Биография сергия радонежского краткое содержание: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Биография Сергея Радонежского: кратко, самое главное

Главная » Биография

Биография

Автор orfeus На чтение 4 мин Опубликовано Обновлено

Сергий Радонежский – русский святой, чудотворец всея Руси. Точная дата его рождения доподлинно неизвестна. Предположительно – май 1314 или 1322 года. Известна дата его кончины – 25 сентября 1392 года. 5 июля Церковь отмечает еще одно событие, связанное с именем Сергия Радонежского – обретение мощей. П. Флоренский называл Сергия Радонежского Ангелом – Хранителем России. Начиная с 15 века Русская православная церковь почитает Сергия Радонежского святым в лике преподобных.

Известны имена родителей будущего Святого. Звали их Кирилл и Мария. При рождении отец и мать нарекли мальчика именем Варфоломей. Семья проживала в Ростовском княжестве, предположительно в деревне Варницы.

Всего у Кирилла и Марии было три сына – Стефан, Варфоломей и Пётр.

В семь лет Варфоломея вместе с братьями отдали на обучение в школу. Но, в отличие от братьев, ему очень тяжело давалось чтение, несмотря на все его старания. Однажды Варфоломей, гуляя в лесу и обращаясь к Богу с молитвой, встретил незнакомого инока. Старец дал мальчику кусок просфоры и наказал молиться усердней, и тогда Господь даст ему успехи в учении. Известное всем полотно М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает именно этот момент из жизни будущего святого. После встречи с иноком мальчик достигать больших успехов в постижении грамоты и даже превзошел своих братьев и других сверстников.

Через некоторое время семья Кирилла и Марии в результате неурожаев сильно обеднела и вынуждена была перебраться в Радонеж.

После смерти родителей Варфоломей решил уйти на жительство в пустынное место, чтобы отдать себя целиком служению Господу. С ним вместе решил пойти и брат Стефан. Братья нашли такое место в глухих лесах недалеко от источника, соорудили себе там жилье и построили небольшой Храм, который впоследствии священники освятили в честь Святой Троицы.

В те давние времена Храмы освящали, в основном, в честь Спаса и Богородицы. И освящение в честь Троицы было большой редкостью.

Через некоторое время Стефан покинул своего брата и ушел в монастырь, поскольку суровая жизнь в пустыни стала ему не по силам. Варфоломей остается в полном одиночестве и призывает игумена Митрофана, который совершил постриг Варфоломея и нарек его именем Сергий. Произошло это событие 7 октября в день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Вокруг Сергия собирается братия. Так постепенно образовывается Троице-Сергиева обитель.

В течение своей жизни Сергий основывает еще несколько монастырей, настоятелями которых становятся его ученики. Он является основателем реформы монашеского общежития. До этого в монастырях существовало особножитие. Сергий настаивал на том, чтобы в обителях все насельники были равны.

Сам митрополит Алексий перед своей кончиной просил Сергия стать его преемником, но тот отказался.

Святой при жизни совершал чудеса исцеления. К нему стекались люди со всех концов московской земли с просьбами в помощи.

Преподобный Сергий мог силой слова убеждать и примирять самых жестоких людей. Это именно ему принадлежит слава объединителя различных княжеств под начало московского князя. Именно к нему Димитрий Донской обратился с просьбой о благословении перед Куликовской битвой. Сергий благословил князя на победу и дал ему в помощь двух схимников, которые до принятия пострига были воинами. Звали их Пересвет и Ослябя. Без шлемов и кольчуг, в монашеском одеянии с крестами пошли монахи на врага. Первым пал Пересвет в битве с Челубеем. Все это время святой Сергий молился в храме о победе русского войска.

После кончины Сергия Радонежского осталось на Руси множество монастырей и одна из четырех Лавр, Троице – Сергиева Лавра, восхитительное творение, посвященное Богу на земле. Имя Сергия Радонежского освящено славой духовного собирателя русского народа.

краткое содержание и история создания

Первый автор произведения «Житие Сергия Радонежского», краткое изложение которого представлено здесь, — Епифаний Премудрый. Он взялся за эту работу на следующий год после смерти преподобного, то есть в 1393-м по новому стилю. К сожалению, смерть Епифания помешала ему закончить работу над житием, и до нас не дошёл официальный подлинник, подписанный рукой Епифания, дошли лишь списки. Неподготовленному современному читателю трудно воспринимать текст, написанный в XIV веке, поэтому сегодня чаще всего читают не его, а современную переработку, автором которой является Борис Зайцев, — «Житие Сергия Радонежского».

Особенности жития

Когда начинаешь читать житие какого-либо святого, надо иметь представление об особенностях жанра и понимать, что это не сто процентов достоверный рассказ, но и не абсолютная выдумка. По ходу изложения произведения «Житие Сергия Радонежского»,  краткое содержание которого последует далее, я буду отмечать некоторые особенности жития как жанра.

Детство и юность

Родился будущий подвижник в семье княжеского служащего Кирилла и его жены – Марии, ребёнку в миру дали имя Варфоломей. Как пишет Епифаний, маленький Варфоломей с самого младенчества проявлял строгое благочестие. (Кстати, это канонический для житий момент – подчёркивание того, что будущий святой отличался от других поведением ещё в детстве.) Варфоломею тяжело давалось учение, даже несмотря на усердие его, но один раз он встретил в лесу старца, отвёл его к себе домой, где они вместе помолились. Старец дал Варфоломею просфору и раскрытый на одном из самых сложных моментов Псалтырь. Съев просвирку, юноша начал читать вслух без запинок, хотя раньше этого делать не мог. После смерти родителей Варфоломей отправляется на уединённую жизнь вместе с братом Стефаном. Приглашённый игумен Митрофан постригает его в монашество с именем Сергий.

Молодой подвижник

«Житие Сергия Радонежского», краткое содержание которого не даёт возможность как следует описать подвижническую жизнь преподобного Сергия, сообщает о том, что примерно в 20 лет он удалился в пустынные места, где трудился, молился, изнемогал себя подвигами и постился долгое время. Бесы и сам дьявол пытались соблазнить и устрашить святого, но он не поддался. (Кстати, упоминания о сатанинских кознях и искушениях в житии практически обязательны.) К Сергию стали приходить звери, в том числе достопамятный медведь.

Обитель вокруг келейки Сергия

Прослышав о чудесном подвижнике, люди приходили к нему со своими горестями и заботами, ища утешения. Постепенно вокруг уединённой кельи в лесу стала собираться обитель. Сергий отказывался принимать сан игумена, но настоял на очень строгом уставе монастыря. Однажды в монастыре закончился хлеб. Взять продуктов было неоткуда, монахи стал роптать и голодать. Сергий же всё молился и наставлял сподвижников о терпении. Внезапно к ним в обитель приехали неизвестные купцы, выгрузили очень много еды и скрылись в неизвестном направлении. Вскоре по молитве Сергия около монастыря забил источник чистой, исцеляющей больных воды.

Чудотворец

Сохранилось много рассказов о чудесах преп. Сергия. Прочитать о них можно в подлиннике, в нашем же  варианте — «Житие Сергия Радонежского: краткое содержание» — следует сказать, что добрые дела свои святой всегда скрывал и очень расстраивался, проявляя истинное христианское смирение, когда его пытались вознаградить или отблагодарить. Тем не менее слава святого росла всё больше и больше. Общеизвестно, что именно преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Святой почти всё своё время посвящал тяжкому труду и молитве, остальное проводил в душеспасительных беседах со всеми желающими.

Праведная кончина

Смиренный святой подвижник за шесть месяцев знал о своей кончине (что тоже является каноническим элементом жития). Он скончался в 1393 году, в конце сентября, и был погребён в правом притворе церкви обители. За много веков существования и процветания по молитвам своего святого покровителя обитель превратилась в один из самых больших и значительных лавр мира – Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Вы ознакомились со статьей «Житие Сергия Радонежского: краткое содержание», но, без сомнения, произведение Епифания стоит того, чтобы его прочитали целиком.

Преподобный Сергий Радонежский — 

Вычищая старые дискеты, я нашел статью, которую написал в 1991 году для студенческого семинара по русским и восточным исследованиям, посвященного восточнославянскому варианту православной культуры. Не особенно глубоко, но эй, что вы ожидаете от 22-летнего?


