Богатырь у камня: Богатырь на распутье | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Содержание

Богатырь на распутье | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

            На распутье люди начертали
            Роковую надпись: «Путь прямой
            Много бед готовит, и едва ли
            Ты по нём воротишься домой.
            Путь направо без коня оставит –
            Побредешь один и сир и наг, –
            А того, кто влево путь направит,
            Встретит смерть в незнаемых полях…»

            И. Бунин. На распутье, 1900

Если человек делает то, что другие делать не хотят, это не значит, что он хочет это делать. Просто он не может этого не делать. А другие могут. Вот тут-то и расходятся их пути. Один идёт влево, другой вправо.

На распутье столб. Или камень. Древний ориентир, оставленный достопамятными временами. Деревянному столбу может быть и две сотни лет. А камню и два тысячелетия. Всегда озадачивает это сказочное распутье, предлагающее выбор, где нечего выбирать. Озадачивает перечень предлагаемых путей. Иногда их два. Иногда три.

Сказка «Иван-царевич и Серый волк» так рисует картину:

…На распутье том увидел столб, а на столбе такую надпись: «Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден, и холоден; кто вправо поедет, будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет, сам умрёт, да конь его жив будет».

Сказка «Два Ивана — солдатских сына» предлагает иную версию:

…Приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбе написано: «Кто вправо поедет, тот царём будет»; на другом столбе написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».

Перед камнем путник. Богатырь, витязь, Иван-царевич. Или несколько путников, по счёту дорог, идущих от камня: два брата, два богатыря, три богатыря. Но никогда на распутье не выходит женщина. Почему? Вопрос не праздный. В сказках много путешествующих женщин — старух, девушек, девочек, — но пути не приводят их к распутью. Видать, не женского ума это дело.

На камне надпись. Если два пути — выбор жёсткий. Если три — остаётся компромисс.

Но никогда не возникает мысли не ходить предлагаемыми путями и вернуться восвояси. Здесь все идут только вперёд. Также никогда не возникает мысли пойти всем вместе по одному пути. Отсюда все идут поодиночке.

Три пути расходятся в три стороны. Казалось бы, распутье — заурядный эпизод в перипетиях героя, незаметный на фоне последующих ярких событий — удач, промахов, обретений, превращений. Но мысленно перебирая цветную ткань сказки, понимаешь, что именно здесь, на распутье состоялась судьба героя. Задолго до того, как он достиг своей цели и осознал своё предназначение.

К распутью приводит дорога

Она началась сразу за воротами родного дома. Проделав длинный путь и выехав в незнакомые дикие места, путник внимательно рассматривает всё, встречающееся на пути.

Он издалека заметит дорожный знак и, подъехав ближе, непременно остановится, чтобы подумать и сделать свой выбор. Мудрость статична. В этот миг замирает всё — трава, небо… А больше ничего нет. Ни человека, ни птицы, ни дерева. Отчего же такая пустота и тишь? Словно здесь край света, за которым тьма неведения. Словно дорога упирается в пограничный знак, отмечающий территорию другой страны, живущей по другим законам. Так оно и есть.

Поэтому в помощь путнику на камне выведена надпись. Глянув на неё, он сразу понимает, что сулит ему каждый из путей, идущих в неведомое.

Кто поставил камень? Более того, кто сделал на нём надпись? Положим, камень мог оказаться здесь и сам по себе. Он мог торчать в чистом поле, видный с большого расстояния, притягивающий к себе взгляд, а за взглядом путника. Не исключено и то, что камень мог быть заброшен сюда каким-нибудь волшебным образом. Интересно, а что было раньше? Камень, от которого разбегалась рукавами дорога, или перекрёсток дорог, который для приметы отметили камнем? Одни вопросы. Но все они бледнеют перед вопросом: кто сделал надпись?

Роковая надпись

Люди начертали… Какие люди? Кто мог знать, что сулит каждая из трёх дорог? Ведь никто не вернулся. Никто не приходит на распутье повторно. Сказка не знает таких примеров. Не каждый оказывается на распутье, но тот, кто вышел туда, кто в задумчивости остановился перед камнем, разбирая древние знаки, тот раз и навсегда принимает решение, каким путём идти дальше. Выбранный путь уводит от распутья к намеченной цели, навстречу судьбе. Путник или погибнет или победит, но никогда не вернётся сюда вновь… Но если не люди сделали надпись, то кто? Или она была на этом камне испокон веку? Распутье… Распятье…

Да… А на каком языке сделана надпись? И как путник её прочтёт? Невозможно поверить, что каждый, кого сказка вывела на распутье, умеет читать, более того, умеет разобраться в древних письменах, выдолбленных на камне. Спросить некого. Ни мудрого старца, ни говорящей птицы. А ведь из тех, кто оказался перед камнем, реально могут быть грамотны лишь монахи да царевичи. Но среди путников встречаются и солдатские сыновья, и воины, и дураки. И все они без исключения, сразу прочли надпись на камне.

Сказка ни на секунду не замедляет темпа в месте, где герой изучает надпись, она делает паузу лишь тогда, когда вооружённый знанием герой принимает решение, как поступить.

Камень-скрижаль. Надпись на нём нерукотворная. Несомненно, она сделана для людей. И кто бы ни написал её, он обращался к путнику на человеческом языке. А может, под пристальным взглядом путника трещины и выбоины камня, замшелая кора столба волшебным образом складывались в начертания, внятные путнику. Либо, что более вероятно, герой и без надписи понял, что подстерегает его на каком пути. Ведь начертаны могут быть не только слова, а и любые условные знаки, доступные расшифровке, — рисунки, символы. Герой не сомневается в точности сведений, полученных от камня-скрижали, он сознательно выбирает одно из направлений, точно зная почему.

Удивителен механизм понимания надписи, достижения истины, который в сказке изложен в обратной последовательности, в обратной перспективе. Сказка говорит, что путник читает надпись, и из неё извлекает знание о путях. Но на деле всё наоборот.

Путник приближается к распутью, издалека разглядывая, изучая дельту дороги, разбегающуюся за камнем в две или три стороны. Один путь хорошо натоптан. Другой прочитывается слабее. А третий едва различим, только белые кости и черепа белеют вдоль него, обозначая направление. Путник заранее знает, что написано на камне. Он не сомневается, – на камне написано о том, что он сейчас увидел своими глазами.

На камне написано то, что очи видят… Очевидное.

На камне написана истина. Прописная истина.

Итак, три пути

По какому ни пойдёшь, пойдёшь в одиночку. Сказка лишает героя свидетелей. Едва путники, — сколько бы их ни было, два, три, — подъехали к распутью, они перестают быть единой группой. С этого момента каждый наедине с самим собой. У каждого своя дорога. Роковая надпись оглашает варианты направлений:

«…Путь прямой много бед готовит, и едва ли ты по нём воротишься домой…»

Этот путь включён в перечень для количества, а вернее для того, чтобы размыть границу между «да» и «нет», между белым и чёрным, между «Кто вправо поедет, тот царём будет» и «Кто влево поедет, тот убит будет». Его невнятная характеристика лишена остроты, способной увлечь или подзадорить. На поверку по этому пути никто не ходит. Он и местность вокруг него — нейтральная полоса между противоположностями.

«Путь направо без коня оставит…»

Характеристика, указывающая на худшее из всего возможного, что случится с поворотившим направо, прельстившимся возможностью достичь пределов желаемого: «Кто вправо поедет, тот царём будет». Две такие несхожие характеристики этого пути не противоречат, однако, друг другу. Обе указывают на то, что жизнь путника будет сохранена, но с той или иной потерей других реальных ценностей: времени, сил, коня.

Путь направо — самый хитроумный из предлагаемых. Именно он детально сканирует характер того, кто делает свой молчаливый выбор перед камнем или столбом. Это путь компромисса. Его выбирает рациональный человек, имеющий резоны идти самым простым путём, ведь даже на нём неизбежны трудности, пока не известные.

Путь направо заключает в себе потаённое зло, не явное, завуалированное. Двинувшийся в этом направлении вступает в сделку со злом. Сказка раскрывает два принципиальные варианта. В одном случае предлагаются незаслуженные богатство и наслаждение, — заманивая в свои тенета, зло соблазняет дармовщиной, умалчивая о неизбежной расплате. Недальновидный путник забывает простую истину: если тебе что-то сделают бесплатно, потом это обойдётся очень дорого. В другом случае путнику предлагается спастись, пожертвовав конём.

В русских сказках конь не просто большое преимущество, а верный товарищ путешественника. Однако распутье не позволяет уклониться от решения. И верный товарищ приносится в жертву. Жизнь спасена ценой жизни друга. И как бы ни был нам дорог Иван-царевич, но приходится признать, что в основе его успеха лежит предательство.

Многие путники идут направо. Они не герои, не богатыри, и никогда ими не станут. Им надо выжить, выкрутиться, сумев ухватить, что плохо лежит, и сбежать подобру-поздорову. Но одни из них просто глупцы, польстившиеся на дармовщину и попавшие в ловушку, а другие — трусы, ускользающие из ловушки путём предательства.

Сказка никогда не упрекает своих героев в этой слабости. Она ни единым словом не указывает на позор, которым покрывает себя путник, ушедший по лёгкому пути, путник, «сделавшийся злодеем по слабости характера, а не по влечению ко злу»

1. Предательство здесь — принудительный выбор, вынужденная жертва, его можно объяснить и простить.

Не прощается подлость, — что есть сознательно выношенное предательство, злой умысел. Но ни один из тех, кто вышел на распутье, не подлец. Это простые обыватели, которых судьба заставила бродить по белу свету.

Сказка прощает им их человеческую сущность, их мелочность, жалеет их за бескрылость, она сочувственно выручает их из беды, утешает подарками в конце мытарств. Они не задумываются, что там, где обещаны богатство и блаженство, они ежесекундно будут лицом к лицу с неизвестностью, что всё может оказаться хуже, чем обещано, что в какой-то момент зло непременно подстережёт их, не готовых к бою. Эти путники — незрелые личности, доверчивые дети по сравнению с тем, кто осознанно поворачивает влево.

«А того, кто влево путь направит, встретит смерть в незнаемых полях…»

Невзирая на категоричность грозного пророчества, всё же отыскивается путник, который пускается по худшему из путей. Наше недоумение увеличивается, когда мы узнаём, какие слабые основания он приводит: «…Поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться?» Что за прихоть, проверять ценой своей жизни верность предсказания своей смерти?

Так же Святогор спрашивает:

«Скажи мне, молодой Микулушка Селянинович, как мне разузнать о судьбе своей?» — И получает ответ: «Поезжай-ка, богатырь, всё вперёд до распутья, а потом возьми влево к северным горам. Там у горы стоит под деревом кузница, увидишь в ней кузнеца, он тебе расскажет всю правду о судьбе твоей».

Путь налево предназначен лишь для богатырей. Только богатыри и выбирают его.

Или сам путь выбирает их. В сказке богатырь никогда не погибает на этом пути. Так что же, надпись на камне — блеф? Возможно. Зло трусливо и лениво. Грозное пророчество, начертанное на камне, — всего лишь способ запугивания, придуманный злом, которое живёт-поживает в тиши, это способ избавиться от лишних ходоков и соглядатаев. Редко кто решается потревожить зло в его логове. Но уж если потревожит, будет бой. Богатырь к бою готов. Бодр, собран, уверен в себе. А зло не готово.

На этом пути всё наоборот по сравнению с путём направо. Плохое здесь всегда выступает плохим, в отличие от пути направо, где оно выступает под личиной хорошего, обещая удовольствия и благополучие.

Богатыря не проведёшь, он знает, что обеспечить благополучие труднее, чем подстроить смерть. Богатырь прямолинеен и путь выбирает соответственно характеру, — где обещанное соответствует ожидаемому. Выбирает путь, где хуже быть не может, и, соразмеряя его со своей богатырской силушкой, принимает вызов. Если этот путь и обманет, то в сторону облегчения задачи. На этом пути всё может меняться только к лучшему.

В русских народных сказках источник доброй силы неочевиден. Очевидны лишь носители добра — безымянные люди, звери, птицы, даже предметы. Но гибнет птица или зверь, исчезает клубок, умирает старушка, а добро остаётся существовать и вершить великие и прекрасные дела.

У добра коллективная душа, и если даже кто-то из его верных служителей падёт в схватке со злом, добро всё равно останется, и его понесут по белу свету другие люди, звери, птицы, предметы. Зато злые силы всегда конкретны, имеют имена: баба-Яга, Кощей бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник. И масштаб их зла также конкретен и ограничен их колдовской силой. А когда источник злой силы очевиден, устранение его устраняет и зло, от него исходящее.

Богатырь ищет схватки со злом. Победа над злом — его цель. А наживка на крючке, который он забрасывает в логово зла, чтобы выманить его на бой, — его собственная жизнь. Чем больше обещанное зло, чем оно ближе, тем ближе к цели богатырь, стоящий на страже добра и справедливости.

Но зло сильнее добра. Для любого недоброго дела легко находятся исполнители. Трусость сильнее смелости, лень сильнее умения, бездействие сильнее решимости. В схватке добра со злом, зло всегда побеждает, подло используя запрещённые приёмы, которые как недостойные отвергает добро. Но если на сторону смелости, таланта, решимости, добра встанет богатырь, он сделает их сильнее трусости, лени, бездействия и зла.

Богатырь действует по доброй воле, по зову совести. Ему нет нужды уметь читать надписи на камне. Камень взывает к нему на языке совести. Говорящий камень. Перед ним каждый встаёт лицом к лицу с самим собой. Задумываясь, вчитываясь в себя. На распутье путник принимает принципиальное решение: на чью сторону встать. Он должен решить: дать злым силам свободу вершить зло или дать им отпор, объединившись со смелостью, умением, решимостью, добром.

«…Две дороги, два неизбежные пути: отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твоё своекорыстное я, дыши для счастия других, жертвуй всем для блага ближнего, родины, для пользы человечества, люби истину и благо не для награды, но для истины и блага и тяжким крестом выстрадай своё соединение с богом, твоё бессмертие, которое должно состоять в уничтожении твоего я в чувстве беспредельного блаженства… Что? Ты не решаешься? Этот подвиг тебя страшит, кажется тебе не по силам?.. Ну, так вот тебе другой путь, он шире, спокойнее, легче; люби самого себя больше всего на свете, плачь, делай добро лишь из выгоды, не бойся зла, когда оно приносит тебе пользу»2.

Для богатыря, вышедшего на распутье, единственно возможное решение — вступить в союз с добром против зла. Злые силы предстают в сказке в разных обличиях, и богатырь бьётся с ними, стремясь уничтожить зло, которое они несут. А они несут Смерть. Вот суть зла. Концентрат зла. Смерть есть прямая цель богатыря.

Любой из жизненных путей приводит к смерти, к концу жизни. Всякая жизнь рано или поздно заканчивается смертью. Стоя перед камнем, богатырь силой своего живого духа сначала побеждает зло в себе самом, отбрасывая сомнение, слабость — страх собственной смерти. А после кратчайшим путём идёт в том направлении, где встретит Смерть как олицетворение и средоточие зла. И надпись на камне говорит не о смерти богатыря, а о Смерти, которая есть суть зла, с которой надо биться за Жизнь.

Мы, русские люди, способны выжить, вытерпеть, выдюжить только объединившись. Это подтверждено многовековой историей, опытом предков, личным опытом. Мы с молоком матери впитали глубинную суть нашего русского коллективизма. За это нам пеняют европейцы, видящие здесь опасную склонность к единодушному массовому подчинению внезапным идеям, ведущим к разрушениям, к революциям.

Но сказочное распутье разъединяет сплочённых путников, принуждает разойтись.

Тому, кто готов совершить рывок, надо остаться одному, сбросив балласт общественного мнения, покинув сомневающихся и ленивых, оспорив неоспоримое. Богатырь на распутье погружён в тяжёлые раздумья. Но это не страх за свою жизнь, не сомнения в правильности выбора. Это осознанная печаль человека, принявшего решение выйти за пределы общепринятого. Одно из самых печальных занятий в жизни — избавляться от иллюзий, впитанных с молоком матери.

Примечания:

1Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. «Статьи и рецензии» (Литературные мечтания), М.: ГИХЛ. 948. Т. 1. С. 20.
2Там же. С. 18.

Былинный камень, у которого богатыри выбирали дорогу, нашли под Переславлем

Былинный камень, у которого богатыри выбирали дорогу, нашли под Переславлем

Переславль-Залесский, похоже, ждет сенсационное открытие. Возможно, что именно здесь, недалеко от города, находится тот самый былинный перекресток, на котором в раздумьях останавливался еще Илья Муромец! История темная, и она вовсю гуляет по просторам Интернета. Правда это или лишь выдумка, сказать сложно. Но тем не менее — интересно. Ведь за каждой сказкой скрывается какая-то история. Так и хочется поверить — а вдруг…

По рассказам в Сети, загадочный камень обнаружил некий астраханец-перекрестковед Кирилл Остапов.

— Несколько лет меня глодала мечта — найти тот самый легендарный перекресток с камнем и надписью: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь — жив будешь, да себя позабудешь», — рассказывает он. — На самом деле такие камни-указатели реально существовали в древние времена. Как правило, их устанавливали на перекрестках дорог и на межах.

По словам Кирилла Остапова, профессию «перекрестковеда» ему передал по наследству дед. Сейчас таких мастеров — людей, умеющих «слышать» перекрестки и определять, не испорчены ли они злыми людьми и проклятиями (такие крестознавцы точно были), в стране остались единицы. Видимо, из-за невостребованности. А вот в древней Руси эти мастера пользовались большим спросом, их специально приглашали проверять городские и сельские перекрестки. Мастер устанавливал на перекрестке деревянный столб с перекладиной и подвешивал три колокола, а затем бил в них особым способом. По звучанию колоколов определял: добрый перекресток или злой, счастье здесь ждет человека или беда.

Остапов исследовал множество перекрестков, чтобы дар не терять. И вроде даже гаишники к его советам прислушивались — на самых опасных участках ставили дополнительные дорожные знаки. Но искать былинный перекресток мастер отправился в Ярославскую область.

— Так как в былинах этот столб чаще всего связывают с именем Ильи Муромца, я и подумал, что искать указатель надо под Переславлем-Залесским, — говорит Кирилл Оспапов. — По преданиям, богатырь Илья с 1157 года служил в войске Владимирского князя Андрея Боголюбского, защищая владения ростово-суздальских князей. Их переславские земли были самыми беспокойными из-за частых набегов кочевников, и именно здесь князь возводил свои богатырские пограничные заставы. Камень с надписью, очевидно, находился недалеко и стоял в смертельно опасном для всякого конного и пешего месте.

Приехав в Переславль, Остапов внимательно изучил сводки ГИБДД и криминальную обстановку в районе и стал искать. Примерное место расположения камня-указателя определил сразу — в сторону от трассы М-8, дорога на Никитский тракт. Со своими колокольчиками он обошел пешком несколько километров и, наконец, в самой чаще дубового леса наткнулся на странное место. Как ни бил мастер в колокола, они категорически отказывались издавать звуки. И вдруг Остапов заметил небольшой холмик, весь заросший мхом. Очистив упавший столбец от земли, увидел на гранях камня полустертые изображения: всадников, копье, ворона и полузакрытого глаза. Лишь у самого основания камня он разглядел надпись: «Деко по маркуши», что у древних славян означало — колдовать против зла.

— Вероятно, у этого камня уже пытались провести обряд очищения, но до конца снять проклятия не удалось, — уверен «перекрестковед» — Это подтвердили мои колокольчики.

Одна стрелка на указателе — та, что налево — как раз указывает на трассу Москва-Холмогоры и самый аварийный участок, полузакрытый глаз указывает путь направо — дорога к известному в Переславле валуну — Синему камню у Плещеева озера. Указатель прямо — к самому городу Переславлю, где и случались набеги кочевников. И хотя этот перекресток уже не используется, Остапов все равно намерен снять с этого места проклятия. И собирается в этом году еще раз приехать в Ярославскую область.

— Поворот с федеральной дороги к Никитскому монастырю, действительно, один из аварийных, — подтвердила старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД города Переславля Любовь Хохлова. — Машины тут бьются регулярно, пешеходов сбивают. В прошлом году погиб велосипедист. Но нельзя сказать, что причины этих ДТП связаны с какой-то магией. Как правило, всему виной — человеческий фактор. Водители превышают скорость, а пешеходы на свой страх и риск перебегают дорогу в темное время суток.

Аварийный участок в Переславле-Залесском

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Впрочем, как выяснилось, гаишники вовсе не чураются магии и также верят в чудеса. По словам сотрудников ДПС, на трассе М-8 случаются довольно загадочные ДТП. Например, абсолютно трезвый водитель на исправном автомобиле по непонятным причинам вдруг выезжает на «встречку» и попадает в страшную аварию. Жуть! Что касается мастера-перекрестковеда, то об его услугах в областном управлении ГИБДД обещали подумать. Ради безопасности дорожного движения — все меры хороши.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самые аварийные перекрестки Ярославля:

1. Лениградский проспект и улица Волгоградская.

2. Московский проспект и Юго-Западная окружная дорога.

3. Большая Октябрьская и проспект Толбухина.

Камень Богатырь (Богатый) в Староуткинске ⋅ Река Чусовая

Расстояние от камня Собачьи Ребра
50 кмСовременные данные из карты-лоции «Река Чусовая»
48 кмСоветские измерения для Всесоюзного маршрута № 58

Камень Богатырь (Богатый) находится на левом берегу реки Чусовой в 50 километрах от камня Собачьи Ребра в селе Слобода. Камень расположен в черте Староуткинска — довольно большого поселка городского типа.

Камень Богатырь — отрог Киргишанского Увала, который разделяет долины рек Чусовая и Утка. До XIX века камень назывался Богатым.

Высота этого достаточно живописного камня достигает 30 метров. На нем можно увидеть гладкие, словно отполированные стенки. Это не что иное, как следы древнего ледника.

Камень Богатырь — геологический и историко-литературный памятник природы. Его упоминал в своих произведениях писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На вершине камня — местное кладбище. На нем можно увидеть много старообрядческих крестов. В прошлом на камне стояла часовня.

С вершины открывается красивый вид на реку Чусовую, реку Дарью, впадающую напротив, и гору Сабик.

В первой половине XX века на правом берегу реки напротив камня работала лесопилка. Около нее была гавань, которая обычно была заполнена сплавным лесом. Плывущим по Чусовой туристам приходилось обносить ее почти два километра по берегу.

Перед камнем Богатырь реку Чусовую пересекает ветхий деревянный мост. Плыть под ним нужно осторожно. Было немало случаев, когда туристы рвали под ним лодки о торчащие острые предметы. Этим мостом заканчивается длинный Староуткинский плес.

От камня начинается Дарьинский перебор, за камнем Чусовую пересекает автомобильный мост.

Чтобы побывать на камне Богатырь, не обязательно сплавляться по реке Чусовой. Можно просто приехать в поселок Староуткинск на автомобиле или автобусе. Помимо этой скалы в Староуткинске есть и другие достопримечательности.

Картина «Витязь на распутье» Васнецова. Описание картины

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Богатырь на Распутье

Николай Овчинников — один из активных деятелей московской художественной жизни второй половины 1980-х годов, участник знаменитых мастерских в Фурманном переулке и рок-группы «Среднерусская возвышенность». В конце 1980- х, в период глубоких исторических перемен, возникает необходимость посмотреть на историю страны в целом, обнаружить что-то неизменное и преемственное. Взяв за основу классические образы старой России, Овчинников наложил на них неожиданные визуальные элементы, знаки, которые выявляют конфликтную природу традиционной культуры, содержащуюся в ней мораль, превалирующую над поэтикой образов.

Представленная работа Николая Овчинникова «Богатырь на распутье» 1989 года заимствует сюжет картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье» 1882 года из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Илья Муромец стоит у древнего камня, надпись на котором предлагает ему выбрать путь. От этого зависит его дальнейшая судьба: ждет ли его горе или счастье, гибель или жизнь и богатство. Васнецов скрыл окончание фразы, оставив лишь начало, сулящее смерть. Мысли о смерти навевает и весь остальной пейзаж: парящий над камнем ворон, человеческие и лошадиные кости. В варианте Овчинникова надпись не видна совершенно, но в композиции возникает огромный ярко-красный знак вопроса, который делает все остальные аспекты картины незначительными. Символизм сюжета — необходимость выбора — приобретает плакатную выразительность.

В интервью начала 1990-х годов Овчинников отмечал, что для русской культуры характерно назидательное начало: «Как мне кажется, русскому искусству всегда была свойственна презумпция этического начала над эстетическим». Ностальгический псевдоархаичный стиль Васнецова оказывается лишь оберткой для сложной метафизической проблемы выбора. Овчинников демонстрирует, что эстетика картины подчинена необходимости поставить перед зрителем вопрос, и художник в свою очередь ставит его буквально — в виде огромного знака. Овчинников иронично заставляет богатыря навсегда остаться на перепутье, не давая зрителю никакого шанса увлечься былинной романтикой старины.

На похожем перепутье находилось в период перестройки и все российское общество. Богатырь оказывается символом страны, народа, перед которым простирается неизвестность. До сих пор не утихают разговоры о том, что после падения СССР многие люди ощущали себя потерянными, не понимая, во что верить, какую власть выбрать, как правильно жить, как зарабатывать, к чему стремиться, как относиться ко всему новому западному. В былине камень на распутье предлагает, казалось бы, однозначные варианты выбора, но ни один из них не сбывается до конца. Пути оказываются мнимыми, а судьба непредсказуемой.V

В.М. Васнецов — Витязь на распутье


Витязь на распутье

1882г, холст, масло, 167×299 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 38

Ехал богатырь но своим богатырским делам. Заехал в широкое поле. Над полем — недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:

Налево ехати — богату быти,
Направо ехати — женату быти.
Как прямо ехати — живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался…

Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину «Витязь на распутье», он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу.

Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа — в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.

1878 год, когда художник представил на передвижной выстваке картину «Витязь на распутье» оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции «Витязя».

В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-«вещуном» посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.

Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизится к эпическому строю былинного сказа.

Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.

 

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

План

  1. В.М.Васнецов
  2. Витязь
  3. Небо
  4. Моё впечатление

Художник В.М.Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке» и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!

Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати». Но куда же ехать, если не сюда? Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.

Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.

Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Сочинение по картине «Витязь на распутье» Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.

Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога — туда, где не быть живому.

Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо — смерть.

Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине витязь на распутье
  2. сочинение по картине васнецова витязь на распутье
  3. сочинение витязь на распутье
  4. витязь на распутье сочинение
  5. сочинение на тему витязь на распутье





Глоссарий

Глоссарий Глоссарий к «Эпосу»

алтын: Копейка.

Апраксия / Апраксевна: Обычно жена князя Владимира, но иногда. его дочь или племянница.

атаман: Первоначально термин для казачьего атамана.

зубра: свирепый и большой европейский дикий бык, вымерший в шестнадцатом веке. век. Его огромные рога использовались как сакральные предметы и как питьевые чашки.

баба: слово для крестьянки, ныне уничижительное в литературном языке.

богатырь: Имя героя в русских былинах.

богатырка: Женщина-воин.

боярин: представитель аристократии Киевской и Московской Руси.

братчина: Учреждение или братство, которое было языческим по происхождению, но в современном мире. раз был пристроен к приходской церкви и устраивал застолья по религиозным праздникам, якобы для сбора пожертвований.

Бурко / Бурушко: традиционное название волшебного гнедого коня, часто встречающееся. в былинах и волшебных сказках.Смотрите также «Косматушко».

Чернава: Часто имя молодой служанки в эпосах. Она может появиться в решающий для героя момент и может ему помочь.

Черкес: Обычно во фразе «Черкесское седло» как указание. качества. Черкесы — народ, проживающий на Северном Кавказе.

крест Ливана: неясное упоминание, которое может относиться к Леванту, Ливану, или кедр ливанский; обычно подразумевает святой крест с магическими качествами.

Долгополь: Редкий богатырь, чье имя означает «длинные юбки», т.к. в хвостах пальто.

дружина: Княжеская или богатырская свита.

локоть: Единица измерения, составляющая около двух футов.

обхват: мера того, насколько человек может обнять.

Золотая Орда: довольно позднее название татар вдоль реки Волги.

золотых свадебных короны: Во время русской православной свадебной церемонии золотые. короны держат над головами пары.

серый / белый горящий / скорбящий камень: таинственный символ, обозначающий горе, несчастье, и смерть.

гривна: десять копеек.

грош: Дву двушка.

гусли: струнный инструмент, напоминающий гусли, щипковый.

шляпа греческой земли: шляпа, которую носили паломники, особенно после посещения святые места в Греции.

орда: обычно относится к татарской Золотой Орде, но может также относиться к любой группе. людей.

калач: Самый лучший хлеб из белой муки.

калики переходье: странствующие религиозные паломники, которые в девятнадцатом веке исполняли свои песни в церковные праздники и на ярмарках, прося милостыню.

Косматушко: Название лохматой лошади, часто обозначающее волшебную лошадь. Сравнивать «Бурушко».

Хвалынское море: древнее название Каспийского моря.

Латырь / Алатырь камень: легендарный священный камень, который иногда появляется на русском языке. фольклор.

Литва: Название в эпосах часто указывает на чужую страну в целом.

Богородица: имя Девы Марии в Православной церкви.

опричнина: Отдельное управление государства, созданного Иваном Грозным. разобраться с подозрениями в предательстве. Опричнина существовала с 1565 по 1572 год.

Почай или Река Почайна: река, которая в древности впадала в Днепр. Киев, но давно исчез; по легенде место, где население крестился в 988 году.В эпосах река может быть зловещим местом, обозначающим границу. между двумя мирами.

Подольская земля: Подольский край расположен на западе центральной Украины. В былинах Подолье может представлять собой другое название иностранного государства в целом.

поляница: Это существительное имеет несколько возможных значений: богатырь, группа богатырей, или женщина-воин.

пуд: мера веса, равная тридцати шести английским фунтам.

Князь Владимир: Центральный киевский князь, вокруг которого сгруппированы русские богатыри в былинах, но без какого-либо конкретного князя.

радуница: Вторник недели после Пасхи, когда поминали. своих предков, посетив кладбище.

стихов религиозного содержания: исполненные песни на различные религиозные темы. странствующими паломниками.

сажень: Единица измерения, равная примерно семи футам.

семь видов шелка: шелк высшего качества, возможно, с волшебными ассоциациями из-за священной цифры «семь».

shako: военная шляпа восемнадцатого и девятнадцатого веков, анахронизм в былине.

Шемаханский шелк: Шемаха был городом на севере Кавасаса. Эпитет обозначает что-то восточного происхождения и высокого качества.

скоморох: средневековый русский менестрель.

скоморошина: Общее название группы сатирических песен, которые были относят к скоморохам.

Смородина: река, где герой может встретить своего противника; это может обозначить границу между миром живых и миром мертвых.

Сорочинские горы: Буквально «Сарацинские горы».

размах: величина, которую может дотянуть «рука», или около девяти дюймов.

присяжный брат / кровный брат: В русском языке это может означать, что двое людей обменялись крестами.

Татарское иго: русский термин, обозначающий период татарского владычества. начиная примерно с 1240 г. с падением Киева и заканчивая где-то в первой часть шестнадцатого века.

царский трактир: в определенные периоды весь алкоголь продавался через заведения. контролируется правительством, выражение, появившееся только после коронация первого царя в 1547 году.

царевич: Царский сын.

царевна: Царская дочь.

царица: Царская жена.

Царьград: древнее русское название Константинополя до захвата города. турками и переименовали в Стамбул.

Турецкое море: В русском фольклоре Турецкое море представляет собой Черное море.

улан: Имя татарского чиновника или сановника.

верста: мера длины, составляющая около двух третей мили.

Варяжское море: старинное название Балтийского моря.

воевода: архаичный термин для генерала или губернатора города.

Куст ивы: Куст ивы часто является символом смерти.

ярлык — документ, в котором татарский хан даровал привилегии русскому князю; может означать просто «письмо».»

Bogatyr ‘дома для отдыха и домов в Самарской области

Bogatyr’ домов для отдыха и домов в Самарской области | AirbnbПропустить к содержанию

Сожалеем, некоторые части веб-сайта Airbnb не работают должным образом без включенного JavaScript.

Найдите и забронируйте уникальное жилье на Airbnb

Аренда на время отпуска в Богатыре с самым высоким рейтингом

Гости согласны: такие варианты проживания высоко ценятся за расположение, чистоту и многое другое.

Отдельная комната · 4 гостя · 1 кровать · 1.5 санузлов

Уютный номер в Эко-доме «Макошь» Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном доме в центре живописного и экологически чистого Самарского Лукинского заповедника. У нас есть собственное производство эко-продуктов и собственная небольшая пекарня. Над производством находится гостевая комната (около 20 кв.м.) с видом на Волгу и горы, которую мы предлагаем как для отдыха, так и для выходных.

Сдается целиком · 5 гостей · 3 спальных места · 1,5 ванны

Квартира в живописном уголке Жигулевских горУютная, меблированная квартира в аренду.Есть все необходимое для комфортного отдыха и длительного проживания до 5 человек в поселке Солнечная Поляна, который находится в живописном месте на берегу Волги, у подножия Жигулевых гор в глубине поселка. Квартира привлекает искушенных ценителей комфорта, уюта и оригинальности. Это отличный вариант для тех, кто хочет отдохнуть от давления каменных джунглей. Все в точности как на фото

Шале целиком · 4 гостя · 2 спальных места · 1 ванная

Шале Mountain ViewНовое шале прямо напротив Волги и Жигулевских гор.Идеальное месторасположение — 15 минут от аэропорта, недалеко от Самары. Первая линия и собственный пляж. На первом этаже — русская баня. Все шале отделаны традиционным деревом.

Сезонная аренда на любой стиль

Получите пространство, которое подходит именно вам

  • Дома

    Комфортабельные места со всем необходимым

  • Отели

    Стильные номера и удобства

  • Уникальное проживание

    Помещения, которые больше, чем просто место для сна

Популярные удобства для аренды на Богатырь

Другая отличная аренда на время отпуска в Богатыре

      · Волжский

    Уютный деревянный дом с видом на Жигулевские горы

    67 $ / сутки

    67 $ / сутки
    1. Жилой дом целиком
    2. · Береза ​​

    Экологичная душевая

    $ 119 / сутки

    119 $ за сутки
    1. Жилой дом целиком
    2. · Зольное
    3. 901 96

      Верный Курс Коттедж

      183 $ / сутки

      183 $ / сутки

      GO- для ВОЛГИ — глэмпинг со всеми удобствами

      34 $ / сутки

      34 $ / сутки
      1. Жилой дом целиком
      2. · Самара

      Уютный современный дом

      68 $ / сутки

      68 $ / сутки
      1. Сдается квартира целиком
      2. · Самара

      Дизайнерская квартира в красивом месте

      21 $ / сутки

      21 $ за сутки

      Мансардный этаж в коттедже

      $ 10 / сутки

      $ 10 за сутки
      1. Жилой дом целиком
      2. · Курумоч

      Баня

      38 $ / сутки

      38 $ за сутки
      1. Отдельная комната
      2. · Ширяево

      Сдам сутки / дом

        90 $ 20 $ за сутки

        90 $ 20 / сутки Жилой дом целиком

      1. · Малая Царевщина

      Коттедж у Волги (15 мин езды до аэропорта) )

      125 $ / сутки

      125 $ / сутки
      1. Жилой дом целиком
      2. · Самара

      Дом в лесу

      66 $ / сутки

      66 $ / сутки
      1. Сдается целиком
      2. · Самара

      Двухкомнатные квартиры на 5 этаже

      25 $ за ночь

      25 $ за ночь

      Ближайшие направления

      Малая Царевщина10 миль © 2021 Airbnb, Inc.Все права защищены

      Илья Муромец — stonecarving.ru

      Замечательные рассказы о подвигах выдающихся героев эпических поэм — богатырей — веками передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков на Древней Руси. Русские богатыри славятся невероятной силой и патриотизмом, они всегда стремятся защитить свою Родину и восстановить справедливость. Эти рассказы были настолько популярны, что превратились в совершенно новый жанр — былина. По сей день все знают и понимают сказки о богатырях, а иногда они служат основой для новой художественной литературы.

      Илья Муромец — один из самых популярных эпических героев. Он символ идеального воина и богатыря. Согласно источникам, сохранившимся до наших дней, он происходил из небольшого села Карачров близ города Мурома, отсюда и его имя — Муромец. В отличие от большинства персонажей подобных историй, Илья не родился героем. Напротив, он родился в типичной деревне в крестьянской семье и был инвалидом с рождения, тридцать лет провел на русской печи, не имея возможности двигаться.

      Когда Илье исполнилось 30 лет, в его деревне появилась группа бродячих музыкантов и паломников.По легенде, именно они исцелили Илью Муромца. Они просили воды, и так как вокруг не было никого, кроме Ильи, он преодолел свою слабость, встал и, выпив воду, обрел свою невероятную силу, которую он обещал паломникам, что он будет использовать для защиты своей страны от врага.

      С их благословения он отправился в войско князя Владимира. По пути он наткнулся на неподъемный камень. Однако ему удалось переместить его и найти под камнем оружие, кольчугу и лошадь.Среди самых известных подвигов Ильи — встреча со Святогором, победа над лесным чудовищем Соловей-Разбойник и три его путешествия. Было важно, чтобы он служил князю, но не из-за вассальных отношений, для богатырей было гораздо важнее служить своей родине и народу, и поэтому он добровольно уходит воевать со своими могучими противниками.

      Каждая былана неизменно заканчивается торжеством правды над несправедливостью.Илья полагается на свое спокойное отношение и опыт, а также на свою силу, стойкость и решимость победить своих врагов. Предсказание о том, что он никогда не умрет в бою, делает его сильным и бесстрашным воином.

      Именно этот строгий и торжественный образ мастера решили передать в каменной мозаике. Особенно бросается в глаза контрастная цветовая гамма композиции: черный конь, ярко-красная яшма и агат, использованные для одежды Ильи, и ослепительно белый снег.Натуральный блок арагонита в форме снежного порошка, кружащийся копытами лошади, оживляет композицию и делает ее невероятно динамичной.

      Выписка из былины об исцелении Ильи Муромца

      … Как только он выпил чашку медового напитка,

      Сердце его наполнилось богатырской силой,

      И его белое тело начало потеть.

      Калики сказал:

      «Каковы твои силы, Илья?»

      Илья поклонился старикам и поблагодарил их:

      «Чувствую в себе огромную силу».

      Калики сказал:

      «Будь великим богатырем, Илья,

      И ты не умрешь в битве;

      Бой вместе с любым богатырем

      И вместе с большой командой богатырей …

      Выписка из былины об Илье Муромце и Идолище

      Он жил со своими отцом и матерью,

      Ни на слишком долгий, ни на слишком короткий срок, на три года.

      Тогда проклятый Идолиш узнал,

      Тот неверный царь, —

      Илья Муромец отсутствовал три года.

      И тогда Идолиша задумался,

      Думая и собирая армию,

      И он собрал все татарское войско,

      Татаро-мусульманское войско,

      И когда он собрал эту силу, он пошел.

      И это татаро-мусульманское войско

      Подошли, очень близко

      В город Киев.

      Тогда Идолище вышел из своего белого шатра.

      <...> В тот день Илья Муромец почувствовал себя плохо:

      Он не мог ничего есть на обед;

      Его страстное сердце заболело,

      И его горячая кровь закипела.

      А сам Илья сказал следующее:

      «Не знаю почему, но чувствую себя плохо.

      Я больше не могу жить в своем доме;

      Мне нужно пойти, выйти в чистое поле.

      Мне нужно поехать, побывать в прекрасном городе Киев.

      Amazon.com: Картина на стене под названием Die DREI Bogatyr Виктора М. Васнецова от Celestial Images


      В настоящее время недоступен.
      Мы не знаем, когда и появится ли этот товар в наличии.
      Марка Imagekind
      Размер 32×21
      Материал Бумага
      Тема Абстрактный
      Размер дисплея элемента 0.1 х 32 х 21 дюйм

      • Убедитесь, что это подходит введя номер вашей модели.
      • КРАСКИ: Отпечатки Giclée выполняются с использованием ведущих в отрасли 11-цветных пигментных чернил Canon Lucia PRO EX.
      • БУМАГА: Все отпечатки выполняются на плотной матовой архивной бумаге плотностью 230 г / м2, что обеспечивает исключительную детализацию и цветопередачу.
      • КАЧЕСТВО: Наши отпечатки имеют качество Gicée и производятся в среде с управляемой цветом для обеспечения точности.
      • ОТДЕЛКА: Отпечатки обрезаются до ”границы, чтобы в будущем они могли матироваться. Все размеры указаны приблизительно
      • СДЕЛАНО НА ЗАКАЗ: Отпечатки производятся в момент заказа в Портленде ИЛИ.

      Что нужно знать о фестивале «Русское поле» / Новости / Сайт Москвы

      18 августа в Историко-архитектурном музее-заповеднике «Коломенское» появится русская деревня.Здесь пройдет Седьмой Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Фестиваль русского поля», в котором примут участие 57 регионов России.

      »Секрет популярности« Русского поля »в его уникальной концепции. Мы хотим показать миру красоту аутентичных русских традиций. Для этого в столицу приедут мастера, художники, повара и силачи со всей страны. Все они представляют не только свои особые навыки, но и свои регионы », — сказал начальник управления мультикультурной политики, межрегионального сотрудничества и туризма Виталий Сучков.

      Колокольный звон и народная одежда

      На Фестивале «Русское поле» помимо традиционных площадок появятся новые. Они познакомят посетителей с бытом малых городов России. Одной из новых площадок станет Монастырский двор, который будет посвящен жизни русских монастырей и приурочен к 1030-летию Крещения Руси. Гости Монастырского двора услышат, как звучат церковные колокола в разных уголках страны, от Калининграда до Камчатки.Будет установлено 56 специально отлитых колоколов. Звонящие со всей России приедут на фестиваль, чтобы исполнить свой бренд мелодичного звучания. Также гости смогут услышать выступление Большого православного хора с семью звоном.

      Maiden Row представит семь направлений работы российских дизайнеров в славянском стиле. В одном будут реплики классических нарядов, которые носили в разных провинциях. На подиуме фестиваля будет представлена ​​народная одежда, сшитая по канонам старинных ремесел.

      Гости также увидят современные наряды с этническими мотивами. На фестивале будут представлены коллекции, созданные под влиянием русского авангардного искусства, например, спортивная одежда с народными принтами. Особенностью подиума станут вечерние платья в русском стиле. Гости также увидят наряды, которые были популярны в 17 веке. Впервые будет представлено бобинное кружево. Елец, Вологда и Киров — центры этого ремесла.

      Русская филигрань, Богатырская карусель и каша из топора

      В Купеческом дворе будет представлено множество ремесленных изделий: Туманова роспись, русская филигрань, в том числе редкие, филимоновские и хлудневские игрушки, изделия из капа, бисерное плетение и резьба по камню.Впервые гости смогут проголосовать за один из региональных ремесленных домов. Победители получат награды от организаторов.

      На заставе «Богатырь» гости впервые увидят славянские силовые игры, например, «Богатырскую карусель». Чемпион мира по тяжелой атлетике Александр Тронин попытается установить рекорд в армлифтинге. Неоднократный обладатель титула сильнейшего человека России и рекордсмен Книги рекордов Гиннеса Эльбрус Нигматуллин также примет участие в программе «Богатырьская застава».На соревнованиях по пауэр-шоу «Русские богатыри» проявят себя профессиональные спортсмены.

      Hearty Meal Courtyard предложит окрошку, холодный овощной суп и другие традиционные блюда. Впервые в фестивале примут участие российские производители сыра и домашнего хлеба. У них также будет возможность попробовать кашу, волшебным образом приготовленную из топора. На самом деле это будет сделано из муки фарро.

      Игры, музыка и фейерверки

      На фестивале выступят хор Сретенского собора, мужской хор Данилова монастыря и Кубанский казачий хор.Среди других исполнителей — ансамбль «Гжель», певица Пелагея, Надежда Бабкина и Театр русской песни, Тина Кузнецова, Ольга Кормухина, Алексей Белов, Бурито и Владимир Пресняков.

      «Главное отличие гала-фестиваля 2018 от предыдущих в том, что пение традиционного народного хора связано с современными ритмами, понятными как младшему, так и старшему поколению», — сказал художественный руководитель фестиваля, народный артист России дирижер Павел Овсянников.«На главной сцене одновременно выступят симфонический оркестр, академический и народный хоры, рок-группы. Все вместе они создадут уникальную музыкальную палитру, отражающую современное хоровое пение России ».

      Площадки со славянскими играми и конкурсами будут открыты для юных гостей фестиваля.

      Завершит фестиваль фейерверк.

      Фестиваль «Русское поле» — крупнейший фестиваль славянского искусства в Европе. Ежегодно любовь к русской культуре и традициям объединяет более 3 000 художников и 200 000 посетителей.

      В фестивале 2016 года приняли участие

      художников и ремесленников из 48 регионов. В 2017 году они приехали из 54 регионов. В прошлом году фестиваль был посвящен 870-летию Москвы. Различные фестивальные площадки названы в честь московских площадей, улиц и переулков.

      Истории в камне — Volchan Productions

      Василий Коноваленко (1929–1989) создал движение из самых твердых веществ земли, точно так же, как он вел творческую жизнь в сложных условиях.Это история изобретательности, храбрости, находчивости и непоколебимой преданности своему искусству. Он одновременно культурно специфичен и универсален. В его сюжете фильм отразит историю Советского Союза и холодной войны, опыт советской эмиграции в США и роль художника в обществе.

      Коноваленко помог возродить и изменить многовековые традиции России в скульптуре драгоценных камней. Его скульптуры отсылают к произведениям Александра Пушкина, Сергея Михалкова, Павла Бажова, Александра Солженицына и др.В фильме будут подробно рассмотрены персонажи (богатыри, казаки, старообрядцы, имперская тайная полиция, цыгане, крестьяне, бояре и т. Д.) И обычаи (ритуалы гостеприимства, банный массаж, подледная рыбалка, сбор грибов, чаепитие, прядение шерсти и т. Д.) .) он изобразил.

      Более десяти лет Василий Коноваленко работал декоратором и художником по костюмам в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде, работая над такими постановками, как; «Лебединое озеро», «Аида», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Травиата».Именно постановка в 1957 году последнего балета Прокофьева «Каменный цветок» о юном камнерере по имени Данила положила Коноваленко новый путь, который стал навязчивой идеей на всю жизнь. Как и Данила, Коноваленко был поражен пресловутой «Хозяйкой Медной горы» и после этого посвятил себя скульптуре из камня.

      Коноваленко: Истории в камне — первый полнометражный документальный фильм о жизни, искусстве и временах украинско-российского скульптора Василия Коноваленко.Прослеживая историю России / Советского Союза / Холодной войны через историю одного человека, фильм предоставит зрителям лучшее понимание структуры российской национальной идентичности и мировоззрения. Он предоставит фон и подтекст отсылкам к скульптурам Коноваленко, историю русского искусства резьбы по твердому камню, а также иллюстрацию рабочего процесса и использованных материалов. Стилистически фильм отразит красочное, лирическое, детальное и нюансированное качество работ Коноваленко. Это значительно расширит осведомленность, интерес и доступность работы Коноваленко.

      Илья Муромец — Богатырь Русский

      Илья Муромец — русский богатырь


      Илья Муромец — герой русских былин, или былины, русский богатырь. Фамилия Ильи на самом деле является эпитетом, который просто означает, что он приехал из города Мурома, что недалеко от Москвы. Он родился в селе Карачарово, и по Муромцу его опознали после того, как он покинул родной город. Илья родился калекой и был слишком слаб, чтобы даже пошевелиться. В возрасте 33 лет он был чудесным образом излечен группой мужчин, которые напоили его медом.Они рассказали Илье, как ему провести свою жизнь.
      Вскоре после излечения Илья поехал в Киев, чтобы предложить свои услуги князю Владимиру Яркому Солнцу и его жене Евпраксии. У него был чудесный конь Сивушко, который скакал, как ветер, и одним прыжком преодолевал горы.

      Подойдя к Чернигову, Илья увидел, что город находится в осаде. Он убил всю армию, и черниговцы приветствовали его как героя и предложили сделать его своим царем. Илья отказался и уехал в Киев.
      Он подошел к ручью Смородинка, у которого в гнезде на дереве жил Соловей-Разбойник (Соловей-разбойник или Соловей-разбойник). Увидев богатыря, Соловей-Разбойник засвистел изо всех сил. Все деревья и трава были сплющены, и даже лошадь Ильи споткнулась. Богатырь поймал Соловея-Разбойника, привязал его к стремени своего коня и продолжил свой путь.

      Три богатыря. Виктор Васнецов


      Илья наконец приехал в Киев и представился Владимиру Яркому Солнцу.Муромец был признан великим рыцарем и много лет верно служил своему князю.
      Однажды, когда он понял, что его конец близок, он решил в последний раз прокатиться по своей любимой деревне. По пути он наткнулся на трехсторонний перекресток: одна дорога вела к верной смерти, вторая — к верному браку, а последняя — к определенному богатству. Илья пошел первой дорогой. Вскоре он прибыл в огромный дворец, дом разбойников. Илья победил их всех, вернулся к указателю и изменил формулировку, чтобы все знали, что дорога теперь безопасна.Затем он вернулся в Киев и последним его действием было строительство собора. Как только он был завершен, он умер, и его тело обратилось в камень.
      Официальной информации о жизни и смерти известного защитника Отечества практически нет. Только из пожелтевших листов летописи Киево-Печерской Лавры можно узнать, что эпос Илья Муромец — реальная историческая фигура.
      А его останки хранятся в пещерах Киево-Печерской Лавры вместе с прахом 69 святых земли Русской.

      Илья Муромец — русский богатырь

      Три богатыря во Владимирской области, Россия

      Три богатыря в Самаре, Россия

      Три богатыря в Ростове-на-Дону, Россия

      Три богатыря в г. Козельск Калужской области, Россия

      Трое богатырей отдыхают в Задонске Липецкой области, Россия

      Камень Ильи Муромца на въезде в Муром из Владимира, Россия

      Реконструкция по черепу святого Ильи Муромца

      Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия

      Памятник Илье Муромцу во Владивостоке, Россия

      Памятник Илье Муромцу в Муроме

      Памятник Илье Муромцу в Чернигове, Украина

      Илья Муромец в Киеве

      Былины об Илье Муромце в картинках

      Три поездки Ильи Муромца.Художник В. Фокеев

      Три поездки Ильи Муромца. Художник Г. Буреев (Палех)

      Святогор и Илья Муромец. Художник В. Фокеев

      Илья Муромец. Художник В. Фокеев

      Илья Муромец. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри

      «.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *