Характеристика героев повести «Детство» Горького в таблице: краткое описание, список персонажей
В этой статье представлена характеристика героев повести «Детство» Горького в таблице, список персонажей и их краткое описание.
Алеша с бабушкой. Кадр из фильма «Детство Горького» 1938 г. |
В таблице представлены как главные, так и второстепенные персонажи повести «Детство».
Смотрите:
— Краткое содержание повести «Детство»
— Все материалы по повести «Детство»
Герои повести «Детство» | |
Алеша Пешков – главный герой и рассказчик повести. | |
Бабушка Акулина Ивановна Каширина – добрая, энергичная женщина. Ей около 60 лет. Бабушка становится лучшим другом Алеши на многие годы. >>> | |
Дед Василий Васильевич Каширин – уважаемый, состоятельный человек, владелец красильной мастерской. Ему около 80 лет. Дед – умный, но жадный и жестокий человек. >>> | |
Варвара Васильевна Каширина (в замужестве – Пешкова, Максимова) – молодая женщина. После смерти мужа Варвара оставляет сына Алешу на воспитание бабушке Акулине. >>> | |
Максим Савватеевич Пешков – отец Алеши Пешкова и муж Варвары.![]() | |
Дядя Яков Васильевич Каширин – один из двух дядьев Кашириных. Яков – злой, жестокий, глупый, завистливый человек. Яков избил свою жену до смерти. >>> | |
Дядя Михайло (Михаил Васильевич Каширин) – второй дядя Алеши, жестокий, завистливый, злой человек. Он избивает свою беременную жену, тетку Наталью. >>> | |
Иван Цыганок – 19-летний парень, подкидыш, воспитанный в семье Кашириных. Цыганок – веселый, добрый человек. Он погибает по вине дядьев Якова и Михаила. | |
Мастер Григорий Иванович – добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. | |
Хорошее Дело – мужчина, имя которого не указано в повести. Он снимает комнату в доме деда Каширина. Хорошее Дело – добрый, милый и очень одинокий человек. Он становится лучшим другом Алеши, но вскоре дед выживает мужчину из дома. >>> | |
Тетка Наталья | Тетка Наталья Каширина – жена дяди Михаила, робкая и тихая женщина. Беременная тетка Наталья терпит побои своего мужа и мучается в семье Кашириных. Во время родов третьего ребенка она умирает. |
Саша Яковов | Саша Каширин (Яковов сын) – сын дяди Якова, двоюродный брат Алеши Пешкова. Злой, хитрый мальчик, как и его отец. |
Саша Михайлов | Саша Каширин (Михайлов сын) – сын дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродный брат Алеши Пешкова. Тихий, печальный и ленивый мальчик. |
Катерина | Катерина Каширина – дочь дяди Михаила и тетки Натальи, двоюродная сестра Алеши Пешкова. |
Нянька Евгенья | Нянька Евгенья живет в доме Кашириных и ухаживает за детьми. |
Евгений Максимов | Евгений Максимов – отчим Алеши Пешкова, второй муж Варвары. Евгений – дворянин. Женившись на Варваре, он проигрывает все деньги в карты, из-за чего семья впадает в нищету. |
Дядя Петр | Дядя Петр – извозчик, жилец в доме деда Каширина. Алеша с интересом слушает его истории из жизни крестьян. Дядя Петр кончает жизнь самоубийством. |
Игоша Смерть в Кармане – блаженный человек. Местные мальчишки обижают и бьют Игошу. Алеша, напротив, с сочувствием относится к бедному человеку. >>> |
Это была характеристика героев повести «Детство» Горького в таблице: список персонажей и их краткое описание.
Смотрите: Все материалы по повести «Детство»
Хронологическая таблица жизни и творчества Бунина
После войны семья вернулась в Париж. В 1946 г. СССР предложили эмигрантам вернуться, но Иван Алексеевич отказался — возраст не тот, да и друзей в России не осталось. Писатель до конца жизни оставался человеком без гражданства.
В 1947 г. у Бунина диагностировали эмфизему легких, он уехал для лечения на юг Франции. После возвращения литератор обратился к Седых с просьбой о финансовой помощи. Тот договорился с американским филантропом Атраном о перечислении пенсии для писателя. Деньги присылали до самой смерти Атрана в 1952 г.
— русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Знаете ваш сайт очень помогает.Я пользуюсь очень давно и мне нравится все четко.По литературе одни «пятерки». Спасибо!
Ивану Алексеевичу Бунину принадлежит удивительная жизнь, наполненная прекрасными событиями. В его творчестве часто встречаются автобиографические мотивы, поэтому его жизнь важна для всех, кто читает произведения Бунина.
1891 — публикация первого сборника стихотворений автора за первые четыре года творчества
1895 — Поэт покидает Орел и перебирается в Петербург, а оттуда — в Москву, где постепенно входит в круг известных литераторов
1896 — поэт пробует себя в литературном переводе. Первым подобным опытом стала работа над поэмой американского автора «Песнь о Гайавате». Молодой поэт часто возвращался к работе, переделывал и дополнял текст
1897-1898 гг. — в это время публикуются два сборника ( рассказов — «На край света» и стихов — «Под открытым небом»), а также молодой литератор создает семью
1899 г. — поэт расстается с супругой, у него остаётся сын Николай, который умрет в 1905 г.
1903 — Бунин награжден Пушкинской премией за перевод «Песни о Гайавате» и книгу «Листопад», опубликованную на два года раньше. Получит эту награду поэт и во второй раз в 1909 г. за сборник стихотворений 1903-1906 г.
1917-1919 г. — события двух революций значат для Ивана Бунина конец истории государства, окончательный упадок дворянства, начало новой, незнакомой, но заранее неприятной эпохи. Все свои впечатления о событиях писатель выразил в произведении «Окаянные дни»
1924-1929 гг. — это годы плодотворной творческой работы. Буниным создаются «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Солнечный удар», сборник самых выдающихся стихотворений
1927-1933 гг. — Иван Бунин трудится над главным произведением — «Жизнь Арсеньева». В его основу легли события из жизни самого поэта, его чувства и впечатления, полученные в реальности
1933 г. — Писатель становится лауреатом Нобелевской премии по литературе за произведение «Жизнь Арсеньева»
Популярные сегодня темы
Мою маму практически все уважительно называют Светлана Владимировна. Она работает учителем русского языка и литературы в школе. Воспитав не одно поколение учеников, которые пошли по ее стопам
Одним из самых живописных уголков России является Республика Карелия. Именно эти края вдохновили советского художника Василия Васильевича Мешкова на написание картины «Золотая осень в Карелии» в 1950 году.
Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание
1831 — в деревне Горохово, недалеко от города Орла на свет появился будущий литератор Николай Семенович Лесков. Его раннее детство прошло в Орле, где отец, бывший семинарист, служил следователем.
«Вий» Николая Васильевича Гоголя-одно из самых захватывающих и загадочных его произведений, в котором романтизм тесно переплетается с реализмом. Повесть местами пронизана юмором
Популярные сегодня темы
Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»?
Составная часть произведения Горького, в которой пролетарский писатель выразил свое отношение к этике и некоторым человеческим качествам в форме легенды.
Это теплая картина, наполненная мягким светом солнца – то ли рассвет, то ли закат. Всё здесь очень красиво. Самую большую часть картины занимает, конечно, море.
Извечная проблема отцов и детей затронута во многих произведениях русской литературы. Будь то одноименный тургеневский роман «Отцы и дети», грибоедовская комедия «Горе от ума»
Источник
Бунин, хронология жизни
Родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, в старинной обедневшей дворянской семье. Детство проводит на хуторе Бутырки Орловской губернии.
1881 – поступает в Елецкую гимназию, но, не окончив четырёх классов, продолжает образование под руководством старшего брата Юлия – сосланного народовольца.
1887 – первое напечатанное стихотворение (“Над могилой Надсона”).
