Биография в я брюсова: Брюсов биография кратко – самое главное из жизни поэта Валерия Яковлевича

Брюсов Валерий Яковлевич — Поэт

Российский поэт. Прозаик. Драматург. Переводчик. Литературовед. Критик. Историк. Один из основоположников русского символизма. Являлся прекрасным педагогом и принимал активное участие в подготовке и открытии первого Высшего литературно-художественного института.


Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье купца. Его отец увлекался скачками и все свое состояние спустил на тотализаторе. Валера также увлекся скачками. В возрасте шестнадцати лет написал свою первую публикацию, статью в журнале «Русский спорт» о защите тотализатора.

Парень получил хорошее образование, окончив в 1893 году одну из частных московских гимназий, а затем продолжив образование на историко — филологическом факультете Московского Государственного Университета.

В юности Брюсов много читал, об идеях Дарвина и принципах материализма узнал раньше, «чем научился умножать». Среди его увлечений стали и литература по естествознанию, и «французские бульварные романы», и книги Жюль Верна и Майн Рида, и, конечно, научные статьи.

Табу распространялось лишь на религиозную литературу. Родители воспитывали юношу по «принципам материализма и атеизма».

Самые ранние стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году, несколько позднее появились первые его рассказы. В 1890-х годах написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год издал под псевдонимом Валерий Маслов три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. Так Валерий Яковлевич заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе — пропагандисте этого движения.

Окончив в 1899 году университет, Брюсов полностью решает посвятить себя литературе. Несколько лет проработал в журнале П.И. Бартенева «Русский архив», сотрудничал с другими журналами, а также занимался переводами.

Самой известной книгой стихов Брюсова дореволюционного периода стала книга «Венок», где славит революцию, веря в торжество идеалов свободы, равенства и братства. Однако главной задачей революции поэт считал лишь беспощадное уничтожение старого, поэтому многие действия большевиков вызывали у него критику и явное неодобрение, что нашло свое отражение и в поэзии: в книгах стихов «Все напевы», «Зеркало теней», «Семь цветов радуги».

Помимо поэзии в этот же период выходят и другие произведения Брюсова, в частности, исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы», сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось», «Ночи и дни», сборник статей «Далекие и близкие».

В годы Первой мировой войны Валерий Яковлевич служил на фронте военным репортером «Русских ведомостей». Тогда же сотрудничал с Максимом Горьким, а в 1917 году выступил с защитой Горького, раскритикованного Временным правительством.

После Октябрьской революции 1917 года, которую Брюсов принял безоговорочно, активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1920 году вступил в ряды Коммунистической партии.

В эти годы Брюсов работал в Народном комиссариате просвещения, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вел различные курсы в Московском университете и в организованном им же Высшем литературно-художественном институте, где до конца жизни являлся ректором и профессором, принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. Среди его литературного творчества этого периода книги стихов: «Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали».

Валерий Яковлевич Брюсов скончался 9 октября 1924 года в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


Творчество Валерия Брюсова

«Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893.

«Juvenilia» — «Юношеское», 1894.
«Chefs d’oeuvre» — «Шедевры», М., 1895-600 экз.; 2-е изд. М., 1896-600 экз.
«Me eum esse» — «Это я», М., т-во тип. Мамонтова, 1897-600 экз.
«Об искусстве», М., т-во тип. Мамонтова, 1899. — 500 экз.
«Tertia Vigilia» — «Третья стража», М., Скорпион, 1900-1200 экз.
«Urbi et Orbi» — «Граду и Миру», М., Скорпион, 1903-1200 экз.
«Stephanos» — «Венок», М., Скорпион, 1906-2000 экз.
«Земная ось», М., 1907; 2-е изд. — М., 1910; 3-е изд. М., 1911.
«Огненный ангел» (исторический роман), М. , 1908, 1909.
«Испепеленный», М., 1909, 2-е изд. М., «Скорпион», 1910.
«Все напевы», («Пути и перепутья», т. 3) М., 1909-2000 экз.
«Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества», 1911.
«Далекие и близкие: статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней». — М.: «Скорпион», 1912., 2000 экз., 214 с.
«Зеркало теней», М., «Скорпион», 1912, 214 с.
«Алтарь победы», 1913.
«За моим окном» М., Скорпион, 1913.
«Ночи и дни» М., 1913.
«Семь цветов радуги», 1915.
«Обручение Даши» М., 1915.
«Избранные стихи. 1897-1915». М., 1915; 2-е изд. 1916; 3-е изд. 1918.
«Юпитер поверженный», 1916.
«Рея Сильвия», М., 1916, 1917.
«Египетские ночи» М., 1916.
«Девятая камена», 1917.
«Как прекратить войну». М., 1917.
«Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», М. 1918.
«Летопись исторических судеб армянского народа». М., 1918.
«Краткий курс науки о стихе». М., 1919.
«Последние мечты», М., Творчество, 1920.
«В такие дни», М., Госиздат, 1921.
«Дали», М., Госиздат, 1922.
«Кругозор», М., Госиздат, 1922.
«Миг», Берлин, изд. Гржебина, 1922.
«Mea» — «Спеши!», М., ГИЗ, 1924.
Автобиография // Русская литература XX века. 1890-1914 / Под ред. С. А. Венгерова. — М.: 1914. — Т. 1.
Основы стиховедения. М., ГИЗ, 1924.
Из моей жизни. Моя юность. Памяти. — М., 1927.
Дневники. М.: изд. М. и С. Сабашниковых, 1927 (переизд.: М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.).
Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (1894-1896) (К истории раннего символизма). — М.: 1927.
Мой Пушкин. М., 1929.
Валерий Брюсов, Нина Петровская. Переписка (1904-1913). — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 776 с., 

