Благородный пансион лермонтова: Московский университетский благородный пансион. Лермонтов [Maxima-Library]

Учеба М.Ю.Лермонтова в Благородном пансионе при Московском университете

Главная » Все конференции » Архив конференций / Conferences’ Archive » Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных с международным участием «YSRP-2014» » Филологические науки » Учеба М.Ю.Лермонтова в Благородном пансионе при Московском университете

  • Филологические науки |
  • Педагогика и образование

ID: 2014-12-81-T-4170

Тезис

Бориева Л.Х.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ Кафедра русской и классической филологии

 

 

Учеба М.Ю.Лермонтова в Благородном пансионе при Московском университете

Бориева Л.Х.

 ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

Благородный пансион при Московском университете (Тверская, 7) считался привилегированным   учебным заведением.

Учение в нем длилось шесть лет. Окончившие пансион имели право на те же чины в табели о рангах, что и выпускники Московского университета, а также право на производство  в офицеры. Из стен Московского пансиона  вышли замечательные русские писатели: В.А. Жуковский, А.С.Грибоедов, Н.П. Огарев, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев. Воспитанниками пансиона были Н.М. Муравьев, П.Г Каховский, В.Ф. Раевский. В годы учения Лермонтова инспектором пансиона был профессор университета М.Г.Павлов – человек яркий и многосторонне образованный. Он увлекался новейшими философскими теориями, интерес к которым в русском обществе второй половины 20-х –30-х годов XIX в. необычайно возрос. Особенно популярными были теории Шеллинга и Гегеля. Стремление к философскому осмыслению мира, глубокий интерес к теоретическим трудам были характерны для педагогов того времени. М.А. Максимович преподавал естественную историю, Д.М. Перевозщиков — физику и механику, Н.Н. Сандунов — русское законоведение. Получивший блестящее домашнее образование, юный Лермонтов был принят 1 сентября 1828 года сразу в четвертый класс пансиона.
Он считался одним из лучших учеников. Сохранилась ведомость о поведении и успехах воспитанника  пансиона М.Ю. Лермонтова, в которой по всем предметам, за исключением закона Божьего и латинского языка, был проставлен высший балл. Внизу сделана приписка Лермонтова: «Я сижу вторым учеником».  В пансионе Лермонтов играл на скрипке, читал стихи, рисовал и получал призы за свои рисунки. Уже в те годы Лермонтов много сил и времени отдавал литературному творчеству. В годы учебы Лермонтов заполнил 4 рукописные тетради, которые ныне хранятся в Пушкинском доме  в С.-Петербурге.  Среди написанного – стихотворения «Осень», «Жалобы турка», «Монолог», «Мой демон»,  «Молитва», а также поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег» и «Два брата».  11 марта 1830 г. пансион посетил Николай I, оставшийся очень недовольным учебным заведением, за которым прочно закрепилась слава рассадника вольномыслия. Вскоре  последовал Указ Сенату о преобразовании пансиона в гимназию. Осенью 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет.
   

Ключевые слова

М.Ю. Лермонтов, Благородный пансион

Файл

2014-12-81-T-4170.pdf



Лермонтов. Годы обучения в пансионе

В 1827 году Михаилу Лермонтову пришлось оставить тихие Тарханы (имение бабушки), великолепный парк, роскошный сад, а дальше за этим цветущим оазисом и унылые места с однообразными полями, мелкими перелесками, долами и равнинами, и отправиться с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в Москву. Там, в 1828 году его поместили в Благородный пансион при Московском университете

полупансионером, так как бабушка не хотела с ним разлучаться. (Полупансионеры – это учащиеся, приезжавшие в пансион с утра, а в шесть часов вечера возвращавшиеся домой

).

В пансионе Лермонтовым руководили гувернёры-иностранцы. Первым был француз Жандро, отставной полковник наполеоновской гвардии, попавший в плен в 1812 году. Миша Лермонтов его очень любил. Жандро с увлечением рассказывал ему о боевой жизни, о подвигах Наполеона, которого будущий поэт не раз воспевал в своих звучных, образных стихах. Жандро вскоре скончался, и гувернёром его стал учёный Леви, познакомивший мальчика с немецкой литературой; но Михаил Юрьевич не ладил с ним и более сблизился с англичанином Виндсоном, при помощи которого прекрасно изучил английский язык, познакомился в подлиннике с произведениями Байрона и Шекспира.

Но главным руководителем занятий Лермонтова в Благородном пансионе был прекрасный преподаватель, мягкой души человек, Алексей Зиновьевич Зиновьев, известный в то время педагог в Москве. Под его руководством Лермонтов основательно ознакомился с произведениями Пушкина, Жуковского, Крылова и других.

А.З.Зиновьев, учивший старших воспитанников декламации, особенно обращал внимание на дикцию любимого им ученика — Лермонтова. А.З.Зиновьев так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М.Ю.Лермонтове: «Все искусства были близки душе этого даровитого мальчика: он не только отлично рисовал, но хорошо играл на скрипке и на фортепиано. Как теперь смотрю на милого моего питомца, отличившегося на пансионном акте 1829 года. Среди блестящего собрания он прекрасно произнёс стихи Жуковского «К морю» и заслужил громкие рукоплескания. Тут же Лермонтов удачно исполнил на скрипке пьесу и, вообще, на этом экзамене обратил на себя внимание, получив первый приз, в особенности за сочинение на русском языке».

Пансион этот отличался лучшими преподавателями, многие профессора Московского университета давали в нём уроки, — среди них был и известный поэт, профессор-словесник Алексей Фёдорович Мерзляков, пользовавший большою любовью студентов, прозванный ими за своё красноречие «соловьём».

А.Ф.Мерзляков был красою университета того времени. Он заботливо просматривал литературные произведения своих воспитанников, подробно и беспристрастно разбирал их, давал полезные советы. Способных и даровитых поощрял.

М.Ю.Лермонтов в то время усердно писал стихи, и даже большие поэмы; так, например, тогда им были написаны: «Кавказский пленник», (подражание Пушкину), «Корсар» (отчасти под влиянием «Братьев разбойников» Пушкина, «Шильонского узника» Жуковского и драмы Шиллера «Дон Карлос»).

Но Лермонтов по природе был натурой своеобразной и самостоятельной. Он и в подражании был своеобразным, как потом был оригинальным и в переводах иностранных поэтов, — в подражаниях он брал чужой сюжет, но разрабатывал его по-своему, давал ему своё освещение — иную постановку и иной характер действующим лицам и событиям.

В пансионе бывали «заседания по словесности», где профессора читали свои произведения, ученики произносили басни, стихи. Лермонтов и тогда уже выделялся своей поэтической даровитостью.

Характером Михаил отличался замкнутым. В пансионе он настойчиво и горячо искал понимающей души. Он мечтает о дружбе и сходится сначала с Сабуровым, мелочность которого его раздражает и отталкивает. Они то сходятся, то расходятся. Прочная дружба его была с Дурновым. Миша Лермонтов его ценил за «открытую и добрую душу».

В 1829 году М.Ю.Лермонтов заканчивает свой курс в Благородном пансионе и поступает в Университет. Как раз в это время обостряются отношения бабушки его с отцом и именно из-за него.

Рубрика: Лермонтов Метки: биография, Лермонтов, рассказ Постоянная ссылка

Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября (по новому стилю) 1814 года. Он был сыном обедневшего помещика, отставного армейского капитана и единственной дочери Елизаветы Арсеневой; член богатой семьи Столыпиных и, таким образом, намного выше в социальном отношении отца Михаила. Когда Лермонтову было три года, его мать умерла от чахотки, и он остался полностью на попечении бабушки по материнской линии, которая так заботилась о нем, что заставила его с самого раннего возраста считать собственное эго самым важным в мире. . Однако из-за потери матери и драконовского правления его немецкой гувернантки у него также развилось острое чувство одиночества и глубокая ненависть к любой принудительной власти.

Молодой Лермонтов был хорошо образован по меркам того времени, но, возможно, еще более важными в его юношеском развитии были три визита, которые он совершил с бабушкой до двенадцати лет в окрестностях курорта-курорта Пятигорск на Кавказе. Это была территория, которую Лермонтов позже считал страной своего «желания сердца» и которая должна была занять видное место в его литературном творчестве, взрослой жизни и, в конечном итоге, в его смерти.

С четырнадцати лет Лермонтов провел два года в известном «Дворянском пансионе» при Московском университете, где преуспел как в написании, так и в переводе стихов, а также много читал лучших русских, французских и немецких авторов. времени. Важно отметить, что он также достаточно выучил английский, чтобы читать Байрона в оригинале.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, и именно в это время он впервые достиг пика поэтической деятельности, по крайней мере, если не по количеству, то по качеству произведений. Он также испытал свою первую любовь, влюбившись в нескольких своих младших кузенов или троюродных братьев, большинство из которых не воспринимали его всерьез. Однако, пожалуй, самой серьезной и, может быть, единственно настоящей любовью в жизни Лермонтова была любовь к Варе Лопухиной, предавшей его чувства в 1835 году, когда она вдруг вышла замуж за гораздо более старшего и бездарного, но богатого Н. Ф. Бахметьева. У Лермонтова в результате этих насмешек выработалось холодное и грубо-ироническое отношение к женщинам, хотя, кажется, он так и не избавился от своей любви к Варе.

В течение двух лет в университете Лермонтов сознательно избегал участия в группах или обществах, которые означали бы необходимость вступать в контакт с другими студентами, предпочитая вместо этого свое собственное общество и общество своего пера и бумаги. Ибо, хотя в это время он не собирался подавать в печать ни одного произведения, между 1828 и 1832 годами он написал около трехсот стихотворений, семнадцать байронических сказок в стихах и три пьесы. И хотя эти работы часто были несколько незрелыми и чрезмерно обязаны Байрону, многие, безусловно, демонстрируют эмоциональную и интеллектуальную раннюю зрелость, которая вскоре в полной мере проявилась в его более зрелых работах.

По неизвестным причинам Лермонтов в 1832 году оставил Московский университет и уехал в Петербург. Узнав, что два года учебы в Москве не будут учтены, если он поступит в университет в Петербурге, он решил совсем отказаться от университета и вместо этого поступил в Школу кавалерийских юнкеров, где в течение двух лет предавался обычный раунд пьянства и непристойного поведения, прежде чем он продолжил то же самое после его повышения до прапорщика в гусарском полку, дислоцированном недалеко от Санкт-Петербурга в Царском Селе.

Однако все это время Лермонтов все еще возмущался своей безответной любовью к Варе и даже жаловался в письме другу, что не может продолжать нормальные половые отношения с крепостными девушками в своем имении, «потому что они воняют» ! Еще одной сложностью для него в это время было также его двойственное социальное положение, ибо, несмотря на богатство и связи бабушки, отец его был из низших слоев русского дворянства, и поэтому Лермонтов так и не смог войти во внутренние круги высшего света русского народа. которые он так любил, хотя и высмеивал их.

Во время военной подготовки и сразу после нее поэтическая деятельность Лермонтова значительно уменьшилась, но в 1837 году он получил известность и известность благодаря своей поэме «Смерть поэта» , в которой затрагивалась спорная тема смерти поэта Александра Пушкина на дуэли. от рук барона Дантеса, внебрачного сына голландского посла в России. Стихотворение не могло быть напечатано из-за его тематики и того факта, что многие считали, что сам царь был замешан в заговоре с целью убить Пушкина. Тем не менее, он был распространен в тысячах рукописных экземпляров. Однако, когда власти установили личность автора поэмы, Лермонтова арестовали и отправили в пехотный полк, дислоцированный в отдаленной части Кавказа.

Не скучая по своим петербургским друзьям и наслаждаясь временем, отпущенным ему для проявления творческой энергии в этот период, Лермонтов даже писал своему другу Раевскому следующее: «В данный момент у меня нет желаний. Я бы с удовольствием остался на этом месте. и смотреть на его пейзажи до конца моих дней». В это время Лермонтов достиг зрелости как поэт и должен был использовать кавказский пейзаж в качестве фона для своих двух лучших стихотворных сказок: Послушник и Демон , а также за прозаический шедевр Герой нашего времени .

Однако, после больших усилий со стороны бабушки, Лермонтову было разрешено осенью того же года покинуть Кавказ, и после недолгой службы в полку, стоявшем в Новгороде, было разрешено воссоединиться со своими гусарами в Царском Село в январе 1838 года. По возвращении в Петербург новопопулярный поэт был прославлен тем же высшим светом, который ранее игнорировал его, и то ли искренне, то ли из-за вывернутого снобизма, Лермонтов утверждал, что ему все это наскучило, вскоре обратившись к намеренному отсутствию манер, чтобы заявить о себе против своих лучших в обществе, и поэтому считался нежелательным аутсайдером.

В это время Лермонтов регулярно печатался в периодических изданиях, которые в России играли более важную роль, чем где-либо в Европе. В 1840 году он опубликовал свой первый сборник стихов, а также свой роман « Герой нашего времени », оба из которых были встречены с большим энтузиазмом выдающимся критиком того времени Белинским, который также был величайшим сторонником Лермонтова. Однако, хотя на литературном уровне Лермонтов теперь был «в безопасности», на более глубоком уровне его собственная раздвоенная личность означала, что люди редко были уверены, что о нем думать. Очень интересно описание его Иваном Тургеневым на балу в 1840 году:

«В облике Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какая-то темная и роковая сила, злобная тоска и горячая страсть отпечатались на его смуглом лице, в его больших, темных и неподвижных глазах. Тяжелый взгляд их составлял странный контраст с выражение его слегка оттопыренных губ, нежных, как губы ребенка. Его коренастое телосложение, кривые ноги, крупная голова, широкие плечи и слегка сутулая фигура производили неприятное впечатление, но все же в нем нельзя было не чувствовать какая-то власть… Несомненно, что, следуя тогдашней моде, он принял некий байронический стиль, приправленный еще худшими собственными капризами и капризами. Но он поплатился за них страшной расплатой. в глубине души Лермонтову было глубоко скучно. Ему было душно в той узкой сфере, в которую он был отнесен судьбой».

Кажется также, что Лермонтов находил извращенное удовольствие в разжигании ссор и недоразумений, и, таким образом, в 1840 году он спорил на балу с сыном французского посла и историком де Барантом, после чего дрался с ним на дуэли и был легко ранен. В результате дуэли, которую сочли несколько скандальной, Лермонтов был в очередной раз арестован и отправлен обратно на Кавказ.

В этот второй период пребывания на Кавказе, видимо, вдохновленный каким-то романтическим желанием смерти, Лермонтов участвовал во многих кровавых стычках с кавказскими горцами и был представлен к медалям и золотой шашке за доблесть. Бабушка отчаянно добивалась для него помилования, чтобы он мог вернуться из ссылки в Петербург, но царь, прочитав Герой нашего времени , как известно, прокомментировал «порочность» своего автора, и таким образом Лермонтов попал в полную опалу. Ему было отказано в освобождении от армии, но был предоставлен продолжительный отпуск, позволивший ему провести первые три-четыре месяца 1841 г. в Петербурге и частью в Москве.

Возвращаясь весной на Кавказ со своим двоюродным братом «Монго» Столыпиным, он ненадолго прервал свое путешествие в фешенебельном курортном городе Пятигорске (заметное место в Герой нашего времени ), обнаружив там нескольких старых друзей и знакомых. Среди них был некий майор Мартынов.

Мартынов был старым школьным товарищем Лермонтова, сестра которого Надежда влюбилась в писателя во время его недавнего пребывания в Москве и, по-видимому, относилась к нему довольно плохо. По какой-то причине Лермонтов взялся как можно больше высмеивать майора Мартынова; легкая задача, потому что майор был чем-то вроде романтического позера.

Майор Мартынов в свою очередь пытался отговорить Лермонтова от столь излишне провокационного поведения, но когда Лермонтов оскорбил его однажды в присутствии дам в доме казачьего генерала Верзилина, Мартынов был вынужден вызвать его на дуэль, которая состоялась на окраине Пятигорска ранним утром 27 июля 1841 года. Как и подобает поэту и писателю, чья жизнь так близко отражала жизнь одного из его ущербных романтических героев, дуэль произошла во время свирепой бури, и Лермонтов был убит на месте в сопровождении звук раскатов грома. Ему было двадцать шесть лет.

Воображаемый Кавказ | Призрак свободы: История Кавказа

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПризрак свободы: история КавказаИстория Центральной АзииСовременная история (1700–1945 гг.)Политическая историяРегиональная и национальная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПризрак свободы: история КавказаИстория Центральной АзииСовременная история (1700–1919 гг. )45)Политическая историяРегиональная и национальная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

King, Charles,

‘Воображаемый Caucasus’

,

Призрак свободы: история Caucasus

(

Нью -Йорк,

2008;

онлайн Edn,

,

2008;

онлайн Edn,

,

2008; Oxford Academic

, 1 мая 2008 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195177756.003.0004,

, по состоянию на 10 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПризрак свободы: история КавказаИстория Центральной АзииСовременная история (1700–1919 гг.)45)Политическая историяРегиональная и национальная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПризрак свободы: история КавказаИстория Центральной АзииСовременная история (1700–1945 гг.)Политическая историяРегиональная и национальная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

По мере завоевания Кавказа Российской империей образы Кавказа как места закреплялись в воображении как россиян, так и жителей Запада.

Поэзия и проза Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Льва Толстого рисовали яркие портреты южного окраины России. Путешествия и туризм привлекли новых посетителей, в том числе европейских энтузиастов альпинизма, таких как Дуглас Фрешфилд, который совершил первые зарегистрированные восхождения на многие вершины региона. Даже в европейской эротике Кавказ и его народы изображались интригующе рудиментарными версиями человечества, такими же дикими и дикими, как населенный пейзаж.

Ключевые слова: Кавказ, Эротика, Фрешфилд, Дуглас, Лермонтов, Михаил, Пушкин, Александр, Толстой, Лев

Предмет

Региональная и национальная историяПолитическая историяСовременная история (с 1700 по 1945)История Центральной Азии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *