Краткая биография Мольера самое главное
- Биографии /
- Мольер Жан-Батист
Жан-Батист Мольер был рожден в Париже в 1622 году 15 января. Это знаменитый комедиограф 17 века, отец классической французской комедии, гениальный актер и успешный руководитель собственного театра «Troupe de Molière», который просуществовал 37 лет. Фамилия, данная ему при рождении — Поклен.
Родился Жан-Батист в семье придворного служащего — обойщика-драпировщика и личного камердинера Людовика 13. Мать мальчика умерла когда ему было всего 10 лет. Благодаря своему положению при дворе отец смог отдать сына в Клермонский коллеж, где Жан-Батист получил качественное образование и после коллежа смог получить в Орлеане степень лиценианта прав. Это среднее между бакалавром и доктором звание.
Однако Поклен понял, что юридическая карьера его не привлекает. Как и не привлекателен для него путь семейного ремесла. Прислушавшись к себе, молодой человек подался в актеры и появился псевдоним Жан-Батист Мольер.
Встреча с семьей комедиантов Бежар стала для Мольера судьбоносной, ибо в возрасте 21 года он уже стал главой театра «Illustre Théâtre». Это была молодая парижская труппа всего из 10 человек. Даже под руководством гения Мольера труппа не смогла бороться с известными театральными труппами Парижа и в 1645 году, актеры уезжают из Парижа в провинцию, примкнув к труппе под руководством Шарля Дюфрена.
Даже в период гражданской войны труппа продолжает выступать в городах и городках провинции. События этого времени наложили несмываемую печать на личность Мольера. Уже в 1650 году Жан-Батист снова становится главой театральной труппы. Голод актеров по свежим пьесам толкает молодого актера на драматургический путь.
Не все результаты творческих стараний Мольера, написанные во времена его странствий по провинции, дожили до наших дней.
Фарсы, написанные и отыгранные им и его актерами, принесли славу автору и театру. В 1655 – 56 годах Мольер пишет свои первые большие комедии в стихах. Они представляют собой подражание произведениям итальянских комедиантов. Эти две комедии не отличаются глубокими характерами персонажей. Это только первые тренировочные пробы пера.
По возвращении из провинции Мольер продолжает ставить пьесы. В 1658 году театр получает статус придворного театра короля и работает в нем до 1961 года. В Париже начинается тяжелый период для Мольера. Он постоянно подвергается нападкам общества и завистников.
Его творчество за жизнь много раз претерпевало метаморфозы. И финальная комедийная пьеса «Мнимый больной», написанная автором на пороге смерти, является самой веселой и жизнеутверждающей из всех его произведений.
Во время 4го ее показа Мольеру, все еще исполняющему роли в собственных спектаклях и игравшему роль Аргана в этой пьесе, стало дурно. Спектакль был остановлен и спустя несколько часов Жан-Батист Мольер умер в своей постели. Так как актер не успел принести покояние перед смертью, архиепископ запретил его хоронить. Запрет был отменен волей короля, однако похоронили великого гения среди самоубийц и клятвопреступников. В тайне ночи за оградой парижского кладбища.
О главном для детей
Мольер, настоящее имя которого Жан Батист Поклен, был рожден в Париже. Именно он является создателем классической комедии и известен многим на сегодняшний день, благодаря своим многочисленным комедийным произведениям, прославившим его во всем мире.
Даты рождения великого человека не известно, но крещен он был в 1622 году 15 января. Семейство было достаточно обеспечено, так как его отец являлся камердинером самого короля и был его обойщиком. С 1636 года парень учился в одном из самых богатых, знаменитых и престижных колледжей – Клермонском. В 1639 году он окончил свое обучение, но предпочтение отдал театру, вместо скучных занятий ремеслом либо юриспруденцией.
В 1643 году Жан выступает в роли одного из организаторов знаменитого «Блистательного театра». Дела всей труппы шли очень плохо, из-за многочисленных долгом. Мольер 2 раза отбывал тюремный срок, из-за чего все актеры были вынуждены покинуть столицу и гастролировать со своими спектаклями по провинциальным городам. Это длилось долгих 12 лет. Из-за скудного репертуара его труппы, Мольер сам начал сочинять первые пьесы.
С 1658 по 1673 годы были написаны многочисленные пьесы Мольера, которые на сегодняшний день считаются самыми лучшими произведениями всего его творческого наследия.
В 1673 году на сцене театра его труппа поставила пьесу «Мнимый больной», главную роль в которой играл сам Мольер. В это время он был болен и переносил тяжелые муки. Многие ученные склонны утверждать, что Жан Батист мучился от туберкулеза. Посреди спектакля комедиант потерял сознание, а ночью с 17-го на 18-е февраля Мольера не стало.
Интересные факты и даты из жизни
Другие:← Зигмунд Фрейд↑ БиографииМериме Проспер →
Популярные люди- Жанна Д’Арк
Жанна д’Арк родилась в семье крестьян 6 января 1412 года в деревне Домреми. Детские годы Жанны выпали на время войны и были очень непростыми. Настоящее чудо произошло с Жанной, когда ей исполнилось 13 лет. Тогда к ней явился архангел Михаил, который
- Князь Святослав Игоревич
Святослав Игоревич испытывал немалые трудности с самого начала свое жизни. Родился он около 942 года, а в 945 году он потерял отца, став де-факто князем киевским, но при попечительстве своей матери-княгине Ольги. Князь Святослав взял бразды правления
- Есенин
С.А. Есенин великий поэт России, который родился в 1895 году в одной из Рязанских губерний, а именно в селе Константиново. Он рос в обычной семье крестьян и с раннего возраста и воспитывался дедом, отцом своей матери.
- Князь Игорь Святославич
Датой рождения сына Рюрика принято считать 878 год. После смерти новгородского князя в 879 году из-за малых лет Игоря власть перешла к родственнику его отца Олегу. Согласно преданиям в 903 году будущий правитель Киевской Руси женился на Ольге,
- Василий I
Василий I Дмитриевич (1371 – 1425, на престоле с 1389) был сыном Дмитрия Ивановича Донского. Через год после нашествия хана Тохтамыша и сожжения Москвы он отправился в Золотую Орду в качестве личного княжеского представителя, хотя стал,
- Конев Иван Степанович
Иван Степанович – человек с огромным количеством званий и наград. Основной жизненной целью маршала Конева было стремление победить в Великой Отечественной войне. Его с лёгкостью можно назвать человеком 20 столетия.
МОЛЬЕР Жан-Батист — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
Французский комедиограф
Дата рождения: 15 января 1622 года
Возраст: 400 лет
Знак зодиака: Козерог
Профессия: Сценарист
Подписаться
Содержание
- 1.
Биография
- 2. Литература
- 3. Личная жизнь
- 4. Смерть
- 5. Библиография
Биография
Биография
Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.
Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.
Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.
В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».
Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.
Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.
Литература
Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.
За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.
Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.
В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.
Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.
Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.
«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.
«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.
После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.
Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.
Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).
Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»
Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.
Личная жизнь
Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар — Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.
По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.
Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.
Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.
Смерть
Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.
Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.
Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.
В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».
В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.
Библиография
1636 – «Сид»
1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
1662 – «Школа жен»
1664 – «Тартюф, или Обманщик»
1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
1666 – «Мизантроп»
1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
1669 – «Господин де Пурсоньяк»
1670 – «Мещанин во дворянстве»
1671 – «Проделки Скапена»
1673 – «Мнимый больной»
Рейтинг ГлобалМСК.ру
Занимает место
№3
в рейтинге
Сценарист
Профессия
Упоминания в новостях
4561
Смотреть все
Упоминается вместе
БЫКОВ Дмитрий Львович
Писатель, журналист, поэт, кинокритик, сценарист, Признан иноагентом в РФ
3 место
Смотреть все
Родились в один день
Дата рождения: 15. 01.1622. Возраст: 400.
Знак зодиака: Козерог
.
Гороскопы для Козерога: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 51 дней.
БРОНЗОВА Татьяна Васильевнаактриса театра и кино, сценарист, писатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации
6 место
ГОВОРУН Олег Маркович
Бывший Министр, Начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству с государствами СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия
9 место
Васнецов Виктор Михайлович
художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи
13 место
Смотреть все
Статистика профиля
Рейтинг компаний
МТС
46 персон
ГлобалМСК. ру уделяет особое внимание деятельности известных персон: политиков, чиновников, бизнесменов, банкиров, деятелей культуры и спорта. Их мнение во многом определяет развитие политической, общественной и экономической жизни Москвы и Московской области. Раздел постоянно редактируется нашими журналистами на предмет актуальности информации. Здесь можно найти информацию о генеральных директорах и президентах топовых Московских компаний, чиновниках и общественных деятелях, которые играют ключевую роль в развитии региона.
Цель проекта – создать комфортное информационное пространство для всех субъектов рынка, а также познакомить читательскую аудиторию с деловыми людьми Москвы.
Мы создали внушительную базу персон в Москве, в которой содержится информация о карьерном пути, образовании и другие важные сведения о человеке.
Благодаря автоматическому подсчету количества упоминаний персоны в новостях разделов «Московские новости» и «Московские пресс-релизы» на портале формируется рейтинг популярности и влияния персон. Коллектив ГлобалМСК.ру отслеживает изменения рейтинга и поощряет участников проекта за успехи. В целом рейтинг участников строится на основе глубокого анализа активности PR-служб известных людей, а также отражает качественное состояние информационного поля, формируемого СМИ и пресс-службами вокруг организации.
«Деловые люди Москвы» — проект о персонах, которые своими идеями, словами и поступками оказывают большое влияние на развитие и процветание Москвы.
Потапова Алёна
Директор по развитию
Подписаться на персону
Мольер | Версальский дворец
Решерер
Актер и драматург
1622-1673
Описание Стендалем Жана-Батиста Поклена как «Мольера, великого художника человека как такового», несомненно, является наиболее точным. Внимательный наблюдатель за своими современниками и страстный летописец всех их путей и произведений, Мольер был искусен во всех аспектах драмы, обращаясь как к публике, так и к двору.
Полное имя
Жан-Батист Поклен, известный как Мольер
Титулы
Актер, драматург, руководитель труппы Филиппа, герцога Орлеанского с 1658 года, а затем директор Королевской труппы с 1665 года. , 1622 — 17 февраля TH , 1673
Резидентуру в Версале
1663-1673
под правлением Луи XIV
Версаль в своей работе
Версиал.0056 Принцесса из Элида
Тартюф ( Самозванец )
Ипохондрик
Отказавшись от карьеры юриста, Жан-Батист Поклен вместо этого решил стать актером и основал Illustre-Thâtre-Thâtre в 1643 году. Труппе не удалось обосноваться в Париже, поэтому Мольер и его коллеги-актеры решили присоединиться к путешествующей труппе Шарля Дюфрена. Между 1646 и 1658 годами эта труппа под покровительством принца Конти путешествовала по всему королевству, пользуясь все большим успехом.
Сценический псевдоним
Считается, что Мольер взял свой сценический псевдоним в честь романиста Франсуа де Мольера д’Эссертина, известного распутника, убитого в 1624 году.
По возвращении в Париж Мольер взят под опеку мсье, брата короля. Впервые он появился в Лувре в 1658 году, исполнив «Влюбленный доктор» для юного Людовика XIV. Государю пьеса так понравилась, что впоследствии он предоставил труппе право делить большой зал Малого Бурбона с Комедией дель арте. Так Мольер познакомился с неаполитанским актером Тиберио Фиорилли, которым очень восхищался.
Тиберио Фиорилли в роли Скарамуша
© Château de Versailles, р-н. RMN / © Кристоф Фуэн
Le lien vers le site collection
14 октября 1663 года в самой королевской резиденции драматург поставил «Версальский экспромт» , в котором Мольер сыграл главную роль в качестве постановщика одного из своих произведений, предназначенных для исполнения перед королем.
С 7 по 13 мая 1664 года Мольер принял участие в «Удовольствиях зачарованного острова» . Он организовал постановочные элементы мероприятия, тесно сотрудничая с Люлли над музыкальными интерлюдиями. Именно по этому случаю он надел Брак по принуждению , Принцесса Элида и Тартюф . В 1670 году он написал «Мещанин-джентльмен » — комедийный балет, музыку к которому написал Люлли, в том числе известный « Marche pour la cérémonie des Turcs » («Марш для церемонии турок »).
Скандальная пьеса
«Тартюф » (или «Самозванец» ), пьеса, которая была поставлена в Версале как часть «Удовольствий зачарованного острова» в 1664 году, стала предметом споров, бушевавших в течение пяти лет.
Мольер умер 17 февраля 1673 года после спектакля Ипохондрик , в котором он играл роль Аргана. В 1680 году король приказал труппе Мольера объединиться с труппой Бургундии, создав тем самым Комеди-Франсез.
Пиры 1674 года, третий день: «Воображаемый пациент», комедия, представленная в Версальском саду перед пещерой 7 мая 1664 г.: представление балетной комедии Мольера и Луллия «Принцесса Элиды» в зеленом театре посреди королевской аллеи
© Château de Versailles, р-н. RMN / © Christophe Fouin
Посмотреть работу
«Я утверждаю, что в человеке есть что-то замечательное, что бы вы там ни говорили, чего не могут объяснить все философы».
— Дом Жуан , Акт III, сцена 1
Сделайте онлайн-пожертвование
Примите участие в истории Версальского дворца, поддержав проект, который вам подходит: усыновите липу, внесите свой вклад в миссию Дворец или участвуйте в переоборудовании королевских апартаментов.
Я поддерживаю Версаль
Официальное приложение Версальского дворца.
Бесплатное приложение Дворца предлагает аудиоэкскурсии, сопровождающие ваше посещение поместья (дворец, сады, поместье Трианон и т. д.), а также интерактивную карту.
Дополнительная информация
Французский все еще язык Мольера?
Если и есть драматург, которого изучал каждый франкоязычный студент, так это Мольер! Невозможно не читать пьесы Les Fourberies de Scapin («Обманы Скарпена») или Le Médecin malgré lui («Доктор вопреки себе»): они есть в программе каждой школы! И не зря: имя Мольера тесно связано с французским языком и считается его величайшим послом. Но кем он был? По случаю 400-летия Мольера давайте еще раз вспомним его жизнь, его работы и наследие, которое он оставил потомкам.
От Жана-Батиста Поклена к Мольеру: краткая биография
Трудное начало драматурга
Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, родился в 1622 году. Его отец был королевским обойщиком, и, как старший ребенок, Жан-Батист уж точно не был предназначен для театра! Но в возрасте 21 года он создал свою первую театральную труппу Illustre Théâtre с друзьями, среди которых были братья и сестры Бежар. Однако особого успеха они не увидели, и долги начали накапливаться.
Труппа покинула столицу в 1646 году и отправилась на гастроли в сельскую местность. В то время жить в гастролирующей труппе было непросто, особенно когда духовенство не приветствовало театральные постановки. Мольер и братья и сестры Бежар в конце концов присоединились к новой компании, которую возглавил актер Шарль Дюфрен. Летом 1653 года они получили покровительство Армана де Бурбона, принца Конти, что открыло для них новые двери и позволило достичь нового уровня благосостояния.
В этот период Мольер написал свои первые великие комедии: комедийные фарсы, вдохновленные итальянскими произведениями, с использованием тех же приемов, что и в «Комедии дель арте». В 1658 году, когда труппа лишилась спонсорства принца Конти, она считалась лучшей труппой кампании (сельская труппа). Тогда актеры решили снова рискнуть в Париже!
Возвращение в Париж
На этот раз парижское приключение сложится для уже известной компании намного лучше. Спонсорство со стороны Филиппа Орлеанского, единственного брата короля, известного как «месье», позволило им выступить в Лувре перед высококлассной публикой: Мазарини, Анной Австрийской и Людовиком XIV. Неплохо! Их успех и одобрение короля дали им доступ в Театр дю Малый Бурбон. В течение двух лет здесь выступала «Труппа де Месье», где Мольер официально принял руководство в 1659 году..
Его пьеса Les Précieuses Ridicules («Задетые барышни») впервые была поставлена в ноябре 1659 года и окончательно закрепила триумф Мольера. Это был огромный успех, и Мольер был опубликован впервые.
Знаете ли вы?
В апреле 1660 года, когда умер его младший брат, Мольер унаследовал роль королевского обойщика и камердинера. Он выполнял свои обязанности до самой смерти, включая его присутствие каждый день, когда король просыпался, четыре месяца в году!
Споры
Из Театра Малых Бурбонов труппа переехала в Пале-Рояль (Королевский дворец)! Первая новая пьеса, которую они поставили, более героическая пьеса под названием Dom Garcie de Navarre ou le Prince jaloux («Дон Гарсиа Наваррский или Ревнивый принц») потерпела горький провал. Особой критике подверглась игра Мольера в трагедии. На этот раз было достаточно. Мольер понял, что комедии у него лучше: и в написании, и в игре.
Фарсы и комедии в то время смотрели свысока, часто считались мейнстримом или даже вульгарными. Тенденция была к трагедиям, но Мольер в конце концов снова посвятил себя комедиям, почти вопреки собственному желанию.
«Он не справлялся с серьезными предметами, и многие люди, которые хотели, чтобы он попробовал, видели, как плохо получалось в первый раз, когда он выходил на сцену, что они не давали ему закончить. С тех пор он писал только комедии!»
— Жан-Леонор, валлиец из Гримареста
В 1661 году пьеса L’École des maris («Школа для мужей») вернула Мольера на путь успеха. Затем в 1662 году компания создала L’École des femmes («Школа для жен»). Это было тогда, когда вокруг этой так называемой «аморальной» пьесы разгорелись первые споры со стороны различных недоброжелателей, которые также нападали на частную жизнь Мольера.
Чуть позже он отправил им сообщение с номером L’Impromptu de Versailles («Версальский экспромт»), где высмеивал актеров, разыгрывая репетицию собственной труппы. Это был его способ попросить своих врагов перестать преследовать его личную жизнь.
1664 состоялась премьера Tartuffe , исполненная перед королем, который аплодировал! К сожалению, архиепископ убедил короля запретить пьесу. Действительно, пьеса не понравилась духовенству из-за своей позиции по каверзному вопросу дня: отделению церкви от государства. Истинно религиозные люди чувствовали себя осмеянными.
Королевское освящение
Окончательная версия Tartuffe вышла в 1669 году после пяти лет доработок и многочисленных переписываний. На этот раз это был настоящий триумф! В итоге он стал спектаклем с самой длинной серией спектаклей.
До своей смерти в 1673 году Мольер видел успех за успехом. За четырнадцать сезонов с момента его возвращения в Париж его труппа поставила 95 спектаклей и более 2500 спектаклей. Большинство сатирических элементов могли показаться его современникам безобидными. Но многие темы трактовались очень тонко: медицина, религия, стремление к свободе, социальные ограничения, брак, старение, ревность, совесть, место женщины…
Комедии-балеты
Потому что Мольер знал, как много король любил балеты, он создал новый жанр, комедии-балеты , сочетающие в себе театр, песню и танец. Первая пьеса в этом жанре, Les Fâcheux («Зануды»), была «задумана, закончена, изучена и поставлена за пятнадцать дней» с Жаном-Батистом Люлли на борту для музыки.
Чрезвычайно активный до конца — актер, писатель, менеджер, глава компании и королевский обивщик — Мольер умер 17 февраля 1673 года, сразу после четвертого представления Le Malade imaginaire («Ипохондрик») и через год после смерти Мадлен Бежар. Через неделю спектакли возобновились с новыми актерами в ролях Альцеста и Аргана. И с тех пор представления не прекращаются!
Начало Комеди Франсез
В 1680 году, после его смерти, две главные театральные труппы Парижа, когда-то соперничавшие, объединились. Это было началом Комеди Франсез. С тех пор Comédie Française является старейшей труппой, непрерывно исполнявшей Мольера. Он тесно с ней связан, но Мольер никогда не был частью престижного учреждения.
Французский язык Мольера
Бесспорно, Мольер занимает особое место в истории французской литературы, но откуда взялось это выражение?
Эта идея описания языка одним из его известных авторов используется не только для французского языка. В то время как французский язык стал языком Мольера, это язык Гёте для немецкого, язык Шекспира для английского и язык Сервантеса для испанского. Эти ссылки указывают на сохранившийся язык, восходящий к одному из его великих классических авторов.
Мольер, национальный герой
Выражение могло начать использоваться в 17 веке, когда французский язык стал языком дипломатии в Европе. Это была эпоха большого влияния Людовика XIV, и французский язык был принят в качестве рабочего языка во многих европейских дворах. Естественно, говорили о Мольере!
Но именно в 19 веке эта фраза стала популярной. Столкнувшись с другими растущими державами, каждая страна ищет своего собственного героя. Во Франции думали о Мольере в традициях Версингеторикса или Рабле. Он стал воплощением l’esprit français , почитая этот непочтительный дух вместо тех, кто осуждал его сверху.
Современная комедийная сила
Что особенно примечательно в комедии Мольера, так это то, что она чрезвычайно привязана к отсылкам к текущим событиям таким образом, что ее можно перенести на любую эпоху. Его юмор, как юмор комика, как мы бы назвали его сегодня, использует приемы, применимые к текущей жизни. Его насмешки над снобами, богатыми, самодовольными вполне современны.
Его пьесы пересекают границы как во франкоязычном мире, так и за его пределами. Мольер — самый исполняемый и переводимый драматург в мире, и не зря! Многие культуры приняли его комедии. Хотя такие темы, как религия и браки по расчету, не так важны на большей части Запада, его пьесы по-прежнему актуальны во многих регионах мира.