Собрания

Полное собрание сочинений и переводов — увидели свет только т. 1-4, 12, 13, 15, 21 — вышло в Санкт-Петербурге в 1913-1914 (издательство «Сирин»).


Пути и перепутья. Т. 1-3. М., 1908-1909.
Избранные произведения в 3 т. — М.: Гослитиздат, 1926.
Избранные сочинения в 2 т. — М.: Гослитиздат, 1955.
Собрание сочинений в 7 т. — М., 1973-1975 (наиболее полное в данный момент).
Неизданные стихотворения. — М.: ГИХЛ, 1935.
Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, 1961.
Сочинения в 2 т. — М.: Художественная литература, 1987. — 400 000 экз.

Переводы

«Романсы без слов» (переводы стихотворений Верлена). — М., 1895.

Память о Валерии Брюсове

В Краснодаре именем В.Я. Брюсова названы улица и проезд.

В доме на проспекте Мира 30, где Брюсов проживал с 1910 по 1924 год, располагается Музей Серебряного века. Центром экспозиции является бывший кабинет писателя.

Семья Валерия Брюсова

Жена — Иоанна Рунт, чешка по происхождению. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна являлась как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения.

Детей в семье Брюсовых не было.

07.09.2020

Валерий Брюсов краткая биография

Творчество В.Я. Брюсова начинают изучать школьники еще в школе, ведь его произведения оказывают огромное влияние на становление молодого поколения. Родился он в декабре 1873 года в Москве. Его семья была не очень богата, можно даже сказать, что среднего достатка. Титул рода Брюсовых — купцы. Именно поэтому краткая биография Валерия Брюсова будет полезной школьникам, чтобы осознать все его творчество.
В семье, где родился Валерий Яковлевич, он был первым ребенком. Родители уже готовые воспитывать своего ребенка. Тут же принялись за его воспитание, где считали основной реальную жизнь, а вот фантазия и вообще все художественное отодвигалось на второй план.
Что касается образования, то в семье Брюсовых была хорошая библиотека, но это были книги отца, среди которых не было места художественным книгам или просто сказкам. Эти книги. По выражению Брюсова, были только об умных вещах. От остальных книг, которые не нужны были для жизни, Валерия Яковлевича родители оберегали. Поэтому в детстве он не читал ни Пушкина, никого другого. Единственным поэтому, чьи стихи он знал в детстве наизусть, стал Н.А.Некрасов.
Юность у Валерия Яковлевича прошла спокойно и безбрежно. В 1893 году он уже окончил гимназию, в это же время он увлекается чтением. Поступает затем в Московский университет на историком – филологический факультете. Еще в 15 лет он пытается писать прозаические тексты, даже переводить. Страсть к литературе у нее постоянно возрастала, и когда ему подарили толстую тетрадь, то он стал записывать в нее стихи. Брюсов понял, что желает себя полностью посвятить литературе.
В 1892 году Валерия Яковлевич начинает с французской поэзией, он читает в основном поэтов-символистов: Верлена, Маларме, Рэмбо. Они оказывают огромнейшее влияние на его творчество. В результате этого уже в 1894-1895 годах у него выходят собственные сборники, но в них включены не только его произведения. Сборник получил название «Русские символисты». Уже тогда стало ясно, что Валерий Яковлевич очень талантлив. После этого сборники поэт выпускает и свои книги: «Шедевры», «Это – я».
Валерий Яковлевич в 1899 году оканчивает университет, и теперь все свое свободное время отдает литературе. Два года он работает секретарем в одной из редакций журнала, затем переходит в другое, только что образованное. Третья книга Валерия Яковлевича приносит ему признание поэта.
Первая мировая война приносит изменения в жизнь поэта. Он отправляется на фронт и работает в одной из газет, пишет статьи, которые посвящены военным темам. Но война вскоре не только надоедает поэту, но у него даже появляется отвращение. Его патриотизм угасает. В 1915 году, разочаровавшись, он возвращается домой. После этого он пытается найти темы для своего творчества в мирной жизни. Пишет стихи и баллады, в которых усердно старается показать душу человеческую.
После этого к нему обращаются представители Армении, и Валерий Яковлевич берется за большую работу. Уже в 20 годах выходит его работы – сборник поэтов Армении, в его оформлении и переводе.
В 1924 году, в начале октября, Валерий Яковлевич умирает в кругу семьи. Проживая в Москве. Ему еще на тот момент не исполнилось и 51 года. Его же поэзия пережила годы и века.

Добавить комментарий

Валерий Брюсов и музыкальный мир России конца XIX — начала XX веков (Введение)

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2020-15-213-236

Об авторе:

Армен Геворкян, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, А.М. Горького Институт мировой литературы РАН, Москва, Россия.

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

При большом количестве исследований биографии, литературного творчества и эпистолярного наследия В.Я. Брюсова, его связи с музыкальным миром России конца XIX в.го — начала 20 вв. остаются на периферии исследовательского интереса. Значительно меньше внимания уделялось историко-литературному изучению личных и творческих контактов поэта с композиторами, музыкальными критиками, музыковедами. В конце 19 — начале 20 вв. В.Я. Поэзия Брюсова как источник музыкальных сочинений привлекала композиторов различного творческого и эстетического начала, от реалистического до модернистского, каждый из которых находил в произведениях Брюсова родственные образы, темы и мотивы. Сегодня известны имена более тридцати композиторов, обращавшихся как к оригинальным произведениям, так и к переводам главы русского символизма. Среди них композиторы, ставшие к началу ХХ века самобытными деятелями русской музыкальной культуры — А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, Р.М. Глиера, С.И. Василенко — и менее известного сегодня В.И. Ребиков, А. Канкарович, А.Г. Шапошников и др. Одной из первых работ, посвященных этой теме, была статья сестры поэта Надежды Брюсовой «Музыка в произведениях Валерия Брюсова» («Искусство», 1929, нет. 3 – 4), обозначив два основных направления исследований: историко-литературно-теоретическое, философско-историческое.

О. Томпакова, В. Дронов, Э. Эткинд и др. также исследовал связи Брюсова с музыкальной культурой России начала ХХ века. Интерес к творчеству Брюсова не угас и после смерти поэта, к его поэзии в новой общественно-политической среде обратились многие советские композиторы. Приложение содержит материалы для аннотированной библиографии нотных изданий, связанных с Брюсовым.

Для цитирования:

Геворкян Армен. Валерий Брюсов и музыкальный мир России конца 19 — начала 20 веков (Введение). Литературный факт , 2020, №1. 1 (15), стр. 213 – 236.

DOI 10.22455/2541-8297-2020-15-213-236

Ссылки:

Брюсов В.Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма [Дневники. Автобиографическая проза. Письма], сост., вступление. Э.В. Иванова. Москва: Олма-пресс, 2002. 414 с. (на рус.)

Давтян С.С. Поэтико-стилевые особенности Симфонии В.Я. Брюсова «Воспоминания». Симфония Брюсова «Воспоминание».

Брюсовские чтения 2002 г. [Брюсовское дело 2002]. Ереван: Лингва, 2004. С. 139–152.

Давтян С.С. Симфония Брюсова «Воспоминание» как произведение синтетического жанра. Брюсовские чтения 1996 [Брюсовские дела 1996]. Ереван: Лингва, 2001. С. 121 – 128.

Давтян С.С. Своеобразие образно-тематической конструкции Первой патетической симфонии Брюсова «Воспоминание». Брюсовские чтения 1996 [Брюсовские дела 1996]. Ереван: Лингва, 2001. С. 129–142.

Дронов В. К вопросу о «Красном Маяке» В. Брюсова. Брюсовский сборник [Брюсовский сборник], изд. В. Дронов. Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного педагогического института, 1977. С. 138 – 151.

Гаврилова В.С. «Огненный ангел»: Роман В. Брюсова и опера С. Прокофьева в зеркале проблемы «свое-чужое». проблема]. Науки о культуре — шаг в 21 век [Науки о культуре — шаг в XXI век], сост., изд. И.М. Быховская, А.В. Святославский. М.: РиК, 2003. С. 54–60.0003

Геворкян А.В. О двух толкованиях понятия «настроение» в русском символизме (В. Брюсов, А. Белый). Вестник Московского университета , серия 9, Филология, 1998, №1. 6, стр. 24 – 35.

Геворкян А.В. О музыкальных формах в поэтике русского символизма. Русская литература 20 века: История и перспективы [Русская литература ХХ века: история и перспективы]. Москва : Макс-Пресс, 2000. С. 172 – 174.

Геворкян А.В. Русские символисты и «Дом песни». Актуальные проблемы современного литературоведения . Вып. 5. Москва: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. С. 44 – 46.

Геворкян А.В. Сонатно-симфоническая форма в поэзии В.Я. Брюсова [Сонатасимфоническая форма в В.Я. Поэзия Брюсова]. Актуальные проблемы современного литературоведения . Вып. 4. Москва: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. С. 23 – 24.

Геворкян А.В. «Воспоминание. Симфония первая: патетическая…» В.Я. Брюсова. К постановке проблемы [«Воспоминание. Первая симфония: Патетическая» В. Брюсова. Артикуляция вопроса]. Проблемы эволюции русской литературы 20 века. 3 Шешуковские чтения [Вопросы эволюции русской литературы ХХ века. 3-е изд. Шешукова], вып. 5. Москва, Изд-во МГПУ, 19.98. С. 56 – 60.

Ишимбаева Г.Г. «Огненный ангел»: фаустовская контаминация Валерия Брюсова и Сергея Прокофьева. Гете в русской культуре 20 века / Под ред. Г.В. Якушева. М.: Наука, 2001. С. 85 – 100.

Карапетян К.М. Произведения Брюсова в музыке композиторов-современников. Актуальные проблемы литературы и культуры . Серия: Вопросы филологии, вып. 3. Ереван: Лингва, 2008. С. 136 – 149.

Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки . Ленинград: Советский композитор, 1989. 334 с. (на рус.)

Келдыш Ю.В. Между традицией и модерном. История русской музыки: В 10 т. Т. 10А: 1890 – 1917-е годы [История русской музыки: В 10 тт. Том. 10А: 1890 – 1917], изд. Ю.В. Келдыш и др. М.: Музыка, 1997. С. 217 – 218.

Лагунов А., Косицына С. О «музыкальных» формах выразительности в лирической поэзии раннего В.Я. Брюсовой О «музыкальных» формах выразительности у В. Я. Ранняя лирика Брюсова. Вестник Харьковского университета, 1988, вып. 327, стр. 94 – 99.(на русс.)

Минор Н.Н. Н.Я. Брюсова и ее школа музыкального образования [Н.Я. Брюсова и ее школа музыкального образования. Саратов: Саратовский пединститут, 1994. 140 с. (на рус.)

Поэзия Вячеслава Иванова в русской музыке. Нотографический справочник прижизненных публикаций 1913 – 1948 . Библиография прижизненных музыкальных изданий 1913–1948 гг., сост. П.В. Дмитриев. СПб.: Тимофей Марков, 2013. 92 р. (на рус.)

Савкина Н.П. Вокруг одного письма. К истории создания оперы «Огненный ангел» С.С. Прокофьева [Вокруг одной буквы. К истории творчества оперы С. С. Прокофьева «Огненный ангел». Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России . Зарубежные музыкальные архивы в России, сост. И.В. Брежнева, Г.М. Малинина, серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. ЧИСЛО ПИ. Чайковского [Научные труды Московской государственной консерватории], вып. 50. Москва, Московская консерватория, 2004. С. 101 – 118.0003

Страшкова О.К. «Дух музыки» в художественной рецепции В. Брюсова и драматургов-модернистов. Брюсовские чтения 2006 года [Брюсовские дела 2006]. Ереван: Лингва, 2007. С. 105–120.

Томпакова О. Неизвестное оперное либретто В. Брюсова [Неизвестное оперное либретто В. Брюсова]. Советская музыка, 1986, вып. 8, стр. 89 – 92. (на рус.)

Томпакова О. Валерий Брюсов и музыка. Музыкальная жизнь, 1979, вып. 14. С. 18 – 19. Na-ede uri, na-ede, edemede nkatọ

Биография Брюсов Валерий Яковлевич mgbagwoju na-emegiderịta. Ọ — nwoke ahụ àmà agha abụọ na atọ революции. Автор нкэ окэ ннёча на Пушкина, онье дэрэ я, на-едэ, на-едэ ури, эдемедэ нкато.

ezinụlọ

Валерий Яковлевич mụrụ 13 декабря 1873 г. на Москве ahịa ezinụlọ. Нна нке на-эде ури Яков Кузьмич, бụ ụtọ нке эчиче революционеры-народники, бипатара я стихи на-эбипата эбипата, на-акву ụгво аква анья на-акозири нва я. Будущая нчопута нке русская атта, а козиири на нке кача мма Москва ол ммега Фи Креймана на Л. И. Поливанова. Ikpeazụ a dị ịrịba ama mmetụta na mmepe nke Valeria dị ka a na-ede uri.

ọzụzụ

Биография Bryusova e dere ozi banyere mbụ uri na-eto eto na-ede uri dere na afọ 13. mgbe ọzụzụ na mmega nwa koorobịa na ya ya akwụkọ na moscow winlior Omimi ọmụmụ akụkọ ihe mere eme, akwụkwọ, nkà ihe umma, mmasị na asụsụ — oge ochie ma n’oge a. Na 1892, ndị na-eto eto na-ede uri maara ọrụ nke na-anọchite anya nke French atụ — Рэмбо, Верлен, Маларме. Биография Брюсов на ọrụ ya bụ n’okpuru nduzi nke edemede ije. Na akwụkwọ ozi na-Verlaine, o kwuru na a kara aka na-agbasa ihe atụ na Russia na bụ a ụdị nke nchoputa nke ọhụrụ Russian N’ezie na akwụkwọ.

это это талант

Na afọ 1894-1895 na Mbipụta nke atọ ịnakọta nke «Русские символисты». Ọtụtụ нке стихи на я е дере сайт Брюсов, на-ама госири ахкебе талант нке на-эде akwụkwọ. Young na oké chịchọ nwa okorobịa na 1895, ebipụta ya mbụ сборник стихов nke ha onwe ha «шедевр». Na-akatọ n’oge zutere na a na-ezighị ezi ọdịdị nke a hụrụ na-ede akwụkwọ. Сборник ọzọ a na-akpọ «Nke a bụ — m». Ọ pụta na 1897, bụ ọrụ a na-eto eto Брюсов Юпитара окэ эгоцентризм на ихе masịrị onye. N’otu afọ na e nwere ihe dị mkpa mere ná ndụ nke na-ede uri.

Биография Брюсова на 1987 год пополнилась акара нке ịlụ Иоанна Рунт. Nwanyị a ga-ruo ọnwụ ya nso na-ede uri na-ejigide ya-edebe ihe ochie na-ede akwụkwọ nketa maka ụmụ. Ma na ndụ nke Валерий Яковлевич na-adọkpụpụta ndị inyom ndị ozọ — Надежда Львова, Нина Петровская.

ude

Mgbe m gụsịrị na 1899, биография Брюсова akpatre e jikọtara ya na-ede akwụkwọ na-eme. Ọ na-amalite na-arụ ọrụ dị ka ndị odeakwụkwọ на журнал «Русский Архив». Мгбе афо абу гачара, Валерий бо оту н’име нду нду нке на магазин «акпо», дабеере Поляковым С. А.

1900-е годы bụ afọ nke edemede расцвета Брюсова — на afọ ndị ahụ akwụkwọ bụ «atọ часы», «obodo na ụwa», «венок». Ha bụ ndị kasị mma na-arụ ọrụ nke na-ede akwụkwọ, me tokwara.

Военкор

Первая мировая война Брюс зутере на н’иху, нке гара ммекорита нке оту н’име нду Санкт-Петербург аквокву акокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *