Теократия, София-Логос. Словарь — профессор Сергей Сергеевич Аверинцев
профессор Сергей Сергеевич Аверинцев
София-Логос. Словарь
ТеодицеяТеология
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf29Мб
ТЕОКРА́ТИЯ (греч. θεοκρατία, букв. – Боговластие, от θεός – Бог и κράτος – власть) – принцип, согласно которому непосредственный носитель власти над народом и страной есть Бог, осуществляющий эту власть через Своих служителей, пророков, Богочеловеческих посредников или институции (типа Церкви). Термин «Т.» впервые введен историком Иосифом Флавием (ок. 37 – ок. 95) для характеристики древнеиудейского строя.
Корни идеи Т. лежат в первобытных представлениях о вожде племени как священной персоне, причастной миру духов и воплощающей в себе магическую мощь, которую он изливает на общину. Сверхчеловеческий характер личности вождя особенно выявляется тогда, когда он оказывается жертвой: по законам мифологического мышления жертва тождественна с принимателем жертвы, приносимой за общину, и вождь в мгновение своего ритуального убиения или самоубийства окончательно сливается с высшим миром, чтобы уже навсегда пребыть пастырем своей общины.
С возникновением цивилизации выдвигаются три фигуры, притязающие быть воплощением идеи Т.: царь, жрец и пророк. На царя переносятся магические функции вождя. Для патриархального сознания человеческий коллектив воспроизводит универсум, а страна тождественна с ойкуменой (срв. китайское выражение «Поднебесная», обозначающее ойкумену и одновременно Китай): поэтому и царь страны находится в ипостасных отношениях к Богу универсума. Эта ипостасность могла пониматься как безусловное тождество: царь сам по себе есть бог, не имеющий над собой никаких высших инстанций (ср. Дан. 6:8). Но подобные претензии могли быть легко опровергнуты указанием на бессилие царя перед лицом космического порядка (срв. Коран, сура 2, ст.


Античный мир стремился оттеснить тенденции Т. на периферию общественной жизни и обезвредить их. Греческий полис в целом и его государственные формы считались богохранимыми (в Афинах, напр., был культ Афины Демократии), но существование особой категории людей, имеющих право действовать непосредственно от имени богов, отрицалось.

Христианское и мусульманское средневековье восстанавливает политический аспект принципа Т. Особенно цельный характер идея «священной державы» носит в исламе, уже основатель которого был не распятым страдальцем, а удачливым политическим и военным вождем. Границы халифата совпадают с границами «истинной» веры и «правильного» человеческого общежития (характерно полное тождество богословия и права в исламе). В шиизме и особенно в радикальных шиитских ересях (исмаилитов и др.) образ боговодимого правителя людей (имама) приобретает ранг онтологической категории. К этой же группе идей относится и представление о «махди» (букв. – ведомый, т. е. Богом).
В позднебуржуазную эпоху обращение к идее Т. (В. С. Соловьев, Ж. Маритен и др. представители неотомизма и т. п.) обычно связано с критикой потребительского общества и буржуазного эгоизма, с утопической мечтой об «архитектурно» устроенном человеческом социуме, подобном средневековому собору, внутри целокупности которого каждый индивид обрел бы уготованное место и служил бы целому.
ТеодицеяТеология
Источник: Сергей Аверинцев : Собрание сочинений : София-Логос. Словарь / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. – К.: Дух и Литера, 2006. – 912 с.
икдм диктант всЁ
1. Менес (имя «Менес» («Мен»), Мина (по Геродоту) и Менни; в переводе с древнеегипетского Мена значит «Прочный», «Крепкий», «Вечностоящий») — первый земной правитель Древнего Египта, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXII, XXXI или XXX веках до н. э. (более распространена датировка ок. 3050 г. до н. э).
Миф
о Менесе вошёл в греческую, позже римскую
историческую традицию. Ему приписываются
основание египетской государственности
путём объединения враждующих
царств Верхнего и
Нижнего Египта, и в частности основание
Мемфиса,
учреждение культов, изобретение письма
(Плиний).
2. Хор Аха — второй фараон I династии Раннего царства Древнего Египта, в современной египтологии чаще всего именно он считается настоящим объединителем Верхнего и Нижнего Египта, а также основателем Мемфиса. Вероятнее всего, был наследником Нармера. Альтернативная точка зрения утверждает, что Хор Аха (Тети) был сыном Менеса, известного также под именем Нармера. Традиционно считается, что оно произошло при Нармере или при Менесе (Хор Ахе). Во всяком случае, древнеегипетское летописание берёт своё начало именно со времени правления Хор Аха. Восхождение Хор Аха на престол датируется 3118, 3100 или 3007 до н. э.
3.
ТУТАНХАМОН (правил 1347-1338 до н. э.),
фараон XVIII династии Древнего Египта,
муж одной из дочерей Эхнатона — знаменитого
фараона-реформатора.
Его гробница
оказалась единственным царским
погребением, дошедшим до нас
неразграбленным.
На престол в возрасте
9 лет и не оставил сколько-нибудь
значительного следа в истории Египта:
нам известно лишь, что в его царствование
в стране начался процесс реставрации
старых религиозных культов, которые в
правление Эхнатона были отвергнуты
ради верховного солнечного божества —
Атона. Тутанхамон, чье имя первоначально
звучало как «Тутанхатон», изменил
его, подчеркнув тем самым свое стремление
к возрождению древнего культа Амона.
Благодаря полководцу Хоремхебу,
Тутанхамон укрепил позиции Египта в
Эфиопиии и Сирии. Он неожиданно умер, в
возрасте 18-ти лет, не оставив после себя
наследника-сына.
Восемнадцатилетний
фараон был похоронен с фантастической
роскошью: только на его спеленутой мумии
размещалось 143 золотых предмета, сама
же мумия хранилась в трех вставленных
друг в друга саркофагах, последний из
которых, длиной 1,85 м, был сделан из
чистого золота. Кроме того, в гробнице
были найдены царский трон, украшенный
рельефными изображениями, статуэтки
царя и его супруги, множество ритуальных
сосудов, драгоценности, оружие, одежда
и, наконец, великолепная золотая
погребальная маска Тутанхамона, точно
передающая черты лица молодого
фараона.
Благодаря раскопкам Картера
мы получили возможность убедиться в
великолепии и сложности древнеегипетского
погребального обряда, существенно
пополнились наши представления о
египетском заупокойном ритуале и
масштабе государственного культа
фараона, можно судить и о фантастическом
уровне художественного ремесла,
достигнутом в Египте.
4.
Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон
Нефертити, др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty,
«Прекрасная красота Атона, красавица
пришла»). Нефертити была «Великой
царской женой» фараона Эхнатона,
правившего Египтом в середине XIV века
до н.э. и последующими египетскими царями
признанный вероотсупником. Он утверждал,
что «любой человек был счастлив слышать
ее голос», «который был нежен», а сама
она «обладала колдовским очарованием».
Достоверных фактов о Нефертити существует
очень мало. Ее считали то чужестранкой,
то простолюдинкой, то сестрой Эхнатона.
Ее имя переводится как «пришла красивая
женщина». Если предположить, что это
имя Нефертити получила в юности, а не
при рождении, то можно предположить,
что его ей дал ,когда она «пришла» в
Египет. Многочисленные изображения
Нефертити заставляют предположить, что
царица была яркой, волевой личностью,
ни в чем не уступала своему венценосному
супругу и заняла особое место в истории
Египта.
5. Хафра, или Хефрен, в
греческом варианте Суфис II —
четвёртый фараон Египта из IV
династии.
Царствовал, 24 года
(предположительно, между 2558 и 2532 до н. э.).
Считается, что Хафра был либо братом и
наследником Хеопса (Хуфу),
либо сыном Хуфу и наследником
фараона Джедефра.
Почитание Хафры как бога просуществовало
до периода Позднего
царства. Хафра — строитель второй
по величине пирамиды в Гизе
(Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый
Хафра»)). Ему приписывается
сооружение Великого
Сфинкса(следовательно, его лицо было
прототипом изображенного на Сфинксе). 2
версия- фараон Джедефра в память об отце
Хуфу.
6. Менкаура́ ( Микери́н,
Менхерес, Мин-куу-Риа, букв. «крепкие
души ра») — пятый фараон IV
древнеегипетской династии Менкаура,
строителя третьей пирамиды в Гизе.
Правление — 2520—2480 до н. э. (или
2494—2471 до н. э.) после
фараона Хафры. Хефрен его
отец,Хамерернебти
I — его мать. Дочь — Хенткаус.
Её пирамида рядом с пирамидой отца.
Говорили о его благочестии, мудрости,
в частности, о том, как он перехитрил оракула,
предсказавшего ему недолгое царствование,
тем, что ночными пиршествами удвоил
время.
7. Хатшепсут (1490/1489—1468
до н. э., 1479—1458 до н. э. или
1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового
царства Древнего
Египта из XVIII династии. Хатшепсут,
то есть «Находящаяся впереди благородных
дам»), ( источники называют её тронным
именем Мааткара — Маат-Ка-Ра).
Имела титулы «Великая
жена царя» и «Супруга
бога Амона». Хатшепсут закончила
восстановление Египта после
нашествия гиксосов и
воздвигла множество памятников по всему
Египту.
8. Ментухотеп I
Нахтнеб-Тепнефер — древнеегипетский номарх IV
верхнеегипетского нома (септа) с
центром в Фивах,
правивший в начале Первого
переходного периода (ок. 2133—2117
до н. э.), из 11 династии. Имя Ментухотеп
(Манта-хатпи) означает «Монту умиротворён» или «Монту
есть сущность».Очевидно, он не принимал
царского титула, но именно он считается
основателем XI (фиванской) династии
египетских фараонов. Царствование
Ментухотепа I достигло своего расцвета
после воссоединения Египта. Его
последовательная политика красноречиво
описывается рядом хоровых имен: “Тот,
кто дает сердце Двум Землям”, “Господин
Белой Короны” (Верхнего Египта), и
“Объединитель Двух Земель”.
Ментухотеп,
означало “Монту доволен”. Монту был
богом войны, совершал походы против
чужеземных земель и боролся с внутренними
врагами.
9. Аменхоте́п
IV (позднее Эхнато́н) — фараон Древнего
Египта (1375—1336 гг. до н. э.),
правивший приблизительно
в 1353(или 1351) — 1336 (1334)
годах до н. э., из XVIII династии,
выдающийся политик, знаменитый религиозный
реформатор, во время правления которого
произошли значительные изменения в
египетской жизни — в политике и в
религии. Боролся с фиванским жречеством,
которое благодаря своим богатствам
стало все активнее вмешиваться в
политическую жизнь Египта. Аменхетеп
IV объявил себя главным жрецом и возвел
в его честь величественный храм в Фивах
рядом с храмом Амона-Ра. Аменхотеп
являлся верховным владыкой Палестины,
Финикии и Сирии, а его собственное
государство включало большую часть
территории современных Судана и Ливии.
Египет имел тесные торговые связи с
Микенской Грецией и поддерживал
дипломатические отношения, закрепленные
брачными узами, с протомидийским царством
Митанни, находившимся близ горы Арарат.
10. Эхнато́н (ранее Аменхоте́п IV ) — фараон Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353(или 1351) — 1336 (1334) годах до н. э., из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Боролся с фиванским жречеством, которое благодаря своим богатствам стало все активнее вмешиваться в политическую жизнь Египта. Аменхетеп IV объявил себя главным жрецом и возвел в его честь величественный храм в Фивах рядом с храмом Амона-Ра. Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат.
11.
Имхотеп («Пришедший в мире») — известен
сегодня как выдающийся врачеватель,
верховный сановник, зодчий под руководством
которого была построена одна из первых
ступенчатых пирамид – пирамида Джосера.
12. Ипет-сут — главное святилище Древнего Египта и грандиозный архитектурный комплекс посвященный богу Солнца — Амону-Ра. Название «Ипет-сут» переводится с древнеегипетского, как «Самое избранное из всех мест».
13.Гиза — город в Арабской республике Египет, в Верхнем Египте, на левом берегу Нила.
Гиза была северным кладбищем Мемфиса и прославилась во времена IV династии после постройки великих пирамид, хотя здесь находятся гробницы и фараонов первых трех династий. Близ Гизы в Ливийской пустыне сохранился величественныйкомплекс пирамид-гробниц фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сооружённый в 1-й половине III тыс. до н. э. и причислявшийся эллинистической литературой к «семи чудесам света». Рядом с ними — Большой Сфинкс, Музей солнечной ладьи. В залах бывшего дворца вице-короля размещается музей египетских древностей.
Поверхность
пирамид была покрыта плитами полированного
белого известняка. Уже после падения
древнеегипетской цивилизации известняк
был растащен местными жителями для
собственных нужд.
14. Фаюмский оазис — оазис к юго-западу от Каира. Название происходит от древнеегипетского слова фиом «болото». В Файюмском оазисе фараон Аменемхет III устроил древнейшее гидротехническое сооружение — Меридово озеро. Античные авторы считали его одним из чудес света.
В далёком прошлом оазис называли садами Египта и его размеры в несколько раз превышали нынешние.
15. Гиксосы — группа кочевых скотоводческих азиатских племён из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в середине XVII в. до н. э. и затем, около 1650 г. до н. э., образовавших свою династию правителей. Свое название они получили от египетского «правитель (чужеземных) стран» передаваемое греческим цари – пастухи. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом.
16. Ахетатон
город
в Древнем
Египте, построенный фараоном Эхнатоном,
который сделал его своей резиденцией
и столицей вместо Фив,
а также центром введённого им культа
бога Атона. Причиной строительства
новой столицы стала проведенная Эхнатоном
коренная реформа религии египтян. Фараон
установил первое в мировой истории
единобожие — культ солнечного бога
Атона. Но после смерти Эхнатона культ
Атона был разрушен, столица возвращена
в Фивы, и город Ахетатон был покинут и
забыт.
17. Кемет
так древние египтяне называли свою страну. Та-Кемет – Черная земля
18. Пунт
«Земля богов» . Древнеегипетское название страны в Вост. Африке, куда египтяне ходили за богатствами. Египтяне пребывали в уверенности, что эта страна, встречавшая первой появление на небосклоне Бога Солнца, обладает благодатным климатом, плодородной землей и обильной растительностью. Пунт, далекая и труднодоступная страна, воспринималась египтянами, как некая земля изобилия, родина золота и ароматов.
19. Ка
дух
человека, существо высшего порядка,
олицетворенная жизненная сила, считавшаяся
божественной. По верованиям древних
египтян, «Ка» стояла в непосредственных
отношениях к своему земному проявлению.
После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
«Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.
«Ка» имели не только люди, но и неодушевленные предметы. Боги также имели «Ка», но в отличие от людей — по нескольку.
20. Ра
древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Имя означает «Солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом. В других религиозных центрах Ра в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти.
21. | 21:18:55 | |||
24.Амо́н — древнеегипетский бог небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив. | ||||
25.Сет
(Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) — в
древнеегипетской мифологии бог
ярости, песчаных бурь, разрушения,
хаоса, войны и смерти, входящий в
гелиопольскую Эннеаду. | ||||
26.Ато́н
— единый бог солнца, монотеистический
культ которого был введён фараоном
Эхнатоном.
Эхнатон построил в
честь Атона великолепный белокаменный
город Ахетатон, который играл при его
реформе возведения Египта к единому
богу роль столицы. | ||||
27. Птах или Пта, — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Его жену звали Сехмет. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, | ||||
21. | 21:18:55 | |||
24.Амо́н — древнеегипетский бог небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив. | ||||
25.Сет
(Сетх, Сутех, Сута, Сети егип. Stẖ) — в
древнеегипетской мифологии бог
ярости, песчаных бурь, разрушения,
хаоса, войны и смерти, входящий в
гелиопольскую Эннеаду. | ||||
26.Ато́н
— единый бог солнца, монотеистический
культ которого был введён фараоном
Эхнатоном.
Эхнатон построил в
честь Атона великолепный белокаменный
город Ахетатон, который играл при его
реформе возведения Египта к единому
богу роль столицы. | ||||
27. Птах или Пта, — одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Его жену звали Сехмет. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике — образ вечности), иным словом Птах — это Бог по ту сторону творения, |
27. Птах
Птах
или Пта, — одно из имен Бога-Творца в
древнеегипетской религиозной традиции. Птах изображался в виде человека в
одеянии, плотно облегающем и закрывающем
его, кроме кистей рук, держащих посох
«уас». К имени Птах часто прилагался
эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в
египетской символике — образ вечности),
иным словом Птах — это Бог по ту сторону
творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в
Себе, Творец за пределами Своего творения.
Центром почитания Птаха был город
Мемфис. Своеобразным образом таинственного
и непостижимого бытия Птаха было само
расположение Мемфисского храма Птаха
— вне стен города, за южной стеной. Культ
Птаха имел общеегипетский характер,
был распространен также в Нубии,
Палестине, на Синае.
Название
Египта связано с этим божеством.
Предположительная историческая
этимология — древнегреческое слово
«Айгюптос» образовано от одного из
названий египетской столицы Раннего и
Старого царств — Хут-ка-Птах (др.-греч.
Мемфис). Это название означало «Храм ка
Птаха» (транслит. егип. Hwt-kA-ptH)[~ 2]. У самих
древних египтян Хут-ка-Птах сначала
было названием мемфисского святилища
бога-творца Птаха, перешедшее на имя
города, и со временем ставшее именем
окружающей области (септа), а позднее,
от наименования этой области, древние
греки распространили свой вариант
названия на всю страну[1]:403[6]:294. Также
вероятна связь происхождения названия
страны и названия реки Нил, так например
у Гомера «Айгюптос» означает реку (Нил)
и только потом страну, сотворённую этой
рекой[
28. Анубис
Анубис – божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса. Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки[6]. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал[7], собака.
29. Маат
Маат
(Аммаат) — древнеегипетская богиня,
персонифицирующая истину, справедливость,
вселенскую гармонию, божественное
установление и этическую норму. Маат
изображалась в виде сидящей женщины со
страусиным пером на голове, иногда
крылатой; также могла изображаться лишь
посредством своего атрибута — пера или
плоского песчаного предвечного холма
со скошенной одной стороной, на котором
она часто восседает, и который может
изображаться под стопами и престолами
многих других богов. Она была супругой
( женой ) бога мудрости Тота, так как
народ Египта считал, что правда и мудрость
— это хорошая пара.
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.
30. пшент
Пшент — корона древнеегипетских фараонов. По происхождению представляла собой две соединённые короны: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта. Символизировала мощь фараона объединённого Египта[2]. Могла надеваться поверх другого царского головного убора — платка немеса.
31. сфинкс
Сфинкс
(др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств.
«душительница» — переосмысление
древнеегипетского названия сфинкса
«шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное
мифическое существо.
В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
Древнейшие изображения человека-льва обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-ым тыс.годом до н. э.[1]
Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.
Существовало три распространенных варианта сфинксов:
Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы — например, фараона.
Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксами
Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы.
Поминальный
храм Аменхотепа III включает изображения
сфинксов с телами крокодила.
32. пилон
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход) – башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).
Единобожие Эхнатона
- Дом
- Люди
- Места
- Проходы
- Библии
- Инструменты
- Аудио Галерея
- Спросите ученого
- Основы Библии
- Библиография
- Просмотр от А до Я
- Авторы
- Глоссарий
- Библейский словарь HarperCollins
- Галерея
- Галерея карт
- Партнеры
- Галерея временной шкалы
- Видеогалерея
Добавьте это:
Древнему египтянину никогда не пришло бы в голову думать о сверхъестественном как о монаде — единой, интеллектуально превосходящей эманации. Гораздо меньше ему пришло бы в голову предположить, что вечное спасение зависит от признания такой монады. Один человек может решить поклоняться тому или иному богу; другой мог бы даже считать по какой-то причине, что других богов не существует. Но это не было важно для древнего египтянина. Ему было наплевать.
Египтяне, как и большинство древних народов, воспринимали сверхъестественное как бесконечное множество. Это повлияло на их жизнь разными способами, от полезного до вредного. Он состоял из бесчисленных воль и личностей.
Древний египтянин возражал бы только тогда, когда какой-нибудь воинственный религиозный реформатор угрожал повлиять на жизнь населения, возможно, снося старые храмы и их земельные владения или запрещая обычные формы поклонения. Но даже тогда возражение не имело бы никакого отношения к тому, скольким богам поклонялись.
Это можно проиллюстрировать на примере фараона Эхнатона (1352–1336 гг. до н. э.), которого в наше время иногда называют первым монотеистом. Новая программа Эхнатона включала поклонение одному богу (солнечному диску, Атону).
Единобожие возникает не через слияние и синкретизм, а через уничтожение других богов. Другие божественные сущности не просто берутся на борт и интегрируются в пантеон; их бросают и оставляют тонуть. Если они и должны быть признаны, то это делается только путем некоего разосвящения, которое низводит их до статуса демонов и настаивает на том, что они никогда не были никем иным. Их нужно уничтожить и заштукатурить. На их поклонников нападают, и если они не могут быть убиты, как пророки Ваала (см. 3Цар 18:40), над ними насмехаются, насмехаются и поносят.
Хотя некоторые отрицают «единобожизм» Эхнатона, Эхнатон явно был монотеистом. Присутствуют все известные ингредиенты: откровение как учение, воинственное иконоборчество, отрицание множественности сверхъестественного, анафематствование других «богов», очищение от форм религиозного выражения. Он верил в единого универсального бога Атона, который создал мир и продолжал влиять на мир своим активным присутствием. Но религия Эхнатона не пошла дальше; он провозглашал свою веру в высший солнечный диск, строя храмы и сочиняя гимны, а также искажая «ложных» богов, — и это было в основном этим.
До того, как многие археологические свидетельства из Фив и Телль-эль-Амарны стали доступны, принятие желаемого за действительное иногда превращало Эхнатона в гуманного учителя истинного бога, наставника Моисея, фигуру, подобную Христу, философа до своего времени. Но теперь эти воображаемые существа исчезают одно за другим по мере того, как возникает историческая реальность. Существует мало доказательств, подтверждающих представление о том, что Эхнатон был прародителем полномасштабного монотеизма, который мы находим в Библии. Монотеизм еврейской Библии и Нового Завета имел свое отдельное развитие, которое началось более чем через полтысячелетия после смерти фараона.
После смерти Эхнатона египтяне немедленно вернулись к своим старым религиозным нормам. Затем Эхнатон был назван мятежником и «обреченным», потому что он сверг социально-экономическую систему и почти подорвал управление государством. Но никто в то время никогда не называл его чем-то вроде «монотеиста», и, конечно же, его никогда не оскорбляли за то, что он поддерживал одного бога.
Эта статья была адаптирована из «Единобожия Эхнатона» в Aspects of Monotheism , опубликованного Обществом библейской археологии, 1996.
Авторы
Дональд Б. Редфорд — профессор классических и древних средиземноморских исследований и истории в Университете штата Пенсильвания. Вместе со своей женой Сьюзен Редфорд он руководит проектом храма Эхнатона и является автором многочисленных публикаций, в том числе Египет, Ханаан и Израиль в древние времена .
Спросите ученого
Религиозная система, характеризующаяся верой в существование единого божества.
Египетский археологический памятник, построенный Эхнатоном и известный тайником с древними дипломатическими письмами.
Египетский бог солнца, особо почитаемый фараоном-монотеистом Эхнатоном.
Высшее мужское божество Месопотамии и Ханаана.
Характеристика божества (бога или богини).
Западно-семитский язык, на котором написана большая часть еврейской Библии, за исключением частей Даниила и Ездры. Иврит считается разговорным языком древнего Израиля, но в персидский период его в значительной степени заменил арамейский.
Собрание еврейских и раннехристианских писаний первого века, которое вместе с Ветхим Заветом составляет христианскую Библию.
Составное изображение положения человека или группы в обществе и классовых структурах или относящееся к ним.
Смешение нескольких религиозных традиций в одно гибридное выражение, веру или практику.
1Kgs 18:40
40 Илия сказал им: схватите пророков Вааловых; не дайте ни одному из них сбежать». Затем они схватили их; и Илия привел их к Вади Кишон, и … Посмотреть еще
Эхнатон (Аменхотеп IV) | Древний Египет Онлайн
Эхнатон («Тот, кто служит Атону» или «Действующий дух Атона») — один из самых известных фараонов Древнего Египта, несмотря на попытки более поздних правителей исключить его из списков царей. Он начал свое правление под именем Аменхотеп IV («Амон доволен»). Как сын Аменхотепа III, он унаследовал процветающую и миролюбивую нацию. Он был коронован фараоном со всем обычным чутьем и начал, по-видимому, нормальное правление.
Считается, что его отец правил в качестве соправителя в течение первых нескольких лет, но это оспаривается некоторыми учеными. Совместное правление подтверждается сходством художественного стиля в последние годы правления Аменхотепа III и его сына, но этот стиль вполне мог развиться до того, как Эхнатон (тогда Аменхотеп IV) стал царем.
Однако уже в начале его правления стало ясно, что молодой король был готов пойти против условностей. В свой первый год он построил храм, посвященный Атону, по периметру храма Амона в Карнаке. Он предпринял нетрадиционный шаг, отпраздновав праздник Сед на третьем году своей жизни (этот праздник обычно проводился на тридцатом году правления фараона), но по-прежнему представлял Атона как вариант Амона-Ра.
Восемнадцатая династия характеризовалась могущественными женщинами, но Эхнатон, кажется, наделил свою главную жену Нефертити могуществом, превосходящим только самого фараона. Некоторые ученые даже предполагают, что часть его правления она правила как соправитель.
Эхнатон построил несколько построек в Карнаке в начале своего правления, когда он еще носил имя Аменхотеп (IV). Он построил храм «Руд-мену» («Стойкий в памятниках Атона навеки») и дворцовый комплекс под названием Гемпаатен («Атон находится в особняке Атона»), где царская семья жила в зимние месяцы.
Алебастровый сосуд, на котором он назван Аменхотепом На пятом или шестом году своего правления он изменил свое имя на Эхнатон и построил новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона») в современной Армарне, в районе, не ассоциируется с любым другим богом. Он поклялся никогда больше не покидать пределы города. Затем, на девятом году своего царствования, он объявил, что Атон был единственным богом, и что он был единственным посредником между Атоном и людьми. Он приказал вырезать имя Амона из его храмов по всему Египту и даже исказил имя своего отца, потому что оно содержало имя Амона. В ряде случаев также были удалены надписи, содержащие множественное число «боги».
Фараон Эхнатон умер на семнадцатом году своего правления, и его реформы просуществовали недолго. Его соправитель и преемник Сменхаре умер после непродолжительного правления, и власть перешла к мальчику-королю Тутанхамону (первоначально Тутанхатену). Во время его правления город Ахетатон был заброшен, а Амон и другие боги были восстановлены. Как только «атенистская ересь» была дискредитирована, изображение и имя Эхнатона были высечены из его памятников, а его солнечные храмы были демонтированы. Его славный город рухнул обратно в пустыню, а его имя (и имя двух его непосредственных преемников) было исключено из списков королей, составленных вскоре после этого.
Недавнее генетическое тестирование подтвердило, что мумия мужчины, похороненного в КВ 55, умерла в возрасте пятидесяти лет, что исключает более раннее предположение о том, что тело принадлежало Сменхаре. Сейчас принято считать, что мумия на самом деле принадлежит Эхнатону. Интересно, что эта мумия была намеренно осквернена теми, кто имел религиозные или политические мотивы. Его лицевая маска была разорвана, а его имя стерто, но ценные предметы остались на месте, что подтверждает, что ущерб был нанесен не расхитителями гробниц, а людьми с религиозными или политическими мотивами.
Религия Эхнатона
Эхнатон был описан как провидец, который преодолел формальности египетской религии, чтобы установить связь с единым Богом, Атоном. Для некоторых Эхнатон был первым монотеистом, вдохновленным Иосифом или Моисеем. Однако это ни в коем случае не так просто. Хотя религия Эхнатона была сосредоточена на одном боге, она не была строго монотеистической и никоим образом не была идентична религии израильтян. Похоже, что культ Аписа сохранился, и в надписях до сих пор упоминаются другие боги (хотя обычно это солярные боги или олицетворения абстрактных идей). На самом деле имена Атона (которые были написаны в картуше) описывают бога с точки зрения других богов.
Более того, кажется, что личные отношения с Атоном распространялись не на простых людей, а только на королевскую семью. Эхнатона и его семью часто изображают поклоняющимися Атону или просто наслаждающимися повседневными делами под защитными лучами диска Атона, укрепляя связь между королем и его богом. Обычные люди не могли поклоняться Атону напрямую, они поклонялись королю и царской семье. Это дало царю абсолютную власть над светской и религиозной жизнью Египта. По этой причине некоторые предполагают, что мотивы Эхнатона были цинично политическими. Они утверждают, что царь беспокоился о растущей силе жрецов Амона, как и его отец Аменхотеп III. Устанавливая новый порядок, который отвергал Амона в пользу Атона (который был доступен в первую очередь царю), он отнял религию у жрецов.
Как и Нефертити, Эхнатон окружил себя рядом влиятельных женщин, которых он явно обожал и уважал. У каждой из царственных женщин был свой собственный храм с навесом от солнца, где она могла поклоняться Атону. Как правило, они располагались в красивых садах с ритуальными бассейнами, где можно было насладиться чудесами природы. Женщины Армарны, в частности Нефертити, кажется, представляли женский аспект Атона как создателя.
Искусство или болезнь?
Эхнатона часто изображали с вытянутой линией челюсти, широкими бедрами и круглым животом. Это развитие было полным отходом от всех условностей древнеегипетского искусства и привело к довольно широким предположениям. Развивал ли фараон новую форму искусства или страдал от физического недуга?
И Смит, и Олдред приписали «уродство» эндокринному расстройству, известному как синдром Фрелиха. У мужчин это расстройство характеризуется удлиненным лицом и андрогинной фигурой. Однако это также препятствует половому развитию и вызывает серьезные трудности в обучении, ожирение и импотенцию. У фараона Эхнатона было много детей, и хотя его скульптуры могут придавать ему андрогинный вид, он не страдает ожирением.
Нет никаких доказательств того, что он страдал серьезной неспособностью к обучению, и ему, безусловно, было бы трудно преуспеть в таком смелом вызове традиции, не будучи достаточно проницательным. Кроме того, он, по-видимому, написал ряд стихов или гимнов, в том числе знаменитый Гимн Атону. Маловероятно, что он страдал синдромом Фрелиха.
Другие теоретики (например, Боб Брайер) предположили, что король на самом деле страдал синдромом Марфана. Многие больные имеют вытянутое лицо, тонкие конические пальцы, длинные руки и ноги и искривление позвоночника. Однако болезнь не влияет на интеллект или фертильность. Синдром Марфана является наследственным и может помочь объяснить высокий уровень смертности в семье. Три его дочери и его соправитель Сменхкара умерли молодыми. Однако Тутанхамон, похоже, не страдал этим заболеванием. Это можно было бы объяснить, если бы Тутанхамон не был его сыном, но тогда кто был его отцом?
Сторонники точки зрения, что Эхнатон был физически инвалидом, отмечают, что он почти не упоминался во время правления его отца, и предполагают, что он был спрятан из-за его уродства. Однако для потомков царя мужского пола было довольно обычным делом оставаться в тени до тех пор, пока они не занимали особо важное положение, например наследника или соправителя, и Тутмос (старший брат Эхнатона) был первым выбором в качестве наследника. Эхнатон приобрел известность только после смерти своего брата.
Опасно делать поспешные выводы, имея только графические свидетельства физической аномалии. Египетское искусство часто использует символизм для создания смысловых слоев сцены. Поскольку бог Атон был провозглашен «матерью и отцом всех людей», а Эхнатон был представителем бога на земле, он, возможно, выбрал андрогинный образ, чтобы показать, что он больше, чем просто человек; он был воплощением Атона. Ни одна мумия еще не была идентифицирована как мумия Эхнатона, поэтому споры продолжаются.
Политика Эхнатона
В городе Ахетатон был обнаружен бесценный тайник с дипломатическими письмами, написанными на глиняных табличках. «Амарнские письма» были написаны клинописью, лингва-франка древнего мира, и поступали из имперских аванпостов и иностранных союзников. Письма предполагают, что он удалился от мира и что Египет больше не принимал участия в мировых событиях. Есть ряд писем от правителей и королей подчиненных наций с просьбами о помощи, обычно о деньгах. Авторы, похоже, чувствуют себя брошенными своим могущественным другом и брошенными на произвол судьбы.
Другие данные свидетельствуют о том, что Эхнатон поссорился с царем Митанни, бывшими союзниками Египта, и заключил союз с хеттами. Затем этот воинственный народ напал на Митанни и украл их землю. Многие другие небольшие национальные государства (которые также были союзниками Египта) восстали против хеттов и написали Эхнатону просьбы о помощи, но, похоже, он не ответил, и хетты захватили или убили их лидеров и захватили значительное количество земель.
Предполагается, что Эхнатон все больше оставлял правительство и дипломатов наедине с собой. Это сделало визиря Айя (отца Нефертити) и полководца Хоремхеба (женатого на другой дочери Ай Мутноджеме) очень могущественными, и оба они впоследствии стали фараонами.
Чума и Исход
В период Амарны, кажется, были широко распространены голод и болезни. Считается, что чума или первая зарегистрированная эпидемия гриппа распространилась по Египту и Ближнему Востоку, убив тысячи людей.