Блок двенадцать история создания: Краткая история создания поэмы «Двенадцать» А.Блока

Содержание

Краткая история создания поэмы «Двенадцать» А.Блока

Главная » История создания

История создания

Автор orfeus На чтение 4 мин Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Предпосылки к созданию
  2. История создания
  3. Критика и отзывы современников

В январе 1918 года Александр Блок написал поэму «Двенадцать», которая сразу получила много отзывов. Однако, вопреки ожиданиям самого автора, критики и литераторы не поняли основного замысла, а потому произведение было мало поддержано как товарищами, так и противниками творчества поэта.

Предпосылки к созданию

С февральской революции 1917 года прошел год, с октябрьской того же года — около двух месяцев. Вся страна в напряжении, ожидаются новые перевороты, ведущие к более серьезным изменениям. Такое состояние особенно сильно выражается в кругу творческих людей всех искусства. Поэт Александр Блок не стал исключением.

К тому же, подобные потрясения, затронувшие всю страну, особенно отразились в душе поэта, так как он лично воевал два года на фронте. Кровавые события в центре родной страны оказали влияние на Блока.

Написал поэму Александр Блок очень быстро, за один раз. А потом еще месяц сидел над изменением некоторых мест, которые, по его собственному мнению, не вписывались в общую идею. Процесс создания описан автором в его дневниковых записях. Первые строки, занесенные на бумагу, в окончательном варианте оказались не в начале истории, а в восьмой главе. Когда была окончена эта часть поэмы, тут же родились и семь глав до нее, а затем Блок написал еще четыре главы.

Самуил Алянский, беседовавший с Блоком в том числе и о поэме «Двенадцать» отмечает, что в черновых записях у автора было мало зачеркнутых строк, исправления состояли в основном в сносках и дополнительных строках на полях.

В один из дней работы над финальным вариантом произведения в дневнике Александр Блок пишет «Сегодня я — гений». Поэму он сравнивал с Музыкой, именно с большой буквы. Это одна из причин стиля произведения. Многие исследователи сравнивают строки «Двенадцать» с частушками, а современники даже говорили об особом «блатном» построении, который подслушал Блок у Михаила Савоярова — известного и пользующегося особой популярностью и благосклонностью у самой разной публики. Например, Александр Блок в 1818-1820-х годах вместе со своей женой Любовью Дмитриевной около 20 раз посещал выступления этого шансонье.

Критика и отзывы современников

Очень небольшое количество читателей поэмы поняли ее общий замысел. Возможно, основная проблема возникла из-за того, что поэта привыкли воспринимать серьезно, как певца революции, страдающего вместе с народом и вытаскивающего буквально из сердца строки.

Это произведение не стало исключением, но для донесение основной мысли Блок избрал нетипичный для своего творчества прием — сатиру.

С одной стороны, осудили «правые», ведь Иисус шел с красногвардейцами, а значит, логично предположить, что все кровавые методы, применяемые во славу революции, оправдывает Христос, а с ним и сам автор.

С другой стороны и «левые» не оценили поэму, чувствовалось в ней что-то неродное и для революционных взглядов. Например, О.Д. Каменева, комиссар Театрального отделение, отзывалось о произведении, как о вещи гениальной, но мысли, высказанные поэтом, считала слишком громкими и не допустимыми для большой сцены. О таком говорить надо шепотом, а желательно просто думать.

Среди друзей, понявших и поддержавших Блока в эту тяжелую минуту, оказались буквально единицы, среди которых Мейерхольд и Есенин. Другие же литераторы одно время отказывались даже выступать на вечерах, где будет звучать поэма «Двенадцать». Особенно автора задел отказ Ахматовой читать стихи на встрече литераторов. Александра Блока называли «Предателем», и он знал об этом. Но все же автор никогда не стыдился своего произведения, он честно выразил в нем собственные мысли, и даже правки вносить в поэму не планировал и никому не разрешал. Только перед самой смертью он дал наказ жене уничтожить все копии «Двенадцати».

Связано это, вероятнее всего, было со сменой личного отношения поэта к революции и ее последствиям.

И хотя поэма не была принято общественностью в полной мере, иногда она все же звучала с трибун и сцен. Сам Блок не брал на себя смелость зачитывать стихи, так как считал, что не умеет делать это правильно. Он видел чтение поэмы в манере Савоярова — развязно и громко, поэтому отдавал чтение вслух своей жене, которая под руководством мужа делала это театрально и весьма грузно.

История создания поэмы Блока «Двенадцать. Двенадцать поэма александра блока история создания поэма

История создания Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота. Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…» , Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать» Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня я — гений.

Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необыкновенное и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года — после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем — усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы, и тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.

3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована в газете эсеров «Знамя труда» , а в мае впервые вышла отдельной книгой Блок рассказывал, что начал писать «Двенадцать» с середины, со слов: «Уж я ножичком полосну, полосну!» , затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: «Двенадцать (человек и стихотворений)» .

Шум и грохот «мировой истории» , с которого начиналась поэма «Двенадцать» , постепенно затих, уступив место тишине, давящей тишине, а потом и мёртвой. В феврале 1919 года Блок был арестован петроградской Чрезвычайной Комиссией. Его подозревали в участии в антисоветском заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. В 1920 году Блок записал в дневнике: «…под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочнее замыкается человек в старом. Так случилось с Европой под игом войны, с Россией — ныне» .

Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции.

Александрович использовал символы для того, чтобы с их помощью предать глубокий смысл самым обычным сценам. Блок употреблял в своей поэме множество символов: это и имена, и числа, и цвета. Лейтмотив поэмы возникает с первых тактов: в разрыве и противопоставлении «белого» и «черного» . Черный цвет – цвет смутного, тёмного начала. Белый цвет символизирует чистоту, духовность, это цвет будущего. В поэме встречаются словосочетания: чёрное небо, чёрная злоба, белые роза. «черное небо» , нависшее над городом, сродни «черной злобе» , скопившейся в сердцах «двенадцати» .

В поэме также фигурирует красный цвет. Он символизирует кровь, огонь. Блок размышляет о возможности перерождения человека в очистительном огне революции. Революция для автора – рождение гармонии из хаоса. Символично также число двенадцать. Двенадцать – число человек в отрядах, которые патрулировали Петроград. . «Двенадцать» символизируют саму революцию стремящуюся избавиться от прошлого, идущую стремительно вперёд, уничтожая всех своих врагов.

«Нищий пес голодный» символизирует в поэме «старый» , уходящий мир. Мы видим, что этот пёс везде преследует «двенадцатью» так же, как прежний мир преследует новый строй, революцию. Из этого можно сделать вывод, что сторонники нового времени ещё не могут избавиться от пережитков прошлого. Блок так же не дает прогнозов, каким будет будущее, хотя и осознаёт, что оно не будет радужным.

Для Блока его «двенадцать» настоящие герои, так как они являются исполнителями великой миссии, совершают святое дело – революцию. Как символист и мистик, святость революции автор выражает религиозно. Подчёркивая святость революции, её очистительную силу, Блок ставит перед этими «двенадцатью» незримо идущего Христа. По мнению Блока красногвардейцы несмотря на стихийность их движения, впоследствии, перерождаются и становятся апостолами новой веры.

Действие совершается в Санкт-Петербурге, в разгар революции, зимой 1917-1918 гг. Питер тем не менее представляет собой и реальный город, и центр мироздания, точку мировых катастроф.

Поэма Блока «12»: краткое содержание

Первая глава произведения изображает морозные, снежные улочки города, истязаемого бунтами и переворотами. Народ продвигается по тропинкам, глядя на слоганы. На нерегулируемых собраниях, скорее всего, поэт рассуждает о проданной стране. Среди пешеходов есть следующие герои поэмы Блока «12»: безрадостный священник, богач, помещица, испуганные старушки. Слышны отрывочные вопли с пограничных митингов. Смеркается, ветер усиливается.

Следующая глава: в ночи шагает группа из 12 людей. Морозу сопутствует чувство абсолютной независимости; человек намерен сделать все возможное, дабы отстоять новый мир. По пути солдаты говорят о своем товарище — Ваньке, сблизившемся с зажиточной девицей Катькой, бранят его.

В третьей главе исполняется удалая песенка, несомненно, людьми из двенадцати. Конечные слова — обещание большого пожара, в котором исчезнут все толстосумы. Разрешение на пожар просится тем не менее у Господа.

Четвертая глава изображает вышеупомянутого солдата: они с Катькой едут по Санкт-Петербургу. Симпатичный боец заключает в объятия девушку, что-то болтает ей, и она, оживленная, радостно хохочет.

В последующей главе Ванька обращается к Катьке. Он вспоминает былые времена куртизанки, которая перебежала от офицеров к рядовым. Легкомысленное поведение девушки сказалось на ее прекрасном теле — рубцами и ранами от ударов ножами бывших любовников. В достаточно жестких оборотах боец вспоминает развратной девице об убийстве некоего офицера, с которым Катька, очевидно, имела связь. И в этот момент Ванька просит: «Попляши!», «Поблуди!», «Согреши!»

В шестой главе кучер, который подвозит солдата и Катьку, встречается с группой из двенадцати человек. Люди с оружием набрасываются на сани, палят по тем, кто в них сидит, угрожая бойцу растерзанием за то, что прикарманил чужое. Под этим они подразумевают девушку. Кучер тем не менее увозит солдата из-под обстрела; Катька с продырявленной головой покоится на снегу.

Отряд из двенадцати людей шагает вперед так же энергично, как перед схваткой с лихачом. Только душегуб — Петруха — печалится по девушке, которая когда-то являлась его возлюбленной. Приятели порицают его, говоря, что для этого сейчас вовсе не подходящее время. И он в самом деле, забыв о грусти, расположен продолжать ход. Расположение духа в отряде по-настоящему воинственное.

Бессвязные размышления Петрухи, который очень грустил об убитой Катьке, раскрываются в восьмой главе; он умоляет упокоить ее душу. Собственное уныние он намеревается развеять новым кровопролитием.

В девятой главе звучит романс в честь краха прежнего мира. Вместо полицейского на дороге зябнет богач, за ним — отлично подходящая под данную сутулую фигуру паршивая собака.

Отряд продолжает свое движение сквозь метельную ночь. Петруха вспоминает Бога, поражаясь силе вьюги. Товарищи сетуют на его неосознанность и вновь говорят, что он уже запачкан кровью Катьки, а это означает, что от Господа поддержки не стоит ждать.

Таким образом, отряд с красным знаменем решительно шагает вперед, настроенный в любую минуту отразить удар неприятеля. Его ход становится бессрочным.

В заключительной главе за двенадцатью идет паршивая псина, то есть старый мир. Солдаты угрожают ему штыками, стараясь отгонять. Впереди, во мгле, они лицезрят кого-то; силясь понять, кто это, они берутся за стрельбу. Вот о чем мы узнаем из краткого содержания поэмы «12» Блока. Тип, однако, не пропадает, он настойчиво ступает впереди.

История создания

Поэма «12» Блока является апогеем его поэзии. В целом в русской литературе также считается сильным трудом. Рождена работа была через год после Февральской революции. Поэма писалась крайне стремительно. Питер того периода был опустошен.

Город словно затих, зловещее молчание тяготило обитателей. Что удивительно, во время смуты произошел неимоверный взлет в поэзии. Воздух был пропитан духом свободы, а чувство реальности своих только недавно неосуществимых революционных задумок было родником искусства.

Факты

Автор скоро закончил поэму, а на редактирование у него ушло не больше месяца. Для стихотворения подобной величины это большая редкость. Поэтому многие находят историю создания поэмы «12» Блока очень интересной.

Писатель давал высокую оценку своей поэме. В своем дневнике во время написания стихотворения он отметил, что ощущает себя великим. Тогда он будто ненароком сопоставил свои гулы в голове с гулами несравненного Гоголя. Очевидно, незримая сила придала поэту творческий подъем.

Образы

Образы старого мира, которые использует поэт, вполне логичны: священник, буржуй, спрятавший в воротнике свой нос, старуха не одержат верх над революцией.

Отнюдь не каждому переворотные идеи казались нужными и ясными. А связь со священником в толпе говорит о том, что былые принципы, старорусские обычаи разрушаются. Нет прошлой религиозности и почтения к храму. Беззаконие и грех господствуют повсюду. Таково краткое содержание поэмы Блока «12».

Символы

Неистовствуют империалистические ураганы, старый мир противится, не выпускает людей. И в такой атмосфере возникают 12 бойцов Красной Армии, которые шагают в новый мир. На самом деле «двенадцать» — центральное слово произведения, и массу символов можно объединить именно с ним. 12 часов — наступает полночь, 12 месяцев — заканчивается год. Зарождается мысль о “рубежной” цифре. Таким образом, завершение прежнего дня, как и наступление нового, — это вечно прохождение некоторой границы, шаг в неведомое будущее. Это главная тема поэмы «12» Блока.

Особенности

Для писателя подобной чертой являлось крушение старого мира. Иная цифровая связь — это двенадцать апостолов.

Вместе с тем в окончании поэмы их ходом внезапно руководит, хотя и незримо для них, Иисус Христос с багряным флагом. Они не знают сочувствия, им не чуждо хищение и душегубство. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что даже краткое содержание поэмы «12» Блока вполне объясняет основную мысль произведения.

История создания поэмы «12» берет свой отсчет с одного февральского дня, ставшего поворотным для судьбы России. А может, еще раньше — со времен революционного кружка Петра Верховенского из «Бесов» или знаменитого пушкинского «на обломках самовластья…». Как бы там ни было, творение Блока можно сравнить с летописью тех времен — с оглядкой на то, что символистское «Двенадцать» очень далеко от какого-нибудь объективного отражения событий.

«Интеллигенция и революция»

Блоку суждено было стать свидетелем революционных событий 1917-1918 годов, происходивших в холодном Петрограде, а также всех лишений, которые они несли. Так, поэт был даже однажды арестован представителями новой власти — на один день, что глубоко поразило Александра. В то же время он не эмигрировал и даже пытался своей деятельностью влиться в революционную жизнь. Это давало возможность исследователям прошлых лет рассматривать поэта как ярого приверженца Октября.

Однако такое заявление покажется несколько некорректным, если обратить внимание на статью Блока «Интеллигенция и революция», написанную в 1918 году. В отличие от «Двенадцати», оставивших непроясненным истинное отношение Блока к происходящему, публицистика развеяла все сомнения публики. Да, Блок принимает революцию, но без отрицательных или положительных оценок, рассматривая события тех времен как закономерность, которую необходимо было пережить.

«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг»

Вся история создания поэмы «12» Блока заключается в кучке непронумерованных листов, которые наполнялись будущим шедевром в течение месяца. Произведение писалось на одном дыхании, когда прошел только год после По словам самого Блока, история создания поэмы «12» началась с фразы «Уж я ножичком полосну!» Исследователями было установлено, что изначально писалась вторая глава, вслед за ней появились на свет шестая, седьмая, восьмая, ну а завершающим аккордом стала сцена с Иисусом Христом.

Без ее расшифровки история создания поэмы «12» Блока выглядит неполной. Если название произведения, вызывающее ассоциации с апостолами, существовало изначально, то появление Иисуса было спонтанным решением. Записи поэта от февраля 1918 года свидетельствуют об этом: евангельский образ почудился Блоку в снежной метели. Очень загадочным выглядит замечание поэта первому иллюстратору «Двенадцати» Ю. Анненкову: «Если бы из левого верхнего угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него — Христом, — это была бы исчерпывающая обложка».

«Сегодня я гений»

Так Блок ознаменовал конец работы над своим произведением. Но значит ли, что история создания поэмы «12» на этом заканчивается? Ничуть. В марте 1918 году детище поэта увидело свет, будучи изначально напечатанным в газете «Знамя труда», а потом выйдя отдельным изданием.

Несмотря на то что впоследствии для будущих поколений советских школьников «Двенадцать» (поэма Блока), история создания ее, образы и сюжет были обязательными для запоминания, изначально большевики отнеслись к ней с недоверием. Видимо, что-то в творении классика Серебряного века им угадывалось чуждое, едва ли не контрреволюционное.

«Послужил делу Антихриста?»

Однако даже самое настороженное и враждебное отношение к поэме представителей советской власти не шло ни в какое сравнение с отзывами «старой» интеллигенции. Так, Гумилев напрямую заявил, что поэт, досочинив концовку с евангельским образом, «послужил делу Антихриста». Поэта объявляли изменником, а Колчак во время разговора с Вячеславом Ивановым то ли в шутку, то ли всерьез предлагал Блока повесить, когда белые войска вернут себе власть (правда, достоверность последнего факта спорна). Известно также, что Ахматова отказывалась принимать участие в литературных вечерах, если там собирались читать поэму Блока. Кстати, сам поэт редко когда выступал с чтением «Двенадцати». Этим занималась его жена — очень неудачно, надо отметить.

Ироническая вещь…

Подобные резко отрицательные отзывы критиков можно понять: «Двенадцать», поэма Блока, история создания нового человека и государства на месте прежней России, вызывали у интеллигенции очень мрачные предчувствия. Часть мастеров художественного слова все же остались на стороне поэта и пытались дать свою интерпретацию его детища. Так, Виктор Шкловский одним из первых подметил своеобразие стилистики творения Блока, связывая это с влиянием популярного в России тех времен шансонье Савоярова. На эту особенность, кстати, указал и Бунин — правда, в отрицательном контексте, назвав произведение поэта вульгарным.

История создания поэмы «12» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощенными. Гибель творческая привела к смерти физической: поэт не пережил 1921 год. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение — поэма «12». История создания, кратко проанализированная в нашей статье, и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречат этому факту. Равно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.

Год выпуска поэмы: 1918

Поэма Блока «12» читать которую в последнее время все активнее начинают любители поэзии, относится к одним из последних произведений автора. Ее относят к попытке переосмысления Октябрьской революции. В ней ощущается усталость автора от двух лет войны, восхищение «мировым пожаром» и трепет перед наступающей немецкой армией. Все это те кто поэму «12» читал, могут найти в ее строках. Такое сочетание вызвало шквал критики со всех сторон и вероятно поэма «Двенадцать» на данный момент остается самым неоднозначным произведением Блока.

Сюжет поэмы «Двенадцать» кратко

Поэма Блока «12» начинается с описания зимних улиц Петрограда. По ним шагает отряд красноармейцев в составе 12 человек. Они обсуждают своего сослуживца Ваньку, который бросил революционную деятельность, чтоб связаться с бывшей проституткой Катькой. Неожиданно отряд сталкивается с санями, на которых едет Ванька и Катька. Отряд атакует сани, в результате чего Ванька уезжает, но Катька получает пулю. Петька, который произвел смертельный выстрел, печалится, но отряд не осуждает его.

Дальше вы можете в поэме Блока «12» читать, как отряд продолжает движение. Увязавшегося за отрядом пса отгоняют штыками. Вдруг впереди появляется неясная тень. Двенадцать атакуют ее, но нечего не могут сделать. Ведь перед ними Иисус Христос. Так и продолжает движение отряд двенадцати с Иисусом Христом впереди и шелудивым псом сзади.

По мнению многочисленных критиков, поэму «Двенадцать» Блок написал в период душевного восхищения революции. Из-за нее многие его друзья отвернулись от него. Так считал недопустимым даже в бреду выдумывать такие поэмы. Сам же Блок всего через несколько лет, лежа на смертном одре, просил уничтожить все рукописи поэмы. Что достаточно показательно, что поэму «12» читать Блок не мог. В этом он всегда просил помочь свою жену, которую водил на концерты шансонье Савоярова. По мнению Блока «12» читать следует именно как Савояров, исполняя роль босяка.

Поэма «Двенадцать» на сайте Топ книг

Популярность поэму Блока «12» читать настолько велика, что это позволило произведению занять высокое место в нашем рейтинге . При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что, по пришествию стольких лет с момента написания, свойственно только действительно знаковым произведениям в литературе.

Поэму Александра Блока «12» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Александр Блок известен своими произведениями всему миру. Он написал много замечательных произведений, отражающих русскую действительность, которые остаются актуальными и в наше время.

Творчество Блока многогранно и глубоко, поэтому так интересно читателю. Среди всего многообразия произведений можно выделить невероятно глубокое по содержанию, и необычную по композиции и языку поэму «Двенадцать», которая стала визитной карточкой поэта, принесла ему известность и славу.

История создания поэмы

Поэма Александра Блока была написана им примерно через год после того, как в феврале в России свершилась революция, и примерно через два месяца после того, как состоялась революция в октябре. Примерным годом ее создания называют 1918 год и относят к январю.

Как вспоминал сам поэт, поэма получилась у него совершенно случайно, на едином духе, когда он находился в тяжелых условиях существования. Тогда известный и ранее преуспевающий город Петроград находился в ожидании революции: всё в нем застыло и холод принизывал всё существование. Люди боялись и ждали чего-то. Среди них находился и поэт, который мечтал о тепле и о том, чтобы уже что-то произошло, и наконец-то наступила ясность. В это время, как утверждал сам Блок, он находился в каком бессознательном или полусознательном подъеме, который был больше похож на лихорадку.

Свою поэму Александр Александрович написал за несколько дней и затем уже понял, что ее стоит немного переработать. Поэтому еще месяц он пытается в ней что-то исправить и изменить. Перед тем как дать произведению путёвку в жизнь, поэт не раз сам оценивал её, и однажды написал в своей записной книжки вот так:

«Сегодня я – гений».

Трудно понять поэму, если не знать о том, что до этого поэт был на фронте, где провел целых два года. Но и это было не главное, а то, что в его городе царила разруху, немецкие войска наступали, пришли жёсткие холода, а на улицах города начался разбой. Лишения и тревоги одолевали Блока.

По воспоминаниям современников, строки в тексте писались не в том порядке, как они выложены в результате. Было к каждой строке написано много вариантов, из которых Александр выбирал.

Сюжет поэмы «Двенадцать»


Композиция поэмы состоит из 12 глав. В первой главе, как и положено, завязка, где поэт изображает зимние улицы Петрограда. Действие происходит в холодную зиму 1917 года, когда идет в стране революция. На улице есть прохожие, хотя их и немного. Но их портреты описываются подробно и глубоко. Например, священника, какой-то старухи или богатой женщины, которая хорошо одета, на ней пальто из каракуля. И вот на улицах этого замерзшего и заснеженного города идет патрульный отряд, в котором двенадцать революционеров.

Александр Блок вводит в повествование и разговоры патрульных, обсуждающих своего товарища по оружию, который когда-то был в их рядах, а теперь сошелся с проституткой Катькой и все время проводит по кабакам. И вскоре появляются Ванька с Катькой, которые становятся жертвами нападения красногвардейцев. Один из двенадцати солдат стреляет и этим случайным выстрелом убивает Катьку. Это Петруха, который еще некоторое время проводит в печали, из-за убийства девушки. Да и товарищи к его поступку отнеслись с осуждением.

Символы поэмы «Двенадцать»


Всем известно, что у Ииссуса Христа было двенадцать апостолов, и автор неслучайно берёт именно это количество красноармейцев. Он будто проводит незримую параллель между апостолами, которым была дана сила и власть над различной нечистью, возможностью изгонять её, а также врачевать и снимать всякую немощь и революционерами, которые призваны очищать общество от неблагонадёжных буржуев.

Можно выделить самые яркие символы:

★ Образ Христа.
★ Двенадцать красноармейцев.
★ Толстозадая Русь.
★ Пес.
★ Ветер.

При помощи символов поэт показывает город, который становится враждебным, который пытается противостоять грядущим событиям: ветер, срывающий огромнейшие плакаты, кругом снег и гололед, грабежи и стрельба на улицах. Все эти картины реальные, но вот тут и появляется странный образ Христа. Некоторые критики решили, что поэт создал карикатуру на большевиков, которые вели себя как разбойники. Но если они уголовники и разбойники, то тогда при чем же здесь образ Христа? Русь у поэта избяная и толстозадая. И это тоже символ того, какие изменения произошли в стране, что привело к тому, когда «рвань и голь» стали править страной.

По своей композиции блоковская поэма представляет собой набор частушек и стишков, которые по своему содержанию трагичны, но среди них есть и плясовые. Этим поэт показывает народность поэмы, ее простоту и приближенность к простым бедным людям. Поэтому и читать ее так непросто.

Зачем автор показал пса? Пес – это символ старого мира, озлобленный и голодный. Блок показывает, что буржуазный мир развалился и теперь стоит, как пес на перекрестке, на распутье, пытаясь понять, куда же нужно идти дальше.

Что касается Христа, его поэт изобразил странно: в руках он держит красный флаг, а на голове у него небольшой венчик, примечателен тем, что из белых роз. Такой образ можно по-разному трактовать, что и делали современники Блока.

Анализ поэмы Блока «12»


Блоковская поэма интересна тем, что в ней соединяется реальность, действительность и символическое начало. Конечно же, в содержании этого произведения заключена история, которая как раз диктует и ритм, и жанр.

Композиция поэмы сложна, но очень важна, чтобы понять произведение.

В основе блоковской поэмы лежит любовная история. Так, Петруха любит Катьку, но она поехала кататься с Ванькой и тогда Петруха её убивает. Это убийство кажется совершенно случайным, так как повозка была остановлена красногвардейцами случайно, чтобы обокрасть. И Петруха сделал случайный выстрел, чтобы просто испугать. А получилось, что он убил свою прежнюю подружку. И вот это убийство Катьки – это и есть убийство старой России. Автор пытается донести до читателя, что ее уже нет, ничего не осталось. Ведь стихия проносится не только по улицам города, разрушая его. Эта стихия несется по душам людей. И это очень страшно. Основной конфликт поэмы – это борьба старого мира с новым, света со тьмой, а добра со злом. И эта борьба находит свое отражение и в жизни героев поэмы.

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —

Каждая деталь в поэме имеет свою символику. Интересен образ ветра, который олицетворяет собой революцию, веселую и разрушающую. Автор используется кольцевую композицию, чтобы главы были как-то соотнесены между собой. Так, сильно между собой перекликаются первая и двенадцатая главы. Реальная картина рядом с символами рисует революцию, новый мир. Но вот только отдельные приметы старого времени дают о себе знать: старушка на перекрестке, поп, который у поэта уже товарищ, и другие.

Действие всех глав происходит на улицах города, и только в последней, в двенадцатой главе, эта реальность и пространство начинает расширяться. Блоковская поэма музыкальна, так как каждая глава имеет свою мелодию и, соответственно, ритм. Начинается сюжет частушкой, которая бесшабашная и не совсем корректна. Но автор пытается включать в свою поэму и разговорную лексику, например, это разговор простого солдата, старушки или прохожего. Петербург у него представлен совершенно разными героями. Главный авторский прием – это антитеза: вечер черный, а снег белый.

Эти два цвета – черный и белый проходят через всю поэму. Но в конце сюжета появляется красный, это знамя, которое несет Христос.


Центральными главами в поэме являются шестая и седьмая. В шестой главе как раз и убивают Катьку. В этой главе много многоточий и призывов. В седьмой главе автор помещает раскаивание Петрухи, который оказывается убийцей. Убийство в то время было обычным делом, которое никто не расследовал.

Еще одним литературным приемом, которым пользуется поэт, является изменение стихотворного ритма. Это необходимо Александру Блоку, чтобы показать какой беспорядок и хаос царит в городе.

Критические отзывы и оценки блоковской поэмы


Когда поэма была представлена широкому кругу она произвела настоящий хаос не только в литературных кругах. Во-первых, она не всеми была понята, во-вторых, мнения в её оценке радикально разделились. А некоторые искусствоведы только созданного государства, например, Анатолий Васильевич Луначарский говорили, что не понравиться такое произведение не может, но вслух его читать не стоит.

Многие поклонники и обожатели Блока, после публикации поэмы просто порвали с ним всякие связи, обозвав «Изменником». Ахматова отказывалась участвовать в литературных вечерах, если узнавала, что на них будет присутствовать Блок.

Оказавшись не понятым Александр Александрович оказывается в изоляции. Среди тех, кто остался верен поэту, и поддержали его, были следующие друзья: Есенин, Ремизов, Мейерхольд, Ольденбург. Да, поэма вызывала удивление, никто не думал, что Александр Блок способен написать такое произведение. Известно, что сам Блок никогда не читал свою поэму вслух, хотя это с удовольствием делала его жена.

После всевозможных нападок у поэта начался творческий кризис. А в 1919 году Блока вовсе заподозрили в антисоветском заговоре и арестовали. Допросы длились всего полтора дня, но надломили Александра.

Несмотря на творческое молчание, благодаря поэме «Двенадцать» популярность поэта росла. Блока читали даже те, кто не был раньше знаком с его творчеством. Произведение расхватали на цитаты, и использовали их для плакатов, например: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Поэма прошла сложный путь: была по-разному понята, принесла автору позор и восхищение, распотрошена на цитаты, неоднократно проанализирована критиками, трактовавшими её каждый по-своему. Произведение будто прожило сложную человеческую жизни с восхищением и гонением, с признанием и отторжением. В этом и проявился настоящий талант русского поэта Александра Александровича Блока.

Объяснение истории и личности Двенадцати

Быстрые ссылки

  • Кто такие Двенадцать?
  • Двенадцать Изначальных?
  • Собрание Четырнадцати связано с Двенадцатью?
  • Существует ли Тринадцатый Бог?

Эорзея — основной мир, через который проходят игроки в Final Fantasy 14 . Двенадцать широко известны как божества-покровители Эорзеи, и ее народ поклоняется разным богам в разных областях королевства. Хотя мало что известно об этих божествах, они часто упоминаются в основных и побочных квестах игры. Когда вы создаете своего Воина Света, вас просят присоединиться к одному из Двенадцати, хотя это решение не влияет на сюжет игры.

Связанный: Final Fantasy 14: Кто такой архонт?

С выпуском серии рейдов Endwalker, Myths of the Realm, стало известно больше информации о Двенадцати. Хотя истинная природа Двенадцати до сих пор неизвестна, рейдовые квесты Аглаи и Евфросинии помогают ответить на несколько вопросов, которые у нас есть об этих загадочных существах.

Обновлено 29 января 2023 г. : Выпуск патча 6.3 добавил второй рейд в серии Myths of the Realm, на этот раз сосредоточившись на еще пяти из Двенадцати: Nophica, Althyk, Nymeia, Halone и Menphina. Благодаря новым квестам мы узнали больше информации о Двенадцати, и нас даже дразнили насчет существования Тринадцатого божества. Мы обновили нашу информацию здесь, чтобы отразить новый игровой материал.

Ниже приведены спойлеры основных историй рейдовых квестов Shadowbringers, Endwalker и Myths of the Realm!

Кто такие Двенадцать?

Легенда гласит, что в древней Эорзее Двенадцать существ пришли на землю и правили ею доброжелательно, пока не появились пять странствующих племен: Хюр, Мико’те, Лалафель, Роэгадин и Элезен . Поверив в коллективную находчивость и стойкость племен, Двенадцать доверили землю пяти расам , решив стать божеством-покровителем некоторых городов-государств Эорзеи.

Двенадцать выровнены парами, каждая соответствует одному из шести элементов и 12 лун . Например, Байрегот, Строитель, повелевает элементом молнии, управляя четвертой астральной луной или седьмым месяцем календаря. Мало что известно о Двенадцати, и до недавнего времени было неясно, были ли Двенадцать настоящими богами, правившими в древней Эорзее, или это были просто мифы, созданные людьми для объяснения ранней истории царства.

Как и все хорошие мифологические пантеоны, многие из Двенадцати связаны узами крови или узами . Ниже вы можете найти каждого из Двенадцати, их стихию, луну и краткое описание, включая их отношения и обязанности.

3..

Deity

Element

Moon

Description

Symbol

Halone, The Fury

Лед

Первый Астрал (Первый месяц)

  • Халоне — богиня войны и божество-покровитель Ишгарда. Она управляет льдом, дочь Рхалгра и соперница Нофики.
  • Ей поручено сдерживать таяние льдов и следить за тем, чтобы человечество оставалось постоянным и спокойным.

Три копья

Менфина, Любовница

Лед

Первый Умбрал (второй месяц)

  • Менфина — богиня любви и хранительница лун-близнецов. Ее сестра — Азейма, любовница Ошона.
  • Ей поручено превратить ночь в день и сохранить любовь в сердце человечества.

Полнолуние

Талиак, Ученый

Вода

Второй Астрал (Третий месяц)

  • Талиак — бог знания и божество-покровитель Шарлаяна. Он отец Ллимлаэна и учил Бирегота.
  • Ему поручено привить человечеству жажду знаний.

Свиток

Нимейя, Прядильщица

Вода

8

Второй Месяц0023
  • Нимейя — богиня судьбы. Она сестра Алтика и хозяйка Рхалгра.
  • Ей поручено сохранять времена года и плести судьбы человечества.

Спинническое колесо

LLYMLAEN, Navigator

WIND

ASTRAL (FIFTH MONTH MONTHS MOSTAL) 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8. 9008 8 8. Лимса Ломинса. Она дочь Талиака и сестра Нофики.

  • Ей поручено вдохновить человечество на исследование новых земель.
  • Ocean Wave

    Oschon, Wanderer

    Wind

    Third Umbral (шестой месяц

    .............3. Он брат Налд’таля и компаньон Халоне.
  • Ему поручено обеспечить постоянное дуновение ветра и одиночество человечества.
  • Walking cane

    Byregot, The Builder

    Lightning

    Fourth Astral (Seventh month)

    • Byregot is the god of architecture. Он старший брат Халоне и ученик Талиака.
    • Ему поручено укреплять труды людей и поощрять их к строительству.

    Открытая рука

    RHALGR, The Destroyer

    Lightning

    Четвертый Umbral (Восьмой месяц

    • Rhalgr. Байрегот и Халоне
    • Ему поручено пробуждать сердца людей, поощряя их к изменению и возрождению

    Падающий метеор

    Азейма, Страж

    Огонь

    Пятый Астрал (Девятый месяц)

    • Азейма — богиня солнца. Она дочь Алтика и сестра Менфины.
    • Ей поручено поддерживать яркость солнца и освещать правду.

    Солнце

    Нальд’тал, Торговцы

    Огонь

    Пятый Умбрал (Десятый месяц)

    • Налд’тал — бог торговли и божество-покровитель Ул’даха. Налд’тал — это объединенная форма божеств-близнецов Нальда и Тала, братьев Ошона.
    • Ему поручено обеспечивать ценность богатств и самого человечества.

    Древняя монета

    Нофика, Матрона

    Земля

    Шестой астрал (одиннадцатый месяц)

    • Нофика — богиня урожая и божество-покровитель Гридании. Она дочь Азеймы и сестра Ллимлаена.
    • Ей поручено дать жизнь земле и подготовить ее к миру.

    Прорастающий лист

    Althyk, хранитель

    Земля

    Шестой урми0023

    • Алтик — бог пространства и времени. Он отец Азеймы и Менфины и брат Нимеи.
    • Ему поручено обеспечить продвижение человечества вперед.

    Вращающиеся песочные часы

    Двенадцать Изначальных?

    В основной истории Shadowbringers мы узнаем, что Hydaelyn и Zodiark , которые когда-то считались противоборствующими божественными силами света и тени, на самом деле Первобытные . Праймалы — невероятно могущественные существа, которые вызываются по молитве определенных групп людей , использующих силу кристаллов. Благодаря этим ритуалам смертные могут воплотить свои надежды и молитвы в единое существо, известное как Изначальный.

    Учитывая то, что мы узнали о Хайдаэлине и Зодиарке, можно сделать вывод, что Двенадцать тоже являются Изначальными. Доказательства, подтверждающие этот вывод, можно найти в битве года при Картено года, в которой Луисуа Левейер призывает объединенное воплощение Двенадцати, чтобы заново запечатать Бахамута . Кроме того, Гай ван Баелсар в истории «Возрождение Царства» утверждает, что Двенадцать — не что иное, как Первородные племена зверей, и их можно вызвать с помощью достаточного количества кристаллов.

    Однако этот вывод основан на неполной информации. Хотя Луисуа действительно вызывает Первородное воплощение Двенадцати, он не вызывает самих Двенадцати . Вместо этого Primals на самом деле являются проявлением коллективного видения призывателя , чья форма может быть изменена при вызове. Таким образом, Первобытные — это не призываемые боги, а существа, созданные призывателем .

    Ключевым здесь является то, что Луисуа вызывает проявление Двенадцати ; то есть отдельный Первородный, созданный по образу Двенадцати, а не сами настоящие Двенадцать. Это подтверждает Азейма в рейде Аглая , который говорит нам, что на самом деле они , а не Праймалы.

    В рейде на Аглаю мы встречаем четверку из Двенадцати, Байрегот, Рхалгр, Азейма и Налд’тал , которые повелевают молнией и огнём соответственно. Они утверждают, что они не Праймалы, а на самом деле являются истинными божественными существами . Однако в заключительных частях сюжетной линии Endwalker Эмет-Селч спрашивает игрока, узнали ли они истинные личности Двенадцати , подразумевая, что они нечто иное, чем Первобытный или бог .

    Это требование еще больше подкрепляется во время вашего путешествия в Предел Рхалгра с Дериком , где Байрегот и Ральгр предстают перед статуей последнего бога, заявляя, что их собственные законы запрещают им появляться перед человечеством в их истинных формах . Однако из-за массовых притоков эфира, как во время Бедствий , эти законы слегка отклонились, и в течение коротких периодов времени Двенадцать были замечены глазами смертных, что привело к созданию статуй и различных изображений в их образ.

    То, что сбивает с толку, на самом деле связано с этим отношения между человеком и богом . Из-за того, что может быть только Dynamis , молитвы человечества своим соответствующим богам могут фактически изменить их форму . Например, Халоне изначально было поручено предотвратить таяние льда и сохранить человечество постоянным и спокойным . Однако, когда потребность в силе возникла в Коэртасе, где поклоняются Халоне, стремление человечества к Халоне немного преобразовало ее в более свирепую и внушительную версию 9.0022 самой себя.

    Одна из популярных теорий о Двенадцати связана с их отношением к Созыву Четырнадцати . Созыв был руководящим органом Этейриса , основной оперативной базой которого был древний город Амаурот. Вместо установленной группы из четырнадцати человек места в Созыве принадлежали по титулу, который передавался каждому преемнику этого места .

    Когда индивидуальные обязанности члена Созыва будут выполнены, они вернутся в эфирное море, передает свою мантию своему преемнику . Как совет, Созыв Четырнадцати управлял Этейрисом с их могущественной магией созидания, но в конечном итоге был уничтожен при вызове Зодарка и Хайдаэлина .

    Перед Расколом, Азем , занимавший четырнадцатое место Созыва, выступил против обеих сторон, и отказался от своей роли в Созыве , вместо этого решив найти другое решение для Последних Дней. За это время Азем, возможно, создал Двенадцать, создав Азейму и других божеств по образу членов Созыва . Однако это не объясняет, почему Двенадцати поклоняются только в Эорзее или почему богу солнца с таким же именем, Азиму , поклоняются в Отхарде, по-видимому, по совпадению.

    Эта теория в значительной степени опровергнута в рейдовых квестах Евфросинии, когда мы узнаем больше о происхождении Двенадцати. В этих новых квестах Воин Света и его друзья отслеживают знаки богов вокруг Эорзеи, передавая записанные на них знания в конечном итоге памятник в центре Омфалоса . После завершения этой работы памятник рассказал о каждом из первоначальных обязанностей Двенадцати; над какими добродетелями человечества они будут руководить и воспитывать.

    Располагая этой информацией, Г’раха Тиа предполагает, что Двенадцать были созданы по образу и подобию союзников, которые помогли Хайдаэлин совершить Раскол . На самом деле, для всего Созыва Четырнадцати не имело особого смысла становиться Двенадцатью защитниками человечества, поскольку многие изначально выступали против плана Хайдаэлина. Вместо этого кажется, что Ближайшие союзники Хайдаэлин, которые помогли ей совершить Раскол, перевоплотились в Двенадцать .

    Существует ли Тринадцатый Бог?

    Монумент Омфалос также раскрывает существование тринадцатого безымянного бога , которому было поручено наблюдать за всеми до конца.

    Существует несколько теорий относительно того, кем мог быть этот Тринадцатый бог, но на данный момент наиболее многообещающей является теория Г’раха Тиа. Он выдвигает теорию , что неназванный бог является Наблюдателем в Mare Lamentorum 9.0022 , который охранял печать Зодиарка на Луне до его пробуждения. Если мы верим в теорию о том, что Двенадцать (или Тринадцать) на самом деле являются реинкарнациями союзников, которые помогали Хайдалину во время Раскола , то эта теория кажется наиболее вероятной.

    Если Хайдаэлин разделила мир, чтобы удержать Зодиарк запечатанным, а затем перевоплотила своих союзников в защитников человечества , вполне логично, что она оставила одного из них присматривать за тем, ради чего она отдала свою жизнь , гарантируя, что Зодиарк останется запечатанным.

    Далее: Final Fantasy 14: Объяснение первобытных людей

    Как зародился мир? 3 греческих мифа о сотворении мира

    Рождение Венеры Вильямом Бугро, 1879 г., через Музей Орсе и Олимп; с «Битвой гигантов» Франсиско Байеу, 1768 г., via Museo Nacional del Prado

     

    Мифы о сотворении мира являются фундаментальной частью всех религий и мифологий. Они объясняют, как был создан мир, и закладывают основу правильно сформированной мифологии. В некоторых культурах история творения конкретна и хорошо записана, например, в 9 веке.0557 Книга Бытия , используемая авраамическими верованиями. Однако в Древней Греции мифы о сотворении мира, как и многие другие греческие мифы, сильно различались в разных традициях. Гесиод обеспечивает наиболее полный и известный миф о сотворении мира, в то время как гомеровская традиция создает мост между более старой традицией и Гесиодом. Орфическая традиция, или орфизм, предлагает совершенно иное описание сотворения мира и человечества.

     

    Ниже представлены вариации греческих мифов о сотворении мира, изложенные в традициях Гесиода, Гомера и орфизма.

     

    Греческие мифы о сотворении мира: Гесиод и миф о первом сотворении мира
    Псевдо-Сенека (сейчас считается бюстом Гесиода), via Museo Archeologico Nazionale di Napoli

     

    Первое полное изложение греческих мифов о сотворении мира можно найти в Теогонии Гесиода, в которой он описывает сотворение мира, богов и человечества. Это стихотворение является самым известным из трех, а также самым длинным письменным рассказом о мифах о сотворении мира. Начиная с гимна муз, Теогония рассказывает историю вселенной, начиная с того момента, когда существовало только одно изначальное состояние, до создания женщин. Другая поэма Гесиода, 90 557 Трудов и дней 90 558, содержит мифы о сотворении мужчины и женщины, но в целом это не миф о сотворении.

     

    Гесиод и муза Гюстав Моро, 1891 г., через Музей Орсе

     

    В начале был только Хаос, изначальное состояние. Выдающееся положение Хаоса как изначального состояния, предшествующего первобытным существам, имеет большое значение с мифологической, а затем и с философской точки зрения. Из Хаоса возникли Гея (Земля), Тартар (Подземный мир), Эрос (Желание), Эреб (Тьма) и Никс (Ночь). Затем они создали остальных первобытных существ, таких как Гемера (День), Уран (Небо или Небеса) и Понт (Море).

    Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

     

    Гея взяла в мужья своего сына Урана и родила Двенадцать Титанов, а также шестерых детей-чудовищ. Уран заточил чудовищных детей, что сильно разозлило Гею. Чтобы наказать Урана, Гея попросила своих детей-титанов напасть на их отца с серпом. Так начался цикл сыновей, свергающих отцов, известный как «Миф о престолонаследии». «Миф о престолонаследии» повторяется несколько раз в Теогония , а также в рамках греческой мифологии.

     

    Рождение Венеры Вильям Бугро, 1879 г., Музей Орсе

     

    Кронос, младший Титан, кастрировал и сверг своего отца от имени своей матери, и Титаны заняли их место в качестве правителей вселенной. Когда Кронос кастрировал своего отца, гениталии Урана упали в море и превратились в морскую пену. Из этой морской пены вышла Афродита либо на острове Кифера, либо на Кипре, которые были центрами поклонения богине.

     

    Сатурн Франсиско Гойи, 1823 г., via Museo Nacional del Prado

     

    У Кроноса и Реи было шестеро детей: Гестия, Посейдон, Гера, Аид, Деметра и Зевс. Так же, как он сверг своего отца, Кронос знал, что одному из его детей суждено свергнуть его и титанов как правителей вселенной. Чтобы предотвратить это, Кронос поглотил своих первых пятерых детей после рождения, к большому гневу Реи. Она вместе с Геей, разгневанной тем, что Кронос держит своих чудовищных братьев и сестер в тюрьме, вынашивают план по его свержению. Когда Зевс родился, Рея спрятала его и вместо этого дала Кроносу камень, чтобы тот проглотил его. Затем Зевс смог вырасти скрытым от отца. В конце концов, с помощью других титанов Рея и Зевс заставили Кроноса извергнуть других своих детей.

     

    Зевс и его братья и сестры вместе с чудовищными детьми Геи сразились с Титанами в так называемой Титаномахии. Война длилась десять лет и закончилась установлением олимпийских богов правителями небес и земли. Титаны, примкнувшие к олимпийским богам, были вознаграждены, а остальные были брошены в Тартар. Титаномахия является продолжением «мифа о престолонаследии», когда Зевс свергает своего отца. Согласно этой традиции, Зевсу суждено было быть свергнутым своим сыном через Метиду, которую он обошёл, проглотив её и породив сам Афину.

     

    Пандора Одилона Редона, 1912 г. , Национальная художественная галерея, Коллекция Честера Дейла

     

    Хотя Теогония не описывает сотворение мужчины, в ней рассказывается о сотворении женщины. Пандора, первая женщина, была создана Зевсом и богами в наказание мужчине. Прометей, один из титанов, примкнувших к олимпийским богам, ослушался Зевса, чтобы помочь человеку. Зевс решает наказать Прометея и человека за его опрометчивость. Таким образом, боги, в частности Гефест и Афина, создают Пандору, и она ниспослана человечеству. Гесиод утверждает, что Пандора и женщины в целом были злыми и причиняли боль мужчине. В истории Пандоры Гесиод пересказывает мифы о сотворении мира, от рождения богов до раннего человека, в течение Теогония .

     

    В другой своей поэме Works and Days Гесиод утверждает, что человечество было создано несколько раз как титанами, так и олимпийскими богами. Титаны создали Золотой век людей, а олимпийские боги — Серебряный век, Бронзовый век, Век героев и Железный век. Гесиод рассказывает о том, что происходило с каждым из поколений человека до нынешнего поколения, железного века. Эпоха Героев — это поколение людей в «Илиаде » Гомера.0558 и Одиссей . Таким образом, трудов и дней завершает миф о творении Гесиода.

     

    Гомер: разные генеалогии богов
    Портретный бюст Гомера, II век до н.э. через Британский музей

     

    Гомер, пожалуй, самый известный из греческих поэтов, был псевдолегендарным слепым бардом, которому приписывают Илиаду и Одиссею . Сейчас большинство ученых понимают, что Гомера как отдельного человека не существовало, а скорее приписываемые ему произведения являются кульминацией многолетней устной традиции. В гомеровской традиции нет полностью разработанного мифа о сотворении мира, но упоминается сотворение богов. Есть два основных направления, по которым гомеровская и гесиодическая традиции расходятся.

     

    Женские фигуры из Парфенона, 438-432 гг. до н.э., через Британский музей

     

    В Илиаде , эпосе Гомера о Троянской войне, Афродита — дочь Зевса и Дионы. В Книге V Афродита описывается как бегущая к своей матери Дионе после ранения в бою. Это представляет собой совсем другое происхождение Афродиты, которую Гесиод описывает как рожденную из морской пены после кастрации Урана. Традиция Гесиода — это версия Афродиты, которая была более широко известна и широко принята.

     

    Юпитер, обманутый Юноной на горе Ида Джеймс Барри, 1799 г., через галерею Graves

     

    Возможно, более несопоставимой является гомеровская традиция относительно происхождения богов. Во время «Обмана Зевса» в Книге XIV Гера дважды называет Океана и Тифа изначальной парой вместо Геи и Урана. Согласно Теогонии , Океан и Тиф были титанами, породившими речных и морских божеств. Эти две ссылки показывают большой разрыв между гесиодической и гомеровской традициями в отношении греческих мифов о сотворении мира.

     

    Традиция об Океане и Тифе, двух водных божествах, упомянутых в Илиаде , может быть отсылкой к более раннему греческому мифу о сотворении мира, мифу об Эвриноме. В этом мифе о сотворении Эвринома и Офион вышли из хаоса и создали космическое яйцо, из которого были созданы мир и боги. Существуют связи между Океаном и Тифом и историей сотворения Эвриномы, и гомеровскую традицию можно рассматривать как продолжение этого мифа о сотворении. Эти традиции предшествуют 9 главе Гесиода.0557 Теогония и Труды и Дни , которые объясняют различия между мифами о сотворении мира.

     

    Орфическая традиция: совершенно другой миф о сотворении 
    Орфей и Эвридика Огюста Родена, 1893 г., через Метрополитен-музей

     

    Орфизм был греческой мистической религией, основанной легендарным поэтом Орфеем. Мифы орфического творения и религия в целом вращались вокруг бога Диониса и его воскресения, а также реинкарнации души. Для религии нет единого обязательного текста, но гимны и рассказы о религии позволяют нам понять мифы о ее создании.

     

    Поскольку в орфизме нет единого текста, существует множество вариаций этого мифа о сотворении мира. Многие ученые считают, что на орфизм повлияли восточные идеи, что согласуется с верой в то, что Дионис был чужим божеством.

     

    В орфическом мифе о сотворении Хронос, изначальное олицетворение времени, создает Эфир (Небо), Хаос и космическое серебряное яйцо. Таким образом, орфическая традиция космического яйца подобна мифу о сотворении Эвриномы. Важно отметить, что Хронос и Кронос — это две отдельные сущности. Из космического яйца появился Фанес, также известный как Эрос, Фанес-Дионис и Протогин. Затем Фанес рождает то, что у Гесиода является изначальными существами, сначала Никс, а затем Гею, Урана и т. Д. Таким образом, в орфическом мифе о сотворении мира Фанес, а не Хаос, является создателем мира.

     

    Вакх Караваджо, 1597, через Галерею-музей Уффици

     

    Ключевая фигура орфизма, Дионис, изначально родился как сын Зевса и Персефоны и получил имя Загрей. Зевс назвал Загрея своим преемником. Это знаменует собой первое расхождение с гесиодическими мифами о сотворении мира, в которых основное внимание уделяется «мифу о престолонаследии». В гесиодической традиции Зевс не хочет быть преемником и избегает свержения своим сыном.

     

    Гера, завидуя тому, что Загрей назван преемником Зевса, убеждает Титанов убить ребенка. Титаны разрывают и съедают Загрея. В наказание Зевс поражает титанов своей молнией, превращая их в пепел, и забирает сердце Загрея.

     

    В некоторых рассказах о воскресении Диониса Зевс оплодотворяет Семелу сердцем Загрея, и она рождает Диониса. В других случаях Зевс вживляет сердце в собственное бедро, из которого рождается Дионис. Есть также рассказы о других божествах, Афине и Аполлоне, сыгравших роль в воскресении Диониса и получивших особый титул в религии. Орфический миф имеет сходство с более «традиционным» происхождением Диониса, которое всегда вращается вокруг дважды рожденного бога.

     

    Орфический золотой кулон, 3 век до н. э., через Британский музей

     

    В орфизме человечество было создано из пепла Титанов и Загрея. Эта история сотворения наполняет человечество элементом божественности. Орфическая традиция утверждает, что именно душа человека божественна — так как она происходит из пепла Загрея, тогда как тело греховно и происходит из пепла Титанов. Идея божественной души, а также ее реинкарнации была центральной в обрядах и религии орфизма.

     

    Этот миф о сотворении сильно отличается от мифа о Гесиоде, в котором боги создали несколько поколений людей. Более того, резкие различия между мифами о сотворении мира Гесиода и орфизма можно рассматривать как разницу между мифологической поэмой и религией. Миф орфического сотворения работает, чтобы объяснить обряды и практики религии, тогда как Теогония представляет собой поэтическое повествование.

     

    Чем отличаются эти мифы о сотворении мира?
    Олимп. Битва гигантов 90 558 Франсиско Байеу, 1768, через Museo Nacional del Prado

     

    Религия в Древней Греции представляла собой набор сект, обычаев и верований, в которых были пересекающиеся божества и мифы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *