Пахарь-богатырь: образ Микулы Селяниновича дошел до наших дней
16 декабря 2018
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – эта легендарная троица знакома каждому. Но далеко не все знают, что на Руси были и другие богатыри. Малоизвестным, но очень важным считается пахарь-богатырь Микула Селянинович. Его родила сама Земля, он ее возделывает, а она его защищает. Главный дар Микулы – огромная сила. Когда богатырь Святогор не может взять суму, в которой заключена «тягость земная», именно Микула с легкостью поднимает ее одной рукой. Где можно встретить этот символ крестьянской мощи и почему его ассоциируют с Николаем Чудотворцем – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Фото: Мир24Мир24
Образ пахаря-исполина Микулы Селяниновича – один из самых монументальных и загадочных в русском эпосе. До нас дошли лишь две былины. Согласно одной из них, Микула встречается со своим братом Святогором фантастическим богатырем с непомерной силой и просит его поднять упавшую на землю сумку. Свою недюжинную силу Микула Селянинович показывает и в другой былине о встрече с князем Вольгой Святославичем.
Видео дня
«Вольга отправляется собирать дань в тех трех городах, которые ему пожаловали. И он едет со своей дружиной собирать дань и слышит, как пахарь пашет землю и насвистывает. И он пытается доехать до этого пахаря. И доезжает только через три дня — вот это былинное непомерное время. Таким образом декларируется, что свист такой, что за три дня слышно», – рассказала фольклорист Варвара Добровольская.
Согласно былине пахарь Микула вместе со своей лошадью шел по полю быстрее, чем дружина на конях, пущенных рысью. Соху земледельца воины поднять не смогли, а сам он легко выдернул ее из земли. Микула типичных богатырских подвигов не совершает. Зато считается олицетворением всего крестьянского рода. Его очень любит Земля-матушка – он ее обрабатывает, а она его кормит. Поэтому биться с Микулой нельзя – его защищает сама природа.
В репертуаре оркестра «Гусляры России» есть и современные, и народные песни. Но самое близкое и понятное для души русского человека – исполнение под гусли былин. Песня о богатыре Микуле – первый такой опыт для артистов.
«Было очень интересно поучаствовать в процессе создания. Поскольку у меня очень большой опыт работы в различных жанрах, связанных с гуслями – это и фольклор, и духовные стихи. На этом опыте уже было легко создать стиль, направление былины к готовому тексту. И мой коллега Дмитрий меня с удовольствием поддержал. Это буквально все писалось на коленке, 20-30 минут запомнить текст, и вот родился шедевр», – говорит солистка оркестра «Гусляры России» Ольга Алексеева.
Былинный сюжет лег в основу полотна Николая Рериха. Художник изобразил пахаря-богатыря в 1910 году. Герой Рериха прост и неприметен на первый взгляд. Но бескрайние просторы земли на заднем фоне подчеркивают его широкий дух и мощь. Увидеть картину «Микула Селянинович» сегодня можно в петербургском Русском музее.
А вот в Москве в Третьяковке хранится керамический камин, посвященный Микуле. Встречу землепашца с воином Вольгой изобразил Михаил Врубель. С одной стороны, Микула в цветной рубахе, его плуг и яркое солнце, с другой – рельефная кольчуга, узорчатый плащ и булава Вольги. Красота, да и только! По замыслу Врубеля солнце над головой пахаря не только украшает панно, но и подчеркивает его преимущество перед князем. Кстати, некоторые исследователи русских былин считают, что почитание Микулы можно объяснить сходством с Николаем Чудотворцем. Их обоих почитают в мае, по народному календарю – в день матери, святой земли.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ
Другое,Михаил Врубель,Ольга Алексеева,Николай Рерих,Екатерина Макарова,
Микула Селянинович — magaeva — ЖЖ
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь.
Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
Андрей Рябушкин.Микула Селянинович. 1895.
Микула Селянинович -пахарь-исполин -один из самых монументальных и загадочных образов русского эпоса.
Известный писатель и ученый-этнограф Д.М.Балашов пишет: «Образ Микулы Селяниновича, как он дошел до нас
«… Седатый-седой (устар ) смыт, полузабыт в отдалении веков. Это гигантский осколок некогда бывшего цикла сказаний».
В настоящее время известно лишь два былинных сюжета о Микуле Селяниновиче.
В одном из них Микула противостоит Вольге Святославичу, князю-кудеснику, обученному «хитростям-мудростям», понимающему язык птиц и зверей, умеющему превращаться в различных животных. Однажды князь Вольга поехал со своей дружиной собирать дань с подвластных ему городов.
В чистом поле он услышал, как вдалеке «орет» (то есть пашет) «ратай» (пахарь):
Как орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Его взору предстало величественное зрелище богатырской пахоты:
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Между князем и пахарем завязывается разговор, и пахарь (еще не названный по имени) предупреждает Вольгу, что дорога, по которой тот собирается ехать, небезопасна, поскольку на ней засели разбойники, рассказывает, как сам недавно отбил разбойничье нападение.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
………………………………….
………………………………….
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Константин Алексеевич Васильев
Вольга и Микула.олст, 1974.
Пахарь согласился
А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.
Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли поднять,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.
Так никто и не смог сдвинуть сошку.
Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
………………………………….
………………………………….
Тут проговорил Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!». ..
В некоторых вариантах былины рассказ продолжается дальше:
на княжий отряд нападают разбойники, Микула обращает их в бегство, и Вольга награждает Микулу «тремя городами со крестьянами».
Но чаще былина заканчивается тем, что Микула Селянинович называет свое имя.
Это свидетельствует об особой значительности и изначальной общеизвестности этого образа. По мнению многих исследователей, он принадлежит к древнейшему пласту русского эпоса и первоначально был не просто земледельцем, а богом земледелия.
Не случайно противопоставление Микулы Вольге и явное первого над вторым превосходство. Дело в том, что Вольгу обычно отождествляют с богом охоты. В древнейшие времена охота была для человека основным источником существования, а затем, в конце каменного века, ее сменило земледелие.
Таким образом то, что в былине Микула оказывается сильнее Вольга и всей его дружины, верно отражает процесс исторического развития.Однако со временем образ Микулы стал восприниматься иначе — как олицетворение русского крестьянина-труженика.
Васнецов В.М. «Микула Селянинович». 1917.
В другой былине Микула Селянинович противопоставляется богатырю Святогору. Святогор — также один из древнейших мифологических персонажей русского эпоса. Он олицетворяет абсолютную вселенскую силу. Сильнее него нет никого на свете, он настолько огромен и тяжел, что его «не держит мать сыра земля», и он ездит на своем богатырском коне по горам. В этой былине образ Микулы приобретает космическое звучание.Однажды Святогор увидел идущего впереди «добра молодца пешего». Святогор пустил своего коня «во всю силу лошадиную», но не смог догнать пешехода.Проговорит богатырь таковы слова:»А и же ты, прохожий человек!
Иллюстрации о Древней Руси
Приостановись немножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне».
Прохожий остановился, снял с плеч свою суму и положил ее на землю.
Святогор спросил:
«А что у тебя в сумочке?»
Прохожий ответил:
«А вот подыми с земли, так увидишь!»
Стал Святогор ее поднимать,
Да не смог даже позволить,
А сам по колена угряз в землю».
Говорит богатырь таковы слова:
«Что это у тебя в сумочку накладено?
Силы мне не занимать стать,
А я сдвигуть сумочку не могу».
«В сумочке у меня тяга земная».
«Да кто же ты есть,
И как тебя именем зовут,
Величают как по отчине?»
«Я есть Микулушка Селянинович».
Илья Муромец
Ян Усмошвец
Святогор
Аника-воин
Вольга Святославич
Аннина Йокинен. Герои Средневековья.
|
Книга 5
Резюме
Боги снова собрались на Олимпе. Примечательно, что Посейдон отсутствует, и Афина снова поддерживает дело Одиссея. Зевс соглашается немедленно отправить своего сына Гермеса в Огигию, чтобы освободить царя Итаки от Калипсо. Зевс советует Афине помочь Телемаху вернуться домой целым и невредимым, избежав засады женихов.
На Огигии Калипсо, понимая, что ей нельзя пересекаться с Зевсом, неохотно соглашается следовать указаниям Гермеса. Она предоставляет плот и припасы для Одиссея, но без сопровождения.
Сам герой впервые появляется плачущим на берегу «…как всегда, / Сердце свое сжимая рыданиями, стонами и тоской, / Глядя сквозь слепящие слезы на бесплодное море» (5.93-95). Одиссей хочет вернуться домой. Сначала он по понятным причинам скептически отнесся к предложению Калипсо о свободе, но вскоре присоединяется к приготовлениям к своему отъезду.
Посейдон, возвращаясь из Эфиопии, замечает Одиссея в открытом море, поднимает свой трезубец и насылает на него бурю, которая чуть не топит его. С помощью Афины и морской нимфы по имени Левкотея Одиссей выбирается на берег на острове Схерия, родине феаков.
Анализ
На протяжении всей эпопеи Гомер небрежно рассказывает о предстоящих событиях таким образом, что это подтверждает теорию о том, что зрители уже знакомы с сюжетом. Он делает это снова в начале Книги 5 (5.33 и далее), когда говорит о будущем Одиссея, отдавая приказы Гермесу.
Талант поэта проявляется в манере, которой он прядет пряжу. Одним из его любимых приемов является риторика, эффективное манипулирование языком, особенно в публичных выступлениях персонажей. Одним из примеров является собрание собрания на Итаке в Книге 2. Другим примером является мольба Афины к Зевсу на божественном собрании на Олимпе в начале Книги 5. Учитывая, что Одиссея является одним из самых ранних образцов западной литературы. все еще существующий, уровень риторики довольно изощрен.
Афина убедительно использует иронию, чтобы доказать свою точку зрения. Она предполагает, что Зевс и другие боги никогда больше не позволят смертному королю быть добрым или только с тех пор, как судьба Одиссея установила, что эти качества не вознаграждаются. Он потерял свои корабли и команду, брошен на Огигии, и жизнь его сына в опасности. Афина как раз разогревается до темы, когда Зевс прерывает ее. Как убежденный судья, а также снисходительный отец, он уступает ее делу и предлагает им продолжить реализацию ее плана по освобождению Одиссея.
Поскольку в Книге 5 рассказывается о первой встрече читателя с Одиссеем, интересно, что Гомер решил показать его одного на пляже на острове Калипсо, явно побежденного и плачущего. На протяжении всей поэмы Одиссей представляет собой ряд очевидных противоречий, гораздо более сложный характер, чем мы могли бы найти в любом стереотипном эпическом герое.
Современного читателя может обеспокоить очевидное двойное моральное соответствие эпоса, в котором Пенелопа, как ожидается, будет хранить целомудрие в течение 20 лет, отвергая всех женихов и преданно ожидая возвращения своего мужа, в то время как Одиссей имеет по крайней мере две длительные сексуальные связи. . Когда читатель впервые встречает его на Огигии, он проводит ночи в постели Калипсо, а дни оплакивал свое отсутствие дома и семьи. Зрителям Гомера не составило труда примирить эти различия. Одиссей хочет ли вернуться к Пенелопе и своей жизни на Итаке, несмотря на очевидные влечения — физические, духовные и смертные — которые Калипсо может предложить ему. Одиссею или его современникам не приходит в голову, что у него один кодекс поведения для себя, а другой для Пенелопы.
Калипсо злится на двойные стандарты, когда Гермес объявляет, что она должна отпустить Одиссея. Она начинает разглагольствовать о богах-мужчинах, «непревзойденных владыках ревности» (5.131), которые ничего не думают о богах, пирующих со смертными женщинами, но осуждают богов-женщин, когда они берут смертных любовников. Она приводит внушительный список примеров. Однако, в конце концов, она должна согласиться с судом Зевса.
Глоссарий
Тифон в древнегреческой мифологии, муж Зари.
Пиерия регион, расположенный к северу от горы Олимп.
острый имеющий резкий или резкий вкус или запах; также, причиняя острую боль, особенно чувствам.