Бог сизиф: Сизиф Греческая мифология

Сизиф. Греческая мифология

В греческой мифологии, Сизиф (Σίσυφος) был известен как сложный и безумный персонаж. Он был сыном Эола, царём древней Эфиры, которую впоследствии назвали Коринфом.

Сизифа обвиняли во многих преступлениях, за которые он понёс наказание в виде бесконечной бесполезной работы. Он был известен своей хитростью и коварством, но в то же время был успешным лидером, который основал истмийские игры — спортивные соревнования, посвящённые Посейдону, их проводили каждые два года возле Коринфа.

Однако большинство истории о Сизифе раскрывают его как эгоистичного, агрессивного и лживого. Он обманывал богов и людей, соблазнял женщин, презирал законы.

За что был наказан Сизиф?

Однажды любвеобильный Зевс решил соблазнить нимфу Эгину, дочь речного бога Асопа. Приняв форму орла, повелитель богов похитил Эгину и отправился с ней на маленький остров в Эгейском море. Отец девочки повсюду искал свою дочь. Как-то он встретился с Сизифом и спросил, не знает ли он что-нибудь о его дочке. Сизиф знал где спрятана Эгина, но обещал рассказать только в том случае, если Асоп даст ему неиссякаемый источник для коринфской цитадели.

Когда Зевс узнал кто рассказал отцу Эгины о его тайне, он решил наказать Сизифа за предательство и отправил его в царство мёртвых. По приказу Аида, Танатос (бог смерти) должен был его привести, но изворотливый и хитрый Сизиф умудрился схватить Смерть и заковать в цепи.

После этого на Земле произошёл хаос. Смерть была неспособна забирать свои ежедневные жертвы и земля постепенно начала заполняться огромным количеством людей. Боги обратились к Аресу и он освободил Смерть от оков и отправил Сизифа обратно в царство мёртвых, к Аиду.

Но и тут Сизиф придумал как избежать наказания. Своей жене он приказал не хоронить его как обычно, т. е. не соблюдать погребальные обряды перед уходом в царство мёртвых, поэтому был отправлен обратно к живым, чтобы его похороны организовали по всем правилам. Сизиф еще раз доказал свою хитрость, так как отказался вернуться в подземный мир и прожил на земле еще много лет.

Сизиф и Меропа

Женой Сизифа была Меропа, одна из семи Плеяд. Плеяды, спутники богини Артемиды, были семью дочерьми Титана Атланта и Океаниды Плейоны. Они родились на горе Киллини и считались горными божествами, согласно греческой мифологии.

Меропа была из них самой молодой и красивой, в неё был влюблён знаменитый мифический охотник Орион. По велению своего отца, Меропа стала женой Сизифа, у них родились дети: Главк, ставший правителем Коринфа после отца, Орнитион, Альм, Ферсандр.

Сизиф, однако, имел отношения с другими женщинами. Одной из них был Тиро, дочь брата Салмонея с которым он постоянно враждовал. Сизиф узнал от оракула, что если Тиро родит от него детей, то они убьют брата. Он соблазнил племянницу, у них родились двое сыновей. Чтобы предотвратить исполнение пророчества, Тиро убила своих детей, но тщетно. Однажды Зевс разозлился на Салмонея, потому что он считал себя равным Богу и ударил его своей молнией.

Было много других историй, где Сизиф проявлял свой цинизм, агрессию и неуважение к богам, за это он был наказан. Преступление Сизифа состояло в том, что он сумел победить смерть и свергнуть естественный порядок на Земле.

Сизифов труд

По велению богов, Сизиф должен поднять огромный камень, толкая его на вершину холма. Каждый раз, когда он приближался к вершине, камень откатывался назад. Таким образом, коринфский царь все еще толкает этот валун и будет продолжать делать это непрерывно в вечности.

Выражение «Сизифов труд» стало нарицательным, оно означает тяжёлый, бесполезный труд.

Сизиф PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Полонская Евгения

Сизиф

 

 

Краткое содержание мифа

 

Тициано Вечеллио «Сизиф»

Сизиф (Сисиф), сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.

Во всей Греции никто не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости   ума с Сизифом. Благодаря своей хитрости он собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах.

Когда к нему пришел бог смерти мрачный Танат, чтобы низвести его в печальное  царство Аида, то Сизиф коварно обманул бога Таната и заковал его в оковы. С того момента на  земле перестали умирать люди. Нигде не  совершались  большие  пышные похороны; никто не приносил жертвы богам подземного царства. На  земле нарушился порядок, который был заведен Зевсом. Громовержец Зевс послал к Сизифу могучего бога войны Ареса, который освободил Таната из оков. В свою очередь Танат исторг душу Сизифа  и отвел ее в царство теней умерших.

Но и тут хитрый Сизиф нашел способ помочь себе. Он сказал своей жене, чтобы она не погребала его тело и не приносила  жертвы  богам подземного царства. Жена Сизифа послушалась его. Аид (владыка  царства  умерших) и Персефона (богиня плодородия и царства мёртвых) долго ждали похоронных жертв. Но их все не было.

Вскоре Сизиф приблизился к Аиду и сказал ему: «О, властитель душ умерших,  великий Аид, равный могуществом Зевсу, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней».

Сизиф

Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Конечно, Сизиф и не думал возвращаться в царство Аида. Он остался в своем пышном дворце и весело пировал,  радуясь,  что  один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Аид разгневался и снова послал бога смерти  Таната за душой Сизифа. Танат исторг душу Сизифа; теперь навсегда отлетела  его душа в царство теней.

С тех пор Сизиф несет тяжкое наказание в загробной жизни за все коварства, за все обманы, которые совершил на  земле.  Он  осужден  вкатывать  на  высокую, крутую  гору огромный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен будет  Сизифов труд; но вырывается из его рук камень и с шумом катится вниз, подымая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит свой камень Сизиф  и  никак  не  может  достигнуть  цели  — вершины горы.

                                                                                                                                                  

Образы и символы мифа

 

Франц фон Штук «Сизиф»

Из мифа о коринфском правителе пришли крылатые выражения «сизифов труд», «сизифов камень», «сизифовы муки». Они означают тяжелую, изнурительную, бесконечную, безрезультатную и бессмысленную работу.

Некоторые из современных исследователей полагают, что камень, который поднимает Сизиф, является солнечным диском, а гора символизирует небесный свод.  Так перед нами предстает картина Летнего Солнцеворота: Солнце ежегодно поднимается на гору Солнцестояния и неизменно скатывается вниз к самому короткому дню. Это мнение подкрепляется существовавшим в Коринфе культом Солнца.

Аид

Царство Аида. Оно начинается далеко на               западе, где солнце опускается в морскую пучину. Так возникает идея ночи, смерти, тьмы, зимы. Когда Аид отправляется на собрание богов на Олимп, черные кони влекут его колесницу. Символ Аида — двузубые вилы — указывает на то, что он правит жизнью и смертью.  Стихия Аида — земля, которая вновь забирает к себе своих детей, но в ее лоне таятся семена новой жизни. Аид — антитеза своему брату Зевсу, свет противопоставляется тьме, жизнь — смерти. Аид правит прошлым. Изображают Аида с головой, повернутой назад. Он становится, таким образом, «не глядящим в глаза», внушающим страх богом смерти, который заставляет исчезнуть и делает невидимым все живое. Жертвы ему приносили, отвернув лицо от места жертвоприношения. Греки боялись вслух произносить его имя, чтобы не привлечь к себе внимание Аида.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве
Фрагмент рельефа римского саркофага
Ок. 170 г. н.э. Рим, музеи Ватикана

Сизиф, вкатывающий в гору камень, изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах (на картине Полигнота в Дельфах изображены фигуры, обычно называемые Данаидами; они символизируют людей, которые не прошли посвящения и в иной жизни должны вечно наливать воду для очистительного обряда, но усилия их бесплодны).

В Коринфе было святилище Сизифа и существовал его культ как героя. Но, следует сказать, что только там его и почитали, так как остальные греки относились к Сизифу очень отрицательно — ведь тот посмел противиться воле богов.

Сизиф — действующее лицо сатировских драм Эсхила «Феоры, или Истмийские состязания» (фр.78-79 Радт), «Сисиф-беглец» (фр.225-230 Радт) и «Сисиф-камнекат» (фр.233 Радт), пьесы Софокла «Сисиф» (не дошло ни одной строки), сатировской драмы Еврипида «Сисиф», пьесы Крития «Сисиф».

Сюжет «Сисиф толкает в гору камень» изображен на метопе самосского храма Геры, также он использовался в вазописи, на геммах, саркофагах.

Образ Сизифа нашел отражение в древнегреческой драматургии, литературе нового времени (А. Камю, Р. Мерль) и изобразительном искусстве (Тициан, Джордано).

Наиболее известная интерпретация мифа в литературе — «Миф о Сизифе» А. Камю. На примере образа Сизифа  Камю ярко раскрывает влияние абсурда на бытие человека. С одной стороны, муки, испытываемые Сизифом, обусловлены превосходящим человека миром. С другой стороны, ясность ума позволяет Сизифу противостоять этому миру: он возвышается над судьбой, осознавая, что это его собственный путь, и только он его хозяин. Камю представляет себе Сизифа счастливым, потому что все гнетущие его обстоятельства он осознает и признает, и таким образом становится выше их.

 

Социальное значение мифа

 

Сизиф

Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции — Коринфа.

Этот легендарный герой, а заодно и  отъявленный плут вызывал у греков самые противоречивые чувства. Для жителей Коринфа он был мудрейшим и справедливейшим из героев, героем-богоборцем, противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Имя Сизифа древними греками воспринималось на слух как «очень мудрый». В Коринфе было святилище Сизифа, его могилу коринфяне никогда и никому не показывали. Они также почитали Сизифа как основателя Истмийских игр, учрежденных им в память своего племянника Меликерта, чьё тело он нашёл на берегу моря.

Для жителей Аттики Сизиф был грабителем с большой дороги, а для прочих –хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей.

Прошли столетия, и в сознании людей образ Сизифа стал вызывать сочувствие. Ведь Сизиф был не просто заурядный злодей, но человек, который не побоялся разоблачить Зевса, водил за нос богов и построил прекрасный город. Его потомки Главк, Орнитион, Фок стали героями и  оставили свой яркий след в истории Эллады. Могила Сизифа, находившаяся в тайном месте неподалёку от Коринфа, со временем стала считаться священной. Его грехи позабылись, а среди греческой аристократии стало престижным иметь Сизифа в ряду легендарных предков. Тяжёлая кара перестала восприниматься как заслуженное наказание, а стала символом мстительности и злопамятности богов.

Миф о Сизифе Миф о Сизифе Сводка и анализ

Сводка

Сизиф, вероятно, более известен своим наказанием в подземном мире, чем тем, что он сделал в своей жизни. Согласно греческому мифу, Сизиф был приговорен катить камень на вершину горы только для того, чтобы каждый раз, когда он достигал вершины, камень скатывался вниз. Камю полагает, что боги были мудры, поняв, что вечность бесполезного труда является ужасным наказанием.

Существует ряд историй, не исключающих друг друга, объясняющих, как Сизиф заслужил свое наказание в подземном мире. Согласно одной истории, Зевс похитил Эгину, смертную женщину, дочь Асопа. Сизиф стал свидетелем этого похищения в своем родном городе Коринфе. Сизиф согласился сообщить Асопу, кто похитил Эгину, если Асоп даст цитадели в Коринфе источник пресной воды. Заключив эту сделку и дав показания против Зевса, Сизиф навлек на себя гнев богов, заработав земное богатство и счастье для себя и своего народа.

Другая история рассказывает о том, как Сизиф заковал в цепи дух Смерти, так что во время заточения Смерти не умер ни один человек. Естественно, когда боги освободили Смерть, первой его жертвой стал Сизиф. Также говорят, что Сизиф сказал своей жене не совершать никаких традиционных погребальных обрядов, когда он умрет. Прибыв в подземный мир, он пожаловался Аиду на то, что его жена не соблюдала эти обряды и получил разрешение вернуться на землю, чтобы наказать ее. Получив эту вторую аренду жизни, Сизиф отказался вернуться в подземный мир и дожил до глубокой старости, прежде чем вернуться в подземный мир во второй раз, чтобы вынести свое вечное наказание.

Камю определяет Сизифа как архетипа абсурдного героя, как за его поведение на земле, так и за его наказание в подземном мире. Он демонстрирует презрение к богам, ненависть к смерти и страсть к жизни. Его наказание — терпеть вечность безнадежной борьбы.

Нам не рассказывают, как Сизиф переносит наказание в подземном царстве: это остается нашему воображению. Что восхищает Камю, так это душевное состояние Сизифа в тот момент, когда камень откатывается от него на вершине горы. Спускаясь с горы, ненадолго освободившись от работы, он осознает абсурдность своей судьбы. Его судьбу можно считать трагической только потому, что он это понимает и не надеется на отсрочку. В то же время ясность, которой он достигает с этим пониманием, также ставит его выше своей судьбы.

Камю предполагает, что Сизиф мог бы даже с радостью заняться своей задачей. Моменты печали или меланхолии приходят, когда он оглядывается на мир, который оставил позади, или когда он надеется или желает счастья. Однако когда Сизиф принимает свою судьбу, печаль и меланхолия исчезают. Камю предполагает, что признания «сокрушительных истин», таких как вечность и тщетность его судьбы, достаточно, чтобы сделать их менее сокрушительными. Он ссылается на Эдипа, который, столько страдая, способен «заключить, что все хорошо».

Сизиф • Греческие боги и богини

Сизиф был создателем и первым царем города Эфира (позже Коринф). Он женился на нимфе Меропе и имел четверых детей: Главка, Орнитиона, Альма и Терсандра. Сизиф помог своему городу стать торговым центром. Также ходят слухи, что он создал Истмийские игры, соревнование, в котором участвуют спортивные и музыкальные подвиги. Он проводился в честь Посейдона, морского бога, весной каждые два года, вместе с одной из четырех главных Пангелльских игр, в которую входили Олимпийские игры.

Сизиф был очень хитрым и коварным человеком. Он несколько раз злил Зевса, оскорбляя Ксению. Зевс был большой популяризатором Ксении, у которой была концепция вежливого и доброжелательного обращения с путниками и гостями. Сизиф неоднократно убивал путников, остававшихся с ним, а затем показывал тела своим подданным, чтобы показать, что он безжалостный лидер.

В обмен на источник, который потечет в растущий Коринфский акрополь Сизифа, Сизиф помог речному богу Асопу найти его дочь Эгину. Это еще больше разозлило Зевса, поскольку именно он похитил Эгину. Зевс решил, что ему нужно наказать Сизифа, и пошел поговорить с Танатосом о смерти.

Танатос должен был взять Сизифа с собой в подземный мир и заковать его там. Когда прибыл Танатос, Сизиф проявил интерес к наручникам и попросил Танатоса показать ему, как работают цепи — на себе, фактически сделав Танатоса Сизифом пленником. Сизиф какое-то время держал Танатоса в ловушке, прежде чем он начал злить других богов.

Существует еще один миф о том, что Аид отправился за Сизифом вместо Танатоса, и именно Аида Сизиф обманом заставил надеть на себя наручники.

Поскольку Аид больше не собирал души, люди не могли умирать. Люди начали терять интерес к войнам, и это разозлило бога войны Ареса.

Арес угрожал Сизифу и освободил Танатоса (или Аида). Прежде чем Танатос забрал Сизифа, Сизиф сказал своей жене, что, когда он умрет, она должна будет бросить его тело на площадь вместо того, чтобы похоронить его должным образом. После того, как Танатос ушел с телом Сизифа, Меропа сделала, как было велено, и бросила обнаженное тело своего мужа на площадь. Поскольку его тело не было погребено должным образом, тело Сизифа прибыло на берег реки Стикс.

Когда Сизиф прибыл в Тартар, он убедил Персефону, жену Аида, отпустить Сизифа, чтобы он мог отругать свою жену за публичное унижение его останков таким образом. Когда Сизиф вернулся домой, в царство смертных, живым, он отругал свою жену, но не вернулся в Тартар, как обещал.

Существуют разные мнения о том, что произошло дальше. Одна из версий этой истории гласит, что пришел Гермес и забрал Сизифа обратно в подземный мир, где его наказали еще больше. Другая версия утверждает, что Сизиф дожил до глубокой старости и вернулся в подземный мир только тогда, когда умер во второй раз естественной смертью.

К тому времени, когда Сизифа вернули в Тартар, Зевсу надоели его уловки. Сизиф считал, что он хитрее богов, и эта гордыня еще больше разозлила Зевса. Зевс поставил перед Сизифом задачу на всю вечность, от которой Сизиф не мог уклониться.

На веки вечные Сизиф обречен толкать в гору большой валун. Когда валун достигает вершины, вес валуна слишком велик, и он падает обратно на дно. Сизиф должен откатить валун обратно наверх. Он никогда не может отдыхать или останавливаться в этой непрерывной работе. Боги сочли это достойным наказанием для Сизифа: за свои самовозвеличивающие обманы ему предстоял непрерывный тщетный и безнадежный труд.

Однако, по Гомеру, Сизиф был не хитрым и лживым человеком, а мудрым и благоразумным. Гомер считает действия Сизифа более благородными. Он приписывает Сизифу помощь Асопу не по личным причинам, а для того, чтобы помочь отцу найти свою дочь. Ручей, подаренный Асопом Коринфу, был подарком. Также было сказано, что Гомер не разговаривал с Меропой о своем теле, пытаясь обмануть Аида. Сизиф хотел проверить любовь Меропы к нему и приказал ей осквернить его останки, чтобы показать, как сильно она его любит.

Сизиф тогда остался в бренном мире не потому, что он обманул Аида, а потому, что он снова был с любовью своей возлюбленной, которая доказала свою любовь к нему, и он вновь вкусил чудес бренного мира и не мог расстаться с ними снова.

Гомер считал, что Сизиф получил наказание из-за своих страстей, а не из-за своей хитрой натуры. Сизиф был слишком увлечен тем, чтобы остаться с женой и иметь возможность видеть красоту мира вместо внутреннего мрака, ожидавшего его в Тартаре. Потребовалось, чтобы Гермес пришел и утащил Сизифа обратно в подземный мир, прежде чем Сизиф подчинился воле бога. Нерушимое наказание, которое он получил в преисподней, было отражением его страстей. Вместо работы всей жизни Сизифа по созданию гавани любви и прекрасных вещей, он был поставлен перед вечной задачей ничего не делать.

Сизифу наследовал его сын Главк, которого разорвали на куски собственные плотоядные лошади. Городом Коринфом тогда правил внук Сизифа Беллерофонт. В то время как Сизиф упоминается в «Одиссее» Гомера, Беллерофонт упоминается в «Илиаде» и известен, среди прочего, своим Пегасом. Это стало символом Коринфа, и его изображение было напечатано на их монетах.

Ссылка/цитирование этой страницы

Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, пожалуйста, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *