Блаженный Августин Аврелий | |
354-430 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
| Блаженный АвгустинАвгустин Аврелий (354-430) — философ и богослов, учение которого ознаменовало
переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. М.Г. Ярошевский Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005, с.10. Вернуться на главную страницу Блаженного Августина
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| | ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Любовь у апостола Павла, Августина, Фомы Аквинского, Боттичелли и трубадуров • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript.
Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви
Автор Артемий Магун
Крупнейшим, наверное, наиболее влиятельным интеллектуалом христианства был Блаженный Августин, Аврелий Августин. Он высказался почти по всем вопросам, был действительно великим философом. И, в частности, он систематизировал и теологию любви в христианстве. Надо сказать, что Августин знал не понаслышке, что такое эротическая, плотская любовь: у него был светский период, когда у него были романы, он об этом подробно рассказывает в своей «Исповеди». Но потом он раскаялся, стал епископом, принял целибат и в своих теологических трудах уже предлагает жестко различать низменную, плотскую любовь и более необходимую любовь — к Богу. Есть еще «любовь к миру», сотворенному Богом, — у него есть формула: amor mundi. Позднее ее перенимает у него Ханна Арендт.
И в этом отличие Августина от неоплатоников: неоплатоники, как мы видели, подчеркивают непрерывность различных видов любви, а у Августина тут все-таки разные уровни.
Августин пишет по-латыни и переводит греческий термин «агапэ», который мы уже знаем, еще одним очень важным термином — caritas. Caritas — это перевод слова «агапэ», и в теологических христианских текстах он переводится как «любовь». С другой стороны, если мы возьмем современный язык, языки, связанные с латынью, например английский, там есть слово care — «забота» и слово charity — «благотворительность». Казалось бы, это не совсем любовь, это слова с другими значениями, но именно они стали наследниками caritas в современном языке. И действительно, Августин понимает любовь как своеобразную заботу и благотворительность. В XX веке это понятие переживает интересное возрождение. Мартин Хайдеггер, который считается самым классическим, самым влиятельным философом XX века, в своем главном произведении «Бытие и время» строит отношение человека к миру вокруг понятия «забота».
Но вернемся к христианству. Мы сказали о том, что, в общем-то, у всех христианских теологов и, в частности, у Августина любовь — это центральная добродетель, центральная страсть, и это продолжается в Средние века, когда, как мы понимаем, христианство является такой основной рамкой. В это время общепринято, что любовь является одной из трех самых важных человеческих добродетелей. Вырабатывается список так называемых теологических добродетелей: это вера, надежда и любовь. Знакомый нам список, очень важный также и в православной теологии, но в католической, в западной теологии Средних веков вера, надежда, любовь — это теологические добродетели.
Любовь была центральной не только для теологии, конечно, но и вообще для этой культуры. Мы говорили, что она является центральной для нашей сегодняшней — очень светской, материалистической — культуры, но на самом деле любовь была центральной на протяжении по крайней мере последней тысячи лет; это неубиваемая традиция на Западе. С ней трудно справиться.
В XII–XIII веках возникает очень интересный феномен: при дворах крупных феодалов появляются специфические наемные сочинители; например, в Провансе, на юге Франции, это трубадуры. Они изобретают так называемую куртуазную любовь. Что это такое? Это ритуальное восхваление знатных дам — как правило, жен феодалов. Трубадуры признаются им в любви, частично употребляя по отношению к ним язык, который обычно применялся к Богу. Иногда переходят на вполне конкретный эротический, я бы сказал, карнавально-плотский язык, достаточно неприличный по отношению к этим дамам. Причем интересно, что они, как правило, с этими дамами не вступали ни в какие реальные отношения — они просто писали им стихи, и феодалы даже особо не возражали. Ну, в то время, правда, феодалы в основном пропадали где-то там на войне, а женщины были сами по себе, но, повторяю, это был ритуал, а не реальные эротические воззвания.
Тут очень интересно, что вроде мы двигаемся от Платона к христианству постепенным одухотворением любви, вытеснением ее телесной составляющей, а в указанный период Средних веков начинается обратный ход.
Трубадуры осознали (не только они, но, в частности, и они), что для поддержания в себе духовных страстей и вообще любви к Богу, к другим людям, к космосу мы не можем полностью обойтись без телесной, половой любви, по крайней мере как отсылки. Конечно, при условии, что мы не замыкаемся на собственно материальных отношениях и понимаем всю их недостаточность, но тем не менее проходим через них. Я так понимаю идею куртуазной любви. Трубадуры еще совершенно виртуозно ее поэтически подавали, это действительно выдающиеся произведения. Благодаря им, как многие считают, обретает новое дыхание ритуальная тема романтической любви, столь знакомая нам сегодня, когда ты не просто вступаешь, допустим, с юношей или девушкой в какие-то отношения, а ты этому юноше или девушке пишешь стихи, даришь цветы, вступаешь в какие-то очень сложные ритуальные игры, в которых этот человек занимает почти место божества.
А учитывая, что у нас сегодня с божеством проблемы, действительно часто для многих возлюбленный — это бог. В каком-то смысле трубадуры переизобрели эту традицию. Они не были первыми, ведь допустим, в иудейской традиции есть Песнь песней Песнь песней, или Песнь Соломона, — сборник текстов, метафорически восхваляющих возлюбленную или возлюбленного. Приписывается царю Соломону. Каноническая книга Ветхого Завета; тексты из нее используются в христианских богослужениях.. И очень важна еще исламская традиция, от которой, по-видимому, трубадуры и переняли всю эту риторику; в арабской поэзии был очень похожий феномен. Там тоже был очень распространен философский неоплатонизм, поэтому логика была та же самая. И в целом Средние века продолжали вот эту апологию любви в той или иной форме. Скажем, можно упомянуть Фому Аквинского, который классифицирует виды любви как некую последовательность: есть любовь людей друг к другу; любовь вещей друг к другу, потому что притяжение, тяготение тоже осмыслялось как любовь; дальше (следующий, более высокий уровень) — это любовь Бога к себе.
И, наконец, любовь человека к Богу, которая как бы объединяет в себе вот эти первые два вида любви.
Если мы берем Ренессанс, XV–XVI века, прежде всего в Италии, то здесь снова разгорается риторика любви, причем естественно, что вспоминают уже и самого Платона, и неоплатонизм. И, я бы сказал, развивается линия куртуазной поэзии. Ключевым автором там был Марсилио Фичино. Но если мы посмотрим на знаменитую ренессансную живопись, то там мы опять видим эту же идею: изобразим красивую женщину, скажем, что это Богоматерь, изобразим ее любовь к Христу, и наша любовь (как художников, как зрителей) тоже, очевидно, возникает к этим людям — и к Мадонне, и к Христу. В искусстве тем самым смешивается и высокий идеализм, и плотская составляющая — учитывая, что это очень реалистические картины. Характерно, что, может быть, одна из самых известных картин Ренессанса и первая, которая была посвящена не теме из Библии, — это картина Боттичелли «Рождение Венеры». Многие, наверное, ее видели, она хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Боттичелли из всех языческих богинь выбирает именно Венеру (на картине это голая девушка, очень красивая), поскольку он имеет в виду, что в язычестве, внутри более светского и секулярного дохристианского образа жизни, возникает культ любви, который предвосхищает христианство. То есть, хотя это не христианская картина, она показывает как бы порог христианства внутри язычества, поэтому изображается Венера: она одновременно несет в себе вполне плотское обаяние греческой богини и высокую духовную стихию, которая побеждает в христианстве.
Изображения: Миниатюра из Манесского кодекса. Цюрих, около 1300 года
Universitätsbibliothek Heidelberg
ГусьгусьГде сидит фазан?
Финальный выпуск детского подкаста об истории цвета, который мы делаем вместе с Домом культуры «ГЭС-2», — о белом цвете
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится.
Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
30 минут
1/4
Любовь у Платона, Аристотеля и неоплатоников
В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного
Читает Артемий Магун
В чем разница между эросом, филией, агапэ, как связаны страсть и познание, очищение и забота, что такое платоническая любовь, любовь-нехватка, бывает ли дружба и почему любовь всегда выбирает одного
10 минут
2/4
Любовь у апостола Павла, Августина, Фомы Аквинского, Боттичелли и трубадуров
Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви
Читает Артемий Магун
Любовь у теологов, любовь вещей друг к другу, любовь Бога к нам — и как появился культ любви
10 минут
3/4
Любовь у Гете, фон Клейста, Стендаля, Вагнера и Фейербаха
Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа
Читает Артемий Магун
Любовь как приключение, мистическая любовь, романтическая любовь и любовь-катастрофа
23 минуты
4/4
Любовь у Фрейда, Фромма, Маркузе, Лакана, Ханны Арендт и Маши Макаровой
Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке
Читает Артемий Магун
Либидо, невроз, рассеянная эротика, хиазм, раздвоенное бытие и другие термины, которыми описывают любовь в XX веке
Материалы
Философские размышления Псоя Короленко о любви
Квартирник филолога и барда — специально для Arzamas
Настоящее значение философских афоризмов
«Бог умер», «Бытие определяет сознание», «Я знаю, что ничего не знаю» и другие известные максимы
Философия Просвещения в одной таблице
Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023.
Все права защищены
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
- #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Страны мира
19 знаковых зданий в Дании, которые стоит увидеть
Что говорит Розеттский камень?
Августин, Св.
Аврелий Августин, 354–430 гг. Н. Э. Выделите поисковый запрос- Сохранять
- Цитировать
- Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre.com/classics/display/10.1093/acrefore/9780199381135.001.0001/acrefore-9780199381135-e-977
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
- Поделись этим
Войти Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Сводная информация о выставке.
: 30 июля 2015 г.
Извлечение
Святой Августин (Аврелий Августин (354–430 гг. н. э.), родился в Тагасте (мод. Сук-Ахрас, Алжир), сын Патриция, скромного городского советника языческих верований и влиятельного Мать-католичка Моника. Получил образование в Фагасте, Мадавросе и Карфагене, преподавал риторику в Фагасте, Карфагене и Риме и (384–386) в качестве общественного оратора в Милане, тогдашней столице императора Валентиниана II. * Симмах (2), языческий оратор, как он надеялся, благодаря выгодному браку (которому он принес в жертву свою наложницу, мать сына Адеодата — ум. с. 390), чтобы присоединиться к типичной для его эпохи «аристократии писателей» (см. ausonius). Однако в 19 лет он прочитал Гортензия Цицерона. Это раннее «обращение к философии» было прототипом последовательных обращений: в манихейство, гностическую секту, обещающую мудрость, и в 386 г. в христианизированный неоплатонизм, покровительствуемый Амвросием, епископом Милана.

Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует
воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного
впоследствии волюнтаризмом (от лат. «voluntas» — воля). Индивидуальная воля,
согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях:
управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения,
происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности
субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает
воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно
не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности
воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа
поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную
деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от
внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический
смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом.
М.Г. Ярошевский 
