Биография п вяземский: Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского.

Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского.

Публикации раздела Литература

Петр Вяземский начал писать стихи еще в детстве, но поэзия не стала его единственным увлечением. Он создавал политические памфлеты и эпиграммы, критические статьи и мемуарные очерки, а в 1866 году стал первым председателем Императорского исторического общества. Вспоминаем творчество Петра Вяземского и его литературные идеи.

«Мой Аполлон — негодованье!»

Князь Петр Вяземский

Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В…ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.

В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.

Мой Аполлон — негодованье!
При пламени его с свободных уст моих
Падет бесчестное молчанье
И загорится смелый стих.

В середине 1820-х автор стал более осторожным. В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».

«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».

Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.

«Иван-царевич» эпиграмм

Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.

«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».

Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы. Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого. Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.

Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо»,
С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,
И падший сей талант томится приживалкой
У спадшей с голоса певицы Виардо.

Евгений Баратынский

Фаддей Булгарин

Николай Полевой

«Родиться критиком нельзя»

Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.

«Можно родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью».

Князь Пётр Вяземский

Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.

Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.

Автор «Прелюбопытной хроники»

Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».

Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе состояли в обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе. Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».

Председатель исторического общества

Петр Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Общество было создано в 1866 году в Петербурге. Организация подчинялась Министерству народного просвещения, ее устав утвердил император Александр II.

«Мы все — дети великих царствований Екатерины ІІ, Александра І, Николая І. Теперь, вместе с Высочеством, мы с любовью и благоговением отыскиваем сохранившиеся, но мало известные следы минувших государственных событий, следы именитых деятелей, которые в них участвовали и славными личностями своими олицетворили замечательные исторические эпохи».

Заседание Императорского Русского исторического общества. Фотография: rushistory.org

Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны ученым в самых отдаленных уголках. Регулярно печатался «Сборник Русского исторического общества». В него входили самые интересные научные материалы — редкие или неизвестные документы. Многие из них Петр Вяземский отыскивал благодаря своим связям в аристократических и литературных кругах Москвы. За 49 лет работы общества его участники выпустили 148 томов сборника.

Автор: Диана Тесленко

Теги:

Цитаты и афоризмыжизнь писателейКлассикаПоэзияПубликации раздела Литература

Петр Вяземский — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, стихи

Биография

Биография Петра Вяземского отражает тот факт, что долгая жизнь не всегда синоним счастливой судьбы. Поэт похоронил всех друзей и почти всех детей. Одиночество, разочарование и непонимание стали спутниками князя в последние годы жизни.

Детство и юность

Петр Андреевич родился летом 1792 года. Отец Андрей Иванович Вяземский познакомился с матерью Джейн, когда совершал тур по Европе, «увел» ирландку у мужа. Несмотря на возражения старших родственников против союза с иностранкой, да еще и побывавшей замужем, князь повел избранницу под венец.

Петр Вяземский в молодости / Хронос

Мальчик рано осиротел: когда ему было 10 лет, умерла мама, а в 15 — отец. К этому времени единокровная сестра Екатерина Колыванова уже вышла замуж за Николая Карамзина, которого назначили опекуном юного Вяземского. Автора «Истории государства Российского» Петр впоследствии называл вторым отцом.

Вяземский получил домашнее образование (с ним занимались профессора Московского университета), а также 2 года проучился в Петербургском иезуитском пансионе. Юный князь был типичным гуманитарием, а к математике и иным точным наукам относился как к наказанию.

Портрет молодого Петра Вяземского. Художник Петр Соколов / Наше наследие

В 12 лет Петя написал первые стихи на французском языке, а в 15 впервые опубликовал произведение — печатным дебютом Вяземского стало сочинение «О магии». После смерти отца юноша предавался пьяным кутежам, только в карточных играх Петр растратил половину наследства. С юного Вяземского списаны портрет и забавы Пьера Безухова.

Как и герой Толстого, после нападения Наполеона на Россию Петр Андреевич вступил в ополчение, и хотя, подобно Безухову, нелепо смотрелся на передовой и не разбирался в тактике и стратегии, за геройский поступок получил орден Святого Владимира. Подвиг молодого князя заключался в спасении жизни раненого генерала Бахметьева. Интересный факт: пожилой Петр Вяземский негативно оценивал роман «Война и мир», считая, что книга принижает значение Отечественной войны для России.

Карьера и общественная деятельность

В жизни литератора периоды близости к царскому двору перемежались с периодами опалы. Вяземский успел побывать космополитом и почвенником-патриотом, другом декабристов и главой российской цензуры, заместителем министра просвещения и поднадзорным полиции. Оценки его деятельности на государственных постах полярны.

Петр Вяземский в пожилом возрасте / Альбом Августейших особ России, Википедия

Политическим идеалом князя была просвещенная монархия, поэт мечтал о постепенных демократических реформах и смягчении нравов. Вяземский не состоял в тайных обществах, хотя сочувствовал идеям декабристов, поскольку справедливо полагал, что в России любое восстание обернется кровавым и бессмысленным бунтом. Точность прогноза объясняется тем, что Петр Андреевич любил и знал историю, а впоследствии учредил Русское историческое общество.

Мужественным поступком князя было хранение на протяжении 30 лет папки с запрещенными бумагами, которые Вяземскому перед арестом отдал декабрист Иван Пущин. Среди спасенных Петром Андреевичем документов — рукописи стихов Пушкина и Рылеева, проект конституции, составленный Никитой Муравьевым.

Творчество

Столь же многолика, как общественная деятельность Вяземского, его поэзия. Первые стихи Петра Андреевича были подражанием произведениям Жуковского и Карамзина, однако затем у поэта «прорезался» собственный голос. Вяземский даже раньше Пушкина привнес в поэзию простую человеческую речь. Эволюция слога Петра Андреевича видна при сравнении стихотворений «Первый снег» (с длинными строками и тяжеловесными рифмами) и «Береза» (с афористичными определениями). Как и Пушкин, Вяземский довольно много стихов посвятил осени.

Петр Вяземский — «Тройка». Читает Павел Беседин

Лучшие произведения князя (например, «Тройка») стали народными песнями. Вновь обретенная литератором в зрелом возрасте религиозность нашла отражение в его духовных стихотворениях («Молитва»). При помощи Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова баллады Вяземского получили новую жизнь в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».

Излюбленным жанром князя была поэтическая сатира, включавшая как политические эпиграммы, так стихотворные шутки, адресованные друзьям. В поздних произведениях Вяземский предвосхитил литературные эксперименты Серебряного века. Не меньшее значение, чем поэзия, имеют заметки Петра Андреевича, собранные им анекдоты и остроты его авторства.

Личная жизнь

Родовитый и остроумный Петр Вяземский слыл завидным женихом. В 1809 году юноша в первый раз влюбился. Предметом воздыханий будущего друга Пушкина стала дочь пермского губернатора Софья Карловна, которая была на 20 лет старше юного Вяземского. На губернском балу пылкий влюбленный предложил даме бежать с ним в Петербург. Но светская львица ответила отказом и назвала Петра «наивным ребенком», на что Вяземский разрыдался посреди танца.

Вера Фёдоровна, жена Петра Вяземского. Художник Карл Рейхель / Хронос

Не прошло и 2 лет, как Петр Андреевич утешился и женился. С будущей женой князь познакомился, находясь в подмосковной усадьбе у друзей. Одна из барышень, сетуя на вырождение мужского рода, бросила в пруд башмачок. Два рыцаря нырнули за предметом обуви. Один из них — князь Вяземский — к вечеру слег с тяжелейшим воспалением легких.

Хворал он две недели, а выхаживала юношу хозяйская дочка — Вера Гагарина. Молодые люди прониклись взаимной симпатией, а мать девушки намекнула Вяземскому, что теперь он как порядочный человек обязан жениться. Поспешный союз оказался прочным и долговечным, принес супругам 8 (по другим сведениям – 9) отпрысков, из которых только Павел пережил родителей.

Интересный факт: брак Вяземских был необычным — испытывая взаимные симпатию и уважение, Петр и Вера, опередив персонажей Чернышевского, позволяли друг другу иметь внебрачные связи. Одним из возлюбленных княгини был Александр Пушкин, посвятивший Вяземской несколько стихотворений.

Дочери Петра Вяземского. Художник Фёдор Бруни / Википедия

В свою очередь Петр Андреевич ухаживал за супругой «солнца русской поэзии», особенно после того, как Наталья Николаевна овдовела. Эти увлечения не мешали дружескому общению Вяземского и Пушкина, обсуждению литераторами творчества, политических проблем и личной жизни. Александр Сергеевич написал Петру Андреевичу больше писем, чем своей жене.

Супруги Вяземские унесли в могилу тайну, почему, зная о дуэли Пушкина с Дантесом, не отговорили великого друга от рокового поступка. В произведениях Петр Андреевич неоднократно пытался объяснить причину этого, но, как говорится, «путался в показаниях». На противоречия в записных книжках отца указывал Павел Петрович Вяземский.

Смерть

В старости литератор страдал от духовного упадка, бессонницы и хандры. Нервное расстройство усугублялось приступами пьянства. За 7 лет до смерти бывший острослов написал стихотворную автоэпитафию.

Могила Петра Вяземского / Andrew Butko, Википедия

Петр Вяземский скончался в 86 лет. Причина смерти определена медиками как старческое истощение. Хотя печальное событие произошло в Баден-Бадене, тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре. Полное собрание сочинений поэта и мемуариста опубликовали вскоре после его смерти. Вера Федоровна Вяземская прожила 96 лет.

Цитаты

  • «И жить торопится, и чувствовать спешит»
  • «Соблазнов всех я сладкий яд отведал,
    Вкусил и горечь всех возможных слез»
  • «Жизнь наша в старости – изношенный халат:
    И совестно носить его, и жаль оставить»
  • «Выражение “квасной патриотизм” шутя было пущено в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке»

Библиография

  • 1848 – «Фон-Визин. Сочинение князя Петра Вяземского»
  • 1862 – «В дороге и дома. Собрание стихотворений князя П.А. Вяземского»
  • 1878-1896 – «Полное собрание сочинений князя П.А. Вяземского»
  • 1929 – «Старая записная книжка»
  • 1935 – «Избранные стихотворения»
  • 1963 – «Записные книжки (1813-1848)»
  • 1984 – Эстетика и литературная критика»
  • 1988 – «Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки»

Панов Николай Захарович (1871 — 1931) — Биография художника, известные произведения, выставки

В 1910 академик гравюры.

(Кондаков)

Один из лучших учеников известного гравера академика Василия Васильевича Мате (1856 – 1917), от природы был наделен редким талантом рисовальщика, яркой внешностью, умом. Хорошее образование и общение с художниками завершили формирование этого интересного человека и незаурядного художника.

Он родился в Петербургской губернии, в селе Императорского Фарфорового Завода при приходе Преображенской церкви. В реестре за 1871 г. под № 26 записано: «Санкт-Петербургская Ремесленная Управа слесарно-кузнечная мастерская, причисленная Указом казначейства от 12 ноября 1870 г.

№ 12618 к подмастерьям Захария Петрова, Панова и его законной супруги Марии Ивановой православных веры и первого брака 16 февраля 1871 г. родился сын Николай.Крещен 21 февраля крестными отцами: санкт-петербургским купцом 2-й гильдии Николаем Ивановым Герасимовым и статским советником Александром Ивановичем Гельдом, дочерью девицей Марией». По всей вероятности, и кум, и родитель оказывали материальную помощь в воспитании и обучении мальчиков.

В августе 1886 года Николай Панов поступил в Петербургское Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где посещал теоретический курс, параллельно с обучением основам художественного мастерства, в классе В. В. Матая. Со временем он стал достойным преемником педагога рисования, а позже и на педагогическом поприще, сохранив в своем творчестве «верность своим традициям в технике тоновой печати и рисунка пером».

В 1894 году Николай Панов окончил школу и был направлен на обучение в лучшие мастерские Европы. В Париже и Берлине у известных мастеров Клозе и Манесса обучался технике резьбы по дереву и офорту; вдохновленный картинами великих испанских художников, особенно Веласкеса, выполнил несколько портретов в оригинальной технике с картин в музеях Парижа, Берлина, Мадрида и частных коллекциях.

В 1895 Н. З. Джентри был принят в «Салон Елисейских полей» и получил награду, состоящую из четырнадцати работ. Из них гравюры «Граф де Оливарес», «Генеральный городок» и офорты для «Монахиня» и «Святой Себастьян» экспонировались затем на выставке 1897–1898 годов в залах Императорской Академии художеств и были приобретены за ее музей. Среди произведений, созданных за границей, Демешко отдал класс офорта родной школы, несколько листов передал в Нижегородский городской художественно-исторический музей.

После этого Н. З. Панов получает звание академического живописца, а Совет школы Штиглица назначает его учителем. В 1897 году он вел класс офорта и рисунка пером, а позже — класс рисования, черчения и лепки в начальной школе при школе. Из воспоминаний современника: «Уроки рисования пером вел молодой профессор Панов. Это был красивый мужчина. Ученики были в восторге, когда он проходил мимо или садился исправлять им узор. для переноса предметов из стекла, металла, дерева, гипса, различных тканей».

Единственная подписанная фотография, вклеенная в личное дело (возможно, предыдущий автопортрет, выполненный в технике меццо-тинто), смогла установить личность художника по ряду групповых фотографий.

Один из ближайших друзей Н.З. Панова – жанрист и портретист, академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945), живший и работавший в Петербурге. Он представил профессору С. Пановой А. Рачинского и историков братьев А. П. и Н. П. Барсуковых. Вероятно, на некоего Богданова-Бельского, писавшего портреты членов семьи графа Сергея Дмитриевича Шереметева, шляхтичи также получили заказ от графа. Их гравюры экспонировались на выставке 1897 – 1898 г. в Императорской Академии художеств неоднократно репродуцировалась офортная доска. Портреты графа С. Д. Шереметева (1897) и графини Е. П. Шереметевой (1898), написанные Богдановым-Бельским, выставлялись в Академии художеств и Петербургском обществе поощрения художников в 1899 году. Работа Н.З. Панова и Н. П. Богданова-Бельского имел успех, принесший много частных заказов.

Затем Н. З. Дворянин знакомится с художником и историком графом Павлом Сергеевичем Шереметевым (1871 – 1943). Знакомство пробудило в нем интерес к истории русской усадьбы; эта тема нашла богатое отражение в его творчестве. Летом 1901 г. Демешко останавливался в имении Шереметевых Головного Уезда Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь родилась идея «Сюиты-Платья», сделаны зарисовки с натуры: «Пейзаж с церковью», «Окно церкви», «Церковная дверь». Офорты были тонированы акварелью.

Павел Сергеевич Шереметев и Николай Захарович Панов задумали издать историко-художественный сборник «Русские хутора», посвященный Подмосковью. Работа началась с древнего Штука. Текст писал Шереметев, дворяне работали над иллюстрациями, которые приводили в восторг приглашенных художников К. Я. Крыжицкого, Н. П. Богданова-Бельского, А. П. и Н. П. Барсуковых, а также членов семьи Шереметевых. Графиня Екатерина Павловна писала о Штуке — муже С. Д. Шереметева: «…пошли от Михайловских в Шапках. .. Павел ездил нам навстречу. Чай пили, ходили по саду и за садом к молодым соснам, потом валом Пошли домой, а теперь еду обедать. Мужики пришли поздороваться… еще здесь господа показали одну акварель, довольно красивую, которую я только сегодня начал».

Летом 1902 г. Павел Семенович попросил Н. З. Панова в имении – закончить первый выпуск коллекции – «Шапки». К осени сделал набор (металлическая табличка с текстом на деревянной основе), но денег на публикацию не было. Кроме того, для издания требовалось разрешение владельца всех шереметевских имений графа С. Д. Шереметева. Н. З. Панов в письме к Н. П. Барсукову писал: «Я не говорю о материальной какой-либо помощи, мы не ожидали и не намекали об этом. Постарайтесь найти деньги на стороне, как у некоторых. Вы на это говорите? Еще раньше в Петербурге нам довелось просить у него (Шереметева С. Д.. — Н. А.) разрешения на одно из старых имений (д. Чиркина. — Н. А.), чтобы поторопиться. Он неохотно отвечал на все вопросы. и пытался подавить этот разговор. А он между тем несколько раз спрашивал и видимо интересовался как идут дела и что мы будем делать после «Пьесы»,при этом наши предложения молчали…Потому что наше дело он делал не верить ей и, следовательно, ожидать помощи трудно». В итоге сборник «Шапки» так и не был выпущен, а работа над подготовкой следующего номера – «Чиркина» – остановилась.

Николай Захарович Панов посетил многие шереметевские усадьбы, в том числе и «Остафьево», где Шереметевыми в 1899 году был открыт публичный музей. Каждый визит Николай Захарович оставлял восторженную запись в книге отзывов. Особенно меня очаровала его уникальная коллекция гравюр и картин XVIII века, собранная первым владельцем имения князем Андреем Ивановичем Вяземским, создавшим здесь дворец и чудесный парк. Н. З. Дворянин считал Остафьево выдающимся памятником русской культуры и хотел вписать свою страницу в летопись усадьбы.

После 1905 года в поместьях и усадьбах начались грабежи и поджоги. Павел Сергеевич был вывезен в Остафьево из деревянных домов в уникальных шапках, книгах, архивных документах, рукописях, произведениях искусства.

Продолжая жить в Головном уборе, граф теперь часто бывает в Остафьеве, особенно летом. Останавливались здесь на недели и джентри. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев попросил его художественно оформить альбом «Остафьево». В начале августа 1906 г. Н. З. Лордс выполнил ряд рисунков и акварелей: первый лист перед текстом — вид усадьбы с пруда (с изображением князя Павла Петровича Вяземского), рисунки пером в стиле старинных гравюр, акварели «Карамзина аллея», «Карамзина комната» перспектива «Средние круглые залы». К октябрю, когда Н. З. Панов и С. Д. Шереметев нашли в Петербурге, художник уже подготовил для альбома «Остафьево» весь живописный материал. К сожалению, этот альбом был издан, а работа Николая Захаровича была только в оригиналах (некоторые листы хранились в музее Остафьево до 1930). Однако все последующие годы, натыкаясь на Остафьево, Демешко продолжал зарисовывать здешние места.

Н. З. Джентри — автор многих портретов в технике офорта и рисунка пером. Так, по приглашению Сергея Александровича Рачинского он выехал в свое родовое имение в селе Татево Смоленской губернии, где создал офорты, хранящиеся в архиве мастера портретов Н. В. Гоголя (Е. А. Дмитриев-Мамонов и В. А. Рачинский), а также портрет-офорт Н.В. Гоголь собственным пером.

В августе 1903 г. Н. З. паны собрались в Крым поправить здоровье. Н. Г. Гарин-Михайловский писал Чехову в Ялту: «Я поеду немного позже и Николая Захаровича Панова. Я уговорил его заняться художественной перепиской». 9 августа они были в Чехове, Антон Павлович согласился позировать художнику. Сессия состоялась на следующий день. Позже портрет был отгравирован и размножен для журнала «Живописное обозрение»..З. Дворянин вел художественную секцию по свежей памяти, создал заочную Сессию (для работы в «Живописном обозрении» Панов был приглашен редактором И. Н. Потапенко, прекрасный портрет-офорт которого работы Панова был опубликован в журнале «Нива»).

Николай Захарович Панов и плодотворно преподавал в Центральной школе технического рисования рисовальной школы барона Штиглица. Достаточно сказать, что школе было поручено представить его работы в эстампном отделе на выставке «Международная выставка по полиграфической промышленности» (Лейпциг, 1904 г. ).

«25 мая 1910 года на заседании Императорской Академии художеств были представлены предложения членов Академии об удостоении отдельных лиц, добившихся своими литературными произведениями известности, почетного звания академика, на основании 81 и 82 Устав Академии…» в числе вновь избранных академиков был и гравер Николай Захарович Панов (его кандидатура была предложена М. Боткиным, Е. Е. Волковым и К. Я. Крыжицким). Наиболее яркое событие его творческой биографии – участие в выставках «Салона Елисейских полей», «Блан и черный», а также в выставках, ежегодно устраиваемых Императорской Академией художеств; его крупными литературными достижениями являются портреты А. И. Герцена, Н. Корсакова, С. Ю. Латгальского, И. Н. Потапенко, княгини Волконской, С. Ф. Хилкова, И. Ф. Горбунова, А. П. Чехова, графа С. Д. Шереметева, графини Е. П. Шереметевой, Л. Н. Толстого, В. И. Давыдова, А. А. Половцева , Н.В. Гоголя, графа С. Д. Шереметева (офорт, ксилография, меццо-тинто и штриховой рисунок), серия акварелей с натуры к журналу «Русский дом».

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, открывший в Остафьеве музей и продолживший здесь переустройство, пригласил Панова к участию в качестве художника и архитектора в создании проектов памятников Н.М. Карамзину, А.С. Пушкину, В.А. Жуковскому, П.А. Вяземскому и его сыну П. П. Вяземский. Николай Захарович взялся за эту работу с энтузиазмом. Офорты, рисунки, художественные детали, рисунки, выполненные им, поступали в мастерские Петербурга и Москвы. Памятники, установленные в 1911 – 1913 г. (кроме установленного позднее памятника П. П. Вяземскому). Печать отмечала высокое мастерство и прекрасный архитектурно-художественный вкус академика Н. З. Пановой. Он был избран в состав Комитета Второго Всероссийского съезда художников, принимавших активное участие в его подготовке и проведении, в качестве секретаря отдела «Русской старины», председателем которого был граф Павел Сергеевич Шереметев.

Между тем здоровье Николая Захаровича неуклонно ухудшалось. Большие учебные нагрузки, гравировальные работы, требующие значительных физических усилий и постоянного напряжения зрения, приводили к тяжелым неврологическим заболеваниям. На санаторно-курортные процедуры, прописанные врачами, нужны были деньги, на их производство пускали только на работу, что усугубляло болезнь: замкнутый круг. В 1913, болезнь обострилась, не помогла даже долгожданная поездка в Кисловодск. Болезнь грозила потерей зрения, врачи настаивали на немедленном выезде в Финляндию в санаторий «Серена» на реке Иматра. Все снова упирается в деньги. Несмотря на пятнадцатилетнее знакомство Н.З. Семья Пановых, Шереметевых, дружеская привязанность к нему жены и детей графа Сергея Дмитриевича, принадлежавшая графу художнику, подчеркивалась официально. Казначей Петербургской конторы А. А. Зоест получил от С. Д. Шереметева несколько писем, в которых тот писал о Панове как о безнадежно больном и умирающем человеке. Удивленный А. А. Зоест взял на себя смелость объяснить графу, что ходатайство перед Академией и помощь в будущем нужны, но сейчас нужен прежде всего санаторий, а у Пановой нет 500 рублей на оплату пребывания. Николай Захарович считал возможным для себя принять не помощь графа, а орден и деньги для него. Граф сделал заказ на изготовление трех десятков экземпляров своего портрета (Н.З. Панова 1910) офорт платный и через оф 100, и лимитированный. Графиня Екатерина Павловна и дети — Анна Сергеевна Сабурова и Павел, узнав от управляющего о положении дел, отправили требуемую сумму в петербургскую контору, но Николай Захарович, сердечно поблагодарив всех, от денег отказался, заметив, что это может брать только на работу. Тогда Анна, человек эмоциональный и искренний, уговорила А. А. Соест сказать художнику, что деньги от графа С. Д. Шереметева. Шляхта удивилась, но взяла деньги и вскоре уехала в Финляндию.

Анна продолжала искать способы дальнейшей помощи Николаю Захаровичу. Она написала письмо императору Николаю Александровичу, которого знала с юности. От великой княгини Ксении Александровны вскоре пришла телеграмма: «Все улажено, деньги бери сама». Государь прислал 1000 рублей, что было очень своевременно: в марте 1914 г. Н.З. Джентри находился в одной из больниц Петербурга. Анна приезжала к нему каждую неделю. Едва поправившись, он отправился на лечение в санаторий доктора Салье под Парижем, намереваясь успеть к началу занятий в школе. Первая мировая война разрушила все планы: вернуться в Россию Николай Захарович не смог.

Переписка семьи Шереметевых с художником длилась два года, но есть только одно письмо Н.З. Пановой из санатория (7/20 июля 1916 г.) к графине Екатерине Павловне. Вспоминает блаженного Михаила – имение рода Шереметевых, благодарит всех за память и хорошее внимание к нему.

Как только почувствовал себя лучше, Демешко начинает принимать меры к своему возвращению на родину и выходу на пенсию, пишет письма в художественно-промышленное училище, комитет по делам русских, оказывается в ссылке. 17 февраля 1917 Петроградское Центральное училище технического рисования барона Штиглица обратилось в Министерство иностранных дел с просьбой помочь коллежскому советнику академику Н.З. во Франции и тяжело болен, не получает жалованья и не имеет собственных средств. Адрес: Sanatorium de Boulogne-sur-Seine 145 route de Versailles. Известно, что Комитет по русским делам, оказавшийся в ссылке, делом занимался Н. З. Панов. Однако его судьба до сих пор неизвестна.

Автор: Н. Архангельск

Московский журнал 1.07.2000

Творчество Томаса Мура в рецепции русской литературной критики 1820-х первой половины 1830-х годов | Н. Жаткин

Chasles Ph. Sur la poésie anglaise // Revue encyclopédique. – 1821. – Т. IX. – № 26. – С. 228–240; № 27. – С. 446–458.

Шаль Ф. Исторический опыт об английской поэзии и современных английских поэтах / Пер. И. П–го // Сын Отечества. – 1821. – Гл. 72. – № 34. – С. 3–20; № 35. – С. 49–67.

Phillips EM Philaréte Chasles, критика и история английской литературы. – Париж: Librairie E. Droz, 1933. – 309 с.

Кое-что о Томасе Муре / Пер. с французского А.Н. Очкин // Из лучших побуждений. – 1822. – Ч. 19. – № 28. – С. 41–60.

[О выходе «Ирландских мелодий» Т. Мура] // Русский Инвалид – 1822. – 27 мая (№ 124). – С. 495.

[О выходе стихотворения Т. Мура «Любовь ангелов»] // Русский Инвалид. – 1823. – 13 марта (№ 60). – С. 239.

[Об издании французского перевода стихотворения Т.Мура «Любовь ангелов»] // Русский инвалид. – 1823. – 17 июля (№ 167). – С. 667.

[О подготовке отдельного издания книги Т. Мура «Басни Священного союза»] // Русский инвалид. – 1823. – 31 мая (№ 128). – С. 512.

[Об английской литературе] // Русский инвалид. – 1822. – 1 сент. (№ 203). – С. 824.

[Об английской литературе] // Русский инвалид. – 1823. – 8 января (№ 5). – С. 20.

Сомов О.М. О романтической поэзии // Конкурсант просвещения и благоденствия. – 1823. – Ч. 23. – Кн. 1. – С. 43–59; Книга 2. – С. 151–169; Книга 3. – С. 263–306.

Сомов О.М. О романтической поэзии. Опыт в трех статьях. – СПб.: Типография Воспитательного дома, 1823. – [2], 105 с.

«Лорд Байрон, знаменитый поэт нашего времени…»: [Известие о смерти Байрона] // Сын Отечества. – 1824. – № 21. – С. 39–41.

«Г. Томас Мур сообщил о рукописи, содержащей историю жизни лорда Бейрона. ..» // Сын Отечества. – 1824. – № 22. – С. 9.5.

«В газете «Таймс» пишут, что публика не потеряла записи лорда Байрона…» // Сын Отечества. – 1824. – № 24. – С. 188.

[О сожжении Т. Муром дневников Ж.-Г.Байрона] // Русский Инвалид. – 1824. – 31 мая (№ 128). – С. 512.

[О причинах сожжения дневников Ж.-Г.Байрона Т. Муром] // Русский Инвалид. – 1824. – 9 июня (№ 135). – С. 540.

[Ли Хант]. Лорд Байрон и некоторые его современники // Литературная газета. – 1830. – 7 марта (№ 14). – С. 110–112.

Лорд Байрон. Par M-me Louise Sw. Беллок. Париж, 1824. В 2 т. // Московский телеграф. – 1825. – Ч. 1. – № 3. – С. 270.

[О поездке Т. Мура в Шотландию к Вальтеру Скотту] // Русский инвалид. – 1825. – 11 нояб. (№ 268). — .П. 1074.

Новости из Лондона // Атенеум. – 1828. – № 14–15. – С. 260–261.

Кое-что о Муре // Атенеум. – 1829. – № 3. – С. 495–497.

[О выходе и читательском успехе биографической книги Т. Мура о Шеридане] // Русский Инвалид. – 1825. – 27 окт. (№ 255). – С. 1022.

Заметки о частной, политической и литературной жизни Шеридана // Северная пчела. – 1826. – 20 мая (№ 60). — [П. 1–4].

[Полевой Н.]. Примечания к статье: «Взгляд на историю славянского языка и постепенный ход образования и литературы в России» // Московский телеграф. – 1827. – Ч. 17. – № 18. – С. 102–129.

L’Epicurien, Роман де Томас Мур. Перевод М.А.Ренуара. Эпикуреец — роман Томаса Мура. Перевод на французский язык Ренуара // Московский вестник. – 1828. – Ч. 7. – № 2. – С. 224–227.

Свидание с Байроном в Генуе. Отрывок из «Путешествия в Италию» Ж.-Ж.Кулмана с послесловием [П.А. Вяземский] // Московский телеграф. – 1827. – Часть 13. – № 3. – Часть II. – С. 97–121.

Биографии известных современников. А. Гумбольдт, Дж. Делавинь, Т. Мур // Московский телеграф. – 1827. – Ч. 18. – № 23. – Отд. IV. – С. 246–254.

Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2-х томах. – М.: Путь, 1911. – Т. 1. – VI, 289 с.

Кс. П. [Полевой К.А]. Взгляд на два взгляда на русскую литературу 1829 г., размещенные в «Деннице» и «Северных цветах» // Московский телеграф. – 1830. – С. 31. – № 2. – С. 203–232.

Виноградов А.К. Мериме в письмах к Соболевскому. – М.: МХПУ, 1928. – 272 с.

Николай Полевой. Материалы по истории русской литературы и публицистики 30-х годов / Редакционная, вступительная статья и комментарии В. Орлова. – Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. – 541 с.

[Любич–Романович В.И.]. «В половине прошлого января издано в Лондоне Томасом Муром…» // Литературная газета. – 1830. – 10 февр. (№ 9). – С. 74.

«Жизнь лорда Байрона, изданная Муром, содержит…» // Вестник Европы. – 1830. – № 3 (февраль). – С. 254.

[Любич–Романович В.И.?]. Записки лорда Байрона, изданные Томасом Муром // Литературная газета. – 1830. – 2 марта (№ 13). – С. 104–106; 7 марта (№ 14). – С. 113–114.

«Мемуары лорда Байрона», издательство Th.Moore, английские переводы M-me Louise Sw. Беллок. Премьерный дивизион. Париж, 1830 г. // Ле Фюре. – 1830. – № 16. – С. 63.

«Мемуары лорда Байрона, изданные Томасом Муром, уже опубликованы в Париже…» // Северная пчела. – 1830. – 1 марта (№ 26). — [П. 3].

Байрон и Томас Мур (Сочинение Карла Нодье) // Литературные листки: Приложение к «Одесскому вестнику». – 1833. – № 16. – С. 129–130.

Байрон и Томас Мур (Композиция Карлы Нодье) // Литературная газета. – 1831. – 11 мая (№ 27). – С. 219–220.

[Полевой Н.А.]. Рецензия на романы, изданные в 1830 г. // Московский телеграф. – 1830. – С. 36. – № 22. – С. 357–368.

Лалла Рук фон Томас Мур. Metrisch übersetzt von GVBueren. Эмден, 1829 г. // Вестник Европы. – 1830. – № 11 (июнь). – С. 223–228.

Перевод стихотворения Козлова на английский язык Томаса Мура // Телескоп. – 1831. – № 8. – С. 567–570.

«Знаменитый Т. Мур намерен в скором времени опубликовать биографию короля Георга IV» // Северная пчела. – 1830. – 9 августа (№ 95). — [П. 1].

[Другие сведения] // Московский Телеграф. – 1830. – С. 35. – № 19. – С. 484.

[О готовящемся издании книги Т. Мура «Жизнь и смерть лорда Эдварда Фицджеральда»] // Эхо: Журнал литературы и моды, изд. Платона Волкова. – 1831. – Часть I. – № 6. – С. 126.

[Объявление о выходе романа Томаса Мура «Эпикуреец» в русском переводе А. Савицкого] // Русский инвалид. – 1833. – 27 апреля (№ 106). – С. 424.

Б.Р. эпикуреец. Сочинение Томаса Мора. Перевод А. Савицкого // Северная пчела. – 1833. – 21 апреля (№ 87). – С. 345–348.

Уиллман. «Эпикуреец» Т. Мур. Переведено. А.Савицкий. 2 части. СПб., 1833 г. // Московский телеграф. – 1833. – Ч. 52. – № 13. – С. 106–115.

Литература в Англии // Библиотека для чтения. – 1834. – В. В. – Смесь. – С. 60–61.

[Полевой Н.А.]. Борис Годунов. Композиция Александра Пушкина. СПб., 1831 г. // Московский телеграф. – 1833. – С. 49. – №. 1. – С. 117–147.

[Литературные новости] // Санкт-Петербургские ведомости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *