Биография тихона гроза: Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского

Тихон в пьесе «Гроза» Островского является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы — вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

У нас появилась новая характеристика Тихона.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении).

Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота. Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны.

Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый — пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй — командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней». Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично. Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены.

Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг.

Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Ниценко

    19/19

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

Образ и характеристика Тихона Кабанова из пьесы «Гроза»


В драме «Гроза» семейная жизнь обитателей города Калинова скрыта за высокими заборами.

И только в один дом «открыл дверь» Александр Николаевич Островский — в дом вдовы Кабановой, а вместе с этим «открылась дверь» и в страшный мир «тёмного царства», в котором главными представителями являются Кабаниха и Дикой, а жертвами — многие, кто, так или иначе, связан с ними.

Характеристика образа Тихона ярко выражена в его диалогах с матерью и женой Катериной. Автор выбрал для него имя, точно отражающее весь его облик и характер — Тихон. Он действительно тихий, робкий, послушный сын своей матери.

Содержание

Кто такой Тихон Кабанов

Тихон Кабанов в драме играет одну из главных ролей. Он сын богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) и муж Катерины.

Его возраст точно не обозначен автором, но, скорее всего, он не совсем молод и старше Катерины.

Характер

Тихон как личность не состоялся. Его личность полностью подавлена матерью, причём подавлена с очень раннего детства, когда, обычно, человек ещё не может противостоять чужой воле.

Но дело здесь не только в суровости и деспотизме матери — ведь у этой же матери есть дочь Варвара, девушка смелая, деятельная, решительная, она и с матерью держит себя совсем по-другому. Варвара к бесконечным поучениям матери относится критически, а часто и вовсе их игнорирует. Вот, например, как по-разному они реагируют на приказы Кабанихи. Тихон отвечает: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» А Варвара (про себя): «Не уважишь тебя, как же!» Она умеет хитрить и лавировать, Тихон же таких «способностей» лишён. Он прост, всё понимает буквально и буквально исполняет. Есть люди, которые не могут сопротивляться давлению, особенно родительскому. У них начисто отсутствуют такие качества, как строптивость, упрямство, противоречивость — такими уж они родились. Поэтому можно сколько угодно клеймить Тихона за то, что он слабохарактерный, что во всём подчинялся маменьке и не смог защитить Катерину от её нападок, но это не приблизит к пониманию его характера. Его просто жаль. Он и у другой матери мог бы быть точно таким.
Но Кабаниха, конечно, способствовала его нравственной деградации.


О слабохарактерности Тихона говорят все персонажи драмы: и жители города Калинова, и его сестра Варвара, и часовщик-самоучка Кулигин, и сама Кабаниха: «Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!» Даже Катерина пытается иногда защищаться от нападок свекрови, упрекает её в том, что она возводит на неё напраслину, а это терпеть неприятно. Тихон же всегда только оправдывается.

Речь каждого персонажа драмы также является средством его характеристики. Речь Тихона всегда наполнена нотками неуверенности, вины, даже если он не чувствует за собой никакого проступка. Он заранее уже готов к тому, что во всём виновен. Мать обвиняет его даже в том, что он любит жену больше, чем её: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Не удивительно, что этот полностью морально растоптанный и униженный человек находит себе отдушину в том, чтобы выпить с Диким. Ему просто необходимо отвлечься от постоянного контроля и гнёта. А поездка по поручению матери на две недели – и вовсе праздник, которого он с радостью ждёт. Он даже готов на это время оставить любимую жену, которая просит взять её с собой.

Отношение к Катерине

Тихон, безусловно, любит Катерину, это подтверждает и Кабаниха, выражая по этому поводу ревность, но любовь его незрела и находится под неусыпным контролем матери. Она диктует, как надо относиться к жене: муж должен приказывать ей, как жить в его отсутствие, а жена при прощании должна обязательно выть погромче; о любви говорить нечего, жена, прежде всего, должна мужа бояться. После признания Катерины в измене Тихон по доброте своей простил не только жену, но и Бориса, он жалеет её, видя, как она страдает и мечется, но всё-таки по приказу маменьки «побил немножко».

И только после гибели Катерины он открыто посмел обвинить в этом мать. Возможно, эта трагедия станет для Тихона отправной точкой для пересмотра своей жизни. Но возможно и другое: гибель жены сломает его окончательно. Покончить жизнь самоубийством он не сможет — для этого тоже нужна сила воли. А вот спиться, опуститься и окончательно потерять себя — вполне вероятно…

Заключение

Все критические статьи характеризуют образ Тихона одинаково, изначально принимая оценку Н. Добролюбова, данную в статье «Луч света в темном царстве: «Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками». С этой характеристикой можно согласиться только отчасти.

Люди, подобные Тихону, — вполне распространённый тип личности и в наше время. Вот родился такой человек — слабохарактерный, послушный родительской воле, а после — учительской и т. д. Осуждать его, клеймить за это — то же самое, что осуждать рыжего за то, что он родился рыжим. В таких людях с заниженной самооценкой надо воспитывать твёрдость характера, поддерживать в них недостающий энтузиазм, уверенность в своих силах. И в данном случае очень важно мужское воспитание, влияние отца.

В пьесе сказано, что Кабаниха — вдова. Как давно она стала вдовой — неизвестно. Возможно, Тихон с малых лет был только под влиянием матери, которая не только не воспитывала в нём мужские черты характера, а полностью их подавляла. Поэтому Тихона очень жалко. Он по своей природе добрый человек, не злопамятный, мягкий — прощает всех. Но его обижают все: сестра своими насмешками, мать своими упрёками, даже жена Катерина — своей изменой. Он никому не сделал вреда — ему же вредят все, кто его окружает. Тихон даже более жертва «тёмного царства», чем Катерина. Катерина фанатично повторяет на протяжении всей пьесы, как она боится греха — и…грешит. Тихон не совершает ни одного греховного поступка, но всегда во всём без вины виноват.

Характеристика образа Тихона Кабанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Житие святителя Тихона — Свято-Тихоновская Православная Миссия

Сведения о жизни святителя Тихона Беллавина на английском языке до сих пор ограничены. Его история на oca.org содержит более подробную информацию о его работе в Америке и цитируется здесь только дважды. Помимо двух других статей, остальная информация в этой статье взята из единственной биографии, доступной в настоящее время на английском языке, Джейн Свон «Избранный для своего народа: биография патриарха Тихона» (Джорданвилль: издательство Свято-Троицкой семинарии, 2015 г.), впервые опубликованной в 1964. В этой статье основное внимание уделяется деталям, недоступным в данный момент.

Когда в 1918 году российский царь Николай II вместе с женой и пятью детьми был расстрелян в ходе кровавой массовой расстрела, группа христиан, обеспокоенных жизнью Патриарха Тихона, шла ночью, умоляя его бежать из страны. Тихон в шутку пожурил их за то, что они разбудили его ото сна, потом наотрез отказался уходить. В те дни он гулял по вечерам в саду, окруженном высокими стенами. Там сидели дети, а Тихон всегда был готов встретить своих юных друзей яблоками и конфетами, и они долго беседовали. Этот анекдот о будущем святителе Тихоне не был ни натяжкой, ни хорошо составленной пропагандой. В нем отражено свидетельство, данное о нем на протяжении всей его жизни как о миролюбивом и кротком человеке, не желавшем ни насилия, ни злобы ни к кому.

И все же в те же годы он мог делать заявления вроде следующих сторонникам и виновникам зла: «Ежедневно до нас доходят сообщения о поразительных и чудовищных убийствах ни в чем не повинных людей. . Все это наполняет наши сердца глубокой и горькой скорбью и обязывает нас обращаться к таким отверженным рода человеческого со строгими словами обличения и предостережения, согласно повелению святого апостола: «Согрешающих обличи пред очами все, чтобы и прочие были в страхе» (1 Тим. 5:20).

Тех церковных деятелей, которые поддались искушению участвовать в попытках злого режима развратить Церковь, а потом раскаялись, Тихон любовно простил. Как сказано в кондаке, поем: Украсила тя кроткою манерою, Милость и сострадание явил еси к кающимся, Тверд и непреклонен был в исповедании веры православной. Нежный, но смелый Василий Иванович Беллавин родился и вырос в 1865 году в сельской деревне России. Высокий и светловолосый, он поступил в духовную школу, где одноклассники ласково называли своего зрелого для его лет друга «епископом» и «патриархом». В первый год своего священника архиепископ сделал Василия своим помощником. Затем талантливый священник преподавал в семинарии нравственное и догматическое богословие. Синод сделал этого многообещающего молодого человека епископом в возрасте 32 лет, продлив на шесть месяцев каноническое правление в 33 года.

Василий взял себе имя Тихон, святой из Задонска. Тихон сразу показал успех в своем городе Холме, снискав уважение католиков и униатов своего района и в то же время склонив многих из них в православие. Он совершал службы в храмах, когда это было возможно, неустанно путешествуя пешком или в скромной карете, встречаясь после литургии с семьей за семьей до поздней ночи. Когда стало известно, что Тихон доступен для всех желающих, количество богослужений и семейных посиделок только увеличилось. Через год, в 189 г.7 сентября Синод объявил о переселении Тихона на Аляску и Алеутские острова. В Холме вспыхнули беспорядки. Перед отъездом он провел службы в каждом приходе своей епархии. Произошли уличные бои, чтобы помешать его переводу, и когда поезд отошел, люди бросились на рельсы, и их пришлось убрать силой. Его работа на Аляске и в Америке процветала.

Количество церквей увеличилось в четыре раза, а Американская епархия стала архиепископией. Тихон стал архиепископом в 40 лет и стал почетным гражданином США. Его популярность среди американцев сохранилась и после того, как он стал патриархом. Писатель Дональд Лоури приехал в Москву, чтобы взять интервью у Тихона в 1919 году.23, и обмен был включен в книгу, изданную YMCA. Он назвал патриарха «спокойным, неторопливым и бесстрашным» в отличие от многих других, столь напуганных гонениями. Первым впечатлением интервьюера были «твердое рукопожатие и добрые глаза с решительным оттенком юмора и всегда намеком на огонь в глубине их взгляда. . . это и его сияющая улыбка». «Какова самая неотложная потребность Православной Церкви, которую может удовлетворить внешний христианский мир?» — спросил патриарха представитель YMCA. «Пришлите нам Библии», — ответил он. «Никогда еще в истории не было в русском народе такой жажды Писания. . . и у нас нет Библий, чтобы дать им», — отметил он. «Наши прессы конфискованы».

Также была отмечена доступность Тихона. «Распространено мнение, что любой, будь то епископ, священник или самый безвестный мирянин, который действительно нуждается в его совете или решении, может попасть к Патриарху». Напротив, Лоури также отмечал свирепую сторону Тихона с его анафемами и публичными противостояниями: «Кто может публиковать такие приговоры перед лицом могущественных врагов, против которых у него нет ни малейшей физической защиты?» В 1907 году Тихон был переведен из Америки в русский город Ярославль. Его популярность сохранялась и в Ярославле, так как он соглашался служить даже в самых маленьких сельских приходах. Он поднялся на церковные колокольни, чтобы звонить в колокола. Он сохранял «такую ​​же дружескую манеру поведения, обычно говорил любезно и всегда был готов пошутить». Затем Тихона перевели в Вильнюс. В Ярославле народ не бунтовал, как в Холме, а сделал его почетным гражданином, впервые когда епископ удостоился такой чести. В Вильнюсе началась Первая мировая война, и Тихон ездил на передовую и служил солдатам под бомбежками. За отличие в службе ему была вручена военная награда.

Когда состоялись выборы нового Московского митрополита, избрание Тихона для многих стало шоком, так как он был до этого момента простым епископом в сельской России и якобы неизвестным в городе. По своему обыкновению, новый митрополит немедленно начал посещать все возможные приходы и семьи. В то же время политическая ситуация рушилась. Епископов и священников убивали.

Процессия священнослужителей и мирян в трех разных городах была перерезана автоматчиками. Вскоре после этого Тихон стал патриархом всероссийским в 19 г. 17, высшая церковная должность в стране. Но когда он принял эту должность, Тихон предвидел грядущие трагедии и сказал «плач, плач и горе», цитируя пророка Иезекииля после того, как тот съел вкусный свиток, который сделался горьким для его желудка. В этот период Тихон находился под огромным давлением, чтобы помочь вооруженным силам «белых русских», которые поддерживали царя над «красными русскими» большевиками, атеистами, которые объявляли христианство вне закона и убивали христиан. Но он отказался это сделать, а также отказался помешать белым русским следовать своей совести. «Установление той или иной формы правления — дело не церкви, а самого народа», — заявил он. Тихона меньше беспокоила разваливающаяся политическая ситуация, которая могла привести только к физической смерти, и гораздо больше заботило растущее внутри Церкви движение за «реформирование» и «восстановление» ее, а в конечном счете и уничтожение души. Это прогрессивное движение, которое в конечном итоге стало известно как Живая Церковь, объединившееся с большевиками, отстаивало, среди прочего, браки для епископов, браки для священников после рукоположения и даже браки для монахов. В конце концов все монашество было осуждено Живой Церковью, и большевики закрыли все городские монастыри.

Когда большевики незаконно заключили царя в тюрьму в Екатеринбурге, лидеры Живой церкви осудили Тихона за то, что он послал патриаршее благословение вместе с освященным хлебом царской семье, обвинив патриарха в «контрреволюционной деятельности», что часто приводило к исполнение. Через несколько дней, после того как царская семья была расстреляна, к Тихону пришли друзья, чтобы спасти его от беды, но он отказался, заявив, что такой поступок только сыграет на руку врагам Церкви. Те, кто был с ним в ту ночь, сказали, что «были в восторге от его душевного спокойствия». Такое отношение к Тихону появилось вскоре после того, как на него в карете напала сумасшедшая, которая несколько раз ударила его ножом, когда он выходил из храма Христа Спасителя. Но на патриархе в тот день было два толстых одеяния, и он получил лишь небольшую рану.

Среди многих ужасов, пережитых Тихоном, он предстал перед судом для дачи показаний в отношении 18 своих собратьев-священнослужителей, признанных виновными в отказе продать орудия евхаристии, чтобы вырученные средства могли помочь бедным. Времена были действительно страшные, так как от голода и связанных с ним болезней в России погибло до пяти миллионов человек, а каннибализм не был редкостью. Тихон настаивал на том, что если землю, здания и другое несвященное церковное имущество можно продавать, то предметы, посвященные алтарю, нельзя. Он напомнил обвинителям, что Церковь охотно пожертвовала бы деньги на стоимость инструментов, но государственные органы отказали в деньгах. Большевики заверили его, что его 18 человек будут казнены. По свидетельству очевидца, «старец бросил ласковый и ласковый взгляд на служителей алтаря и сказал ясно и твердо: «Я всегда говорил и следственным органам, и всему народу, что в этом я один виноват. Это всего лишь моя армия Христова, которая послушно исполняет приказы вождя, данные ей Богом». . . Тут голос Патриарха поднялся и был слышен во всех углах огромного зала; и сам он как бы возрастал, когда, обращаясь к обвиняемым, поднимал руку и благословлял их, громко и отчетливо говоря: «Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа пострадать и умереть за Него». 0003

Обвиняемые упали на колени. Выведенные на казнь 18 священнослужителей беспрестанно кричали «Христос Воскресе!» и большая толпа возвратилась со словами: «Воистину, Он воскрес!» В итоге были казнены сотни епископов и тысячи священников. Тихона пощадили, так как большевики опасались реакции народа и надеялись скомпрометировать патриарха в своих целях. Тихон сказал, что мученическая смерть была бы намного легче. С таким количеством убитых священнослужителей и с отказом Тихона публично поддержать белую русскую армию или какое-либо политическое движение патриарх поставил себя в положение, в котором его ненавидят все стороны. По-видимому, не предчувствуя своего будущего возвеличивания в церкви в лика святых, Тихон сказал: «Пусть имя мое погибнет в истории, лишь бы жива была Церковь». И все же его отказ вовлечь Церковь в политику не дал ему возможности завоевать расположение большевиков, которых он прямо осудил формальной анафемой в начале своего патриаршего правления: «Смиренный Тихон: «. . . Заповеди Христа о любви к ближнему забыты и попраны. . . Вспомните себя, бесчувственные, и прекратите свои кровавые дела. Ибо то, что вы делаете, это не только жестокий поступок; это воистину сатанинское деяние, за которое вы подвергнетесь огню геенны в жизни грядущей, загробной, и страшным проклятиям потомства в настоящей, земной жизни». “. . . Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинствам Христовым и предать вас анафеме. . . Заклинаю всех вас, верных чад Православной Церкви, ни в коем случае не причащаться с такими изгоями рода человеческого: «Извергните из среды себя злых» (1 Кор. 5:13). “. . .

Враги Церкви захватили власть над ее собственностью с помощью смертоносного оружия; а вы поднимитесь против них силой своей веры, своим собственным всенародным воплем, который остановил бы этих неразумных людей и показал бы им, что они не имеют права называть себя поборниками народного блага. . . ибо они прямо против совести народа. «И если надлежит пострадать за дело Христово, приглашаем вас, возлюбленные чада Церкви, пострадать вместе с нами по слову святого апостола: «Кто отлучит нас от любви Бога? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35). “. . . вступайте, добровольно, а не силой, в ряды духовных борцов, которые будут противостоять внешнему насилию силой своей подлинной духовности; мы тогда положительно утверждаем, что враги Церкви Христовой будут посрамлены и рассеяны силою креста Христова, ибо непреложно обетование божественного крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата ад не одолеет его» (Мф. 16:18). — Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, 19 января., 1918.

Очевидно, с большим мужеством противостоя большевикам, Тихон часто оказывался в непопулярном положении, запрещая поддержку их оппозиции. Даже когда для защиты мощей преподобного Сергия от осквернения большевиками выступило 25-тысячное народное войско, Тихон не смог благословить войско и вместо этого посоветовал мир во что бы то ни стало. Большая часть оставшейся жизни Тихона, вплоть до его смерти в 1925 году, была связана с его домашним заключением в Донском монастыре, где его регулярно посещали психологические мучители. За день до его ареста сопровождавший его на службе дежурный спросил его о следователях. «Сегодня они были очень строги, — сказал он. — Так что же с тобой будет? — Голову мою обещали отрезать, — с улыбкой ответил он. Но потом прошептал: «Не провоцируй их». Его арестовали на следующий день.

Его здоровье стало ухудшаться, и всегда миролюбивый и спокойный патриарх страдал от «обмороков» и «сильной дрожи». Один большевистский агент снова и снова настаивал на том, чтобы он подписал документ для отправки британскому архиепископу Кентерберийскому, уверяя западный мир в отсутствии гонений на христиан в России. Тихон отказался. В сообщениях говорится, что само упоминание имени агента, Тучкова, вызывало у патриарха дрожь, но он всегда соглашался видеть его, всегда наедине, взяв на себя бремя в одиночку. Когда Тихона в конце концов госпитализировали, врачи описали его как «пожилого, седого, худощавого человека, который очень нервничал, но никогда не жаловался». По словам биографа Джейн Свон, «одетый в свои патриархальные одежды, патриарх представлял собой внушительную картину, но в постели, одетой только в больничную пижаму, он становился маленьким сморщенным стариком».

Посетителей на время не пустили, но «вскоре патриарх перешучивался с врачами, и весть о его выздоровлении распространилась за пределы больницы. Тотчас явился Тучков, личный мучитель Тихона. Сначала доктору Бакунне удавалось сдерживать его, но к третьей неделе агент начал делать долгие визиты к патриарху, всегда оставаясь с ним наедине». Тучков «уговаривал его подписать документ о преобразовании церкви в государственную, уйти в отставку и по состоянию здоровья жить на юге России. [А] второй агент пытался подкупить патриарха обещаниями увеличения привилегий для церкви, отмены тюремных сроков для церковников и т. д., а когда это не удавалось, агент делал открытые угрозы.

После каждого интервью Тихон был совершенно измотан и проявлял признаки нервозности и дрожи. . . но, услышав о пациентке той же больницы, которая перед операцией впала в истерику, настояла на том, чтобы встать и пойти к ней с молитвами и словами утешения». 25 марта 1925 года патриарх попросил морфий от болей. В 10 часов вечера он сказал медсестре, что «ночь будет долгой, длинной, темной, темной». Но вскоре после того, как доктор сказал ему, что он умирает. «Который сейчас час?» он спросил. «23:45». — Слава Богу, — ответил патриарх и стал креститься, говоря: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава. . .» — а потом он умер. На упокой патриарха Тихона Беллавина собралось более 150 тысяч человек. Линия людей длиной более мили, четыре человека в ряд, ждала снаружи, чтобы засвидетельствовать свое почтение. «Каждую минуту мимо проходило от 100 до 120 человек, и шествие продолжалось до тех пор, пока последний человек не проходил мимо гроба».

— Составлено Дином В. Арнольдом к Престольному празднику Свято-Тихоновской миссии, г. Чаттануга, Теннесси, 12 октября 2019 г.

Советское искусство, культура СССР

« Ара Саргсян советский скульптор

Кузминскис Йонас Миколо »

Волков Борис Иванович

Волков Борис Иванович (13(26). 3.1900, Москва, – 23.12.1970, там же), советский театральный артист, Народный артист СССР (1965). Учился в Строгановском училище (1913-18) по Ф.Ф. Татлин, Д.П. Штеренберг и другие. Участник ОСТ. В 1924-40 главный художник театра.

Эскиз декораций к опере Тихона Хренникова «В бурю». Музыкальный театр им. Немировича-Данченко. Москва. 1939 г.

МГСПС (ныне им. Моссовета), в 1941-49 гг. – Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, с 1951 г. — Малый театр. Ранние работы Волкова испытали влияние конструктивизма («Буря» Билла-Белоцерковского, 1925, Театр МГСПС).

В последующие годы Волков обратился к сочетанию объемных и живописных декораций, важную роль отводил лирическому пейзажу. Среди произведений В.: «Семейство Тарасов» Кабалевского (1951; Государственная премия СССР, 1952) — в Музыкальном театре им. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко; «Зеленая улица» Сурова (1948; Государственная премия СССР, 1949), «Вторая любовь» Мальцева и Венкстерна (1950; Государственная премия СССР, 1951) — во МХАТе. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Эскиз декорации к опере И.И. Дзержинского «Тихий Дон». Музыкальный театр им. Немировича-Данченко. Москва. 1936

Спектакли в постановке Волкова Бориса Ивановича в Малом театре:

  1. 1950 – «Снегурочка» А. Н. Островского
  2. 1951 – «Без вины виноватые» А. Н. Островского
  3. 1952 — Дорога Свободы Г. Фаста
  4. 1952 – «Северные зори» Н.Н. Никитин
  5. 1953 — «Когда ломаются копья» Н.Ф. Погодина
  6. 1953 г. – «Порт-Артур» И.Ф. Попов и А.Н. Степанов
  7. 1955 г. – «Крылья» А.Е. Корнейчук
  8. 1955 – «Макбет» У. Шекспира
  9. 1956 – «Власть тьмы» Льва Толстого
  10. 1957 – «Призраки» Г. Ибсена
  11. 1958 – «Почему звезды улыбались» А.Е. Корнейчук
  12. 1959 — «Завещание» С. А. Ермолинского
  13. 1960 – «Песнь ветра» А.Л. Вейцлера и А.Н. Мишарин (совместно с В.А., Клотцем)
  14. 1960 – «Осенние зори» В. И. Блинова
  15. 1961 – «Браконьеры» Э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *