Микельанджело | это… Что такое Микельанджело?
ТолкованиеПеревод
- Микельанджело
Микеланджело Буонарроти (полное имя — Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni; 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Творческое наследие
- 3 Известные работы
- 4 Интересные факты
- 4.1 Последняя работа
- 5 Литература
- 6 Ссылки
- 7 Примечания
Биография
Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.
В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.
В 1496 г. кардинал Рафаэлле Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор св. Петра в Риме.Творческое наследие
Мир Микеланджело в отличие от его современников — Леонардо да Винчи и Рафаэлем с их миром гармонии — разнообразен и противоречив. Трудности жизни оказали огромное влияние на его многосторонние восприятие жизни: трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Микеланжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент — пластику стены.
Известные работы
См. также Список работ Микеланджело
- Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
- Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
- Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
- Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
- Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
- Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
- Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
- Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513.
Париж, Лувр.
- Роспись свода Сикстинской капеллы. Ватикан.
- Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
- Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
- Капелла Медичи. 1520—1534.
- Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
- Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
- Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
- Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
- Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
- Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
- Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
Интересные факты
Последняя работа
Последняя работа Микеланджело (архив Ватикана, черно-белое фото)
В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра.
[1]Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г.
Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.
В честь Микеланджело назван кратер на Меркурии.
Литература
- В. Д. Дажина Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1987. — 215 с.
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. — М.: 1983. — 176 с.
- Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В.
Н. Лазарева. — М.: Искусство, 1964. - Ротенберг Е. И. Микеланджело. — М.: Искусство, 1964. — 180 с.
- Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. — М.: Искусство, 1978. — 272 с. — 25 000 экз.
- Ирвинг Стоун Муки и радости. — М.: Художественная литература, 1971. — 760 с. — 150 000 экз.
- Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
- Tolnay K. Michelangelo. — Princeton: 1943—1960.
- Gilles Néret Michelangelo. — Köln: Taschen, 1999. — 96 с. — (Basic Art).
Ссылки
- на artcyclopedia.com
- на wga.hu
- Жизнь и творчество, коротко
- Жизнеописание Микеланджело Буонарроти
- Поэзия Микеланджело в переводе А. М. Эфроса
- Жизнь и творчество
- Art Gallery — Микеланджело
- Микеланджело, Zoomable Paintings
- Микеланджело’s Paintings
- В архивах Ватикана найдена последняя работа Микеланджело(рус.
)
Примечания
- ↑ Найден «последний эскиз» Микеланджело
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем написать реферат
- Микельштедтер
- Микельанджело Антониони
Полезное
Эрьзя Степан Дмитриевич — биография скульптора и художника, личная жизнь, скульптуры
Скульптор Степан Нефёдов, который позже взял себе псевдоним Эрьзя, увлекался лепкой и рисованием с детства. Он учился иконописи, живописи и рисунку у известных мастеров конца XIX — начала ХХ века, изучал скульптуру в Италии, работал с разными материалами: мрамором, бетоном, чугуном и экзотическими породами дерева. Многие работы Эрьзя высекал без предварительных набросков, и искусного виртуозного мастера прозвали за границей «русским Роденом».
От глиняных фигурок до художественного училища.

Степан Эрьзя. Фотография: rah.ru
Степан Эрьзя. Фотография: rah.ru
Степан Эрьзя. Фотография: rah.ru
Степан Нефёдов родился 8 ноября 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Его родители — Дмитрий и Мария Нефёдовы — были крестьянами и принадлежали к марийской народности эрьзя.
Мальчик рос замкнутым и необщительным. Больше всего он любил лепить из глины фигурки людей и животных, рисовать углем или мелом. Дмитрий Нефёдов первым заметил художественные способности сына и отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы известного художника так вдохновили его, что он решил изучать живопись и получить высшее образование. В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями на отделении живописи были Константин Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры, где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой. В это время Нефёдов и взял вместо настоящей фамилии псевдоним Эрьзя.
Эрьзя… Это не имя, это даже не псевдоним. Это прозвище… одной из старинных и далеких народностей — мордвы… Этот маленький народ, затерянный среди изумрудных лугов и безграничных болот Симбирской губернии, орошаемой великой рекой Волгой, имеет какое-то этническое родство с финнами.
«Русский Роден». Международная выставка в Венеции и агитационное искусство
Степан Эрьзя. Скульптура «Последняя ночь осужденного перед казнью». 1909. Работа не сохранилась. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Марта». 1912. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Портрет балерины Софьи Федоровой». 1915. Музей Государственного академического Большого театра, Москва. Фотография: степанэрьзя.рф
В 1906 году Степан Нефёдов-Эрьзя закончил учебу и вскоре уехал за границу. Три года он провел в Италии, где постоянно совершенствовал скульптурное мастерство. Он работал в редкой технике прямого высекания: вырезал фигуры из камня без предварительных набросков и проектов.
Первым заметным успехом Эрьзи стала работа «Последняя ночь осужденного перед казнью». Мастер создал ее под впечатлением от Бутырской тюрьмы в Москве: в годы учебы он подрабатывал тем, что фотографировал осужденных революционеров. Скульптура заняла первое место на Международной выставке в Венеции в 1909 году. Она произвела такое впечатление на посетителей выставки, что малоизвестного скульптора стали называть «русским Роденом» и «деревенским Микеланджело».
В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там его работы приобретали и крупные музеи, и частные коллекционеры. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами — «Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный священник». Благодаря цепкой памяти и умению работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось. Самые известные из редких работ этого периода — «Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой». Помимо излюбленного мрамора, мастер начал экспериментировать и с новыми для себя материалами — цементом, железобетоном, металлом. В этот же период он занялся деревянной скульптурой: его вдохновляли резные изделия мордовских мастеров.
После революции Степан Эрьзя работал над мифологическими и национальными образами — скульптурными портретами эрзянских и мордовских женщин, библейской Евы и древнегреческой Леды. Занимался он и агитационным искусством, которое соответствовало советскому Плану монументальной пропаганды: создавал памятники Карлу Марксу и Владимиру Ленину, фигуры рабочих и крестьян, оформлял Дом союза горняков в Баку.
Однако со временем взаимоотношения Эрьзи с советской властью обострились: культурной политикой страны управляли в те годы представители авангардных направлений искусства. Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти: «Повсюду господствовали футуристы… В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению… и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов… В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку…»
«Скульптор, который раньше был пастухом». Эмиграция и возвращение в СССР
Степан Эрьзя. Скульптура «Аргентинка». 1937. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Размышление». 1936. Музей изобразительных искусств Эдуардо Сивори, Буэнос-Айрес, Аргентина. Фотография: степанэрьзя.рф
Степан Эрьзя. Скульптура «Аргентинка». 1940. Мордовский республиканский музей имени Степана Эрьзи, Саранск, Мордовия. Фотография: степанэрьзя.рф
С 1918 по 1926 год Степан Эрьзя жил на Урале и Кавказе, куда отправился в поисках редких пород мрамора. Эти годы стали временем творческого кризиса: не было качественного материала, подходящих помещений и оборудования для работы. Ограничения накладывала и государственная политика революционного позитивизма: любое произведение искусства должно было соответствовать идеям нового мира. «Меня подавила революция. Я согнулся под её тяжестью… Наконец, я закончил борьбу», — писал Эрьзя. В 1926 году он принял решение об эмиграции, уехал сначала в Париж, а оттуда — в Аргентину.
В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине Буэнос-Айреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские газеты печатали пространные статьи об известном русском скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала долгой обработки. Но это окупалось ее качествами: выразительной текстурой и красивыми оттенками — от почти белого до красновато-коричневого.
Из этих материалов скульптор вырезал скульптуры «Автопортрет», «Отрешенный», «Портрет аргентинской девушки». Всего за годы жизни в Аргентине он создал более 180 скульптур из разных материалов.
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР. Правительство выделило ему мастерскую в Москве, где Эрьзя организовал постоянную выставку своих работ. В 1956 году скульптора наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его похоронили в столице родной Мордовии — Саранске. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и Саранске.
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони [1] (6 марта 1475 — 18 февраля 1564), [2] известный как Микеланджело художник эпохи Возрождения, был итальянским скульптором эпохи Возрождения. , архитектор, поэт и инженер. Наряду с Леонардо да Винчи его часто называют «человеком эпохи Возрождения», что означает, что он обладал большим талантом во многих областях.
Микеланджело прожил очень насыщенную жизнь, создав огромное количество произведений искусства. Некоторые из работ Микеланджело являются одними из самых известных, когда-либо созданных. Среди них две очень известные мраморные статуи, Пьета в базилике Святого Петра и Давид , который когда-то стоял на площади во Флоренции, но сейчас находится в галерее Академии. Его самые известные картины — огромные фрески, потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд . Его самое известное архитектурное произведение — восточная часть и купол базилики Святого Петра.
Многое известно о жизни Микеланджело, потому что он оставил много писем, стихов и дневников. Поскольку он был так известен, он стал самым первым художником, чья биография (история его жизни) была опубликована еще при жизни. [3] Его биограф Джорджо Вазари назвал его величайшим художником эпохи Возрождения.
Детство[изменить | изменить источник]
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе недалеко от Ареццо, Тоскана. [5] Его отцом был Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти ди Симони, а матерью Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. [6] Буонарротти были семьей банкиров из Флоренции. Они утверждали, что произошли от благородной графини Матильды Каносской. Отец Микеланджело потерял большую часть денег банка, поэтому он работал на местное правительство в городе Кьюзи. Когда Микеланджело был младенцем, семья вернулась во Флоренцию. Поскольку он был болезненным, Микеланджело отправили жить на небольшую ферму с каменотесом, его женой и семьей.
Отец Микеланджело привез его обратно во Флоренцию и отправил учиться к наставнику Франческо да Урбино. [5] [7] Микеланджело не интересовались школьными уроками. Он исследовал великие церкви города и рисовал копии фресок, которые видел там. [7] Когда ему было тринадцать, он поступил в ученики к художнику Доменико Гирландайо. [1] [8] У Гирландайо была большая занятая студия. У него были богатые покровители, работавшие на Медичи. Он расписывал фрески в их семейных часовнях. Микеланджело смог очень хорошо научиться искусству фресковой живописи у Гирландайо. В большой мастерской, такой как мастерская Гирландайо, художники работали во всех видах различных материалов, включая скульптуру, металлообработку и роспись алтарей. Микеланджело узнал бы обо всем этом. Когда Микеланджело было всего четырнадцать, его отец убедил Гирландайо платить своему ученику как художнику, что в то время было весьма необычно. [9]
Работа на Медичи[изменить | изменить источник]
Самой богатой и влиятельной семьей во Флоренции были Медичи. У них была академия, где некоторые из самых известных философов, поэтов и художников встречались, чтобы поделиться своими идеями. Семья Медичи была важным покровителем искусств. В 1489 году Лоренцо де Медичи, глава семьи, попросил Гирландайо прислать двух своих лучших учеников в академию. [10] Микеланджело был одним из выбранных студентов и посещал академию с 149с 0 по 1492 год. Он слышал учения и обсуждения Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Анджело Полициано. [11] Философия, которую они преподавали, называлась гуманизмом. Она была основана на философии древнегреческого Платона. Идеи Микеланджело и его искусство находились под влиянием этих учений.
Мадонна на лестнице была создана, когда Микеланджело был подростком.
Микеланджело и еще один молодой скульптор по имени Пьетро Торриджано изучали скульптуру у Бертольдо ди Джованни. Микеланджело поссорился с Торриджано, который так ударил его по носу, что тот сильно сломался и на всю жизнь испортил его внешний вид. [12] Микеланджело изваял некоторые рельефы (плоские панели с выпуклыми фигурами на них). Одним из них была «Битва кентавров», созданная для Лоренцо Медичи. [13]
В 1492 году умер покровитель Микеланджело Лоренцо Медичи. Это привело к большим переменам в жизни Микеланджело. [14] Он вернулся жить в дом своего отца. Микеланджело попросил настоятеля церкви Санто-Спирито позволить ему изучить анатомию тел людей, умерших в церковной больнице. В 1493, в качестве благодарственного подарка настоятелю Микеланджело вырезал большое деревянное Распятие, которое до сих пор висит в церкви. [15] В январе 1494 года были очень сильные снегопады. Сын Лоренцо Медичи, Пьеро Медичи, поручил Микеланджело сделать снежную статую. Так Микеланджело снова стал работать на Медичи.
В 1494 году во Флоренции появился новый правитель. Это был доминиканский монах по имени Савонарола. Его сильная проповедь заставляла людей сжигать свои книги, выбрасывать драгоценности и выгонять богатые семьи из города. Медичи должны были уйти. Для Микеланджело это было хорошее время для путешествий. Некоторое время он оставался в Венеции, затем переехал в Болонью. В Болонье он вскоре получил работу по лепке трех фигур для большого мраморного святилища Святого Доминика. [14] Когда во Флоренции все успокоилось, Микеланджело вернулся и работал на другого члена семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. [16]
Микеланджело сделал мраморную статую спящего Купидона. Лоренцо ди Пьерфранческо сказал Микеланджело, что она похожа на настоящую древнеримскую статую, и сказал, что если он запачкает ее и сбьет несколько щепок, кто-нибудь заплатит за нее много денег. Лоренцо продал его кардиналу, который обнаружил, что это подделка. [17] Он подумал, что работа Микеланджело настолько хороша, что рассказал о ней папе. Затем папа пригласил Микеланджело поехать в Рим и работать на него. [16]
Рим[изменить | изменить источник]
На Pieta изображена Дева Мария с телом Иисуса на коленях после Распятия.
Микеланджело прибыл в Рим 25 июня 1496 года в возрасте 21 года. [18] Жил возле церкви Санта-Мария-ди-Лорето на холме Джаниколо.
В 1496 году он получил важный «комиссию» (ему дали оплачиваемую работу) от кардинала Раффаэле Риарио. Кардинал хотел, чтобы Микеланджело сделал мраморную статую Вакха, древнеримского бога вина, больше, чем в натуральную величину. Микеланджело много работал над статуей. Он вырезал Вакха в образе молодого человека, который был сильно пьян и выглядел так, будто шатается, когда поднимал чашу, чтобы произнести тост. Кардиналу не нравился пьяный Вакх, и он не хотел за него платить. Банкир по имени Якопо Галли купил его для своего сада.
Следующий важный заказ Микеланджело получил от французского посла, который попросил его сделать статую Девы Марии, оплакивающей мертвое тело своего сына Иисуса. Этот вид художественного произведения, будь то картина или статуя, называется итальянским именем «Пьета» (скажем: «Пе-ай-та»). Пьета Микеланджело — самая известная пьета, когда-либо созданная. Сейчас он находится в базилике Святого Петра, и каждый день его посещают тысячи людей. Джорджо Вазари писал: «Это чудо, что из бесформенной глыбы камня можно было вырезать что-то настолько совершенное, что даже природа вряд ли смогла бы сделать это лучше, используя настоящую человеческую плоть».
Статуя Давида — одно из самых известных произведений эпохи Возрождения.
Статуя Давида[изменить | изменить источник]
Основная статья: Давид (Микеланджело)
В 1499 году Микеланджело вернулся во Флоренцию. Священник Савонарола разозлил так много людей, что был казнен в 1498 году. Жизнь во Флоренции начала возвращаться в нормальное русло. Много лет назад Гильдия шерстяных мастеров поручила нескольким художникам изготовить статуи героев города. Скульптор по имени Агостино ди Дуччио начал вырезать огромную статую Давида, героя библейской истории о Давиде и Голиафе. В течение 40 лет Гильдия шерстяных мастеров владела огромным блоком мрамора, и статуя едва начата. В 1501 году они поручили вырезать его молодому Микеланджело. На это у него ушло три года.
В очередной раз Микеланджело сделал статую, которая стала всемирно известной. Статуя изображает юношу, обнаженного, как делали статуи древних богов, просто на мгновение останавливающегося и свирепо смотрящего на огромного воина Голиафа, которого он собирается убить. Высота статуи составляет 5,17 метра (17 футов). Он был размещен на площади (общественной площади) за пределами Палаццо Веккьо, где заседал городской совет. Через много лет статуя была помещена в художественную галерею Академии. Копия сейчас стоит на площади. Люди до сих пор преодолевают большие расстояния, чтобы увидеть статую, которую он сделал.
Потолок Сикстинской капеллы[изменить | изменить источник]
Основная статья: Сикстинская капелла
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы. На работу ушло почти четыре года (1508–1512)
В 1505 году Микеланджело был приглашен в Рим новоизбранным Папой Юлием II. Папа Юлий был стариком. Он хотел, чтобы Микеланджело спроектировал грандиозную гробницу. Он должен был стоять внутри церкви и иметь множество резных фигур, в том числе несколько рабов, поддерживающих часть гробницы, и ветхозаветных пророков, сидящих в нишах (отверстиях в стенах). Микеланджело приступил к работе. Он сделал великолепную статую Моисея, которая сейчас находится в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в цепях) в Риме. Многие люди приходят посмотреть на эту статую. Рабы были вырезаны лишь частично. Четыре из них сейчас находятся в Академии во Флоренции. Остальная часть великого плана осталась незавершенной.
Основная причина того, что гробница Папы Юлия не была закончена, заключалась в том, что у Папы возникла идея для другого произведения искусства. Стены Сикстинской капеллы возле базилики Святого Петра были расписаны известными художниками из Флоренции. Папа решил, что Микеланджело должен расписать потолок. Микеланджело не хотел. Он сказал, что он не художник. Но Папа издевался над Микеланджело, пока тот не согласился это сделать. Он сказал Папе, что сделает это «для Бога» и что сделает это только в том случае, если Папа позволит ему нарисовать это «по-своему».
Часовня была длинной и широкой. Его изогнутый потолок поддерживали двенадцать веерообразных кусков стены, называемых «подвесками». Папа Юлий велел Микеланджело нарисовать одного из двенадцати апостолов Иисуса на каждой подвеске. Микеланджело начал это делать. Затем ему пришла в голову другая идея, и он соскоблил проделанную работу. Вместо апостолов он нарисовал двенадцать пророков. Семь из них были мужчинами из Ветхого Завета, но остальные пять были женщинами и не происходили из Библии. Это были пять пророков из классического мира. Подобно пророкам в Библии, все они рассказывали людям о рождении Иисуса.
В середине потолка вместо звездного неба Микеланджело нарисовал сцены из Библии, рассказывающие историю Сотворения мира и гибели человечества. Самая известная сцена — это изображение Бога, создающего Адама. Потолок был настолько известен, что многие художники пытались скопировать то, как Микеланджело расставил и раскрасил фигуры.
Здания и гробницы во Флоренции[изменить | изменить источник]
В 1513 году умер Папа Юлий II. Следующим папой был папа Лев X, член семьи Медичи. Он дал Микеланджело несколько работ во Флоренции, в том числе спроектировал часовню Медичи для гробниц членов его семьи. Хотя не все гробницы были построены, Микеланджело закончил семь больших статуй, включая «Мадонну с младенцем». Позже его ученики достроили часовню. [19]
В 1527 году жители Флоренции рассердились на Медичи за то, что они вели себя как принцы. Это было неправильным поведением для семьи в городе, который был республикой. Народ изгнал Медичи, но Медичи вернулись с армией и захватили город. Микеланджело был так расстроен поведением Медичи, что покинул любимый город и больше никогда не возвращался.
Страшный суд
Страшный суд [изменить | изменить источник]Папа Климент VII позвал Микеланджело обратно в Сикстинскую капеллу, чтобы тот расписал стену за алтарем огромной сценой Страшный суд . Он работал над ним с 1534 по 1541 год. В центре на нем изображен Иисус в окружении святых, сидящий в суде над людьми Земли. Слева люди поднимаются из могил, и многие приветствуются на небесах. Справа других людей отправляют в ад, где их тянут демоны. Это огромная картина с множеством фигур.
Как и Адам и Ева на потолке, все фигуры были изображены обнаженными. Некоторые кардиналы в церкви говорили, что изображать святых, в том числе Деву Марию, голыми — грех. Они называли Микеланджело «художником грубых битов». По этому поводу был долгий спор, потому что некоторые люди говорили, что Бог создал всех голыми, поэтому на Небесах одежда не понадобится. После смерти Микеланджело был вызван другой художник, Даниэле да Вольтерра, чтобы нарисовать драпировку на фигурах. Всю оставшуюся жизнь он был известен как «художник штанов».
Купол Собора Святого Петра — самое известное архитектурное произведение Микеланджело.
В 1546 году, когда Микеланджело было за семьдесят, он получил одну из своих самых важных должностей. Старая базилика Святого Петра была частично снесена, и Браманте построил новую. Но над ним работали многие архитекторы, и он все еще находился в начальной стадии. Микеланджело был сделан архитектором. Он немедленно улучшил план, значительно укрепил важные детали и спроектировал огромный купол, выше любых других куполов в мире. Он умер, не успев завершить его, но оставил чертежи и модели, чтобы следующий архитектор, Джакомо делла Порта, мог закончить начатое. Купол базилики Святого Петра до сих пор стоит как один из величайших памятников христианства и как символ города Рима.
Когда Микеланджело умер, его тело было перевезено во Флоренцию и захоронено в базилике Санта-Кроче (Церковь Святого Креста). На его могиле сидят три траурные фигуры, которые символизируют архитектуру, живопись и скульптуру.
- Ренессанс
- Список художников эпохи Возрождения
- Искусство итальянского Возрождения
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Собор Святого Петра
- Сикстинская капелла
- Список итальянских художников
Могила Микеланджело в базилике Санта-Кроче во Флоренции
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.2 «Европейская галерея изящных искусств, база данных 18 5010 изображений, виртуальный музей, )».
www.wga.hu. Проверено 13 июня 2008 г. .
- ↑ «Микеланджело | биография». Британская энциклопедия . 2015. Проверено 5 января 2015. .
- ↑ Микеланджело. (2008). Британская энциклопедия. Ultimate Reference Suite .
- ↑ Эмисон, Патрисия. А (2004). Создание «Божественного художника»: от Данте до Микеланджело . Брилл. ISBN 97837097 .
- ↑ 5.0 5.1 5.2 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 11
- ↑ 6.0 6.1 К. Клеман, Микеланджело , 5
- ↑ 7.0 7.1 А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 9
- ↑ Р. Либерт, Микеланджело: Психоаналитическое исследование его жизни и образов , 59
- ↑ К. Клеман, Микеланджело , 7
- ↑ К. Клеман, Микеланджело , 9
- ↑ Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 18–19
- ↑ «Настоящий Микеланджело, пожалуйста, встаньте?».
Проверено 14 декабря 2009 г. .
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 15
- ↑ 14.0 14.1 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 20–21
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 17
- ↑ 16.0 16.1 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 24–25
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 19–20
- ↑ Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 26–28
- ↑ Джеймс Бек, Антонио Паолуччи, Бруно Санти, Микеланджело. Капелла Медичи , Лондон, Нью-Йорк, 2000.
- Акерман, Джеймс (1986). Архитектура Микеланджело . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-2260-0240-8 .
- Баренбойм, Питер (с Хитом, Артуром). 500 лет Новой Ризнице: Микеланджело в капелле Медичи , LOOM, Москва, 2019. ISBN 978-5-
- 2-42-9
- Клеман, Шарль (1892 г.). Микеланджело .
Гарвардский университет, оцифровано, 25 июня 2007 г.: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон, лтд.: Лондон.
{{цитировать книгу}}
: CS1 maint: местоположение (ссылка) - Кондиви, Асканио; Алиса Седжвик (1553 г.). Жизнь Микеланджело . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01853-4 .
- Бальдини, Умберто; Либерто Перуджи (1982). Скульптура Микеланджело . Риццоли. ISBN 0-8478-0447-X .
- Эйнем, Герберт фон (1973). Микеланджело . Транс. Рональд Тейлор. Лондон: Метуэн.
- Гилберт, Крейтон (1994). Микеланджело на Сикстинском потолке и вне его . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
- Хиббард, Ховард (1974). Микеланджело . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Херст, Майкл и Джилл Данкертон. (1994) Молодой Микеланджело: Художник в Риме 1496–1501 . Лондон: Публикации Национальной галереи.
- Либерт, Роберт (1983).
Микеланджело: психоаналитическое исследование его жизни и образов . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02793-1 .
- Пьетранджели, Карло и др. (1994). Сикстинская капелла: великолепная реставрация . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс 90 162
- Сала, Чарльз (1996). Микеланджело: скульптор, художник, архитектор . Издания Пьер Террайл. ISBN 978-2-87939-069-7 .
- Саслоу, Джеймс М. (1991). Поэзия Микеланджело: аннотированный перевод . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета.
- Роллан, Ромен (2009). Микеланджело . БиблиоЛайф. ISBN 978-1110003532 .
- Сеймур, Чарльз-младший (1972). Микеланджело: Потолок Сикстинской капеллы . Нью-Йорк: WW Norton.
- Стоун, Ирвинг (1987). Агония и экстаз . Печатка. ISBN 0-451-17135-7 .
- Саммерс, Дэвид (1981).
Микеланджело и язык искусства . Издательство Принстонского университета.
- Толней, Чарльз (1947). Юность Микеланджело . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Толне, Шарль де. (1964). Искусство и мысль Микеланджело . 5 тт. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Нере, Жиль (2000). Микеланджело . Ташен. ISBN 9783822859766 .
- Уайльд, Йоханнес (1978). Микеланджело: шесть лекций . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- «Божественный Микеланджело – Хронология жизни и основных произведений Микеланджело»
- Микеланджело в «Всемирной истории искусства»
- Фотографии деталей Кампидольо
- Работы Микеланджело Буонарроти в Project Gutenberg
- Цифровой проект Микеланджело
- Специальная выставка BP Рисунки Микеланджело — ближе к мастеру Архивировано 11 октября 2015 г. в Wayback Machine
- Рисунки Микеланджело: настоящие или подделка? Архивировано 11 апреля 2006 г.
в Wayback Machine. Как определить, принадлежит ли рисунок Микеланджело.
- Модели, которые он использовал для создания своих скульптур и картин
- «Код Микеланджело». Архивировано 29 июня 2009 г. в Wayback Machine, что предполагает закодированное использование Микеланджело своих знаний по анатомии.
- «Микеланджело: человек и миф». Архивировано 24 марта 2012 г. в Wayback Machine.
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия февраль 1564 г.),
[2] , известный как Микеланджело , был итальянским художником эпохи Возрождения, скульптором, архитектором, поэтом и инженером. Наряду с Леонардо да Винчи его часто называют «человеком эпохи Возрождения», что означает, что он обладал большим талантом во многих областях. Микеланджело прожил очень насыщенную жизнь, создав огромное количество произведений искусства. Некоторые из работ Микеланджело являются одними из самых известных, когда-либо созданных. Среди них две очень известные мраморные статуи: Пьета в Соборе Святого Петра и Давид , который когда-то стоял на площади во Флоренции, а сейчас находится в галерее Академии. Его самые известные картины — огромные фрески, потолок Сикстинской капеллы и Страшный суд . Его самое известное архитектурное произведение — восточная часть и купол базилики Святого Петра.
Многое известно о жизни Микеланджело, потому что он оставил много писем, стихов и дневников. Поскольку он был так известен, он стал самым первым художником, чья биография (история его жизни) была опубликована еще при жизни. [3] Его биограф Джорджо Вазари назвал его величайшим художником эпохи Возрождения. Иногда его называли Il Divino («божественный»). [4] Другие художники говорили, что у него было terribilità (его работы были настолько велики и полны сильных эмоций, что пугали). Многие другие художники, видевшие его работы, старались быть такими же эмоциональными. Из этой идеи terribilità возник стиль искусства, называемый маньеризмом.
Детство[изменить | изменить источник]
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе недалеко от Ареццо, Тоскана. [5] Его отцом был Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти ди Симони, а матерью Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. [6] Буонарротти были семьей банкиров из Флоренции. Они утверждали, что произошли от благородной графини Матильды Каносской. Отец Микеланджело потерял большую часть денег банка, поэтому он работал на местное правительство в городе Кьюзи. Когда Микеланджело был младенцем, семья вернулась во Флоренцию. Поскольку он был болезненным, Микеланджело отправили жить на небольшую ферму с каменотесом, его женой и семьей. [6] Каменщик работал в мраморном карьере, принадлежавшем отцу Микеланджело. Много лет спустя Микеланджело сказал, что две вещи, которые помогли ему стать хорошим художником, это то, что он родился в тихой сельской местности Ареццо и вырос в доме, где вместе с молоком няни его научили пользоваться резцом. и молоток. [5] Его мать умерла, когда ему было всего шесть лет.
Отец Микеланджело привез его обратно во Флоренцию и отправил учиться к наставнику Франческо да Урбино. [5] [7] Микеланджело не интересовались школьными уроками. Он исследовал великие церкви города и рисовал копии фресок, которые видел там. [7] Когда ему было тринадцать, он поступил в ученики к художнику Доменико Гирландайо. [1] [8] У Гирландайо была большая занятая студия. У него были богатые покровители, работавшие на Медичи. Он расписывал фрески в их семейных часовнях. Микеланджело смог очень хорошо научиться искусству фресковой живописи у Гирландайо. В большой мастерской, такой как мастерская Гирландайо, художники работали во всех видах различных материалов, включая скульптуру, металлообработку и роспись алтарей. Микеланджело узнал бы обо всем этом. Когда Микеланджело было всего четырнадцать, его отец убедил Гирландайо платить своему ученику как художнику, что в то время было весьма необычно. [9]
Работа на Медичи[изменить | изменить источник]
Самой богатой и влиятельной семьей во Флоренции были Медичи. У них была академия, где некоторые из самых известных философов, поэтов и художников встречались, чтобы поделиться своими идеями. Семья Медичи была важным покровителем искусств. В 1489 году Лоренцо де Медичи, глава семьи, попросил Гирландайо прислать двух своих лучших учеников в академию. [10] Микеланджело был одним из выбранных студентов и посещал академию с 149с 0 по 1492 год. Он слышал учения и обсуждения Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Анджело Полициано. [11] Философия, которую они преподавали, называлась гуманизмом. Она была основана на философии древнегреческого Платона. Идеи Микеланджело и его искусство находились под влиянием этих учений.
Мадонна на лестнице была создана, когда Микеланджело был подростком.
Микеланджело и еще один молодой скульптор по имени Пьетро Торриджано изучали скульптуру у Бертольдо ди Джованни. Микеланджело поссорился с Торриджано, который так ударил его по носу, что тот сильно сломался и на всю жизнь испортил его внешний вид. [12] Микеланджело изваял некоторые рельефы (плоские панели с выпуклыми фигурами на них). Одним из них была «Битва кентавров», созданная для Лоренцо Медичи. [13]
В 1492 году умер покровитель Микеланджело Лоренцо Медичи. Это привело к большим переменам в жизни Микеланджело. [14] Он вернулся жить в дом своего отца. Микеланджело попросил настоятеля церкви Санто-Спирито позволить ему изучить анатомию тел людей, умерших в церковной больнице. В 1493, в качестве благодарственного подарка настоятелю Микеланджело вырезал большое деревянное Распятие, которое до сих пор висит в церкви. [15] В январе 1494 года были очень сильные снегопады. Сын Лоренцо Медичи, Пьеро Медичи, поручил Микеланджело сделать снежную статую. Так Микеланджело снова стал работать на Медичи.
В 1494 году во Флоренции появился новый правитель. Это был доминиканский монах по имени Савонарола. Его сильная проповедь заставляла людей сжигать свои книги, выбрасывать драгоценности и выгонять богатые семьи из города. Медичи должны были уйти. Для Микеланджело это было хорошее время для путешествий. Некоторое время он оставался в Венеции, затем переехал в Болонью. В Болонье он вскоре получил работу по лепке трех фигур для большого мраморного святилища Святого Доминика. [14] Когда во Флоренции все успокоилось, Микеланджело вернулся и работал на другого члена семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. [16]
Микеланджело сделал мраморную статую спящего Купидона. Лоренцо ди Пьерфранческо сказал Микеланджело, что она похожа на настоящую древнеримскую статую, и сказал, что если он запачкает ее и сбьет несколько щепок, кто-нибудь заплатит за нее много денег. Лоренцо продал его кардиналу, который обнаружил, что это подделка. [17] Он подумал, что работа Микеланджело настолько хороша, что рассказал о ней папе. Затем папа пригласил Микеланджело поехать в Рим и работать на него. [16]
Рим[изменить | изменить источник]
На Pieta изображена Дева Мария с телом Иисуса на коленях после Распятия.
Микеланджело прибыл в Рим 25 июня 1496 года в возрасте 21 года. [18] Жил возле церкви Санта-Мария-ди-Лорето на холме Джаниколо.
В 1496 году он получил важный «комиссию» (ему дали оплачиваемую работу) от кардинала Раффаэле Риарио. Кардинал хотел, чтобы Микеланджело сделал мраморную статую Вакха, древнеримского бога вина, больше, чем в натуральную величину. Микеланджело много работал над статуей. Он вырезал Вакха в образе молодого человека, который был сильно пьян и выглядел так, будто шатается, когда поднимал чашу, чтобы произнести тост. Кардиналу не нравился пьяный Вакх, и он не хотел за него платить. Банкир по имени Якопо Галли купил его для своего сада.
Следующий важный заказ Микеланджело получил от французского посла, который попросил его сделать статую Девы Марии, оплакивающей мертвое тело своего сына Иисуса. Этот вид художественного произведения, будь то картина или статуя, называется итальянским именем «Пьета» (скажем: «Пе-ай-та»). Пьета Микеланджело — самая известная пьета, когда-либо созданная. Сейчас он находится в базилике Святого Петра, и каждый день его посещают тысячи людей. Джорджо Вазари писал: «Это чудо, что из бесформенной глыбы камня можно было вырезать что-то настолько совершенное, что даже природа вряд ли смогла бы сделать это лучше, используя настоящую человеческую плоть».
Статуя Давида — одно из самых известных произведений эпохи Возрождения.
Статуя Давида[изменить | изменить источник]
Основная статья: Давид (Микеланджело)
В 1499 году Микеланджело вернулся во Флоренцию. Священник Савонарола разозлил так много людей, что был казнен в 1498 году. Жизнь во Флоренции начала возвращаться в нормальное русло. Много лет назад Гильдия шерстяных мастеров поручила нескольким художникам изготовить статуи героев города. Скульптор по имени Агостино ди Дуччио начал вырезать огромную статую Давида, героя библейской истории о Давиде и Голиафе. В течение 40 лет Гильдия шерстяных мастеров владела огромным блоком мрамора, и статуя едва начата. В 1501 году они поручили вырезать его молодому Микеланджело. На это у него ушло три года.
В очередной раз Микеланджело сделал статую, которая стала всемирно известной. Статуя изображает юношу, обнаженного, как делали статуи древних богов, просто на мгновение останавливающегося и свирепо смотрящего на огромного воина Голиафа, которого он собирается убить. Высота статуи составляет 5,17 метра (17 футов). Он был размещен на площади (общественной площади) за пределами Палаццо Веккьо, где заседал городской совет. Через много лет статуя была помещена в художественную галерею Академии. Копия сейчас стоит на площади. Люди до сих пор преодолевают большие расстояния, чтобы увидеть статую, которую он сделал.
Потолок Сикстинской капеллы[изменить | изменить источник]
Основная статья: Сикстинская капелла
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы. На работу ушло почти четыре года (1508–1512)
В 1505 году Микеланджело был приглашен в Рим новоизбранным Папой Юлием II. Папа Юлий был стариком. Он хотел, чтобы Микеланджело спроектировал грандиозную гробницу. Он должен был стоять внутри церкви и иметь множество резных фигур, в том числе несколько рабов, поддерживающих часть гробницы, и ветхозаветных пророков, сидящих в нишах (отверстиях в стенах). Микеланджело приступил к работе. Он сделал великолепную статую Моисея, которая сейчас находится в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в цепях) в Риме. Многие люди приходят посмотреть на эту статую. Рабы были вырезаны лишь частично. Четыре из них сейчас находятся в Академии во Флоренции. Остальная часть великого плана осталась незавершенной.
Основная причина того, что гробница Папы Юлия не была закончена, заключалась в том, что у Папы возникла идея для другого произведения искусства. Стены Сикстинской капеллы возле базилики Святого Петра были расписаны известными художниками из Флоренции. Папа решил, что Микеланджело должен расписать потолок. Микеланджело не хотел. Он сказал, что он не художник. Но Папа издевался над Микеланджело, пока тот не согласился это сделать. Он сказал Папе, что сделает это «для Бога» и что сделает это только в том случае, если Папа позволит ему нарисовать это «по-своему».
Часовня была длинной и широкой. Его изогнутый потолок поддерживали двенадцать веерообразных кусков стены, называемых «подвесками». Папа Юлий велел Микеланджело нарисовать одного из двенадцати апостолов Иисуса на каждой подвеске. Микеланджело начал это делать. Затем ему пришла в голову другая идея, и он соскоблил проделанную работу. Вместо апостолов он нарисовал двенадцать пророков. Семь из них были мужчинами из Ветхого Завета, но остальные пять были женщинами и не происходили из Библии. Это были пять пророков из классического мира. Подобно пророкам в Библии, все они рассказывали людям о рождении Иисуса.
В середине потолка вместо звездного неба Микеланджело нарисовал сцены из Библии, рассказывающие историю Сотворения мира и гибели человечества. Самая известная сцена — это изображение Бога, создающего Адама. Потолок был настолько известен, что многие художники пытались скопировать то, как Микеланджело расставил и раскрасил фигуры.
Здания и гробницы во Флоренции[изменить | изменить источник]
В 1513 году умер Папа Юлий II. Следующим папой был папа Лев X, член семьи Медичи. Он дал Микеланджело несколько работ во Флоренции, в том числе спроектировал часовню Медичи для гробниц членов его семьи. Хотя не все гробницы были построены, Микеланджело закончил семь больших статуй, включая «Мадонну с младенцем». Позже его ученики достроили часовню. [19]
В 1527 году жители Флоренции рассердились на Медичи за то, что они вели себя как принцы. Это было неправильным поведением для семьи в городе, который был республикой. Народ изгнал Медичи, но Медичи вернулись с армией и захватили город. Микеланджело был так расстроен поведением Медичи, что покинул любимый город и больше никогда не возвращался.
Страшный суд
Страшный суд [изменить | изменить источник] Папа Климент VII позвал Микеланджело обратно в Сикстинскую капеллу, чтобы тот расписал стену за алтарем огромной сценой Страшный суд . Он работал над ним с 1534 по 1541 год. В центре на нем изображен Иисус в окружении святых, сидящий в суде над людьми Земли. Слева люди поднимаются из могил, и многие приветствуются на небесах. Справа других людей отправляют в ад, где их тянут демоны. Это огромная картина с множеством фигур.
Как и Адам и Ева на потолке, все фигуры были изображены обнаженными. Некоторые кардиналы в церкви говорили, что изображать святых, в том числе Деву Марию, голыми — грех. Они называли Микеланджело «художником грубых битов». По этому поводу был долгий спор, потому что некоторые люди говорили, что Бог создал всех голыми, поэтому на Небесах одежда не понадобится. После смерти Микеланджело был вызван другой художник, Даниэле да Вольтерра, чтобы нарисовать драпировку на фигурах. Всю оставшуюся жизнь он был известен как «художник штанов».
Купол Собора Святого Петра — самое известное архитектурное произведение Микеланджело.
В 1546 году, когда Микеланджело было за семьдесят, он получил одну из своих самых важных должностей. Старая базилика Святого Петра была частично снесена, и Браманте построил новую. Но над ним работали многие архитекторы, и он все еще находился в начальной стадии. Микеланджело был сделан архитектором. Он немедленно улучшил план, значительно укрепил важные детали и спроектировал огромный купол, выше любых других куполов в мире. Он умер, не успев завершить его, но оставил чертежи и модели, чтобы следующий архитектор, Джакомо делла Порта, мог закончить начатое. Купол базилики Святого Петра до сих пор стоит как один из величайших памятников христианства и как символ города Рима.
Когда Микеланджело умер, его тело было перевезено во Флоренцию и захоронено в базилике Санта-Кроче (Церковь Святого Креста). На его могиле сидят три траурные фигуры, которые символизируют архитектуру, живопись и скульптуру.
- Ренессанс
- Список художников эпохи Возрождения
- Искусство итальянского Возрождения
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Собор Святого Петра
- Сикстинская капелла
- Список итальянских художников
Могила Микеланджело в базилике Санта-Кроче во Флоренции
- ↑ 1.
0 1.1 1.2 1.2 «Европейская галерея изящных искусств, база данных 18 5010 изображений, виртуальный музей, )». www.wga.hu. Проверено 13 июня 2008 г. .
- ↑ «Микеланджело | биография». Британская энциклопедия . 2015. Проверено 5 января 2015. .
- ↑ Микеланджело. (2008). Британская энциклопедия. Ultimate Reference Suite .
- ↑ Эмисон, Патрисия. А (2004). Создание «Божественного художника»: от Данте до Микеланджело . Брилл. ISBN 97837097 .
- ↑ 5.0 5.1 5.2 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 11
- ↑ 6.0 6.1 К. Клеман, Микеланджело , 5
- ↑ 7.0 7.1 А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 9
- ↑ Р. Либерт, Микеланджело: Психоаналитическое исследование его жизни и образов , 59
- ↑ К.
Клеман, Микеланджело , 7
- ↑ К. Клеман, Микеланджело , 9
- ↑ Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 18–19
- ↑ «Настоящий Микеланджело, пожалуйста, встаньте?». Проверено 14 декабря 2009 г. .
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 15
- ↑ 14.0 14.1 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 20–21
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 17
- ↑ 16.0 16.1 Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 24–25
- ↑ А. Кондиви, Жизнь Микеланджело , 19–20
- ↑ Ж. де Тольне, Юность Микеланджело , 26–28
- ↑ Джеймс Бек, Антонио Паолуччи, Бруно Санти, Микеланджело. Капелла Медичи , Лондон, Нью-Йорк, 2000.
- Акерман, Джеймс (1986). Архитектура Микеланджело . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-2260-0240-8 .
- Баренбойм, Питер (с Хитом, Артуром). 500 лет Новой Ризнице: Микеланджело в капелле Медичи , LOOM, Москва, 2019. ISBN 978-5-
- 2-42-9
- Клеман, Шарль (1892 г.). Микеланджело . Гарвардский университет, оцифровано, 25 июня 2007 г.: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон, лтд.: Лондон.
{{цитировать книгу}}
: CS1 maint: местоположение (ссылка) - Кондиви, Асканио; Алиса Седжвик (1553 г.). Жизнь Микеланджело . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-271-01853-4 .
- Бальдини, Умберто; Либерто Перуджи (1982). Скульптура Микеланджело . Риццоли. ISBN 0-8478-0447-X .
- Эйнем, Герберт фон (1973). Микеланджело . Транс. Рональд Тейлор. Лондон: Метуэн.
- Гилберт, Крейтон (1994). Микеланджело на Сикстинском потолке и вне его . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер.
- Хиббард, Ховард (1974).
Микеланджело . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Херст, Майкл и Джилл Данкертон. (1994) Молодой Микеланджело: Художник в Риме 1496–1501 . Лондон: Публикации Национальной галереи.
- Либерт, Роберт (1983). Микеланджело: психоаналитическое исследование его жизни и образов . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02793-1 .
- Пьетранджели, Карло и др. (1994). Сикстинская капелла: великолепная реставрация . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс 90 162
- Сала, Чарльз (1996). Микеланджело: скульптор, художник, архитектор . Издания Пьер Террайл. ISBN 978-2-87939-069-7 .
- Саслоу, Джеймс М. (1991). Поэзия Микеланджело: аннотированный перевод . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета.
- Роллан, Ромен (2009). Микеланджело . БиблиоЛайф. ISBN 978-1110003532 .
- Сеймур, Чарльз-младший (1972).
Микеланджело: Потолок Сикстинской капеллы . Нью-Йорк: WW Norton.
- Стоун, Ирвинг (1987). Агония и экстаз . Печатка. ISBN 0-451-17135-7 .
- Саммерс, Дэвид (1981). Микеланджело и язык искусства . Издательство Принстонского университета.
- Толней, Чарльз (1947). Юность Микеланджело . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Толне, Шарль де. (1964). Искусство и мысль Микеланджело . 5 тт. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Нере, Жиль (2000). Микеланджело . Ташен. ISBN 9783822859766 .
- Уайльд, Йоханнес (1978). Микеланджело: шесть лекций . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- «Божественный Микеланджело – Хронология жизни и основных произведений Микеланджело»
- Микеланджело в «Всемирной истории искусства»
- Фотографии деталей Кампидольо
- Работы Микеланджело Буонарроти в Project Gutenberg
- Цифровой проект Микеланджело
- Специальная выставка BP Рисунки Микеланджело — ближе к мастеру Архивировано 11 октября 2015 г.