Биография радищева хронологическая таблица: Радищев Александр Николаевич — хронологическая таблица, основные даты

Содержание

Радищев Александр Николаевич — хронологическая таблица, основные даты

1749 — Рождение Александра Радищева в семье дворян в столице России. Мать писателя принадлежала к просвещенному дворянскому роду. Первоначальное образование мальчик получил на дому. Семья была дружной и многодетной. Детям было позволено общаться с крепостными. Немалую роль в формировании Радищева сыграли крестьянские сказки и песни. Взаимодействие с ними оставит серьезный след, сформирует во взглядах Радищева яростное неприятие крепостного права.
1756 — В 7-летнем возрасте Александр переезжает к дяде по материнской линии, родным братом которого был директор московского университета. Мальчика учат профессора, преподаватели, гувернер-француз.
1762 — Александр зачислен в пажи, в связи с чем отправлен учиться в Пажеский корпус в Петербурге. Атмосфера, царившая в этом учебном заведении, не была приемлема для юного Радищева. Здесь готовили не светил науки, а пажей, прислуживающих императрице. Основными дисциплинами были придворный этикет и танцы.

1766 — По воле императрицы Екатерины II два лучших ученика корпуса, включая Радищева, направлены на обучение в Лейпцигский университет. Таким образом, Александр попадает в Германию, где учится на юриста.
1771 — Возвращение после обучения в Россию, в северную столицу. Александр Николаевич в качестве протоколиста определяется на работу в Сенат.
1771 — Анонимно печатает первоначальный фрагмент «Путешествия из Петербурга в Москву» в одном из журналов.
1773 — Устраивается на должность обер-аудитора в дивизию Брюса, где проявил себя смелым и добросовестным человеком.
1773 — Выходят в печать некоторые переводы, сочинения «Дневник одной недели», «Офицерские упражнения».
1775 — Уходит с занимаемой должности.
1775 — Заключение брака с Анной Рубановской – сестрой своего товарища по Лейпцигскому университету.
1780 — Поступил на службу в таможню Петербурга помощником начальника таможни.
Спустя 10 лет он пойдет на повышение — будет управлять таможней.
1783 — Сочинил оду «Вольность».
1783 — Происходит серьезное потрясение – в родах умирает жена. С этих пор заботу о детях Радищева берет на себя сестра жены, которая становится не только матерью для детей, но и второй супругой писателя. Правда, брак их оформить не удалось – женитьба на свояченице приравнивалась к кровосмешению. Негативно воспринял эти отношения и отец Радищева, который находился под сильным влиянием общепринятых норм. Отец говорил, что легче бы пережил связь сына с крепостной.
1788 — Написал произведение «Житие Ф.В. Ушакова», где речь идет о его университетском товарище, который так и не успел закончить Лейпцигский университет. Ушаков умер, что потрясло молодого Радищева.
1789 — В доме Радищева появляется личная типография.
1790 — Переходит на новую должность. Отныне Радищев — начальник таможни.
1790 — Этот год оказался переломным, радикально изменившим судьбу писателя. Он заканчивает написание «Путешествия из Петербурга в Москву», где открыто критикует существующий общественный строй, воздвигнутый на костях крепостных. Работники типографий отказываются издавать произведение, опасаясь последствий со стороны властей. Радищев печатает его в типографии, находящейся у него на дому.
1790 — Книга, в которой смело и правдиво описаны ужасы крепостного права, раскупалась быстро. Императрица Екатерина II, прочитав труд, выносит писателю смертный приговор. Она сравнивает бунтарскую выходку писателя с действиями Пугачева. В Радищеве она видит даже большую опасность. Позднее приговор был смягчен – писатель отправляется на каторгу в Сибирь. Он ведет себя с достоинством на допросах. Стремится сохранить себе жизнь, но не выдает помощников, выпустивших книгу в печать.
1790-1796 — Годы ссылки, во время которых писатель изучает обычаи сибирского края, пишет очерки.
1796 — После смерти императрицы по требованию Павла I, взошедшего на престол, Радищев помилован, возвращен из Сибири. Писатель селится в своем имении.
1801 — Очередная смена власти – на трон восходит Александр I. Он издает указ об амнистии Радищева, о его полном освобождении, о возвращении дворянских регалий. Писатель направлен на работу в Комиссии по принятию законов. Разрабатывая очередной законопроект, Радищев предлагает отмену крепостного права, за что ему вновь угрожают каторгой. Этот момент оказался последней каплей, сломившей этого бесстрашного человека. Радищев, отбывший ссылку и похоронивший двух жен, уже был морально слаб и, к тому же, болел.
1802 — Писатель выпил яд. До сих пор ведутся споры о том, была ли это роковая ошибка или осознанный выбор человека, желающего свести счеты с жизнью. Есть версия, что он был болен чахоткой, от чего и умер. Местонахождение его могилы неизвестно. Есть мнение, что этот великий писатель и общественный деятель захоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. РАДИЩЕВА. Радищев

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. РАДИЩЕВА

1749, 20 августа (31 августа по новому стилю)[121]. — Рождение Радищева.

1757. — Переезд в Москву, к родственникам матери — Аргамаковым.

1763, июнь. — Переезд из Москвы в Петербург, учение в пажеском корпусе.

1763, сентябрь. — В числе 12 молодых дворян отправлен в Германию, в Лейпцигский университет.

1770, 7 июня. — Смерть в Лейпциге студента Ф. В. Ушакова, друга Радищева.

1771, лето. — Окончание Лейпцигского университета. Ноябрь — Возвращение в Россию. Поступление на службу в Сенат, на должность протоколиста.

1772. — Сближение с Н. И. Новиковым.

1773. — Переход из Сената в штаб главнокомандующего петербургских войск генерала Брюса, на должность обер-аудитора (военного прокурора). Перевод с французского книги аббата Мабли «Размышление о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастья греков».

1775, 10 января. — Казнь Пугачева в Москве. Выход Радищева в отставку. Поездка к родителям в село Верхнее Аблязово. Женитьба на А. В. Рубановской.

1777. — Поступление в коммерц-коллегию, под начальство графа А. Р. Воронцова.

1780. — Определение в Петербургскую таможню на должность помощника управляющего.

Начато «Слово о Ломоносове», включенное впоследствии в «Путешествие из Петербурга в Москву». 1732. — Написано «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске».

1783. — Закончена ода «Вольность» (1781–1783 гг.). Смерть первой жены, А. В. Радищевой.

1785. — Работа над главой «Медное» из «Путешествия».

1786–1788. — Работа над отдельными главами «Путешествия», которое было закончено в конце 1788 года.

1789, июль. — Получение разрешения Управы благочиния на печатание «Путешествия».

Декабрь. — Опубликование в журнале «.Беседующий гражданин» статьи «Беседы о том, что есть сын Отечества?». Издание книги «Житие Федора Васильевича Ушакова». Напечатано на собственном типографском станке «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске».

1790, апрель. — Назначение управляющим Петербургской таможней. Закончено печатание на собственном типографском станке «Путешествия из Петербурга в Москву».

Май. — Появление «Путешествия» в продаже. Участие в организации отряда ополчения для защиты Петербурга от приближающихся войск шведов.

30 июня. — Арест за выпуск о свет «Путешествия». Заключение в Петропавловскую крепость. Июль. — Работа над автобиографической повестью «Филарет Милостивый».

24 июля. — Петербургской уголовной палатой приговорен к смертной казни.

8 августа. — Утверждение Сенатом и 19 августа — Государственным советом приговора.

4 сентября. — Указ Екатерины о замене смертной казни десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. В конце сентября отправление в Сибирь. 1790, декабрь. — Прибытие в Тобольск.

1791, март — Приезд в Тобольск Е. В. Рубановской с детьми.

1792, 3 января. — Прибытие в Илимский острог.

1792–1796. — Работа над философским трактатам «О человеке, его смертности и бессмертии», «Письмом о китайском торге», «Сокращенном повествовании о приобретении Сибири», отрывком из поэмы «Ангел тьмы».

1796, 6 ноября. — Смерть Екатерины II; восшествие на престол Павла I.

23 ноября. — Указ об освобождении Радищева из Илимского острога.

1797, 20 февраля. — Выезд из Илимского острога.

7 апреля. — Смерть Е. В. Рубановской в Тобольске.

Июль. — Приезд под надзор в сельцо Немцово. Работа над «Описанием моего владения».

1798, — Посещение родителей в Верхнем Аблязове.

1801. — Смерть Павла I.

15 марта. — Освобождение Радищева из ссылки. Август. — Привлечение к работе в Комиссии составления законов.

Переезд из Немцова в Петербург.

1801–1802.—Работа в комиссии. Составление «Записки о законоположении» и «Проекта гражданского уложения». Работа над «Бовой, повестью богатырской», «Песнью исторической», «Песнями древними», «Памятником дактилохореическому витязю», стихотворением «Осьмнадцатое столетне».

12 сентября. — Смерть Радищева.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1775, 27 января — В Леонберге (близ Штутгарта) родился Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. 1777 — Семья переехала в Бебенхаузен (близ Тюбингена).1785 — Шеллинг поступил в латинскую школу в Нюртенгене.1786 — Вернулся в Бебенхаузен и поступил в

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1846, 26 декабря (7 января 1847 н.ст.) — Рождение А.П.Карпинского на Урале, Богословский завод (ныне г.Карпинск).1858, лето — Путешествие в «золотом караване» в Петербург.7 августа — Поступление в Горный кадетский корпус.1866, 11 июня — Окончание

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1818 г. Родился в Трире1830 г. Поступил в гимназию1835 г. Поступил в университет1842 г. Начал сотрудничать с «Рейнской газетой»1843 г. Женился на Женни фон Вестфален1844 г. Переехал в Париж, где познакомился с Фридрихом Энгельсом1845 г. Организовал

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1839 г. Родился в городе Ричфорде в США1855 г. Устроился на работу в Hewitt & Tuttle1858 г. Совместно с Морисом Кларком основал компанию Clark & Rockefeller1864 г. Женился на Лоре Спеллман1870 г. Основал компанию Standard Oil1874 г. Родился единственный сын и

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1848 г. Родился в Париже, где его семья жила в эмиграции1858 г. Возвращение с семьей в Италию, в Турин1870 г. Окончил Туринскую инженерно-техническую школу и поступил на работу в железнодорожную компанию во Флоренции1874 г. Перешел в

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1849 г. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси)1866 г. Поступил в Новороссийский университет в Одессе1870 г. Начал работать в управлении Одесской железной дороги1879 г. Получил пост в Обществе Юго-Западных железных дорог1889 г. Перешел на

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1880 г. Родился в Ярославской губернии1899 г. Поступил в Киевский университет, но не закончил его1902 г. Начал учебу в Мюнхенском политехническом институте1911 г. Окончил юридический факультет Киевского университета1913 г. Стал преподавателем

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1883 г. Родился в Кембридже, в семье университетского профессора и писательницы1897 г. Поступил в Итонский колледж1902 г. Поступил в Королевский колледж Кембриджского университета1906 г. Поступил на государственную службу в Министерство

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1890 г. Родился в городе Логан в США1908 г. Бросил учебу в колледже Бригама Янга1912 г. После смерти отца возглавил семейный бизнес1913 г. Женился на Мэй Янг1916 г. Организовал Eccles Investment Company1933 г. Участвовал в создании чрезвычайного закона о

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1894 г. Родился в Лондоне1911 г. Поступил в Колумбийский университет1914 г. Окончил университет и поступил на работу в брокерскую фирму Newburger, Henderson & Loeb1920 г. Стал партнером и совладельцем фирмы Newburger, Henderson & Loeb1925 г. Основал фонд Benjamin Graham

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1896 г. Родился в Линне1917 г. Окончил Гарвардский университет1928 г. Основал паевой инвестиционный фонд Pioneer Fund, ставший одним из самых успешных в мире1930 г. Издана самая известная книга Каррета «Искусство спекуляции»1963 г. Основал Carret &

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1897 г. Родился в баварском городке Фюрт1916 г. Призван в армию1918 г. Комиссован в связи с тяжелым ранением в звании унтер-офицера1919 г. Поступил в Высшую торговую школу в Нюрнберге1923 г. Поступил в докторантуру Университета имени Гете во

Основные даты жизни и деятельности

Основные даты жизни и деятельности 1720 — Родился простым бюргером Александр Георг Гумбольдт — отец братьев Вильгельма и Александра: лишь в 1738 году получил наследственное дворянство отец Александра Георга (дед братьев Гумбольдт) Иоганн Пауль. Род Гумбольдтов восходит к

Проект MUSE — Биография, история и конечность: понимание продолжительности жизни в России начала девятнадцатого века

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

ВИДЯЩАЯ, Том. Том 82, № 2, апрель 2004 г. Биография, история и конечность: понимание продолжительности жизни в России начала XIX века СТИВЕН ЛОВЕЛЛ Когда мы говорим об исторических фазах человеческого жизненного цикла, трудно не претендовать на новизну на каждом шагу. С 1960-х годов, после заявления Филиппа Ариеса об «открытии» детства на Западе раннего Нового времени, на историков оказывалось давление, чтобы они присутствовали при его зарождении в другом месте и, пока они там, прослеживали появление подросткового возраста, средний возраст, старость и все те другие, все более мелкие подразделения человеческой биографии, которыми мы измеряем наше время на земле». Однако к настоящему времени многие ученые показали, что этому давлению можно успешно сопротивляться. Нынешнее мнение медиевистов состоит в том, что Овен просто ошибался в нескольких существенных вопросах. Различие, которое он проводил между досовременными и современными представлениями о детстве, было основано на обедненном взгляде на средние века, который стал возможен только благодаря выборочному и неконтекстуализированному чтению ограниченного круга источников. Историки Европы раннего Нового времени, для со своей стороны, много сделали для того, чтобы подвергнуть сомнению и уточнить миф двадцатого века о том, что отрицающий детство патриархат был непререкаемой нормой до прихода «современности» (когда бы это ни происходило)3. был идентифицирован в его интерпретациях и аргументах, Овен оказался чрезвычайно влиятельным первооткрывателем. Большинство специалистов по социальной и культурной истории теперь согласились бы с тем, что сдвиги в периодизации продолжительности жизни являются важными вопросами, требующими рассмотрения. Даже если никакие парадигматические переключатели не щелкнут, даже Стивен Ловелл — преподаватель истории в Королевском колледже Лондона. Эта статья первоначально была представлена ​​в качестве доклада на международной конференции «Россия во времени. Время в России», организованной Центром русских исследований Школы славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона в июле 2002 г. 1 Впервые опубликовано в Французский в I9В 60 году исследование Ариеса стало известно англоязычной аудитории как «Века детства». Социальная история семейной жизни, пер. Р. Болдик, Нью-Йорк, 1962 г. 2 Недавнее изложение этой точки зрения со ссылками на литературу после Ариеса см. в N. Orme, MedievalChildren, New Haven, CT, 200I, pp. 4-5. 3 Обратите внимание, например, на S. Ozment, WhenFathersRuled: Family Life in ReformationEurope, Cambridge, MA, I983. Если мы не можем точно определить момент (или даже эпоху), когда детство или юность были «изобретены», мы можем многое узнать об обществах и культурах, которые мы изучаем, исходя из ролей, которые они отводят людям на разных стадиях жизненного цикла. У этой статьи две основные цели. Во-первых, наметить, как представители русской образованной элиты в конце XVIII — начале XIX веков понимали продолжительность человеческой жизни: как они писали и думали о своей жизни и жизни своих современников. Во-вторых, исследовать отношения между этими представлениями об индивидуальной жизни и другими, более крупными измерениями времени (в частности, общественными и историческими). ​​Я не буду утверждать, что что-то конкретное было «открыто» в этот период. возрастов человека к более подвижному, более предметному и более историческому подходу. В более ранней русской культуре детство, юность, зрелость и старость были фиксированными состояниями тех, кто в них оказался, а не фазами жизни, в которые индивидуум мог входить и выходить разными путями. Они имели значение прежде всего постольку, поскольку обозначали положение в семейной иерархии; эта семейная иерархия, кроме того, близко соответствовала социальному порядку, в котором высшая власть могла легко заменить власть отцовских семей. Домострой, среди прочего свод московских дисциплинарных обрядов, говорил отцам, что они должны позаботиться о том, чтобы сломить своих сыновей. Несоблюдение этого наставления имело бы ужасные последствия: «Тогда вы получите оскорбление и болезнь сердца, ваш дом будет посрамлен, ваше доброе имя будет уничтожено. Вас будут упрекать соседи, высмеивать ваши враги, штрафовать правительство и высмеивать злодеи». Макс Дж. Окенфус утверждал, что этот узкодисциплинарный подход к детям был в значительной степени вытеснен другими заботами в нормативной литературе последней трети XVII века. По мере того как украинские церковники приносили в Москву западные знания, буквари продемонстрировали новое осознание детей как активных участников образования. Визуальное оформление таких книг стало гораздо более образным и изощренным: нравственные наставления оживлялись акростихами, стихами и многочисленными иллюстрациями. Окенфусс с большей симпатией относится к повестке дня Овна, чем многие более поздние ученые, заявляя, что детство было открыто в России в 169Операционные системы. Но Окенфус также изо всех сил старается показать, что история детства в России не является односторонним процессом. Несколько западнических течений 1690-х годов были отрезаны авторитаризмом, связанным с русским государственным строительством. Обширный толкование пятой заповеди 4 «Домострой»: Правила русского двора при Иване Грозном, изд. и транс. C. Johnston Pouncy, Ithaca, NY, I994, p. 97. 248 БИОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ И КОНЕЧНОСТЬ, встречающиеся в русских катехизисах восемнадцатого и девятнадцатого веков, имеют определенное сходство с Домостроем: самодержцу, государству или священству разрешалось (или даже ожидалось) стоять в locoparentis. четверти XVIII века, как «регресс фантастического масштаба» в его педагогическом этосе6. Как…

Где ведьмы были людьми: Магия в России раннего Нового времени

«Колдун приходит на крестьянскую свадьбу», картина XIX века русского художника Василия Максимова. Третьяковская галерея/Wikimedia Commons

Валери Кивелсон, Мичиганский университет

Слово «ведьмы» заставляет многих американцев думать о женщинах, работающих в союзе с дьяволом. Но это не всегда было лицом колдовства.

Большая часть католической и протестантской Европы восприняла идею магии как сатанинское ремесло, которым занимаются женщины, и подобные обвинения держали в узде сильных, независимых женщин. Однако в православной Руси обвинители в подавляющем большинстве обвиняли мужчин в том, что они околдовали их, и придерживались разных представлений о происхождении силы «волшебства».

Свидетельства о вере русских в колдовство сохранились во всевозможных документах XII-XVIII вв.: проповеди; исторические хроники и сказки; рассказы о житиях святых; законы и указы; руководства по лечению травами и книги заклинаний; и судебные протоколы. Эти документы дают возможность заглянуть в жизнь простых людей, иначе забытых историей: в крестьянских домах и воинских полках, в крепостных имениях и на баржах на Волге. Дословные показания в протоколах судебных заседаний свидетельствуют о тяжелых, часто оскорбительных отношениях между мужьями и женами, хозяевами и слугами, покровителями и клиентами.

Эта история, посвященная трем книгам, которые я написал как специалист по средневековой России и России раннего Нового времени, заставляет задуматься о том, кто такие «ведьмы». Здесь мужчины были обычными подозреваемыми по причинам, которые подчеркивают пугающе капризные способы власти и иерархии структурировать повседневную жизнь.

Типичный суд

Трое из четырех обвиняемых в колдовстве россиян были мужчинами. Большинство из них были обвинены в действиях в одиночку или с одним или двумя сообщниками, и почти всем были предъявлены обвинения в повседневных, практических видах магии.

В то время как судебные процессы в Западной Европе включали зловещие видения сатанинского колдовства — черные шабаши, когда обнаженные ведьмы летали на метлах к людоедским пирам и дьявольским оргиям — считалось, что русские ведьмы используют магию для более непосредственных, мирских целей, таких как исцеление ран или причинение вреда бизнес конкурента.

Ведьмы применяли заклинания и простые снадобья, сделанные в основном из трав и корней, добавляя иногда орлиное крыло, глаз, вырванный из живой курицы, или землю из могилы. Их магия призывала силы природы и красоту поэтического слога. Они обращались к силе аналогии — «как то, так и к тому» — для активации своих заклинаний и проклятий: например, «как бревно горит и увядает в огне, так пусть горит и увядает сердце моего господина».

Некоторые заклинания призывали сверхъестественных существ, от Иисуса Христа и Марии до духов природы и мифических фигур из русских легенд, таких как золотая рыбка или бескрылая птица. Иногда заклинания призывали сатану и «его многочисленных маленьких сатанов» или одновременно призывали святых и сатанов.

Повседневная магия

Хотя некоторые из обвинений были явно ложными, выдвинутыми со злым умыслом, сохранившиеся записи в равной степени ясно показывают, что многие из обвиняемых действительно проводили ритуалы и заклинания, которые обвиняли их обвинители.

Практикующие использовали свое ремесло, чтобы лечить больных, помогать влюбленным, находить потерянных людей и предметы, защищать людей от оружия или стрел и охранять домашний скот. В то же время записи показывают, что у некоторых практикующих были более темные мотивы: проклясть, причинить болезнь, овладеть другими, вызвать импотенцию, погасить любовь или убить.

«За любовным зельем», картина конца XIX века русского художника Михаила Нестерова. Радищевский художественный музей/Wikimedia Commons

В обществе, где не было квалифицированных медицинских работников, народное целительство было единственным выходом для больных, кроме молитвы. Многие люди консультировались как со священниками, так и с целителями, которые использовали магию, и не видели между ними противоречий. Страх, что ведьмы имеют склонность околдовывать молодоженов, сделал обычным делом приглашать колдунов для защиты жениха и невесты во время свадеб и хорошо платить им водкой за их услуги. Каждый, от жены царя до самого низшего крепостного, мог обратиться к магии в какой-то момент своей жизни.

Возможно, наиболее показательными являются то, что обычно называют «любовными заклинаниями», которые по самой своей природе были принудительными, предназначенными для подчинения воли их цели воле заклинателя.

Любовные заклинания, используемые мужчинами, обычно были сексуальными. Сохранившиеся примеры одновременно прекрасны и ужасны, когда заклинатель желает агонии своей возлюбленной всякий раз, когда она находится вдали от него:

«Как огонь горит год и полгода, и день, и полдня, и час, и пол час, так пусть эта [женщина] горит для меня своим белым телом, своим пылким сердцем, своей черной печенью, своей бурной головой и мозгами, своими ясными глазами, черными бровями и сладкими губами. Пусть она пострадает так же много страданий и горечи, как рыба без воды. Пусть та [женщина] потерпит столько же горечи обо мне день и полдня, час и полчаса, год и полгода, все годы, и так пусть будет».

В редких случаях, когда женщин обвиняли в колдовстве, их «привороты» обычно были направлены на то, чтобы успокоить гнев мужей, отвести кулаки и заставить их «быть добрыми».

Когда женщина пыталась перевернуть столы и доминировать над своим мужем или хозяином, однако это грозило перевернуть патриархальный общественный порядок – и поэтому наказание было особенно суровым, вплоть до некоторых казней.

«Заклинания силы»

Помимо любовных заклинаний, более широкая категория, называемая «заклинания силы», бросила вызов общественному порядку. Я вижу в этих заклинаниях, направленных на завоевание любви вышестоящих по социальному положению, важную причину, по которой было обвинено так много мужчин.

В то время как женщины часто застревают дома или в поместьях, мужчины всех рангов, даже крепостные, были относительно мобильны. Во время своих прогулок они могли столкнуться с произволом хозяина, судьи, чиновника, военного офицера, дворянина или епископа. В любой из этих ситуаций вооружиться письменным защитным заклинанием было просто хорошим планированием.

Книга заклинаний 1763 года, например, включает следующее:

«… Как солнце восходит, и луна, по воле вышней, и как цари и князья, и цари, и полководцы, и воеводы, и все люди, да и я, раб Божий, явлюсь с красотой солнца и луны в глазах их. … Как цари и короли, и рыцари, и воеводы, и полководцы, и правители любят всякий драгоценный камень, и пусть все люди любят меня, раба Божия».

В жестоко иерархическом обществе, где все, кроме царя, находились под абсолютной и произвольной властью кого-то, стоящего выше по социальной лестнице, вера в магию давала ощущение защиты — способ проявить крошечную толику власти в мире, сложенном против подчиненного.

А поскольку вера в магию была повсеместной, элита и простые люди одинаково видели ее возможности и опасности. Магия угрожала вооружить подчиненных и ниспровергнуть общепринятый общественный порядок. Хотя женщины участвовали в этих практиках, именно мужчины чаще сталкивались с властями, попадали под подозрение и обнаруживались с клочком бумаги с «заклинанием власти», засунутым в шляпу или ботинок.

Идеи о колдовстве в православной России, возможно, были менее сенсационными, чем в католической и протестантской Европе, но считались в равной степени угрожающими социальному, религиозному и политическому порядку, построенному на неоспоримых иерархиях.

Валери Кивельсон, профессор истории, Мичиганский университет

Эта статья перепечатана из The Conversation под лицензией Creative Commons.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *