Бог сет пустыни: Недопустимое название | Фантастические существа вики

Содержание

Бог СЕТ (Древний Египет): denis_balin — LiveJournal

В египетской мифологии Сет (также Sutekh , Setesh , Seteh ) являлся древним богом, который был первоначально богом пустыни , одним из двух главных биомов , которые составляли Египет , другой являлся маленькой плодородной областью с обеих сторон Нила . Точный перевод слова Сет неизвестен наверняка, но, как обычно полагают, что это слово значит (тот кто) ослеплен или столб стабильности , один связанный с пустыней, а другой с учреждением монархии .

Поскольку он был богом пустыни, Сет был связан с песчаными бурями , и верблюжими караванами пустыни. Из-за чрезвычайной враждебности окружающей среды пустыни, Сет рассматривался как очень сильный, и следовательно он был главным богом. Один из более общих эпитетов был то, что он был велик в своей силе , и в одном из Текстов Пирамид заявляется, что сила фараона – это сила Сета. Как главный бог, он был патроном Нижнего Египта , где ему поклонялись, наиболее особенно в Омбос ( Ombos ). Дополнительная форма его имени, записанная как Setesh, а позже Sutekh ( swt ), показывает это превосходство, дополнительные sh и kh имеют значения « величество » .

Сет являлся частью Эннид Гелиополя , как сын земли (Геба ) и неба (Нут ), муж плодородной земли вокруг Нила (Небт-хет/Нефтис), и брат до смерти Осириса ( Ausare / Osiris ), и жизни Исиды ( Aset / Isis ).

Слово для пустыни, в египетском языке , было Тешерит ( Tesherit ) , который очень подобен слову означающему красный цвет, Тешер ( Tesher ). Следовательно, Сет стал связанным с вещами, которые были красными, включая людей с красными волосами , которые не являются типичными для египтян, и таким образом он стал богом иностранцев .

Признаки Сета, как бога пустыни, привязывают к газелям, и ослам, оба существа, живущие на краю пустыни. Так как песчаные бури, как говорили, находились под его контролем как под богом пустыни, и были главной формой ураганов в сухом климате Египта.

В искусстве Сет был главным образом изображен как таинственное и неизвестное существо, упомянутое египтологами как животное Сета , или Вихревое животное , с кривым лицом, квадратными ушами, хвостом в форме вилки, и собачьим телом, или иногда как человек только с головой животного Сета . У этого животного нет никакого полного подобия любому известному существу сегодня, хотя это животное напоминает соединение муравьеда и шакала , оба из которых являются существами пустыни, и главными разновидностями в древнем Египте.

Когда, во время Второго Промежуточного Периода таинственные иностранцы Гиксосы ( Hyksos ) получил управление Египта, и управляли Нильской Дельтой , они выбрали Сета, главным богом первоначально Нижнего Египта, и он стал их патроном. Однако, после этого вторжения, египетские отношения к иностранцам могли быть лучше всего описаны как ксенофобские , и, в конечном счете, Сет (ранее герой), как патрон Гиксосов, стал воплощать все, что египтяне не любили в иностранных правителях, и таким образом он постепенно поглощал личности всех предыдущих злых богов, особенно A пепа .

Сет | Bestiary.us

Set — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Setech — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Seteh — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Setekh — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Setesh — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Seth — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Soutekh — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Sutech — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Sutej — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Sutekh — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Suty — вариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницейвариант написания имени «Сет» латиницей

Сети — вариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицей

Сетх — вариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицей

Сута — вариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицей

Сутех — вариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицейвариант написания имени «Сет» кириллицей

Сет (он же Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, входящий в гелиопольскую Эннеаду. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти. Сет — бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в темных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе с Гором, персонификация мирового зла. Также Гор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи (*).

Сет — один из четырех детей Геба и Нут (их же дети Осирис, Исида, Нефтида — она же жена Сета). Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и другие. Но главным был осел.

Сет в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла или трубкозуба (однозначно не идентифицируется): с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное). На самых древних рельефах Сет показан четырехногим животным, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в дальнейших изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем животном по ряду причин было стерто из памяти, а божество, продолжающее существовать, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом. Существуют изображения Сета в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане). Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами) (*).

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н. э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг (*).

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором — сочетание имен Сета и Гора означает «царь»). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. «Тексты Пирамид» изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом. Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

Вместе с тем Сет воплощал и злое начало — как божество пустыни, бог чужеземцев. К именам священных животных, связанных с Сетом, прибавлялись такие эпитеты, как «буря», «ураган», «мятежник», «восстание».

Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере — около Гераклеополя — Дельта (2). Так же Сет почитался в Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором. Именно по этому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXII династии процветал оракул бога. (1242).

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами (1241). Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с «богиней семени», которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил… (**)

Вообще, Сет мыслился как носитель большой мужской силы. У древних египтян божественная составляющая в принципе предполагала большую сексуальную энергию: сексуальная сила была способна, по их мнению, победить смерть. Именно в этой связи нужно понимать поединок Гора и Сета, в ходе которого первый оторвал тестикулы у второго, лишив тем самым противника не только мужественности, но и способности к собственному перерождению и власти над миром.

До этого Сет нередко ассоциировался в египетской мифологии с агрессивной сексуальностью, чем нередко пользовались богини. Исида, желая помочь Гору в великом противостоянии, принимает облик прекрасной девственницы, которая в итоге обманула сладострастного бога песков, либо магической птицы, за которой Сет, приняв облик могучего быка, безрезультатно несется по долине Нила и, упустив, в изнеможении проливает семя на землю, став объектом насмешек богини и прародителем растений беддеткау — бахчевых, выросших из его семени. Наконец, пытаясь подчинить Гора, Сет завлекает его обманом в свою постель и насилует соперника. Лишь хитростью Гор, подставивший под половой орган Сета ладони и, таким образом, оставшийся девственным, не был сексуально подчинен соперником, а следовательно, не упустил право на вселенскую власть. Исида, задумав отомстить, собрала семя Гора в сосуд, и тайно полила им салат-латук, по мнению египтян, сильнейший афродизиак и излюбленную пищу развратного Сета, растущую у него в саду. Поев латука, Сет оказался оплодотворенным Гором и вновь стал объектом насмешек остальных богов, непригодным к царству над миром (****).

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демонизироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета (*).

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета, относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев — гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис (2). В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете. С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество (1241).

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя, Сет являлся еще богом-воином, олицетворением сил. Его главное оружие — булава или скипетр. Такой внешний облик был весьма примечателен для правителей Нового царства, стремившихся к обширным завоеваниям. Поэтому в период правления Рамессидов наблюдался второй всплеск особого почитания Сета. В эпоху фараонов XIX династии (XIV-XIII века до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и некоторые фараоны, восходя на престол, брали имя в его честь (Сети I, Сети II). Особого размаха культ Сета достиг при Рамсесе II. Сету давался эпитет «могучий»; в некоторых городах были оракулы и святилища Сета. В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами (460).

Вообще, Сет особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости (2). Один из полков Рамсеса II в битве при Кадеше был также назван в его честь. Некоторые храмовые рельефы показывают Сета обучающим фараона стрельбе из лука и вообще воинскому искусству. Цари XIX династии чувствовали особую связь с культом этого бога, причем это была семейная традиция, восходившая к очень отдаленным временам. Неоднократно высказывались предположения, что предки Рамсеса I каким-то образом связаны с гиксоскими правителями Египта, как известно почитавшими Сета, или с тем слоем азиатов, которые остались в долине Нила после изгнания гиксосов и были ассимилированы местным населением. Вероятно, введенный при гиксосах культ Сета, отождествленного с семитским Сутехом, в какой-то мере примирял чужеземцев и коренных египтян (1242).

В конце Нового царства активная завоевательная политика фараонов прекращается, и вновь возрождаются представления о Сете, как о разрушителе. Это усугубилось воцарением династии Птолемеев (IV-I века до н.э.), когда ширится культ Осириса и образ доброго царя, коварно убитого братом, завоевывает всенародную любовь. Соответственно канонизируется представление о Сете как о ненавистном боге. Особое место в мистериях занимает борьба Сета и Гора (Сет вырывает у Гора глаз, а Гор лишает Сета мужского начала). Сет как бог-покровитель завоевателей отождествлялся с персидским игом, его изображения уничтожаются, а иероглифы Сета рисуются с вонзенными в спину ножами (1241).

Да, в разных городах и областях в разные исторические периоды складывались совершенно разноречивые представления о Сете. Естественно, что с течением времени они переплелись самым непостижимым образом. Одни мифологические тексты изображают Сета злодеем, предводителем сил тьмы — змей, крокодилов и гиппопотамов, называют его врагом солнца, нередко отождествляют с Апопом; другие причисляют Сета к свите Ра: вместе с другими богами, охраняющими солнце в Ладье Вечности, Сет сражается с Апопом.

Но все-таки представление о Сете как о воплощении зла было более распространенным. Однако и представление о нем как о добром боге никогда не умирало полностью. Самое интересное, что эти два взаимоисключающих верования просуществовали бок о бок на протяжении почти всей истории Древнего Египта. «Положительный» и «отрицательный» образы Сета нередко фигурируют в пределах одного и того же текста, одного сказания (490). А вне Египта Сет почитался у ливийцев под именем Аш, на Синайском полуострове как Немти (Анти), хурриты отождествляли его с Тешубом, греки — с Тифоном и считали сыном Геи и Тартара.

Отрицательный образ могучего бога воина-мага не мог пройти мимо внимания творцов альтернативных вселенных. Так, например, в гиборийском (хайборийском) мире Конана Сет является богом Стигии, покровителем колдунов Черного круга и главным антагонистом Митры. Вопреки традиции, он изображается в виде змеи. В ролевой игре «Vampire: The Masquerade» есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения…

Set God: Lord of the Red Land

Боги различных древних мифологий не всегда являются положительными персонажами. Боги греческой мифологии в лучшем случае были склонны к капризам, часто вступая в мелкую зависть и вендетты. В то время как некоторые скандинавские боги были благодетелями человечества, другие были отчужденными и даже хищными, такими как Ран, морская богиня смерти.

Так было и в древнеегипетской мифологии. Были бесспорно положительные или «хорошие» божества, такие как Тот или Исида, но были и такие, которых бесспорно можно было бы рассматривать в более негативном свете.

Некоторые из них были богами, чьи аспекты представляли собой своего рода обоюдоострый меч, как, например, бог вина и пьянства Шезму, у которого в разные периоды подчеркивались либо его добрые, либо ужасные аспекты. Другие были более темными, как, например, Аммит, который пожирал недостойные души в загробной жизни.

Но более сложным египетским богом может быть бог хаоса и бурь. Названный «Разрушителем», он, тем не менее, имеет более тонкое наследие, которое можно было бы предположить. Он был властелином пустыни, Дешрет , или Красная Земля, в отличие от Кемет , или Черная Земля плодородной долины Нила – Бог Сет.

Содержание

Кто установлен?

Сет (также переводится как Сет) — один из пяти детей египетского бога земли Геба и богини неба Нут, которые были внуками выдающегося египетского божества Амона-Ра. Это были те, кого в некоторых источниках считали первыми пятью богами, теми, кто родился при сотворении мира.

Среди этих первоначальных богов были знаменитая супружеская пара Исиды и Осириса, а также Сет и богиня скорби Нефтида, которая стала женой Сета. Пятым богом среди этих братьев и сестер был Гор Старший, в отличие от Гора Младшего, сына Осириса и Исиды, который в значительной степени затмил своего тезку в египетской религиозной культуре.

Изображение египетского бога Гора в виде человека с головой ястреба

Роль Сета в египетской мифологии

Как уже упоминалось, Сет был богом бурь и хаоса. Он олицетворял пустыню и все ее ужасы, от карательных горячих ветров до диких зверей, обитавших за пределами комфортных городов. В более широком смысле он также был богом всего иностранного, вплоть до романтических отношений с иностранными богинями, особенно с ханаанской богиней Астартой и месопотамской богиней Анат.

Но хотя Сет и ассоциировался с ужасающими и разрушительными вещами, сам Сет не обязательно был злым богом. Представления о нем менялись со временем, но в целом Сет рассматривался как надзиратель за неприятными, но необходимыми элементами общего равновесия, частью равновесия, составлявшего центральную философскую концепцию, которую древние египтяне называли маат .

Кроме того, ассоциации Сета не всегда были такими ужасными. Считалось, что он ехал на лодке Ра, поскольку бог солнца каждую ночь плыл через Подземный мир и защищал лодку от бога-змея Апепа. И есть веские указания на то, что в Древнем царстве — несмотря на их мифическое соперничество — Гор и Сет действовали как взаимодополняющие аспекты, которые должны были воплощать фараоны.

Изображения Бога Сета

Самые ранние изображения Сета датируются столетиями до начала Династического Периода и Старого Царства. Были найдены изображения Сета, принадлежащие к культуре Накада, которая занимала территории того, что впоследствии стало Верхним Египтом за столетия до объединения Египта, и намекают на то, что Сет, возможно, изначально был главным божеством в избранных частях Верхнего Египта, особенно в древнем городе. из Омбоса.

ПОДРОБНЕЕ: Хронология Древнего Египта

Однако эти изображения немногочисленны. Не было обнаружено никаких храмовых построек или крупных скульптур, связанных с Сетом, и предположения о его поклонении в додинастической культуре в значительной степени основаны на более поздних ссылках и второстепенных изображениях, таких как изображения на артефакте, известном как булава Скорпиона (названный в честь додинастического короля Скорпиона) .

Древнеегипетский иероглиф бога Сета в образе животного.

Животное-множество.0009 sha

, существо с худощавым собачьим телом, квадратными ушами, более широкими наверху, жестким и обычно раздвоенным хвостом и длинной изогнутой мордой. Сет изображался почти исключительно как ша в этих ранних изображениях, в то время как более поздние воплощения являются гуманоидами в манере других египетских богов — человеком с головой Сета Животного.

Набор животных никогда не был успешно сопоставлен ни с одним известным существом — в отличие от более знакомых ястребов, шакалов, крокодилов и других обычных животных, используемых в изображениях других богов. Есть предположение, что sha может быть изображением трубкозуба, жирафа или породы собак, известной как салюки или персидская борзая. Было даже высказано предположение, что он представляет собой вымершее существо, неизвестное в наше время, или, возможно, чисто мифологическое существо, похожее на драконов или грифонов в европейском фольклоре.

Египетские мифы о Сете

Несмотря на долгое существование египетской цивилизации и объемные записи иероглифов, свитков и надписей, на удивление мало исчерпывающих мифов из Древнего Египта. Нет ни одного великого труда по египетской космологии, ни указателя египетского пантеона — по крайней мере, ни одного, который сохранился до наших дней или был обнаружен при раскопках.

Многие известные нам сегодня истории и отношения египетских богов были воссозданы и собраны египтологами из разрозненных записей. Но среди редких исключений в некоторых заметно фигурируют Сет и его отношения с другими членами его семьи.

Сет и Осирис

Как старший брат среди первых пяти богов, Осирис был законным правителем творения. Он правил как фараон, принеся народу Египта сельское хозяйство и цивилизацию, и в целом считался мудрым и доброжелательным правителем.

Сет завидовал положению своего брата и жаждал трона для себя. По некоторым сведениям, его ревность усугублялась предательством его собственной жены Нефтиды, которая переоделась женой Осириса Исидой, чтобы соблазнить царя-бога и родить Анубиса с головой шакала.

Богиня Нефтида на гробу с мумией Анк-Веннефера
Смертельная вечеринка

Сет разработал план, как покончить со своим братом и занять его трон. Он сделал изысканный сундук (иногда его называют шкатулкой), изготовленный по точным размерам Осириса, а затем устроил грандиозную вечеринку, на которую пригласил своего старшего брата.

Во время вечеринки Сет предложил сундук тому, кто идеально в него помещается. Каждый гость пытался по очереди, но ни один из них не влез в нее.

Затем пришла очередь Осириса. Он лежал в гробу, который был сделан специально для него и подходил идеально, и в этот момент Сет быстро захлопнул крышку.

В вариантах этой истории Сет действует либо один, либо с несколькими сообщниками. В некоторых версиях он убивает Осириса в гробу, а в других просто бросает его в Нил, и Осирис задыхается, когда он уплывает.

Как бы то ни было, Осирис был уничтожен, и Сет занял трон вместо него. К несчастью для Египта, хаотичный повелитель бурь не был правителем своего брата, и его правление было отмечено засухой, голодом и социальными волнениями.

Верная жена

Однако Исида не просто приняла судьбу своего мужа. Она повсюду искала тело своего мужа, бродя среди переодетых людей, пока рыскала по Египту в поисках следов Осириса.

Наиболее распространенная версия, отраженная в этом рассказе греческого историка Плутарха, состоит в том, что шкатулку выбросило в какие-то кусты, и в конце концов она застряла в стволе тамариска. Содержащее в себе тело бога, дерево выросло до необычайных размеров и ошеломляющей красоты, и в конце концов из него сделали огромную колонну во дворце царя Библоса.

Исида вошла во дворец, замаскированная под пожилую женщину, затем предстала перед напуганными королем и королевой, которые предложили ей все, что она пожелает. Она попросила столп и тем самым вернула себе тело мужа, намереваясь воскресить его.

Продолжение Вендетты Сета

К сожалению, все пошло не по плану. Когда Исида привезла тело своего мужа обратно в Египет, она, естественно, боялась, что Сет обнаружит его. В качестве защиты она спрятала его в болоте, но затем попросила свою младшую сестру Нефтиду следить за тем, чтобы Сет не обнаружил его.

Сет во время поисков Осириса наткнулся на Нефтиду и быстро обманул ее, заставив раскрыть местонахождение шкатулки. Стремясь предотвратить воскрешение своего брата, он поспешил к гробу, открыл его и разрубил тело на несколько частей (по некоторым данным, на четырнадцать), бросив их в Нил.

Статуя Осириса
Неизменная решимость Исиды

Однако Исида не позволила этой трагедии сломить свою решимость. Скорее, она с помощью своей сестры Нефтиды начала искать в реке осколки. Приняв форму сокола, Исида отыскала части тела Осириса и собрала их одну за другой.

Ей почти удалось найти все части, кроме одной – его мужского достоинства, съеденного оксиринхом (пресноводная рыба, обитающая в Ниле). С помощью частей, которые у нее были, она снова сшила тело и с помощью магии вернула Осириса к жизни.

Новая роль Осириса

Пережив смерть и расчленение, Осирис больше не мог править живыми и поэтому не мог вернуть себе трон. Вместо этого он попрощался со своей женой и отправился в подземный мир, где ему предстояло стать Повелителем мертвых и судить души умерших людей.

Однако на этом история не закончилась. Когда Исида собрала разбросанные части своего мужа, она также волшебным образом приняла в себя его семя, и когда она прощалась с ним, она уже носила ребенка, чье соперничество с Сетом превзойдет соперничество его отца — бога Гора.

Сет и Гор

Борьба между Сетом и Гором вполне может быть наиболее полно сформированным мифом в древнеегипетской религии. Действительно, его сложность и тщательно продуманное повествование придали ему особое место в глазах многих знатоков древнеегипетской литературы.

Этот миф сохранился благодаря свитку времен правления Рамсеса V во времена Двадцатой династии. Этот свиток папируса, названный «Честер Битти I» (в честь ирландского магната Альфреда Честера Битти, владевшего обширной коллекцией древних манускриптов), содержит рассказ под названием «Борьба Гора и Сета ».

История, рассказанная в «Честер Битти I», не завершена — свиток начинается после того, как два бога уже начали борьбу за трон. Но, тем не менее, он дает длинный и подробный отчет об их битве за корону.

Борьба Гора и Сета
Предыстория – Рождение Гора

В страхе перед Сетом Исида бежала, чтобы родить, спрятавшись в болотах дельты Нила. В некоторых версиях сказки она изначально захвачена своим братом, но сбегает с помощью бога Тота, прежде чем Сет понимает, что она беременна.

В диких болотах Исида тайно вырастила своего сына, рассказав ему как о его первородстве, так и о дяде-убийце, стоявшем у него на пути, а также защищая ребенка от зверей и опасностей самой дельты.

Ей это не совсем удается — в одном рассказе мальчика укусила ядовитая змея, пока Исида отсутствовала в поисках еды. Когда она возвращается, ее крики о помощи приводят Тота и Хатор, которые немедленно спасают ребенка от яда. Это подпитывало идею Гора как защищенного судьбой, и в результате изображения Гора, невозмутимого и незатронутого скорпионами, змеями, крокодилами и т. п., позже стали обычными тотемами защиты в египетских домах.

Конкурсы

Когда он вырос, Гор решил бросить вызов Сету за трон своего отца. Именно здесь папирус Честера Битти I подхватывает историю, когда два бога — после некоторых ранее неописанных конфликтов — выступают перед Эннеадой, или девятью первичными богами, включая Атума, его детей Шу и Тефнут, его внуков Геба и Нут, и остальные братья и сестры Сета.

Эти двое предстанут перед этим трибуналом в течение восьмидесяти лет без принятия решения – Хорус был законным наследником, но считался слишком молодым и неопытным, чтобы править. Сет был сильным и способным, но он также был убийцей, узурпировавшим трон.

Вызов гиппопотама

В конце концов, дебаты превратились в серию состязаний. Для начала Сет предложил каждому превратиться в бегемота и посмотреть, кто сможет дольше задерживать дыхание под водой. Хорус согласился, но Сет, долгое время связанный с бегемотами и дикими зверями, явно имел преимущество, и быстро стало очевидно, что он победит.

Увидев, что ее сын в опасности, Исида метнула гарпун, намереваясь поразить Сета, но вместо этого поразила собственного сына. Несмотря на то, что она быстро вытащила его и ударила Сета, положив конец состязанию, Гор, разгневанный тем, что она ударила его, вышел из воды и отрубил ей голову своим тесаком, а затем сбежал в горы, неся с собой отрубленную голову своей матери.

Сет в образе бегемота
Глаза Гора

Увидев, как Гор изувечил собственную мать, Эннеада немедленно призвала его выследить и наказать. Все искали его в горах, но нашел его Сет.

Он напал на своего племянника, вырезав ему оба глаза и закопав их в землю (по некоторым сведениям, Гор отрезал Сету яички в бою). Затем Сет вернулся к Ра и другим богам, ложно заявив, что не нашел Гора.

Богиня Хатор встречает раненого Гора и, исцелив его глаза молоком газели, возвращает его в Эннеаду и разоблачает ложь Сета. Эннеада настояла на том, чтобы эти двое приостановили битву, чтобы они могли спокойно посовещаться, поэтому Сет пригласил Гора отдохнуть в его доме.

В некоторых версиях этой истории Сет удалил только один глаз Гора. Поскольку заполнение пустой глазницы целебным молоком имитировало прибывающую луну, этот глаз стал представлять луну, а другой, неповрежденный глаз бога неба представлял солнце.

Легенда гласит, что Гор позже предложил свой восстановленный глаз Осирису в подземном мире в качестве подношения. Как следствие, Око Гора, также называемое глазом веджат , впоследствии стало одним из самых узнаваемых и устойчивых символов защиты и восстановления и было обычным явлением в египетских погребальных обрядах.

Сексуальное доминирование

Ночевка в доме Сета приводит к самому странному и зловещему состязанию между двумя богами. Ночью Сет пытается сексуально доминировать над Гором, но ему мешают, когда вместо этого бог ловит семя Сета рукой и выбрасывает его в болото.

Гор раскрывает это осквернение своей матери, которая с помощью специальной мази извлекает часть собственного семени Гора. Посетив сад Сета, она посыпает семенами салата (подтверждая у садовника, что это любимый овощ Сета), гарантируя, что Сет съест семена Гора.

Суд

Когда два бога в следующий раз предстали перед трибуналом, Сет хвастался своим осеменением Гора как доказательством своего господства. Гор, в ответ, осудил Сета как лжеца и потребовал, чтобы Эннеада вызвала семя обоих богов, чтобы увидеть, откуда оно отвечает.

Тот призвал семя Сета, и оно ответило из болота. Он позвал Гора, и тот ответил изнутри Сета. Столкнувшись с этим неопровержимым доказательством лжи Сета, трибунал вынес решение в пользу Гора.

Хорус побеждает Сета
Последнее испытание

Возмущенный Сет настаивает на одном последнем испытании перед тем, как Хорус будет коронован, — на гребных гонках. Эти двое будут участвовать в гонках на каменных лодках, и тот, кто победит, станет правителем.

В этом последнем соревновании, как и в предыдущих, Хорус перехитрил своего дядю. Он построил лодку из сосны, покрыв ее гипсом, чтобы она напоминала камень. Тем временем Сет срезал вершину горы, чтобы создать свою каменную лодку.

Эти двое начали гонку, и лодка Сета (что неудивительно) почти сразу затонула. Он снова превратился в бегемота и попытался затопить лодку Гора. Хорус попытался в ответ гарпуннуть Сета, но по настоянию Эннеады не причинять ему вреда Гор просто плыл дальше.

Он отправился в древний город Саис в Дельте, где столкнулся с древней богиней творения Нейт. «Пусть будет вынесен приговор мне и Сету, учитывая, что уже восемьдесят лет мы находимся в трибунале», — сказал он ей, отметив, что он превзошел Сета во всех испытаниях и проявил себя.

По соглашению с Эннеадой Гор был коронован Белой Короной и взошел на трон своего отца. Сет уступил и, столкнувшись с суровым судом бога солнца Ра за свои проступки, наконец смирился со своим поражением и признал, что Гор завоевал право на власть.

В некоторых версиях Хорус и Сет пришли к соглашению о разделе Египта, отдав плодородную населенную долину под власть Гора и суровую пустыню и дикую природу под властью Сета. Черная Земля принадлежала Гору, Красная Земля Сету, и их долгий конфликт наконец перерос в стабильный мир.

Фрагмент трона Сесостриса I, изображающий богов Гора и Сета, совершающих ритуал встречи двух земель

Сет в истории Египта о нем не всегда были последовательны. В первые дни додинастического Египта и Старого царства Сет воспринимался в положительном свете в Верхнем Египте, и в объединенном Египте он все еще сохранял в целом сбалансированную репутацию.

В «Текстах пирамид», наборе погребальных текстов, вырезанных на стенах гробниц пирамид в Саккаре в Пятой и Шестой династиях, Гор и Сет в некоторых местах упоминаются почти как партнеры. Действительно, в некоторых источниках эти двое работают вместе, чтобы защитить души, возносящиеся на небеса, а Сет изображается защищающим души умерших от неназванной угрозы.

Хотя его статус «первого убийцы» явно выставляет его в плохом свете — как и его многочисленные коварные планы — он также был связан с иностранцами и чужими землями. По крайней мере, в более ранние эпохи египетской истории это придавало Сету, по крайней мере, некоторые искупительные качества.

Сет во Второй промежуточный период

Однако с вторжением гиксосов во Второй промежуточный период Сет приобрел явно более мрачный оттенок. Как бог, наиболее связанный с иностранцами, завоевание Египта чужеземной армией оставило неизгладимое пятно на его репутации, и именно с этого периода Сет становится все более злой фигурой. Тот факт, что гиксосы приняли Сета в качестве своего бога-покровителя из-за его сходства с их собственным ханаанским богом бури Хаддадом, только ухудшил положение.

Он по-прежнему будет ассоциироваться с чужеземными богами, от другого ханаанского бога Ваала до хеттского Тешуба и греческого Тифона. В каждом из этих случаев Сет все больше ассоциировался с жестокими иностранными захватчиками. Его положительные черты были полностью омрачены, а его преступления против Осириса и Гора стали заметными в его мифологии, превратив более сложного бога-чужака в простого дьявола египетской мифологии.

Были ли поклонники египетского бога последователями бога или демона?

Обновлено 4 января, 2019 — 13:56 dhwty

Сет, иногда известный как Сет, а также как Сутех или Сетех, — древнеегипетский бог, изображенный с головой неизвестного животного и именуемый египтологами «Сетовым животным». Древние египтяне верили, что Сет был богом хаоса, пустыни, бури и тьмы.

Сет был одним из древнейших богов древнеегипетского пантеона, которому поклонялись еще в додинастический период. Самое раннее изображение Сета можно найти на резном гребне из слоновой кости амратского периода (4000–3500 гг. до н.э.). Сету поклонялись прежде всего в Верхнем Египте, например, в Нубте (известном сегодня как Ком Омбо). Первоначально он считался доброжелательным богом, который жил в Подземном мире и отвечал за то, чтобы помочь мертвым достичь небес, хотя позже во время конфликта с Гором его считали злым богом.

Падение Сета от благодати

Согласно одной точке зрения, Сет стал ассоциироваться с гиксосскими захватчиками, завоевавшими дельту Нила, и поэтому ко времени Второго промежуточного периода Сет стал рассматриваться как злобное божество. Другая теория предполагает, что в какой-то момент времени между последователями Сета и Гора произошла битва. Последователи Гора одержали победу над последователями Сета, что привело к демонизации Сета.

Из папируса Гринфилда — богиня неба Нут, под которой полулежит бог земли Геб (общественное достояние)

Конфликт между Сетом и Гором — хорошо известный древнеегипетский миф. Согласно мифу о сотворении Великой Эннеады Гелиополя, Сет был сыном Геба и Нут и братом Осириса, Исиды и Нефтиды, которая также была его женой. Осирис стал правителем Египта, и Сет, завидовавший своему брату, задумал убить его с помощью обмана. Хотя Сету удается убить Осириса, Исиде (жене Осириса) удалось оживить своего мужа с помощью магии на достаточно долгое время, чтобы забеременеть сыном Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету, одержал победу и стал новым правителем Египта.

Конфликт между Гором и Сетом включает многочисленные эпизоды, в которых они стремились превзойти друг друга. Один из самых необычных из них заключался в том, что каждый из них пытался ввести свое семя в своего противника. Согласно мифу, Сет пытался доказать свое господство, соблазнив Гора и вступив с ним в половую связь. Хорус согласился на это при условии, что Сет отдаст ему часть своей силы. Однако когда Сет эякулировал, Гор поймал семя руками и бросил его в реку. Затем Гор поместил свою сперму на салат, любимую еду Сета, которую съел его соперник. Затем Сет и Гор предстали перед другими богами, во время которых первый утверждал, что его семя было в Горе и, следовательно, он стал победителем. Когда боги призвали семя Сета для свидетельства, они обнаружили, что оно было не в Горе, а в реке. Затем Гор заявил, что его семя было в Сете, и когда его вызвали для дачи показаний, семя должным образом это сделало.

В конце конфликта Сета с Гором бог хаоса был изгнан в пустыню.

И все же силой Сета когда-то восхищались

Связь Сета с пустыней могла символизировать его бесплодие. В одном из мифов Нефтида, жена Сета, была разочарована отсутствием у мужа сексуального интереса к ней. Она замаскировалась под более привлекательную Исиду, но из-за его бесплодия Сет тоже не проявлял интереса. Когда Осирис принял Нефтиду за Исиду, у них был половой акт, в результате которого родился Анубис. Как бог пустыни, Сет считался антиподом всего, что представляло жизнь.

  • История Осириса: как первый правитель Египта стал богом подземного мира
  • Боги, полубоги и демоны: справочник по греческой мифологии
  • Обелиск Филе, иероглифы и понимание исчезнувшей культуры

83 Храм Анубиса (CC BY SA 2.5)

Хотя многие мифы считают Сета силой зла, это не всегда так. В некоторых мифах боги использовали силу и могущество Сета во благо. Самая известная из них — роль Сета как защитника солнечной ладьи Ра. Каждую ночь, пока солнечная лодка путешествовала по Подземному миру, Сет сражался с Апепом, змеем хаоса. Сет часто изображают стоящим на носу солнечной лодки и пронзающим Апепа копьем.

Возрождение Сета в наши дни

В наше время поклонение Сету было «возрождено» Храмом Сета. Это религиозное движение было основано Майклом Акино, членом Церкви Сатаны, в 1975 году. Акино утверждал, что сатана явился ему в образе Сета во время магического ритуала, что привело к созданию Храма Сета.

Верхнее изображение: Сет (Сет)Слева и Гор       Источник: Niedlich, S/CC BY SA 2.0

Ву Мингрен

Ссылки

Egypt-Gods.org, 2018. Египетские боги: набор. [В сети]
Доступно по адресу: http://egyptian-gods.org/egyptian-gods-set/

Энциклопедия необычного и необъяснимого, 2008. Храм Сета. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.unexplainedstuff.com/Religious-Phenomena/Temple-of-Set.html

Hill, J., 2008. Set (Seth). [В сети]
Доступно по адресу: https://www.ancientegyptonline.co.uk/set.html

spiritray.com, 2018. Ужасно увлекательные мифы о египетском боге Сете (Сет). [В сети]
Доступно по адресу: https://spiritualray.com/egyptian-god-set-seth

The Editors of Encyclopaedia Britannica, 2018. Seth. [Онлайн]
Доступно по адресу: https://www.britannica.com/topic/Seth-Egyptian-god

www.ancient-egypt-online.com, 2018. Seth | Бог Хаоса. [В сети]
Доступно по адресу: https://www.ancient-egypt-online.com/seth.html

www.crystalinks.com, 2018.

Комплект. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.crystalinks.com/set.html

 

Связанные статьи о древнем происхождении

17 декабря, 2021 — 23:21 Крис Морган

Храмы всегда очаровывали людей. Хотя их структура, замысел и значение иногда воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, они кажутся проявленной магической религией. Кажется, это один из человеческих…

5 января, 2021 — 18:23 Катрина Сисоват

Тот Гермес Трисмегист изображается египтянами как бог луны с телом человека, головой ибиса и полумесяцем над головой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *