Биография марина ивановна цветаева: Биография Марины Цветаевой — РИА Новости, 08.10.2017

Цветаева Марина Ивановна — биография

Семья

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. в семье профессора. Отец – Цветаев Иван Владимирович (1847–1913 гг.) – профессор московского университета, известный в научных кругах как блестящий филолог и искусствовед. Иван Владимирович стал основателем знаменитого музея изящных искусств, ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Мать – Мария Александровна, урождённая Мейн (1868–1906 гг.), происходила из дворянской польско-немецкой семьи. Талантливая пианистка, она училась у Муромцевой, ученицы самого Николая Рубинштейна, а живописи – у Клодта.

Мария Александровна была очень талантливым и многогранным человеком. Будучи безумно одарённым музыкантом, она виртуозно играла на пианино и гитаре, писала замечательные стихи, хорошо рисовала. Мария Александровна превыше всего ставила искусство, лишь благородство духа было для неё ещё важнее. В семнадцать лет Мария Александровна безумно влюбилась в женатого человека, но, не желая огорчать своего отца, она была вынуждена отказаться от каких-либо контактов со своим возлюбленным. Она продолжала любить его до самой смерти.

Иван Владимирович Цветаев был вдовцом с двумя детьми от первого брака. Первой супругой его была Варвара Дмитриевна Иловайская – оперная певица, дочь знаменитого историка Д. И. Иловайского. Варвара Дмитриевна была женщиной-праздником. Иван Владимирович безумно любил её и пронёс эту любовь через всю свою жизнь. Варвара Дмитриевна внезапно скончалась от тромбофлебита в возрасте 32 лет.

Брак между Иваном Владимировичем и Марией Александровной был союзом по расчёту. У Цветаева было двое детей, сын Андрей и дочь Валерия, которые нуждались в женской опёке. Для Марии Александровны также уже настала пора выходить замуж. Профессор Цветаев, известный учёный, утончённый интеллигент, являлся весьма хорошей партией. Через год после смерти супруги Ивана Владимировича, невзирая на существенную разницу в возрасте (20 лет), они обвенчались.

Детство и юность

В семье Цветаевых всячески поощрялось всестороннее образование. Маленькая Марина с самого раннего детства прекрасно разговаривала на трёх языках – русском, немецком, французском, и не только разговаривала, но и писала стихи. Первые свои стихи девочка написала уже в шестилетнем возрасте. Мама маленькой Марины мечтала о том, что дочь пойдёт по её стопам и станет музыкантом. Цветаева даже обучалась в музыкальной школе Зограф-Плаксиной. Однако, как мы с вами знаем, судьба распорядилась совершенно иначе.

Ранее детство Марина провела в Москве и в своей любимой Тарусе на берегу Оки. Впервые в Тарусу, Марина попала ещё в младенческом возрасте. Папа взял в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное». Это были счастливейшие дни для всей семьи Цветаевых: Папа, мама, маленькие Марина и Анастасия, сводные брат и сестра Андрей и Валерия, каждый летний сезон с огромным удовольствием проводили в Тарусе. Возле дома отец посадил четыре орешника в честь каждого своего ребёнка и ещё три ели в честь каждой из дочерей. Интересный факт, в 1941 г., когда Марины Цветаевой не стало, одна из елей засохла. Цветаевы считались первыми дачниками Тарусы, с их подачи множество интеллигентных московских семей потянулись в эти благодатные места. Анастасия Цветаева, ставшая впоследствии писательницей и мемуаристом, в книге «Воспоминания» отразила атмосферу, царившую на даче. Анастасия Цветаева написала эту книгу, будучи уже пожилым человеком, ей удалось совершить маленькое чудо. Писательница самым волшебным образом смогла перенестись во времени и показать их дачную жизнь глазами ребёнка. Подобное под силу далеко не каждому, только человек с чистой душой способен на это. Позже, уже в зрелом возрасте Марина Цветаева завещала, чтобы её похоронили в любимом месте детства, на берегу красавицы Оки.

В 1902 г. в их семью пришло горе. Мама, Мария Александровна, заболела туберкулёзом. Наш российский климат, был мало пригоден для больной с подобным диагнозом. В надежде на поправку здоровья Цветаевы были вынуждены много времени проводить за границей. Бальнеологические курорты Италии, Швейцарии, Германии на протяжении нескольких лет стали почти постоянным пристанищем для Марии Александровны и детей. Однако, несмотря на отчаянные попытки сохранить остатки здоровья, в 1906 г. мама Марины Цветаевой умерла. Смерть матери оставила неизгладимый след в душе Марины Цветаевой. Мария Александровна являлась настоящим центром семьи, любящая, утончённая, нежная, она привила детям самые высокие человеческие идеалы.

После кончины Марины Александровны всё бремя воспитания возложил на себя отец. Иван Владимирович, эстет, образованнейший человек, прилагал всяческие усилия для того, чтобы дети получили хорошее, многогранное образование. Марина росла непокорной, самолюбивой девушкой, она была достаточно замкнутым ребёнком. Отцу, вечно занятому своим любимым детищем – музеем, не всегда удавалось находить общий язык с неуступчивой дочерью.

Выход в свет

В 1909 г., возрасте шестнадцати лет, Марина Цветаева отправилась в Париж, в знаменитую Сорбонну, с целью изучения старофранцузской литературы.

По возвращении в Москву Марина Цветаева знакомится с Валерием Брюсовым, знаменитым поэтом символистом. Валерий Брюсов, являвшийся главным редактором символистского издательства «Скорпион», познакомил Цветаеву с поэтом и художником Максимилианом Волошиным и многими другими, весьма известными литераторами. Цветаева и Волошин были весьма дружны, возможно, даже у них был роман, если судить по письмам Цветаевой, поэт был влюблён неё. С самого первого их знакомства Волошин оценил силу таланта Цветаевой и на протяжении многих лет всячески поддерживал её на творческом пути. Волошин был владельцем частного дома в Крыму, в Коктебеле. Летом дом Волошина становился уникальным миром творчества друзей поэта. Писатели, поэты и художники с удовольствием пребывали на живописном черноморском берегу. По приглашению Волошина Цветаева неоднократно гостила в Коктебеле. Пребывание в этом удивительном доме, общение с талантливейшими людьми самым серьёзнейшим образом повлияло на становление творчества юной поэтессы. В Коктебеле состоялось знакомство Цветаевой с А. Н. Толстым, О. Мандельштамом, К. Бальмонтом, И. Эренбургом.

В это время Марина Цветаева заявила о себе как настоящий поэт. Первая книга стихов под названием «Вечерний альбом» вышла в 1910 г. Книга бы издана на средства самой поэтессы, втайне от родных. Издание не прошло незамеченным. Максимилиан Волошин писал: это прекрасная и непосредственная книга, исполненная истинно женским обаянием. Для крайне самолюбивой Цветаевой поддержка Волошина была очень важна. Марина Цветаева писала, что Волошину она обязана первым самоосознанием себя, как поэта. Николай Гумилёв также самым лестным образом отозвался о стихах Цветаевой. И это было немудрено, трудно было не разглядеть новое восходящее солнце поэзии. Слишком ярко оно светило. Брюсов же, напротив, выступил с позиции высокопарного ментора.

В этом же 1910 году Цветаева заявила о себе и как талантливый прозаик. Первая её работа, критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова», также была оценена по достоинству. Волошин стал литературным наставником для Цветаевой. В Коктебеле Цветаева познакомилась с молодым литератором Сергеем Эфроном. Молодой человек впечатлил девушку. Он показался ей несказанно благородным, но в то же время абсолютно беззащитным. В 1912 г. Цветаева и Эфрон стали мужем и женой, у них родилась дочь Ариадна. В этом же году вышла ее вторая книга стихов «Волшебный фонарь». Как поэт Цветаева не принадлежала ни к одному из поэтических направлений. Её творчество само по себе являлось отдельным направлением. Цветаева говорила: Всеми моими стихами я обязана людям, которых любила, которые меня любили или не любили. В 1913 г. вышел стихотворный сборник «Из двух книг». Увы, в этом же году ушёл из жизни Иван Владимирович Цветаев – профессор, филолог, историк, археолог выдающийся искусствовед.

В 1914 г. вышла поэма «Чародеи», далее сборники «Юношеские стихи», «Стихи к Блоку», «Лебединый стан», «Вёрсты», поэмы «На красном коне», «Переулочки», пьесы цикла «Романтики».

В том же 1914 г. произошло важнейшее событие в личной жизни Цветаевой. В одном из литературных салонов, где собирались московские поэтессы, Цветаева, знакомится с Софьей Парнок. Софья Парнок – поэт, переводчик и литературный критик, печаталась под псевдонимом Андрей Полянин. Софью Парнок называли «русской Сафо». На момент их знакомства Цветаевой было всего 23 года, она была замужем и имела дочь. Однако ничто не смогло остановить их взаимное притяжение. Подруги стали любовницами, о чём в мгновение ока узнала вся Москва. Какое-то время подруги даже жили вместе. В их общении наблюдалось что-то от материнско-дочерних отношений, Парник была старше Цветаевой на 7 лет. Для Марины Цветаевой это было противоречивое время, любовная идиллия сменялась жестокими ссорами. Периодически они намеренно эпатировали публику, появляясь вместе в различных местах, подруги сидели в обнимку, куря одну папиросу на двоих. Во время романа они совершили несколько совместных поездок: Коктебель, Ростов Великий, Петроград. Печально, что всё это происходило на глазах у дочери Цветаевой. Ариадна была на тот момент совсем маленькой девочкой, но всё же и она догадалась о характере взаимоотношений между мамой и тётей Соней. Интересный факт, впоследствии, сама Ариадна Эфрон связала свою судьбу с женщиной – Адой Шкодиной и прожила с ней до своей кончины. Муж – Сергей Эфрон, старался сохранять внешнее спокойствие. Эту же выжидательную позицию он принимал и во время всех будущих увлечений супруги, а их было отнюдь не мало. Любовная связь Софьи Парнок и Марины Цветаевой длилась около двух лет. В 1916 г., произошёл окончательный разрыв их отношений. Именно о романтических отношениях с Парнок Цветаева написала гениальное стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», на основе которого написан несравненный любовный романс, так проникновенно исполненный певицей Валентиной Пономарёвой в замечательном фильме «Жестокий романс».

В продолжение любовной темы можно добавить, что Софья Парнок была не единственной женщиной в жизни Марины Цветаевой. К примеру, в 1919 г. у неё случился роман с актрисой студии МХАТ Софьей Голлидэй. Гораздо позднее, уже в эмиграции в Париже, Цветаева выскажется о подобных вещах таким образом: «Мужчина, после женщины, какая простота, какая доброта, какая открытость. Какая свобода! Какая чистота».

Революция и эмиграция

В 1917 г., в год революции, муж Марины Цветаевой, Сергей Эфрон, став офицером, отправляется на фронт. Во время гражданской войны он активно выступал на стороне белого движения. Служил в знаменитом офицерском полку генерала Маркова. Был участником «Ледового похода» и обороны Крыма. В числе тысяч и тысяч русских людей, спасаясь от смерти, он был вынужден покинуть родину. Эмигрировав в Турцию, сначала обретался в Галлиполи, позднее переехал в Константинополь, затем перебрался в Прагу.

В эти трагические годы на долю Цветаевой выпало множество тяжёлых испытаний. После ухода мужа на фронт Цветаева осталась без средств к существованию. В 1919 г. в Петрограде царил голод. Цветаева приняла решение отдать дочерей в приют. В приют брали только детей-сирот, чтобы их приняли, Цветаева была вынуждена назваться крёстной матерью. Так семилетняя Ариадна и двухлетняя Ирина оказались в приюте. Теперь уже не совсем понятны мотивы этого поступка: почему Цветаева пошла на этот шаг? Можно лишь предположить, что Цветаева, не рассчитывая на собственные силы, пыталась таким образом спасти детей от голода. Однако сохранились письма старшей дочери Ариадны, восьмилетняя девочка писала маме о том, как ей и сестре голодно и плохо в приюте. В 1920 г. маленькая Ирина умерла от голода. Цветаева на похороны не пришла, не смогла.

Марина Цветаева отрицательно относилась к революции, она считала её смертью для России, о чём не преминула высказать в своих стихах. Сборник «Лебединая песня», вышедший в 1921 г., был полон сочувствия к воинам-белогвардейцам. Разумеется, в подобной ситуации, стихи Цветаевой никто не печатал, а её пребывание в России становилось попросту опасным.

В 1922 г. Цветаева, несколько лет ничего не ведающая о судьбе своего мужа, получает долгожданное известие. Эфрон жив и здоров, находится в Праге. Узнав об этом, Цветаева с дочерью Ариадной покинула Россию. Они прибыли в Берлин, туда же приехал и Сергей Эфрон. Первые несколько лет семья прожила в Чехии. В Праге у них родился сын Георгий (Мур). В 1925 г. Эфроны переехали во Францию, в Париж. В Париже у Цветаевой состоялась целая волна гетеросексуальных романов, иногда они носили исключительно платонический характер. В эмиграции стихи Цветаевой были мало востребованы, их считали слишком обнажёнными, чересчур сложными, переходящими всяческие рамки. На тот момент среди русской эмиграции были модны лирические стихи декадентской направленности. Проза, напротив, была весьма популярна в эмигрантских кругах. В эмиграции было написано множество замечательных произведений: «Ремесло», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Крысолов», «С моря», «Поэма лестницы», «Поэма воздуха», «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв», а также цикл антифашистских стихов «Стихи к Чехии». Отношения Цветаевой и белоэмигрантского общества не сложились. Переписка со старым другом Борисом Пастернаком – единственное, что поддерживало Цветаеву в этой тяжёлой ситуации. Муж, Сергей Эфрон, был болен туберкулёзом и не мог трудиться на тяжёлых работах. Будучи очень артистичным юношей, он в молодости пробовал себя на театральных подмостках. Во Франции Эфрон попытал счастья в кино. В 1927 г. он даже снялся в крошечной роли в немом фильме «Мадонна спальных вагонов». Но, невзирая на отчаянные попытки хоть как-то заработать, их семья жила в нищете. Какое-то время деньги в семью приносила только Цветаева. Женщина-поэт была удручена невозможностью заниматься творчеством. Бытовые проблемы целиком поглотили её. При попытке вырваться из житейского плена и хоть что-то написать она выслушивала упрёки родных. Семья не понимала её: дети обвиняли мать в эгоизме, говорили о ненужности её стихов. Атмосфера накалялась. После одной из ссор дочь Ариадна ушла из дому. Сергей Эфрон, ранее бывший активным членом белого движения, полностью разочаровался в нём. Всё чаще его стали посещать мысли о возвращении на родину.

Возращение на родину

С 30-х годов Сергей Эфрон начал свою работу в «Союзе возвращения на родину». Желание вернуться становилось всё сильнее, для достижения этой цели Эфрон был вынужден стать штатным агентом ОГПУ. В 1937 г., после очередной крупной ссоры с матерью, дочь Ариадна ушла из дому и вскоре уехала в СССР. В этом же году Сергей Эфрон оказался замешан в политическом убийстве. Преследуемый французской полицией, он сел на пароход в Гавре, доплыл до Ленинграда и таким образом также оказался в СССР. В связи с этим делом Цветаеву вызвали в Парижский комиссариат, её пытались допросить, но она начала безостановочно декламировать стихи, в итоге Цветаева была отпущена. Марина Ивановна совершенно не хотела возвращаться в Россию, но была вынуждена последовать за дочерью и мужем. В СССР Цветаева узнала об аресте младшей сестры Анастасии. Всего Анастасию арестовывали 3 раза: в 1933 г., 1937 г. и 1949 г., в итоге после всех мытарств её определили на вечное поселение в Сибирь, в деревню Пихтовка Новосибирской области.

После возвращения на родину поначалу всё было хорошо. Для проживания семье Эфрона была предоставлена дача НКВД в подмосковном посёлке Болшево. Однако спокойная жизнь длилась совсем недолго. В 1939 г. была арестована дочь Ариадна, вскоре после этого арестовали и самого Эфрона. Ариадна получила 8 лет лагерей и 6 лет ссылки в Туруханском районе, была реабилитирована лишь в 1955 г. Сергея Яковлевича Эфрона расстреляли 16 октября 1941 г., но Марине Цветаевой не суждено было это узнать. После ареста дочери и мужа Цветаева осталась с сыном Муром, она зарабатывала на жизнь переводами.

Когда началась война, по настоянию друга Бориса Пастернака Цветаева вместе с сыном отправилась в эвакуацию в город Елабуга. В эвакуации Цветаева безуспешно пыталась найти работу, она была в отчаянии, житейские трудности сломили её. Марина Ивановна, была готова на любую работу, она просилась на должность посудомойки в столовую Литфонда, но и там её ждал отказ.

31 августа 1941 г. жизнь Марины Цветаевой завершилась самоубийством. Причины самоубийства до сих пор остаются тайной. Как часто бывает в подобных случаях, существуют лишь различные версии трагедии. Среди них основной версией самоубийства считается бытовая неустроенность. Перед смертью Марина Цветаева оставила несколько записок, но в них не была указана точная причина её ухода. Там лишь содержалась просьба к людям позаботиться о любимом сыне – Муре. Увы, Мур, одарённый, талантливый юноша, погиб на фронте в 1944 г.

Марина Цветаева – гениальный поэт, непонятый многими, человек не от мира сего, она абсолютно не вписывалась в общепризнанные рамки. Гордая, порывистая, ранимая, страдающая, любящая, отвергающая. Кто-то любил её, кого-то любила она, но всегда это было страстно, как в последний раз. Марина Цветаева не могла жить не любя. Любовные страсти питали её, без них она была подобна цветку, гибнущему без солнца.

Дмитрий Сытов

биография, личная жизнь, фото и видео

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941) – русская поэтесса, представительница поэзии Серебряного века, прозаик, литературный критик, переводчица.

Детские годы

Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.

Её папа Иван Владимирович был учёным, занимался профессорской деятельностью в Московском университете, он изучал античное искусство, эпиграфику и историю. В 1911 году Цветаев создал Музей изящных искусств, и первое время работал в нём директором. С матерью Марины Иван Владимирович заключил второй в своей жизни брак, в первом он был счастлив, но после рождения двоих детей его жена умерла в молодом возрасте.

Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.

Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.

У Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском. А из литературных произведений девочка больше всего любила А. С. Пушкина («Цыганы» и «Евгений Онегин»).

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления. Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова».

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926Драма «Тезей»
1927Поэма «С моря»
1928«Новогоднее»
1928«После России»
1930«Маяковскому»
1933«Живое о живом»
1934«Дом у Старого Пимена» (проза)
1934«Пленный дух» (проза)
1935«Мать и музыка» (проза)
1936«Нездешний вечер» (проза)
1937«Мой Пушкин» (проза)
1938«Повесть о Сонечке» (проза)

Личная жизнь

Марина была очень влюбчивой женщиной, в её жизни было немало бурных романов, но настоящая любовь только одна.

В 1911 году Цветаева гостила в Коктебеле у Максимилиана Волошина, где произошло её знакомство с литератором и публицистом Сергеем Эфроном. Это был замечательный, жизнерадостный и весёлый человек, в любой компании он становился, как говорится, её душой. Но в этот год он приехал в Крым, чтобы поправить здоровье после перенесённой чахотки, а также оправиться от потрясения, вызванного самоубийством матери. В самом начале 1912 года Марина стала его женой, а ровно через девять месяцев, в сентябре, родила дочь Ариадну.

Первые годы супружества были счастливыми. Сергей подарил Цветаевой ощущение земных человеческих радостей, ведь до знакомства с ним она постоянно пребывала в каком-то своём мирке, полном иллюзий и собственных фантазий.

В 1914 году брак оказался на грани распада, а поводом тому стало знакомство Цветаевой с переводчицей и поэтессой Софией Парнок. В течение двух лет между ними были романтические отношения, которые позже Марина назвала «первой катастрофой в её жизни». В 1916 году она вернулась к супругу, а Софии посвятила цикл стихотворений «Подруга». Сергей переживал такую измену жены очень болезненно, но нашёл в себе силы её простить.

В 1917 году у супругов родилась вторая дочь Ирина. Но это был далеко не самый гладкий период их совместной жизни. Прошла революция, Сергей стал её противником и примкнул к белому движению. Марина осталась одна с двумя маленькими дочками и с домашним хозяйством. К этому она оказалась практически не готова. Она вынуждена была продавать вещи, голод вынудил её отдать девочек в подмосковный приют в Кунцево. Младшая умерла там в возрасте трёх лет, старшую Алю Цветаева забрала.

Весной 1922 года Марина с дочкой уехала за границу. Некоторое время они жили в Берлине, потом переехали в Прагу, где на тот момент проживал её супруг Сергей, офицер Белой гвардии, переживший разгром Деникина. Он учился в Пражском университете. Однако вскоре семья перебралась в глухую деревушку, где жизнь была немного дешевле, ведь им еле-еле удавалось сводить концы с концами. Стирка, уборка, поиск дешёвых продуктов – Марина охарактеризовала этот период своей жизни «между колыбелью и гробом».

Здесь же произошёл её очередной бурный роман с Константином Родзевичем. Супруг обо всём догадался по поведению Марины, она стала раздражительной, могла срываться на него либо по несколько дней замыкаться в себе и не разговаривать. Но когда настало время выбора, Цветаева снова осталась с мужем.

В 1925 году у них родился сын Георгий, она долго и очень сильно хотела родить именно мальчика, поэтому появление на свет малыша сделало Марину несказанно счастливой. Хотя длилась эта эйфория недолго. Семья переехала в Париж, где ещё в большей степени Цветаева ощущала нищету. Знакомые отмечали, что в этот период она как-то резко и сильно состарилась, совершенно перестала за собой следить. Доход от её писательской деятельности был мизерным, мало зарабатывала и взрослая дочь Ариадна, вышивавшая шляпки, муж был болен и не работал. Семье иногда помогали финансами друзья.

Возвращение на Родину

В 1937 году в Москву уехала дочь Ариадна, потом муж Сергей, через два года вернулась в СССР и Марина Цветаева.

В 1939 году летом арестовали дочь Алю, осенью Сергея Эфрона. На этом практически закончилось творчество поэтессы, сочинять она больше не могла, вся жизнь её теперь состояла из одной заботы: собрать и передать дочери и мужу посылки в тюрьмы. Мужа Марины Цветаевой расстреляли в 1941 году, а дочь провела в ссылках и заключении 15 лет, лишь в 1955 году она была реабилитирована.

Когда началась война, Цветаева отправилась в эвакуацию с сыном. Перед отъездом к ней пришёл Борис Пастернак, они попрощались, и мужчина помог упаковать вещи. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и пошутил: «Крепкая, выдержит всё, хоть вешайся». Плыли на пароходе по реке Каме, остановились в городе Елабуга.

Здесь 31 августа 1941 года в доме, куда её с сыном определили на постой, на верёвке, принесённой Пастернаком, Марина была найдена повешенной. Этот шаг не был скоропостижным, скорее, он тщательно продумывался, так как женщина, доведённая до отчаяния, написала три предсмертные записки: любимому сыну, друзьям Асеевым и тем, кто будет её хоронить.

2 сентября её похоронили в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

По православным канонам самоубийц не отпевают, это возможно лишь с особого разрешения правящего епископа. В 1990 году патриарх Алексий II получил обращение от группы православных христиан, в том числе и от Марининой сестры Анастасии, с просьбой разрешения отпеть Цветаеву. Он благословил эту просьбу. 31 августа 1991 года, в день, когда исполнилось ровно полвека с момента смерти поэтессы, она была отпета в Храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Сын Цветаевой Георгий погиб на фронте в 1944 году, похоронен в братской могиле в городе Браслав (это Витебская область республики Беларусь).

Дочь Ариадна умерла в 1975 году.

Ни Георгий, ни Ариадна не имели собственных детей, в связи с этим прямых потомков великой поэтессы Цветаевой Марины Ивановны нет…

Марина Ивановна Цветаева Стихи

По названию

В стихах

Для поэтов

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Meeting
  • Life
  • Love
  • Меланхолия
  • Nature
1,378 Просмотр

Добавлен 11 лет назад

Оценка
для моих поэмов. назад

Оценка IT
Новолуние
  • Суммористический
  • Love
  • Nature
149 Просмотры

Добавленные 11 лет назад

149 Просмотры

.0003

Rate it
Tryst  136 Views

added 11 years ago

Rate it
In Paris
  • Love
  • Melancholy
  • Nature
 133 Views

добавлено 11 лет назад

Оценить
Диалог Гамлета и его совести0002 добавил 11 лет назад

Оценка IT
Разговор с гением
  • Nature
119 View

. ?

 114 Просмотров

добавлено 11 лет назад

Оценить
Ты ходишь и похож на меня  112 Просмотров 9 добавлено 910002 лет назад0003 Rate it
To The Next One
  • Family
  • Life
  • Love
  • Nature
 111 Views

added 11 years ago

Rate it
Before Маленький гроб
  • Семья
106 Просмотров

добавлено 11 лет назад

Оценить
 103 Views

added 11 years ago

Rate it
Girlfriend  95 Views

added 11 years ago

Rate it
The Demon In Me
  • Смерть
  • Семья
  • Жизнь
94 Просмотров

добавлено 11 лет назад0034

  • Humorous
  • Life
  • Melancholy
 92 Views

added 11 years ago

Rate it
Books In Red Binding
  • Childhood
  • Family
  • Life
  • Love
  • Меланхолия
  • Природа
  • Религия
91 Просмотров

добавлено 11 лет назад0034

  • Nature
 91 Views

added 11 years ago

Rate it
The Window
  • Life
  • Nature
 81 Views

added 11 years ago

Оценить
Маме
  • Детство
  • Семья
  • Жизнь
  • Любовь
  • Меланхолия
  • 9043 9043 9 4 0044
0002 added 11 years ago

Rate it
Prayer
  • Life
  • Nature
  • Religion
 69 Views

added 11 years ago

Rate it
Little World
  • Детство
  • Семья
  • Жизнь
  • Природа
68 Просмотров

добавлено 11 лет назад

Оценить0054
Срелые волосы
  • Life
66 Просмотров

Добавлен 11 лет назад

.

Вы, кто любил меня с фальсией
  • Love
60 просмотров

Добавлен 11 лет назад

.0033 From Four Till Seven  55 Views

added 11 years ago

Rate it
Dis-stance: versts, miles
  • Life
 55 Views

added 11 years ago

Оценить
Terminal Silhouette 26 Просмотров

добавлено 11 лет назад

Используйте цитату ниже, чтобы добавить этого поэта в свою библиографию:

Соскучились по стихотворению Марины Ивановны Цветаевой?

Знаете еще одно замечательное стихотворение Марины Ивановны Цветаевой? Не держите это в себе!

Крупнейший ресурс в Интернете для

Поэты, стихи и поэзия


Член сети STANDS4

Декабрь 2022

Конкурс поэзии

Примите участие в нашем ежемесячном конкурсе и получите шанс выиграть денежных приза и получить признание за свой талант.

Заявки должны быть отправлены через…

28

дней

21

часов

48

минут

90 Наша коллекция 90 000 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 000 оставшихся 90 0002

Продвигаемые стихи

»

Просмотр поэзии.com

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ

Викторина

Вы мастер поэзии?

»

Кто написал четыре оригинальных стихотворения к фильму «Патерсон»?
  • А. Джон Берриман

  • Б. Энн Брэдстрит

  • К. Рон Пэджетт

  • D. Мэтью Арнольд

*Цветаева Марина | объединенные архитекторы


Марина Цветаева

оглавление


юнайтед архитекторы – очерки

оглавление все сайты

Русский, 1892–1941
Проза Марины Цветаевой всегда была в какой-то степени малодетной.

Даже после того, как она добилась признания поэта мирового масштаба, что датируется 1960 годом, если не раньше, ее проза по-прежнему считалась «мучительно претенциозной и малопонятной» (Д. С. Мирский, История русской литературы, 19).60). Несмотря на враждебный прием критиков, она написала значительный объем прозы, охватывающей широкий спектр научно-популярных жанров. Среди них, пожалуй, наиболее известны ее автобиографические очерки, особенно ее мастерская трилогия «Дом у Старого Пимена» (1933; «Дом у Старого Пимена»), «Мать и музыка» (1935; «Моя мать и музыка») и «Мой Пушкин» (1937; «Мой Пушкин»), но они также включают воспоминания, путевые очерки, дневники и прозаические портреты ее знаменитых современников Серебряного века русской литературы, таких как Максимилиан Волошин («Живое о живом [1933; «Живое слово о живом человеке»]), Андрей Белый («Пленный дух» [1934; «Плененный дух»]), Валерий Брюсов («Герои труда» [1925; Герой труда]). Они предстают как жанры, более знакомые западному читателю (книжное обозрение и фельетон), а также некоторые блестящие и весьма своеобразные набеги на литературную историю и критику: оценка ее любимого современника Пастернака («Световой жизни» [1922; « Ливень света»), сравнение Пастернака и Маяковского («Эпос и лирика современной России» [19].
32; «Эпическое и лирическое в современной России»]), теоретические очерки («Искусство при свете совести» [1932; «Искусство в свете совести»], «Поэт и время» [1932; «Поэт и время»], и «Поэты с истории и поэзии без истории» [1934; «Поэты с историей и поэты без истории»]).
Проза Цветаевой охватывает почти весь период ее творческой деятельности. Как показывают новаторские переводы Дж. Марин Кинг (опубликованные в A Captive Spirit, 1980), его можно разделить на три периода с некоторым совпадением. Первый период длится с 19С 17 по 1921 год и содержит преимущественно дневники и прозаические зарисовки, основанные на ее опыте русских революций 1917 года и Гражданской войны. Вторая (1922–1932) посвящена очеркам о поэтах и ​​писателях, природе творчества и писательской этике.
Третий период охватывает период с 1934 по 1937 год. В этот период миф и память сливаются воедино, создавая самые запоминающиеся прозаические портреты, а также знаковые автобиографические очерки. Как указывает также Кинг, тематическая и хронологическая преемственность автобиографических очерков свидетельствует о том, что Цветаева рассматривала их не самостоятельно, а как главы автобиографии.
Несомненно, главная причина того, что проза Цветаевой не получила изначально того признания, которого она заслуживала, — это ее крайняя трудность. Ее сильная проза доставляет удовольствие играть мускулами. По своей краткости он напоминает форму личной стенографии. Переходы заменены тире, связывающими несвязанные, даже противоположные идеи. Абзацы сводятся к одному предложению, а предложения — к одному слову. Сведение текста к его мельчайшей структурной единице — преднамеренная стратегия Цветаева. Для нее слово — не пустое означающее, а хранилище звука, а звук порождает смысл. Об этом свидетельствует ее излюбленный прием взятия одного слова и выведения из него целой цепочки слуховых и тематических ассоциаций. К сожалению, эти цепочки ассоциаций часто бывают настолько личными, что непосвященный читатель сбивается с толку.
Вопрос об отношении Цветаевой к читателю привлек к себе большое внимание критиков, потому что он был уникальным даже в эпоху формальных экспериментов, в которую она писала. Хотя она является большим поклонником Монтеня и Сент-Бева, она не разделяет ни их дискурсивного стиля, ни их критической дистанции. Вместо этого она занимает бескомпромиссную позицию по отношению к своему читателю, поддерживая стремительный поток изъявительных и вопросительных предложений, прямого обращения и вставок, представляющих либо ее собственный «альтернативный» голос, либо предполагаемый ответ читателя. Отсюда и Иосиф Бродский (1986) и Анжела Ливингстон (введение к Цветаевой «Искусство в свете сознания», 1992) приходят к выводу, что ее стиль диалогичен, а Кинг подчеркивает, что он имеет звучание и ритм живого человеческого голоса. Это тоже сознательная стратегия Цветаевой. Она провоцирует читателя присоединиться к ней в духе «сотворчества»: «…что такое чтение, как не расшифровка, интерпретация, вытягивание чего-то тайного, чего-то за чертой, за пределами слов. (Не говоря уже о синтаксических трудностях!) Чтение есть прежде всего сотворчество» («Поэт о критике» [19].26; «Поэт о критике»].

Не менее уникальна структура ее эссе, поражающая отсутствием индуктивной аргументации. Обычно она начинает с парадокса. Затем она развивает одну ветвь парадокса, насколько это возможно. Возвращаясь к исходной точке, она развивает противоположную ветвь, пока не достигает точки, где они встречаются, как пара сцепленных рук. При этом она последовательно повышает уровень аргументации, пока не приходит к выводу, чаще всего сформулированному в форме афоризма. Цветаева была пристрастием к афоризмам, и афоризмы у нее особенно благодарны: «Всякий поэт по существу эмигрант… эмигрант из Царства Небесного и из земного рая природы… Эмигрант из бессмертия во времени, невозвратившийся в свое небо» («Поэт и время»).
Основная часть прозы Цветаева написала в эмиграции и публиковалась в различных русских эмигрантских периодических изданиях в Праге, Берлине и Париже: «Воля России», «Числа» («Даты»), «Последние новости», «Современные записки» («Современные записки»). анналы), и это лишь некоторые из них. Процесс был далеко не гладким: ее более длинные эссе подвергались жестоким редакционным сокращениям, а два запланированных сборника объемом в книгу, один из ее дневников времен Гражданской войны, другой из ее критических эссе, так и не были выпущены из-за отсутствия издателя. По иронии судьбы, именно ее проза в конечном итоге определила ее судьбу в эмиграции. Ее уничтожающая атака 1926 о русской эмиграции литературного истеблишмента «Поэт о критике» заставила возмущенную общественность подвергнуть ее остракизму, тем самым лишив ее аудитории. Только с 1980-х годов ее статус блестящего мемуариста и глубокого эссеиста окончательно утвердился.

ЛАУРА Д.УИКС

Биография
Марина Ивановна Цветаева. Родился 26 сентября 1892 года в Москве. Учился в школах Швейцарии и Германии, а также в Сорбонне, Париже. Замужем за Сергеем Эфроном, 19 лет.12 (расстреляны, 1939 г.): две дочери (одна умерла от голода) и один сын. Застрял в Москве на пять лет после революции 1917 года; уехал из России в 1922 году в Берлин, Прагу и, наконец, в Париж в 1925 году; вернулся в Россию в 1939 г. , но официально подвергнут остракизму и не может быть опубликован.
Умер (самоубийство через повешение) в Елабуге 31 августа 1941 г. Избранная проза, перевод Дж. Марин Кинг, 1980
Проза, под редакцией А.А.Саакианца, 1989
Об искусстве, 1991
Где отступается любовь, 1991
Искусство в свете совести: восемь очерков о поэзии, перевод Анжелы Ливингстон, 1992

Другие сочинения: десять томов стихов и много корреспонденции.
Издания Собрания сочинений: Стихотворения и стихи в пяти томах под редакцией Александра Сумеркина и Виктории Швейцер, 5 тт., 1980–90; Собрание сочинений, 7 т., 1994–95.

Библиография
Гладкова, Татьяна и Лев Мнухин, Библиография произведений Марины Цветаевой, Париж: Институт исследований рабов, 1982

Дополнительная литература
Баер. на тему «Мой Пушкин»: Брюсов, Ахматова, Цветаева», Труды Ассоциации русско-американских ученых в США 20 (1987): 163–83
Бродский, Джозеф, «Поэт и проза», в его Меньше чем One: Selected Essays, New York: Farrar Straus Giroux и London: Viking, 1986
Честер, Памела, «Привлечение сексуальных демонов в «Дьяволе» Марины Цветаевой: тело и генезис женщины-поэта», Славянское обозрение 53, вып. 4 (1994)
Фейлер, Лили, Марина Цветаева: Двойной ритм рая и ада, Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1994
Файнштейн, Элейн, Пленный лев: Жизнь Марины Цветаевой, Лондон: Хатчинсон, и Нью-Йорк: Даттон, 1987
Форрестер, Сибелан, «Марина Цветаева как литературный критик и критик литературных критиков», в книге «Русские писатели о русских писателях», под редакцией Фейт Вигзелл и Робин Эйзелвуд, Оксфорд: Берг, 1994
Гиффорд, Генри, «Иосиф Бродский о Марине Цветаевой», в книге «Русские писатели о русских писателях», под редакцией Фейт Вигзелл и Робин Эйзелвуд, Оксфорд: Берг, 1994
Карлинский, Саймон, Марина Цветаева: Женщина, ее мир и ее поэзия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985
Кнапп, Лиза, «Две Гончаровы Цветаевой», в культурных мифологиях русского модернизма: от Золотого века к Серебряному веку, под редакцией Бориса Гаспарова, Роберта П. Хьюза и Ирины Паперно, Беркли : Калифорнийский университет, 19.92
Коркина, Елена, «Пушкин и Пугачев»: Лирическое исследование Марины Цветаевой», в Марине Цветаевой: Сто лет: доклады симпозиума, посвященного столетию Цветаевой, под редакцией Виктории Швейцер и других, Беркли, Калифорния: Berkeley Slavic Specialties, 1994
Крот, Аня М. , «Поэт и время в философских очерках Марины Цветаевой», в книге «Русская литература и американские критики: в честь Деминга Б. Брауна», под редакцией Кеннета Н. Брострома, Анн-Арбор: Мичиганский университет, кафедра славистики Языки и литературы, 1984
Лосский, Вероник, Марина Цветаева: Un Itinéraire poétique, Paris: Solin, 1987
Мнацаканова, Елизавета, “О роли детского воспитания в психологии
художественного творчества: На примере прозы Марины Цветаевойана и ф. Достоевского «Братья Карамазовы», Wiener Slawistischer Almanach 19 (1982): 325–49
Швейцер, Виктория, Цветаева, под редакцией и аннотациями Анжелы Ливингстон, Лондон: Harvill Press, 1992; Нью-Йорк: Фаррар Штраус Жиру, 1993 г.
Смит, Александра, «Миф о Книде и цветовая интерпретация любви Пушкина к Н. Гончаровой», Очерки поэтики 14, вып. 2 (1989):83–102
Таубман, Джейн А., Жизнь через поэзию: Лирический дневник Марины Цветаевой, Колумбус, Огайо: Slavica, 1989

►→ вернуться к ►→ Энциклопедия ЭССЕ

Обращайтесь автор для предложений или дополнительной информации: architects.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *