП(б) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН Краткая биография
ПРАВКА в МАКЕТЕ ВТОРОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ «ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН, КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ» ИНСТИТУТ МАРКСА — ЭНГЕЛЬСА — ЛЕНИНА при ЦК ВКП(б) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН Краткая биография Второе издание, исправленное и дополненное (линейкой подчеркнуты слова, внесенные
После Богдана Хмельницкого
После Богдана Хмельницкого Гражданское противостояние в Украине. После первых успехов народно-религиозного восстания выяснилось, что украинское общество, в силу своей крайней неоднородности, ставило перед собой разные цели и получило разные результаты. Вначале
19. Революция Хмельницкого в поисках признания
19. Революция Хмельницкого в поисках признания Честь Богу, хвала, навіки слава Войську Дніпровому, Же з Божей ласки загнали ляшки ку порту Вісляному. А род проклятий жидовський стятий, чиста Україна, А віра святая вцалє зостала, добрая новина. І ти, Чигирине, місто
XI. Лист Гетмана Хмельницкого к Королю Польскому
XI. Лист Гетмана Хмельницкого к Королю Польскому Найяснейший и низвитяжоный Королю и проч:Подданство, верность, и Козацкие наши услуги, як найсмиренный вашему маестату приносим, любото многажды тяжкие скарги войска Запорожского уши ваши Королевские отягощали, еднак на
I.
Статьи Гетмана Богдана ХмельницкогоI. Статьи Гетмана Богдана Хмельницкого И Посланники говорили, о чем де у Царского Величества Гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское велели милости просить, и те статьи по Гетманскому приказу они Посланники объявят:1.О вольностях, как прежде сего бывало: чтоб им
V. Статьи Гетмана Юрия Хмельницкого
V. Статьи Гетмана Юрия Хмельницкого 1.Чтоб Царское Величество пожаловал, изволил подтвердити право и вольности войсковие, как издавна бывало в-войске Запорожском, чтоб своими правами суживалися и вольности свои имели в-добрах и в-судах, чтоб в-те их Суди Войсковие ни
Восстание Богдана Хмельницкого
Восстание Богдана Хмельницкого Невыносимые социальные, религиозные и национальные условия, в которых в период «золотого покоя» (1638–1648 гг. ) находилось население Украины-Руси, создало все предпосылки для вспышки народного гнева и начала освободительной борьбы.Она не
Смерть Хмельницкого
Смерть Хмельницкого По словам Грушевского, этот доклад так подействовал на Хмельницкого, что с ним случился удар и вскоре (27 июля 1657 г.) он умер.Умер ли Хмельницкий в результате доклада Ждановича или по другой причине, теперь, конечно, установить нельзя. Но бунт в отряде
19. Революция Хмельницкого в поисках признания
19. Революция Хмельницкого в поисках признания Честь Богу, хвала, навіки слава Войську Дніпровому, Же з Божей ласки загнали ляшки ку порту Вісляному. А род проклятий жидовський стятий, чиста Україна, А віра святая вцалє зостала, добрая новина. І ти, Чигирине, місто
Вторая война Хмельницкого с Польшей
Вторая война Хмельницкого с Польшей Первые дни по заключении Зборовского мира были счастливейшим временем на Украине. Народ искренно верил, что наступила пора свободы; что ни панов-католиков, ни жидов, ни ксендзов больше не будет на Русской земле. Вероятно, в это время
Смерть Хмельницкого и смуты в Малороссии
Смерть Хмельницкого и смуты в Малороссии Известие, что Москва хочет помириться с Польшею в то время, когда можно было совсем покончить ее, поразило Хмельницкого как громом. Незадолго перед тем поляки делали попытки помириться с ним. Король написал ему ласковое письмо,
Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого
Глава 6 Преемники Богдана Хмельницкого Два важных вопроса волновали Малороссию по смерти Богдана Хмельницкого: один политический, другой социальный. Первый возбужден был московским правительством, второй ошибками самого Хмельницкого в первые годы восстания против
еврейское наследие, история, синагоги, музеи, районы и места для посещения
Синагога Бродского, где сегодня находится муниципальный архивСтрашная война против Украины, конечно, меняет функцию этих страниц, посвященных еврейскому культурному наследию той страна. Многие из упомянутых мест были стерты с лица земли бомбами. Хотя эти страницы в настоящее время не предназначены для туризма, они могут быть полезны исследователям и студентам в качестве исторических справок. Ссылки на многие болезненные истории во время погромов и Катастрофы, а также на славную историю украинского иудаизма в его культурном, религиозном и сионистском измерениях. Желаем украинскому народу скорейшего прекращения этих зверств, жертвами которых он стал.
Основанная в 1794 году Одесса была захвачена адмиралом де Рибасом у турок для российской императрицы Екатерины II. Город быстро развивался в течение девятнадцатого века, во многом благодаря приезду колонистов из «Новой России». Вскоре он превратился в плавильный котел русских, французов, армян, поляков, греков, молдаван и евреев. Евреи, которым было запрещено проживать в Санкт-Петербурге, Москве или Киеве, хлынули в южные российские города Одессу и Николаев, составляя до Второй мировой войны треть их населения. Даже сегодня Одесса по-прежнему носит их след.
Одного одессита спросили однажды,
-Сколько людей живет в Одессе?
-Один миллион.
-А сколько из них евреев?
— Я только что сказал тебе. Один миллион.
Видите ли, в сознании людей часто путают «одесситов» и «евреев».
Еврейская Одесса начиналась с Греческой площади («Грецкой, так называют улицу, где торгуют евреи», писал Шолом-Алейхем), Александровского проспекта, старого рынка и улиц Еврейской, Базамской и Малой-Арнаутской. . Он продолжался по другую сторону улицы Преображенской, по Тираспольской до Старопортофранковской улицы, а дальше до района у вокзала. Он охватывал весь пригород Молдаванки, где находится знаменитый рынок Привоз, и заканчивался на Слободке, где ждали депортационные колонны во время немецко-румынской оккупации. Еврейский квартал занимал огромную территорию, иными словами, простирался от центра города до западных и северных окраин. Перед войной здесь проживало 350 000 евреев. Сегодня их насчитывается не более 50 000 человек.
Путешествие по еврейской Одессе связано с большой работой ног. Нужно шагать по улицам, гулять по кварталам, заходить во дворы и выходить из них… На рынке Привоз вдохнуть запах свежих овощей, горьких трав, миндаля и изюма, впитать атмосферу Молдаванки, детей играя на улицах. Как вам угодно, зайдите в одну или несколько из немногих оставшихся синагог, осмотрите различные памятники и мемориальные доски и посетите Слободское кладбище.
Одесса также была родиной клезмерской музыки. Сочетая кларнет, виолончель и балалайку с ближневосточными ритмами, клезмер возвращается в Европу после пересечения Атлантики. В Одессе клезмерская группа «Мигдалор» импровизирует на музыку Александра Чернера.
Православная (хабадская) синагога Синагоги ОдессыДо Первой мировой войны в Одессе было семь синагог и сорок девять молитвенных домов. Самой старой из них была Бродская (Броды), или Хоральная, синагога, построенная в 1840 году. Своими четырьмя куполами она и сегодня возвышается над пересечением улиц Пушкина и Жуковыского и архивным складом. Красивое здание было возвращено еврейской общине города и через несколько лет снова будет преобразовано в синагогу.
Действуют только две синагоги: Главная синагога и Хасидская синагога. Была также синагога докеров (недалеко от порта, сейчас в руинах) и даже синагога для кошерных чистильщиков птицы.
Главная синагога была возвращена еврейской общине несколько лет назад после преобразования в гимназию. До недавнего времени на полу все еще можно было увидеть разметку баскетбольной площадки. Женские галереи убраны, а на первом этаже построена стена, которая делит главное помещение на две части. Довольно новое сообщество управляет школой и общежитием и публикует Ор Самеах , ежедневная газета. В такие праздники, как Пурим или Песах, синагога оглашается гомоном верующих.
Недавно снесли маленькую хасидскую синагогу с красивым интерьером.
Еврейский культурный центр, расположенный на улице Малая-Арнаутская, предлагает обучение ивриту и организует различные мероприятия. В доме № 9 по этой улице жили писатели Хайим Нахман Бялик и Илья Ильф (от его настоящей фамилии Файнзильберг). Ильф родился в Одессе, прямо возле вокзала, где установлена мемориальная доска в его память.
По следам Исаака БабеляСамым известным персонажем еврейской Одессы был бандит Беня Крик, король бандитов и герой из Одесских рассказов Исаака Бабеля . Писатель рисовал портрет еврейской жизни предместья Молдаванки: «[…] Щедрая наша мать, жизнь, наполненная грудными детьми, досушенными тряпками, и брачные ночи, полные загородного шика и неутомимой силы кавалериста».
Исаак Бабель (1894-1941), родился в Одессе в пригороде Молдаванка и автор Одесские рассказы , восхищались Флобером и Мопассаном и производили впечатление на Горького. Он присоединился к Красной кавалерии Семена Буденного во время гражданской войны и, хотя и выступал за революцию, тем не менее был арестован в 1939 году и казнен в 1941 году.
Ориентироваться в Одессе довольно сложно, так как карты с новыми названиями улиц пока нет, а жители знают только старые. Чтобы найти на Молдаванке места, изображенные Исааком Бабелем, жившим на улице Дальницкой, 23, вооружитесь картой, почувствуйте расположение улиц и сравните увиденное с описаниями Бабеля.
Двор Еврейского музея Одессы. Фото Адама Джонса — ВикипедияМагазин Любки Шнеевейс, или Любки Казачки, располагался на пересечении Дальницкой и Банковской улиц, недалеко от современной улицы Исаака Бабеля (бывшая Виноградная). Улица Глучая, где бандит укрылся в доме толерантности Йоски Самуэльсона, сегодня носит название Бугаевская, спустя много лет Инструментальная. Улица Прохоровская, где жил кузнец Пятирубель, спустя годы после того, как Хворостин вернула себе прежнее название.
На треугольной площади, образованной пересечением Прохоровской улицы со Старопортофранковской улицей, недавно был установлен памятник в память о депортации жителей гетто в Богдановку, Доманевку, Березовку и другие приднестровские лагеря смерти в 1941–1943 годах. В лагерях погибли десятки тысяч одесских евреев.
Набережная с Шолом-Алейхемом и ЭйзенштейномНедалеко от площади живописная улица, носившая в советское время имя Шолом-Алейхема; теперь она носит прежнее название Мясоедовская (мясоеды). Еврейская больница находилась на пересечении этой улицы с улицей Богдана-Хмельницкого.
Одесса, чьи знаменитые шаги были увековечены Эйзенштейном в броненосце «Потемкин», была родиной писателей Ильфа и Петрова (авторов очень забавных «Двенадцати стульев»), Аркадия Львова, Шолом-Алейхема; музыканты Яша Хейфец, Эмиль Гилельс; и другие известные деятели.
КладбищаПервое еврейское кладбище в Одессе (самая старая могила датируется 1793 годом) было снесено и превращено в парк Ильича сразу за Привозом. Только расположение дорожек здесь намекает на прежнее предназначение этого места.
Одесское обозрениеВторое еврейское кладбище, рядом с домом престарелых, находилось на улице Люстдорфской, напротив православного кладбища. Осталась только входная аркада. Могила идишского писателя Менделе Мохер Сефарима якобы была перенесена на другое кладбище.
Единственное оставшееся для посещения еврейское кладбище находится в самом конце длинной Разумовской улицы, на пересечении Химической улицы и Ленинградской дороги. Он очень большой, ухоженный и постоянно посещаемый; в нем нет той небрежности, которая свойственна большинству еврейских кладбищ в Украине.
Еврейский музей ОдессыЧтобы завершить знакомство с еврейской Одессой, вы можете посетить Еврейский музей. Хоть это и скромное заведение, тем не менее вы найдете оригинальные документы о еврейском прошлом города. Его очень внимательный персонал будет рад сообщить вам о еврейских событиях в городе во время вашего пребывания. Кроме того, вам следует посетить веб-сайт Одесское обозрение под редакцией Регины Марьяновской-Давидзон и Владислава Давидзона, чтобы быть в курсе культурных событий, происходящих в Одессе.
Одесса, между вчера и сегодняСегодня только 3% населения Одессы составляют евреи, примерно 30000 человек. Тем не менее, город по-прежнему считается одной из еврейских столиц Европы. Когда в 1916 году Исаак Бабель писал о «городе, построенном евреями», он имел в виду не только количество евреев, но и общую атмосферу терпимости к меньшинствам.
Недавно археологи вскрыли еврейские гробницы, датированные 1770 годом, доказав тем самым, что еврейская община существовала там до создания Одессы. Ведь в 18 веке евреи торговали солью в этой провинции, известной тогда под названием Хаджибей. Согласно записям, до его завоевания Иосифом Дербосом в этом районе проживало около 10 евреев. Спустя сто лет их было 138000. Первые евреи-жители Одессы были выходцами из местечек Российской империи и знаменитого города Броды в Галиции. Многие евреи носили название местечка, из которого они произошли.
Первых еврейских жителей Одессы привлекали привилегии, предоставляемые Российской империей добровольцам, желающим поселиться на юге России. Для еврейской общины это означало бегство от угнетения, от которого они страдали в остальной части Империи. В Одессе евреи были почти равны остальным гражданам. Поэтому через 100 лет после ее создания треть населения Одессы составляли евреи, и ее стали называть «звездой изгнания», как Бабель описывал сионистское движение в городе. Добавим, что выезд из местечка в Одессу означал в целом повышение качества жизни. Для некоторых возможность эмигрировать в Палестину из мечты стала реальностью. Частые погромы также способствовали росту сионизма в Одессе. Все-таки в 1941, половина населения были евреями.
Жизнь в разных кварталах городаВ отличие от многих городов Российской империи, в Одессе не было еврейского квартала. Хотя некоторые населенные пункты, такие как Молдаванка, Еврейская, Базарная и Малая Арнаутская, находились в центре повседневной жизни общины. Будучи выходцами из небольших общин, еврейское население стремилось воспроизвести в Одессе структурную систему, известную им в местечке. Повседневная жизнь развивалась вокруг синагоги, миквы, школы, кошерной бойни и благотворительных организаций. Первая общественная газета вышла в 179 г.5.
Общинную элиту олицетворяли евреи Бродского, считавшиеся наиболее образованными, богатыми и либеральными. В целом европейские устремления бродских евреев, географическая удаленность Одессы от центров иудаизма, разнообразие национальностей и социальных классов, составлявших город: все эти элементы объясняют уникальность одесской общины.
В начале 20 века Одесса стала крупнейшим рынком обмена и торговли на юге России. евреям удалось 90% бизнеса по экспорту семян; владел 50% заводов; произвел белые камни, которые служили для строительства города; семья Корельского управляла крупнейшей табачной фабрикой Империи и т. д. С другой стороны, треть евреев города жила в нищете.
Посещение Одессы через ее старые синагогиВ дополнение к двум уже упомянутым синагогам, вот список зданий, которые когда-то были домами для молитв.
Синагога пекарей, основанная в 1875 году. Сегодня школа.
Явне Синагога, молитвенный дом Бялика и сионистского движения. Сегодня частный дом.
Синагога мясников, закрыта в 1925 г. Здание передано еврейской общине города в 1991 г.
Синагога мебельщиков, ныне детский дошкольный учреждения.
Синагога Нахласа Элиэзера, расположенная на Лесной, 5, была разрушена наводнением в 1990 году. Сегодня она в руинах.
В этих трех корпусах также находились молитвенные дома: Нечипуренко, 10, Болгарская, 7 и Кузнечная, 48.
Одесские благотворительные организации
Одесса была известна каждому европейскому еврею как город с многочисленными благотворительными организациями. Старейшей из них была еврейская больница, открытая в 1802 году. Спустя столетие в городе было с десяток еврейских организаций.
Еврейская купеческая организацияБлаготворительная организация евреев «Модалванка»Благотворительная организация для одесской беднотыБлаготворительная организация для студентов-евреевЕврейская столовая
ОбразованиеВ 1828 году в Одессе открылась первая еврейская гимназия Российской империи. Помимо обучения в ешиве, студентов также обучали «светским» предметам. Еврейский колледж искусств и ремесел, открытый в 1864 году, способствовал укреплению общины в технической и механической областях. Более того, в Тарбутской школе уроки велись на иврите такими учителями, как Хаим Наум Бялик или Шауль Черниковский.
Одесская синагога Еврейская. Photo de Investigatio – Wikipedia «Ворота в Сион»Историк Стивен Зипперштейн отмечает, что история еврейской общины Одессы ближе к истории Сан-Франциско, чем к истории Киева. В этом портовом городе евреи жили без стеснения и ограничений Российской империи. Они не были изолированы и принимали активное участие в жизни города. Языковой барьер также не применялся. Однако в конце 19 — начале 20 века толерантную и мультикультурную Одессу прозвали «Ворота в Сион». Действительно, он стал одним из центров сионистского движения и городом, откуда в Палестину уехали тысячи евреев.
Центром сионистской деятельности был «Палестинский комитет». Эта организация помогала переселять сельскохозяйственных рабочих и ремесленников в Палестину. Комитет был инициирован в 1880-х годах Львом Пинскером, Ахад Хаам, Бялик, Клаузнер или Бен Ами также входили в состав правления. Члены также собрали средства на покупку земель в Палестине. Земля, на которой был построен Еврейский университет в Иерусалиме, была куплена комитетом. Вот почему в 1934 году туда был перемещен Лев Пинскер.
Один из самых активных членов этого комитета, Меир Дизенгоф, был первым мэром Тель-Авива. Это просто совпадение. В каком-то смысле Тель-Авив был построен в Одессе. Лилиенблюм, один из первых ишувских журналистов, писал, что в Одессе евреи прибыли к берегам Черного моря, построили город и развили порт. Если бы они смогли это сделать в Одессе, то достигли бы своей цели и на берегах Средиземного моря.
Другим центром сионистской активности была синагога Бродского. На средства синагоги было построено около 70 домов. Эти здания были первыми в будущем городе Нес-Циона.
Для надлежащей подготовки будущих эмигрантов в 1903 году была открыта школа с преподаванием на иврите. В то же время издательство «Мориа» издавало школьные учебники на иврите и отправляло их в Тель-Авив.
С 1919 по 1927 год теплоход «Руслан» перевозил в Палестину многочисленную часть одесской интеллигенции. Среди них многие должны были стать лидерами будущего Израиля.
По следам прославленных евреев ОдессыАхад Хаам (1856-1927), философ и публицист, жил в Одессе с 1887 по 1907 год по двум адресам: Стурдзовского, 11 и Большой Арнаутской, 26 (последняя был уничтожен в 2006 г.).
Исаак Бабель (1894-1940), писатель, родился в Одессе и жил там до 1911 года, затем в 1919 и 1920 годах. 12 Тираспольская.
Эдуард Багрицкий (Дзубин) (1895-1934), поэт, родился в Одессе и жил там до 1925 года по адресу: Базарная, 40 (памятная доска), Осиповская, 4, Конная, 21, Коблевская, 3, Новобазарная, 13 Белинского.
Хаим Нахман Бялик (1873–1934), поэт и просветитель, жил в Одессе с 1892 по 1921 год по адресу: Вагнеровского, 6 и Малой Арнаутской, 9.
Дизенгоф Меир (1861-1936), первый мэр Тель-Авива, жил в Одессе с 1895 по 1905 год по адресу Осипов, 30.
Дубнов Симон (1860-1941), историк и педагог, жил в Одессе с 1890 по 1902 год по адресу Базарная, 12.
Владимир (Зеев) Жаботинский (1880-1940), писатель, поэт, публицист, лидер сионистов, родился в Одессе и жил там до 1898 г., затем с 1901 по 1903 г. по адресу: Базарная, 33, Еврейская, 1 (памятная доска) и 91 Новосельский.
Илья Ильф (Файнзильберг) (1897-1937), писатель и сатирик, родился в Одессе, жил там до 19 лет.23, по адресу: Старопортофранковская, 137 (памятная доска), Малая Арнаутская, 9, Софиевская, 19.
Йозеф Клаузнер (1874-1958), историк, публицист, сионистский лидер, главный редактор журнала «Ха-Шилоах», жил в Одессе с 1890 по 1919 год. -1917), писатель, жил в Одессе с 1881 по 1917 год на Дегтярной, 12.
Леон Пинскер (1821-1891) , врач, педагог, основатель «Палестинского комитета», жил на Ришельевской, 26. Первоначальное здание было разрушено, но на новом здании установлена памятная доска.
Авраам Менахем Мендл Усышкин (1863–1941), сионистский лидер и администратор «Палестинского комитета» жил по адресу Пастера, 46.
Шалом Алейхем (С. Н. Рабинович) (1859-1916), писатель, жил в Одессе с 1891 по 1893 год на Канатной, 26.
Интервью Изабель Немировски, профессора INALCO (иудаика и иврита), основателя и президента ассоциации «Друзья Одессы» после публикации (Editions Honoré Champion, 29 апреля-й , 2022) ее книги История, воспоминания и представления евреев Одессы .
Фарфор с танцующими фигурами в Еврейском музее Одессы. Photo de Adam Jones – WikipediaJguideeurope: Ваша книга предлагает поделиться 1001 историей этих персонажей, которые населяли и обогатили сказочную Историю Одессы. Что побудило вас написать эту книгу?
Изабель Немировски : Вы правы, моя книга приветствует множество маленьких историй, проросших и выросших на благодатной почве Одессы на протяжении ее великой истории. Мне хотелось нарисовать одесский пейзаж мелкими цветными штрихами из сказок и былей. Часто опасное писательское упражнение, зная, что эта работа изначально является докторской диссертацией. Но если бы я не балансировал, я бы стал описывать город с исчезнувшим очарованием. Брак этих двух элементов был необходим для его понимания. Сон тоже напрашивался в одесском представлении, и это, из названия моей книги: «Старый интимный сон». Первые слова, процитированные в эксерге, подтвердили это стремление к сказочному путешествию: «Моему деду Шломо Немировскому, которого я никогда не знал. Он привел меня в тень одесских акаций, погрузил в мои грезы…». Однако помимо этого желания «вернуться» на землю моих одесситских еврейских предков через сны, в основе этого желания писать лежит более «приземленное» наблюдение: в Одессе нет книги памяти, в то время как во многих еврейских городах в Центральной и Восточной Европе есть йизкер-бух. Тем не менее, три четверти еврейской общины были уничтожены во время Второй мировой войны нацистами и их румынскими союзниками. Более того, еврейская Одесса внесла большой вклад в мировое культурное наследие. Поэтому эта книга предлагает частично «исправить» это упущение, написав историю и небольшую историю этого общества до геноцида, установив хронологию массовых убийств, просто выполнив долг истины. Ибо как еще мы можем передать правду?
Менора с витражом и Еврейский_Музей Одессы. Фото Адама Джонса – ВикипедияКакая реальность и какой важный персонаж, по вашему мнению, малоизвестны?
История Одессы и ее еврейской общины остается, на мой взгляд, малоизвестной. Кто знал, как найти Одессу на карте до вторжения России в Украину 24 февраля прошлого года? Семейная история, которую мой отец передал своим детям, связывала Одессу не с русским городом, а с родиной музыки с ее великими скрипачами. Неудовлетворенный таким упрощенным подходом к месту, я решил предложить прочтение, которое учитывало бы сложность одесской «концепции» с ее многочисленными компонентами — историческими, социальными, политическими, экономическими, а также эмоциональными — которые сошлись воедино и взаимно дополнили друг друга. оплодотворяется со временем. Мои «Сказки Одессы» приглашают читателя покинуть идиллические рамки города, увековеченного камерами знатоков сувенирной съемки. Я решил сбросить с себя лестные ярлыки и прорваться сквозь барьер блеклых свидетельств о городе Одессе, чтобы исследовать его более глубокую природу и выступить в роли выявителя его «невидимости», потенциального источника гениальности места. Я также думал о своих пропавших без вести, о тех, кто пропал без вести из еврейской истории Одессы… Я пошел им навстречу… Указатель имен в конце книги приоткрывает завесу над этими забытыми людьми, банкирами, купцами, интеллигенцией, художниками, бандитами и « обычные евреи», которые так же написали модернизм и красочные легенды об Одессе-еврее.
Является ли обмен еврейским культурным наследием Одессы тем более важным перед лицом риска уничтожения мест из-за нынешней войны в Украине?
Мир раскрывает бесценные богатства на глазах, но для того, чтобы человек осознал их и начал ценить, нужны трагические события. Пока Одесса избавлена от войны. Но одесситы готовятся к худшему и множат акции сопротивления. В соцсетях гуляет фотография: статуя герцога Ришелье засыпана мешками с песком. В другом, более звучном, певцы перед «своим Оперным театром» в музыке умоляют небо защитить город от проклятия. У меня, как у наследника этой сказочной культуры, только одно желание: поделиться ею. Я надеюсь, что этот кровавый конфликт станет возможностью привлечь внимание к месту, наследию и мужчинам и женщинам, о которых слишком долго забывали.
Метки: ахад хаам броди ворота сиона гетто хасид хасид исаак бабел еврейское кладбище еврейская община меир дизенгоф погром школем алейхем симон дубнов синагога война
Хмельницкий восстание
Предыдущая статья 90 Назад к Солженицыну индекс 902
ВОССТАНИЕ ХМЕЛЬНИЦКОГО
Памятник Хмельницкому в Киеве
Эта польская идиллия была сильно поколеблена в 1648 г. казачьим восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого, которое в конечном итоге повлекло за собой множество массовых беспорядков и массовых беспорядков, повлекших за собой поляков и повороты с участием Швеции, Литвы, Трансильвании, крымских татар и даже Османской империи привели к тому, что Восточная Украина, включая Киев, была включена в состав России, сначала на полуавтономной основе в качестве казачьего «гетманства», развитие, которое могло можно рассматривать как начало превращения России в Российскую империю.
Я не совсем понимаю, почему тогда 1667 год, а не 1772 год не следует считать датой включения значительного еврейского населения в состав Российской империи. Согласно записи в Википедии «История евреев в Киеве»: «После русской оккупации в 1654 году евреям не разрешалось селиться в городе. Этот запрет был снят только в 1793 г. после третьего раздела Польши г. [sic. третий раздел был, как мы видели, в 1795 г.]. Поляков говорит, что между 1648 и 1668 гг.0035 ‘ни одного еврея не осталось на левом берегу Днепра — тех, кого пощадили, продали в рабство туркам… десятков тысяч, может быть, до 100 000…» (с. 399). Днепр стал пограничной линией между тем, что осталось от Польши после 1667 г., и Российской империей (что несколько сбивает с толку, «левый берег Днепра» — это область на востоке, в направлении России. Когда мы смотрим на карту, это область, на которой право). Тем не менее Поляков также говорит, что в 1727 г., когда Екатерина I (вдова и наследница Петра Великого, не путать с Екатериной II Великой) хотела изгнать евреев из Украины и России «это касалось тех еврейских лавочников и ремесленников, чью укорененность в местной экономической жизни я уже описал. В этих условиях, как только они попытались их выслать, возникли серьезные осложнения, и гражданские и военные власти были вынуждены делать многочисленные исключения, чтобы избежать более серьезных нарушений». (стр. 420). Значит, они все еще были там. Солженицын, кстати, описывая то же событие — попытку Екатерины изгнать евреев — просто констатирует, что оно длилось недолго, без объяснения причин.
Тем не менее восстание Хмельницкого оказало огромное влияние на евреев в экономическом и культурном отношении в Польше и польской Украине: ‘Со второй половины XVII века они уже не были главными банкирами страны — эта роль перешла к христианам капиталистов, прежде всего религиозных общин, церквей и монастырей, чье богатство, в основном земельное, осталось нетронутым. Евреи, как общины, так и отдельные лица, были им в долгу; Хроническая задолженность кагалов из-за их отчаянных попыток поднять с мели еврейскую экономику стала серьезной социальной проблемой для Польши и продолжала усугубляться до конца восемнадцатого века.