Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына
В произведении Солженицына «Матренин двор» представлен образ праведницы — это Матрена.
В своем рассказе автор передал свои взгляды на мир, он считал себя гуманистом, а Матрена показана доброй, светлой женщиной.
Полное имя главной героини — Григорьева Матрена Васильевна. О ее тяжелой жизни читатель узнает со слов рассказчика — Игнатича.
Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду. Она жила одна в доме, детей у нее не было. Ее одиночество скрасил новый постоялец, теперь для него она вставала рано, готовила, заботилась о нем, делилась своими переживаниями.
Матрена с виду была женщиной сильной и здоровой, но временами у нее были припадки, а лицо светилось желтым цветом. Когда случались припадки, героиня не могла ходить несколько дней и лежала дома, пропуская работу в колхозе.
Самым дорогим для героини были ее цветы и кошка. Она очень любила свои растения, ухаживала за ними, при пожаре спасла прежде всего их.
Матрена в молодости любила Фаддея, но из-за войны они не смогли быть вместе. Она перестала ждать своего возлюбленного, вышла замуж за его брата. Фаддей внезапно возвращается с войны, женится и создает семью. Все дети Матрены умерли, она решается удочерить девочку — дочку Фаддея. Но и она уходит от героини.
Матрена часто бескорыстно помогала свои родственникам и соседям, получав в ответ лишь осуждения, а не благодарность. Матрена — по-настоящему светлый человек, способный на самопожертвование. Несмотря на свою болезнь Матрена была готова прийти на помощь каждому, но только пенсию ей не платили, она работала за просто так.
Еще при жизни героини Фаддей начал делить ее имущество, заставляя отдать часть дома его дочери. Матрена умирает при переезде, никто не сожалеет о ее смерти, кроме постояльца.
Жители деревни назвали Матрену глупой и ничего не понимающей в жизни, они не ценили ее помощь и труд.Матрена чиста душой, она не винит других людей в неуважительном отношении к ней, а наоборот помогает, радуется чужому урожаю или чужому счастью. Главная героиня — положительный герой, это отражается в ее поступках, мыслях.
Сочинение про Матрёну
Мастерство в изображении различных судеб людей и их характеров принадлежит ранее запрещенному писателю Александру Исаевичу Солженицыну. Одним из таких ярких произведений является рассказ Матренин двор, написанный в 1959 году. Он олицетворяет силу духа и способность к состраданию.
Мы видим описание быта и жизни деревни в послевоенное время. Главным героем в произведении является деревенская женщина Матрена Григорьевна. Всю жизнь она проработала в совхозе и всегда была трудолюбива. Из-за этой войны она потеряла мужа, замуж за которого вышла еще до революции. А своих детей она тоже потеряла и это дало огромный отпечаток в ее душе и в ее сердце. В рассказе мы видим ее при повествовании Игнатьича, когда он вернувшись из Казахстана начинает жить в доме Матрены. Ее доверие к простому человеку удивительно, ведь она жила в этом огромном и старом доме совершенно одна. Несмотря на это она старается поддерживать уют, тепло и домашний очаг. После ее смерти Игнатьич называет ее очень родным и добрым человеком, без которого трудно представить деревню. Вся последовательность действий придает произведению достоверность и правдивость.
Жизнь Матрены тяжела и непроста, но она не потеряла веру в людей. Эта деревенская женщина никогда и никому не отказывает в помощи. Даже если у нее есть неотложные дела, то она поставит на первое место просьбу того человека, который к ней обратится. Все ее страдания от той современной власти дает о себе знать в отчаянии, и она не падая духом находит отраду для души в постоянном труде и в работе. Она могла схватить лопату и пойти в огород, что бы отвлечься от тоски и уныния. Могла схватить корзину и пойти в лес за грибами или ягодами. Эту пустоту в семье она заменяла работой.
Во второй части рассказа Александр Исаевич повествует нам о молодости героини. О том как она вышла замуж за родного брата своего любимого человека. Здесь образ Матрены противопоставляется Фаддею. Его накрывала ярость и злоба из-за предательства любимой девушки. Даже после смерти родственники Фаддея пытались оскорблять Матрену, называя ее нечистоплотной и небрежной.
Его видение многих проблем, отраженных в данном произведении, привносит в русскую литературу свой характер и свою непревзойденную манеру повествования. Здесь отчетливо видно отношение власти к народу, к его проблемам, а так же яростная борьба за выживание в жестоких условиях общества, а так же бескорыстное отношение Матрены ко всем нуждающимся.
Другие сочинения:← Образ Мальчика Манолина (Старик и море, Хемингуэй)↑ ДругиеОбраз и характеристика Миньки в рассказе Ёлка Зощенко →
Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына
Несколько интересных сочинений
Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына
В рассказе А. И.Солженицына «Матренин двор» повествование ведется от лица Игнатича. По воле судьбы он оказывается в доме главной героини, крестьянки Матрёны. Именно ему предстоит познакомить читателя с её нелегкой историей жизни.
Матрёна — женщина которая всю жизнь отдала, работая на благо других и не прося ничего взамен. Главная героиня простодушна и приветлива. Она бедна и живет одна, так как стала вдовой и потеряла всех своих детей. Появление Игнатича приносит разнообразие в её жизнь. Рассказчик акцентирует наше внимание на том, что женщина выглядит больной из-за желтизны лица и мутных глаз.
В молодости она была влюблена в Фаддея и хотела выйти за него замуж. Вскоре приходит весть о том, что он пропал без вести на войне. Матрена сильно горевала, но родные настояли на том, чтобы она вышла замуж за брата Фаддея. Трагедия заключается в том, что через некоторое время бывший возлюбленный возвращается домой живым. Он возненавидел Матрену за предательство. Теперь у каждого из них своя семья. Дети Матрены прожили недолго, а вся деревня считает, что на неё навели порчу. Женщина берет на воспитание ребенка Фаддея, но приемная дочь выходит замуж и оставляет её.
Жизнь её заканчивается внезапно и трагично. Она погибает, когда помогая Фаддею его детям перетащить часть избы, которую завещала приемной дочери. Так они случайно приблизили смерть Матрены. Человек, которого она любила, оказался корыстным. На похоронах все думают не о женщине, а о том как быстрее поделить имущество.
Образ главной героини светлый и искренний, но в то же время трагичный. Несмотря на все тяготы жизни женщина помогает людям, продолжает работать и не просит за то деньги. Она до самой смерти так и не смогла добиться получения пенсии. Все испытания женщина переносила мужественно, не становясь озлобленной. К сожалению, родственники и односельчане просто пользовались добротой и простодушием. При этом они не видели души человека. Никто из них не понимал, что на таких людях как Матрена и держится село.
Вариант 2
Григорьева Матрёна Васильевна является главной героиней рассказа «Матренин двор» Александра Исаевича Солженицына. С помощью ее образа автор раскрывает проблему, существующую и в современном мире.
Матрёна была одинокой шестидесятилетней женщиной из деревни. От всех людей, которые ее окружали, она отличилась своей добротой и отзывчивостью. Женщина всегда приходила на помощь даже незнакомым людям, бесплатно трудилась с утра до ночи и при этом не просила ничего взамен, откладывала свои заботы на потом. Даже во время плохого самочувствия она не жаловалась и не обращалась за помощью. Все жители знали о мягком характере женщины и пользовались этим. Они вежливо себя вели с ней исключительно ради собственной выгоды.
В молодости Матрёна испытывала любовь к Фаддею, но молодой человек уходит в армию. Она верно ждала его возвращения несколько лет, но ни разу не получила от него письма. Поэтому ее выдают замуж за Ефима, младшего брата ее возлюбленного. Неожиданно возвращается Фаддей и очень бурно реагирует на данный брак, потому что он любил девушку. Смирившись с обстоятельствами, он находит себе жену с именем Матрёна и живёт в браке счастливо, имеет шесть детей. У Матрёны же не было детей, все они погибали ещё в младенчестве. Ефим пропадает во время войны, и для того, чтобы не быть полностью одинокой, Матрёна удочеряет Киру, дочь Фаддея. К этому времени женщина начинает получать деньги и ее приданное начинает возрастать. Кира вырастает и уезжает, а Матрёна ей обещает передать часть избы после смерти. Фаддей узнает об этом и без разрешения начинает разбирать избу вместе с сыновьями. Они перетаскивали ее через железную дорогу, и, как ни странно, Матрёна помогает им даже здесь. Ее жизнь заканчивается под колесами поезда в тот момент, когда она делала людям добро. Даже на похоронах женщины ее родные сестры, которые не любили ее, делят имущество.
Таким образом, Матрёна является положительным персонажем рассказа Солженицына. Не просто так рассказчик говорит о том, что именно на таких людях держится весь мир. Деревня давно бы развалилась и духовно пала, не будь в ней лучика добра и любви в виде Матрёны, которая бескорыстно отдавала часть своей души народу.
Сочинение про Матрёну
Ключевым персонажем произведения является Матрена Григорьева, шестидесятилетняя деревенская женщина.
Писатель представляет героиню в образе крестьянки, прожившей тяжелую, нелегкую деревенскую жизнь, но сохранившую отзывчивость, доброту, сострадание к окружающим. Вся жизнь Матрены связана с работой за трудодни на колхозном поприще.
Матрена рано лишилась матери, а проводив любимого человека Фаддея на службу, так и не дождалась его, пропавшего без вести на фронте. По требованию родственников Матрену выдают замуж за нелюбимого, родного брата Фаддея Ефима, с которым женщина живет несколько лет, так и не заведя детишек, поскольку все шестеро младенцев умирают во младенчестве.
Нежданно-негаданно в семью возвращается пропавший Фаддей, любивший Матрену, которого из-за ее вынужденного предательства охватывает гнев и ревность и только родство мужа Матрены с Фаддеем останавливают мужчину от братоубийства. Фаддей, смирившись с ситуацией, заводит собственную семью, в которой впоследствии появляются шестеро детей.
Потеряв на войне мужа и будучи бездетной, Матрена берет к себе на воспитание дочку Фаддея, Киру. Несмотря на испытания, выпавшие на ее жизненном пути, Матрена остается отзывчивой, приветливой женщиной, готовой прийти на помощь любому нуждающемуся, ничего не прося взамен. Женщина глубоко религиозна и не привыкла вызывать жалость у окружающих. Даже будучи тяжело больной, Матрена старается не обременять местного врача, смиренно перенося боль.
За всю свою жизнь Матрена накопила небольшое состояние, состоящее из ее любимых домашних животных, растений, растущих в горшочках на окне части дома, которую она завещает воспитаннице Кире.
Фаддей, узнав о решении Матрены передать дом его дочери, начинает раздел имущества, разбирая сарай, избу, забор и перетаскивая бревна к себе во двор, находящийся по другую строну железнодорожных путей. Матрена, не способная быть в стороне, принимается помогать родственникам, перетаскивая имущество через рельсы, где попадает под колеса железнодорожного состава. Таков финал жизненного пути праведного и чистого человека, за всю свою жизнь не совершившего ни одного дурного поступка.
Повествуя о жизни обычной русской деревенской женщины, писатель раскрывает понятия бескорыстности, любви к ближнему, человечность в качестве главных людских черт характера.
Вариант 4
Рассказ «Матренин двор» (А. И. Солженицын) о нелегкой судьбе деревенской женщины, которая всю жизнь «пропахала» в колхозе «бесплатно», получая «палочки».
Рассказ повествует Игнатич, поселившийся в доме Матрены Васильевны. Чем же примечательна эта одинокая женщина? Она на войне потеряла мужа, шестеро ее детей умерли, а после того как сильно заболела — потеряла работу. Несмотря на то, что обстановка ее избы скудна, Матрена предстает перед читателями человеком, у которого безмерно добрая душа. Она видит чужую нужду и, отбросив свои дела, спешит на помощь.
Помогая другим, для себя Матрена хлопочет в последнюю очередь, например, не может накосить сена для своей козы-кормилицы, так как негде, или преодолевает бесконечный путь к сельсовету, в надежде выхлопотать пенсию. Еще одна проблема – топливо, которое полагалось только начальству или к нему приближенным. Брали деревенские женщины мешки и таскали торф украдкой. И у читателя создается впечатление, что вся жизнь Матрены Васильевны состоит только из помощи другим да обивания порогов в сельском совете?
Но нет, вторая часть рассказа посвящена молодости Матрены. Казалось бы, судьба не ласково поступила с юной Матреной, забрав любимого, который на войне пропал без вести, смерть его матери, ее вынужденное замужество за младшего брата Фаддея. Оправдываясь, Матрена снова жалеет всех, так как считает, что лишние руки не помешают. Однако и тут женщина получает от судьбы страшный удар в лице нежданно — негаданно вернувшегося Фаддея, больно ранившего сердце Матрены словами, что если бы это был не его родной брат, то он бы убил обоих.
С возвращением Фаддея Матрене вернулись прекрасные воспоминания из ее прошлого, чего не скажешь о Фаддее. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он узнал о смерти Матрены. Похоронив когда-то любимую женщину, все его переживания свелись к разделу имущества. Получив забор и сарай, он успокоился. Сестра Фаддея также «подлила масла в огонь», называя Матрену «нечистоплотной, транжирой, глупой, помогающей другим бесплатно». Однако не все обладают таким качеством, как «бескорыстная помощь», а Матрена могло, так как она была «особенная», «не похожая на других». Итог подвел сам писатель, сказав о том, что как раз на таких людях держится вся наша земля.
Образ героини
Григорьева Матрёна – главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Она – одинокая женщина в возрасте из глубинки, которая всю жизнь посвятила помощи людям. Среди всех жителей деревни Матрена отличалась своей добродушностью и желанием помочь. Женщина всегда готова была прийти на помощь даже незнакомым людям, могла работать бесплатно и редко думала о себе и своих трудностях. Даже когда сама Матрена нуждалась в помощи, мало кто знал о ее проблемах и самочувствии.
К сожалению, большинство людей окружающих Матрену, знали о ее доброте и милосердии и пользовались этим. Многие общались с женщиной исключительно из корыстных побуждений.
В молодые годы Матрена была влюблена в парня по имени Фаддей, которого забрали в армию и девушка так и не смогла добиться от него взаимности. Она верно ждала молодого человека со службы, писала ему много писем, но, не получив ответа ни на одно письмо, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Вернувшись из армии, Фаддей узнает об этом, и назло Матрене, которую он как оказалось любил, женится на другой женщине.
В семье Фаддея появляются дети, а вот Матрена лишена счастья слышать детский смех: все ее шестеро детей погибают еще в младенческом возрасте. Вскоре на войне Матрена теряет мужа Ефима, а Фаддей попадает в число пропавших без вести. Жизнь Матрены теряет всякий смысл и чтоб не отчаиваться, она берет на воспитание одну из дочерей Фаддея – Киру.
Отдавая всю себя маленькой девочке, Матрена старается ради светлого будущего дочери и завещает ей все нажитое имущество: дом, сарай, огород и всю живность в хозяйстве. В это время Фаддей возвращается с войны живым и здоровым, узнает о том, что теперь его дочь имеет богатство и вместе со своими сыновьями начинает разбирать дом еще живой Матрены. Привыкшая помогать Матрена присоединяется к разбору недругами собственного жилья и погибает под рельсами поезда, перенося бревна своего дома на участок Фаддея.
Даже на похоронах добродушной женщины ее сестры и родня без малейшего угрызения совести и скорби цинично делят имущество Матрены. Таков он финал доброго, бескорыстного и честного человека. Рассказывая о жизни Матрены автор А. И. Солженицын пытается донести читателю о жизни чистой, милосердной и доброй женщины, которая любила людей, человечно и бескорыстно им помогала и верила в искренность других, несмотря на свою тяжелую судьбу.
Мораль этой истории такова: как бы тяжело не было, сколько бы испытаний не преподносила жизнь, нужно все равно находить силы делать добро и быть хорошим человеком, даже если окружающие этого не ценят.
Также читают:
← Русская литература второй половины 19 века ← Сочинение рассуждение по рассказу Возвращение Платонова↑ ДругиеСочинение по поэме Василий Теркин Твардовского → Природа в творчестве Фета и Тютчева →
Картинка к сочинению Образ Матрены в рассказе Матренин двор Солженицына
Популярные сегодня темы
- Прохор Тимохин в романе Война и мир образ и характеристика капитана сочинение
Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.
- Сочинение Печорин и водяное общество
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу самых великих русских писателей. Это безусловный и абсолютный факт. Произведения Михаила Юрьевича написаны на остросоциальные темы
- Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того
- Сочинение на тему Мышление
Человек — самое развитое существо на планете. Таковым его сделала уникальная способность мыслить и анализировать. Именно, мышлением и речью человек отличается от животного.
- Описание картины Радуга Айвазовского сочинение
Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Краткое содержание рассказа А.
Солженицына «Матренин двор»Даже краткое содержание рассказа «Матренин двор», написанного А. Солженицыным в 1963 году, способно дать читателю представление о патриархальной жизни Русская деревня.
Сводка Матрениного двора (введение)
В пути из Москвы, на 184 километрах по Муромской и Казанской ветке, даже через полгода после описываемых событий, поезд нехотя замедлил ход. По причине, известной только рассказчику и машинистам.
Краткое содержание Матренин двор (часть 1)
Рассказчик, вернувшись в 1956 году из Азии, после долгого отсутствия (воевал, но не сразу вернулся с войны, получил 10 лет лагерей), устроился на работу в качестве учитель математики в сельской средней школе в российской глубинке. Не желая жить в поселковых казармах «Торфопродуктов», он искал уголок в сельском доме. В селе Тальнево жильца привели к Матрёне Васильевне Григорьевой, одинокой женщине лет шестидесяти.
Изба Матрены была старая и добротная, построенная для большой семьи. В просторной комнате было сумрачно, в горшках и кашпо на окне молча «теснились» фикусы – любимцы хозяйки. В доме жили хромой кот, мыши, а в кухоньке — тараканы.
Матрёна Васильевна болела, но инвалидность ей не ставили, и пенсии она не получала, не имея никакого отношения к рабочему классу. В колхозе работали по трудодням, то есть денег не было.
Матрена сама ела и кормила Игнатьича — учителя-постояльца — скудно: мелкой картошкой и кашей из самой дешевой крупы. Горючее крестьяне были вынуждены воровать из треста, за что их могли посадить. Хотя торф в этом районе добывали, продавать его местным жителям не предполагалось.
Непростая жизнь Матрены состояла из разных занятий: сбор торфа и сухой пеньки, а также брусники на болотах, беготня по конторам за удостоверениями на пенсию, тайным сеном для коз, родственников и соседей. Но этой зимой жизнь немного наладилась — отпустила болезнь, стала платить ей за жильца и мизерную пенсию. Она была счастлива, что может заказать новые валенки, сшить старую железнодорожную шинель в пальто и купить новую телогрейку.
Краткое содержание Матренин двор (часть 2)
Однажды учитель очутился в избе черного бородатого старика Фаддея Григорьева, пришедшего просить зятя. Выяснилось, что за Фаддея Матрёна должна была выйти замуж, но его увезли на войну, и три года от него не было известий. Ефим, его младший брат (после смерти матери в семье не хватало), уехал к ней, и она вышла за него замуж в построенной их отцом избе, где и живет по сей день.
Фаддей, вернувшись из плена, не отрубил их только потому, что пожалел брата. Женился, тоже выбрав Матрёну, срубил новый дом, где теперь жил с женой и шестью детьми. Та, другая Матрена, часто после побоев прибегала к жалобам на жадность и жестокость мужа.
Своих детей у Матрёны Васильевны не было, шестерых новорождённых она похоронила перед войной. Ефима забрали на войну, и он бесследно исчез.
Потом она попросила у Матрёны своего тёзку на воспитание. Девочку Киру она воспитала как родную, вышла замуж удачно — за молодого машиниста в соседнем селе, куда ей иногда присылали подмогу. Часто болеющая женщина решила оставить часть дачи Кире, хотя на нее рассчитывали три сестры Матренины.
Кира попросила свое наследство, чтобы со временем построить дом. Старый Фаддей потребовал, чтобы избу отдали Матрене еще при ее жизни, хотя ей было жалко ломать дом, в котором она прожила сорок лет.
Собрал родственников, чтобы оформить комнату, а потом еще раз, чтобы собраться, строил избу на пару с отцом для себя и первой Матрены. Пока топоры мужчин постукивали, женщины готовили самогон и закуску.
При перевозке избы на железнодорожном переезде заклинило сани с досками. Под колесами паровоза погибли три человека, в том числе и Матрена.
Сводка Матренин двор (часть 3)
На деревенских похоронах панихида была больше похожа на сверку счетов. Сестры Матрёны, оплакивая гроб, изложили свои мысли — они отстаивали права на её наследство, а родственники покойного мужа не соглашались. Ненасытный Фаддей таскал бревна одаренной комнаты к себе на двор нечестными жуликами: терять добро было неприлично и стыдно.
Выслушав мнения односельчан о Матрене, учительница поняла, что она не вписывается в обычные рамки крестьянских представлений о счастье: не держит свинью, не стремится приобретать добро и одеваться, скрывая все пороки и уродство души. Горе от потери детей и мужа не сделало ее злой и бессердечной: она по-прежнему помогала всем безвозмездно и радовалась всему хорошему, что встретила в своей жизни. А мне достался весь фикус, хромой кот и грязно-белая коза. Все жившие рядом не понимали, что она и есть истинный праведник, без которого ни село, ни город, ни земля наша.
В своем рассказе Солженицын (Матренин двор), краткое содержание которого не включает этот эпизод, пишет, что Матрена люто верила, она была скорее язычницей. Но оказалось, что в своей жизни она ни на йоту не отступила от правил христианской морали и нравственности.
СОЛЖЕНИЦЫН Александр (Исаевич) (ЛИТЕРАТУРА)
Родился: Кисловодск, Россия, 11 декабря 1918 г. Образование: Среднее образование в Ростове-на-Дону; Ростовский университет, 1936-41, физико-математический факультет 1941; заочный курс филологии, Московский университет, 1939-41. Военная служба: Служил в Советской Армии, 1941-45 гг.: капитан; дважды украшен; арестован и лишен звания в 1945 г. Семья: женат 1) Наталья Алексеевна Решетовская в 1940 г. (разведена в 1950 г., повторно вышла замуж в 1957 г., развелась в 1972 г.), трое сыновей; 2) Наталья Светлова 1973 года рождения, один пасынок. Карьера: Учитель физики средней школы, г. Морозовск, 1941 г.; осужден на 8 лет лишения свободы за антисоветскую агитацию, 1945: в тюрьмах Москвы, 1945-50 и трудовой лагерь в Казахстане, 1950-53; освобожден из тюрьмы и сослан в Кок-Терек, Сибирь: учитель математики, 1953-56; освобожден из ссылки в 1956 г., поселился в Рязани в 1957 г. преподавателем, затем штатным писателем; не может публиковаться с 1966 г .; обвинен в государственной измене и выслан из СССР в 1974 г.; жил в Цюрихе с 1974 по 1976 год и в Кавендише, штат Вермонт, с 1976 по 1994 год; восстановлен в Союзе советских писателей, 1989 г.; восстановление советского гражданства, 1990 г.; официально сняты обвинения в государственной измене, 1991 г . ; вернулся в Россию, 1994. Награды: премия «Иностранная книга» (Франция), 1969; Нобелевская премия по литературе 1970 г.; Премия Темплтона, 1983 г. Доктор литературы: Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс, 1978 г. Член Американской академии искусств и наук, 1969 г.; Почетный член Гуверовского института войны, революции и мира, 1975.
Публикации
Художественная литература
Один день Ивана Денисовича. 1962; как «Один день из жизни Ивана Денисовича» в переводе Ральфа Паркера, 1963; также переведены Максом Хейвордом и Рональдом Хингли, 19 лет.63; Бела фон Блок, 1963 год; Гиллон Р. Эйткен, 1971 г., исправленное издание, 1978 г .; Harry T. Willetts, 1990.
Для использования дела. 1963; как «Во благо дела» в переводе Дэвида Флойда и Макса Хейворда, 1964.
Случай на станции Кречетовка; Матренин двор [Происшествие на станции Кречетовка; Дом Матрены]. 1963; как мы никогда не делаем ошибок , перевод Пола В. Блэкстока, 1963.
Этюды и крохотные рассказы . 1964 год; как рассказы и стихи в прозе, перевод Майкла Гленни, 19 лет.71; как стихи в прозе в переводе Гленни, 1971; как «Матренин дом и другие рассказы» в переводе Гленни, 1975.
Вкруге первом. 1968; восстановленное полное издание, 1978 г.; как «Первый круг» в переводе Томаса П. Уитни, 1968 г .; также переведено Майклом Гайбоном, 1968; Макс Хейворд, Маня Харари и Майкл Гленни, 1988.
Раковый корпус. 1968; как Cancer Ward, перевод Николаса Бетелла и Дэвида Берга, 2 тома, 1968–69; как «Раковое отделение» в переводе Ребекки Франк, 19 лет.68. Шесть этюдов в переводе Джеймса Дж. Уокера. 1971.
Август четырнадцатого. 1971; по состоянию на август 1914 г., перевод Майкла Гленни, 1972 г .; увеличенная версия, как Красное колесо 1, 1983; исправленное издание, в составе Красного колеса, 1983-86. Красное колесо: повествование в отмеренных сроках:
Узел 1: Август четырнадцатого. 2 тома, 1983; как «Красное колесо: повествование в дискретные периоды времени» , перевод Гарри Т. Уиллеттса, 1989 г.. Узел 2: Октябрь шестнадцатого. 2 тт., 1984. Узел 3: Март семнадцатого. 2 т., 1986. Узел 4: Апрель семнадцатого. 1991. Рассказы. 1990.
Пьесы
Олень и шалашовка. 1968; как «Любовница и невинность» в переводе Николаса Бетелла и Дэвида Бурга, 1969; как Республика труда, в Собрании сочинений, 1981.
Свеча на ветру . 1968 год; как « Свеча на ветру» в переводе Кейта Армса и Артура Хаджинса, 1973 г .; ас Свет, короты, в тебе, 1981.
Пир покупателей. 1981; как Victory Celebrations (постановка 1990 г.), перевод Хелен Рэпп и Нэнси Томас, 1983 г.
Пленники. 1981; as Prisoners, перевод Хелен Рэпп и Нэнси Томас, 1983.
Пьесы и киносценарии (пьесы и киносценарии ). 1981.
Стих
Прусские ночи: Поэма написанная в лагере в 1950. 1974; как « Прусские ночи» в переводе Роберта Конквеста, 1977 г.
Другое
Les Droits de l’ecrivain . 1969.
Собрание сочинений. 6 тт., 1969-70.
Нобелевская лекция по литературе. 1972; как Нобелевская лекция, отредактированная и переведенная Ф.Д. Рив, 1972 год; переводится как «Одно слово правды», 1972.
Архипелаг ГУЛАГ: 1918-1956. 3 тома, 1973-76; как «Архипелаг ГУЛАГ» в переводе Томаса П. Уитни, 3 тома, 1974–78; сокращенное издание в одном томе под редакцией Эдварда Эриксона-младшего, перевод Уитни и Гарри Т. Уиллеттов, 1985.
Из-под глыб, с др. 1974; как «Из-под завалов» в переводе А.М. Брок и др., 1975.
Мир и насилие. 1974.
Письмо вождям Советского союза . 1974 год; как «Письмо советским лидерам» в переводе Хилари Штернберг, 1974 г.
Солженицын, Голос свободы (две речи). 1975.
Бодался теленок с дубом (автобиография). 1975; как «Дуб и теленок» в переводе Гарри Т. Уиллеттса, 19 лет.80.
Ленин в Цюрихе. 1975; как Ленин в Цюрихе, перевод Гарри Т. Уиллеттса, 1976.
Разрядка: перспективы демократии и диктатуры . 1975.
Америка, умоляем вас вмешаться (выступления). 1975.
Американские речи. 1975.
Предупреждение западному миру (интервью). 1976.
Мир, разделенный на части (адрес), перевод Ирины Альберти и Алексис Климофф. 1978.
Собрание сочинений. 1978-.
Александр Солженицын говорит с Западом (выступления), под редакцией Алексиса Климоффа, перевод Харриса Л. Коултера и Натали Мартин. 1978.
Смертельная опасность: Как неправильные представления о России угрожают Западу, перевод Алексис Климофф и Майкл Николсон. 1980.
Восток и Запад (разное). 1980.
Исследования новейшей русской истории . 1980-.
Публицистика: статьи и речи. 1981.
Как нам обустроить Россию. 1990; как «Восстановление России: к некоторым формулировкам», перевод Алексиса Климоффа, 1991.
Les Invisibles . 1992.
Наши плюралисты: Отрывок из второго тома «Очерков литературной жизни» (май 1982). 1992.
Невидимые союзники, в переводе Алексис Климофф и Майкла Николсона. 1995.
Русский вопрос: В конце двадцатого века, перевод и аннотации Ермолая Солженицына. 1995.
Ред. Русский словарь языкового расширения. 1990.
Критические исследования:
Александр Солженицын Георга Лукача, 1970; Александр Солженицын: Главные романы Авраама Ротберга, 1971; «Александр Солженицын» Дэвида Бурга и Джорджа Фейфера, 1973 год; Александр Солженицын: критические очерки и документальные материалы под редакцией Джона Б. Данлопа и др., 1973, исправленное издание, 1975 г.; Александр Солженицын Кристофера Муди, 1973 г., исправленное издание, 1976 г .; Александр Солженицын: Сборник критических очерков под редакцией Кэтрин Фойер, 1976; Солженицын: Политика и форма Фрэнсиса Баркера, 1977; «Политика Солженицына» Стивена Картера, 1977; «Александр Солженицын» Стивена Аллабака, 1978 год; «Солженицын и тайный круг» Ольги Андреевой Карлайл, 1978; Солженицын и Достоевский: этюд в полифоническом романе Владислава Краснова, 1980; Солженицын, Твардовский и «Новый мир» Владимира Лакшина, 1980; Солженицын: Моральное видение Эдварда Э. Эриксона, 1982; «Традиционное воображение Александра Солженицына» Джеймса Кертиса, 1984; Солженицын Жоржа Нива, 1984; Александр Солженицын: биография Майкла Скаммелла, 1984; Александр Солженицын в изгнании: критические очерки и документальные материалы под редакцией Джона Б. Данлопа, Ричарда С. Хо и Майкла Николсона, 1985; Александр Солженицын: Миф и реальность А. Флегона, 19 лет86; «Солженицын и современный мир» Эдварда Эриксона-младшего, 1993; Файлы Солженицына: секретные советские документы раскрывают борьбу одного человека против монолита, отредактированный с предисловием Майкла Скаммелла, переведенный Кэтрин А. Фицпатрик, 1995; Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Роберта Портера, 1997; «Солженицын: Душа в изгнании» Джозефа Пирса, 1999. о русской революции и написал несколько ее глав. В то время Солженицын верил в ленинизм, одобряя Октябрьскую революцию. Опыт советских тюрем и исправительно-трудовых лагерей заставил его изменить свою политическую ориентацию, и он взял на себя мессианскую задачу разоблачения жестокости, лживости и нелегитимности коммунистического правления в России.
«Один день Ивана Денисовича» («Один день Ивана Денисовича»), называвшийся на Западе романом, а на самом деле рассказом, был его первым опубликованным произведением. Написанный лаконично и эффектно, он представляет советский лагерь глазами заключенного-крестьянина, которому удается сохранить свою неприкосновенность в бесчеловечных условиях. История вышла только потому, что Хрущев посчитал ее полезной для своей антисталинской кампании. Это способствовало изданию «Случая на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела». Первая история демонстрирует, как молодого лейтенанта развращает усиленная пропаганда бдительности, призванная оправдать отечественные репрессии. Во втором рассказе Солженицын рисует впечатляющий портрет доброй и бескорыстной крестьянки, типа праведника, составляющего нравственную основу России. Третьему рассказу, демонстрирующему черствое бюрократическое пренебрежение к рядовым советским гражданам, не хватает глубины и остроты.
Последним произведением Солженицына, опубликованным перед его изгнанием из СССР, стал рассказ «Мешочек Захар», посвященный сохранению исторических памятников.
Романы «В кругепервом » и «Раковый корпус» во многом опираются на личный опыт Солженицына — один на жизнь в специальной тюрьме для ученых, другой на пребывание в онкологической клинике. В обоих романах Солженицын поднимает вопросы человеческой судьбы, нравственности, свободы, счастья, любви, смерти, веры, социальной несправедливости и политических репрессий. С нематериалистической точки зрения человек рассматривается как хранилище образа вечности, который должен руководствоваться своей совестью. Полный 96-главная версия «В круге первом», впервые изданная на русском языке в 1978 году, имеет более сильную политическую окраску, чем ее 87-главная версия, переведенная на многие языки.
Как и во всей солженицынской беллетристике, действие в обоих романах происходит в очень короткий промежуток времени. Персонажи хорошо индивидуализированы. В передаче разных точек зрения Солженицын в значительной степени опирается на горячие диалоги, усиливая их динамичность короткими вопросительно-восклицательными предложениями, ссылками на жесты, взгляды, тембры голоса и мимику персонажей. Солженицын любит освежать русский литературный язык колкими народными выражениями, поговорками и пословицами. Романы богаты метафорами, особенно «Раковый корпус», в которых образы животных приобретают символическое значение. В конце романов читатель остается в неведении относительно окончательной судьбы персонажей. Но для Солженицына это не имеет большого значения. Значение имеет нравственное поведение персонажа в критический момент его жизни, когда он раскрывает свою истинную ценность.
Август четырнадцатого (август 1914) — первый опубликованный «узел» в цикле романов «Красное колесо», в который входят Октябрь шестнадцатого, Март семнадцатого и Апрель семнадцатого, изображающий историю русской Революция, сосредоточив внимание на ее решающих событиях. В августе 1914 года таким событием является поражение русских войск в Восточной Пруссии, которое, по мнению Солженицына, стало первым в череде военных катастроф, приведших в итоге к революции. Солженицын отождествляет революцию с бессмысленным разрушением России, спасение которой заключалось в постепенной социально-экономической эволюции с упором на индивидуальную нравственность.
Вне художественной литературы Уникальным достижением Солженицына является «Архипелаг ГУЛАГ» («Архипелаг ГУЛАГ»), исчерпывающая картина советской пенитенциарной системы с момента ее зарождения до середины 1960-х годов. Прибегая к метафорам и иронии, Солженицын рассказывает об арестах, допросах, расстрелах, лагерях и ссылках.