RAE 401
Доктор Роуленд
Весна 1991

Преподобный Сергий Радонежский

Покровитель Московской Руси в четырнадцатом веке, Сергий Радонежский считается одним из ведущих деятелей монашеского возрождения России, как а также человек большого политического и дипломатического значения. Подобно другим важным религиозным и политическим деятелям своего времени, Сергий теряется в слоях мифов и легенд летописей и Живет дней. Чтобы полностью понять роль этого великого исторического деятеля в сознании русского народа, необходимо изучить различные записи, в которых говорится о Сергии, а также житие святого.

Дата рождения Сергия оспаривается, но эксперты сходятся во мнении, что это было в начале четырнадцатого века, где-то между 1314 и 1321 годами. Сергий родился Варфоломеем (Варфоломеем), одним из трех сыновей боярской семьи. Семья впала в экономическую разруху в 1329 году.когда великий князь Московский Иван Калита присоединил к своим владениям родную Ростовскую губернию семьи. Семья переехала в Радонеж, небольшой город к северо-востоку от Москвы. В более поздние годы родители Сергия приняли постриг и вошли в церковную жизнь. Сергий со своим братом Стефаном (Стефаном) отправился затем в пустыню и в девяти верстах от Радонежа начал подвижническую жизнь. Место, где они поселились, должно было стать будущим Свято-Троицким монастырем.

Стивен не вынес жизни отшельника и ушел от Сергия, чтобы присоединиться к братии Богоявленского монастыря в Москве. Там он был сподвижником Алексея (Алексия), будущего митрополита Русского, а впоследствии стал духовником великого князя и других великих бояр. Через своего брата Сергий был тесно связан с двором и церковной иерархией. [2]

Сергий провел до двух лет в изоляции, пока постепенно вокруг него не начала формироваться группа учеников. Где-то между 1345 и 1346 годами он принял постриг и организовал небольшую общину. Вместе со своими последователями Сергий построил небольшой храм и посвятил его Святой Троице. Позднее, то ли в 1353, то ли в 1354 году Сергий был поставлен игуменом монастыря от Афанасия (Афансия), епископа Переяславского. Из-за своей любви к обособленности и нежелания быть настоятелем над многими Сергий был довольно либеральным лидером, предоставлявшим своим последователям большую свободу. Это вызвало некоторое негативное внимание как со стороны митрополита Алексия, так и со стороны Константинопольского патриарха Филофея, что привело к установлению в монастыре Студийского устава.

Было много предположений о духовных и умственных дисциплинах Сергия. Принципиальное значение имеет вопрос о том, был ли Сергий знаком с техниками созерцания и умной молитвы, практикуемыми исихастами Афона и Византии. Вигцель утверждает, что аскеты России не практиковали исихастов, хотя во многих греческих мистических сочинениях церковной библиотеки свидетельствует, что Сергий и его последователи интересовались личным видением и божественным вдохновением. [3] Далее она указывает, что в это время были активны связи с Афоном и Константинополем, и священнослужители из Константинополя, а также монахи из Афона часто посещали Россию, пытаясь сохранить русские церкви под властью Восточной Церкви. .

Сергий также участвовал в нескольких государственных делах, касающихся московских князей, которые враждовали между собой в попытке консолидировать власть. Самым известным его деянием было благословение Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году. Более полное изложение политической деятельности Сергия будет дано после конспекта его Жизнь .

Житие, деяния и чудеса блаженного и святого отца нашего Сергия Радонежского впервые было написано около 1418 года Епифанием (Епифанием) «Мудрым» и затем несколько раз переработано между 1440 и 1459 годами выходцем с Балкан , Пахомий Серб (Пахомий Логофет Серб), оба были монахами в Свято-Троицком монастыре. [4] Согласно житию, Сергий родился вторым сыном от отца своего Кирилла и матери Марии. Перед своим рождением он трижды вскрикнул во чреве в три самых торжественных минуты литургии, когда его мать была в храме. [5] Его родители были добродетельны и любимы Богом. [6] Кирилл пытался научить своих сыновей грамоте, но как ни старался, не смог научить своего сына Варфоломея. История рассказывает о долгих тайных молитвах мальчика к Богу, в которых он просил божественной помощи в понимании того, чему пытался научить его отец. Однажды отец послал юного Варфоломея на поиски пропавшего жеребенка, когда наткнулся на монаха «в виде ангела». Когда священник спросил Варфоломея, что он ищет, мальчик ответил, что хочет всей душой понять священные писания. Старик помолился и дал Варфоломею кусок пресного хлеба от Святого Дара, который мальчик съел. При этом он получил полное понимание письменного языка. С этого времени Варфоломей знал, что его судьба лежит в служении Церкви. Его родители просили, чтобы он дождался их смерти, прежде чем вступить в монашескую жизнь. После того, как его родители приняли постриг и поступили в монастырь и женский монастырь, Сергий ушел в пустыню со своим братом Стефаном, как уже было сказано. По отъезде брата Сергий жил один; его единственной компанией был дружелюбный медведь, которого он кормил, когда тот приходил в гости. Бесы, одетые в литовские одежды, посетили Сергия и безуспешно пытались отпугнуть его от святилища. [7]

Великое благочестие и смирение Сергия подчеркивается в Житии сообщениями о его посте, пристрастии к тяжелому физическому труду и общем пренебрежении к собственной внешности, предпочитая скромную, ветхую одежду к золоту, предложенному ему митрополитом. Рассказывают о человеке, пришедшем в монастырь с паломничеством к Сергию. Иноки сказали ему, что барин трудится в саду и что ему следует подождать, пока не кончится Сергий. Мужчина, выглянув из-за забора, мельком увидел Сергия, оборванного и грязного от трудов. Когда святой отец пришел к нему, тот человек оскорбил его и сказал, что он пришел к великому пророку, но вместо этого ему показали нищего. Сергий пал перед ним и в жесте полного смирения похвалил его за оценку. В это время к Сергию пришел князь и пал перед отцом в ноги. Первый человек, видя ошибочность своего пути, просил прощения и позже пришел в монастырь к Сергию, отдав все, что имел.

Через некоторое время Студийское правило было навязано Сергию и его монастырю патриархом Филофеем, как упоминалось ранее. Но Сергий, который не был очарован идеей возглавить своих собратьев, смиренно управлял обителью. Вместо суровых наказаний он использовал мягкие упреки и предоставил монахам большую свободу. С этим совсем не согласился брат Сергия, Стефан, когда тот вернулся в монастырь. Но вместо того, чтобы спорить с братом, Сергий оставил монастырь. После просьбы членов Святой Троицы Алексий приказал Сергию вернуться в его лоно и вновь позаботиться о них. По его возвращении было много радости, и не было никакого злого умысла.

Чудеса Сергия потом записываются в Житие . Считается, что Сергий воскресил мертвого ребенка. Когда родители обрадовались и пожелали рассказать всем соседям, Сергий сказал, что дитя только спит, и предупредил их, чтобы никому не говорили, что он воскресил дитя из мертвых. [8]

Сергий прославился и к нему приходили крестьяне для разрешения своих споров. Однажды к нему пришел крестьянин с жалобой на то, что богатый человек взял его свинью и зарезал ее безвозмездно крестьянину. Сергий увещевал богача, сказав ему, что он должен заплатить за то, что взял. Богач пообещал загладить свою вину, но, уходя от Сергия, передумал. Решив, что он не будет возвращать крестьянину, богач обнаружил, что украденное им мясо полно червей и даже его собаки не будут его есть.

Сергию также приписывают видения. Однажды ему и нескольким его ученикам явилась стая птиц без числа. Голос сказал Сергию, что монастырь его будет процветать и что последователи его будут неисчислимы, как и паства, которая была до него. [9] Говорят, что и Сергию было видение Непорочной с апостолами Петром и Иоанном. Несколько учеников Сергия, как написано, видели во время церковной службы фигуру, озаренную ярким светом вместе с Сергием. Когда его ученики спросили, кто эта фигура, Сергий сказал своим последователям, что эта личность была его личным ангелом, который всегда помогал ему, когда он руководил службами в церкви.

Однажды к Сергию приехал греческий епископ из Константинополя. Увидев Сергия, он ослеп от лица святого отца. От прикосновения руки Сергия с глаз человека сошло что-то вроде чешуи, и его зрение восстановилось. [10] Епископ восхвалял Сергия как небесного человека и земного ангела.

Наконец, Жизнь охватывает некоторые политические действия Сергия. Написано, что князю Дмитрию Донскому предстояло сразиться с монгольским ханом Мамаем в битве на Куликовом поле. Сергий благословил Дмитрия и пророчил ему победу над Мамаем. Говорят, что на поле у ​​Куликова, когда войска стали нервничать, появился Сергий и собрал войска на битву. Князь Дмитрий выиграл битву, и слава Сергия продолжала расти. Его попросили освятить прицел Богоявленской церкви великий князь Дмитрий. Он же освятил прицел для церкви Непорочной Божией Матери для князя Владимира.

В политическом мире религиозной иерархии был настоятель по имени Майкл, который замышлял заговор для собственной выгоды. Он стал епископом и много говорил против Сергия. Святой Отец, вместо того чтобы обидеться, лишь предупредил, что гордость погубит епископа. На лодке в Константинополь с визитом к начальству Михаил заболел и умер.

Сергий умер в 1392 году в возрасте 78 лет. Написано, что от его тела исходило сладкое благоухание. Братия монастыря оплакивала пропавшего пастыря, и ангельский сонм приветствовал Сергия в Царствии Небесном.

Этот Life следует типичному агиографическому образцу. Он начинается с благочестивого мальчика, который вырастает в великого слугу Бога. Он полон аллюзий на другие библейские отрывки (отмеченные в сносках). Life следует устоявшимся «нормам» из более ранних работ. Между этим произведением и Житием Феодосия прослеживаются явные параллели, такие как восхваление таких качеств, как послушание, скромность и кротость. Сергий, как и его предшественники, практиковал воздержание, пост и слезную молитву. [11] Однако характер Сергия представляется более утонченным, чем у Феодосия. Все отчеты, приведенные в Life , указывают на то, что он был полностью предан своему скромному образу жизни. Также нет упоминаний о нем как о сильном лидере перед лицом разногласий. Скорее, он избегает конфликта любой ценой и скорее уйдет, чем затеет драку, которая умалит дух любви и смирения, который он так старается поддерживать в монастыре. Отрывки из видений Сергия, как полагают, были добавлены Пахомием. Это примеры включения веры Юга в русскую подвижническую традицию.

Теперь будут рассмотрены политические действия Сергия. Интересно отметить, что в Житии почти нет упоминаний об этой области карьеры Сергия и не без оснований. Епифаний, поистине «Мудрый», проявил благоразумие, исключив эти действия из своей агиографии. В целом они казались бы несовместимыми с благочестивой жизнью святого. Сергий был тесно связан с великим князем Дмитрием и был крестным отцом двух сыновей Дмитрия [12] . Он совершил для него несколько дипломатических миссий, в том числе для заключения «вечного мира» между Москвой и Рязанью в 1385 г. [13] Споры вызывает причастность святого отца к козням великого князя в его отношениях с нижегородским князем Борисом в 1635 году. Борис при поддержке татар оспорил авторитет Дмитрия, желавшего дать Нижний Новгород старшему брату Бориса в возмещение за присоединение Дмитрием города старшего Суздаля. Когда Борис оказал сопротивление, митрополит Алексий поддержал Дмитрия и приказал Сергию ехать посланником в Нижний Новгород, чтобы пригласить Бориса в Москву. В то время был обычай брать заезжих князей, которые были в оппозиции, и заключать их в тюрьму, если они попадались на такую ​​уловку. Борис, зная, что будет, если он примет приглашение, отказался ехать в Москву. По приказу Алексея Сергий закрыл все храмы Нижнего Новгорода. Это действие, хотя и широко используемое на латинском Западе, было беспрецедентным в восточно-православной традиции. [14] Как упоминалось ранее, это событие исключено из Жизни , а имя Сергия часто исключается из списка делегатов посланного к Борису, как сказано в летописях того времени.

Второй крупный «скандал» связан с назначением Киприана (Киприана), болгарского исихаста, преемником Алексея на посту митрополита. Киприан был назначен в 1375 году, через три года после смерти Алексея. Константинопольский патриарх, желая восстановить твердый контроль над областями России и Литвы, которыми пренебрегал Алексий, отказал великому князю Дмитрию в просьбе разделить митрополию на две части. Дмитрий решил опровергнуть легитимность назначения Киприана и выдвинуть своего кандидата. В 1378 году, после того как ему было грубо отказано во въезде в Москву, Киприан направил прошение Сергию, который встал на сторону Патриарха и поддержал Киприана как законного митрополита. Существует много предположений, подтверждающих тот факт, что благословение Сергием Дмитрия Донского перед его знаменитой битвой на Куликовом поле было условным, зависевшим от принятия им Киприана в качестве митрополита. [15] Этот тип политического маневрирования, конечно, не тот материал, из которого сделаны жизней .

Митрополит Алексий предложил назначить Сергия своим преемником на посту митрополита. Но Сергий отверг это предложение — показатель того, что, возможно, его больше устраивало оставаться дома и заниматься личными духовными интересами. С этого момента до смерти Сергия оставалось всего двенадцать лет. Он оставил процветающий монастырь, который вырос в духовный и культурный центр и на момент его смерти был самым важным во всей России. [16]


[1] 1314 год указан Мейендорфом в его книге Византия и восстание Руси , с. 323. Визгель приводит дату 1321 г. в г. Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) , с. 77; однако она отмечает, что эта дата не определена.

[2] Wigzell, стр. 77-78.

[3] Wizgell, p. 78.

[4] Мейендорф, с. 133.

[5] Это следует за историей из Луки 1:41, в которой по прибытии Девы Марии в дом ее кузины Елизаветы Иоанн Креститель вскочил во чреве Елизаветы. См. Федотов, . Русская религиозная мысль , с. 200.

[6] Жизнь Сергия будет почти полностью пересказана по рассказу Сергея Зеньковского в его книге Средневековая Русь Былины, летописи и сказки , если не указано иное.

[7] Упоминание о демонах, одетых как литовцы, имеет политический подтекст. По общему правилу русское сознание всегда было ксенофобским. Этот отрывок связывает чужаков — здесь, в частности, жителей Балтийского региона — с сатанинскими силами.

[8] Этот отрывок параллелен отрывку из Евангелия от Матфея 9:23-26, где Иисус также вернул ребенка к жизни и заявил, что ребенок просто спал.

[9] Это восходит к ветхозаветному завету Иеговы с Авраамом о том, что его потомство будет бесчисленным. Существует также смутная связь с голубем, который посетил Иисуса и Иоанна Крестителя во время крещения Иисуса, когда он начал служение.

[10] Это событие соответствует опыту Савла (позже апостола Павла) на пути в Дамаск. Когда его привели к Анании, к нему вернулось и зрение, когда «чешуя» упала с его глаз от прикосновения назначенного раба Божия.

[11] Эти качества встречаются в Житии Феодосия — Зеньковского, с. 108.

[12] Мейендорф, с. 135.

[13] Там же, с. 135.

[14] Этот счет освещен у Федотова, стр. 225-226; Мейендорф, с. 137; и Вигзелл, с. 79.

[15] Мейендорф, с. 135; Визгель, с. 39.

[16] Wigzell, p. 79.


Процитированные работы

Федотов Георгий. Русское религиозное сознание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1965.

Мейендорф, Джон. Византия и возвышение Руси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1981.

Вигзелл, Фейт. «Сергий Радонежский». Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1977.

Зеньковский, Серж. Средневековые русские былины, летописи и сказки . Нью-Йорк: EP Dutton, 19 лет.74.

Преставление преподобного Сергия Чудотворца, игумена Радонежского

Тропарь и кондак

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, близ Ростова, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные вельможи Кирилл и Мария (память 28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. известную картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что следует сначала принять духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал в силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь.

Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю и оставил вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.

Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и умолял его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика святителя Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В тихом уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *