Зачем Бог сотворил мир? | Правмир
Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не задаваться. И вероятный ответ на этот безответный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих “Главах о любви”, рассуждая об этом, говорит о взаимной радости: “Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися” (“Главы о любви”, сотница 3:46).
Мысль, которую Максим Исповедник выражает, рассуждая о взаимной радости, также можно связать и с понятием взаимной любви. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8), – говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрична, а взаимна, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог – это не просто некое Существо, независимое, обособленное и любящее лишь Само Себя. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все Три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимообщения. Бог не личен, но межличен, являя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, – общение.
Следовательно, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство разделяющейся любви, это означает, что решение о Сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога, поскольку Сотворение позволяет и другим, помимо Него, разделить это движение Троичной любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог был в той или иной мере “обязан” сотворить мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: “Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через внемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога” (“Тварь и тварность”).
Однако несмотря на тот факт, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу – любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатична, – это означает, что она находится вне Него. Бог сотворил мир, поскольку любовь его “разливается”. Без этой проливающейся любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о сотворении ex nihilo (из ничего), правильней было бы говорить о сотворении ex amore (из любви).
Если мы будем смотреть на Сотворение таким образом – как на выражение взаимной радости и взаимной любви – тогда никакие теистические воззрения, утверждающие, что вселенная есть произведение, а святой Создатель – архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как неких часов, которые часовщик лишь изготавливает, заводит и впоследствии оставляет идти.
Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Сотворение не является актом, в котором Бог действует лишь вне, но актом, посредством которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать Того, Кто придает миру форму, изменяет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, живущую внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Создатель вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть “везде сущий и все исполняющий”, пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и Святому Духу.
С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Сотворение мира должно трактоваться не как некое событие, единожды произошедшее в прошлом, но как продолжающее быть связанным с настоящим. Мир существует, поскольку Бог любит его, и не потому, что полюбил некогда в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждый следующий. Нам следует говорить о Сотворении не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что некогда, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялась бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, “творческое слово есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездною Божией бесконечности, над бездною собственного ничтожества” (“Слово в день обретения мощей иже во Святых Отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения к Московской пастве”). Это творческое слово Бога, “адамантовый мост” святого Филарета, есть слово, произносимое не единожды, но непрестанно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяемое “во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).
Как творение Божье, мир является по рождению прекрасным: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сокрушенный, разрушенный и искаженный грехом – первородным грехом наших предков и личными прегрешениями каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение “покорилось суете” и “стенает”, ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Однако это падение не является всецелым. В тварной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отзвуки священнодейственного присутствия Божьего. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы поистине можем сказать слова, произносимые на каждой вечерне: “Дивны дела Твоя Господи”.
Неизвестный автор произведения русской прозы XIX века “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу” ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь нескончаемую лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, странник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: “Когда при сем я начинал молиться сердцем, все окружающее меня представлялось мне в восхитительном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все как будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из сего, что называется в Добролюбии “ведением словес твари” (Рассказ второй). Опыт этого конкретного момента является не ложным ощущением, но подлинным познанием истинной природы тварного мира.
Митрополит Каллист Уэр, “Начало дня”.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Больше, чем физика. Часть 12. История сотворения мира
Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
где был ты, когда Я полагал основания земли?
Скажи, если знаешь.
(книга Иова)
Сколько существует человечество, столько люди искали ответ на вопрос о происхождении мира, в котором они живут. Важным вопросом, который волновал людей, был вопрос «Как устроена Вселенная?». Этим вопросом занималась космология. Но не менее важным вопросом был вопрос «Как сформировалась Вселенная?». Этим вопросом занималась космогония. Космология — наука об устройстве Вселенной, а космогония — наука о происхождении Вселенной.
Помните, наверное, эти картинки: Земля стоит на слонах, слоны на черепахе? Но мало было сказать, что слоны стоят на черепахе, нужно было ответить на вопрос, откуда появились эти слоны, и откуда взялась эта черепаха? Так, или иначе, в конечном итоге, рассуждая о причинах возникновения мира, мыслители упирались в некую первопричину.
В античной космогонии такой первопричиной считался первичный хаос. Из первичного хаоса, как мыслили древние греки, возникли земля — Гея, небо — Уран, а также подземный мир — Тартар. Поскольку возникли они из хаоса, то их возникновение следовало считать случайным. Никакого изначального замысла в появлении земли, неба и Тартара, в понимании древних греков, не было. Смысл появился уже позже. Хотя, пожалуй, слово «позже», здесь неуместно, поскольку времени тогда ещё не существовало. Время — Кронос (у римлян — Сатурн) появилось позже, при взаимодействии земли и неба. Кронос, согласно античной космогонии, был сыном Урана и Геи.
Надо полагать, что ещё в те древние времена люди задавали философам такой вопрос: а что же было до сотворения мира? И уже тогда философы находили способ выкручиваться из этого смыслового тупика. Они говорили, что до сотворения мира никакого «до» не было, поскольку ещё не существовало самого явления времени. Время без времён. Помните, я говорил о времени циклическом и времени направленном?
Вот этот вопрос о нулевой точки существования Вселенной, он всегда относился к проклятым вопросам человечества. Поскольку ни один из возможных ответов на него не мог удовлетворить человеческий разум. Потому как, если такая нулевая точка была, то, что было до? А если нулевой точки не было, то получается, что Вселенная существовала всегда. Но если всегда, значит, и не было никакой первопричины. Тогда откуда она, собственно, взялась?
Вот философам и приходилось говорить о времени без времён. Первичный хаос, как раз, очень хорошо это оправдывал, ведь в хаосе нет течения времени, в хаосе никакие направленные процессы не возможны. А что возможно в хаосе? Только случайные события, которые могут однажды, совершенно случайно, произойти, и, тем самым, нарушить хаос, и задать направление времени. Позже, разбирая второе начало термодинамики, мы поговорим об этом более подробно, а сейчас просто отметим, что античные философы, чудесным образом, предвосхитили открытие законом динамики сложных систем.
В противоположность античной космогонии, с первичным хаосом и отсутствием начального замысла, библейская космогония ставила в качестве первопричины Вселенной Бога. По мнению христиан, также мусульман и иудеев, Вселенная была сотворена по замыслу Божьему, и смысл её существования присутствовал изначально. Тут опять-таки уязвимым местом является тот самый проклятый вопрос: «А что было до?». Что делал Бог до того, как сотворил небо и землю? Один богослов, по этому поводу, отшутился: «До того как сотворить небо и землю, Бог создавал ад для тех, кто задаёт такие вопросы». Но понятно, что это не ответ. И откуда появился сам Бог?
Честно говоря, я не знаю, есть ли у православной церкви официальные ответы на эти вопросы? Полагаю, что разные богословы отвечают по-разному. В том числе и так, как отвечали античные философы: до того, как Бог сотворил небо и землю, не было никакого «до», не было самого явления времени. А Бог был. И если с первичным хаосом такой ответ выглядит логичным, то с Богом всё сложнее, ведь если до сотворения мира не было времени, то не было и Божьего замысла. А это уже — серьёзный удар по самой основе Бога-творца.
Есть, правда, и несколько иное объяснение. До сотворения мира была тьма предвечная, то есть, в общем-то, тот же первичный хаос. А Бог-творец нарушил этот хаос актом творения. И вся наша Вселенная, созданная по Божьему замыслу, противостоит этой тьме предвечной. Обратите внимание на само слово «предвечная», то есть, существовавшая до вечности, до времени. И тут уже возникает вопрос, а что же такое Бог-творец, с точки зрения противостояния первичному хаосу? Но это мы, пока, трогать не будем, об этом надо говорить отдельно и особо.
Пока что мы ограничимся самим актом творения, той самой нулевой точкой. И вот уже православная церковь говорит вполне определённо, и в согласии с современными научными представлениями. Началом нашей Вселенной был так называемый Большой Взрыв, или Большой Удар (англ. Big Bang), и нанесён этот удар был Богом. Это — мнение церкви, не моё. А, поскольку мы с вами занимаемся не богословием, а, в первую очередь, физикой, то давайте говорить о физике.
Что же такое Большой Взрыв, с которого началась история Вселенной? Долгое время учёные считали Вселенную стационарной, то есть, в целом, неподвижной. К примеру, вы сидите на диване и, в целом, сохраняете неподвижность, хотя, при этом, вы дышите, то есть, ваши лёгкие совершают колебательные движения, вы моргаете, то есть, движутся ваши веки, кровь течёт по сосудам, и ещё много разных движений происходит внутри организма, но, как единой целое, вы — неподвижны. Так и наша Вселенная, хотя в ней и постоянно происходят какие-то движения, как единой целое она может быть неподвижной. При этом спор учёных шёл, является ли Вселенная бесконечно, или где-то всё-таки пространство исчезает? Если считать Вселенную абсолютно бесконечной, то вопрос об её неподвижности как единого целого снимается автоматически. А вот если Вселенная ограничена, то возможны варианты.
Те учёные, которые считали Вселенную ограниченной, они же считали её и стационарной. К ним относился и Альберт Эйнштейн, который вывел некоторые уравнения, описывающие замкнутость Вселенной. Но в его уравнениях была некоторая неясность. И тогда советский учёный Александр Фриднам, чтобы внести в уравнения Эйнштейна полную ясность, сделал неожиданное, для своего времени, предположение, что Вселенная — не стационарна, что она постоянно расширяется. В какой-то нулевой момент Вселенная родилась из одной начальной точки, и с тех пор постоянно расширяется, увеличивая свои размеры и отодвигая свои границы.
Поначалу к идее Фридмана научный мир отнёсся весьма скептически, но, спустя несколько лет, американский астроном Хаббл открыл такое явление как красной смещение. Я не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что из этого явления следовало, что галактики постоянно удаляются, как от нашей галактики — от Млечного Пути, так и друг от друга. А это как раз и означало факт расширения Вселенной. Учёные буквально своими глазами смогли увидеть, что Вселенная расширяется.
Оценив приблизительное расстояние до самых дальних галактик, а также, зная, что максимально возможная скорость во Вселенной — это скорость света, учёные оценили приблизительный возраст Вселенной. Если самые дальние галактики находятся от нас на расстоянии 15 — 20 млрд. световых лет, то оказаться на таком расстоянии они могли за те самые 15 — 20 млрд. лет. Это и есть возраст нашей Вселенной. Получается, что где-то 15 — 20 млрд. лет назад вся Вселенная находилась в одной точке. А потом произошло нечто, из–за чего Вселенная начала расширяться и, в конце концов, стала такой, какая она есть.
Вот это самое нечто, с которого началась история нашей Вселенной, и назвали Большим Взрывом. Но, как вы уже, наверное, догадались, теория Большого Взрыва, как и любая космогоническая гипотеза, не даёт ответа на вопрос о происхождении первопричины. Что было до Большого Взрыва? И что было причиной Большого Взрыва? И как можно себе представить Вселенную, сконцентрированную в одной точке?
Тут учёные лишнего на себя не берут, и произносят слово «сингулярность». Когда я только начинал работать в школе учителем, ученики меня как-то спросили, что такое сингулярность? Я тогда честно ответил: «Не знаю». И это был правильный ответ, потому как сингулярность — это то, что учёные не могут понять и не могут объяснить. Что-то существует в природе, но что оно такое, учёные понять не могут и произносят слово «сингулярность». Сингулярность в чёрных дырах, сингулярность внутри элементарных частиц, сингулярность до и в момент Большого Взрыва, — этим словом учёные определяют границы науки. Наука ведь не всё может объяснить, и не на все вопросы может дать.
Тем не менее, нельзя не замечать, как границы научного знания постоянно расширяются. Когда-то аналогом слова «сингулярность» у учёных было слово «магнетизм». В средние века это привычное для нас слово означало то, что наука не могла объяснить. Не могли учёные в те времена объяснить, почему два куска железа притягиваются друг к другу. Наблюдать наблюдали, даже находили этому практическое применение (например, компас), а объяснить это явление не могли. Магнетизм казался чудом. И не случайно это слово содержит в себе слово «маг», магнетизм в средние века, действительно, казался магией, волшебством. Потом границы научного знания расширились, и учёные объяснили природу магнитных явлений, никакого волшебства в них не оказалось.
К чему это я веду? К тому, что границы научного знания расширяются так же, как расширяются границы Вселенной. Получается, что наша Вселенная и наши знания о ней обладают одной и той же динамикой. Получается подобие между Вселенной и нашими знаниями о Вселенной. Случайно ли это? Ведь откуда берутся наши представление об окружающем мире, как не из самого окружающего мира? А с другой стороны, где находятся наши знания о Вселенной, как не в нашем сознании?
Есть такое выражение: бытие определяет сознание. То есть, окружающая нас действительность влияет на то, как мы мыслим. Но ведь сама эта фраза построена таким образом, что может быть прочитана совершенно в обратном смысла: бытие определяет сознание. Что первично, сознание, или бытие, Вселенная, или наши представления о ней?
Наука исходит из того, что первично бытие. Но, при всём при этом, сама наука относится к области сознания. Не означает ли это, что наука сама себе — вторична?
Опять мы с вами подходим к границам возможного и невозможного. Опять мы пытаемся заглянуть туда, куда не может заглянуть физика. Но именно такими попытками человечество расширяет свои знания о Вселенной. А Вселенная, тем временем, сама расширяется. Будет ли она расширяться вечно, или расширение сменится сжатием и возвращением Вселенной снова в одну точку? Тут учёные расходятся во мнениях.
Бог творит мир (Бытие 1:1-2:3) | Библейский комментарий
Первое, что говорит нам Библия, это то, что Бог — творец. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1, альтернативное чтение NRSV). Бог говорит, и появляются вещи, которых раньше не было, начиная с самой вселенной. Творение есть исключительно действие Бога. Это не случайность, ошибка или продукт низшего божества, а самовыражение Бога.
Вернуться к оглавлению Вернуться к оглавлению
Бог создает материальный мир (Бытие 1:2)
Вернуться к оглавлению
Бытие продолжается, подчеркивая материальность мира. «Земля была безвидная пустота, и тьма покрывала лицо бездны, а ветер от Бога носился над поверхностью вод» (Быт. 1:2). Зарождающееся творение, хотя и «бесформенное», имеет материальные измерения пространства («бездны») и материи («воды»), и Бог полностью занят этой материальностью («ветер от Бога пронесся по лицу воды»). Позже, в главе 2, мы даже видим, как Бог возделывает грязь своего творения. «Господь Бог создал человека из праха земного» (Быт. 2:7). На протяжении глав 1 и 2 мы видим Бога, поглощенного физическими аспектами своего творения.
Любая теология работы должна начинаться с теологии творения. Рассматриваем ли мы материальный мир, материал, с которым работаем, как первоклассный материал Бога, наделенный непреходящей ценностью? Или мы отвергаем его как временную площадку для работы, испытательный полигон, тонущий корабль, с которого мы должны сбежать, чтобы добраться до истинного местонахождения Бога в нематериальных «небесах». Бытие опровергает любое представление о том, что материальный мир менее важен для Бога, чем духовный мир. Или, говоря точнее, в Бытии нет резкого различия между материальным и духовным. ruah Бога в Бытии 1:2 — это одновременно «дыхание», «ветер» и «дух» (см. сноску b в NRSV или сравните NRSV, NASB, NIV и KJV). «Небеса и земля» (Быт. 1:1; 2:1) — это не два отдельных царства, а еврейская фигура речи, означающая «вселенная»[1] — так же, как английская фраза «kith and kin означает «родственники».
Самое главное, что Библия заканчивается там же, где и начинается — на земле. Человечество не покидает землю, чтобы присоединиться к Богу на небесах. Вместо этого Бог совершенствует Свое Царство на земле и призывает к жизни «святой город, новый Иерусалим, нисходящий с неба от Бога» (Откр. 21:2). Обитель Бога с человечеством находится здесь, в обновленном творении. «Вот, дом Божий среди смертных» (Откр. 21:3). Вот почему Иисус сказал своим ученикам молиться словами: «Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Мф. 6:10). В период между Бытием 2 и Откровением 21 земля испорчена, расколота, вышла из строя и наполнена людьми и силами, которые действуют против Божьих целей. (Подробнее об этом в Бытие 3 и далее.) Не все в мире идет по Божьему замыслу. Но мир по-прежнему является божьим творением, которое он называет «хорошим». (Подробнее о новом небе и новой земле см. «Откровение 17–22» в Откровение и Работа. )
Многие христиане, работающие в основном с материальными объектами, говорят, что их работа имеет меньшее значение для церкви и даже для Бога, чем работа, сосредоточенная на людях, идеях или религии. В проповеди, восхваляющей хорошую работу, скорее будет использоваться пример миссионера, социального работника или учителя , чем шахтера, автомеханика или химика. Сохристиане с большей вероятностью признают призвание стать служителем или врачом, чем призвание стать менеджером по запасам или скульптором. Но имеет ли это библейское основание? Не говоря уже о том, что работа с людьми равно работе с материальными объектами, мудро помнить, что Бог дал людям задачи как работать с людьми (Быт. 2:18), так и работать с вещами (Быт. 2:15). Кажется, что Бог действительно очень серьезно относится к творению.
Гордон Дж. Уэнам, Бытие 1–15 , том. 1, Word Biblical Commentary (Dallas: Word, 1998), 15.
Божье творение требует работы (Бытие 1:3–25; 2:7)
Вернуться к оглавлению
Создание мира — это работа . В Бытие 1 неоспорима сила Божьей работы. Бог вызывает существование миров, и шаг за шагом мы видим первобытный пример правильного использования силы. Обратите внимание на порядок создания. Первые три творческих акта Бога разделяют бесформенный хаос на царства небес (или неба), воды и земли. В первый день Бог творит свет и отделяет его от тьмы, образуя день и ночь (Быт. 1:3-5). На второй день он разделяет воды и создает небо (Быт. 1:6-8). В первой половине третьего дня он отделяет сушу от моря (Быт. 1:9).-10). Все они необходимы для выживания того, что последует. Затем Бог начинает заполнять царства, которые он создал. В оставшуюся часть третьего дня он создает растительную жизнь (Быт. 1:11-13). На четвертый день он создает на небе солнце, луну и звезды (Быт. 1:14-19). Термины «великий свет» и «меньший свет» используются вместо названий «солнце» и «луна», тем самым препятствуя поклонению этим сотворенным объектам и напоминая нам, что мы все еще находимся в опасности, поклоняясь творению вместо Творца. . Огни прекрасны сами по себе, а также необходимы для жизни растений с их потребностью в солнечном свете, в ночное время и в разные времена года. На пятый день Бог наполняет воду и небо рыбами и птицами, которые не смогли бы выжить без созданной ранее растительной жизни (Быт. 1:20-23). Наконец, на шестой день он создает животных (Быт. 1:24-25) и — вершину творения — человечество для заселения земли (Быт. 1:26-31)[1].
В главе 1 Бог выполняет всю свою работу, говоря. «Бог сказал…» и все случилось. Это позволяет нам узнать, что Божьей силы более чем достаточно для сотворения и поддержания творения. Нам не нужно беспокоиться о том, что у Бога заканчивается газ или что творение находится в шатком состоянии существования. Божье творение прочно, его существование надежно. Богу не нужна помощь ни от кого и ни от чего, чтобы создать или поддерживать мир. Никакая битва с силами хаоса не может уничтожить творение. Позже, когда Бог решает разделить творческую ответственность с людьми, мы знаем, что это Божий выбор, а не необходимость. Что бы ни делали люди, чтобы испортить творение или сделать землю непригодной для полноты жизни, у Бога есть бесконечно большая сила искупить и восстановить.
Демонстрация бесконечной силы Бога в тексте означает ли , а не , что Божье творение не является работой, так же как написание компьютерной программы или игра в пьесе не является работой. Если трансцендентное величие Божьей работы в Бытие 1, тем не менее, искушает нас думать, что на самом деле это не работа, Бытие 2 не оставляет нам никаких сомнений. Бог имманентно работает своими руками, чтобы лепить человеческие тела (Быт. 2:7, 21), копать сад (Быт. 2:8), сажать фруктовый сад (Быт. 2:9) и — чуть позже — портняжничать». одежды кожаные» (Быт. 3:21). Это только начало физической работы Бога в Библии, полной божественного труда.[2]
Полезное обсуждение толкования «Дней» творения см. в Bruce K. Waltke, Genesis: A Commentary (Grand Rapids: Zondervan, 2001), 74-78.
Длинный список многих видов работы, которую Бог совершает в Библии, см. в R. Paul Stevens, The Other Six Days (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 2000), 18–123; и Роберт Бэнкс, Бог-Сотрудник: путешествия в разум, сердце и воображение Бога (Юджин, Орегон: Wipf & Stock, 2008).
Творение создано Богом, но не тождественно Богу (Бытие 1:11)
Вернуться к оглавлению
Бог является источником всего в творении. Однако творение не тождественно Богу. Бог дает своему творению то, что Колин Гантон называет Selbständig-keit , или «должную независимость». Это не абсолютная независимость, воображаемая атеистами или деистами, а скорее осмысленное существование творения в отличие от самого Бога. Лучше всего это видно из описания сотворения Богом растений. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень: растения, сеющие семя, и деревья плодовитые всякого рода на земле, приносящие плод с семенем в нем. И стало так» (Быт. 1:11). Бог творит все. , но он также буквально сеет семя для сохранения творения в веках. Творение всегда зависит от Бога — «Им мы живем и движемся и существуем» (Деяния 7:28) — и все же оно остается отдельным. придает нашей работе красоту и ценность выше ценности тикающих часов или скачущей марионетки. Наша работа берет свое начало в Боге, но она также имеет собственный вес и достоинство.
Бог видит, что Его работа хороша (Бытие 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31)
Вернуться к оглавлению В Книге Бытия говорится о каждом дне творения, что «увидел Бог, что это хорошо» (Бытие 1:4, 10, 12, 18, 21, 25). На шестой день, при сотворении человечества, Бог увидел, что оно «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Люди — агенты, через которых грех вскоре должен проникнуть в творение Бога, — тем не менее «весьма хороши». В Книге Бытия просто нет поддержки представлению, которое каким-то образом вошло в христианское воображение, о том, что мир непоправимо зол и единственное спасение — это бегство в нематериальный духовный мир, не говоря уже о представлении о том, что, пока мы на земле, мы должны тратить наше время в «духовных» задачах, а не в «материальных». В Божьем благом мире нет отрыва духовного от материального.
Вернуться к оглавлениюВернуться к оглавлению
Еще до того, как Бог создал людей, Он говорит во множественном числе: « сотворим нас по образу Нашему» (Быт. 1:26; курсив добавлен). Хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, относится ли «нас» к божественному собранию ангельских существ или к уникальному множеству-в-единстве Бога, любая точка зрения подразумевает, что Бог по своей сути связан с отношениями.[1] Трудно сказать, что именно древние израильтяне понимали здесь во множественном числе. Для наших целей лучше всего следовать традиционному христианскому толкованию, согласно которому оно относится к Троице. В любом случае из Нового Завета мы знаем, что Бог действительно находится в отношениях с самим собой — и со своим творением — в Троице любви. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Сын — «Слово, [которое] стало плотью» (Иоанна 1:14) — присутствует и действует в творении с самого начала.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Он был в начале с Богом. Все вещи произошли через него, и без него не произошло ничего. То, что возникло в нем, было жизнью, и жизнь была светом для всех людей. (Иоанна 1:1-4)
Таким образом, христиане признают нашего Тринитарного Бога, уникального Трехличного в Одном Бытии, Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, лично действующих в творении.
Брюс Уолтке, Бытие: комментарий , (Гранд-Рапидс: Зондерван, 2001), 64–5.
Вернуться к оглавлению Вернуться к оглавлению
По истечении шести дней сотворение мира Богом завершено. Это не означает, что Бог перестает действовать, ибо, как сказал Иисус: «Отец Мой еще действует, и Я также делаю» (Иоанна 5:17). Это также не означает, что творение завершено, поскольку, как мы увидим, Бог оставляет людям много работы, чтобы они могли продвигать творение дальше. Но хаос был превращен в обитаемую среду, теперь поддерживающую растения, рыб, птиц, животных и людей.
Бог видел все, что Он создал, и действительно, это было очень хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все множество их. И в седьмой день Бог совершил дел , которые он сделал, и почил в седьмой день от всех дел, которые он сделал. (Быт. 1:31–2:2; курсив добавлен)
Бог венчает свои шесть дней работы днем отдыха. В то время как сотворение человечества было кульминацией Божьей творческой работы, отдых в седьмой день был кульминацией Божьей творческой недели. Почему Бог отдыхает? Величие Божьего творения одним только словом в главе 1 ясно показывает, что Бог не устал. он не нужен для отдыха. Но он предпочитает ограничивать свое творение как во времени, так и в пространстве. Вселенная не бесконечна. У него есть начало, засвидетельствованное Книгой Бытия, которую наука научилась наблюдать в свете теории большого взрыва. Есть ли у него конец во времени, однозначно не ясно ни в Библии, ни в науке, но Бог дает времени предел в мире, каким мы его знаем. Пока время идет, Бог благословляет шесть дней для работы и один для отдыха. Это предел, который соблюдает сам Бог, и впоследствии он становится Его заповедью и людям (Исх.
Просмотреть статью полностью
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных Disqus.
Была ли Вселенная создана Богом?
Библия ясно говорит о том, что вселенная возникла в результате ряда творческих действий Бога.
Бог есть Творец
И Ветхий, и Новый Завет признают Бога Творцом.
В начале Бог сотворил небо и землю (Бытие 1:1).
писал Исайя.
Так говорит Господь: «Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Где дом, который ты построишь Мне? Где будет место покоя Моего? в существование?» возвещает Господь (Исаия 66:1,2).
— заявил Джон.
Все Им было сотворено, и без Него не было сотворено ничего из сотворенного (Иоанна 1:3).
Павел свидетельствовал.
Ибо Им создано все, что на небе и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли. Все было создано Им и для Него (Колоссянам 1:16).
Писатель Евреям сказал.
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из видимого произошло не видимое (Евреям 11:3).
Единое свидетельство Писания имеет Бога как Творца
В первой главе Бытия около семнадцати упоминаний о Боге как о Творце. Остальная часть Писания говорит о творческих делах Бога приблизительно пятьдесят раз. Ясно, что Библия учит, что Бог есть Творец вселенной. Писание также учит, что Бог создал человечество.
Итак, Бог сотворил человечество по своему образу; по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:27).
Произошла серия творческих актов Бога
Библия говорит, что вселенная была создана посредством ряда творческих действий всемогущего, любящего Бога. Эти действия были совершены по Его собственной воле — ничто не заставляло Его создавать вселенную.
Писание ясно учит, что Бог есть Творец всего сущего.
Концепция творения – это не туманная доктрина в Писании. В Библии есть по меньшей мере сто ссылок на творческую деятельность Бога. Это первое учение, которое следует изложить:
В начале Бог сотворил небо и землю (Бытие 1:1).
Творение также переформулировано одним из последних:
Достоин Ты, Господи, принять славу, честь и силу; ибо Ты сотворил все, и по твоей воле все существует и сотворено (Откровение 4:11).
Тот факт, что Бог сотворил небо и землю, библейские авторы считают само собой разумеющимся. Кроме того, Библия предполагает, что рассказ о сотворении произошел буквально. В Писании нет намека на то, что его следует воспринимать как поэзию или как аллегорию.
Из сотворения мира мы узнаем о ряде важных истин
Библейское повествование о сотворении учит следующим вещам о человечестве и Вселенной.
В прошлом была ограниченная продолжительность
Библия дает как прямые, так и косвенные доказательства того, что Вселенная существовала не всегда. Писание учит, что продолжительность мира в прошлом ограничена.
Ибо это будут дни скорби, невиданной от начала, когда Бог сотворил мир, до сих пор, и не будет им равных снова (Марка 13:19).).
— сказал Иисус.
И ныне, Отец, прославь меня пред Тобою славою, которую Я имел у Тебя прежде начала мира. (Иоанна 17:5).
Павел написал.
Ибо Он избрал нас в Нем прежде сотворения мира, чтобы мы были святы и непорочны в Его очах. (Ефесянам 1:4).
Божество существовало до Вселенной
Писание также учит, что каждый член Божества существовал до сотворения мира.
Прежде чем родились горы или Ты породил землю и мир, от века и до века Ты — Бог (Пс. 90:2).
В Притчах читаем.
Я был назначен от вечности, от начала, прежде создания мира (Притчи 8:23).
Джон написал.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Иоанна 1:1).
Павел написал.
Он есть прежде всего, и все Им держится (Колоссянам 1:17).
Поэтому Библия дает как прямые, так и косвенные доказательства того, что Бог создал вселенную.
Творение было сверхъестественным
Описание творения, записанное в Библии, — это сверхъестественная работа Бога. Господь говорит:
Я Господь, сотворяющий все, один распростерший небеса (Исайя 44:24).
Слово Господа совершило Творение,
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их. Он собирает воды морские вместе, как кучу. . . Ибо он сказал, и сделалось; Он повелел, и оно твердо стояло (Пс. 32:6,7,9).
Бог бросает вызов тем, кто попытается дать свое объяснение происхождения вселенной.
Где ты был, когда Я закладывал основания земли? Скажи мне, есть ли у тебя понимание. Кто определил его размеры? Конечно, вы знаете (Иов 38:4,5).
Создание было из ничего
Писание далее указывает, что Бог создал вселенную из не существовавших ранее материалов. Слово, переведенное как «создавать» в Бытие 1:1, — это еврейское слово bara. При использовании этого глагола всегда используется подлежащее. Глагол bara используется для обозначения создания из ничего в Бытии 1:1 и в большинстве других мест Библии.
Кроме того, Новый Завет ясно дает понять, что Бог создал вселенную только Своим изреченным Словом:
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из видимого произошло не видимое (Евреям 11:3).
Следовательно, в отношении физических лиц не использовались ранее существовавшие материалы. Однако человек был создан из праха земного, который ранее сотворил Бог.
Материя не вечна
Одна из современных теорий, пытающихся объяснить происхождение Вселенной, учит, что материя вечна. Библия опровергает идею вечности материи, утверждая, что Бог сотворил мир из ничего. То, что Бог Библии обладает способностью создавать что-то из ничего, можно резюмировать в риторическом вопросе, который Бог задал пророку Иеремии:
Вот, Я Господь, Бог всякой плоти. Есть ли что-то слишком сложное для меня? (Иеремия 32:27).
Оригинальное творение было совершенным
После каждого акта творения Бог объявлял его хорошим. Когда Бог закончил сотворение небес и земли, они были совершенны:
И увидел Бог все, что Он создал, и действительно, хорошо весьма (Бытие 1:31).
В первоначальном творении Бога не было несовершенства. Несовершенство в конце концов вошло во вселенную в результате человеческого греха, а не Божьего замысла. Таким образом, Вселенная в том виде, в каком она существует сегодня, не такая, какой ее создал Бог. Грех внес в него ненормальность и несовершенство.
Детали создания
Писание дает различные детали повествования о сотворении. Бог сосчитал звезды и дал им всем имена:
Он считает все количество звезд; он называет их всех по имени (Пс. 147:4).
Писание говорит о том, что Бог сотворил элементы:
Ибо Он взирает на края земли и видит под всем небом, чтобы установить вес для ветра и отмерить воды мерою. Когда он сделал закон для дождя и путь для молнии (Иов 28:24-26).
Это Бог создал небесные тела:
Знаешь ли равновесие облаков, те дивные дела того, кто совершенен в знании. . . С ним разве небо распростерла ты, крепкая, как литое металлическое зеркало? (Иов 37:16,18).
Псалмопевец написал.
День твой, ночь тоже твоя; ты приготовил свет и солнце. Ты поставил все пределы земли; Ты сотворил лето и зиму (Псалтирь 74:16).
Иеремия отмечает безграничность творения:
Как неисчислимо воинство небесное и не измерен песок морской (Иеремия 33:22).
Пророк Амос говорит о сотворении созвездий:
Он создал Плеяды и Орион; он превращает тень смерти в утро и делает день темным, как ночь; он призывает воды морские и изливает их на лицо земли; имя ему Господь (Амос 5:8).
Библия противопоставляет неизменность Бога постоянно меняющемуся творению.
Ты издревле основал землю, и небеса — дело рук твоих. Они погибнут, а ты выстоишь; да все они обветшают, как одежда; как плащ, ты сменишь их, и они сменятся. Но ты тот же, и годам твоим не будет конца (Пс. 102:25-27).
Новый Завет
В Новом Завете Бог упоминается как Творец. На Марсовом холме апостол Павел сказал:
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не живет в рукотворных храмах. Ему не поклоняются и руками человеческими, как бы в чем-либо нуждающемся, ибо Он дает всему жизнь, дыхание и все (Деян. 17:24,25).
Апостол Иоанн пишет:
Достоин Ты, Господи, принять славу, честь и силу; ибо Ты сотворил все, и по твоей воле все существует и сотворено (Откровение 4:11).
Апостол Павел говорит, что творение не дает оправдания атеисту.
Ибо от сотворения мира невидимые Его атрибуты ясно видны, подразумеваемые под творениями, даже Его вечная сила и Божество, так что они неизвинительны (Римлянам 1:20).
Когда Павел писал церкви в Коринфе, он ссылается на то, что Бог повелевает явиться свету в Бытие 1:3:
Ибо Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, показал в сердцах наших (2 Коринфянам 4:6).
Петр ссылается на Бытие 1:9:
Для этого они намеренно забывают; что по слову Божию небо было издревле, и земля стояла из воды и на воде (2 Петра 3:5).
Сверхъестественное творение — это важная истина, которая подчеркивается в обоих Заветах.
Свидетельство Иисуса
Мы уже видели, что Писание свидетельствует о том, что Иисус есть Творец. И последнее, но не менее важное: у нас есть свидетельство Самого Иисуса относительно повествования о сотворении в Бытие.
Разве вы не читали, что Тот, Кто сотворил их в начале, сотворил их мужчиной и женщиной и сказал: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть»? (Матфея 19:4,5).
Иисус цитирует Бытие 1:27 и 2:24, которые показывают, что Он верил, что Бог создал Адама и Еву в начале.
Если Иисус есть Тот, Кем Он себя называл, Бог-Сын, тогда Его свидетельство разрешает этот вопрос. Его Слово является окончательным авторитетом в любом вопросе.
Что конкретно создал Бог?
Писание перечисляет семь конкретных сфер, в которых Бог творил.
1. Ангелы
Богодуховные существа, называемые ангелами.
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Колоссянам 1:16).
Ангелы были бы частью категории вещей невидимых. Вероятно, это было до создания физической вселенной.
2. Физическая Вселенная
Господь также создал всю физическую вселенную.
В начале Бог сотворил небо и землю. (Бытие 1:1).
3. Растительность
На третий день творения Бог создал растительность.
Тогда Бог сказал: «Да произрастит земля зелень: растения, сеющие семя, и деревья плодовитые на земле, приносящие по роду своему плод, в котором будет семя»; и стало так (Бытие 1:11).
4. Рыба
Рыбы были созданы на пятый день творения.
Тогда Бог сказал: «Да кишат воды полчищами живых существ, и птицы да летают над землей на просторе небесном» (Бытие 1:20).
5. Птицы
Птицы были созданы на пятый день творения.
Тогда Бог сказал: «Да кишат воды полчищами живых существ, и птицы да летают над землей на просторе небесном» (Бытие 1:20).
6. Наземные животные
Наземные животные были созданы на шестой день творения.
Тогда Бог сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее: скотов, и гадов, и зверей земных по роду их»; и это было так. Бог сотворил зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их; и увидел Бог, что это хорошо (Бытие 1:24,25)
7. Человечество
Венец Божьего творения, мужчина и женщина, был создан на шестой день творения.
Бог сотворил людей по образу Своему, по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:27)
Резюме
Писание дает много ссылок на учение о творении. Это ни в коем случае не что-то непонятное. Бог считается Творцом неба и земли. В Писании нет аргументов, подтверждающих это. Его существование принимается как факт. Творение рассматривалось как историческое событие. Нет никаких указаний на то, что авторы Писания считали эту историю мифом. Есть много ссылок за пределами Бытия, которые добавляют детали к повествованию о сотворении. Писание также учит, что творение произошло из ничего — никаких ранее существовавших материалов. Наконец, и это самое главное, Иисус свидетельствовал о том, что Бог сотворил небо и землю.
В конечном счете, христианин верит в то, что Бог открыл о творении, потому что это записано в Его Слове, Библии. Хотя при этом не было ни одного человека, Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух все были там.