Биография лермонтова кратко о главном: Краткая биография Лермонтова, самое главное и краткое содержание жизни Михаила Юрьевича для всех классов

Викторина по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс) | Методическая разработка по литературе (9 класс) на тему:

Викторина для 9-го класса по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству великого поэта и писателя.

Задачи:

1) развивать познавательный интерес , повышать творческую активность учащихся;

 2) прививать любовь к классике.

1. Вопросы по биографии М.Ю.  Лермонтова.

1.1. В каком городе родился Лермонтов? (Москва)

1.2. Где прошло его детство? (с. Тарханы Пензенской губернии)

1.3. Кто воспитывал Лермонтова? (бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

1.4. Какое учебное заведение в Петербурге окончил Лермонтов? (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)

1.5. Сколько раз  Лермонтов был  ссылке на Кавказе? (2)

1.6. Почему его отправили в ссылку в первый раз? (за стихотворение «Смерть поэта»)

1.7. С кем и из-за чего у него  произошла дуэль, за которую он был отправлен в ссылку во второй раз? (дуэль с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом из-за написанной на него эпиграммы)

1. 8. Где и как погиб Лермонтов? (на дуэли с Н. Мартыновым в Пятигорске)

1.9. Талантом и тягой к чему  наряду с поэзией  обладал Лермонтов? (к живописи)

1.10. Кто из приближенных царя был родственником Лермонтова? (Столыпин)

2. Вопросы по стихотворению «Бородино».

2.1.  К какой дате написано стихотворение «Бородино»? ( 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года)

2.2. Что забил «в пушку туго» герой стихотворения «Бородино»? (снаряд)

2.3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? (ямбом)

2.4. У какой части пушки решил вздремнуть   герой-рассказчик? (у лафета)

2.5. От лица кого ведется повествование в стихотворении? (от лица солдата)

2.6. Каковы тема и идея стихотворения? (Тема — рассказ о подвиге народа, о великом историческом сражении, идея — утверждение мысли о народе как главном деятеле всемирной истории.)

3. Вопросы  по поэме «Мцыри».

3.1. Что в переводе с грузинского означает «МЦЫРИ»? (монах)

3. 2. Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (гроза)

3.3. С каким животным вступил в схватку Мцыри? (барс)

3.4. Сколько времени проводит Мцыри на свободе? (3 дня)

3.5. К какому литературному направлению можно отнести поэму? (романтизм)

3.6. Какие черты (романтизма) можно выделить в произведении? (противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью; любовь героя к свободе и т.д.)

4. Вопросы по роману «Герой нашего времени».

4.1. Каким было первоначальное заглавие романа? («Один из героев начала века»)

4.2. Для чего Лермонтов написал «Предисловие к роману»? (чтобы объяснить особенности замысла  романа)

4.3. У какой российской реки Лермонтов позаимствовал имя  для героя своего романа? (Печора)

4.4. Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу? (коня)

4.5. «… самый скверный городишко из всех приморских городов России». О каком городе идет речь? (Тамань)

4.6. Чьи это слова?

— «Я ехал на перекладных из Тифлиса» (офицер)

— «Вчера я приехал в Пятигорск…» (Печорин)

— «Я, однако ж,  не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая» (Максим Максимыч)

4. 7. Признает ли Печорин равенство в дружбе? Что он говорит о дружбе? (Нет. «Из двух друзей один всегда раб другого»)

4.8. Из-за чего возник спор в повести «Фаталист»? («Судьба человека написана на небесах», или человек сам творец своей судьбы?)

4.9. Как называет Печорин девушку в главе «Тамань»? (ундина)

4.10. На что обращает внимание Максим Максимыч при встрече с Печориным? (Странность облика, противоречивое поведение.  «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера».)

4.11. Опишите внешность Печорина (ключевые моменты). (Глаза Печорина  «не смеялись, когда он смеялся»; «крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни» .)

5. Средства выразительности в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Какие средства выразительности используются в следующих отрывках?

-«…ни темной старины заветные преданья

     не шевелят во мне отрадного мечтанья…» (эпитеты, метафора)

— «… люблю дымок спаленной жнивы, в  степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…» (олицетворение)

— » … разливы рек ее , подобные    морям…» (сравнение)

— «… на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин…» (эпитет, метафора)

— «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная?

Злоба ль открытая?. .» (риторический вопрос)

6. Вопросы  по творчеству М.Ю. Лермонтова.

6.1. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым? («Смерть поэта»)

6.2. Кому посвящено это стихотворение? (А.С. Пушкину)

6.3. У кого из великих русских поэтов и писателей ,как и у Лермонтова, есть произведения «Кавказский пленник» и «Пророк»? («Кавказский пленник»  у А.С. Пушкина и у Л.Н. Толстого, «Пророк» у А.С. Пушкина)

6.4.  О каком дереве поэт писал : «… на севере диком стоит одиноко…» (сосна)

6.5. У Лермонтова есть произведение, в названии которого указано количество героев. Назовите его. («Три пальмы»)

6.6. О каком произведении Лермонтова В.Г. Белинский сказал : «… гениальное разрешение задачи создания поэмы в народном стиле…»? («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

6.7. Какое стихотворение стало последним в жизни поэта? («Выхожу один я на дорогу»)

 

Юность М.Ю.Лермонтова — Биография М.Ю. Лермонтова

w3.org/1999/xhtml» cellspacing=»0″>

Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е.А. Сушкова, «черноокая» красавица, в которую Лермонтов без памяти влюбился. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко.

   После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 — 1832), где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. Во время обучения в университете Лермонтов увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой, но его постигло разочарование. В это время Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831 год), осуждавшая власть и крепостное право. После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год и покинул университет, переехал в Петербург вместе со своей бабушкой.

В Петербурге он пытался поступить в университет, однако ему не зачли двухлетнего обучения в Московском Университете и предложили поступить на первый курс. По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года» (10 ноября 1832 — 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников. Урывками, тайком Лермонтов работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания.
В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге.

   В это время Лермонтов становится душой компании местной молодёжи, запевалой в беседах, сводит с ума женщин. Именно к этому времени приходится развязка его давнего романа с Е.А. Сушковой. Он притворяется влюблённым, добивается взаимности и бросает её. В конце 1835 года до Лермонтова дошли слухи, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о ее замужестве. К 1835 году относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть «Хаджи-Абрек» и отдал ее в «Библиотеку для Чтения». Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835 год), которую Михаил Лермонтов переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения цензуры на постановку.

   Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 — 1836) и зрелый (1837 — 1841). Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение «Смерть поэта» (1837 год) — гневный отклик на гибель А.

С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов был болен, когда стало известно о смерти Пушкина. До него доходили различные толки; некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. Сначала стихотворение оканчивалось словами: «И на устах его печать». В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов).
Стихотворение было понято как «воззвание к революции»; началось дело. В марте 1837 года по приказу самого царя за распространение последних 16 строк стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова — писателя и художника (Лермонтов неплохо рисовал). В 11 октября 1837 года после хлопот бабушки Е.А. Арсеньевой и В.А. Жуковского Лермонтов был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы поэт задержался в столице; 9 апреля 1838 года Лермонтов возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк.
С 1838 по 1840 год Лермонтов находился в Петербурге — это время поэтического расцвета его таланта, поэт восстанавливает светские связи, посещает литературные салоны семьи Карамзиных, В. Одоевского, бывает на балах и приемах у аристократии (Валуевы, Репнины, Смирнова-Россет). Высший свет становится ему «более чем несносным», потому что «нигде ведь нет столько низкого и смешного, как там» (из письма к М. А. Лопухиной, к. 1838).

   Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении.  Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…» (опубликована в 1838 году без указания имени автора, не пропущенного цензурой).

Лермонтов сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с критиком В.Г. Белинским.

   Работая над новыми романтическими поэмами, Лермонтов одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», «Тамбовская казначейша»), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Лермонтова входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения («Дума», 1838 год), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении «Поэт» (1838 год) Лермонтов провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы».

С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Лермонтова народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера («Песня про царя Ивана Васильевича…», «Бородино», 1837, «Завещание», 1840, «Родина», 1841). Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени» (1840 год), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа — Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Лермонтов обнажает в своём герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Лермонтова сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

   Творчество Лермонтова питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д.Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Лермонтова-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Лермонтова Так, в основе романтической поэмы «Мцыри» (1839 год) — реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы «Демон», над которой Лермонтов работал с 1829 года почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась главная цель автора — создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Передовые современники именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического «демонизма», усиливаются мотивы духовного возрождения — через любовь души, «открытой для добра».

   В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Как известно, этим маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января».

   В феврале 1840 года на балу у графини де Лаваль состоялось дуэль с Э. де Барантом, сыном французского посла, за что Лермонтов был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк (приказом от 9 апреля). Как участник тяжёлого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам (одна из них — золотая сабля с надписью «За храбрость»), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Последнее произведение поэта — «Пророк». По пути в полк М.Ю. Лермонтов задержался для лечения в Пятигорске. Здесь жила большая компания веселой молодежи — все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика — вспоминает князь А.И. Васильчиков,- жила дружно, весело и несколько разгульно… Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за «напускной байронизм», за «страшные» позы. Между ними произошла роковая ссора, закончившаяся «Вечно печальной» дуэлью. Поэт пал жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал». По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: «… Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, стр. 2).

   Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога».

   Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.  В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

   Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полное собрание сочинений, том 4, 1954, стр. 503).

   В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию «железный стих», отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского). Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М. А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).

   Отдельная наука — лермонтоведение — много сделала для изучения жизни М.Ю. Лермонтова и сложной идейно-художественной проблематики его творчества. Осуществлена большая текстологическая и комментаторская работа; на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям, почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Лермонтова созданы в селе Лермонтове Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в городе Пятигорске, где Лермонтов провёл последние месяцы своей жизни.

Источник информации: http://masterjoy.narod.ru/Zhizn/lermontov_biog.html
http://lermontov. sch2262.ru/21.html

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография писателя

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор совершенно неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап в развитии русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личностные, философские и гражданские мотивы, которые в то время как нельзя лучше соответствовали духовным запросам общества. Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на последующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения экранизировались, ставились в театре, отображались на картинах, а поэзия превратилась в романсы.

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Будущий писатель родился в октябре 1814 года. Еще до нового года вся семья вернулась из Москвы в Тарханы — имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без мамы, когда ему не было и трех лет. Отец хотел взять сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что внуку все останется только в том случае, если он проживет с ней до совершеннолетия.

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Дворянского пансиона, действующего при Московском университете. В то же время он увлекся поэзией и начал писать. Его первым учителем в этом деле был С. Э. Райх. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов поступил на морально-политический факультет того же университета. Михаил не придерживался какого-либо кружка и вообще держался подальше от всех учеников. Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекции на новой кафедре Михаил почти не посещал и на пробы в конце года не появлялся.

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал воспитанником Гвардейского юнкерского училища, которое было учреждено для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием был связан его переезд в Петербург. Проучившись в училище 2 года, получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не переставал писать.

М.Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о смерти Пушкина. Михаил Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Смерть поэта». Поскольку стих носил политический характер, поэта арестовали и сослали на Кавказ. С того дня он прожил всего 4 года. И за это короткое время Лермонтов создал те произведения, которые потом стали считаться лучшими из его поэтического наследия. Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных в воплощении стихов, доказывающих безграничную силу его таланта. В 1839 г., Лермонтов закончил работу над романом «Герой нашего времени».

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал окончательно оставить военную службу и полностью отдаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему было позволено лишь некоторое время пробыть в Петербурге. И тогда это стало возможным благодаря ходатайству влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После визита поэт отправился в свое последнее путешествие на Кавказ, а по существу — в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Причина ссоры, приведшей к судьбоносной дуэли, была незначительной. Сам поэт был почти уверен, что дуэль не состоится. Однако Мартынов не собирался ему отказывать. Он нанес смертельную рану М.Ю. Лермонтова во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а весной следующего года прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

Бескрайнее человечество Антона Чехова

Антон Чехов был, пожалуй, наименее статным мажором Русский писатель своего поколения. Он писал рассказы, а не романы, жили скромно и редко высказывали сложные философские идеи в больших количествах. тома размером с чемодан, как его современники, Толстой и Достоевский, имели обыкновение делать. Он пришел из крестьянское сословие, в отличие от аристократического Тургенева; и его политика редко проникала пути его вымысла, как это иногда делали для Горького. Он был великодушен, близок, трудолюбив и не высказывал грандиозных мнений о себе или чрезмерно страдают обычными русскими пороками — водкой, неверностью и азартными играми. Но больше всего, даже добившись успеха как автор рассказов и драматург, Чехов никогда не бросал свою основную работу врача и продолжал поддерживать своих друзей и семью, страдая от геморроя и плохие зубы к частым отупляющим депрессиям, флебитам и длительному случай туберкулеза, который в конце концов убил его в возрасте 44 лет.

Родившийся в Таганроге в 1860 году, Чехов познал крайности Русская жизнь. Его отец был вольноотпущенным крепостным, достигшим короткого, упорного труда. успеха в качестве владельца двух местных продуктовых магазинов, прежде чем потерять их обоих. Он внушил Чехову и его братьям и сестрам уважение к природным силам мира (он часто побеждал их) и любовь к музыке (он преданно водил их в церковь каждую неделю, чтобы наслаждайтесь хором). Его мать, гораздо более мягкое существо, не появляется занимает видное место в переписке Чехова, но остается на заднем плане как огромная гуманизирующая сила. Четыре дружных брата и сестра Чехова кажутся быть одновременно талантливым и диким. Его старший брат Николай страдал алкоголизм и безнадежные долги, из-за которых он пропадал на недели, в то время как юный Александр опозорил своих родителей тем, что поселился у замужней женщина.

Чехов становится Чеховым: появление литературного гения 1886–1887

Боба Блейсделла

Купить в книжном магазине

Pegasus Books, 400 стр., $29,95 В юном возрасте Чехов наслаждался обществом друзей и семьи и редко имел пренебрежительное слово, чтобы сказать о любом. (Под конец жизни он даже говорил добрые слова в адрес своего жестокого отца, который никогда не удосужился прочитать его рассказы. даже после того, как стал известен.) Что отличало как молодого, так и среднего возраста Чехова была его постоянная способность к интенсивной, ежедневной, неустанной работе — будь то он готовился к медицинским экзаменам, писал рассказы и юмористические статьи или изливал нашу переписку, наполненную продуманными советами тем, кого он любил.

Он часто сочинял свои рассказы дома по вечерам, пока в окружении друзей и семьи, уделив несколько минут игре на пианино или спеть песню. Как вспоминал его брат Михаил о первых месяцах их жизни вместе в Москве, «он процветал на волнении». Другой друг вспоминал о непрерывном и часто любовный крик юношей и девушек как «вакханалия, милый мой, настоящая вакханалия!» Даже среди его худших периодов депрессии, плохого здоровья и неплатежеспособности, Чехов никогда не устал от компании. Он написал двоюродному брату, который переехал рядом: «Ты будешь нечастым гостем, по крайней мере каждую неделю.… Кроме Вторник, четверг и иногда по субботам я всегда дома в вечера. Приходи пораньше, чтобы остаться подольше. P.S .: По вторникам я дома после девяти, по четвергам только до девяти, чтобы не было ни дня когда ты рискуешь меня не увидеть.

Чехов был тихо великодушен и про себя монументален — точное напротив Толстого.

Как Самый обаятельный биограф Чехова, Эрнест Симмонс, однажды сказал: Чехов «любил жизнь больше, чем смысл жизни». Он воспринимал свои удовольствия маленькими, интимными и частый. Он был тихо великодушен и втайне монументален — точный напротив Толстого, который широко шагал по мировой арене, но дома оставался далекая, безупречная личность, особенно для жены и детей. Новая биография Боба Блейсделла, 9 лет0061 Чехов становится «Чехов, » увлекателен, доставляет удовольствие и столь же бесстрастен, как и его сюжет; и описывая жизнь Чехова через внимательное прочтение его многочисленных рассказов и переписки за два года — с 1886 по 1887 год — он не просто (как обещания заглавия) объясняют, как Чехов стал Чеховым, а скорее как невозможно, чтобы он стал кем-то другим.


Когда Блэйсделл подводит итоги этих двух бурных лет, кажется, читать о Чехове почти так же утомительно, как быть им:

В 1886 году 26-летний московский Доктор опубликовал 112 рассказов, юмористических статей и статей. В 1887 году он опубликовал шестьдесят четыре рассказа… и три тома его рассказов были опубликовано. Между тем, по три часа в день, шесть дней в неделю доктор Чехов лечил пациентов в его кабинете у его семьи проживания, а также совершал вызовы на дом; он жил с родителями и содержал их и младшие братья и сестры. Зимой 1886 года он стал помолвлен и не помолвлен с быть женатым. Он наставлял других писателей, поощряя их по существу и блестящая критика. Он вел оживленную, откровенную, забавную переписку с редакторы, друзья и его старшие братья… После голубого и тоскливого лета В 1887 году он написал пьесу в четырех действиях за две недели.

Это не то чтобы его так манила литература когда он проскользнул через заднюю дверь. Ранние короткие комические произведения Чехова и рассказы публиковались под псевдонимами в плохо оплачиваемых литературных журналах, таких как «Фрагменты» из Санкт-Петербурга, обычно под самонасмешливой подписью Антоша Чехонте. И все же довольно быстро он нашел себе аудиторию даже в то время как врач лечил некоторых из самых бедных и отчаявшихся людей в Москва.

«Исследование медицины, — писал он о тех годах, — оказали серьезное влияние на мой литературный деятельности… и обогатил меня знаниями, ценность которых для меня как писателя только врач может оценить». Болезнь и смерть, безусловно, повсюду в Чехов и его люди страдают от туберкулеза и плеврит к анемии и раку. (Каждый раз, когда чеховский персонаж кашляет, это предвещает плохо.) Но хотя в последующие годы его рассказы становились более серьезными и эмоциональными, и он начал публиковаться в более высокооплачиваемых и уважаемых журналах (таких как правый Новое время, под редакцией Алексея Суворина), они всегда сохраняли комический подтекст. Его персонажи стремятся достичь таких вещей, как любовь, самообладание или финансовый успех, но эти усилия выглядят иронично в лицо мира, которое иногда красиво на вид, но остается непоколебимым для человеческое счастье. И хоть New Times принесла Чехову шире успех, это не отражало его собственную либеральную политику. Но это был еще один знак широко воспринимающего характера Чехова, поскольку, насколько он считал, политика (как и религия) не давала большого противоядия от социальных или просто человеческие страдания.

Он предпочел довериться искусству и науке и тем возможностям, которые они предоставили относиться к человеческой жизни со спокойным, объективным состраданием. С другой стороны, почти любой запах идеологии или религии беспокоил его, и во многих рассказах, таких как «Вырванный с корнем: Случай из моих путешествий», он выражает сочувствие молодым людям, которые находят способы «искоренить» себя из религиозных верований своих семей (особенно те, что принадлежат их отцам). Для него христианство, иудаизм, нигилизм и суеверия были обычным духовным препятствием для человеческой жизни, подобно физическое бремя болезней, алкоголизма, азартных игр и отчаяния.


Многие из этих ранних, относительно коротких рассказов лучше, чем можно было бы ожидать, и это величайшее удовольствие от этой книги в том, что она приглашает нас читать (или перечитывать) такие «второстепенные» рассказы, такие как «Нищий», в котором бизнесмен из среднего класса хвастается о том, как он исправил бедняка «жесткой любовью», а не подачками — только чтобы узнать, что именно доброта сослуживца на самом деле поставила его в тупик. путь к устойчивой жизни. Подобная динамика движет другим коротким рассказом, «Кто был виноват?» в котором директор школы покупает кошку, чтобы охотиться на мышей в своей школе, но кошка боится мышей, которых директор пытается исправить, избив его. В конце концов директор бросает кошку в улица, где он проводит остаток своей жизни, боясь мышей больше, чем когда-либо до. Как сочувствующий племянник директора рассказывает в конце истории, он сам был «обучен» латыни этим же дядей и позже вырос до обнаруживает, что всякий раз, когда он видит классическое произведение, его преследует видение дядиной «бледно-серое лицо». «Я бледнею, — признается он, — у меня встают волосы на голове, и, подобно кошке, я с позором бегу».

Чехова концовки «крутить хвостом» никогда не бывают просто шутками, а раскрывают фундаментальные ирония человеческой жизни — например, что жестокость и сила не учат животных (таких как мы) тому, как вести себя да только чего бояться (это, конечно, жестокость и сила). В Произведение искусства», врач получает от бедного клиента особый подарок — канделябр. украшен грубыми оргиастическими изображениями, которые ему стыдно демонстрировать в своем доме, и поэтому он «передает» его кому-то другому. Они его «переподарят» вперед, и вперед снова, пока первоначальный клиент не возвращается к доктору с сюрпризом — он обнаружил подходящие канделябры! В отличие от «Даров волхвов» О’Генри, эта эстафета дарение не раскрывает сентиментального послания о самоотверженности любви; это раскрывает фундаментальный человеческий эгоизм: люди не ценят поступок щедрости, если это заставит их выглядеть плохо перед своими друзьями.

Чехова ранние рассказы часто отбрасывали как второстепенную работу или как мягкую тренировочную площадку. что привело его к написанию больших и лучших рассказов, но большинство из них не менее сложные или трогательные, чем более поздние, населенные теми же людьми и женщины, которые стремятся (и обычно не могут) достичь одних и тех же вещей: любви, знаний, Успех, свобода и хорошая жизнь. Но если им повезет, живые и здоровье — единственное истинное достижение, которого они когда-либо достигают; и даже тогда это с знание того, что это не будет продолжаться.


Пока его сверстники писали на знаменательные темы, такие как «Война и мир» и «Преступление и наказание», Чехов произвел больше всего рассказы в современной художественной литературе с непритязательными названиями: «Скучная история», «А Несчастье», «Бесполезный случай».

Чехов, возможно, был одним из самых приверженцев реализма. великие авторы коротких рассказов; он редко пробовал свои силы в фантастических рассказах или истории, граничащие со сверхъестественным (в отличие от Мопассан), и всякий раз, когда происходят «жуткие» события, такие как «Ночь в Кладбище», в котором пьяный, мечтая о посмертном опыте, просыпается в самый настоящий морг, где он потерял сознание — изюминка «шутки» сама реальность, которая оказывается страшнее любого сна. «Чехов верил в ночных кошмарах и галлюцинациях, — отмечает Блейсделл, — но не в призраках» 9.0003

А пока Чехов сверстники написали большие книги на такие громкие темы, как « Война и мир», Одержимые, и Преступление и наказание, Чехов произвел больше всего непритязательно названные рассказы в современной художественной литературе: «Скучная история», «Мелочь», «А Несчастье», «Бесполезный случай» и так далее. (Второй его сборник назывался просто «Пестрые сказки», как если бы это был сборник неряшливых, несочетаемых дворняги.) Свои рассказы он представлял маленькими, незначительными и легко забываемыми; и тем не менее в первых нескольких предложениях каждое из них ловко устанавливает, кто и где главные герои, что важно в их жизни (не так много), и на что похожа погода — континуум природных сил, который определяет жизни чеховских персонажей гораздо больше, чем их личные желания и стремления.

В один из первых рассказов Чехова для Суворина Новое время, «Ведьма», пономарь сельской церкви сидит, размышляя о буре у своего дома. Он считает, что что им движет страстное желание его заблудшей жены, которую он предполагает обладание огромными сверхъестественными способностями:

Трудно сказать, кого стирали с лица земли. лицо земли, и ради чьего уничтожения природа была взбитый в такое брожение; но, судя по непрекращающемуся злобному реву, кому-то стало очень жарко. Победоносная сила гналась за поля, штурмуя в лесу и на церковной крыше, колотя злобно кулаками по окнам, яростным и рвущимся, в то время как что-то побеждало выл и плакал… Жалобный плач рыдал у окна, на на крыше или в печке. Это звучало не как зов о помощи, а как крик страдание, сознание того, что уже слишком поздно, что спасения нет.

Когда буря заставляет почтальона искать защиты у себя домой, пономарь предполагает, что жена заманила его туда для секса. Для Чехова, слишком человеческая ярость и страсть почти так же сверхъестественны, как мир когда-либо получает.


Чехов писал быстро, старательно и потрясающе во время эти годы, и он в значительной степени сделал это за деньги. При этом он никогда лицемерил о мире, каким он его видел, и, казалось, он так же заботился о своем вымышленных персонажей, как он делал для своих друзей и семьи. Для него письмо имело мало общего с техникой, сюжетными приемами, приемлемыми представлениями о политике и религии, или просвещение своих читателей. Это было только о том, чтобы как можно быстрее написать о мире, который он знал. «Что такое там учить?» — спрашивает один из его многочисленных писательских персонажей. «Нет ничего, чтобы учить. Садись и пиши». Не трать жизнь на теоретизирование, Чехов. говорил снова и снова. Вот почему самые интеллектуальные персонажи Чехова — несчастливы — они слишком много думают о том, что им следует делать (рассказывать кто-то их любит, переезд в Москву, продажа родового имения и т. д.). Если есть какая-то панацея от стресса и горечи человеческой жизни, это только истощение своих тревог и амбиций тяжелым трудом. И усердно работать было то, что Чехов редко прекращал делать до самой смерти.

«Среди русские, которые счастливо пишут в настоящее время, я самый легкомысленный и наименее серьезной», — писал Чехов на пике своей славы как рассказ писатель.

Эти два бурных года, описанные Блейсделлом, подошли к концу. завершение постановкой Чехова первая полнометражная пьеса, Иванов, , побудившая его писать больше для театра и меньше для журналов, и в этот момент он вымыл самые счастливые, самые успешные годы своей короткой жизни. Наконец-то у него появилось время и возможность написать рассказы любой длины, которую он предпочитал, и нашел свой путь в его большой рассказы длиной в новеллы, такие как «Палата шесть», «Дуэль», «Скучная история» и др. «Три года.»

«Среди русские, которые счастливо пишут в настоящее время, я самый легкомысленный и наименее серьезной», — писал Чехов на пике своей славы как рассказ писатель. И именно трудясь над тем, что считалось относительно несерьезным более короткие формы, в которых Чехов, должно быть, не стеснялся выражать свое монументальное маленькие видения жизни. Но «легкомыслие» не оправдывает задумчивость и сложные характеры его персонажей, обычно слишком серьезные для их же блага. Они совершают ужасные поступки, когда думают, что благородное поведение или благородные поступки из самых эгоистичных побуждений; они недооценивают истинные качества других людей и, в свою очередь, так же часто недооцениваются; и в то время как они иногда наслаждаются любовью, вкусной едой или теплым днем ​​на солнце, они никогда не избегайте осознания того, что эти моменты не могут длиться долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *