Митрополит Макарий
Биография
Труды
Премия митрополита
Макария
Приложения
На главную
Духовное наследие митрополита Макария
Книги и периодические издания о митрополите Макарии
Биография
(Хроника)
• Знаменитый церковный историк и богослов М. П. Булгаков родился 19 сентября 1816 г. в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии в семье священника.
• Лишившись отца в 7-летнем возрасте, юный Михаил получил первоначальное образование в доме крестного отца. В 1825 г. поступил в Корочанское духовное училище, а в 1827 г. – в Белгородское уездное духовное училище, которое блестяще окончил в 1831 г.
• С осени 1831 по июнь 1837 г. М. П. Булгаков обучался в Курской духовной семинарии, где с 1835 г. как лучший ученик давал уроки в низших классах.
• В 1837 г. поступил в Киевскую духовную академию.
• 15 февраля 1841 г. принял монашество, 25 марта 1841 г. рукоположен во иеродиакона, 29 июня – во иеромонаха.
• В июне 1841 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 2 августа этого же года стал бакалавром и преподавателем церковной и гражданской истории в Киевской духовной академии.
• С 1842 г. – ректор Киево-Подольских духовных училищ.
• 5 августа 1842 г. назначен преподавателем догматического богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1847-1849 гг. также преподавал историю русской церкви, в 1853-1857 – историю русского церковного раскола.
• С 1844 г. – инспектор и ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.
• 17 декабря 1844 г. – возведен в сан архимандрита.
• С 31 октября 1847 г. – доктор богословия.
• В 1850 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, с этого же года – главный наблюдатель за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях.
• С 1850 по 1857 г. являлся главным редактором журнала «Христианское чтение».
• 28 января 1851 г. возведен в сан епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, с сохранением должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
• В 1854 г. избран академиком Российской академии наук.
• С 1856 по 1857 г. состоял членом Главного правления духовных училищ.
• С 1 мая 1857 г. – епископ Тамбовский и Шацкий.
• С 18 апреля 1859 г. – епископ Харьковский и Ахтырский.
• С 8 апреля 1862 г. – архиепископ.
• С 20 июля 1868 г. – член Святейшего Синода.
• С 10 декабря 1868 г. – архиепископ Виленский и Литовский.
• С 8 апреля 1879 г. – митрополит Московский и Коломенский.
• 9 июня 1882 г. скончался, похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Митрополит Макарий (в миру – Михаил Петрович Булгаков, 1816–1882)
© Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2016
© Составители: Ирина Дмитриевна Иванцова, Маргарита Аркадьевна Терехина
Митрополит Макарий — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, митрополит Московский и всея Руси
Биография
Митрополит Макарий был видным религиозным деятелем XVI века. При юном царе Иване Грозном архиепископ Новгородский и Псковский, являвшийся сторонником иосифлянства, стал владыкой всея Руси. В конце 1990-х строитель храмов и автор сборника Четьи минеи был причислен к лику святых христианской церкви, память преемника Иосифа Волоцкого почитают 30 декабря.
Детство и юность
Мирская биография Митрополита Макария началась в районе 1482 года. Мальчик, названный в честь Архангела Михаила, родился в доме верующих граждан Великого княжества Московского. Предки верой и правдой служили православным правителям.
В семье религиозного деятеля было много людей, связанных с церковью. В семейных поминальниках значились Иосиф Волоцкий, игумен Вассиан, священноиерей Игнатий, архимандрит Кассиан и еще ряд обладателей духовных званий.
О родителях известно немного. Отец по имени Леонтий скончался вскоре после того, как сын появился на свет. Мать, оставшаяся без мужа, ушла в монастырь и приняла постриг как инокиня Ефросинья.
В детстве Михаил, воспитанный в традициях православной веры, решил отречься от мира и стать послушником. В Пафнутьев-Боровском монастыре, располагавшемся на слиянии рек Истерьмы и Протвы, он получил имя в честь отшельника Макария Великого (Египетского), почитаемого прихожанами в лике преподобного.
Затем молодой человек поступил в обитель, доставшуюся Иосифу Волоцкому от преподобного отца Пафнутия. Учитель и основатель Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря оказал огромное влияние на мировоззрение будущего митрополита.
На протяжении нескольких лет инок изучал церковную литературу. Старшие товарищи помогали постигать смысл молитв и обрядов, а также искусство иконописи. Уединяясь в келье, сын Леонтия проводил дни в раздумьях о смирении и монашеских подвигах, это помогало привыкнуть к лишениям во время длинных строгих постов.
Служение
В начале 1520-х Макария назначили игуменом Можайского-Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а затем он получил сан архиепископа Псковского и Новгородского и место в одной из древнейших православных российских епархий.
Энергичный служитель церкви направил силы на исправление ситуации на кафедре, где на протяжении десятилетия с лишним отсутствовал владыка. Последовательный сторонник, узнавший о состоянии дел в мужских и женских приходах, принялся налаживать монастырское хозяйство и добился перевода местных приходов на «общежительный устав».
Увеличив число христианских коммун, где иноки и монахини обитали под одной крышей, Макарий инициировал составление обновленного церковно-летописного свода. Без внимания владыки не остался процесс реставрации великих священных икон и фресок в центральных храмах Пскова и Новгорода.
В Соборе Святой Софии, являвшимся духовным центром епархии, архиепископ выпустил Великие Четьи минеи, являвшиеся собранием оригинальных и переведенных памятников житийной и риторической литературы, существовавших на Руси с древнейших времен. Свод, насчитывавший десяток томов, был помещен в библиотеку православного храма. Благодаря этому книги Священного Писания, патерики и другие тексты дидактического и исторического характера сохранились до сегодняшних дней.
Весной 1542 года бояре из знаменитого княжеского рода Шуйских, правившие при несовершеннолетнем наследнике русского престола Иване IV Грозном, оценили заслуги архиепископа Псковского и Новгородского и сделали его преемником лишившегося доверия митрополита Иоасафа. Макарий не оправдал ожиданий правителей и поспособствовал их отстранению от власти.
Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного / ХроноВ дальнейшем Макарий стал членом Избранной рады и оказал огромное влияние на деяния государя, царя и великого князя всея Руси. В 1547 году уроженец Москвы венчал сына Василия III на царство и поддержал его намерение жениться на дочери столичного окольничего Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
После торжественной церемонии в православном кремлевском храме, на которой юный Иоанн получил из рук митрополита бармы, крест животворящего дерева и шапку Мономаха, в православном государстве начались перемены. В год созыва первого Земского собора автор Четьих миней, приветствовавший мирские реформы, настоял на канонизации и прославлении новых святых и провел работу по составлению жизнеописаний.
В начале 1550-х на собрании с участием Ивана Грозного, бояр и представителей высшего духовенства, получившем название Стоглавого поместного собора, Макарий отстоял право монастырей на землю, оспариваемое Андреем Курбским и царским наставником протопопом Сильвестром. Тогда же в Москве создали типографию, специализировавшуюся на печати церковных книг.
Митрополит Московский и всея Руси был в курсе внешнеполитических дел государства. Владыка благословил поход войска Ивана IV на Казань и предсказал безоговорочную победу. Когда армия, посетившая места, связанные с именем легендарного полководца Дмитрия Донского, прислала известие о взятии города, являвшегося центром Татарского ханства, в столице построили храм Василия Блаженного. Позже Макарий, освятивший этот шедевр архитектуры, отправил на захваченную территорию архиепископа Гурия, в миру звавшегося Григорием Руготиным, и всячески поддерживал деятельность просветителя и миссионера.
Личная жизнь
В личной жизни митрополита Макария не было места жене и детям, поэтому он заботился о каждом, кто посещал его приход.
Владыка не делил людей на богатых и бедных, малых и великих. Он собственноручно хоронил заключенных и собирал деньги для выкупа плененных татарами русских солдат. Во времена засухи и мора архиепископ Псковский и Новгородский созвал клир и несколько дней подряд читал проповеди и молитвы. По преданию, окропление окрестностей святой водой положило конец страшной эпидемии, унесшей сотни жизней.
Смерть
Осенью 1563 года митрополит простудился во время совершения крестного хода и сообщил царю, занятому проектом деления страны на земщину и «Государеву светлость Опричнину» о намерении оставить службу и провести остаток дней в Пафнутиево-Боровском монастыре.
Иван Грозный не хотел оставаться без поддержки главного представителя духовенства и уговорил Макария передумать. Проблемы со здоровьем усугубились, и в последний день 1563 года владыка скоропостижно скончался.
Летописцы, предположительно присутствовавшие у могилы в Успенском соборе, запечатлели портрет мертвого религиозного деятеля и упомянули, что его лицо было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети».
Интересные факты
- Обладая навыками иконописания, Макарий принял участие в реставрации обветшавшего образа Богоматери «Знамение», являвшегося великой русской святыней. По окончании работ архиепископ Псковский и Новгородский определил сокровище в храм и организовал для прихожан свободный доступ.
- На протяжении жизни митрополит Московский и всея Руси прилагал огромные усилия к искоренению лжеучений. На Поместном соборе 1553 года духовенство осудило ересь смутьяна Матвея Башкина и представителя православного вольнодумства Феодосия Косого.
- По свидетельствам летописцев, Макарий частично лишился зрения во время московского пожара 1547 года. Святитель спасал икону Богородицы из полыхающего Успенского собора и чудом избежал смерти по причине удушья.
- Деятельность Макария во времена правления сына Василия III нашла отражение в российском телесериале «Грозный». Роль митрополита Московского и всея Руси сыграл народный артист РСФСР Леонид Кулагин.
Жизнеописание Митрополита Найробийского – Кенийская Православная Церковь – Святая Найробийская Архиепископия
Митрополит КенийскийЖИВОПИСАНИЕ Е.
П. АРХИЕПИСКОП МАКАРИОС НАЙРОБИ(д-р Андреас Тиллиридес)
Архиепископ Кении Макариос родился в 1945 году в Лимассоле (Кипр), где получил начальное и среднее образование. Изучал богословие в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже (1968-1972) и одновременно посещал классы профессоров Жана Гуйара (Ecole Pratique des Hautes Etudes, Сорбонна) и Поля Лемерля (college de France) (1970-1972) и был назван « eleve titulaire »
. В сентябре 1972 года он был принят Оксфордским университетом в качестве аспиранта под руководством епископа Диоклейского Каллистоса Вара. В 1976 году Оксфордский университет присвоил ему звание «Доктор философии».
Он провел три года в Лувенском университете (Бельгия) в качестве аспиранта-исследователя (1979-1982). Он преподавал в Университете Св. Варнавы в Никосии, в средних школах и более 30 лет в Православной Патриаршей Семинарии имени Макария III, Архиепископа Кипрского, в Найроби.
Его первое знакомство с православными в Африке произошло в январе 1977 года, когда он был направлен покойным архиепископом Кипрским Макариосом для организации и открытия Православной семинарии в Найроби. С тех пор он посвятил свое время тесному сотрудничеству с Александрийским Патриархатом, развитию православной веры на африканском континенте.
Как мирянин-богослов участвовал в межцерковных и межправославных конференциях. Более 40 лет он был участником англиканско-православных доктринальных дискуссий. Он также принимал участие в заседаниях Всемирного Совета Церквей, Веры и порядка, Ближневосточного Совета Церквей, Общества церковной истории, Святоотеческих конференций в Оксфорде, Синдесмоса, член Международного официального Богословского диалога с Римско-католической церковью. Церковь, реформатская и лютеранская и многие подобные церковные группы, конференции и дискуссии.
19 июля 1992 г. рукоположен во диакона храма святителей Николая и Анастасия в Рируте, Найроби, тогдашним Патриаршим экзархом Восточной Африки, митрополитом Аккрским монс. Петрос (покойный Патриарх Александрийский и всей Африки), при этом ему было дано новое имя Макариос. 20 июля 1992 г. тем же Патриаршим экзархом в храме св. Макария Патриаршей семинарии в Найроби был рукоположен во иерея диакон Макарий. 25 июля 1992 года в том же храме он был хиротонисан во епископа Рируты митрополитом Аккры Петросом при содействии митрополита Аксумского Петроса и епископа Угандийского Феодора.
Помимо своего родного греческого, он также говорит на английском, французском, русском, итальянском, а также может говорить и читать на многих африканских языках. Он автор сотен богословских и научных статей. Его исследования и сочинения касаются в основном прошлой и настоящей церковной истории древних патриархатов, а также Кипра и России. В настоящее время он является генеральным деканом Православной Патриаршей семинарии в Найроби, где прослужил 35 лет, а также преподает церковную историю, агиологию, патристику, греческий язык, миссиологию, гомелетику и телетургику. За время своего служения деканом семинарии он организовал для студентов перевод православных служб на многие африканские языки. 19 сентября97 г. и по рекомендации Александрийского Патриарха Е. Б. Петроса VII Священный Синод назначил его директором Патриаршей библиотеки в Александрии. Он был членом и представителем Александрийского патриархата в православно-англиканских дискуссиях более 40 лет, а в настоящее время является членом и представителем Александрийского патриархата в православно-римско-католических дискуссиях.
13 января 1998 г. Священный Синод Александрийского Патриархата избрал его митрополитом (архиепископом) Зимбабвийским и Южно-Африканским, а в феврале 2001 г. — митрополитом Кенийским и Иринополисским (ныне Архиепископия Кения). Он играл одну из самых важных ролей в Кенийской архиепископии; это воссоединение еще раз разделенной кенийской церкви на протяжении более 30 лет, разделение, которое официально закончилось 19Январь 2004 г. 14 октября 2017 г. Патриархом Феодором II присвоен титул старца (Йерондаса).
Митрополит |
Митрополит Торонто Моисей
Митрополит Моисей родился в Сан-Хосе, штат Калифорния, в 1955 году. Оба его родителя были набожными католиками. Он обратился в православную веру у гроба святителя Иоанна Максимовича и испытал большое влияние писаний святителя Филарета Нью-Йоркского, будучи оглашенным в Старом соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Сан-Франциско на Фултон-Стрит в 19 г.75. В том же году он отправился в Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне, крестился там и остался послушником. В 1978 году пострижен в монахи с именем Моисей для святого пророка Моисея.
После выполнения различных послушаний в монастыре, в 1992 году был рукоположен во диакона, в то время, когда монастырь находился в подчинении синода архиепископа Авксентия. В 1996 году, в праздник середины Пятидесятницы, по жребию был избран во епископа. После этого в праздник Вознесения рукоположен в священники, а 7/20 октября 19 г. рукоположен в епископы.96 в качестве вспомогательного епископа Рослиндейла. Позднее, в декабре 2001 года, он был возведен на престол митрополитом Сиэтлским. В марте 2007 года он был переведен в Портлендскую митрополию в связи с попытками инициировать скрытое расследование деятельности некоего архимандрита Пантелеймона Митропулос.
21 сентября/4 октября 2010 г. весь синод епископов ИПЦ-НОКНА, ведущих свою родословную от архиепископа Авксентия, признал, что они не имеют законных канонических притязаний на престол Афин Старостильной Церкви в Греции. По этой причине они единогласно проголосовали за отмену статуса митрополита Торонто Макария как местоблюстителя афинского престола и официально заявили:0027 «…настоящим признаем де-факто, что Элладская Церковь возглавляется Синодом покойного Архиепископа Хризостома Киусиса. [i]
Трое из пяти архиереев Синода ВОСНА, присутствовавших на этом заседании, (митрополит Моисей, епископ Сергий и епископ Димитрий) понимали, что единственным каноническим путем вперед после этого решения будет вступление в полное общение и членство с законным Архиепископом Афин и Его Священным Синодом.
Два других оставшихся епископа HOCNA решили создать отколовшуюся от группы юрисдикцию, которая утверждает, что является автокефальной церковью со штаб-квартирой в Бостоне, кроме того, утверждая, что они никоим образом не подотчетны какому-либо синоду епископов в Греции. В конце концов около 85% духовенства и мирян HOCNA покинули эту юрисдикцию и присоединились к Церкви Истинно-Православных Христиан Греции.
Вскоре после принятого в 2010 году Синодом HOCNA решения об отзыве любых претензий на престол Афин архиепископ Каллиник I был должным образом избран законным архиепископом Афин.
1/14 мая 2011 г. митрополит Моисей был принят в каноническую Церковь Истинных Православных Христиан Греции под председательством законного Архиепископа Афинского Блаженнейшего Каллиника I в историческом храме свт. тому святому, которого нашли в Пайании, Аттика.
Затем, в 2012 году, Священный Синод Греции принял решение о реорганизации вновь присоединенных приходов и епархий в Северной Америке, ниже приведена выдержка из Протокола №. γ-1683 Священного Синода:
В четверг 2/15 ноября состоялось очередное заседание Священного Синода Церкви Истинно-Православных Христиан, на котором, среди прочего, рассматривался вопрос о реорганизации Церкви Г.О.