Бог в египте крокодил: Бог-крокодил Себек • Эрика Ефремова • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, Культурология

Бог-крокодил Себек • Эрика Ефремова • Научная картинка дня на «Элементах» • Археология, Культурология

Перед вами бронзовая статуэтка Себека — древнеегипетского бога воды и разлива Нила, ассоциировавшегося с крокодилом. Себек изображался целиком в виде крокодила, или в виде крокодила с человеческой головой, или с телом человека и головой крокодила. Статуэтка была изготовлена около 2600 лет назад, во времена XXVI династии (см. Поздний период). Мастер тщательно вырезал чешую и складки на теле животного, а также инкрустировал глаза золотыми камнями. На голове Себека вы видите атеф — вытянутую корону, по бокам украшенную страусиными перьями и фигурами кобр.

Расцвет культа Себека пришелся на период XII династии фараонов, правивших в Древнем Египте в 1991–1802 гг. до н. э., во времена Среднего Царства. Ему посвящали храмы, статуэтки, амулеты и… мумии крокодилов. Особенно Себека почитали в Файюмском оазисе в городе Крокодилополе (так по-гречески назывался древнеегипетский город Шедит). В большом храме жрецы держали земное воплощение Себека — священного крокодила, убранного золотом и алмазами. После смерти священных крокодилов мумифицировали, подобно жрецам и фараонам.

Мумификация животных была огромной частью древнеегипетской культуры. Египтяне мумифицировали кошек, змей, птиц и даже жуков. По мнению египтологов, некоторые мумии были обычными домашними животными, похороненными вместе со своими хозяевами, других мумифицировали в качестве продовольственных запасов, чтобы у фараонов была пища в загробном мире. Но были и мумии священных животных, которым поклонялись при жизни.

В Египте найдено несколько сот мумий крокодилов. Самые большие кладбища с бальзамированными крокодилами найдены там, где, по свидетельству древних текстов, Себека особенно почитали. Рядом с храмом в Ком-Омбо на берегу мухафазы Асуан есть музей, посвященный исключительно крокодилам. В музее выставлены 22 мумифицированных крокодила, а всего в этой местности найдено около 300 крокодиловых мумий.

Интерес к мумиям возрос после появления современных технологий трехмерной реконструкции. Например, рентгеновская компьютерная микротомография позволяет воссоздать внутреннее устройство мумии, не разрушая ее целостность. Так, в 2016 году голландские ученые из Лейденского музея провели 3D-сканирование мумии, в которой должны были находиться два крокодила, мумифицированные более 2500 лет назад. Рентгеновская томография показала, что вместе со взрослыми особями там покоятся еще 47 детенышей! По одной из версий, захороненные вместе крокодилы разных возрастов могли символизировать то, как свирепый на первый взгляд Себек по-отцовски защищает свой народ. Крокодилы — одни из немногих рептилий, которые заботятся о своем потомстве: перевозят детенышей на спинах и тщательно охраняют яйца и молодых особей от хищников.

Исследования мумий нередко преподносят сюрпризы ученым. Во время раскопок в египетской деревне Телль-Умм-эль-Барагат, проводившихся еще в XIX веке, археологи обнаружили мумии крокодилов, набитые папирусами.

Некоторые из этих папирусов — литературные произведения, но есть и обычные документы, письма и завещания, которые помогут ученым лучше понять жизнь древних египтян.

Археологи считают, что для создания мумий, посвященных Себеку, египтяне специально охотились на диких крокодилов. Исследование международной группы ученых из США и Франции, в рамках которого был изучен мумифицированный крокодил возрастом около 2000 лет, показало, что животное погибло от рук человека. Метровый самец, которому было 3–4 года, умер от удара по голове тяжелым предметом. Компьютерная томография показала, что перелом черепа затем тщательно замаскировали смолами и маслами во время мумификации животного. Похожие травмы ученые ранее замечали как минимум еще у двух мумий крокодилов.

Древние египтяне посвящали Себеку и храмы. Самый известный — храм в Ком-Омбо, расположенный на побережье Нила. Это единственный храм в Древнем Египте, который имеет два входа и два центральных святилища, расположенных на двух параллельных осях. Дело в том, что храм посвящен одновременно двум богам — Себеку и Гору — богу-соколу, покровителю неба и солнца. Богу с головой крокодила отведена южная часть святилищ храма. Такая двойственность храма не говорит о вражде богов, а, скорее, показывает их мирное сосуществование: изображение Себека есть в части здания, посвященной Гору, и наоборот.

На территории храма в Ком-Омбо археологи обнаружили несколько колодцев и бассейнов, в которых, вероятно, выращивали и содержали крокодилов. К северо-западу от главного храма расположена часовня, посвященная Себеку. Возможно, там могла находиться священная камера с живым крокодилом — олицетворением Себека. Считалось, что Себек оберегал других богов, в своем хищном обличии крокодила отпугивая силы зла, также он был добрым и благодетельным по отношению к людям. Себек был настолько популярен, что многие правители носили похожие имена: например, Сехемра-Хуитауи Себекхотеп или Нефрусебек.

Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org.

Эрика Ефремова

Собек: Бог-Крокодил покровитель народа древнего Египта

Собек, древний египетский бог крокодилов силы и могущества. Его свирепые качества обязали Собека стать покровителем египетской армии, защитником фараона и народа Египта. Считалось, что силы Собека простирались до самого сотворения мира и были связаны с богом солнца Ра. Собек был изображен как обычный крокодил, или как человек с головой крокодила, часто носящей корону Хемхема, установленную на бараньих рогах и в окружении страусовых перьев с солнечным диском и символом кобры.

Собек был божеством в пантеоне древнего Египта. Этот бог был также известен древним египтянам как Себек, Себек-Ра, Собек, Сошет, Собки или Собк, а греками и римлянами как Сухос и Сучус соответственно. Подобно многим египетским божествам, Собек изображен с головой животного и телом человека. Животное, связанное с Собеком, является крокодилом, и этот бог иногда представлен в животной форме.

Поклонение Собеку древними египтянами можно проследить вплоть до Старого Царства. Имя Собека встречается в «Текстах пирамид», старейшем из известных древнеегипетских религиозных текстов. Например, в текстах Пирамиды Унаса, (Utrarance 317), фараон Унас пишет: «Собек с зеленым пером, с бдительным лицом, с приподнятыми бровями».

Передняя часть короба показывает короля, делающего подношение богу-крокодилу Собеку. Над сценой есть надпись в демотике. Шкатулка, возможно, использовалась в храмовых ритуалах.

Также из текстов пирамид Унаса (высказывания 308 и 317) Собек считается сыном Нейта, другого старого божества древнеегипетского пантеона. Говорят, что в некоторых случаях Нейт родила своих детей без помощника. В других, однако, считается, что Сет был отцом Собека. Тем не менее, по другим сведениям, Собек, как говорят, появился из первобытных вод Нун.

На этом рельефе из Храма Ком Омбо изображен Собек с типичными атрибутами царствования, включая скипетр и королевский килт. Анкх в его руке символизирует его роль целителя Осирии, а его венец — солнечная корона, связанная с одной из многих форм Ра.

Крокодил-людоед убивший более 300 человек: Густав из Бурунди

Хорошо известно, что у древних египтян было множество мифов о сотворении мира, и некоторые из них связаны с Собеком. Например, в одном мифе говорится, что бог крокодилов создал мир, а Нил образовался из его пота. Связь Собека с Нилом также означала, что его считали богом плодородия, который отвечал за обеспечение плодородия земли. В другом мифе Собек создал мир, откладывая яйца на берегу вод Монахини.

У этого Бога была темная сторона

Поскольку Собек представлен как крокодил, он имеет более темный, более жестокий аспект. В некоторых мифах Собек считается союзником бога Сета во время его конфликта с Гором.

Когда Сет был побежден, его сторонники превратились в крокодилов, чтобы сбежать от победоносного Гора. Однако свирепую природу Собека древние египтяне не боялись, а почитали. Например, он считался покровителем армии. Кроме того, он считался символом власти фараона и был призван защищать мертвых в Подземном мире.

Собек обеспечил защиту от опасностей Нила

Древние египтяне также стремились защитить Собека от опасностей Нила, в частности крокодилов. Поэтому вполне естественно, что культовые центры этого бога были созданы в районах, кишащих крокодилами. Однако самый известный культовый центр Собека находился в Ком Омбо, где был храм, посвященный ему и Гору.

Хотя два бога, как говорят, являются врагами в одном мифе, другое убеждение утверждает, что Собек был другим обликом Гора. Это связано с мифом, в котором Хорус превратился в крокодила, чтобы извлечь части тела Осириса, которые были брошены в Нил. Говорят, что в еще одном мифе Собек помогал Изиде, когда она родила Гора.

Классические авторы, такие как Геродот и Страбон, сообщают, что священники Собека почитали крокодилов, поскольку это были земные воплощения бога.

Эти священные крокодилы питались священниками, а иногда даже украшались украшениями. Когда эти крокодилы умерли, они мумифицировались. Эти отчеты были подтверждены археологами. Например, в храме Ком Омбо есть небольшая святыня, посвященная Хатхору, в которой были обнаружены мумифицированные крокодилы. Сегодня мумии выставлены в Музее крокодилов, который находится рядом с храмом.


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

E-mail:

Пароль:

Забыли пароль?

Регистрация

Также Вы можете войти через:

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее


теги:

бог-крокодил, пантеон египта, собек, древний египет

Возвышение Собека в Среднем царстве

Жизнь в Древнем Египте была сосредоточена на сильном разливе Нила и плодородии земли, которое оно приносит. Поэтому неудивительно, что эти понятия проявляются в египетской религии в образе бога-крокодила Собека. Несмотря на то, что Собек начинал как местное божество, во времена Среднего царства бог приобрел беспрецедентную известность. Его история в этот период повлияла на политику того времени, продемонстрировала, как древний Египет культивировал и смешал божеств, и знаменует собой поворотный момент в его роли в египетском пантеоне.

Мумия крокодилаФото: Кеннет Гарретт

Культ Себека, вероятно, был одним из самых ранних в Древнем Египте. Впервые он появился на печати времен правления короля Нармера, первого короля первой династии. На печати изображены крокодилы, обращенные к святыне характерной формы, которая позже стала символом города Шедет (современный Фаюм). В Древнем царстве Собек считался одним из значимых богов египетской религии и часто упоминался в погребальных Тексты пирамид . Несмотря на случайные литературные ссылки на Собека, его известность в то время была сосредоточена на его культовом центре в Шедете.

После распада Старого Королевства Собек появился как выдающийся местный бог в Сумену, местности в фиванской провинции. Его культ существовал с гераклеопольского периода, когда девятая и десятая династии правили Египтом из Дельты. Этот период подошел к концу, когда фиванские цари 11-й династии взяли под свой контроль Верхний и Нижний Египет, положив начало так называемому Среднему царству. Культ Собека в Сумену стал вторым по важности после культа Шедета, особенно во время правления Аменемхета II.

Рельеф бога Собека из храма Ком Омбо
Фото: Хедвиг Шторх

Однако не появление культа Собека в других провинциях сделало его важным. Эта известность пришла еще во времена правления Монтухотепа II, первого царя Среднего царства, когда Собек слился с богом солнца Ра. Такие слияния местных и более широких божеств не были редкостью в эти периоды. Имя Собек-Ра впервые появилось у входа в фиванскую гробницу Даги, чиновника времен правления Монтухотепа II. Даже Тексты гроба , погребальные тексты, использовавшиеся в основном во времена Среднего царства, обращаются к Собеку как к «тот, кто восходит на востоке и заходит на западе».

В результате этого слияния Собек больше не был просто местным богом наводнения и плодородия, но стал богом-создателем благодаря его связи с Ре. Собек-Ре в своей крокодиловой форме, увенчанный солнечным диском и уреем (символической коброй), стал творцом, поднявшимся из первобытных вод, Нун, и образовавшим остальных богов и мир. Эта роль часто упоминалась в цикле гимнов Собеку, записанных в период позднего Среднего царства. Привела ли популярность Собека к его слиянию с Ре или слияние было политическим ходом жрецов Собека с целью получить власть, остается загадкой.

В Шедете, новой административной столице 12-й династии, культ Собека претерпел еще один поворот сюжета. Аменемхет II начал вызывать раннюю династическую, объединенную форму Собека и Гора. Гор из Шедета был изображен в виде крокодила на печати времен правления Хасехмви из второй династии. Аменмхат II был первым, кто увидел в этом слиянии Собека и Гора из Шедета совершенный синкретизм, подтверждающий божественность царя. Но именно Аменемхет III довел до высшей значимости роль «Собека Шедет-Гора, проживающего в Шедете».

Собек-Хорус из Шедета стал ассоциироваться с такими эпитетами, как «Владыка wrrt (Белой) Короны», «тот, кто пребывает в великом дворце» и «господин великого дворца». Все эти эпитеты относились скорее к царю, чем к какому-либо богу. Даже имя Гора в этой объединенной форме было заключено в серех , как имя царя. Король всегда идентифицировался как Гор на земле. С новой божественной формой Собека-Гора царь как Гор слился с Собеком и стал единым целым с богом Собеком.

Бронзовая фигура Собека в образе крокодила в атефе на наоформном постаменте; позолоченные глаза
Фото: Попечители Британского музея

Связь Собека с божественным царством иллюстрируется сценой Аменемхета III «Крещение фараона» в его храме Мадинет Мади в Фаюме. Эта сцена, самая ранняя в своем роде, изображает Собека и Анубиса, помазывающих Аменемхета III анкх признаков жизни. Помазание знаменует посвящение царя в вечное царствование и обычно связано с божественным порождением царя государственным богом.

К концу Среднего Царства Собек стал известен как «Собек Шедет-Ре-Гора, могущественный бог». Его культ распространился на 52 города Египта. Даже короли 13-й династии предпочитали включать имя Собека в свое собственное, как видно из общего царского имени Собехотеп.

Второй промежуточный период положил конец славе Собека. Его культ в нескольких городах сохранился, но он больше не был одним из государственных богов. Важность Собека для божественного царствования возобновилась в Новом Царстве. Храмы для него и Гора были построены на одном участке в Ком Омбо. Аменхотеп III спонсировал культ Собека в Гебель-эль-Сильсила, а также в Дахамше, Армант, где он основал центр разведения божественных крокодилов.

В течение этих периодов Собек поднялся от местного божества с ограниченным значением до бога-создателя, как Собек-Ре, и царственного божества, как Собек-Хорус. Цари 12-й династии, особенно Аменмхат III, приобрели божественный статус не только как Горы на земле, но и слившись с Собеком. Почему Собек вернул себе такое значение? Было ли это результатом его прежней связи с Ра или просто заговором жрецов? Каким бы ни был ответ, эволюция крокодила Собека кажется результатом циклического процесса, который предлагает увлекательное понимание социальной и политической предыстории египетских богов.

ТемыЕгиптология, РелигияТемаБоги и богини, РелигияИсторический периодСреднее царство

Крокодиловый бог силы и могущества

Собек — древнеегипетский бог силы и могущества. В некоторых мифах Собек фигурирует как создатель мира, и древние египтяне почитали его еще во времена Древнего Царства. Он приобрел статус знаменитости во времена Среднего царства, когда король Аменемхет III проявил особый интерес к богу-крокодилу. Этот король 12-й династии преобразил Собека, когда он объединил свое подобие с Гором.

Бог-Крокодил

© Дейн Сандовал — Храм Ком Омбо

Жители древнего Египта поклонялись крокодилам, одновременно любя и опасаясь их. Они были символом силы, мужественности и плодородия . Как бог-крокодил, Собек защищал египетскую армию, фараонов и древнеегипетский народ. Его сила и мужество позволяли фараону преодолевать препятствия, а также защищали его от злой магии.

Собек впервые появился в Старом Королевстве и изображался как полный крокодил или как человек с крокодильей головой. Древние египтяне держали крокодилов в бассейнах и храмах, кормили их деликатесами и украшали драгоценностями. В гробницах были найдены мумифицированные крокодилы всех возрастов, в том числе яйца с плодами.

Доброжелательный, но непредсказуемый

Собек — Бог Нила , потому что он контролирует воды и плодородие почвы. Он известен под несколькими титулами, такими как «Повелитель вод», «Яростный» и «Повелитель Файюма». Он также является покровителем вооруженных сил из-за его силы, могущества и доблести. Как бог Нила, Собек приобрел черты нильского крокодила, которого древние египтяне любили и боялись.

Крокодилы свирепые, бесстрашные существа. Их обилие в Ниле отражает их репродуктивные способности.

© Dain Sandoval — Mummified Crocodiles

Некоторые из атрибутов Собека включают:

  • Агрессивный и Жестокий (отсюда его связь с военной доблестью)
  • Анималистический (в основном крокодилы действуют на чистом инстинкте)
  • Непредсказуемый и неустойчивый (воплощение мечущегося крокодила)
  • Откровенно сексуальный (крокодилы процветали вокруг Нила)
  • Сила и могущество (военная доблесть, телохранитель фараона)
  • Он мог вернуть зрение и восстановить чувства умершим (древние люди верили, что он может помочь им оправиться от непогоды)
  • Защитник (его свирепость позволяла ему отражать зло и защищать невинных)

Генеалогическое древо Собека не совсем рептилоидов

  • Отец : Сет, бог грома, бури, войны и хаоса.
  • Мать : Нейт, Богиня войны, охоты и мудрости.
  • Жена : Жена Собека, Рененутет была богиней изобилия и приносила удачу древним египтянам.
  • Сыновья : Собек, вероятно, отец Хонсу, бога луны и времени. Собека иногда также называли отцом Хнума и Хонсу.
  • Когорты : Помимо его жены, существовало несколько когорт, в том числе: Хатхор, Хекет и Таверет.

 

© Риз Дэвенпорт — Хатор и Собек

 

Крокодилополис и другие центры культа

Собеку поклонялись в нескольких местах, далее 3 означают наиболее важные культовые центры :

  • Шедьет : переименованный греками в Крокодилополис. Древние египтяне поклонялись живому крокодилу по имени Петсухос (сын Собека). Они украшали Петсухоса драгоценными камнями и кормили его только лучшей пищей. Петсухос жил в храме с песком и озером, и когда крокодил умер, древние мумифицировали его останки. После этого его место быстро занял другой.
  • Нубт : переименованный греками в Ком Омбо, этот древний город в Верхнем Египте был процветающей военной базой, контролировавшей торговые пути. Живых крокодилов держали в храме Собек, где они очень почитались.
  • Каранис : расположенный в северо-восточном углу Фаюма, этот культовый центр был основан при римском правлении и просуществовал до 380 года при правлении императора Константина Великого.

 

© Деннис Джарвис — Нубт, также известный как Храм Ком Омбо

Ассоциации и триады

Собек был тесно связан с Гором. Поскольку Гор принял форму крокодила, чтобы помочь достать части тела Осириса, Собека часто считают аспектом Гора. И все же Считалось, что Собек помогал Изиде при рождении Гора . Тесная связь Собека с Гором привела к его принятию в Триаду Осириса, состоящую из Осириса, Исиды и Гора.

Во времена Нового царства Собеку поклонялись как воплощению Амона-Ра, царя богов, и он был интегрирован в культ Амона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *