Детские и юношеские годы Жуковского.. История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы
Детские и юношеские годы Жуковского.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его, Елизавета Дементьевна Турчанинова (пленная турчанка Сальха), жила в усадьбе Мишенское сначала в качестве няньки при детях Буниных, потом домоправительницы (экономки). Родившийся у нее сын по желанию Бунина был усыновлен бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским, жившим у Буниных «нахлебником». Это позволило Жуковскому сохранить звание дворянина и избежать трудной участи незаконнорожденного ребенка.
Мальчик был принят в дом отца и вскоре сделался всеобщим любимцем. Он рос в окружении старших сестер по отцу и их дочерей. Женская атмосфера дома Буниных отразилась на его характере – мягком, чувствительном, мечтательном. Двусмысленное положение его в этой семье, болезненные отношения с матерью, служанкой отца и сестер, способствовали раннему духовному созреванию.
В 1797 году Жуковский был определен в Благородный пансион при Московском университете. Годы учебы в пансионе (1797-1800) сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и эстетических вкусов Жуковского. Опытные и уважаемые наставники этого учебного заведения – директор университета И. П. Тургенев, друг Карамзина, бывший воспитатель Александра I, и настоятель пансиона д. А. Прокопович-Антонский – уделяли большое внимание духовному образованию воспитанников: утверждались идеалы нравственного самоусовершенствования, культивировались личные и гражданские добродетели, поощрялись литературные интересы и склонности. При пансионе существовало литературное общество, которое выпускало альманах «Литературная заря». Вскоре Жуковский стал членом этого общества и автором стихов, в которых он подражал Ломоносову, Державину и Хераскову, а также рассуждений на морально-этические темы.
И. П. Тургенев по просьбе Буниных опекал юного воспитанника, ввел в свое семейство. В его доме часто собирались известные писатели во главе с Карамзиным.
Отзывчивый на добро Жуковский обрел здесь вторую семью, сдружился с сыновьями Ивана Петровича – Александром, Николаем (будущим декабристом, автором трактата «Опыт теории налогов») и особенно с Андреем, юношей поэтически одаренным, большим знатоком английской и немецкой литературы. Преждевременная смерть Андрея Тургенева в 1803 году была первой тяжелой утратой для Жуковского. Воспоминания о юношеской дружбе согревали его душу на протяжении всей жизни и отразились во многих лирических стихах.В декабре 1800 года Жуковский окончил пансион с серебряной медалью и определился на государственную службу. В начале 1801 года Александр Тургенев вместе с Жуковским, А. Ф. Воейковым, А. Ф. Мерзляковым организовали «Дружеское литературное общество» бывших воспитанников Благородного пансиона. Они увлекались сентиментализмом и считали себя последователями Карамзина. Кроме литературных, общество ставило перед собою моральные цели. Жуковский выступал на его заседаниях с речами о дружбе, о страстях, о счастии.
К службе своей Жуковский вскоре охладевает, да и в дружеском кругу начинаются разногласия. Поэт не разделяет критического отношения Андрея Тургенева и Андрея Кайсарова к Карамзину. В 1802 году он уходит в отставку и уезжает на родину, в Мишенское, чтобы целиком отдать свой деревенский досуг литературе.
Гражданская лирика Жуковского.
Гражданская лирика Жуковского. В начале лета 1812 года войска Наполеона перешли через Неман и вторглись в русские пределы. В августе Жуковский покинул родной край поручиком Московского ополчения. Ночь на 26 августа он провел в засаде на окраине Бородинского поля, в резерве
Балладное творчество Жуковского.
Балладное творчество Жуковского. С 1808 по 1833 год Жуковский создает 39 баллад и получает в литературных кругах шутливое прозвище «балладник». В основном это переводы немецких и английских поэтов (Бюргера, Шиллера, Гёте, Уланда, Р. Саути, Вальтера Скотта и др.) со всеми
Поэмы Жуковского.
Поэмы Жуковского. В эти годы он занят в основном переводами эпоса европейских и восточных народов, среди которых главное место занимает непревзойденный до сих пор перевод «Одиссеи» Гомера. В центре переводных произведений последнего периода творчества Жуковского
Детские годы Лермонтова.
Детские годы Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Георга Лермонта, выходца из
ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ*
ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ* (ВМЕСТО ПЕРЕДОВОЙ)На днях знакомый семилетний мальчик-эмигрант в беседе с нами задал нам несколько вопросов, на которые мы могли ответить только пожатием плеч.Ввиду общего интереса этих вопросов, позволяем себе поделиться ими с нашими взрослыми
Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты
Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты Н. В. Гоголь родился в 1809 г. в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии – местечке, которое затем навсегда войдет в русскую литературу и наше литературное сознание с одной из первых написанных им
Мемуарные произведения С.
Т. Аксакова. «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука»Мемуарные произведения С. Т. Аксакова. «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова-внука» Причины, побудившие писателя обратиться к мемуарному жанру, многочисленны. В литературе 1840-1850-х годов проявляется общий интерес к мемуарной прозе. Самыми заметными
Глава 1 Юношеские годы. «Ганц Кюхельгартен»
Глава 1 Юношеские годы. «Ганц Кюхельгартен» 1Детские и юношеские годы Гоголя прошли в обстановке патриотического подъема, явившегося результатом Отечественной войны 1812 года, которая пробудила национальное самосознание, показала могучую силу народа, вызвала к жизни
ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА
ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА В «Семейной хронике» Аксакова читателя привлекает точное, словно прозрачное, изображение старинной, обильной природы и медленная, задумчивая, внешне незлобивая жизнь патриархального, семейного человека среди этой старинной природы. Эта
Детские звоночки
Детские звоночки Не мне судить, насколько грамотно с точки зрения PR открывать сборник республиканского уровня детскими стихами. Да, попытки детей писать – это интересно. У них рождаются иногда яркие оригинальные образы, недоступные заштампованному сознанию взрослых. Но
Английские детские народные песенки
Английские детские народные песенки Во всех странах с самого раннего детства ребята знакомятся с прекрасными произведениями устного народного поэтического творчества. Прочитай внимательно детские народные песенки, которые и по сей день распевают твои ровесники в
биография, некролог, причины смерти поэта
Биография и эпизоды жизни Василия Жуковского. Когда родился и умер Василий Жуковский. Цитаты поэта и переводчика, изображения и видео.
Василий Жуковский
родился 29 января 1783
умер 12 апреля 1852 Годы жизни Василия Жуковского
Эпитафия
«Лебедь благородный дней Екатерины Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый, А когда допел он, - на небо взглянувши И крылами сильно дряхлыми взмахнувши, К небу, как во время оное бывало, Он с земли рванулся... и его не стало».Василий ЖуковскийИз последнего стихотворения Василия Жуковского «Царскосельский лебедь»
Основоположник русского романтизма Жуковский искренне верил в то, что поэзия и жизнь неразделимы; что поэзия — это высшее воплощение красоты, справедливости, истины.
Мягкий и верный характер Жуковского, его стремление к правде и гармонии были хорошо известны современникам: А. С. Пушкин, многому научившийся у друга-поэта, писал о нём: «Что за чертовски небесная душа? Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё!»
Отцом Василия Жуковского был помещик, матерью — пленная турчанка. Мальчика официально усыновил бедный дворянин, живший в господском доме, и Василий воспитывался в семье отца. Но права на дворянское звание у него не было, и мальчика на бумаге зачислили в гусарский полк, что сделало его личным дворянином и позволило обучаться в училище в Туле, а затем и в университетском пансионе в Москве.
В пансионе Жуковский стал главой литературного общества и уже в 14 лет написал своё первое серьёзное стихотворение. Будущий поэт в юности был увлечён сентиментализмом, занимался переводами английских авторов, подражал многим из них. После первого дебюта в московском журнале «Вестник Европы» Жуковский регулярно печатается там, а позднее становится и главным редактором.
После первых сентиментальных опытов поэзия Жуковского приобрела явный романтический уклон. И это было что-то новое для российской литературы. Жуковский учится у средневековых авторов: переводит романтическую поэму «Ленора», а затем на её основе пишет два собственных произведения, «Людмила» и «Светлана», оба очень успешные.
Началась война 1812 года, и Жуковский вступил в ополчение. В тот же год военном лагере он пишет своего «Певца в стане русских воинов», и эти стихи мгновенно становятся известными в армии, принося Жуковскому первую подлинную славу, но окончательно решает его судьбу написанное двумя годами спустя послание «Императору Александру». Жуковского призывает в Петербург императрица Мария Фёдоровна, и он поступает на придворную службу, которой отдаст 25 лет.
Сперва Василий Жуковский был только чтецом императрицы, а также учил русскому языку принцессу Шарлотту — будущую императрицу Александру Фёдоровну. В это время его талант расцвёл наиболее ярко. Поэт работал над переводами, преимущественно немецких авторов, много писал сам.
Спустя 10 лет после поступления на придворную службу Жуковский стал наставником царевича, будущего императора Александра II. Благодаря своему положению, Жуковский мог заступиться — и заступался — за многих, кто попадал в опалу: Пушкина, Герцена, декабристов.
Последние годы жизни
Выйдя в отставку после совершеннолетия царевича, Жуковский отправился в Германию и там женился на дочери старого друга. Здоровье молодой жены было слабым, да и сам Жуковский уже давно страдал от прогрессирующей слепоты, так что на родине поэту с тех пор не довелось побывать ни разу. Но Жуковский работал над переводами до самой смерти, завершив «Одиссею» Гомера, но не успев закончить «Илиаду».
Умер Жуковский в Баден-Бадене, где и был похоронен, но через несколько месяцев его тело было доставлено в Петербург и торжественно погребено в Александро-Невской лавре, близ могилы Карамзина.
Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-ПетербургеЛиния жизни
29 января (9 февраля по старому стилю) 1783 г. Дата рождения Василия Андреевича Жуковского.
1797-1801 гг. Учёба в Московском университетском благородном пансионе.
1802 г. Первая публикация в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг. Работа редактором в «Вестнике Европы».
1808-1809 гг. Работа редактором в «Вестнике Европы».
1812 г. Уход в ополченцы.
1815 г. Участие в литературном обществе «Арзамас».
1816 г. Создание текста первого официального российского гимна «Молитва русских» («Боже, царя храни»).
1831 г. Создание «Спящей царевны» и «Сказки о царе Берендее».
1841 г. Почётная отставка и переезд в Германию. Женитьба на Елизавете Рейтерн.
1845 г. «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
1848-1849 гг. Выход в печать обоих томов «Одиссеи» в переводе Жуковского.
12 апреля (24 апреля по старому стилю) 1852 г. Дата смерти Василия Жуковского.
август 1852 г. Похороны Василия Жуковского на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Памятные места
1. Село Мишленское Тульской губернии, где родился Василий Жуковский.
2. Дом № 20 по Казанской (ранее — Малой Мещанской) улице в Петербурге, где Жуковский жил в 1818 г.
3. Доходный дом Брагина в Петербурге, наб. Крюкова канала (ранее — Никольского канала), д. 11, где Жуковский жил в 1818-1819 гг.
4. Доходный дом А. А. Меншикова в Петербурге, Невский пр., д. 64, где в квартире А. Ф. Воейкова Жуковский жил в 1822-1826 гг.
5. Вилла Метцлер во Франкфурте-на-Майне (ранее — дача Зальведеля), где Жуковский с семьёй жил в 1844 г. и принимал у себя Н. Гоголя.
6. Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где похоронен Жуковский (ныне — Некрополь мастеров искусств).
7. Памятник Жуковскому в Александровском саду в Санкт-Петербурге.
Эпизоды жизни
- Чувством, сильно повлиявшим на поэтические творения Жуковского, стала любовь к его племяннице, Марии Протасовой, дочери единокровной сестры Жуковского по отцу. В 1812 г., перед вступлением в ряды ополченцев, поэт решается просить её руки у матери, но получает отказ. Несчастная любовь долгие годы находит отражение в романтических стихах Жуковского, не угаснув и после замужества возлюбленной в 1817 г., и после её смерти спустя 6 лет.
- Гимн России, написанный Жуковским в 1815 г., был на самом деле переводом английского гимна God save the king. Он и исполнялся на тот же мотив (подобные «заимствования» у англичан были характерны для гимнов нескольких государств в то время). В 1833 г. по велению Николая I композитор А. Ф. Львов сочинил новую мелодию для гимна, а текст опять был поручен Жуковскому. В новой версии поэт сместил акцент от обращения к богу на прославление самодержавия, и этот вариант гимна закрепился и использовался до самой революции.
- Нет никаких сомнений в том, что Жуковский как воспитатель будущего «царя-освободителя» сыграл огромную роль в формировании прогрессивных взглядов Александра Второго. Сам поэт считал главной целью воспитания и образования в первую очередь формирование нравственности. По достижении царевичем совершеннолетия он вместе с наставником отправился в путешествие по России, результатом которого стало смягчение участи ссыльных в самых отдалённых её пределах.
Заветы
- «Жизнь и поэзия — одно».
- «Что значит отсутствие поэзии, это ясно показывает наше бедственное, прозаически-разрушительное время, в котором все, одной душе принадлежащее, — все святое, божественно-историческое уничтожено. Дорого, свято и уважаемо теперь только то, что можно ощупать руками, что можно законно или незаконно положить в карман, что можно счесть на счетах или свесить».
«О милых спутниках, которые наш свет Своим присутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет! А с благодарностию: были!». Василий ЖуковскийВасилий Жуковский. "Солнце и Борей". Читает Игорь Ясулович.» src=»https://www.youtube.com/embed/04d7HgyK6Yw?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»> Стихотворение Жуковского «Солнце и Борей». Читает Игорь Ясулович
Соболезнования
«Неизмерим подвиг Жуковского, и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою богинею Церерою. Она дала русской поэзии душу и сердце, познакомив ее с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления «в оный таинственный свет», которому нет имени, нет места, но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону…»
Виссарион Белинский
«Жуковский не дал своего имени никакому литературному периоду, он стоит посредине между эпохами Карамзина и Пушкина: закончив работу одного, он подготовил почву для другого. Белинский говорит, что без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Это страшно много, и нужно уметь быть за это благодарным».
Лев Троцкий
Ссылки
- Страница Василия Жуковского в «Википедии»
- Собрание сочинений Жуковского и книги о поэте в библиотеке Максима Мошкова
- В. В. Огарков, «В. А. Жуковский. Его жизнь и литературная деятельность» на портале «Литература и жизнь»
Где купить или заказать
🍴 Недорогие кафе для поминок
☦️ Гранитные мастерские Москвы и РФ
🌼 Уборка и уход за могилами
💎 Иконы, амулеты, экстрасенсы
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ СЕЗАРА КЮИ
Кюи Био[Следующий довольно беззаботный взгляд на жизнь и работу Цуя был первоначально написанный в ответ на запрос listserv в верхней части моего голову пару лет назад. Более формальный, фактически точный и обновленный документ может заменить его позже. Например, есть теперь английский перевод книги Кюи о русской авторской песне. лкн 4-15-95; последняя небольшая редакция 17.04.96]
Цезарь Антонович Кюи имеет сомнительную честь быть наименее известным (и, следовательно, в меньшей степени с точки зрения истории) «Могучая кучка» — круг композиторов, зародившийся в середины 1850-х гг. в Петербурге во главе с Балакиревым (как музыкальным лидер) и Стасов (как пропагандист, «шестой» член «пятерки», как было). Если вы не помните, кто были эти «пятеро», они были Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков — «бабокумури» в мнемоническом смысле (или «бабокумурист», если добавить Стасова, но это звучит как практик малоизвестной племенной формы поклонения).
Отец Кюи, Антуан (одно время фамилия писалась «Queuille»), поселился в Вильнюсе, Литва, после прибытия в составе Вторгшаяся армия Наполеона. Он женился на местной жительнице Юлии Гуцевич. с которым у него было пятеро детей. Сыновья были названы в честь великих военные (Сезарь, Александр, Наполеон; другого сына звали Болеслав — это был известный военный? Их дочь была Марианна).
Антуан (обрусевший как Антон) зарабатывал на жизнь преподаванием и стал гражданин России; в конце концов семья вошла в дворянство. И все же у них было ни капли русской крови, конечно (даже переливание не помешало бы помогло сделать музыку Цезаря более русской, смею сказать), хотя, я будет происходить от девичьей фамилии Юлии Цуй и их проживания в Литве. что есть немного польской крови (возможность, которая не доказывает в музыкальном плане ничего, конечно, потому что даже настоящие русские композиторы написал музыку в польских стилях и жанрах).
Маленький Цезарь родился в 1835 году. Он не был, видимо, ребенком вундеркинд Его сестра начала уроки музыки; тогда его отец послал его к скрипачу по имени Дио (sp?), чтобы научиться музыке. Затем, когда Польский композитор Монюшко приехал в город, чтобы остаться на некоторое время, Цезарь какая-то теоретическая подготовка с ним, хотя нет, видимо, уроки композиции. Однако слишком рано юный Сезар поступить в военно-инженерное училище в Петербурге. (Это было около 15 лет или около того — извините, у меня нет точных дат со мной в это время время.)
И в Петербурге он познакомился с Балакиревым, а со временем и с остальными «ребята». В инженерном училище он также познакомился с Виктором Крыловым, который написал первые несколько оперных либретто Цюя и тексты песен. Теперь не так уж и мало Цезарь писал музыку под руководством Балакирева, посещал оперу, и учится на военного инженера. Он получил высшее образование и в конце концов стал профессором фортификации (последний его чин, кажется, был общий).
Он женился на женщине по имени Мальвина Бамберг, одной из родственниц Даргомыжского. поющих учеников, которым он посвятил свой первый пронумерованный опус, скерцо для фортепиано/в 4 руки (позже с оркестровкой) на темы B.A.B.E.G (т.е. БАМБЕРГ) и C.C. (угадайте, чьи инициалы *эти*), с 1857 года. Она умерла в 1899. (Их дочь Лидия вышла замуж за некоего мистера Аморетти, и они также был сын Александр).
Повзрослевший Цезарь стал одним из главных выразителей «нового русского школы», главными представителями которой были Горстка (другая представитель Стасов). Он честно публиковал свои обзоры и взгляды. регулярно с 1864 года до конца века в различных отечественных и иностранные газеты и журналы, участвующие в какой-то горячей пропаганде стычки, особенно в первые годы. Его подписка долгое время была «***». Он даже сделал разгромную рецензию на первую постановку «Бориса Годунов» (которую я еще не читал, позор мне). Есть пародия мультфильм из какой-то публикации при его жизни с подписью на латыни: «Здравствуй, Цезарь Кюи, мы, умирающие, приветствуем тебя».
Некоторые из его 800 или около того статей были собраны в книги («La Musique en Russie», «Кольцо нибелунгов», «Русская авторская песня», д.), только последний из которых, насколько мне известно, был переведен на Английский. (Он также написал книги и учебники по фортификации — quelle сюрприз!) Музыкально-критические статьи он писал лишь изредка после рубеже веков, к тому времени он не мог выдержать «модернисты» или «футуристы», как он их называл, — люди вроде Дебюсси, Р. Штраус, Д’Инди.
В его произведениях присутствует сарказм, смешанный с музыкальной критикой. Один из его письма — короткая песня с текстом: «Он меня больше не любит; он влюбился в Штрауса!» Его предпоследняя музыкально-критическая статья была песня «Гимн футуризму»; его последний статья представляла собой список инструкций о том, как сочинять в новом, современный способ. И одна из его поздних фортепианных пьес называется «Reverie d’un». faune apres la Lecction de Son Journal», в явной дань уважения, так сказать, Дебюсси. Вот вам и критик Цуй. (Я не хочу игнорировать этот аспект так бессердечно, но я не читал достаточно его критики, чтобы даже притворяться чтобы мое собственное суждение было справедливым, хотя вы и сами можете прочитать, как другие англоязычные писатели отвергли его сочинения.) подборка музыко-критических статей, выборка его писем была опубликовано в 50-х годах. Моя любимая цитата из его писем: «Либретто, либретто, мое королевство для либретто!»
Что же касается Цюй-композитора, то мы могли бы просто сказать, что некоторые люди должны работать трудно быть посредственным. Но не будем. Он был ужасно плодовитым композитором (особенно на фоне своих соотечественников Балакирева, Бородина и Мусоргский), что, несомненно, могли подтвердить его издатели. За исключением первого акт Млада (1872 г.), он написал около 14 опер, в том числе 4 детские оперы и несколько одноактных «взрослых» опер; он также сделал первая завершенная версия Ярмарки Мусоргского на Сорочинске (1917). (Видимо, несмотря на рецензию на Бориса , он отстаивал позицию Мусоргского. музыка.)
Он написал несколько сотен песен (на русском, французском, польском и немецком языках), множество фортепианных и камерных произведений, в том числе 3 струнных квартета, несколько оркестровые произведения (преимущественно легкая музыка — сюиты, вальсы, скерцо) и много хоровых произведений, в том числе кантата к 300-летию Династия Романовых (1913). Военные годы (то есть русско-японская война, ок. 1905 г. и Первая мировая война) вдохновили Кюи на создание ряда произведений, в основном песен и военный марш оркестра. Есть даже религиозная музыка: 3 псалма, пара Ave Marias и православное оформление Magnificat (Cui был Между прочим, католик, но, похоже, ему нравилось писать музыка для православной службы).
Но больше всего он известен как миниатюрист в песнях и фортепианной музыке; эти виды произведений, которые, как правило, перепечатываются или записываются, если все. Многие из вас, возможно, знакомы с его пресловутой «Восточной сказкой» (ор. 50, нет. 9, первоначально для скрипки и фортепиано), которая была транскрибирована для всего, от фортепианного дуэта до гавайской гитары. Пожалуйста, станьте *не*знаком с этим произведением, если не возражаете.
Первой исполненной оперой Кучки была его « Вильгельм». Рэтклифф (или, как подчеркнуто по-русски, Виль-ЯМ Рат-КЛИФФ; на основе перевод Плещеева трагедии Гейне), впервые исполненный в 1869 году. Хотя «банда» хвалила ее, опера так и не закрепилась. в репертуаре и не возрождался примерно до 1900 года. Его следующая исполненная опера Анджело , премьера которой состоялась в 1876 году, также была возрождена примерно в 1900 году. Премьера прошла пять часов!)
В этих двух работах Кюи пытался следовать установкам нового русского школа в отношении реалистического оформления русского текста и т. д. (как было предпринятое очень благоразумно Даргомыжским в Камень Гость , который помог завершить Цуй), но не обязательно успешно. В этих операх, конечно же, не использовались русские сюжеты, и стиль Кюи даже в тех, у кого русская тематика, вообще избегает русских фольклорных или другая идиома, и не похожа на его соотечественников. Даже его опера первого сочинения, Кавказская пленница (не исполнялась до 1883 г.), которая имеет ведущий русский персонаж среди драматических personae, не делает ничего лучше, чем использовать капельку ожидаемого псевдоориентализм (из-за обстановки), который был слишком распространен, и никакого «русского» стиля как такового. (Стиль Цуй обычно связывают с Обер, Мейербер, может быть, немного Шумана. Лиризм в операх преобладает часто за счет драмы; но очень красивая лирика, ИМХО. )
Его последняя большая опера, «Капитанская дочка », вероятно, много музыки в истинно русском стиле, на что Цуй когда-либо мог надеяться. Он даже признался в письме (цитируется по New Grove ), что он был неспособен написать истинно русскую оперу; так что не держу его нерусскость в стиль против него даже в операх, действие которых происходит в России. Ведь его музыка могут быть законно подвергнуты критике по другим основаниям. (Он, однако, рассмотреть возможность написания оперы на литовскую тему.)
В начале 1870-х годов Кюи написал первый акт для коллектива (и прерван) проект Млада (позднее составлен полностью Римский-Корсаков — и, между прочим, великолепная работа). Цуй позже опубликовал партитуру, с небольшими изменениями, в 1911 г., посвятив ее покойному Римский, Бородин и Мусоргский. Это небольшое, и я имею в виду *легкое*, произведение.
В остальных операх преобладают французские источники: Сарацин (от Карла VII Дюма (отца) chez ses grands vassaux ), Ле Flibustier (настроен на экранизацию его комедии Ришпеном, премьера состоялась в Комической опере в 1894 г. ), Маттео Фальконе (после Мериме и Жуковского), мадемуазель Фифи (по рассказу Мопассана и Метенье) и Красная Шапочка и Кот в сапогах (после Перро). Fifi (1903) получил широкое распространение популярен в империи во время Первой мировой войны, несомненно, из-за его темы дело (франко-прусская война). Это моя любимая из одноактных опер, хотя я разочарован тем, что Цюй упустил именно эту строчку в диалог, произнесенный одной из, кхм, дам: «Я Ева, Помидор». Возможно, это было бы неприемлемо для оперных цензоров?
Его оперы по мотивам Пушкина — Пир в Время чумы (одна из маленьких трагедий Пушкин вместе с Скупой рыцарь [постановка Рахманинова], Каменный гость [Даргомыжский] и Моцарт и Сальери [Римский-Корсаков]), и вышеупомянутый Узник Кавказ и Капитанская дочка . Заключенный был пожалуй, самая популярная из его масштабных опер, большинство производств. (Напротив, недавний словарь оперных названий Уильям Рэтклифф его самая успешная работа — вводящая в заблуждение прилагательное, учитывая материальное значение слова «успех» в современной культуре. )
Его вторая написанная опера, Сын мандарина , комическая опера в одном поступок, хотя и произведенный несколько раз, достоин сожаления — но все же мог бы использоваться в студийных классах оперы. Другие детские оперы основаны на русских сказках: Снежный богатырь и Иван Дурак .
Все оперы кроме Flibustier сочинены на русские либретто. Узник был исполнен в Льеже в 1886 году (на французском языке) с помощью графини де Мерси-Аржанто, много сделавшей для осознания Русская музыка на западе. Флибустье исполнялось на русском языке на Московской консерватории в 1908 году под названием « у моря ».
Две детские оперы были переизданы в советское время с новые, более «приемлемые» либретто, и одно из тех ( Кот в сапогах ) исполнялась в Дрездене и Веймаре несколько лет назад (кажется, в 1982 году). Но кроме этого, я не знаю опер, особенно «взрослых», которые исполнялись после смерти Цуй (1918 г.), за исключением Little Red Riding-Hood , самое раннее выступление которого, кажется, было в Беларуси. в начале 1920-х гг.
В конце жизни Цуй очень увлекся написанием музыки для детей. и стал ассоциироваться с учительницей по имени Надежда Доломанова в этом внимание. О детских операх упоминалось ранее; они предназначены для детей играть, а не просто смотреть. Несколько номеров его опусов содержат только детские песни. Уже одна из его ранних коллекций песни, соч. 15 («13 музыкальных картинок», 1877-1878 гг.), по-видимому, указывал в этом направлении и был посвящен его дочери Лидии.
За последние пару десятилетий своей жизни Цуй написал множество музыка (возможно, из-за того, что бросила тяжелую журналистскую карьеру), особенно песни и пьесы для фортепиано. Он был связан с кружком Керзина. любителей музыки в Москве; и в его жизни было не менее двух юбилеев. честь: один в 1894 году (через 25 лет после «Рэтклифа») и один около 1909 года (40 лет). годы). Он ослеп примерно за год до смерти. (Нет я не* собираюсь натянуть доверие, сравнив его с Бахом! Но это приятно мысль.) Потом пришла смерть и мирная относительная безвестность — если только кто-то делает что-то серьезное по этому поводу. Конец.
Если кто-то из вас читал по-русски, единственная полная биография Кюи — это далее: А. Ф. Назаров. «Цезарь Антонович Киуи». Москва : Музыка, 1989. Это часть популярного биографического сериала «Русские и советские». композиторы», но как таковой не содержит музыкального анализа. La Comtesse de Мерси-Аржанто опубликовала свою биографию Кюи и анализ его произведений. в конце 1880-х гг., а Стасов написал очерк своей жизни к 1894 г. юбилей.
Собраны вместе: Лайл Нефф, [email protected]
Биография: Моя судьба | Тарас Шевченко | Музей Тараса Шевченко
Автобиографический очерк Тараса Шевченко
Я ПОЛНОСТЬЮ ЦЕНЮ ваше желание опубликовать в своем журнале «Чтение для народа» истории жизни тех людей, которые, выйдя из темных и нечленораздельных рядов простого народа, проложили себе путь к каким-то достижениям.
Рассказы такого рода могли бы помочь многим осознать свое человеческое достоинство, и мне кажется, что без такого осознания низшие классы не могут подняться из своего теперешнего положения в России.
Моя собственная судьба, представленная правдиво, может привести к более глубоким размышлениям не только со стороны обычного человека, но и тех, от кого этот обычный человек так полностью зависит. Обе стороны должны извлечь из этого выгоду. Вот почему я не могу отказаться раскрыть несколько печальных фактов о себе. Все, что я могу сделать сейчас, чтобы выполнить ваше желание, это дать краткий отчет о действительном ходе моей жизни. Прочитав эти строки, вы оцените те чувства, которые огорчают мое сердце и угнетают мой дух.
Я СЫН Григория Шевченко, крестьянина и крепостного. Я родился 9 марта 1814 года в селе Кереловка Звенигородского уезда Киевской губернии, в имении помещика. На восьмом году жизни я потерял отца и мать и нашел приют у деревенского пономаря, который принял меня в свои ученики. Такие ученики оказываются в состоянии фактического рабства, как и мальчики, поступившие в подмастерья к ремесленникам. Власть хозяина над ними практически не имеет границ. Они должны выполнять все домашние обязанности и выполнять все возможные прихоти хозяина и его домочадцев. Вы можете себе представить, что мог требовать от меня этот пономарь, несчастный пьяница, и что мне приходилось делать с самоуничижением раба.
Извещение о рождении сына Тараса 25 февраля (9 марта) 1814 года в семье Григория Шевченко села Моринцы. В этом мире не было никого, кто беспокоился бы или мог бы беспокоиться о моей несчастной судьбе. Тем не менее я учился в так называемой школе и за два трудных года прочел начальную Чтение, Сводную книгу и, наконец, Псалтирь. К концу моего школьного обучения пономарь посылал меня вместо себя читать Псалтирь за души усопших крепостных и охотно платил мне за это несколько копеек.
Моя помощь позволила моему учителю еще больше посвятить себя любимому делу, выпивке со своим другом Юноной Лимар, так что, возвращаясь со своих псаломных подвигов, я почти всегда заставал их мертвецки пьяными.
Мой пономарь с крайней жестокостью обращался со всеми своими учениками, и мы все его ненавидели. Его необоснованная жестокость сделала нас хитрыми и мстительными. Мы обманывали его и делали все, что только могли придумать. Он был первым деспотом, которого я когда-либо встречал, и на протяжении всей моей жизни он наполнял меня ненавистью и презрением ко всякого рода принуждению, которое практикуется одним человеком над другим. Мое детское сердце ранилось такими воспитательными приемами тысячу раз на дню, и я заключил — как должны сделать все беззащитные люди, когда они не могут больше терпеть обиды, — местью и бегством.
Однажды я наткнулся на своего учителя в состоянии пьяного угара и, обратив против него его же оружие, розгу, использовал ее, насколько позволяла моя детская сила. Это был мой единственный шанс расквитаться с ним за всю его жестокость. Среди земных вещей у этого пьяного пономаря была книжечка с картинками, и хотя гравюры были крайне плохой работы, но в то время они казались мне драгоценнейшим произведением искусства. Я не мог сопротивляться искушению. Я взял книжку с картинками и убежал ночью в город Лысянка.
ТОГДА Я НАШЕЛ нового учителя, только чтобы обнаружить, что в своих образовательных принципах и методах он почти не отличался от моего прежнего учителя. Три дня я таскал ведрами воду из реки Тикич и растирал свою зеленку на железной пластине. На четвертый день я сбежал в деревню Тарасовку, где жил пономарь с известной артистической известностью. Он приобрел его благодаря своим изображениям великомучеников Никиты и Иоанна Воина. К этому Аппелесу я обратился теперь с твердой решимостью преодолеть все трудности и испытания, которые в то время казались мне существенной частью учебы. Мне не повезло. Аппелес мог читать мой характер и предсказывать мое будущее по ладони левой руки. Посмотрев на него с большим вниманием, он прямо сообщил мне, что у меня нет способностей ни к чему, даже к сапожному делу или бочонку.
Без всякой надежды когда-нибудь стать хотя бы посредственным художником и с опечаленным опытом сердцем я вернулся в родную деревню. Я не мог ожидать, что стану кем-то другим, кроме как, как выразился Гомер, пастухом безупречных стад. Было, однако, некоторое утешение в мысли, что в своих скромных занятиях деревенский пастух должен иметь достаточно свободного времени, по крайней мере, чтобы просмотреть свою украденную книжку с картинками. Но кажется, что мои мечты никогда не сбываются. Моему домовладельцу, только что вступившему в наследство по отцовской линии, понадобился ловкий паж. Мне сказали выбросить лохмотья и надеть саржевую куртку с брюками в тон, и как полноправный паж я приступил к своим новым обязанностям.
Таких пажей придумали поляки, старые «цивилизаторы» Украины. [4] Помещики других национальностей переняли у них этот остроумный прием дрессировки лакеев с самого детства. Польские дворяне в старину держали этих так называемых «казачков» не только как слуг, но и как менестрелей, танцоров и артистов. На радость своим хозяевам «казачки» играли веселые, двусмысленные песни, сочиненные народом для облегчения своих страданий. Они танцевали, извиваясь, перед своими лордами, притворяясь пьяными.
ИХ ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ПОТОМКИ сегодня не только сохраняют традицию, но и делают это с гордым сознанием того, что таким образом продвигается украинская культура и взращивается национальный дух. Мой хозяин был обрусевший немец и, как таковой, человек более практического склада ума. Он воспитал мой национальный дух по-своему, поставив меня в угол своей приемной, где я должен был оставаться безмолвным и неподвижным до тех пор, пока он не прикажет мне подать ему его трубку, которая стояла совсем близко от него, или наполнить стакан водой. Из-за моего упрямого характера я нарушил приказ своего хозяина и пел еле слышным голосом печальные гайдамацкие песни и тайно копировал картины суздальской школы, украшавшие комнаты моего хозяина. Я рисовал карандашом, который, признаюсь, без угрызений совести украл у лавочника.
Мой хозяин был странствующим человеком. Он всегда ездил в Киев, в Вильно или в Петербург и всегда таскал меня с собой, чтобы иметь под рукой трубку и другие жизненные нужды.
Не могу сказать, что в то время я считал свои обязанности особенно обременительными или постыдными. Только теперь все это представляется мне каким-то страшным, неразумным кошмаром. Вероятно, со мной согласятся многие русские люди, которые заглянут в свое прошлое. Следуя за своим беспокойным хозяином от одного дома к другому, я использовал любую возможность, чтобы стащить со стен как можно больше гравюр на дереве. Добавлю, что не помешательство коллекционера заставило меня сделать это, а неудержимое желание рисовать или, наоборот, делать копии с каждого увиденного рисунка.
ОДНАЖДЫ ВО ВРЕМЯ НАШЕГО ПРЕБЫВАНИЯ в Вильно мой барин с женой пошли на бал местного дворянства по случаю именин Его Величества Государя Николая Павловича. Слуги спали, и дом был окутан полной темнотой. В своей уединенной комнате я зажег свечу, открыл свои украденные сокровища и, выбрав среди них картину «Казак Платов», стал копировать.
Я не заметил, как быстро пролетело время, и даже не услышал, как позади меня отворилась дверь и вошел мой хозяин, вернувшись с бала. Он схватил меня и дал несколько тумаков по уху — не за мою преданность искусству (отнюдь! искусством он вообще не занимался (а потому, что я мог поджечь не только здание, но и весь На другой день он велел кучеру Сидору крепко спрятать меня, что и сделал с более чем должным усердием.0007
Весной 1832 года я отучился восемнадцатый год, еще лакеем, но как таковой полным провалом и разочарованием для моего господина. Возможно, поэтому он, наконец, уступил моим непрекращающимся просьбам и позволил мне научиться рисовать.
У меня не было особых возможностей, так как я был нанят всего на четыре года к художнику-орнаменталисту и декоратору в Санкт-Петербурге. Этот человек, Шираев, сочетал в себе таланты и повадки и пьяного пономаря, и другого пономаря, хироманта.
НО ХОТЯ я ничему не научился днем, я мог проводить лунные весенние ночи в петербургском Летнем саду и рисовать статуи, украшавшие это творение Петра Великого. Именно там я познакомился с художником Иваном Максимовичем Сошенко, земляком, который до сих пор мне как брат. По его совету я начал пробовать себя в акварели с натуры. Во время моих первых и слабых попыток у меня была модель в лице Ивана Нечипоренко, другого моего земляка и друга, а также одного из слуг моего хозяина. Однажды мастер обнаружил одну из моих картин в руках Нечипоренко, и она ему так понравилась, что он нанял меня для написания портретов своей любовницы. Иногда он даже наградил меня рублем.
Документ об освобождении Шевченко от 22 апреля 1838 года за подписью Жуковского, Брюллова, Виельгорского и Энгельгардта, его владельца. В 1837 году Сошенко познакомил меня с В. И. Грегоровичем, [6] секретарем Академии художеств, и просил его избавить меня от моего низкого несчастья, моего крепостного состояния. Грегорович передал эту просьбу поэту В. А. Жуковскому, который тотчас же сделал предварительное предложение моему мастеру и поручил К. Р. Брюллову составить его портрет с намерением сделать его призом частной лотереи. В короткий срок у великого Брюллова был готов портрет Жуковского. Жуковский при содействии графа М.Ю. Виельгорский организовал лотерею, билеты были легко проданы, и по цене в 2500 рублей 22 апреля 1838 года была куплена моя воля.0007
С этого дня я стал учиться в Академии художеств и вскоре стал одним из любимых учеников и друзей Брюллова. В 1845 году я получил степень свободного художника.
Что же касается моей литературной деятельности, то скажу только, что она началась в те безлунные белые ночи. Долго от меня сторонилась моя строгая украинская муза, искаженная переживаниями в школе, в парадных усадеб и в разных городских кварталах. Но когда в мои чувства вернулось дыхание свободы, чистота моего детства прошла под крышей бедного отцовского дома, пришла блаженная украинская муза и обняла меня на чужбине. Из моих первых бедных опытов, написанных в Летнем саду, вышла только одна баллада «Причина». Когда и как я написал свои более поздние стихи, я бы предпочел сейчас не обсуждать.
Должен признаться, что эта короткая история моей жизни стоила мне больше, чем я ожидал. Сколько лет потрачено впустую, одно за другим! И что я, всеми своими усилиями, искупил у судьбы? Я выжил, то есть сохранил свою голую жизнь, а вместе с тем и это ужасное проникновение в мое прошлое. Это ужасно, тем более ужасно для меня, что мои собственные братья и сестры — я не был в силах упомянуть об этом в своем рассказе — остались серами до сих пор.
Т Шевченко
1860, 18 февраля.
ПРИМЕЧАНИЯ
Эта краткая автобиография великого украинского поэта Тараса Шевченко, написанная всего за год до его смерти 10 марта 1861 года, представляет особый интерес, поскольку является его единственной автобиографией. Еще одно автобиографическое произведение — его роман «Художник», в котором рассказывается о его собственной жизни. В перепечатанной нами версии (той, что была напечатана в 1860 г.) интересно полное отсутствие десяти лет, 1847–1857 гг., когда он был сослан в Азию. Видимо российская цензура не позволила упомянуть об этом в печати.
По профессии Шевченко художник. Его эссе ясно указывает на его глубокий интерес к искусству и его горячее желание в детстве стать художником. Его слава как поэта превзошла его славу как художника, но чтобы понять его жизнь, необходимо изучить обе его карьеры.
Это эссе можно найти в оригинальной русской версии как документ № 11 3 в книге Тарас Шевченко: документы и материалы, 1814-1963. Под редакцией С. Д. Пилькевича, Киев, 1963, стр. 93-98. Первоначально оно было отправлено в редакцию журнала «Народное чтение» (Петербург) и опубликовано в книге 2, 1860 г., стр. 229.-236. Мы опустили несколько второстепенных слов.
Другую версию на английском языке, основанную на рукописи, можно найти в: Тарас Шевченко: Избранное, перевод Джона Вейра, Торонто, 1961, страницы 137–142. Основное различие между ними заключается в заключительных отрывках. Для сравнения мы приводим здесь версию рукописи, переведенную Джоном Вейром:
.«В 1844 г. ему было присвоено звание магистра изящных искусств и в 1847 г. он был арестован вместе с Костомаровым, Кулишем и многими другими на основании сведений некоего Петрова, студента Киевского университета. Их сослали в разные крепости без суда и следствия, а 30 мая того же года Т.Г. Шевченко был со строжайшим запретом писать и рисовать
«22 августа 1858 года, благодаря заступничеству графини Анастасии Ивановой Толстой, он был освобожден из Новопетровской крепости. И благодаря ее ходатайствам ему высочайшим помилованием было позволено существовать в столице под полицейским надзором и заниматься своим искусством.
«Летом 1859 года, после долгой и мучительной разлуки, он увидел свою милую родину, своих крепостных братьев и сестру, а осенью благополучно вернулся в Академию художеств, где благодаря людям во главе Академии , он занимается акватинтой и аквафортом (гравюра, Ред. ) со страстью настоящего художника.0007
После долгой проволочки, длившейся два года, Главный цензурный комитет разрешил ему печатать только те его сочинения, которые были напечатаны до 1847 года, вычеркнув из них десятки страниц (это прогресс!).
СНОСКИ
- Григорий на украинском языке.
- Дата 25 февраля 1814 года по юлианскому (старому стилю) календарю и 9 марта по современному календарю. Добавьте 13 дней к датам Шевченко для современного эквивалента. Тарас Шевченко на самом деле родился в Моринцах, соседнем селе, но в детстве жил в Кереловке (Кириловка. — Укр.; Кирилловка рус.) и всегда считал ее родной деревней.
- Ему было девять лет, когда в 1823 году умерла его мать, и одиннадцать, когда в 1825 году умер его отец.
- Мальчики-пажи на самом деле были западноевропейским обычаем.
- 6 (19) декабря 1829 г.
- Свою большую поэму «Гайдамаки» Шевченко посвятил Василию Григоровичу (1786-1865), украинцу, секретарю Академии художеств, в благодарность за его роль в освобождении поэта.