Непобедимое Солнце
Традиционно считается, что Римская империя перешла от язычества к монотеизму, когда приняла христианство в эпоху Константина Великого. Куда менее известна предыдущая попытка религиозной реформы. Эту попытку предпринял император Аврелиан (270 — 275), поклонявшийся Непобедимому Солнцу.
Его правление было коротким, но успешным. Государь закончил войну с готами, вернул империи Галлию, Испанию и Британию, уничтожил Пальмирское царство Зенобии. При нем фактически завершился так называемый «кризис III века» — эпоха, когда римская цивилизация пережила множество потрясений, вторжений и преобразований. За сто лет со 193 года сменилось около 70 императоров (считают по-разному в зависимости от включения в список самозванцев и узурпаторов). Рим, выбравшийся из этой ямы, уже мало чем напоминал Рим времен Цезаря или Августа. Изменилась и религия.
Мозаика ватиканского некрополя. Источник: pinterest.comИмперия толерантно относилась к чужим богам и охотно принимала самые разные культы, смешивавшиеся между собой. Случай Аврелиана оказался первым в своем роде, потому что реформатор ставил Солнце выше остальных божеств. Это единоличная власть на небе походила на единоличную власть на земле, установленную Римом.
На склоне Квиринальского холма божеству был воздвигнут роскошный храм, также Аврелиан учредил коллегию жрецов, первым получил титул «господин и бог» и стал носить корону с солнечными лучами. Дивный головной убор можно увидеть на римских монетах той эпохи. Кроме того, на аверс этих монет поместили изображение самого Солнца. А на медалях выбивалась надпись «Sol dominus imperii romani» — «Солнце — властитель Римской империи».
Монеты эпохи Аврелиана. (Pinterest)
Любопытно, что все решения Аврелиана были такими же смелыми и масштабными, как и в области религии. К примеру, он ради спокойствия граждан поручил сжечь на форуме списки должников государству. Также по его воле Рим окружили новой стеной длиной в 50 миль.
Аврелиан происходил из незнатной семьи и родился в Дакии или Паннонии. Именно там — в Задунавье — и была шире всего распространена вера в Непобедимое Солнце. Мать будущего императора являлась жрицей этого культа. День рождения божества праздновался 25 декабря — вскоре после зимнего солнцестояния. В пику ему при императоре Константине возникла традиция отмечать христианское Рождество в конце декабря.
Поклонение светилу было понятно Западу и Востоку, такая вера в перспективе могла стать общенациональной. Аврелиан, считавший себя еще и жрецом, сделал новый культ официальным культом армии. Знаки боевого отличия теперь имели солнечные символы. Как уже отмечалось, за свое короткое правление император успел завоевать Пальмирское царство. В Пальмире культ Солнца был популярен еще до его официального объявления в Риме. Кроме того, этот культ был тождественен индоиранскому культу солнцеликого Митры.
Аврелиан и царица Пальмиры Зенобия. (Pinterest)
В 274 году состоялись первые игры в честь нового божества — проводить их планировалось раз в четыре года. А в 275-м император выступил с армией в поход на Восток — против Персии. В пути Аврелиана убили. Во Фракии один из военачальников зарубил Отца Отечества после громкого скандала — государь обвинил своего секретаря во лжи, и тот, боясь за свою жизнь, организовал заговор.
Преждевременная смерть Аврелиана никак не повлияла на почитание Непобедимого Солнца. Золотой век этой веры наступил при Диоклетиане (284 — 305), но все изменилось во времена Константина (306 — 337), сделавшего судьбоносный выбор в пользу христианства. А окончательный удар по культу нанес Феодосий (379 — 395), вообще запретивший любые языческие религии. Христиане часто обращали в свою веру приверженцев старого культа, говоря, что Христос — неугасимый свет и Солнце правды.
МИТРА (бог солнца) — это… Что такое МИТРА (бог солнца)?
- МИТРА (бог солнца)
- МИТРА (бог солнца)
МИ́ТРА, в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.
Древнейшие сведения о почитании Митры содержатся в Авесте: там он выступает как персонификация договора. В иранской традиции Митра гарантирует устойчивость цивилизованных отношений между людьми, охраняет те страны, где чтут верность договору и наказывает те, где от договора отступаются. В более позднее время на первый план выходит солнечная функция Митры.
Культ Митры был чрезвычайно популярен в Римской империи в первые века н.э., особенно среди легионеров.
Энциклопедический словарь. 2009.
- МИТИЛИДЫ
- МИТРА (головной убор)
Смотреть что такое «МИТРА (бог солнца)» в других словарях:
Митра (бог) — Митра. Скульптурная группа Пантикапея (ныне Керчь): Митра, убивающий быка. МИТРА, один из главных индоиранских богов, бог солнца, договора, согласия. Культ Митры был широко распространен на Востоке и в Римской империи. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Митра (бог) — Сцена тауроктонии (Митра убивает быка). Римский рельеф III века. Митра древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу предку индийцев и иранцев и жителей Поволжья. Содержание 1 Митра в Индии … Википедия
МИТРА — Мифра (авест. Μιθρα, букв. «договор», «согласие»), древне иранский мифологический персонаж, связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. М. принадлежит по своему происхождению к индоиранскому пантеону (ср. вед. Mitга), само имя … Энциклопедия мифологии
МИТРА — (греч.). 1) головной убор у высших духовных лиц при полном облачении. 2) у Гомера: жестяной пояс на хитоне. 3) род брюхоногих моллюсков, сем. митровых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИТРА 1) в… … Словарь иностранных слов русского языка
Митра — Митра. Изображение божества. Барельеф. Рим. Митра. Изображение божества. Барельеф. Рим. Митра один из главных индоиранских богов, бог солнца, договора, согласия. Культ Митры был широко распространён на Востоке и в Римской империи. Митра.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
МИТРА — в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми … Большой Энциклопедический словарь
Митра — (Mitra) древне индийское божество, восходящее к индоиранскому(или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев ииранцев. Веды представляют М. постоянным спутником верховного богаВаруны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Митра (божество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Митра (значения) … Википедия
Митра (мифология) — Сцена тауроктонии (Митра убивает быка). Римский рельеф III века. Митра древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, то есть известное народу предку индийцев и иранцев и жителей Поволжья. Содержание 1 Митра в Индии … Википедия
Митра — В древневосточных религиях бог Солнца, договора, согласия. Один из главных древнеиранских богов. Точное происхождение культа Митры неизвестно. Культ Митры имел существенное влияние на религиозные массы Ближнего Востока и Римской империи в I веке… … Религиозные термины
Новый роман Виктора Пелевина, 2020. Непобедимое солнце: psyteaman — LiveJournal
Стало известно, что 27 августа появится бумажная и электронная версии нового романа Пелевина. В новостях пишут, что издатель тщательно хранит секрет относительно содержания.Между тем, уже сейчас известно довольно много. Во-первых, роман выходит с рейтингом 18+ из-за наличия откровенного описания любовных сцен, нецензурной лексики и жестокости.
Во-вторых, уже известно, как выглядит обложка:
Судя по обложке, роман связан с именем римского бога солнца. Справка:
Непобедимое Солнце (лат. Sol Invictus) — официальный римский бог солнца солнечного культа, созданного императором Аврелианом в 274 году н. э. Его культ превосходил другие восточные культы по важности вплоть до запрета политеистических религий при Феодосии I. Общепризнано, что самой ранней надписью, связывающей непобедимого императора с солнцем, является легенда на бронзовом орнаменте, датируемая по своему стилю вторым веком: INVENTORI LUCIS SOLI INVICTO AUGUSTO. НазваниеSol Invictus («Непобедимое Солнце») применялось к, по крайней мере, трём различным божествам в течение поздней Империи: к Гелиогабалу, ведущему происхождение из сирийской Эмесы, неудачно выдвинутому в качестве главы официального пантеона одноимённым императором; к Митре; и к Солу. Эпитет invictus применялся к Митре в личных надписях, сделанных его почитателями.
Бог солнца позднее играл роль своего рода верховного бога. И был в язычестве неким прообразом монотеизма.
У всех богов пантеона арабского города Эмеса, в Сирии, были семитские имена, за одним исключением: верховный бог Элагабал, который представлял солнце. Его необычное имя предполагает более раннее происхождение и предполагает, что этот бог был местным божеством, связанным с подобными доарабскими богами из Ханаана. Арамейская форма имени Elagabal — Ilaha Gabal, что означает «Бог горы». «Эл» — «бог» и «Габал» — «творить» — это два семитский корня, составляющих имя бога. Горные боги были известны в Анатолии, Сирии и Палестине со времен хеттов, они продолжали почитаться и в римский период. Их часто изображали с орлами. На более позднем этапе поклонники Элагабала находились под влиянием культа вавилонского бога солнца Шамаша. Элагабала также сравнивали с халдейским богом Гибилом, имя которого можно перевести как «бог черного камня».
В третьих, литературным критикам дадут ознакомиться с книгой до ее выхода, чтобы они могли размещать свои рецензии и создавать информационное сопровождение к концу августа. Так что, еще до выхода романа мы узнаем много подробностей.
В Баварии археологи нашли более 400 кг древнеримских вещиц (фото) | Информация о Германии и советы туристам | DW
Аугсбург • Археологи в ходе раскопок на юге Германии обнаружили несколько сотен предметов времен Римской империи, в том числе 800 монет, оружие, инструменты и украшения. Общий вес найденного оценивается более чем в 400 килограммов. Это самая значительная находка на территории города за более чем 100 лет, утверждают специалисты.
Как сообщает информационное агентство dpa, речь идет о старейшем военном лагере римлян на территории нынешней Баварии. По монетам и остаткам керамики эксперты установили, что поселение появилось между 8 и 5 годами до новой эры.
Находки из Аугсбурга. Фотографии
Застежка для одежды и шпилька для волос
Фрагмент колокольчика в руках археолога Айлы Хег (Ayla Heeg)
Монета с изображением императора Октавиана Августа
Раскопки велись на территории закрывшегося некоторое время назад промышленного предприятия перед началом строительства здесь многоквартирных домов. Аугсбург относится к числу старейших городов Германии. Его история насчитывает свыше двух тысяч лет.
Смотрите также:
Модные штучки от античных ювелиров
Эти фибулы в виде попугаев (эпоха Меровингов, первая половина 6-го века н.э) хранятся в земельном музее в Бонна, собрание античных украшений которого считается одним из самых значительных севернее Альп. Эти и другие ювелирные изделия, представленные в нашей фотогалерее, были найдены в Рейнской области.
Модные штучки от античных ювелиров
Еще с бронзового века фибулы использовались как застежки для одежды и одновременно украшение. Дисковидные фибулы были особенно распространены в Средние века. На фото: филигранная фибула эпохи Меровингов (7-й век н.э), для создания которой использовалось золото, гранат и цветное стекло.
Модные штучки от античных ювелиров
Комплект украшений из золота, гагата, альмандина, темного оникса. Середина 3-го века н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Золотое кольцо с геммой из сардоникса с миниатюрным изображением белки. Первая половина 3-го века н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Бронзовый браслет в виде змеи с портретом древнеримского императора Элагабала на медальоне из серебра, 3-й век н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Древнеримские серьги, 1-3 века н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Золотое кольцо с геммой, изображающей рукопожатие как символ согласия (первая половина 3-го века н.э.) Надпись на греческом означает «близость», «союз». Возможно, это украшение предназначалось для помолвки.
Модные штучки от античных ювелиров
Эти бронзовые булавки для волос (1500-1300 до н.э.) в качестве символов статуса носили представительницы высших слоев кельтского общества.
Модные штучки от античных ювелиров
Серьги из бронзы с янтарем, 600-475 годы до н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Края этого ожерелья из бронзы были настолько острыми, что модницам приходилось защищать шею полоской из ткани или кожи. 600-500 годы до н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Комплект ювелирных украшений. Для цветных бус каждая бусина изготавливалась из стекла вручную. Первая половина 7-го века нашей эры
Модные штучки от античных ювелиров
Бронзовые браслеты, 1300-800 годы до н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Серьги из бронзы и стекла, 600-475 годы до н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Бусы из аметиста и золотых медальонов, 6-7-й века н.э.
Модные штучки от античных ювелиров
Украшения, обнаруженные на месте княжеского погребения в Вальдальгесхайме. 330-320 годы до н.э.
Автор: Татьяна Вайнман
Семь степеней посвящения | Публикации
С официальным признанием христианства наступили сумерки языческих богов. Их былое могущество исчезало. Финикийские, египетские и персидские божества, почитавшиеся наравне с официальным римским пантеоном, уходили в прошлое. Со временем язычество стало историей, а его святыни украсили музейные коллекции. Имена древних богов вернулись из небытия лишь в XIX веке благодаря усилиям археологов. Тогда западный мир вновь открыл для себя некогда могущественного персидского бога Митру. А алтари непобедимого бога Солнца опять увидели свет.
История язата (букв. «благое божество». — Прим. авт.), строго следящего за исполнением данного слова, уходит корнями в глубокую древность. В те времена Митра занимал довольно скромное место в иерархии индоиранской мифологии в качестве низшего божества, однако со временем его значение начало постепенно расти. Он приобрел известность не только в Персии и Малой Азии, но и в Риме, а в начале I тысячелетия его культ покорил почти весь западный мир. Было время, когда империя Митры простиралась от Индии до отдаленных границ Рима.
Имя Митры на персидском означало «контракт» или «договор», и потому он охранял согласие между людьми и защищал истину, неустанно наблюдая за миром с помощью «тысяч ушей и десяти тысяч глаз».
Древние персы верили в очищающую силу огня и его способность уничтожать зло, поэтому использовали огонь, чтобы подтвердить верность данному слову или договору. Считалось, что лишь поддержка со стороны Митры может помочь человеку пробежать между двумя полыхающими кострами и остаться невредимым.
С первых дней истории человечества свет существовал в сознании людей как противоположность мраку. В учении же пророка Заратуштры (греч. Зороастр), получившем название Авеста, мир определенно раскололся надвое. Свет и тьма, добро и зло оказались резко противопоставленными.
В Древней Авесте Митре отводилась важная роль посредника между богом и людьми, «которого не может ввести в обман никто». Созданный верховным богом Ахура — Маздой, он стал главным соперником Ахримана (воплощение абсолютного зла) и неустанно боролся с темными силами. Его значение стремительно возрастало, ибо по зороастрийским верованиям от борьбы добра и зла зависит весь миропорядок. Митра покровительствовал дружбе, награждал своих преданных почитателей славой и богатством, душевным покоем и многочисленным потомством. В ведении этого бога находились и материальные блага, и духовные добродетели. Приблизиться же к пылающему жертвеннику можно было, лишь очистив себя многократными омовениями и бичеваниями. Его спасительная поддержка помогала душе преодолеть переход через Чинват — «мост-разлучитель», ведущий либо к небесному блаженству, либо в преисподнюю. В конце времен Митра должен был даровать благочестивым последователям вечную жизнь и блаженство.
Согласно легенде Митра прошел земное воплощение, появившись на свет из скалы. Пастухи, наблюдавшие за чудесным рождением, поспешили прийти к нему на поклон. Затем он вступил в бой с Солнцем и вышел из него победителем, после чего Солнце и Митра стали друзьями. Со временем его начали почитать и как источник Небесного Света. В своем земном воплощении Митра спас людей от множества бедствий, в том числе помог им пережить Великий Потоп. По окончании своей земной миссии он устроил для богов великолепный пир, после которого вознесся на небо на огненной колеснице. Память об этой торжественной трапезе впоследствии нашла свое отражение в митраистских мистериях.
В Вавилоне, где после завоевания его персами в 539 году до н.э. находилась одна из резиденций персидских правителей, местными магами (древнеперс. — «магуш» — ученый муж) Митра был олицетворен в качестве Шамаша, бога Солнца. Они же, по-видимому, окружают язата многочисленными астрологическими символами.
Спустя некоторое время античный мир потрясли завоевательные походы Александра Македонского. Небольшие государства, часто враждебные друг другу, волей одного человека на время были собраны в единую империю. Благодаря этому объединению различные культуры причудливо смешались между собой и закрытые восточные культы получили широкую известность. После победы царя Александра над Дарием III около Гавгамел в 331 году до н.э империя персов на время была сокрушена и вавилонские маги расселились по всей территории Малой Азии.
Диадохи (бывшие военачальники великого полководца), разделившие его наследство после битвы на Ипсе спустя 30 лет, не только не препятствовали деятельности магов, но и всячески ее поощряли. Те же в свою очередь повсюду распространяли поклонение божеству, освещающему мир на солнечной колеснице.
Все, для кого святость данного слова имела решающее значение, становились его преданными почитателями, и в первую очередь это были торговцы и солдаты. Но все же особое расположение к культу Митры проявляли правители, посвящая ему многочисленные обращения с просьбами о покровительстве, ибо Небесный свет Хварно, посылаемый Митрой, освящал власть царей и выделял их из числа смертных.
Преданным служителем бога был и Митридат VI Евпатор, получивший свое имя в его честь. И хотя сам он потерпел поражение в бесконечных схватках с Римом, Митра одержал несомненную победу в душах его врагов. Когда часть разбитого римлянами войска Митридата осела в Киликии (на территории юго-восточной Турции) и присоединилась к промышлявшим здесь пиратам (в I веке до н.э. их там было около 20 тысяч), то иранский бог стал покровителем и для них. Можно сказать, что с того времени начинают существовать две разновидности митраизма: одна продолжала свое «восточное» существование в русле персидских верований, другая сформировалась в синкретический культ, впитавший в себя зороастризм, вавилонскую астрологию, греческие мистерии и философию.
По свидетельству Плутарха, солдаты Помпея переняли культ Митры во время операции 67 года до н.э. по уничтожению пиратов, третировавших все Средиземноморье. Легионерам, ежедневно рисковавшим жизнью, был просто необходим могущественный покровитель, даровавший «способность видеть врагов издалека и… побеждать врагов одним ударом».
Хотя торговцы из Азии и ввозимые в огромных количествах восточные рабы и внесли свою лепту в распространение митраизма, именно благодаря солдатам, постоянно менявшим свои лагеря, он триумфальным шагом в сиянии славы прошел до самых отдаленных уголков империи.
По всей Европе на территории римских военных поселений возводились многочисленные святилища-митреумы (в Лондоне, например, около собора Св. Павла), но наибольшее их средоточие образовалось в Германии (рельеф с 12 сценами из жизни Митры был найден в 1838 году около Неюнхейма). В одном только Риме насчитывалось около сотни храмов, самый большой из которых находится сейчас под церковью Сан-Клементе, близ Колизея.
В Риме, как и на Востоке, митраизм вскоре привлек благосклонное внимание императоров, которые своим высоким положением зачастую были обязаны поддержке со стороны армии. Первым из них был Нерон, принявший посвящение от царя Армении и даже получивший в дар круглую корону, символизировавшую солнечные лучи. От той персидской короны ведут свое происхождение и многие другие типы этого символа власти. В Римской империи, как и в Вавилоне, поклонение Митре сливается с почитанием Солнца, и он получает все новые прозвища, одним из которых было «Великий Бог Гелиос-Митра». Почти 100 лет спустя обряд посвящения в митраизм прошел опиравшийся в своих бесчинствах на армию император Коммод, во многом способствовавший распространению культа. После смерти в 222 году императора Гелиогабала, поклонявшегося сирийскому солнечному божеству Элагабалу, титул Непобедимое Солнце (Sol Invictus) перешел к Митре. Восточный культ влиял не только на умы и души, но и на вкусы и пристрастия своих приверженцев, создавая новую философию и иной образ жизни. Похоже, римлян искушала не только персидская роскошь, перед которой не устоял в свое время и сам Александр Великий (облачаясь в одежды персидских царей, он вызывал осуждение своих приближенных), но и неограниченная власть восточных сатрапов. Диоклетиан, отдававший дань почитанию Митры, известен тем, что преобразовал устройство империи по типу восточных деспотий, введя неограниченное правление — доминат. Он же даровал Митре титул «Защитник Империи».
Решающую роль в судьбе западного митраизма сыграло официальное признание христианства. Однако культ, в коем воинская доблесть играла не последнюю роль, вовсе не собирался сдаваться без боя. Знаменитое сражение императора Константина с войсками Лициния около Адрианополя 3 июля 323 года фактически явилось демонстрацией противоборства сторонников митраизма и христианства. И тогда Непобедимому богу был нанесен сокрушительный удар. Причем это был не столько физический разгром его почитателей, сколько огромное нравственное поражение, заронившее зерна сомнения в души преданных ему.
Лишь некоторое время спустя Юлиан Отступник, несмотря на христианское воспитание, тайно посвященный в культ Митры, попытался восстановить его. В 361 году он издал два эдикта, направленных против христиан, но два года спустя после его смерти от ран, нанесенных волею судеб персами, участь Непобедимого Солнца в Римской империи была решена.
В 376 году митреум, находившийся на Ватиканском холме, был закрыт городским префектом, позже на его месте построили базилику Св. Петра. В 380-м император Феодосий издал эдикт de fide catholica, окончательно укрепив позиции христианства как государственной религии. Началось активное преследование язычников, разрушение и закрытие их храмов. Жрецы митраизма в надежде на возращение старых времен замуровывали свои святилища. Многие же из несмирившихся с ходом истории были убиты прямо в храмах, что означало осквернение святыни на веки вечные. Вместе с последними жрецами умирала на Западе и сама память о былом могуществе Митры. Хотя в отдаленных альпийских районах и в Киликии ему поклонялись вплоть до V века, а на Ближнем Востоке до сих пор существует парсизм, основу которого составляет почитание зороастрийского Митры. В Иране поклонение Митре просуществовало вплоть до 1979 года, когда к власти пришел Айятолла Хомейни, объявивший страну исламской республикой и подавивший всякое инакомыслие.
Мистерии Митры
Как и все древние мистерии, митраистские имели своей целью преображение человеческой природы через очищение и символическую смерть, после которой адепты возрождались к вечному блаженству. Для одних они были источником эзотерических знаний, для других — надеждой на бессмертие. В прохладном мраке подземных храмов, озаренных лишь светом факелов, митраисты отправляли свой таинственный культ. Существовало семь ступеней посвящения. Эта цифра, возможно, связана с более поздними эллинистическими предcтавлениями о том, что человеческая душа после смерти, чтобы достигнуть вечного мира звезд, проходит сквозь семь небесных сфер. Прошедшие низшие ступени обладали весьма ограниченными знаниями и прислуживали принявшим высшие посвящения, чести принадлежности к которым удостаивались лишь избранные.
Первые три ступени назывались «Служители». K ним относились «Ворон», «Скрытый» и «Воин». Они находились под планетарным покровительством Меркурия, Венеры и Марса соответственно. В древней Персии, где тела умерших, оставленные на площадках похоронных башен, являлись ритуальной добычей ворона, «Ворон» символизировал смерть. От «Скрытого», носившего на челе вуаль и в руках лампу, свет истины был затемнен завесой повседневности. «Воину», коленопреклоненному и обнаженному с завязанными глазами и руками, на острие меча предлагалась корона. Отказываясь от этой чести, он перемещал корону на плечо, после чего путы из цыплячьих жил разрубались одним ударом меча.
С этого времени Митра полностью руководил своим преданным слугой, отказавшимся от собственной воли и вступившим в битву с низменными аспектами своей природы.
Высшие степени посвящения открывались «Участникам». K ним относились «Львы», находившиеся под покровительством Юпитера. Они следили за священным огнем и приготовлением трапезы, которая была аналогом пира Митры, когда перед вознесением на Солнечной колеснице вкушались хлеб и вино. Во время ритуала нельзя было прикасаться к воде и потому руки омывались медом. «Перс» — следующая высокая ступень иерархии, которой покровительствовала Луна, символизировавшая разрушение низших аспектов человеческой природы. Очищение медом связывалось с чистотой и плодородием Луны.
Кстати, по верованиям персов, «медовый месяц» означает не единственный счастливый месяц после свадьбы, а долгую любовь и плодовитый брак. Плодородие, связанное со сбором урожая, нашло отражение и в символах этой ступени, которыми являлись коса и серп. «Cолнечный Bестник» находился под знаком Солнца, его атрибутами были лучистая корона и факел. Посвященный облачался в красные одежды — цвета крови, Солнца и огня. Во время священной трапезы он выступал в роли Солнца и сидел рядом с воплощением Митры. На вершине иерархии находился «Отец», которому покровительствовал Сатурн. Он был высшим авторитетом митраистской общины и, будучи избран самим богом, носил фригийский колпак, перстень и жезл как символ духовной власти. «Отец отцов» объединял под своей властью все общины.
Типичный митреум представлял собой простую прямоугольную камеру, располагавшуюся, как правило, в подземном гроте. В оконечности она украшалась небольшой аркой. На площади приблизительно 23 на 10 метров для участия в ритуале собиралось до 30 посвященных. В центре или у стены размещался алтарь, украшенный сценой тавроктонии — Митра, пронзающий кинжалом быка. По сторонам от алтарного рельефа иногда размещались две фигуры во фригийских колпаках. Одна держала факел поднятым вверх, другая — опущенным к земле, что, видимо, символизировало восход и закат Солнца.
Митраизм и астрология
Ученых, как правило, интересует не столько мистическое содержание культа, сколько возможные научные представления, скрытые в нем. Еще философ-неоплатоник Порфирий (около 233—304 гг.) сравнивал подземные храмы Митры с олицетворением Космоса, так как их стены украшали фресковые изображения Солнца, Луны, планет и звезд. Сам Митра часто изображался вращающим зодиак или держащим плащ, покрывающий небосвод.
Небесный свод в представлении древних был тесно связан с Судьбой, и его движение могло иметь далеко идущие последствия. Митра, вращающий мировой свод, становился могущественным богом, предопределяющим жребий человечества.
Сцена тавроктонии, украшающая центральный алтарь митреума, по некоторым предположениям, имеет тесную связь с астрономией. Не исключено, что скорпион, ворон, пес, змея, иногда лев и чаша, изображенные рядом с Митрой, соответствуют небесным созвездиям Малого Пса, Гидры, Ворона, Скорпиона, Льва и Чаши, а Бык соответствует Тельцу.
За исключением созвездия Льва все они расположены вдоль линии небесного экватора. В то далекое время точки весеннего равноденствия приходились на созвездие Тельца. Созвездие Льва отмечало положение Солнца в точке летнего солнцестояния. Над Тельцом находится созвездие Персея, который изображался в виде юноши с клинком и во фригийском колпаке. В Киликии его почитали как бога и здесь он мог быть соотнесен с Митрой.
Ритуальное убийство Тельца означало конец его эпохи, длившейся приблизительно с 4—5 тысячелетия до н.э до 2100—2000 до н.э, наступившей благодаря прецессии — перемещению оси вращения Земли, имеющей период 26 000 лет. Интересно, что для христианства, развивавшегося в эпоху Рыб, рыба имеет важное сакральное значение. Например, греческий акростих рыбы — IXOYS — расшифровывался как Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Митраизм и христианство
Христиане, получив поддержку государства, постарались уничтожить любое напоминание о митраизме, чтобы избежать искушающих незрелые умы аналогий с собственной верой. Обе религии вели свое происхождение с Востока. Христианство все еще было связано в сознании многих с презираемым иудаизмом, а митраизм пришел с родины заклятого врага Рима — Персии. Положение последователей Митры, с одной стороны, было значительно более выгодным по сравнению с положением христиан, подвергавшихся массовым гонениям и репрессиям. Но с другой стороны, гордый Рим не мог подчиниться духовной агрессии своего вечного соперника, и использовать его веру для объединения страны — это означало бы признание духовного превосходства персов и превращение государства в восточную сатрапию. Тем более что со временем военные триумфы сменились позорными поражениями, весьма болезненными для гордыни непобедимых воинов. В середине III века персидский царь Шапур I нанес римлянам несколько ощутимых ударов. Самым унизительным из них стали пленение и смерть императора Валерианa в 260 году около Эдессы. Удача, несомненно, перешла на сторону персов, хотя солдаты обеих армий, вступая в бой, молились о помощи и покровительстве одному и тому же богу — Непобедимому Митре.
Митраизм, подобно христианству, связывал победу Вечного Добра над мировым злом с приходом Спасителя, обещая верующим бессмертие души и воздаяние в ином мире. Смысл обрядов, заключался в преображении и очищении человеческой природы и создании неразрывной связи с богом.
В христианстве сохранилось и немало формальных пересечений с элементами культа и символики митраизма, однако по содержанию они существенно отличаются. В митраистской иконографии крест в круге символизирует Солнце, а в христианстве крест — символ пути спасения. Телец, который в митраизме обозначает жизненные силы, в христианстве становится символом евангелиста Луки и жертвенного служения. Еще императоры добавляли к своим именам митраистские титулы: Пий, Феликс и Инвикт (от лат. «благочестивый», «благословенный» и «непобедимый»). Впоследствии два первых благодаря тому, что католическая церковь позаимствовала некоторые внешние регалии императорской власти, стали очень распространенными именами, принимаемыми Римскими Папами.
Для митраистов, не придававших значения социальному положению и допускавших в свои ряды и презренных рабов, и бесстрашных воинов, и избалованных патрициев, посвящение в культ женщины было невозможно. Огненная стихия, сопутствующая Митре, символизировала только мужское начало. Христианство же принимало в свои ряды всех: свободного и раба, бедного и богатого, женщину и мужчину. Но главное отличие этих двух соперников состояло в том, что митраизм никогда не считал смирение добродетелью, будучи религией воинов, активно вступавших в борьбу со злом. Для христиан же сила добра была заключена прежде всего в покорности воле Божией и всепрощающей любви к людям, даже если это злейший враг. Однако в те смутные времена, когда решалась судьба будущей цивилизации, выбор был сделан в пользу христианства, несмотря на то, что митраизм, как большинство языческих культов, обожествлял официальную власть, а христианство было в империи единственной религией, подвергавшейся жестоким гонениям именно из-за нежелания признать над собой власть земную. Так внешняя сила уступила внутренней силе Истины, а Непобедимый Митра был побежден любовью и смирением.
Нина Беднар
Соперники христианства или почему Солнце было Непобедимым? | Notae Rarae amatoris
Sol Invictus (непобедимое солнце) был официальным солнечным богом в поздней римской империи, покровителем солдат. 25 декабря 274 года римский император Аврелиан сделал его официальным культом наряду с традиционными культами Рима. Среди учёных нет единого мнения о происхождении культа. Неизвестно, было ли божество было отражением древнего латинского культа солнца, возрождением культа Элагабала или чем-то совершенно новым. Рассмотрим вопрос подробнее.
Термин
Термин Sol Invictus («Непобедимое Солнце») применялось в римской истории, по крайней мере, к трём различным божествам в поздней Империи: к сирийскому Гелиогабалу, жрецом которого был одноимённый Антонин Гелиогабал— император из династии Северов, к Митре и к Солу.
Эпитет Invictus («Непокоренный, непобедимый») был характерен для нескольких римских божеств, включая Юпитера, Марса, Геркулеса, Аполлона и Сильвана. Самая ранняя сохранившаяся надпись, которая использует эпитет invictus для Сола, относится к 158 году до н. э. Существуют памятники архитектуры, декоративные диски, фалеры (римские военные украшения, награды), датируемые 2-3 веком с изображением Sol Invictus и текстом.
Посвящение священника Юпитера Долифена к солнцу непобедимомуПосвящение священника Юпитера Долифена к солнцу непобедимому
Гелиогабал и Аврелиан
Династия СеверовДинастия Северов
После убийства императора Каракаллы и борьбы за власть императором стал юноша Бассиан Варий Авит, ставший Антонином Гелиогабалом.
По отцу он принадлежал к сирийскому аристократическому роду Вариев, его прадед, дед и отец были жрецами финикийского бога солнца Элагабала, считавшегося покровителем города Эмесы. По материнской линии он состоял в родстве с императорской династией Северов. Его бабка, Юлия Меза, была родной сестрой Юлии Домны, супруги императора Септимия Севера и матери императора Каракаллы, а также матерью Юлии Соэмии. А она была в свою очередь матерью Гелиогабала.
Бюст императора Гелиогабала в Капитолийских музеяхБюст императора Гелиогабала в Капитолийских музеях
После гибели Каракаллы, воцарения Макрина и самоубийства Юлии Домны всю семью сослали в Эмесу. Здесь сын Соэмии был посвящён в главные жрецы Элагабала. Под именем этого бога («Эл» — семитское «бог» — из-за ложной этимологии часто заменялось на греческое «гелиос» — солнце) со тал известен, однако официально такого имени не носил. Его бабка, энергичная и властная женщина, решила использовать недовольство сирийской армии действиями Макрина, чтобы сделать своего внука императором. Её сторонники использовали популярность Каракаллы, обещали щедрые награды войску, изменения политики. В марте 218 восставшие Бассиана провозгласили императором под традиционным именем Марк Аврелий Антонин. Войска Макрина были разбиты под Антиохией, а сам он был убит по дороге на запад.
В Рим семейство не торопилось. Целый год они медленно путешествовали туда с востока со своей свитой, перебираясь через Балканы, временами останавливались для всяческих торжеств. В Urbs Aeterna они прибыли пышной процессией с черным камнем — символом своего бога. Гелиогабал был одет в культовые одежды, с ним шло 300 обнажённых девушек.
Огюст Лёру. «Триумф Гелиогабала»Огюст Лёру. «Триумф Гелиогабала»
…был он юн возрастом, в делах неопытный и необразованный. Геродиан.
Власть от его имени взяли мать Соэмия и бабка Месса. Гелиогабал построил в Риме храм для своего божества на Палатинском холм и провозгласил его верховным божеством. Официальной римской религии этим был нанесён сильный удар, а многие римляне стали относиться к нему негативно. Он ежедневно проводил жертвоприношения с сотнями быков и овец, сжигая их и выливая много дорогого вина. С учетом религиозности тогдашних язычников эти вещи кажутся не просто излишествами, а откровенной глупостью.
Сам император участвовал в богослужениях в сирийском костюме, с подведёнными глазами и бровями, с набелёнными и нарумяненными щеками, в присутствии всех должностных лиц Рима. Император под аккомпанемент инструментов и пение хоров девушек исполнял священный танец, сопровождавшийся оргиастическими телодвижениями и верчением вокруг алтарей. Словом, он был не особо нравственен. Проводились пышные пиры с его соплеменниками-финикийками и сирийками, а сенаторы наблюдали за этим или даже участвовали в качестве слуг. Император считал, что предоставляет им таким образом большую честь.
«Розы Гелиогабала». Лоуренс Альма-Тадема (1888)«Розы Гелиогабала». Лоуренс Альма-Тадема (1888)
Вероятно, в правление Гелиогабала были даже человеческие жертвоприношения, для которых и по всей Италии искали красивых мальчиков.
В период его правления произошло много восстаний, проводились репрессии многих знатных людей по доносу. Его ближайшее окружение — мать, любовник Гиерокл, градоначальник Рима Фульвий, управляющий финансами Евбул занималось казнокрадством. Магистратура сделалась достоянием актёров, вольноотпущенников и слуг, что очень не нравилось аристократии.
Личная жизнь императора была наполнена развратом, он занимался ритуальной проституцией. Был женат на весталке Аквилии Севере, что был неслыханным для римлян .Для Гелиогабала это было логичным желанием объединить культы, укрепив власть. Речь о конфликте римского и восточного культов.
Когда действия императора всем надоели, а римляне ощутили неприязнь к императору, в марте 222 преторианцы убили его с матерью и всем окружением. Тело его было сброшено в Тибр, а сенат проклял его память и запретил кому-либо носить имя Антонин, которое он осквернил на веки. Безумства юного императора заставили Юлию Месу, бабку императора, задуматься о передаче престола второму внуку, Алексиану Бассиану, сыну Юлии Мамеи, который благодаря хорошему воспитанию и высокому уровню образованности был полной противоположностью Гелиогабалу. После убийста Гелиогабала так и случилось.
Возможно, некоторые детали из негативных сведений о восемнадцатилетним императоре было сфабриковано сенатской оппозицией и позднейшими слухами. Он был не понят современниками, однако на нём не закончились религиозные реформы. После него римские императоры стали изображаться в короне с солнечными лучами.
Аврелиан в короне с солнечными лучами. монета 274—275 годаАврелиан в короне с солнечными лучами. монета 274—275 года
Аврелиан, о котором я уже рассказывал, был полной противоположностью Гелиогабала. Суровый вояка, бивший все, что движется вокруг: франков, алеманов, готов, вандалов, пальмирцев, мятежников, более-менее эффективный реформатор и «усмиритель мира». Он в своё правление тоже не обошёлся без религиозных реформ.
Она была значительной и имевшей длительные последствия. Император Константин I был последователем солярного культа вплоть до перехода в христианство после божественного озарения накануне битву у Мильвийского моста. Аврелиан, став предтечей римского домината, первым из императоров стал носить диадему с лучами и официально титуловаться «господин и бог» (лат. Dominus et Deus). Он ввёл культ «Непобедимого Солнце» (лат. Sol Invictus), этот бог был объявлен верховным. Это было значительное событие ибо император был и главой древнеримского культа. Днём рождения Непобедимого Солнца стало 25 декабря. И сегодня мы, празднуя рождество(по Юлианскому календарю календарю), не знаем что когда-то в этот день отмечался главный языческий праздник.
Митра убивает быкаМитра убивает быка
Скажу пару слов и о митраизме. Митра (др.-инд. Mitrá, букв. «то, что связывает») — божество индоиранского происхождения, связанное с дружбой договором меж людьми , согласием и солнечным светом. Божество существовало индоариев; как ведийское божество, у древних иранцев, как божество зороастризма; божество эллинистического периода, а позднее и римское божество митраизма.
МитреумМитреум
Большую роль в распространении митраизма сыграли социальные низы( например торговцы, пираты). Плутарх пишет, что распространение по Средиземноморью митраизма связано с активностью киликийских пиратов. Митраизм привлекал их тем, что провозглашал равенство среди посвященных и сулил блаженную жизнь после смерти.
Храмы его назывались митреумы. В митреумах совершались особые мистерии , доступные только посвященным, состояли они из жертвоприношений, ретуальных трапез и прочего. Сведения Древние апологеты христианства отмечали общие черты между ними и христианством, однако это спорный тезис. Митра был рожден из серного камня, крепость которого символизировала крепость договора меж людьми.
Один из самых распространённых сюжетов на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок быка. Митраизм был соперником христианства во II—IV веке, а известные христианские деятели, такие как Иустин Философ, Тертуллиан и другие, упоминали о нём. Многие римские императоры, такие как Аврелиан и Диоклетиан были его сторонниками.
Не забывайте ставить лайки и рассказывать друзьям о канале. Чем больше ваша ответная реакция, тем больше качественных статей будет выходить на нашем общем пристанище.
Возрождающийся бог Митра, митраизм: VIKENT.RU
Древний иранский бог света (Солнца) и добра — сведения о Митре содержатся уже в «Авесте».
Начиная с I века нашей эры, митраизм распространился до границ Римской империи. Многие римские легионеры были приверженцами культа Митры, считавшегося богом, приносящим победу…
«Этот культ приобрел необычайное значение в Римской империи, а сам Митра явился самым главным и грозным соперником Христа. Ему поклонялись и в провинции Британии, в Галлии, Испании, Северной Африке. В городах по берегам Рейна и Дуная, почти во всех городах Италии существовали храмы Митры — митреумы.
Впервые с культом Митры римляне познакомились во время войны Помпея с киликийскими морскими разбойниками. Но тогда его культ не появился в Риме. Он пришёл туда позднее, в конце I века н.э., после больших походов в Армению. Но лишь в конце II века н.э., когда начались затяжные войны с персами, этот культ постепенно стал приобретать всё большую сферу влияния. Его распространяли римские солдаты, возвращавшиеся из персидских походов, а также рабы из числа персидских военнопленных.
Первым императором, принявшим посвящение в мистерии Митры, был Коммод (176-192). Во времена Северов (193-211) двор императоров уже был объединен в общину служителей Митры. В свою очередь, императоры Диоклетиан (284-305) и Максимилиан (285-305) и их соправители цезари Гален и Лициний провозглашают в карнутском лагере на берегах Дуная непобедимого бога солнца Митру покровителем всей их империи.
Культ Митры принимает официальный характер.
Для христианства культ Митры был чрезвычайно опасен и не только из-за усиливающегося влияния и широкого распространения: идеология митраизма была во многих отношениях сильнее христианской. Митра был богом «непобедимого солнца», богом правды и права, богом-победителем зла и злых духов. Он считался творцом мира, который он сделал из убитого им мирового быка. Митра насадил на земле растения и стал богом земледелия; он обуздал злого духа Аримана, поражавшего поля засухой и мучившего людей голодом и жаждой, вызвал стрелой источники живой воды из скал и напоил людей и землю. Он помогал людям в их борьбе со злом и злыми духами; побеждая зло, человек очищается от греха и получает бессмертие.
Когда придёт назначенный срок, Митра вновь явится с неба на землю, сожжет её, произведет суд над живыми и воскресшими мертвыми, праведным даст бессмертие, а грешников окончательно уничтожит. Согласно мифу, Митра родился на Земле из камня; изображения этого камня ставили в храмах Митры и им приносили жертвы. Отправление его обрядов было таинственным и от этого заманчивым. Каждый вновь вступавший в общину митраитов подвергался очистительному омовению вроде христианского крещения.
Затем митраит постепенно проходил семь степеней посвящения — «ворона», «сокрытого», «воина», «льва», «перса», «солнечного бегуна» и «отца».
Названию каждой степени соответствовала особая священная одежда, которую митраиты надевали во время мистерий; при этом не только степеням «ворона» и «льва» «были присвоены» маски и одежды, напоминающие их, но также и одежды других степеней напоминали внешний вид определенных зверей, птиц. Последнее было пережитком древних тотемических культов, но митраиты придавали этому переодеванию мистическое значение.
Мистерии совершались в храмах, которые устраивались в подземных пещерах или в помещениях наподобие таких пещер. В них устанавливались столы и скамьи для священных трапез, на которых, как и у христиан, имелись хлеб и вино, смешанное с водой. Этим трапезам обычно предшествовали кровавые жертвы и окропление жертвенной кровью под пение гимнов, прославляющих Митру и призывающих его явиться. В конце человек, совершающий мистерию, внезапно сдергивал покрывало с изображения Митры. Это означало, что бог явился и начиналась священная трапеза.
Между христианством и митраизмом было много сходного, но имелась и существенная разница: у христиан кровавая жертва не совершалась и на собраниях могли присутствовать женщины, тогда как у митраитов женщины не допускались.
Последнее, вероятно, сыграло немаловажную роль в победе христианства над митраизмом.
Культ Митры оказался на редкость стойким. Какое-то время он существовал наряду с христианством. Лишь спустя 50 лет после реформы Константина Великого в 377 г. по приказу римского префекта Гракха пещеры и жертвенники Митры стали уничтожаться. Христианство активно наступало. Культ Митры не в силах был защитить даже Юлиан Отступник (355-363 гг.).
И всё же мужественный персидский бог не спешил сдаваться. Надписи во славу Митры встречаются еще в 391 г., а между 382-392 гг. в Риме был построен даже новый митреум, и это в то самое время, когда александрийский митреум перестраивался в христианскую церковь. Св. Павлин Иоланский в поэме «Против язычников» (394) сражался с митраизмом как с врагом, полным сил.
И только в V веке культ Митры угасает окончательно».
Смирнова И.М., Тайны магии, М., «Вече», 2004 г., с.152-154.
Узнайте здесь о римском боге Солнца
Древние римляне были религиозными и имели несколько богов. Например, Янус, Юпитер, Квирин, Марс, Юнона, Либер, Церера и Либера, Сол, Нептун и Гений, среди многих других богов.
Считается, что в Риме было два разных солнечных бога , а именно Sol Indiges и Sol Invictus. Sol indiges был первым, считался неважным и исчез в ранний период.
Солнечный культ вновь появился позже с приходом сирийского Sol Invictus в Рим.Читайте дальше, чтобы узнать больше о Roman’s Sun God , Sol Invictus.
Источник изображения: thinkco.comКто такой римский бог Солнца?
Сол — божество в древнеримской религии и олицетворение солнца. Люди верили, что в Риме было двух различных богов солнца. Говорят, что в поздней Римской империи солнечный культ возродился с приходом Sol Invictus , который, как полагали, произошел из Сирии.
На латыни sol означает « солнце » и ассоциируется с другими солнечными богами в других странах или эквивалентен им.Например, германский Соль, греческий Гелиос, этрусский Усил, санскритский Сурья и литовский Сауле среди других божеств.
Считается, что Тит Татий (царь сабинян и соправитель Рима в течение ряда лет) ввел поклонение солнцу сразу после основания Рима.
Мифологическая предыстория
В Вергилии Тит — дед Латина, сына дочери Сола по имени Цирцея. Она жила недалеко от Рима в местечке под названием Монте Чирчео.
Святилище Сола было найдено на берегу Нумиция , который соседствует с другими важными святилищами ранней латинской религии. Согласно Тациту, у Сола был старый храм, расположенный в Большом цирке в Риме.
У Сол также была старая святыня на Квиринале, где было обязательным приносить ежегодное жертвоприношение Сол Индигесу в память о Победе Цезаря при Фарсале. Это ежегодное жертвоприношение должно было быть принесено 9 августа. Кроме того, в римском календаре ритуалов говорится о празднике Луны и Солнца, который происходит 28 августа.
Ученые считают Sol Indiges более ранней, более сельской формой поклонения Sol, римскому богу. Они считают его отличным от более позднего римского Sol Invictus, который, по их мнению, происходил из Сирии.
Sol Invictus
Sol Invictus в переводе с английского означает « непокоренное солнце ». Считалось, что он был иностранного происхождения из Пальмиры или Эмесы в Сирии императором Аврелианом и затмил другие важные восточные культы до искоренения классической римской религии.
Культ сол поддерживался на протяжении 4 века высокопоставленными понтификами. Ряд римских философов размышляли о природе солнца, но не пришли к заключению.
Типичный пример — ученый 1-го века Нигид, чьи труды не сохранились, но Макробий говорит о письмах Нигидуса как о том, кто сказал, что Сол должен быть отождествлен с Янусом и его коллегой Яной, также известной как Луна.
Следовательно, они должны были считаться высшими богами, приносившими жертвы раньше остальных.
Роли
Источник изображения: britannica.comSol Invictus символизировал победу , поскольку считается, что он победил тьму и вставал каждое утро. Также он был покровителем римских солдат и цирков.
Считается, что его день рождения — , 25 декабря года, когда люди праздновали зимнее солнцестояние. Этот день называется « dies natalis Invicti ».
Заключение
Считается, что в году в Риме было два бога солнца.Одним из них был Сол Индиджес, который пришел раньше и считался незначительным, но это привело к его исчезновению.
Вторым был Сол Инвиктус, который, как полагают, происходил из Сирии. Он символизировал победу, так как он победил тьму, и оказал влияние на римскую мифологию.
Sol — Римский бог | Mythology.net
Быстрые факты:
- Произношение: душа
- Происхождение: Рим
- Культовый центр: Большой цирк
- Роль: Бог Солнца
- Обозначения: Солнце
Кто такой Sol?
Sol Индигес — один из самых древних богов римской мифологии.Ранняя история записала его как одного из многих божеств, представленных императором Титом из династии Флавиев. Бог солнца на какое-то время исчез из литературы, а позже был повторно введен императором Аврелианом как Sol Invictus , что означает «непобедимое солнце». Различие названий могло появиться позже, чтобы помочь людям различать мифы об этих двух.
Происхождение
Sol Индигес
Сол Индигес был одним из первых богов, представленных Титом примерно в 79 году нашей эры, в то время, когда римляне и сабиняне были союзниками.В «Энеиде», эпической латинской поэме Вергилия, троянский герой Эней был римлянином, бежавшим в Италию после поражения Трои. Оказавшись там, он женился на дочери латинского короля Латина. Матерью Латина была Цирцея, дочь солнца. Этот брак в семье солнца показывает важность божества для римского государства, а также является знаком единства латинян и римлян.
Проведено несколько фестивалей, посвященных богу солнца. 9 августа в храме культового центра на Квиринале прошла ферия (праздник) в честь солнца, необходимого для взращивания хорошего урожая.
28 августа в Большом цирке, главном храме бога солнца и богини луны, состоялось посвящение Templum Sol et Luna (Солнца и Луны). Цирк происходит от имени Цирцея, дочь солнца.
Sol Invictus
Император Аврелиан вновь представил бога солнца и культ в 274 году нашей эры. День рождения непокоренного солнца отмечался 25 декабря на римском фестивале Dies Natalis Solis Invicti.Это было до Рождества или позже было выбрано в тот же день? Мы действительно знаем, что Sol Invictus поклонялись в Риме до тех пор, пока христианство не стало доминирующей религией во время правления Константина в 300-х годах нашей эры.
Историческое влияние
Некоторые считают, что 25 декабря было выбрано датой Рождества после языческого празднования праздника Sol Invictus, в то время как другие теории говорят, что дата Рождества была выбрана первой. Римляне считали, что Сол умер в течение трех дней и возродился 25 декабря.Три дня после 21 декабря — самые темные в году: три дня, когда не видно ни солнца, ни Иисуса.
Есть теории, связывающие христианство с астрологией и солнцем. У Иисуса было 12 учеников, и это соответствует 12 созвездиям Зодиака. Ореол на многих изображениях Христа имеет сходство с крестом зодиака.
Бог Солнца также играл роль в тайной религии митраизма, которая практиковалась в течение 1-4 веков Римской империи.Неясно, можно ли окончательно идентифицировать Сола как Митру, который изначально был персидским богом, но известно, что культовый центр митраизма находился в Риме.
Sol Invictus встречается на многих древнеримских монетах, поскольку некоторые из римских императоров в более позднюю эпоху были предпочтительнее Солнца, в том числе Константин Великий, который был приверженцем бога солнца в дополнение к христианству.
Сол (бог солнца) «ИМПЕРИУМ РОМАНУМ
Мраморный рельеф на саркофаге III века н.э. с изображением бюста Сола.
Лицензия Creative Commons Attribution — Share Alike 3.0.
Сол был богом солнца; отождествляется с греческим Гелиосом. Первоначально он был сабинским божеством. Принесение его культа в Рим (одновременно с культом Луны) приписывалось Титу Татиусу. Поклонение божеству совершала сабинская семья Аврелия.
В искусстве Древнего Рима его чаще всего изображали по образцу греческого Гелиоса, то есть с сияющим нимбом вокруг головы или с сияющей короной на голове, на золотой колеснице, запряженной четырьмя конями.
Его прозвали Индигес , и его праздник отмечался 8 августа. В его честь воздвигнут храм на Квиринале и алтарь в Большой цирк .
Культ божества в сочетании с влиянием восточных религий привел к созданию в III веке нашей эры. новый синкретический культ «Непобедимое солнце» ( Sol Invictus ). Культ Sol Invictus был новым синкретическим культом, сочетающим элементы митраизма, культа Эль-Габала, Баала, Астарты и римского солнечного божества Сол.Он поклонялся солнцу как олицетворению всех других божеств. Культ Sol Invictus был осуществлен в конце империи, введен императором Аврелианом.
Sol Invictus на римском рельефе II века нашей эры.
Указом от 7 марта 321 г. император Константин Великий объявил воскресенье официальным праздником. Sol Invictus — dies Solis .
Sol Invictus, приходящийся на 25 декабря, впервые подтвержден в 354 г. н.э. Церковь в конце 4-го века н.э. переписала празднование Рождества в этот день.Широко распространено мнение, что 25 декабря была выбрана дата Рождества, чтобы намеренно удалить и заменить римский праздник Dies Natalis Solis Invicti («Рождение непобедимого солнца»). Однако это утверждение подвергается резкой критике.
9 августа: Празднование Sol Indiges
Солнечные боги были популярными божествами во многих древних культурах, и римляне не были исключением. Во времена поздней империи восточный культ Sol Invictus — победоносного солнца — стал популярен до его затмения христианством.Однако у римлян был гораздо более ранний бог солнца, праздник которого они отмечали 9 августа. Этим богом был Sol Indiges .
Римская мифология связывает Sol Indiges с самыми истоками римского государства. Но как Сол стал таким важным для римлян и почему?
Посвященная плита, изображающая бога Солнца, увенчанного солнечными лучами, богиню Луны с полумесяцем на волосах и старика, возможно, Юпитера Долихена. Из района казарм Equites Singulares, через Тассо, Рим.Wikimedia Commons. Всеобщее достояниеРимский бог Солнца
Даже римляне были уверены в точном значении элемента « indiges» в имени их бога солнца. Некоторые историки, такие как Фаулер предположили, что римское имя происходит от имени этрусского бога свет, Усиль. Однако более вероятно, что « indiges» относится к статусу Sol как коренного народа римлян.
Нет ссылка на Sol как «indiges» в любой из древнеримских календарей.Так что можно также предположить, что римляне добавили это название, чтобы отличить Римский Соль от более поздних зарубежных солнечных божеств, таких как бог Аполлон и культ Sol Invictus, , который император Элагабал популяризировал в III веке нашей эры.
Гелиос Антона Рафаэля Менгса, около 1765 года. Гелиос был дедушкой короля Латиноса. Wikimedia Commons. Всеобщее достояниеРимские мифы
Соль ИндигесРимский бог солнца, возможно, не упоминался как « indiges» ранними римскими буквами.Но это был один из самых древних римских богов. Раннеримские мифы об основании записывают Сола как одного из многих божеств, представленных Титом Татиусом, когда сабиняне и римляне объединились друг с другом во времена Ромула. Мифология также поддерживает идею о том, что Соль пришла в Рим из соседних италийских культур.
Вергилий в своей книге «Энеида » описывает, как троянский герой Эней — предок римлян, бежавших в Италию после поражения Трои, женился на Лавинии, дочери латинского короля Латина.По словам Гесиода, матерью Латинуса была чародейка Цирцея, а сама Цирцея была дочерью солнца.
Вступив в брак с семьи солнца, потомки Энея также стали потомками солнечная семья — таким образом объясняя особое значение бога солнца для Римское государство.
Офорт Луиджи Россини «Квиринальский холм в Риме». Wikimedia Commons. Всеобщее достояние Sol Indiges и модель AureliiОдин конкретный римлянин клан иллюстрирует, как этот мифический культурный брак между римским государством и солнце могло появиться на самом деле.
Модель Aurelii принадлежала к выдающейся семье Плебиан, получившей известность, когда один из их клана, Гай Аврелий Котта, получил консульство в 252 году до нашей эры. В Семья особенно одобряла культ Sol Indiges. Итак, по словам Квинтилиана, они построили храм Сол на Квиринальский холм.
Похоже, что это тесная связь между Аурелиями и Соль восходит к семейным самые ранние начала. Согласно Festus:
«Считается, что эта семья из народа сабинян была названа так от солнца, потому что римский народ дал ему за счет государственной земли, чтобы жертвоприношения Солнцу.”
Так близко Эта связь предполагает, что семья Sol Indiges прибыла в Рим в одно и то же время — возможно, после римского evocatio — , чтобы убедить бога сделать Рим своим домом взамен римского поклонение. Сабина Аурелии вполне могла приехать, чтобы наблюдать за его культом в Рим.
Цирцея тоже предлагает чашу Одиссей — Джон Уильям Уотерхаус. Wikimedia Commons. Всеобщее достояниеХрам Солнца
Но главное Соль храм находился не на Квиринале, а в Большом цирке, где сохранились восходит к как минимум 3 веку до нашей эры.Тертуллиан в своей книге On Очки, описывает, как римляне устанавливали вверх храм солнца посреди цирка, с изображением солнца сияющий “ от вершины храма »(Глава VIII).
Еще раз, это расположение имеет большое значение для солнца и его семьи. Тертуллиан приписывает выбор места для Цирцеи, которая, по словам Вергилия, жила недалеко от Рима в Монте Чирчео. Название Circus происходит от от имени колдуньи. Тертуллиан также описывает, как Цирцея посвятила первый спектакль в районе ее отца, солнца.
Изображение римской уборочной машины, Трир. Wikimedia Commons. Public DomainЗначение
Sol IndigesНо что было цель праздника Сола 9 августа? Кажется, это было довольно прозаичен и, как и многие фестивали в это время года, связан с обеспечение щедрого урожая.
Варро в “ Вкл. Сельское хозяйство », называет Соль одним из « двенадцати ». боги-советники, »и« особый покровители земледельцев »(I, I.4-5). Сол — вместе с Луной — всегда считался вторым во всех вопросах сельского хозяйства, потому что их « курсов наблюдаются во всех вопросах посадки и уборки урожая »(I.I, 5). Римляне также понимали, что солнце и луна регулировал времена года и месяцы.
Итак, кажется, что Римляне как никогда ранее отмечали праздник этого древнеримского бога в августе. причина, чем обеспечение того, чтобы ни засуха, ни недостаток солнца не разрушили перспективу хороший урожай.
ИсточникиБорода, M, Север, J and Price, S, Religions of Rome, Vol 2, Cambridge University Press, 2005
Дюмезил, Г. (пер.Филип Крапп), Archaic Roman Religion, Vol I and II , The John Hopkins University Press, 1996
Paulus, Epitome de Sex. Помпейо Фесто ,
Прайс и Кирнс, (2003) The Оксфордский словарь классических мифов и религии . Издательство Оксфордского университета
Тертуллиан, (1885) (под ред. Александра Робертса, сэра Джеймса Дональдсона и Артура Кливленда Кокса), On Очки.
Варро, Вкл. Сельское хозяйство, ( пер.Уильям Дэвис Хупер.) Классическая библиотека Лёба
Вергилия Энеада
W Warde Фаулер, (1899) Римские праздники в период республики , Макмиллан и Ко
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные МОНЕТА БОГА СОЛНЦА КОНСТАНТИНА: ХРИСТИАНСТВО И КУЛЬТ СОЛ ИНВИКТ Каталог: Монеты: Римские: склад # 1330548 Эта бронзовая монета с изображением Соля, бога солнца, была отчеканена в небольших количествах между 313 и 326 гг. Н.э. Святым Константином (307 г. -337 г. н.э.), Великий — римский император, известный на Востоке как «Тринадцатый апостол».Небольшое количество этих уникальных римских бронзовых монет сохранилось на протяжении 17 веков. Древние религиозные верования со временем эволюционировали и сливались между взаимосвязанными культурами. В отличие от многих древних религий, основанных на поклонении солнцу, римский культ солнца Sol Invictus (латинское: непобедимый бог солнца) характеризовался основной верой в единого верховного бога и его представителя, Сола. Этот культ стал ключевым фактором быстрого роста христианства в поздней Римской империи.Истоки культа в конце I века до н. Э. Можно проследить до привлекательности митраизма среди военных — результат воздействия римской армии на персидскую культуру во время походов на Восток. Митра был подобным Христу солнечным божеством, единственным представителем единого всемогущего Бога — новая идея для римлян. Ранние римляне первоначально приняли более раннюю греческую эллинистическую религию, которая включала поклонение многим божествам, в том числе Аполлону и Гелиосу — богу солнца, который был известен римлянам как Сол.Со временем Сол в конечном итоге приобрел совокупные атрибуты Аполлона, Гелиоса и Митры. Ранние римские императоры способствовали росту культа Sol Invictus, добавляя многочисленные новые храмы, статуи, обряды и фестивали, созданные во имя Sol. Как и предыдущие солнечные божества, в задачи Сола входило управление солнечной колесницей по небу каждый день, напоминание о том, что этот культ был смесью монотеизма и раннего язычества. Пропагандируя культ и консолидацию божественной власти в Сол, римские императоры смогли угодить военным, а также усилить свою собственную мощь, определив Сол как источник имперской легитимности; в некоторых случаях императоры могли рекламировать себя как олицетворение Солоновой земли.Некоторые историки считают, что корона, которую многие императоры носили на портретах своих монет в III веке нашей эры, намекает на развивающуюся связь Солнца с властью императора. Константин в начале 4-го века довел языческий культ Sol Invictus до пика популярности. Среди его усилий было чеканка этой специальной монеты, посвященной Солу. Константин также построил свою знаменитую арку в Риме, на которой было написано несколько ссылок на Sol Invictus, и аккуратно расположил ее, чтобы выровнять ее с колоссальной 100-футовой бронзовой статуей Сола, которая в то время примыкала к Колизею.Растущая популярность христианства в сельских районах Рима была фактором более позднего принятия Константином христианства в качестве официальной религии Империи — переход, возможно, облегченный предшествующими, хорошо принятыми идеями, воплощенными и популяризованными культом Sol Invictus. Это бронзовый фоллис, отчеканенный Константином I Великим. На реверсе изображен Сол, бог солнца, в сияющей короне — символ победы и держащий глобус — символ мирового господства. Надпись гласит: SOLI INVICTO COMITI (В честь непокоренного бога солнца, спутника императора).На лицевой стороне изображены бюст, имя и титулы императора. Поклонение солнцу какое-то время доминировало во многих древних культурах, включая Имперский Рим. Многие древние обычаи и ритуалы поклонения солнцу сохранились в более поздних христианских праздниках и местных традициях; Среди наиболее примечательных: нимб или нимб, который часто окружает голову Христа на изображениях, удивительно похож на изображения древних солярных культовых божеств. Праздники Рождества и Пасхи также связаны с древними солнечными ритуалами в день солнцестояния и равноденствия.Есть много других примеров. ДАННЫЕ: Вес: 2,5-3,5 грамма; Диаметр: 19,5-21 мм Размеры альбома: 10 13/16 «x 7 6/16» Размеры альбома в сложенном виде: 5 6/16 «x 7 6/16» Тип и качество монеты могут несколько отличаться от изображения |
Antike Sonnenkulte; Antike Sonnenkulte; Древние культы солнца
Абстрактные
В античной астрономии гелиоцентрическая система Аристарха Самосского не получила всеобщего одобрения.В отличие от этого культ солнца приобрел огромное значение в Римской империи. Реликвии такого значения мы до сих пор находим, например, в значении воскресенья на неделе и в дату Рождества. Возникновение культов солнца характеризуется слиянием различных богов из разных культур. Уже в классической Греции бог солнца Гелиос соединился с богом света Аполлоном. Образовавшаяся сущность считалась гармоническим проводником видимой вселенной, символом которого являлся Аполл.Он играет не только на лире, но и гармонично управляет космосом, как солнце. Платон рекомендует политикам изучать музыкальные гармоники и астрономию, чтобы понять, как правильно управлять государством. Вследствие завоеваний Александра Великого вавилонская звездная религия смешалась с греческой космологией и концепцией переселения душ. Возникшая в результате астрология распространилась по всему эллинистическому миру и была очень распространена в Римской империи. Календарь с его религиозным разделением времени на дни недели, следуя принципу богов планет, управляющих часами, был хорошо известен.Уровень бога солнца был повышен благодаря принятию Цезарем солнечного календаря из Египта. Август избрал Аполла своим богом-хранителем и построил из «своих» солнечных часов символ бога солнца, который был виден издалека. Август использовал больше астральных символов в качестве пропаганды лидерства. Во время соперничества с парфянами, другой крупной империей, за мировое господство в центре внимания оказался иранский бог: иранский бог света и контракта — Митра. Незадолго до 100 года нашей эры в Римской империи возник новый культ мистерий, названный культом Митры, и быстро распространился.Он сочетал в себе атрибуты классического бога солнца с религией спасения, гарантированной крещением, причастием и семью степенями, которые необходимо пройти. Представление бога солнца Элагабала из сирийского города Эмеса в качестве высшего бога империи, предпринятая около 220 г. н.э. молодым императором с тем же именем, потерпела неудачу. Однако введение sol invictus, непобедимого бога солнца, императором Аврелианом в 274 году нашей эры удалось. Это было началом развития, которое привело к подчинению римского пантеона богу солнца.В имперской пропаганде император сравнивал собственное правительство с правлением космоса Аполлом. Космократор, символ императора как владыки мира, в иконографии превратился в Христа. Культ солнца, созданный Гелиосом — Аполлоном — Митрой sol invictus, был очень популярен. По этой причине в четвертом веке христиане приняли самый важный религиозный праздник — зимнее солнцестояние, которое было днем рождения Митры, поскольку Рождество и Христос стали «Солнцем Справедливости».
Sol Invictus | Encyclopedia.com
SOL INVICTUS . Поклонение богу солнца Солу было известно в республиканском Риме, но не имело большого значения. В имперском Риме, однако, в третьем веке нашей эры (последний век языческого Рима) культ бога солнца стал главной, а иногда и доминирующей силой в римской религии. Культ сирийского бога солнца из Эмесы, установленный в Риме при императоре Элагабале (218–222 гг.), Просуществовал недолго, но в 274 г. император Аврелиан начал энергичную пропагандистскую кампанию, прославляя бога солнца как единственного защитника Рима. имперская мощь.Под эпитетами oriens («восходящий»), invictus («непобедимый») и идет Augusti («товарищ Августа»), Сол был провозглашен «восходящим солнцем, рассеивающим силы». зла », как« непобедимого победителя врагов Рима »и как« спутника и божества-хранителя императора ».
Нумизматическая иконография, главный источник этой пропагандистской кампании, изображала Сола в лучезарной короне и держащего в руке земной шар, символ мирового господства, в то время как побежденный враг съеживался у его ног.Этот поход с особой силой продолжили императоры Проб (276–282) и Константин (306–337). Еще в 324 году на монетах Константина Соль отмечался как дарователь императорской власти. Только после этого, в последние тринадцать лет правления Константина, упоминания о Соле и всех других языческих божествах исчезли с монет.
Различные влияния способствовали важности Sol Invictus, Непобедимого Солнца, в имперской идеологии третьего века нашей эры.Это была эпоха религиозного синкретизма и растущего монотеизма, когда философы и простые люди все чаще рассматривали все божества как эманации одной высшей божественной силы. Сол приравнивался к Митре, а как Sol Invictus Митра считался самым могущественным и самым непосредственным божественным посредником между людьми и невидимым величием верховного бога. Таким образом, Сол Инвиктус был естественным соратником императора, правившего землей в качестве наместника верховного бога. Символика Пантеона, построенного императором Адрианом (117–138), уже тесно связала императора и Солнца как видимые проявления милосердного и всемогущего верховного бога.Культовый титул Invictus стал естественным продолжением этих отношений. Впервые засвидетельствованный для Солнца в 158 году нашей эры, он почти наверняка был заимствован богом из множества титулов императора.
Всепроникающее влияние имперской пропаганды вместе с популярностью митраизма в третьем веке обеспечило Sol Invictus влияние на другие божественные формулировки, как христианские, так и языческие. Мозаика свода III века в гробнице Юлиев под собором Святого Петра изображает Христа как Сола, поднимающегося в своей колеснице.Слова рождественской мессы в Missale Gothicum провозглашают Христа как Sol Iustitiae («солнце справедливости»), в то время как традиционная дата Рождества, впервые засвидетельствованная в четвертом веке, едва ли не связана с тем фактом, что 25 декабря отмечалось как день рождения Sol Invictus Mithra.
Библиография
Книга Гастона Х. Халсберга «Культ Sol Invictus » (Лейден, 1972), отредактированная Маартеном Дж. Вермазереном в качестве тома 23 «Предварительных исследований по восточным религиям в римской империи», представляет собой некритический сборник свидетельств. и следует использовать с осторожностью.См. Мой обзор в Byzantine Studies 2 (1975): 81–82. Значение культа Sol Invictus в имперской идеологии очень проницательно трактует Эрнст Х. Канторович в его статье «Oriens Augusti: Lever du Roi», Dumbarton Oaks Papers 17 (1963): 117–177. Для более позднего обсуждения см. Мою статью Princeps a Diis Electus: Божественное избрание императора как политическую концепцию в Риме (Рим, 1977), стр. 238–243, 281–315, и мою статью «Теология Победа в Риме », в Aufstieg und Niedergang der römischen Welt , vol.2.17.2 (Берлин и Нью-Йорк, 1981), стр. 804–825.
Новые источники
Чирасси Коломбо, Илеана. «Sol invictus o Mithra. (Per una rilettura in chiave ideologica della teologia solare del mitraismo nell’ambito del politeismo romano)». В г. Mysteria Mithrae. Atti del Seminario Internazionale su La specificità storico-Religiosa dei Misteri di Mithra, con specific riferimento all fonti documentarie di Roma e Ostia, Roma e Ostia, 28–31 marzo 1978 , ed. Уго Бьянки, стр.649–672. Лейден, 1979.
Клаус, Манфред. «Sol invictus Mithras». Атенеум 58 (1990): 423–450.
Фаут, Вольфганг. Гелиос Мегистос: Zur synkretistischen Theologie der Spätantike . Leiden, 1995.
Halsberghe, Gaston H. «Le culte de Deus Sol Invictus à Rome au III siècle après J.C.» In Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt 2.17.4, pp. 2181–2201. Берлин и Нью-Йорк, 1984.
MacDowall, David W. «Sol invictus and Mithra.Некоторые свидетельства с Монетного двора Рима ». In Mysteria Mithrae. Atti del Seminario Internazionale su La specificità storico-Religiosa dei misteri di Mithra, con частные риферименты всех документальных источников рома и Остии, Рома и Остия, 28–31 марта 1978 г. , под редакцией Уго Бьянки, стр. 557–569. Лейден, 1979.
Turcan, Robert. Héliogabale et la sacre du soleil, . Paris, 1985.
Wallraff, Martin. Christus verus sol. Sonnenverehrung und Christentum in der Spätantike .Münster, 2001.
J. Rufus Fears (1987)
Revised Bibliography
.