ВАРУНА
Вáруна [санскр. ], древнеинд. бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне. Несмотря на то что образ В. привлекал внимание мн. исследователей, он остается неясным, противоречивым и трудным для понимания. В Ведах к В. обращены 10 гимнов и еще множество — к В. совместно с др. богами. Часто в них В. называется царем, вседержителем, самодержцем (напр., РВ II.28). На основании того, что в нек-рых гимнах Ригведы В. предстает как изначально верховный бог, но затем оттесненный Индрой (IV. 42; X. 124), высказывались предположения о его автохтонном, доарийском происхождении (Shendge, Dandekar), но большинство исследователей считает, что образ В. имеет индоевроп. корни и родственен таким персонажам, как греч. бог неба Уран, хеттское морское божество Аруна.
В. тесно связан с Митрой, древним божеством договора. Союз Митры и В. (при том что В. часто называется асуром) может быть сопоставлен с парой благих божеств древнеиран. Авесты — Митрой и Ахура Маздой. В ведийских текстах Митра и В.
Др. черты образа В.- его связь с магией (майя), с небесной сферой, с царством смерти и с водной стихией. В. управляет водами космическими (мировой океан древнеинд. космогонии), небесными (дожди), земными (реки, моря) и подземными. На своих врагов и нарушителей обетов В. насылает водянку.
В послеведийской мифологии В. выступает в качестве супруга (или брата) речных богинь; его обитель помещается в глубинах зап. океана.В. почти не имеет антропоморфных черт, олицетворяет небесный свод: солнце и звезды — его глаза, бдительно следящие за поведением людей; ночь и день — его одежда. Главные атрибуты В.- петля (служит для уловления грешников и врагов), лотос, морская раковина и драгоценная чаша; его ездовое животное (вахана) — морское чудовище Макара.
В послеведийские времена В. упоминается во мн. мифологических сюжетах, но играет в них второстепенные роли. В XIII кн. Махабхараты рассказывается о том, как В. похищает Бхадру, супругу мудреца Утатхьи, за что последний силой своего подвижничества осушает океан, обитель В., и вынуждает его вернуть Бхадру. В древнем сказании о Шунахшепе, воспроизводимом в Рамаяне и пуранах, В. дарует бездетному царю Харишчандре сына с условием, что тот принесет его в жертву; царь не выполняет обета, и В. насылает на него водянку; сына царя должен заменить Шунахшепа, сын нищего брахмана, но он, взмолившись богам, в последний момент спасается.
Лит.: Dumezil G. Ouranos-Varuna: Étude de mythologie comparée indo-européenne. P., 1934; idem. Mitra-Varuna, Indra, les Nasatya comme patrons des trois fonctions cosmiques et socials // Studia Linguistica. Oxf., 1947. Vol. 1; Lommel Н. Das Varuna und Fluch-Gedicht. Atharva-veda 4, 16 // ZDMG. 1938. Bd. 92. S. 462-463; Renou L. Varuna dans I’Atharvaveda // Festgabe für Н. Lommel. Wiesbaden, 1960. S. 122-128; Тhieme P. Patanjali über Varuna und die sieben Strome // Indo-Iranica: Mélanges presentés à G. Morgenstierne. Wiesbaden, 1964. P. 168-178; idem. King Varuna // German Scholars on India. Varanasi, 1973. P. 333-349; Елизаренкова Т.
Я. Еще раз о ведийском боге Варуне // Тр. по востоковедению. Тарту, 1968. T. 1. C. 113-122; Gonda J. The Dual Deities in the Religion of the Veda. Amst., 1973; Shendge M. J. The Civilized Demons: The Harappans in Rigveda. New Delhi, 1977; Kuiper F. B. Varuna and Viduљaka. Amst. e. a., 1979; Dandekar R. N. Vedic Mythological Tracts // idem. Selected Writings. Delhi, 1979. Vol. 1; Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986; Топоров В. Н. Варуна // Мифы народов мира. М., 19912. T. 1. C. 217-218.властитель океана Вселенной в Индии
В Древней Индии люди видели жизнь как непрерывный процесс борьбы добра со злом – это происходило как внутри самого человека, так и во вселенских масштабах. Последний аспект принадлежал богам, а особенная роль отводилась одному из древнейших божеств Варуне. В мифах он предстаёт и как судья, и как повелитель водной стихии.
Совмещая эти сферы деятельности, Варуна обладал гибким подходом к проблемам, однако руководствовался лишь принципом справедливости. Старинные индийские трактаты называют его посредником между людьми и богами, “тем, кто обосновался на небесах”. Почему в древности вода и небо были неразрывно связаны? Каким показывают характер Варуны мифы?
Варуна – властитель водной стихииБог небесного океана – Варуна
В древнеиндийских текстах показано очень интересное представление о Вселенной и зарождении жизни в ней. В далёком прошлом люди верили, что всё вокруг было одним бескрайним первозданным океаном, из которого впоследствии появились боги-творцы, сотворившие жизнь и, в частности, человечество.
Как ни странно, но в данном случае мифология и теория эволюции достаточно близки – они говорят о жизнетворной составляющей воды. Великий океан простирался во всей Вселенной, а после создания земли он стал частью небесного пространства. Именно поэтому Варуну индийцы видели как божество неба и воды одновременно.
Словно по огромной реке звёзды и луна движутся по велению Варуны. Он хранит законы гармонии и соблюдает равновесие стихий и сторон света (кстати, именно этот бог отвечает за западное направление).
Даже сегодня индийцы рассказывают, что звёзды – это миллионы глаз Варуны, что смотрит с небес на земной мир. Для чего же такая бдительность? Об этом нам говорит ещё один аспект деятельности божества.
Тот, кто вершит правосудие
Варуна – верховный бог-судья, хранитель Риты (мирового порядка). Суровое наказание ждёт того, кто совершит поступок, не согласованный с принципами человечности и совестью.
В индийской культуре гимны, посвящённые Варуне, считаются одними из самых величественных и ярких. Честно признаться, этот факт меня озадачил, ведь сегодня культ Варуны в Индии ушёл на второй план, уступив место верховных божеств другим.
В послеведический период истории Варуна вытесняется воинственным богом Индрой, чей культ быстро завоевал сторонников. Но это не означало, что хранитель гармонии был забыт.
Обязанности Варуны значительно изменились. Со временем он стал ассоциироваться с неким индийским прототипом Посейдона. Он превратился в покровителя водной стихии, властителя над морскими созданиями, богом, что может укрощать подводных демонов.
Древнее изображение Варуны и его жены ВарунаниПомощники и семья Варуны
Изображения Варуны красноречиво говорят о деятельности этого бога. Как правило, он показан молодым мужчиной в белой броне (она может напоминать чешую). Иногда рядом с ним восседает на троне его супруга, покровительница влаги и земных вод.
Но неизменным спутником Варуны остаётся Макара. Это существо напоминает легендарного морского монстра. Мифическое животное имеет голову и ноги антилопы, а хвост и туловище принадлежат рыбе.
На изображениях можно увидеть как две руки у Варуны (человеческая ипостась), так и четыре (ассоциация с четырьмя направлениями духовного развития человека). Ещё один символ бога – свёрнутый петлёй аркан, что представляет собой змею.
Если говорить о семье Варуны, то о ней мифы рассказывают вполне конкретно. Его матерью является Адитьи, а супругой некоторые предания называют Варуни.
Интересно, что имя жены напрямую связано с названием старинного хмельного напитка. возможно, богиня действительно стала покровительницей изготовления “огненной воды”. В древних эпосах также упоминаются мудрецы Васиштху и Агастью, что именуются “сынами Варуны”.
Человеческая слабость бога Варуны
Один из самых знаменитых мифов о Варуне открывает нам страстную натуру бога, что порой не в силах противиться своим желаниям. Как говорит предание, у правителя Луны была красавица-дочь, что затмевала одним своим взором всех прекрасных женщин мира. В знак признательности за искренность и служение лунный властитель отдал девушку в жёны мудрецу Утатхье.
Однажды Варуна увидел молодую красавицу, что набрала воду в реке. Не устояв перед её очарованием, он похитил женщину и спрятал её в своих подводных владениях.
Узнав об этом, Утатхья отправил к богу своего друга, который верил, что сможет уговорить Варуну одуматься и вернуть жену законному супругу. Однако никакие воззвания и мольбы не действовали на Варуну. Одурманенный своей страстью, он желал, чтобы красавица принадлежала лишь ему.
Услышав отрицательный ответ от посланника, Уатхья пришёл в гнев. Как известно, древние мудрецы Индии славились своими умениями и способностями. Мыслитель пришёл к священной реке Сарасвати и взмолился к ней изменить своё течение.
Поняв горе мудреца, река направила свои воды обратно. Подводное царство Варуны начало осушаться, из-за чего он вынужден был уступить и вернуть возлюбленную.
Стоит отметить, что с тех пор Варуна больше ничем не запятнал своей репутации. Вероятно, он понял, что сам нарушил охраняемый им закон – принцип справедливости.
Таким индийцы представляют ВарунуВаруна – один из древнейших индийских богов. Культ более популярных в наше время божеств индуизма появился гораздо позднее. Я не ошибусь, если назову Варуну одним из тех, кто “создавал” основу верований. Народ Индии и сегодня поклоняется ему – пусть даже масштабы почитания стали меньше. Пока на земле есть вода, реки, моря и океаны, индийцы будут помнить о своём водном покровителе, что однажды допустил вполне человеческую слабость.
Индуистский Бог — Варуна
Варуна | ||
Главная / Индуистская религия / Боги / Вауна |
| ||||||||
Lord Varuna — VEDIC ARED AREN ARENS AREN
. в гимнах Ригведы. Четыре Веды описываются как верховное всезнающее божество, сотворившее Небеса, Землю и Воздух. Считается, что он вездесущ и всеведущ.
Поскольку слово Варуна означает «тот, кто покрывает», считается, что Господь Варуна — это тот, кто охватывает весь мир. Таким образом, ему обычно поклоняются как олицетворению неба. Но считается, что он также управляет реками, ручьями, озерами, океанами и другими водоемами, что дало ему титул « Бог океанов ».
Бесплатные расслабляющие звуки для медитации и сна
Избавьтесь от шума окружающего мира и обретите внутреннее спокойствие с бесплатными расслабляющими звуками для медитации, сна и релаксации – загрузите сейчас и начните расслабляться.
Господь Варуна считается сыном Мудреца Кашьяпы . Говорят, что он произошел от Адити, матери богов; он также известен как Адитья. Согласно Ведам, у него тысяча глаз, которые помогают ему наблюдать за всем миром. Его часто изображают едущим на колеснице, запряженной семью лебедями, с лотосом, петлей, раковиной и сосудом с драгоценными камнями, а также зонтиком над головой. Однако на некоторых фотографиях он также изображен как светлокожий мужчина в золотых доспехах, едущий верхом на девятке.0125 Макара (морское чудовище) держит петлю из змеи.
Некоторые храмы на Индийском субконтиненте изображали его верхом на крокодиле. На других изображениях Варуна изображен сидящим со своей женой Варуни на троне из бриллиантов, а боги и богини различных рек, озер и источников составляют его двор.
Спросите ведического астролога онлайн
Задайте вопросы в частном порядке и получите точные астрологические прогнозы от проверенных ведических астрологов.
Щелкните здесь, чтобы спросить сейчас
Имея возможность наблюдать за миром своими тысячами глаз, Господь Варуна часто также связан с моральным законом и общественными делами. Считается, что он наказывает тех, кто выходит из царства закона. Он был известен тем, что наказывал смертных, которые не сдержали своего слова, и его обычным методом наказания было схватить преступника своей петлей. Но Господь Варуна также прощает, как говорят, он прощает тех, кто кается в своих грехах и молится. Он также является хранителем космического порядка, сила под названием «рта», что означает правосудие . Как тот, кто обеспечивает соблюдение закона, ему поклоняются как хранителю божественного порядка и исполнителю контрактов.
Индусы поклоняются Господу Варуне в различных формах и методах. С праздником Ракхи связана легенда о поклонении морскому богу Варуне. В день ракшабандхана преданные предлагают ему кокосы. Говорят, что он тесно связан с богом Митрой и Ямой.