1889 – начинает работать корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром.
1891 – в Орле выходит сборник “Стихотворения 1887-1891 гг.”.
1892 – Бунин вместе с гражданской женой В.В.Пащенко переезжает в Полтаву, где служит в земельной городской управе. В местной газете появляются статьи, очерки, рассказы Бунина. В 1892-94гг. стихотворения и рассказы Бунина начинают печататься в столичных журналах.
В 1893-94гг. Бунин испытывает огромное влияние Л.Н.Толстого, который воспринимается им как “полубог”, высшее воплощение художественной мощи и нравственного достоинства; апофеозом такого отношения станет позже религиозно-философский трактат Бунина “Освобождение Толстого” (Париж, 1937).
1895 – Бунин бросает службу и уезжает в Петербург, затем в Москву, входит в столичную литературную среду, знакомится с Н.К.Михайловским, А.П.Чеховым, К.Д.Бальмонтом, В.Я.Брюсовым, В.Г.Короленко, А.И.Куприным и др. Первоначально дружеские отношения с Бальмонтом и Брюсовым в начале 1900-х гг. приобрели неприязненный характер, и до последних лет жизни Бунин исключительно резко оценивал творчество и личности этих поэтов.
1897 – выход книги Бунина “”На край света” и другие рассказы”.
1898 – стихотворный сборник “Под открытым небом”.
1899 – знакомство с М.Горьким, который привлекает Бунина к сотрудничеству в издательстве “Знание”. Дружеские отношения с Горьким будут продолжаться до 1917г., а затем прервутся из-за неприятия Буниным политической ориентации и деятельности революционно настроенного Горького.
1900 – появление в печати рассказа “Антоновские яблоки”. В этом же году Бунин предпринимает путешествие в Берлин, Париж, Швейцарию.
1901 – выходит сборник “Листопад”, получивший Пушкинскую премию.
1904 – путешествие по Франции и Италии.
1906 – знакомство с В.Н.Муромцевой (1881-1961), будущей женой и автором книги “Жизнь Бунина”.
1907 – путешествие в Египет, Сирию, Палестину. Итогом поездок по Востоку становится цикл очерков “Храм Солнца” (1907-11).
1909 – Академия наук избирает Бунина почётным академиком. Во время поездки по Италии Бунин посещает Горького, жившего тогда на о. Капри.
Помимо собственного литературного творчества Бунин занимается переводом. Среди его поэтических переводов – “Песня о Гайавате” (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло, философские драмы Дж. Байрона “Каин” (1905), “Манфред” (1904), “Небо и земля” (1909) и др.
1910 – выходит первая большая вещь Бунина, ставшая событием в литературной и общественной жизни, – повесть “Деревня”.
1912 – выходит сборник “Суходол. Повести и рассказы”. В дальнейшем выходят другие сборники (“Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913 гг.”, 1913; “Чаша жизни. Рассказы 1913-1914 гг.”, 1915; “Господин из Сан-Франциско. Произведения 1915-1916 гг.”, 1916).
1920 – враждебно встретив Октябрьскую революцию, Бунин эмигрирует во Францию. Здесь он в 1927-33гг. работает над романом “Жизнь Арсеньева”.
1933 – Бунину присуждена Нобелевская премия “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”.
К концу 30-х гг. Бунин всё больше ощущает драматизм разрыва с Родиной, избегает прямых политических высказываний о СССР. Фашизм в Германии и Италии резко им осуждается. Годы войны Бунин проводит в Грасе, некоторое время и под немецкой оккупацией, остро и с болью переживая события в России. Победу встречает с огромной радостью. Последние годы живет в большом безденежье, голодая. В эти годы Бунин создает цикл новелл “Тёмные аллеи” (Нью-Йорк, 1943, полностью – Париж, 1946), публикует книгу о Л.Н.Толстом (“Освобождение Толстого”, Париж, 1937), “Воспоминания” (Париж, 1950) и др.
8 ноября 1953 – Иван Алексеевич Бунин умирает в один год со И.В.Сталиным и становится первым писателем эмиграции, которого в 1954-м начинают снова публиковать на Родине.
Стихи:
- Сборник “Листопад” (1901)
Рассказы:
- “Антоновские яблоки” (1900)
- “Сны” (1904)
- “Чаша жизни” (1913)
- “Господин из Сан-Франциско” (1915)
- “Лёгкое дыхание” (1916)
- “Петлистые уши” (1917)
- “Сны Чанга” (1916, опубл. 1918)
- “Митина любовь” (1924)
- Книга новелл “Тёмные аллеи” (1943)
Повести:
- “Деревня” (1910)
- “Суходол” (1912)
Роман:
- “Жизнь Арсеньева” (1927-1933)
- Литературно-философское исследование “Освобождение Толстого” (1917)
Циклы путевых очерков:
- “Тень птицы” (1908)
- “Храм солнца” (1909)
Переводы:
- “Песня о Гайавате” (1896, 2 издание 1898) Г. Лонгфелло
- Философские драмы Дж. Байрона “Каин” (1905), “Манфред” (1904)
Творческая эволюция
Ранние рассказы бессобытийные и лиричные. «Золотое дно», «Антоновские яблоки», «Новая дорога» — музыкальные утончённые произведения, в которых рассказчик — наблюдатель. В начале 1910-х годов сюжет немного усложнился. Теперь в основе рассказов человек, чувства которого раскрывались на фоне происходящих вокруг событий. Для написания произведения о конкретной ситуации автору достаточно несколько кратких, обыденных ситуаций.
Во время Первой мировой войти тематика творчества классика расширилась — его интересовали другие культуры, страны, цивилизации. Главные герои — молодой немецкий учёный, стремящийся стать известным, американский миллионер, который умирает в гостинице на Капри. Произведения наполнены социальным пафосом.
Социальные мотивы стали исчезать в период эмиграции. Поэт вновь вернулся к раскрытию внутреннего мира человека, но без привязывания к определённой эпохе или временному промежутку.
Хронологическая таблица Бунина
Хронологическая таблица Бунина, представленная на данной странице, станет отличным помощником в учебе как в школе, так и вузе. Она собрала в себя все самые важные и основные даты жизни и творчества Бунина. Биография Бунина в таблице выстроена опытными филологами и языковедами. Данные, представленные в таблице? записаны кратко, отчего информация усваивается в два раза быстрее.
Иван Алексеевич Бунин оставил после себя большое наследие, которое изучается и по сей день. Узнать о его творческом пути и пережитых трагедиях можно из таблицы, которая соединила в себе все этапы жизни великого писателя.
1870 год, 10 (22) октября – В городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин.
1881– Родители Ивана Бунина отдают сына в Елецкую гимназию.
1886, март – Иван Бунин был исключен из гимназии. Причиной послужило отсутствие оплаты за обучение, к тому же Бунин не вышел с каникул на учебу.
1887 – Иван Алексеевич Бунин впервые печатается – его стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона» публикуются в патриотической газете «Родина»;
в конце этого года эта же газета опубликовала еще два произведения Бунина: «Нефедка», «Два странника».
1889 – Молодой писатель переезжает в Орёл, где поступает на работу в «Орловский вестник».
1891 – В Орле выходят «Стихотворения 1887 – 1891 гг.».
1893-1894 – Иван Бунин попадает под влияние Л.Н. Толстого, причем настолько, что писатель собирается стать бондарем. Только с Л.Н. Толстой при встрече в 1894г. смог уговорить Ивана Алексеевича бросить эту идею.
1895 – Писатель переезжает в Петербург, а чуть позже в Москву, где начинает знакомиться со столичным литературным кругом: А.П. Чеховым, А.И. Куприным, В.Я.Брюсовым.
1896 – Иван Бунин переводит поэму «Песнь о Гайавате» американского писателя Г.У.Лонгфелло. Позже этот перевод писатель будет усовершенствовать и несколько раз переиздаст его.
1897 – Книга рассказов «На край света».
1898 – Писатель издает сборник своих стихов «Под открытым небом»;
Иван Бунин женится. Его женой становится Анна Николаевна Цакни, которая ему подарит чуть позже сына, Колю.
1899 – Брак Бунина оказывается непрочным и разваливается.
1900 – Писатель едет в Ялту, где знакомится с основателями МХАТА;
пишет рассказ «Антоновские яблоки».
1901 – Выходит сборник стихотворений «Листопад».
1903 – Бунин удостаивается Пушкинской премии за перевод «Песни о Гайавате» и за сборник «Листопад».
1903-1904 – Путешествует по Франции, Италии и Кавказу.
1905 – Умирает единственный сын Ивана Бунина, Коля.
1909 – Иван Бунин получает вторую пушкинскую премию за книгу «Стихотворения 1903 – 1906»;
становится академиком Российской академии наук.
1911 – Повесть «Суходол».
1912, 27-29 октября – 25-летие литературной деятельности Ивана Бунина.
1917 – Писатель живет в Москве. События февральской революции воспринимает как крушение государства.
1918-1919 –«Окаянные дни».
1920, 26 января – Бунин навсегда покинул Россию, отплывши в Константинополь.
1924 – «Роза Иерихона».
1925 – «Митина любовь».
1927 – «Солнечный удар».
1929 – Выходит книга Бунина «Избранные стихи».
1927-1933 – Иван Алексеевич Бунин работает над романом «Жизнь Арсеньева».
1931 – «Божье дерево».
1933 – Ивану Бунину присуждают Нобелевскую премию.
1950 – В столице Франции Иван Алексеевич выпускает книгу «Воспоминания».
1953, 8 ноября – Иван Алексеевич Бунин умер в Париже.
Кратко о важных событиях
Жизненный путь писателя, захвативший несколько эпох (дореволюционную Россию, революцию, эмиграцию), был богат событиями. Не менее интересен и необычен творческий путь — от стихотворений до романов и библиографии Ивана Алексеевича Бунина. В хронологической таблице отражены основные даты жизни и творчества писателя.
Даты | События |
22 октября 1870 | Родился в Воронеже |
1881—1886 | Обучение в Елецкой гимназии |
1887 | В журнале «Родина» напечатаны первые работы «Над могилой Надсона», «Деревенский нищий», «Нефедка» |
1889 | Переезд в Орел |
1891 | Выпуск первого сборника стихов |
1895 | Путешествие в Петербург, Москву и другие города, знакомство с известными литературными деятелями |
1898—1899 | Брак с Анной Цакни |
1903 | Получение Пушкинской премии за «Песни о Гайавате» (1896) и «Листопад» (1901) |
1906 | Знакомство с Верой Муромцевой, своей второй женой |
1909 | Получение второй Пушкинской премии |
1920 | Эмиграция во Францию |
1933 | Присуждение Нобелевской премии |
8 ноября 1953 | Смерть |
Бунин прожил 83 года — часть из них он провел в Российской империи, часть — в эмиграции во Франции. Многие исторические события нашли отражение в его произведениях, ставших автобиографическими. Краткая хронология по важнейшим годам поможет лучше понять творчество писателя.
Календарь памятных дат в жизни И.А.Бунина
10 октября 1870 г. (22 по н.с.)
В городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин
1881 г.
Родители Ивана Бунина отдают сына в Елецкую гимназию.
Март 1886 г.
Иван Бунин был исключен из гимназии. Причиной послужило отсутствие оплаты за обучение, к тому же Бунин не вышел с каникул на учебу.
1887 г.
Иван Алексеевич Бунин впервые печатается – его стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона» публикуются в патриотической газете «Родина». В конце этого года, эта же газета опубликовала еще два произведения Бунина : «Нефедка», «Два странника».
1889 г.
Молодой писатель переезжает в Орёл, где поступает на работу в «Орловский вестник».
1891 г.
В Орле выходят «Стихотворения 1887 – 1891 гг. ».
1893 г. – 1894 г.
Иван Бунин попадает под влияние Л.Н. Толстого причем настолько, что писатель собирается стать бондарем. Только с Л.Н. Толстой при встрече в 1894г. смог уговорить Ивана Алексеевича бросить эту идею.
1895 г.
Писатель переезжает в Петербург, а чуть позже в Москву, где начинает знакомиться со столичным литературным кругом: А.П. Чеховым, А.И. Куприным, В.Я. Брюсовым.
1896 г.
Иван Бунин переводит поэму «Песнь о Гайавате» американского писателя Г. У. Лонгфелло. Позже этот перевод писатель будет усовершенствовать и несколько раз переиздаст его.
1897 г.
Книга рассказов «На край света».
1898 г.
Писатель издает сборник своих стихов «Под открытым небом». В этом же году Иван Бунин женится. Его женой становится Анна Николаевна Цакни, которая ему подарит чуть позже сына, Колю.
1899 г.
Брак Бунина оказывается непрочным и разваливается.
1900 г.
Писатель едет в Ялту, где знакомится с основателями МХАТА. Пишет рассказ «Антоновские яблоки».
1901 г.
Выходят сборник стихотворений «Листопад».
1903 г.
Бунин удостаивается Пушкинской премии за перевод «Песни о Гайавате» и за сборник «Листопад».
1903 г. – 1904 г.
Путешествует по Франции, Италии и Кавказу.
1905 г.
Умирает единственный сын Ивана Бунина, Коля.
1909 г.
Иван Бунин получает вторую пушкинскую премию за книгу «Стихотворения 1903 – 1906». В этом же году Иван Алексеевич становится академиком Российской академии наук.
1911 г.
27-29 октября 1912 г.
25- летие литературной деятельности Ивана Бунина.
1917 г.
Писатель живет в Москве. События февральской революции воспринимает как крушение государства.
1918 г. – 1919 г.
26 января 1920 г.
Бунин навсегда покинул Россию, отплывши в Константинополь.
1924 г.
1925 г.
1927 г.
1929 г.
Выходит книга Бунина «Избранные стихи» .
1927г.

Иван Алексеевич Бунин работает над романом «Жизнь Арсеньева».
1931 г.
1933 г.
Ивану Бунину присуждают Нобелевскую премию.
1950 г.
В столице Франции Иван Алексеевич выпускает книгу «Воспоминания».
8 ноября 1953 г.
Иван Алексеевич Бунин умер в Париже.
Начало путешествий
В начале 1889 года Бунину предложили место помощника редактора «Орловского вестника». Решив посоветоваться с братом, Иван уехал в Харьков к Юлию, затем побывал в Крыму (Ялте, Севастополе) и вернулся только осенью.
В «Орловском вестнике» в то время работала Варвара Пащенко, в которую влюбился будущий писатель. Отношения складывались трудно: юноша был слишком беден, поэтому отец девушки не соглашался на свадьбу.
В 1892 г. Иван переехал в Полтаву, где устроился в губернскую управу. Туда вскоре приехала и Варвара. Но создать семью у молодых не вышло: Бунин много путешествовал, проводил время в народнических кружках и с толстовцами. Через 2 года Варвара уехала.
В начале 1895 г. Иван Алексеевич впервые посетил Петербург. Всего за полмесяца он познакомился с критиком Михайловским, поэтом Бальмонтом, публицистом Кривенко и другими литературными деятелями. После этого писатель побывал в Москве и других городах, где встретился с Толстым, Чеховым, Брюсовым и Куприным.
Произведения И.А.Бунина
Прижизненные собрания сочинений
Полное собрание сочинений. Т. 1—6, в 12 вып. Пг.: Т-во А. Ф. Маркс, 1915. (Приложение к журналу «Нива»). Собрание сочинений: в 10 т., т. 11, доп. Берлин: Петрополис, 1934—1936.
Романы
«Жизнь Арсеньева» (1927—1933, 1938)
Повести
«Деревня» (1908) «Суходол» (1912) «Митина любовь» (1924)
Рассказы
«Цифры» (1898) «На край света и другие рассказы» (1897) «Антоновские яблоки» (1900) «Полевые цветы» (1901) «Ас (1907—1912; , 1931) «Иоанн Рыдалец» (1913) «Чаша жизни» (СПб., 1915; , 1922) «Господин из Сан-Франциско» (1915) «Сын» (1916) «Лёгкое дыхание» (1916) «Сны Чанга» (1916, 1918) «Храм Солнца» (1917) «Начальная любовь» (Прага, 1921) «Крик» (Париж, 1921) «Косцы» (Париж, 1921) «Роза Иерихона» (Берлин, 1924) «Солнечный удар» (Приморские Альпы, 1925) «Маска» (1930) «Божье древо» (Париж, 1931) «Тёмные аллеи» (Нью-Йорк, 1943; Париж, 1946) «Весной в Иудее» (Нью-Йорк, изд. имени Чехова, 1953) «Петлистые уши и другие рассказы» (1954, Нью-Йорк, посмертно) «Молодость» (1930) «Поздний час» (1938) «Чистый понедельник» (1944) «Лапти»
Сборники стихотворений
«Стихотворения» (1887—1891) Орел, 1891 «Родина» (1896) «Под открытым небом» (М., «Детское чтение», 1898) «Листопад» (М., «Скорпион», 1901) «Новые стихотворения». М., 1902 «Стихотворения» (СПб, «Знание», 1903) «Стихотворения» (1903—1906) СПб, «Знание»,1906 «Стихотворения 1907 года» (СПб., «Знание», 1908) «Избранные стихи для юношества». М., 1909 «Избранные стихи» (Париж, «Современные записки», 1929) «На Невском» (Петроград, 1916)
Переводы
Генри Уодсворт Лонгфелло — «Песнь о Гайавате» (1896) Джордж Гордон Байрон — «Каин» (1905) Джордж Гордон Байрон — «Манфред» (1904)
Прощание с Россией
В начале XX века Бунин и Вера Муромцева много путешествовали. Они побывали в Египте, Италии и других странах. Некоторые из написанных в то время произведений были созданы под влиянием дорожных впечатлений. Сюда можно отнести следующие литературные творения:
- В 1915 — «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви».
- В 1916 — «Сны Чанга», «Легкое дыхание».
- В 1918—1920 гг. писатель вел дневник, записи которого легли в основу «Окаянных дней».
Однако настроение писателя было мрачным. На него влияли усталость, разочарование, слабость, Первая мировая война.
Октябрьская революция застала Бунина с женой в Москве. Оба покинули город в начале июня 1918 г., поскольку Иван Алексеевич не принял советскую власть. Супруги отправились в Одессу через Минск и Киев. Путь был трудным: ехать приходилось в переполненных беженцами вагонах, ночевать — где придется.
Самодельный человек | The New Yorker
Заголовок в Times от 22 июля 1948 года гласил: « двоюродный брат Горького заканчивает жизнь. ». Согласно краткому некрологу, который последовал, сорокапятилетний американский художник русского происхождения повесился в сарае на своем участке в Шермане, штат Коннектикут. История была полна ошибок. Художник Аршил Горки не состоял в родстве со знаменитым писателем-коммунистом Алексеем Пешковым, псевдоним которого был Максим Горький. Ему было, вероятно, сорок восемь лет, и он родился Восданиг Адоян в деревне в турецкой Армении. Собственность Шермана не принадлежала ему — он был слишком беден, чтобы владеть чем-либо, — и здание, которое он выбрал для смерти, было сараем. Крупные ошибки некролога повторяли ложь, которую Горький регулярно говорил о себе. Он хранил в секрете свои воспоминания о массовых убийствах, голоде и эпидемиях, косивших его народ во время Первой мировой войны. Он страстно говорил о своей матери, но редко о ее смерти в его присутствии, в возрасте тридцати девяти лет, возможно, от голодной смерти. Вдова Горького, Агнес Магрудер, взявшая для себя его любимое имя Мугуш (ласковое обращение, означавшее «маленький могучий», как он сказал ей), только через десять лет после его смерти узнала, что он армянин. Но схематичность писателя была вызвана также глубоким общественным незнанием американского авангарда в годы, предшествовавшие тому, как абстрактный экспрессионизм ворвался в мир.
Даже сегодня, когда Горький вписан в историю искусства как ключевая фигура в смене лидерства в современном искусстве из Парижа в Нью-Йорк, а его картины перепроданы миллионами, его окутывает странная безвестность.
Хейден Эррера — автор яркой и последовательной биографии Фриды Кало. Ее новая книга «Аршил Горки: его жизнь и творчество» (Фаррар, Штраус и Жиру; 45 долл.) дает нам Горького целиком. Эррера — крестница Мугуша, и ее монументальная, великолепно оформленная книга, готовившаяся тридцать с лишним лет, вытесняет две недавние биографии Горького, написанные авторами, у которых также были личные причины для написания. «С высоты» (1999) Мэтью Спендера, сына поэта Стефана и мужа Маро, старшей из двух дочерей Мугуша и Горького. «Черный ангел» (2000) принадлежит Нурице Матосян, которой двигало ее отождествление с Горьким как соотечественником-армянином. Спендер живой и привлекательный, Матосс пылкий и часто подвижный, но ни один из них не может сравниться с полнотой Эрреры, которая необходима для субъекта, который не может не оставаться неуловимым. По мнению Клемента Гринберга, Горького можно назвать не только художником художника — «лучше обращающимся с кистью и краской, чем кто-либо, кто оказал на него радикальное влияние, включая Пикассо и Миро», — Горького можно назвать художником искусства: воплощением того, что значит ценить. заниматься искусством не мудро, а тотально. Эррера представляет Горького в сознании читателя как живую, сбивающую с толку, неразрешимую загадку.
Он был высоким, темноволосым и возмутительно красивым, с драматическими черными волосами и усами, полным ртом, переносицей и большими проникновенными глазами под широкими бровями. Руки у него были длинные, красивые и всегда в движении. Он был оживлен, самоуверен и часто забавен, с видом меланхоличного клоуна. Он был пуританином, одержимым чистотой и фаталистом. Де Кунинг сказал о Горьком: «У него была трудная жизнь. Все было как-то мрачно, и ничто не работало так хорошо, картины, жизнь и деньги. А он говорил: «А, это еще чашка кофе, еще кусок пирога». Он говорил это с каким-то армянским акцентом». Голос де Кунинга со следами его собственного голландского наречия — один из многих, очаровывающих книгу. Это было поколение замечательных ораторов. Джексон Поллок, возможно, подумав о распространенном восприятии художников-абстракционистов как развратных сумасшедших, отреагировал на самоубийство Горького так: «Зачем давать множеству ублюдков шанс сказать: «Я же говорил вам»? И других с собой не возьмешь, шрамов, как это сделал Горький той запиской, когда повесился: «До свиданья, родные» или что-то в этом роде. Этот парень всегда слишком много болтал. (Рассказы о предсмертной записке Горького, нацарапанной мелом на ящике, расходятся; общепринятая версия, похожая на него, звучит так: «До свидания, мои близкие».) Крошечный мир искусства 1940-х годов был не только вулканическим, но и творческим. жесткий.
Горький вырос в темной богатой крестьянской культуре, которую он перенес на Кавказ в своих частых лирических воспоминаниях о нем. Детство осталось в его памяти волшебным и источником многочисленных мотивов в его зрелом стиле сюрреалистической абстракции: орала, абрикосы, жернова, вышитый мамин фартук. С профессиональным тиком биографа Эррера делает слишком много таких ссылок. Она по-разному интерпретирует определенную форму в его абстрактных работах как ботинок, ягодицы, грудь, живот и маслобойку. Искусство Горького чисто сжигает свое психическое топливо и, по моему опыту, превосходит все, что его двигало. Его знаменитые картины с фотографии самого мальчика с матерью (и такие другие, как «Портрет самого себя и моей воображаемой жены») представляют собой более честную игру, и Эррера дает им сильное описание; глаза матери «открыты, но не видят, как бездонные глаза мертвых». Эррера обладает завидным чутьем на необычайное чувство цвета Горького, сортируя оттенки одной работы как «оливковые, охристые, баклажановые, телесно-розовые и различные коричневые» — в самый раз. И ее характеристика его живописного ума, в котором чувственная распущенность сочетается с строгой дисциплиной, не может быть превзойдена: «сладострастный и терпкий». Она твердо улавливает его прорыв начала сороковых: разделение линии и цветной формы, что-то вроде разрозненной мелодии и гармонии в джазе, который, как она пишет, «аэрирует композицию, так что каждая часть картины расширяется и дышит».
Это биография одного художника, в которой главы формального анализа не являются долгим трудом между анекдотами.
Эррера начинает свою книгу с варварской сцены. В 1903 году в старинной монастырской церкви у озера Ван в Турции «бабушка Аршила Горького, вдова Хамаспиур, собрала семью, чтобы отслужить бдение по своему младшему сыну, шестнадцатилетнему Нишану, исчезнувшему несколькими днями ранее. . Она подозревала, что его похитили курды, так как он влюбился в курдскую девушку, на которую обиделся брат. . . . Всего пять лет назад ее муж, Саркис Дер Мардеросян, последний из длинной череды армянских апостольских священников, был прибит к двери церкви, где он служил, в Ван-Сити». Пока семья молилась, в дверь постучали. Снаружи они нашли окровавленное тело Нишан. Спустя месяцы дикой скорби, «чтобы отомстить Богу», Хамаспюр подожгла монастырскую церковь. «Аршил Горки с восхищением вспоминал бунтарский дух своей бабушки, — пишет Эррера. Эта сказка — семейное предание, переданное родственниками — в частности, обожаемой сестрой Горького Вартуш, чей сын Карлен Мурадян посвятил свою жизнь документированию ее агиографических рассказов о художнике. Вартуш и Горький вместе эмигрировали в Уотертаун, штат Массачусетс, в 1920, прежде чем переехать в Провиденс, где они ненадолго присоединились к своему отцу, рабочему, который оставил семью в 1906 году. Две другие сестры приехали в 1916 году. Члены семьи согласились, что Горький, хотя во всем остальном нормальный, никогда не говорил, пока ему не исполнилось шесть лет. старые, но у них были противоречивые воспоминания о его первых словах: «Мама!»; «Нет, не буду!»; «Я здесь»; «Я плачу»; или «Деньги, деньги, деньги. Это все, о чем вы когда-либо говорили, о деньгах. Убежденный, что он проклят в жизни, Горький рассказывал друзьям, что мать называла его «черным, несчастным, который плохо кончит».
Осада Вана в 1915 году хорошо задокументирована. Эррера дает душераздирающий отчет об армянском районе Айкесдан, который сопротивлялся турецким бомбардировкам и нападениям в течение четырех недель, пока не был спасен российскими войсками. Подросток Горький — подносчик боеприпасов для плохо вооруженных защитников Айкесдана, по словам Вартуша, — перенес эту и другие травмы. Почему он подавлял их до такой степени, что отрицал свою армянскую идентичность? Эррера постулирует стыд и отказ от роли жертвы; «Голодные армяне» были поговоркой в Америке 20-х годов. Не жалея себя, Горький выдавал себя за грузина, что впоследствии приводило к смущению, когда он встречал людей, которые, в отличие от него, говорили по-русски. В его резюме упоминался опыт работы в Париже, который он никогда не посещал. Он занимался плагиатом опубликованных поэтов и художников в любовных письмах. В течение многих лет вид его искусства был нагло подержанным. В 1920-х он следовал за Сезанна почти штрих за штрихом. В тридцатые годы он стал предметом постоянной шутки из-за того, что так близко подходил к Пикассо. Ликующие коллеги подкалывали его, когда какой-то новый Пикассо с жидкими красками противоречил его дидактической настойчивости в необходимости писать чисто, как испанец. Горький тут же ответил: «Если он капает, я капаю». По правде говоря, добровольное ученичество Горького у Пикассо было горнилом его величия.
Для него современное искусство — имея в виду прежде всего Пикассо — представляло собой традицию с формальными структурами, столь же императивными, как перспектива в искусстве эпохи Возрождения и светотень в барокко. «Отражение Пикассо необходимо почти на моральной основе», — сказал он. Поздний стиль Горького, освободивший живопись от живописной столярности кубизма, двигал традицию изнутри.
Отказавшись от ожидания отца, что он будет фабричным рабочим, Горький поступил в Бостонскую Новую школу дизайна в 1922 году и погрузился в изучение искусства, частично в школах, но в основном в музеях. Он был дико горд. Когда учитель осудил его работу, он уничтожил холст, над которым работал, и навсегда ушел из класса. Он устраивался на черную работу и какое-то время зарабатывал деньги на сцене водевиля, рисуя мелом портреты американских президентов, по одному на доске в минуту. Позже он рассказал о том, как заплыл в реку Чарльз, чтобы утопиться, и был выброшен на берег внезапной мыслью: «А как насчет живописи?» В 19В 25 лет он переехал в Нью-Йорк, где стал харизматичным учителем (одним из его учеников был Марк Ротко) и обладал эффектной внешностью. В 1929 году он переехал в помещение на Юнион-сквер, 36, которое арендовал на всю оставшуюся жизнь. Эррера пишет, что Горький выходил на площадь «в длинном черном пальто, красном шарфе и либо в пролетарской шерстяной вязаной шапке, либо, в дни, когда он хотел выглядеть зажиточным или бандитским, в черной фетровой шляпе, надвинутой вперед на голову». глаза.» Он посещал музеи. Его любимыми старыми мастерами были Уччелло и Энгр, оба радикальные инженеры стиля. Однажды в «Митрополите» женщина, отреагировав на его длинные волосы и бороду, язвительно заметила: «Вы Иисус Христос?» Он ответил: «Нет, мадам. Я Аршил Горки». Он остановился на этом имени в Бостоне, после того как поиграл с Арчи Ганном и Арчи Кольтом, псевдонимами, вдохновленными немыми вестернами.
Горький-самоучка, эрудиция и агрессивные принципы, пусть и раздражающие, имели вес в маленьком мире нью-йоркских современных художников. По словам де Кунинга, Горький был одним из «трех мушкетеров» сцены, наряду со Стюартом Дэвисом и загадочным русским аристократом Джоном Грэмом. Это были художники, о которых почти все говорили и которых уважали, хотя продажи и выставки были редкостью. Как и многие борющиеся художники 30-х годов, Горький записался в Управление прогресса работ. Фотография в книге Эрреры показывает, как он уверенно объясняет свое искусство угрюмому скептически настроенному Фиорелло Ла Гуардиа. Он выиграл заказ на строительство аэропорта Ньюарк, и его десять панелей грандиозной кубистической росписи на темы авиации были установлены там в 1919 году.37, к буре общественных споров. (Все панели, кроме двух, утеряны.) Он был сталинистом до самого конца — «Сталин был для него отцом, неприкосновенным», — сказал Мугуш Эррере, — в эксцентричных представлениях, которые считались его политикой, но он пренебрегал социальными и социалистическими Реализм, который он любил называть «бедным искусством для бедных людей». У Горького был и жил восторженный, княжеский образ художника. Каким бы бедным он ни был, ему всегда каким-то образом удавалось накопить больше и дороже предметов искусства, чем любой из его сверстников, и не упускать возможности выставить это напоказ.
Горький «шарахался от девушек», как сказал друг. — Но девушки от него не уклонялись. Он идеализировал и чувствовал себя неловко с женщинами, которых причудливо называл «небесными младенцами». Он был скуп на секс. Одна бывшая подруга сказала Эррере: «Вы думали, что в глубине души, даже во время полового акта, он думал: «Боже мой, все мои силы уходят! Я должна копить их на покраску!» Когда между ними возникла проблема, та же женщина сказала: «Единственный способ, которым он мог справиться со мной, — это впасть в истерику, ударить меня и угрожать самоубийством». У него было несколько таких неудачных романов и короткий брак с моделью и фигуристкой по имени Марни Джордж. Затем, в феврале 19 г.В 41 год он встретил прекрасную, блестящую девятнадцатилетнюю Агнес Магрудер. Она была предприимчивой дочерью морского капитана — она работала секретарем в китайской коммунистической организации, — и ее скромное социальное положение тешило тщеславие Горького. Расстроенные матчем, Магрудеры оказывали скудную поддержку, но растущая семья Горьких проводила лето в своем загородном доме в Вирджинии, где Горький, работая на открытом воздухе, сделал несколько серий удивительных рисунков не столько с натуры, сколько с натуры: ботанические и дрожащие формы насекомых. с зудящей жизненной силой, участвуя в августейшем официальном заказе. Мугуш был самоотверженным. «Дорогой Joking Jesus, как чудесно будет, когда у него будет действительно собственная студия», — писала она своей наперснице, коллекционеру и художнице Жанне Рейналь. Она ставила Горького на первое место до тех пор, пока это позволяло ее здравомыслие.
Годы войны привели в Нью-Йорк гламурных европейских беженцев, и творчество Горького произвело сильное впечатление на многих из них художников, включая Жоана Миро и Фернана Леже. На него подружился и повлиял, судьбоносно, вундеркинд чилийского происхождения Роберто Матта Эчауррен. Неглубокий, но ослепительный, Матта наткнулся на новые эффекты отделения линии от формы в картинах с сексуально ненасытными, угрожающими мотивами. Он был тостом художественного мира окраин, где «импортированные сюрреалисты», по презрительному выражению Клемента Гринберга, сформировали роскошный авангард, далекий от авангарда оборванных американских художников. Ведущими галереями были Пьер Матисс, «Искусство этого века» Пегги Гуггенхайм и Жюльен Леви, который в 1945, дал Горькому его первую крупную персональную выставку. Жители окраин приняли Горького, чей яркий характер и красивая жена не меньше, чем его гениальность, сделали его главной местной достопримечательностью. Андре Бретон стал его близким другом и промоутером, объявив его «единственным художником в Америке» и помог ему дать названия своим работам. (Многие горьковские заголовки — жемчужины лаконичного лиризма: «Печень — петушиный гребень», «Вода цветочной мельницы», «Дневник соблазнителя», «Год молочая».) эта лукавая, игривая, свободолюбивая компания и его связь с ней отдалили его от его коллег в центре города, включая де Кунинга, который, тем не менее, преданно защищал его. Горький уже был не в ладах с чванливым Поллоком, который насмехался над его нежно причесанной работой, считая ее эпиценной. Защитник Поллока Гринберг обрушился с критикой на Горького в обзоре в The Nation , вызывая подозрение, что ему «не хватало независимости и мужественности характера».
Это оскорбление привело Горького в бешенство. Между цинизмом окраины и мужественностью окраины его дух был осажден.
Матта — злодей в пугающей кульминации биографии Эрреры, хотя ее сила сочувствия такова, что читатель не может его ненавидеть. Жанна Рейналь написала Мугушу о «маленьких двухпенсовых хамах вроде Матты», которые бросили одну жену, когда та родила близнецов, и изменили второй (которая изменила ему с Пьером Матиссом). Матта любил многозадачность. Он преследовал Мугуша. Удивленная, но презрительная, она увидела в нем «избалованного мальчика, который хочет маскироваться под де Сада». Затем на Горького обрушился каскад бедствий, начиная с 1946, когда сгорела его мастерская в имении богатого архитектора Шерман, где Горькие начали останавливаться годом ранее, вместе с большей частью работ художника. Позже в том же году ему сделали операцию по поводу рака прямой кишки, из-за которой ему пришлось использовать калоприемник. Он впадал в тяжелую, а иногда и сильную депрессию, за исключением периодов вдохновенной работы. 17 июня 1948 года несчастный Мугуш закрутил роман с Маттой, о чьей нескромности быстро стало известно. «Возможно, это было худшее, что я когда-либо делал, — сказал Мугуш Эррере, — но я сделал это». В автокатастрофе 26 июня Горькому сломали шею, а его рисующую руку временно парализовало. Корчась на вытяжении, он злился на медсестер, призывавших его быть храбрым: «С какой стати я должен быть храбрым? Всю свою жизнь я заставлял себя дрожать, как лист, что бы ни случилось, а теперь ты хочешь, чтобы я был как нечищеная луковица. У меня больше нет шкур». Еще в Шермане, в громоздком корсете, он сильно пил. Он договорился о встрече с Маттой в Центральном парке и жалко попытался избить молодого человека. Он пытался контролировать свой гнев на Мугуша, но однажды ночью напился и впал в ярость. Он столкнул ее с лестницы, затем попытался успокоить своих дочерей, сказав им: «Мои милые, вы должны понимать, что я художник, а артистам иногда приходится вести себя немного ненормально. Вот почему я сейчас такой.
Вы понимаете?» На следующий день, 16 июля, Мугуш бежал с девочками в Вирджинию. Через пять дней Горький умер.
Самоубийство Горького стало шоком и, возможно, действенным стимулом для нью-йоркских художников, революционные стили которых обретали окончательную форму. Сам Горький не был революционером, но многим было ясно, что его рукопашная борьба с Пикассо их всех оправдала. В 1949 году де Кунинг написал письмо редактору Art News , протестуя против обзора, в котором он упоминался как оказавший влияние на Горького. Он сказал: «Когда около пятнадцати лет назад я впервые вошел в студию Аршила, атмосфера была настолько прекрасной, что у меня немного закружилась голова, а когда я пришел в себя, я сразу понял намек. Если бухгалтеры считают необходимым постоянно проверять, откуда берутся вещи и люди, что ж, тогда я родом с Юнион-сквер, 36. В другом восхвалении де Кунинг поразительно использовал будущее время: «Я скажу вам одну вещь, некоторые из его картин будут намного лучше, чем некоторые из картин Пикассо, Матисса, Эль Греко». Подразумевается, что качество не присуще произведениям искусства, а является чем-то, что с ними происходит.
Эррера скромно не дает твердой оценки положения Горького среди современных мастеров, но ее книга помогает расчистить дорогу одному из них. Ее косвенная оценка художника и его времени противостоит стандартным искажениям абстрактного экспрессионизма: модернизму Гринберга, который оценивает художников по их ролям в движении вперед к абстракции цветового поля; триумф мужественности, с тем, что Гарольд Розенберг называл художников боевиков ковбоями-конкистадорами; и антиамериканская критика движения как идеологической конструкции холодной войны. Горький, кроме того, что ему не хватает фирменного дерзкого взгляда, не поддерживает эти истории. Отсюда и его постоянная неясность, которую преодолевают по одному человеку, подходя к его картинам и рассматривая их. Сделав это сам, я обнаружил, что «лучше» — слово де Кунинга — соответствует опыту. Для сравнения, даже Пикассо и уж тем более Поллок могут принести в жертву величию слишком много поэзии. Трудно использовать за или против какой-либо идеи, Горького невозможно израсходовать. ♦
Аршил и Агнес Горки: Мастер и Муза
Отношения художника Аршила Горки с его женой Мугуш были страстными, бурными и непонятыми.
Я вырос в окружении картин Аршила Горки, одного из величайших американских художников двадцатого века, героя текущей ретроспективы в Художественном музее Филадельфии. Картины принадлежали моей мачехе Агнес (по прозвищу Мугуш) и давали мне подсказки не только о Горьком, но и о том, кем был и был Мугуш в прошлом. Полные жгучих цветов, необычайно живых форм и энергичных линий, они тронули меня непонятным для меня образом. С тех пор я смотрел и смотрел на работы Горького. Я даже написал биографию Горького, чтобы попытаться понять, почему он так рисовал. Тем не менее, его работа остается загадкой. Так он и хотел.
Призрак Горького появился в моей жизни летом 1948 года, когда мой отец, художник Джон С. Филипс, встретил Агнес Горькую на вечеринке в Нью-Йорке. Хозяин отвел моего отца в сторону и сказал: «Будьте добры к Мугушу. Ее муж, Аршил Горки, только что умер». Мой отец был счастлив подчиниться, потому что Мугуш был красивым и энергичным 27-летним мужчиной с длинными каштановыми волосами, чувственным ртом и большими глазами, в которых таился намек на озорство. Ее отзывчивость и сочетание смелости и женственности делали ее магнитом для мужчин.
Через несколько месяцев после их встречи мой отец и Мугуш полюбили друг друга. В декабре вместе с двумя маленькими дочерьми, Маро и Наташей, они отплыли в Неаполь и окончательно обосновались во Франции. Моя старшая сестра и я узнали о новой семье нашего отца из фотографий, которые он присылал нам в нашей школе-интернате. Летом на Кейп-Код мы познакомились с мачехой и нашими новыми сестрами, которые называли нашего отца «папой». По сравнению с нашей предыдущей мачехой Мугуш поразила своей привязанностью и чувством юмора. Она называла нас «милый», и я был очарован ее быстрой, грациозной походкой и ее мелодичным голосом.
Когда, к моей радости, мой отец вернулся с семьей в Соединенные Штаты и купил дом на Бикон-Хилл в Бостоне, моя мать, жившая в Мексике, отправила меня жить к ним. Мугуш был таким материнским, что, когда моих младших сестер Антонию и Сюзанну крестили в бостонской Троицкой церкви, я решила креститься вместе с ними, чтобы она могла стать моей крестной матерью. Наш дом в Бостоне был полон художественных книг Горького и, что еще лучше, его искусства. Его присутствие там было живым, ибо Горький оставался влиятельной фигурой в мире Мугуша. Десятилетняя Маро, сама ставшая художницей, без умолку говорила об отце, держась за образ его гения. Она настаивала на том, что с его армянским происхождением он был гораздо более привлекательной фигурой, чем мой настоящий бостонский отец. Мы попытаемся расшифровать образность Горького. В некоторых работах были почти мультяшные линии, которые почти сливались в узнаваемых существ. В одном мы точно обнаружили Багза Банни.
Мугуш родился в 1921 году как Агнес Магрудер. Он был старшей дочерью морского офицера и потомком известного неоклассического скульптора Харриет Хосмер. Детство Агнес было наполнено путешествиями: школа в Вашингтоне, округ Колумбия, затем Гаага, Вирджиния и, наконец, Бостон, куда ее отправили жить с умирающей бабушкой и где она влюбилась в живопись. «Моя миссия, — объясняет она, — заключалась в том, чтобы подбодрить моего дедушку и его мрачный дом с видом на реку Чарльз». Ее мать считала колледж ненужным, поэтому Агнес закончила школу в Швейцарии. Когда ее отца отправили в Шанхай в 19В 40 лет она была настолько мятежной — она провела ночь с молодым дипломатом и рассказала о своем увлечении китайским коммунизмом, — что родители все-таки отправили ее в колледж в Айова-Сити. Оттуда она села на автобус до Манхэттена и поступила в Лигу студентов-художников, но уволилась ради работы машинисткой в журнале под названием

В феврале 1941 года Виллем де Кунинг и его будущая жена Элейн Фрид сказали Агнес, что ей следует встретиться с большим другом де Кунинга Аршилом Горки. Элейн описала Горького как «ужасного понту, который поет и танцует и заставляет всех танцевать в кругу, размахивая платком». Через несколько дней Горький зашел в студию де Кунинга и сказал, что хотел бы иметь такую сильную девушку-американку, как Элейн. Элейн уговорила его пойти с ними на вечеринку, где его познакомят с милой американкой-блондинкой. На вечеринке, вспоминает Агнес, она сидела на скамейке между де Кунингом и «мужчиной с усами, который был очень тихим и довольно угрюмым». Она все еще ждала появления экзотического незнакомца, когда большинство гостей разошлись. Когда она выходила, усатый мужчина остановил ее и сказал на своем английском с акцентом: «Мисс Магуигер?» И я сказал: «О, Горький!» «Он ожидал блондинку, а она ожидала экстраверта. Они пошли в кофейню, и Горький задал ей столько вопросов, что она в конце концов высыпала содержимое своей сумочки на стол, чтобы дать ему представление о себе.
Самые популярные
На следующий вечер он повел ее в армянский ресторан. Вскоре они виделись каждый день, и он дал ей имя Мугуш, что, по его словам, означало «маленькая могучая». Когда Горький идентифицировал рубцы на ее животе как укусы клопов, он перевез ее в новую квартиру, мансардное окно которой он так тщательно выскреб, что замазка рухнула и полил дождь. В результате она переехала в его мастерскую на Юнион-сквер.
Тем летом у Горького должна была быть выставка в Художественном музее Сан-Франциско. Он и Мугуш проехали через всю страну с хорошим другом Горького, скульптором Исаму Ногучи. Когда он и Ногучи спорили об облаках, в которых Горький был абсолютно уверен, что видит крестьянок, Мугуш встал на сторону Ногучи, и Горький пришел в ярость. Пересекая мост через Миссисипи, он так разозлился, что приказал Ногучи остановить машину. Он собирался вернуться в Нью-Йорк пешком. «Я пошел за ним, — вспоминает Мугуш. «Он чуть не сбросил меня в реку Миссисипи!»
По прибытии в Лос-Анджелес Горький был в ярости, потому что отель был слишком дорогим. Измученный, Мугуш лег спать. Ногучи зашла пожелать спокойной ночи, и Горький в порыве ревности ворвался в комнату и вывалил на нее мешок газонных стрижек. Мугуш настаивает на том, что «между мной и Исаму не было никакого бормотания электричества», но критик Кэтрин Кух заподозрила «флирт со стороны Ногучи». На самом деле, и Мугуш, и Ногучи были чрезвычайно соблазнительны. Мугууш воспитывали так, чтобы она была забавной и красноречивой и делала счастливым любого, с кем она разговаривала. Горький, выросший в армянской провинции Ван в Османской Турции, был в высшей степени пуританином. Он не понимал, что для Мугуша флирт был просто частью хороших манер. По сей день, будучи прабабушкой, она неудержимо кокетничает с мужчинами, женщинами, детьми и животными.
В сентябре Мугуш и Горький поженились в Вирджиния-Сити, штат Невада, что вызвало скандал в ее аристократической семье. Ей было 20. Горькому, солгавшему о своем возрасте, было, наверное, около 41 года. Купили в Вулворте кольцо для штор, нашли мирового судью и произнесли клятвы. Выпив шампанского в баре, они разбили лагерь в Сьерра-Неваде в двухместном спальном мешке. В эти ранние годы Мугуш и Горький едва сводили концы с концами. Она работала в United China Relief, а Горький занимался продажами и преподаванием. У него не было концертов в Нью-Йорке уже много лет, и его репутация была на исходе. Мугуш рассказывает мне, что даже Ногучи предупреждал ее не выходить замуж за Горького, потому что он «застрял в колее» и то и дело царапал и перекрашивал один и тот же холст.
Самые популярные
С очаровательным Мугушем круг друзей Горького расширился. На протяжении многих лет у Леже, Мондриана и Миро была возможность посетить его. Пара познакомилась с сюрреалистами Роберто Матта, Ивом Танги и Андре Массоном, приехавшими в Соединенные Штаты, спасаясь от войны. На ужине, специально организованном для них, чтобы познакомиться с поэтом-сюрреалистом Андре Бретоном, Мугуш работал переводчиком, и дружба завязалась. Она помнит, как танцевала на улице с Горьким, потому что Бретон обещал посетить студию. Позже она насторожилась: «Что дают на обед поэту?» Меню — артишоки, плов и сыр бри — имело успех, и Бретон был преисполнен восхищения картинами Горького.
Прорыв в творчестве Горького произошел летом 1943 года, когда мать Мугуша пригласила его, Мугуша, и их маленькую дочь Маро пожить на ее ферме в Вирджинии. Пребывание в деревне в окружении семьи стало для Горького катализатором. «Горький вернулся однажды с этим довольно сложным рисунком и сказал: «Кто-нибудь поймет это? Вы думаете, я сошел с ума?» Мугуш сказал ему, что его рисунок изумителен и что он должен вернуться в поле, чтобы сделать еще. «Этим летом было настоящее освобождение Горького, — писал Мугуш тетке. Он создал свой собственный мир, мир, настолько погруженный в природу, что он мог смотреть внутрь и наружу одновременно.
Мугуш хорошо разбирался в творчестве Горького, а также был блестящим помощником в его карьере, очаровывая потенциальных дилеров и готовя вкусные блюда для музейных хранителей. Но во время их второго лета в Вирджинии ее письма к лучшей подруге Жанне Рейналь выражали чувство бесцельности. Для женщины с таким умом и энергией, как Мугуш, готовки, уборки и ухода за ребенком было недостаточно. Ей хотелось стать писателем, и ее письма показывают, что она могла преуспеть в этой области. Она установила свою пишущую машинку в каюте, желая «сама снести яйцо, а когда я встану и посмотрю, ничего там… унизительного». В другом письме она рационализировала: «… черт возьми, есть время и есть более важная рыба, которую нужно жарить, как жить и размножать горьких, картины и младенцев, хотя я знаю, что было бы лучше, если бы я делала больше, я не знаю, поэтому там.» Жанна посоветовала Мугушу посмотреть на Маро и на изменения в творчестве Горького. «Вы принимали участие в этом. Эти вещи нельзя обнюхивать». (Мугуш произвел еще одного Горького — Наташу, 19 г. р.45.)
Самый популярный
Благодаря резкому изменению картины Горького, дилер Жюльен Леви взял его и устроил ему выставку в 1945 году. катастрофы, превратившие последние годы Горького в голгофу. 16 января 1946 года сгорела его студия в их доме в Коннектикуте, и многие его картины были утеряны. В начале марта снова случилась беда. Горькому сделали колостому по поводу рака прямой кишки. Он стал, вспоминает Мугуш, «полным параноиком… срубленным деревом». Как ни старалась она убедить его, что его «перестроенное тело» не вызывает у нее отвращения, сам он, яростно брезгливый человек, был противен. Иногда он вспыхивал в ярости. Страдания, преследовавшие Горького, казалось, возродили ужасы его детства — его опыт геноцида армян в 1915 и, четыре года спустя, травма его матери, умирающей от голода у него на руках. Мугуш писал Жанне: «Горький должен нарисовать кое-что, иначе мы с ним умрем».
Вскоре, «работая как сумасшедший — счастливый», как писал Мугуш, Горький рисовал так, словно это была гонка со смертностью. Но его полная сосредоточенность на работе сводилась к дистанцированию. «Все больше и больше наш брак был связан с моей помолвкой с картиной Горького», — вспоминает она. «Но я любила его». Она писала ему ободряющие письма, когда увозила своих дочерей на лето: «Все, что исходит от твоей прекрасной руки, кажется тронутым волшебством, которое поет в моей груди». Горький писал в ответ: «… когда ты вернешься, я тоже хочу свой урожай [ sic ] быть очень большим и хорошим…. Ты со мной, мой милый, без тебя я не мог бы продолжать работать».
Когда Мугуш вернулся, она была в восторге от «урожая» Горького. Горький, однако, был истощен и не мог работать. Он говорил о самоубийстве. Вечный оптимист. , Мугуш пытался поднять ему настроение. На вечеринке по случаю своего двадцать седьмого дня рождения в июне 1948 года она помнит, как «крутилась от безумного удовольствия», танцуя в одиночестве в огороде. Но депрессия Горького была агрессивной. «Он был окутаны молчанием все эти последние месяцы». В середине июня с нее было достаточно. Она вышла из дома и провела два дня с Маттой, который за эти годы предпринял множество попыток соблазнить ее. «Я почувствовал новую силу. Я чувствовал, что кто-то полюбил меня, и я могу жить вечно».0009
Самые популярные
Горький узнал об этом романе, но некоторое время молчал. Вскоре последовала еще одна катастрофа. Шея Горького была сломана в автокатастрофе. Его правая рука была временно парализована, и он думал, что больше никогда не сможет рисовать. Мугуш делала все, что могла, чтобы облегчить его страдания, но, вспоминает она, после аварии «все просто рухнуло». Однажды ночью в ярости Горький сломал мебель и порвал рисунки, которые дал им Матта. Мугуш пытался его успокоить, но он оттолкнул ее, и она упала с лестницы. Позже той же ночью она сказала ему, что любит его и не оставит его. На следующий день врач Горького сказал ей, что Горький опасен. Он настоял на том, чтобы она отвезла своих дочерей к матери в Вирджинию. Утром 21 июля Горький позвонил Мугушу и сказал, что собирается покончить с собой, чтобы «освободить ее и освободиться». Она сказала, что вернется к нему, но было слишком поздно. Оставив веревки свисающими с разных деревьев и стропил, Горький повесился в сарае. Он оставил записку, написанную мелом на ящике, на котором стоял, и отшвырнул ногой: «До свидания, мои близкие».
После смерти Горького Мугуш остался в городе с Жанной. Любовь Матты, по ее словам, «поддержала меня». В августе она уехала в Мэн, и Матта присоединился к ней. На обратном пути они остановились в доме моего отца на Кейп-Код. Моего отца не было дома, но когда он вернулся, он обнаружил Мугуша, с которым флиртовал на вечеринке, на которой они встретились всего месяц назад, танцующей с Маттой. В последующие месяцы он и Матта соперничали за любовь Мугуша. Мугуш обратился к Марселю Дюшану за советом, и тот сказал ей, что ответственность за жену и двоих детей будет непосильной для Матты. Он сказал: «Я думаю, тебе следует пойти куда-нибудь с детьми и порисовать или написать». Мугуш плакала, провожая Матту на рейс в Чили, чтобы увидеть свою семью.
Она и мой отец поженились в Closerie des Lilas в Париже в 1949 году. Для Мугуш это был брак на равных — она не была в рабстве у моего отца. Она поддерживала миф о Горьком и заботилась о его наследии, находя дилеров для продажи его работ и побуждая музеи выставлять и покупать их. Хотя тень самоубийства Горького нависла над ее жизнью, она была идеальной вдовой художника, как она пыталась быть идеальной женой художника. С тех пор ее жизнь была богата дружбой с художниками, писателями и кинематографистами. Ей восхищаются как ослепительной хозяйкой, остроумной, элегантной и тонкой. Всегда беспокойная, она бросила моего отца через десять лет и в конце концов вышла замуж за писателя Ксана Филдинга, с которым она казалась довольной. Пока он умирал от рака, они жили в Париже на улице Риволи. Я помню, как несколько сестер следовали за Мугуш по парижской улице и пытались подражать ее гордой, чувственной и грациозной походке. Я не стал любить ее меньше после того, как она перестала быть моей мачехой. За эти годы я научился у нее готовить, украшать дом, одеваться, говорить, ходить и смотреть на картины.